служба в толгском монастыре

Свято-Введенский Толгский женский монастырь Официальный сайт

служба в толгском монастыре. Смотреть фото служба в толгском монастыре. Смотреть картинку служба в толгском монастыре. Картинка про служба в толгском монастыре. Фото служба в толгском монастыре

Исполнение обета есть обязанность, от которой нет возможности отречься.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Новости

Расписание богослужений.

Расписание богослужений седмицы 28-й по Пятидесятнице

Ежедневно

6:00 Утренние молитвы, полунощница, акафист (если накануне была простая служба, богослужение начинается в 5:30 молебном перед Толгской иконой Божией Матери)

6:30 Исповедь

7:00 Божественная Литургия

17:00 Вечернее богослужение

В воскресные дни

7:00 Утренние молитвы, полунощница, акафист

7:30 Исповедь

8:00 Божественная Литургия

17:00 Вечернее богослужение

Если нет полиелея за вечерним богослужением поется акафист:

В воскресенье Толгской иконе Божией Матери
В понедельник святителю Игнатию Брянчанинову
В среду святителю Николаю Чудотворцу

Исповедь

Совершается ежедневно после полунощницы в 6:30, в воскресные дни в 7:30.

© 2013—2021. Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Официальный сайт.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Источник

Свято-Введенский Толгский женский монастырь Официальный сайт

служба в толгском монастыре. Смотреть фото служба в толгском монастыре. Смотреть картинку служба в толгском монастыре. Картинка про служба в толгском монастыре. Фото служба в толгском монастыре

Каждый должен дорожить своим местом и временем, не поддаваясь лживому совету врага нашего, внушающего нам: «Сегодня веди себя как-нибудь, придет время, дастся удобное место — тогда уже поведешь себя как должно».

Свт. Игнатий Брянчанинов

Новости

служба в толгском монастыре. Смотреть фото служба в толгском монастыре. Смотреть картинку служба в толгском монастыре. Картинка про служба в толгском монастыре. Фото служба в толгском монастыре

служба в толгском монастыре. Смотреть фото служба в толгском монастыре. Смотреть картинку служба в толгском монастыре. Картинка про служба в толгском монастыре. Фото служба в толгском монастыре

служба в толгском монастыре. Смотреть фото служба в толгском монастыре. Смотреть картинку служба в толгском монастыре. Картинка про служба в толгском монастыре. Фото служба в толгском монастыре

«Жемчужина» Ярославской земли

Когда мы приезжаем в монастырь, нас охватывает ни с чем не сравнимое теплое чувство, благоговение, трепет, особое состояние души. Мы словно прикасаемся к чему-то сокровенному и вечному, испытываем забытое чувство святости. С глубокой древности на Руси посещение монастырей и храмов было тем духовным воздухом для верующих людей, без которого они теряли полноту и смысл жизни, некую «лествицу», возводящую на Небо.

служба в толгском монастыре. Смотреть фото служба в толгском монастыре. Смотреть картинку служба в толгском монастыре. Картинка про служба в толгском монастыре. Фото служба в толгском монастыреОдним из таких мест, где русский человек любил открывать свое сердце в скорби и радости, надеясь на получение утешения и помощи от Господа и Царицы Небесной, был Свято-Введенский Толгский монастырь.

Обитель была основана в 1314 г. на месте явления чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Толгской. Сама Царица Небесная благословила эту землю явлением Своего чудотворного Образа. До советских времен это место было «жемчужиной» Ярославской земли, сюда нескончаемым потоком шел русский народ излить перед Заступницей Усердной свое горе и скорбь, получить исцеление и благодатную помощь.

Вопреки всем служба в толгском монастыре. Смотреть фото служба в толгском монастыре. Смотреть картинку служба в толгском монастыре. Картинка про служба в толгском монастыре. Фото служба в толгском монастыреповоротам истории Толгский монастырь восстал из руин и в настоящее время снова не перестает привлекать множество немощных, скорбящих и сирых, прибегающих к Теплой Заступнице мира холодного и получающих по вере своей скорое вспоможение в скорбях и болезнях.

Ступая по пропитанным благодатью монастырским тропинкам, хочется воскликнуть вместе с Владыкой Иринеем (Нестеровичем): «Толгская обитель — редкость. Благоговение к Царице Небесной запечатлевает, кажется, каждый шаг; кажется, слышишь голос: «Разуй сапоги». Эта величественная Волга как будто для Сей Царицы катит свои волны; этот златой храм как будто среди небес для Нее воздвигнут; эти огромные кедры, увенчанные царственными коронами, как будто Ее царственную возвещают славу. »

© 2013—2021. Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Официальный сайт.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Источник

Толгский монастырь

служба в толгском монастыре. Смотреть фото служба в толгском монастыре. Смотреть картинку служба в толгском монастыре. Картинка про служба в толгском монастыре. Фото служба в толгском монастыре служба в толгском монастыре. Смотреть фото служба в толгском монастыре. Смотреть картинку служба в толгском монастыре. Картинка про служба в толгском монастыре. Фото служба в толгском монастыре

В кедровой роще под Ярославлем, там, где в Волгу впадает река Толга, сияют увенчанные крестами купола Толгского монастыря, основанного в 1314 году. В те времена Русь, попавшая в вассальную зависимость от татаро-монгольского ханства, была раздроблена на множество княжеств, ведущих междоусобные войны. При Узбек-хане, правившем Золотой Ордой в 1313–1341 годах, ислам стал официальной религией государства Джучидов, и феодальный гнет на порабощенные народы усилился. Однако татаро-монголы не ставили задачи обращать славян в мусульманство и проводили политику веротерпимости, чтобы не провоцировать народные бунты. Завоеватели лояльно относились к представителям других конфессий в покоренных странах. Русская православная церковь имела особый статус и неоднократно получала ярлыки (охранные грамоты) от великих ханов на освобождение от выплаты дани и защиту от притеснений.

служба в толгском монастыре. Смотреть фото служба в толгском монастыре. Смотреть картинку служба в толгском монастыре. Картинка про служба в толгском монастыре. Фото служба в толгском монастыре

Толгская икона Божией матери

Как гласит предание, иконописный лик Богоматери явился 21 августа (8 числа по старому стилю) 1314 года святителю Прохору, епископу Ростовскому и Ярославскому, который вместе со спутниками возвращался из Белозерья в свой кафедральный город. Путешествие по Шексне и Волге было долгим и трудным. Путники остановились на ночлег на побережье у устья речки Толги. Ночью архипастыря разбудил яркий свет. Выйдя из шатра, он увидел огненный столп на противоположном берегу. Отражение пламени в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Архиерей перекрестился и, опираясь на святительский жезл, пошел по озаренной неземным сиянием воде словно посуху. В воздухе парил образ Пречистой Девы, держащей на руках младенца Иисуса Христа. Епископ упал на колени и стал молиться, пока не лишился чувств.

Очнувшись утром в своем шатре, он решил, что случившееся ночью было сновидением, но, не обнаружив нигде своего посоха, решил на лодке перебраться на место таинственного знамения. Оказалось, что ночное бдение ему не привиделось во сне. На земле рядом с архиерейским посохом лежала икона. Владыка и служители взяли в руки топоры и принялись рубить лес, чтобы возвести на месте явления Богородицы деревянный храм. Весть о чуде быстро разнеслась по округе. Ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Уже к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

За полвека образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и богомольцы. По времени основания обитель древнее Валаама, Соловецкого монастыря и Троице-Сергиевой лавры.

В 1392 году икона стала мироточить. Однако вскоре деревянные постройки уничтожил пожар, сгорел и соборный храм. Икону сначала сочли погибшей, но произошло новое чудо — она нашлась в ветвях кедра целой и невредимой.

В 1553 году Толгский монастырь посетил Иван Грозный. Как свидетельствуют летописи, царь излечился от болезни ног после того, как помолился у святыни. Благодарный монарх пожертвовал средства на строительство каменных соборов.

Во время Смуты в XVII веке обитель подверглась нашествию польско-литовских интервентов, 46 безоружных монахов были убиты. Чудотворную икону удалось спасти.

В 1612 году в ходе сбора в Ярославле ополчения Минина и Пожарского разразился мор. Эпидемия, быстро распространявшаяся из-за большого скопления людей, прекратилась сразу после крестного хода с иконой Толгской Божьей матери. В 1636 году образ Богородицы с сыном спас Ярославский край от голода, вызванного неурожаем, в 1654-м — от моровой язвы, в 1657-м — от страшной засухи.

Толгский монастырь не раз посещали августейшие особы: Петр I, императрица Екатерина Великая, император Николай II вместе со своей семьей.

Советская власть превратила монастырские земли и постройки в колонию для малолетних преступников и склады. В канун 1000-летия Крещения Руси, в 1987 году, разрушенный комплекс Толгского монастыря был передан Русской православной церкви. По решению Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая в СССР женская обитель (после революции 1917 года все женские монастыри были закрыты).

Главная святыня, Толгская икона Божьей Матери, хранившаяся в Ярославском художественном музее, была возвращена монастырю 20 августа 2003 г. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». По композиции образ подобен палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской иконы делались списки.

служба в толгском монастыре. Смотреть фото служба в толгском монастыре. Смотреть картинку служба в толгском монастыре. Картинка про служба в толгском монастыре. Фото служба в толгском монастыре

Ансамбль Толгского монастыря

Памятники русской архитектуры пришлось восстанавливать из руин. Большая часть сооружений находилась в аварийном состоянии, почти полностью были утрачены настенные росписи и церковная утварь, разрушены иконостасы.

В настоящее время в архитектурный комплекс входят храмы, монастырское подворье, монашеские кельи, школа-интернат для девочек и регентский класс, иконописная, позолотная, швейная, столярная мастерские, пекарня, просфорня и трапезная. Для водоснабжения сада и огородов выкопан пруд и налажена поливочная система.

В гостевом доме для паломников есть номера на 1–12 человек, с санузлом на этаже и комнатой для приема пищи. За питание и проживание принимаются пожертвования по договоренности с администрацией монастыря, также эти услуги могут предоставляться за послушание.

Самая ранняя из сохранившихся построек — Крестовоздвиженская церковь, возведенная в 1620 г. В 1670-х годах были сооружены Святые врата с Никольской надвратной церковью и настоятельский корпус. В 1681—1685 гг. построены новый Введенский собор и звонница.

Спасская церковь появилась на рубеже XVII—XVIII вв. В больничной палате при Спасской церкви скончался герой Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант Николай Тучков, получивший генеральский чин за переход с Суворовым через Альпы. После тяжелого ранения на Бородинском поле его удалось переправить в Ярославль, на ранения оказались несовместимыми с жизнью. Эта трагическая история легла в основу сюжета о смерти Андрея Болконского в романе «Война и мир» Льва Толстого.

Каменные стены и башни монастыря на месте более ранних, деревянных, возводились в 90-х годах XVII века.

Толгский монастырь в Ярославле на панораме Google Maps

Введенский собор

Собор возвели в ярославской традиции зодчества: четырехстолпный, с тремя апсидами, перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. Престолы: главный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Богослужения совершаются только в летнее время. Здание соединено переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.

Храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня

Крестовоздвиженский храм построен в 1625 г. В западной части имеется пристройка — «Одностолпная палата», где находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери. В 1914 году к 600-летию монастыря церковь отремонтировали. Северный придел расширен за счет галереи, свод которой подняли на значительную высоту, также сделано новое крыльцо. В 2000 году изготовлен иконостас. Иконы для него писали сестры обители и мастера Ростовской школы иконописи. Богослужения совершаются в осенне-зимнее время.

Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая

В 1990-х годах Никольский храм, построенный в 1672 году, восстановили как летний, который служит домовой церковью при монастырских кельях. Царские врата и иконы для него переданы Ярославским музеем-заповедником. В ходе реставрационных работ интерьер храма был расписан. На алтарную стену нанесено изображение семьи последнего императора России — Николая II, выполненное к канонизации страстотерпцев. Службы проходят по четвергам, если нет полиелея.

Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя

Спасский храм построен в конце XVII — начале XVIII века. В убранстве фасадов использована лепнина и скульптурные элементы. Купол увенчан девятью главами: одной большой и восемью маленькими. Неусыпаемая Псалтирь читается круглосуточно.

Храм в честь святой великомученицы Варвары

Построен в 2006 г. в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма. Главный престол сооружен в честь святой великомученицы Варвары, небесной покровительницы матушки игумении.

Часовня убиенных в Смутное время иноков (Красная)

Построена в 1893 г. на месте погребения убитых поляками монахов. Ежегодно 31 мая, в день убийства иноков, совершается панихида. Паломники увозят с братской могилы горстки земли, считая ее святой. На мраморных плитах высечены имена погибших братьев.

Колокольня

Построена в 1683 г. В настоящее время Толга имеет девять колоколов: самый большой — праздничный, весом около 5 тонн; полиелейный, отреставрированный в Инсбруке, весит около 2-х тонн; постный, отлитый в 1832 году на заводе Финляндского в Москве, — свыше 700 кг.

Кедровник

Доступ в кедровую рощу Толгского монастыря открывается для посетителей только один раз в год — в Толгин день, который празднуется 21 августа. Природная достопримечательность площадью около 4 га строго охраняется. По легенде, казачий атаман Ермак привез из Сибири кедровые шишки в подарок Иоанну Грозному, а царь пожаловал их монастырю в благодарность за чудесное исцеление.

Центром садово-парковой композиции сада является круг лип возрастом 120–160 лет, символизирующий 12 апостолов (сохранилось 11 деревьев). Вокруг них растут кусты малины и сирени. Новые посадки включают куртины молодых яблонь и клена ясенелистного, саженцы лиственниц и дубов.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь на Гугл-панораме

Как добраться до Толгского монастыря

Доехать можно на маршрутках № 93г, которые отправляются от железнодорожного вокзала Ярославль-Главный.

Автобус № 34 от Красной площади идет прямо до обители, а если сесть на маршрутки № 21 и № 21к, то выйти нужно на остановке «Улица Железнодорожная села Толгоболь» и далее пройти пешком еще 2 км.

Водный транспорт курсирует только в теплое время года. Сезон навигации продолжается с апреля по октябрь, сроки начала и окончания судоходства зависят от погодных условий.

Теплоход «Москва» ходит от Речного вокзала Ярославля до Толги, время в пути составит около 1 часа. Продажа билетов осуществляется как в кассах, так и непосредственно на борту судна. Билет для взрослых стоит 35 руб., для детей от 5 до 10 лет — 17,50 руб.

Для комфортного передвижения по городу можно воспользоваться мобильными приложениями Яндекс. Такси, Uber, Maxim, Gett, TaxSee, а также местным онлайн-сервисом Yar-taxi.

Источник

Свято-Введенский Толгский женский монастырь Официальный сайт

служба в толгском монастыре. Смотреть фото служба в толгском монастыре. Смотреть картинку служба в толгском монастыре. Картинка про служба в толгском монастыре. Фото служба в толгском монастыре

Нападение на нас греховных помыслов попущено нам для нашей пользы, потому что оно приводит нас к смирению, к опытному познанию нашего падения, нашей греховности.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Новости

МОЛИТВОСЛОВ

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ ЕЕ ТОЛГСКОЙ

Кондак 1

Взбра́нной Воево́де, Влады́чице на́шей Богоро́дице,/ осени́вшей страну́ Росси́йскую огнезра́чным Своея́ ико́ны на То́лге явле́нием,/ похва́льное возглаша́ем пе́ние:/ Ты же, о Богома́ти, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких бед изба́ви нас, зову́щих://
Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, ико́ною Твое́ю нас при́сно утеша́ющая.

Икос 1

Ангел земны́й и челове́к Небе́сный, святи́тель Христо́в Три́фон, свы́ше предъизбра́н бысть послужи́ти святы́я ико́ны Твоея́ на То́лге явле́нию, Влады́чице Преблага́я: той бо, путь творя́ от Белое́зера по реце́ Во́лге, в нощи́ столп о́гненный узре́ на бре́зе ея́ пусты́нном и, дости́гнув ме́ста, Тобо́ю избра́ннаго, ви́де святу́ю ико́ну Твою́ на возду́се стоя́щую и све́том Небе́сным сия́ющую, к не́йже моле́бно припа́дая, со слеза́ми те́плыми си́це к Тебе́ возглаша́ше:
Ра́дуйся, свеще́ Богоприе́мная, темноту́ душ наших озаря́ющая;
ра́дуйся, заре́ невече́рняя, мглу грехо́в на́ших разгоня́ющая.
Ра́дуйся, чу́дно прия́вшая Христа́ Бо́га, яко угль горя́щий с Небе́снаго Же́ртвенника;
ра́дуйся, Купино́ Неопали́мая, законополо́жником Моисе́ем предзри́мая.
Ра́дуйся, Сто́лпе О́гненный, но́ваго Изра́иля путеводя́щий;
ра́дуйся, О́блаче росоно́сный, зной страсте́й на́ших утоля́ющий.
Ра́дуйся, Предста́тельнице Всемогу́щая, ту́чи гнева Бо́жия от глав на́ших отводя́щая;
ра́дуйся, Засту́пнице Усе́рдная, от поги́бели ве́чныя нас избавля́ющая.
Ра́дуйся о́браз Твой честны́й в зало́г спасе́ния нам дарова́вшая;
ра́дуйся, огнезра́чным явле́нием его́ на То́лге страну́ Росси́йскую благослови́вшая.
Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, ико́ною Твое́ю нас при́сно утеша́ющая.

Кондак 2

Ви́дяще то́ки чуде́с и исцеле́ний от святы́я ико́ны Твоея́, Пренепоро́чная Де́во, недоуме́ем песносло́вити Тя по достоя́нию: кий бо язык челове́ческий возмо́жет изрещи́ вели́чия Твоя́, о ди́вная Пала́то Влады́чня? Оба́че, любо́вию Твое́ю побежда́еми, дерза́ем пропове́дати чудеса́ Твоя́, на То́лге явле́нная, и хвале́бно пе́ти всех Творцу́: Аллилу́иа.

Икос 2

Разуме́в посеще́ние Бо́жие, чу́дный святи́тель со стра́хом сле́зно моля́шеся пред огнезра́чною Твое́ю ико́ною, Богома́ти Пречи́стая, и смотре́нием Бо́жиим оста́ви жезл свой святи́тельский на о́ном бре́зе, иде́же моля́шеся: на у́трие же спу́тницы святи́теля, и́щуще жезла́ его́, обрето́ша вме́сте с ним та́мо Твою́ Небоя́вленную ико́ну, на земли́ среди́ древе́с стоя́щую: и та́ко всем явле́н бысть зало́г Бо́жия благода́ти, стране́ Росси́йстей свы́ше дарова́нный благоволе́нием Вседержи́теля, внуша́ющаго нам хвале́бно вопи́ти к Тебе́:
Ра́дуйся, де́вства цве́те неувяда́емый и благово́нный;
ра́дуйся, белосне́жный кри́не, росо́ю Свята́го Ду́ха напое́нный.
Ра́дуйся, Ма́ти Бо́га Вы́шняго, милосе́рдием Твои́м и ни́жних не оставля́ющая;
ра́дуйся, Цари́ца Небесе́ и земли́, Ейже вся стихи́и покоря́ются.
Ра́дуйся, мосте Боже́ственный, и́мже ве́рнии благонаде́жно прехо́дят мо́ря жите́йскаго лю́тую пучи́ну;
ра́дуйся, Путеводи́тельнице Блага́я, на стези́ спаси́тельныя нас наставля́ющая.
Ра́дуйся, гра́де Царя́ Вели́каго, в нем же стра́нники земны́я убе́жище благоти́шное обрета́ют;
ра́дуйся, Приста́нище ти́хое обурева́емых.
Ра́дуйся, Стено́ огражде́ния ро́ду христиа́нскому;
ра́дуйся, Покро́ве ми́ру, ши́рший о́блака.
Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, ико́ною Твое́ю нас при́сно утеша́ющая.

Кондак 3

Си́ла благода́тная, ико́не Твое́й дарова́нная, Пресвята́я Госпоже́ Богоро́дице, созыва́ет ве́рных собо́ры пе́сньми духо́вными сла́вити Тя, честне́йшую Херуви́мов и Серафи́мов: и́бо, ро́ждши нетле́нно Еди́наго от Тро́ицы, предстои́ши ны́не пред Престо́лом Триипоста́снаго Божества́, иде́же во́инства го́рния с тре́петом вопию́т: Аллилу́иа.

Икос 3

Име́я попече́ние о созда́нии хра́ма Бо́жия и оби́тели и́ноческия на ме́сте явле́ния чу́дныя ико́ны Твоея́ на То́лге, Влады́чице Всеми́лостивая, святи́тель Трифон, вку́пе с насе́льники гра́да Яросла́вля, со усе́рдием мно́гим обыде́нно храм Бо́жий воздвига́ют и та́ко созида́ют но́вую оби́тель святу́ю, в не́йже немо́лчно воспева́ются Тебе́ благохвале́ния сицева́я:
Ра́дуйся, страну́ Росси́йскую в жре́бий достоя́ния Себе́ избра́вшая;
ра́дуйся, ико́ны Твои́ чудотво́рныя, я́ко зве́зды в ней умно́жившая.
Ра́дуйся, сия́нием чуде́с Твои́х ве́сну спасе́ния нам возвеща́ющая;
ра́дуйся, теплото́ю милосе́рдия Твоего́ оледене́лая сердца́ на́ша согрева́ющая.
Ра́дуйся, щедро́тами Твои́ми всяк во́зраст ве́рных снабдева́ющая;
ра́дуйся, младе́нцы ми́лостивно окормля́ющая.
Ра́дуйся, ста́рцы любвеоби́льно упокоева́ющая;
ра́дуйся, вдови́цы и сироты́ благосострада́тельно призрева́ющая.
Ра́дуйся, ка́ющихся гре́шников Спору́чнице Держа́вная;
ра́дуйся, и́стинных рабо́в Бо́жиих Помо́щнице Всеизря́дная.
Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, ико́ною Твое́ю нас при́сно утеша́ющая.

Кондак 4

Бу́ря скорбе́й Тобо́ю утоля́ется и свире́пыя страсте́й во́лны в тишину́ прелага́ются, Преблагослове́нная Де́во, и́бо Тебе́ даде́ся ве́лия благода́ть всеми́рнаго заступле́ния. Те́мже на святу́ю и́кону Твою́ умиле́нно взира́я, в ско́рбех отра́ду, в неду́зех врачевство́ оби́льно от нея́ почерпа́ем и зове́м гла́сы хвале́бными на ней Изображе́нному вку́пе с Тобо́ю Сы́ну Твоему́ и Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 4

Слы́шавши бли́жнии и да́льнии, я́ко чуде́с исто́чник яви́ся на То́лге, свята́я и пречестна́я ико́на Твоя́, Цари́це и Влады́чице всея́ тва́ри, со усе́рдием мно́гим притека́ху к целе́бному Твоему́ о́бразу, прие́мля от него́ дары́ неисче́тных Твои́х щедро́т. Те́мже и мы, недосто́йнии, стезе́ю отце́в на́ших ше́ствуя, с ве́рою и любо́вию припа́даем к Твое́й чудотво́рней ико́не и Тебе́ от глубины́ серде́чныя вопие́м:
Ра́дуйся, я́ко ико́на Твоя́, А́нгелами неви́димо окружа́емая, возду́х освяти́;
ра́дуйся, я́ко ико́на Твоя́, огнезра́чно на То́лге яви́вшаяся, всю страну́ просвети́.
Ра́дуйся, я́ко ико́ною Твое́ю челове́цы в неду́зех и ско́рбех по́мощь ско́рую обрета́ют;
ра́дуйся, я́ко све́том ико́ны Твоея́ де́моны прогоня́ются.
Ра́дуйся, я́ко ико́на Твоя́ гра́ду Яросла́влю и преде́лом его свы́ше в насле́дие спаси́тельное дарова́ся;
ра́дуйся, я́ко ико́ною Твое́ю оби́тель Твоя́ на То́лге све́тло красу́ется.
Ра́дуйся, я́ко пред Твое́ю ико́ною ца́рие и святи́тели благогове́йно покланя́ются;
ра́дуйся, я́ко ико́ну Твою́ все мно́жество правосла́вно ве́рующих боголе́пно че́ствует.
Ра́дуйся, богому́дрых и́ноков Блага́я Помо́щнице во спасе́ние;
ра́дуйся, богопросвеще́нныя Росси́и кре́пкое заступле́ние.
Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, ико́ною Твое́ю нас при́сно утеша́ющая.

Кондак 5

Боготе́чная звезда́, ико́на Твоя́ честна́я, Госпоже́ Богома́ти, страну́ на́шу полу́нощную сия́нием пресла́вных чуде́с просвети́, ю́же, я́ко дар Боже́ственный, Росси́я восприе́мши, прославля́ет и воспева́ет Твоя́ щедро́ты; Ты же, Всеще́драя и Всеблага́я ро́да на́шего Засту́пнице, озари́ и на́ша сердца́ све́том благода́тным, да возмо́жем богоприя́тно пе́ти Го́споду на́шему Серафи́мскую песнь: Аллилу́ия.

Икос 5

Ви́девше чу́до пресла́вное, ка́ко внеза́пу от ико́ны Твоея́ святы́я, Пречи́стая Де́во, от десны́я Твоея́ руки́ и от ле́выя ноги́ Тобо́ю держи́маго Богомладе́нца две струи́ ми́ра благоуха́ющего и целе́бнаго истеко́ша, благогове́йный игу́мен Ге́рман с бра́тиею у́жаса и ра́дости испо́лнишася и, помазу́яся ми́ром тем благода́тным, Тебе́ сия́ ра́достныя приноша́ху глаго́лы:
Ра́дуйся, алава́стре драгоце́нный, Христо́ва благоуха́ния испо́лненный;
ра́дуйся, мирохрани́лище исцеле́ний, никогда́же оскудева́ющее.
Ра́дуйся, вели́чием чуде́с Твои́х превосходя́щая разум челове́ческий;
ра́дуйся, от дски сухи́я ми́ро целе́бное паче-есте́ственно излива́ющая.
Ра́дуйся, тем ми́ром неду́ги мно́гия врачу́ющая;
ра́дуйся, ми́ра излия́нием от ико́ны Твоея́ святы́я милосе́рдие Твое́ к нам показу́ющая.
Ра́дуйся, ду́ши на́ша ороша́ющая к плодоноше́нию духо́вному;
ра́дуйся, сердца́ на́ша увеселя́ющая Твои́м Боже́ственным о нас благопромышле́нием.
Ра́дуйся, Ста́мно всезлата́я, ма́нну небе́сную храня́щая;
ра́дуйся, Ски́ние Жива́го Бо́га.
Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, ико́ною Твое́ю нас при́сно утеша́ющая.

Кондак 6

Пропове́дницы богопросвеще́ннии, апо́столи Христо́вы, егда́ узре́ша в Ли́дде, на стене́ хра́ма Твоего́, нерукотворе́нно изобрази́вшуюся ико́ну Твою́, со благогове́нием ей поклони́шася, Богома́ти Пречи́стая, и́мже подража́юще, и мы, смире́ннии, коле́на на́ша пред ди́вным и многоцеле́бным о́бразом Твои́м, его́же на То́лге огневи́дно яви́ти благоволи́ла еси́, усе́рдно преклоня́ем и с любо́вию воспева́ем ро́ждшемуся от Тебе́ Спаси́телю ми́ра хвале́бную песнь: Аллилу́иа.

Икос 6

Возсия́ нам на То́лге немерца́ющая заря́ вели́ких чуде́с, ико́на Твоя́ Боже́ственная, Богоро́дице Дево, в нейже зало́г несомне́нный Бо́жия благоволе́ния и Твоего́ Небе́снаго заступле́ния стране́ Росси́йстей ниспосла́ся от щедрода́тельныя руки́ Вседержи́теля Бо́га. Те́мже ра́дующеся славосло́вим Твое́ милосе́рдие и пе́сненно Тебе́ вопие́м:
Ра́дуйся, Храни́тельнице на́ша и Утвержде́ние;
ра́дуйся, Помо́щнице на́ша и Похвало́.
Ра́дуйся, ни́щих и убо́гих изоби́льное бога́тство;
ра́дуйся, не гнуша́ющаяся сами́х презре́нных и отве́рженных.
Ра́дуйся, от ро́ва поги́бельнаго исхища́ющая взыва́ющих гре́шников;
ра́дуйся, от врат сме́ртных возвраща́ющая опа́сно больны́х.
Радуйся, Бо́гом дарова́нная отра́да стра́ждущих;
ра́дуйся, ско́рое услы́шание ве́рно Тебе́ моля́щихся.
Ра́дуйся, благода́тное утеше́ние всех скорбя́щих;
ра́дуйся, несокруши́мое защище́ние на Тя упова́ющих.
Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, ико́ною Твое́ю нас при́сно утеша́ющая

Кондак 7

Хотя́ Человеколю́бец Христо́с яви́ти ве́лию любо́вь Свою́ к лю́дем, иску́пленным Честно́ю Его́ Кровию, Тебе́, Ма́терь Свою́ Пренепоро́чную, в покро́в и защи́ту ро́ду христиа́нскому дарова́: Ты бо вои́стинну сердобо́льная Ма́ти явля́ешися всем с ве́рою и упова́нием прибега́ющим к Твоему́ те́плому заступле́нию, его́же не лиши́ и нас, сла́вящих пречестно́е и́мя Твое́ и покланя́ющихся чудотво́рному о́бразу Твоему́, Сы́ну же Твоему́ зову́щих: Аллилу́иа.

Икос 7

Но́вое и преди́вное чу́до яви́ всех чуде́с Творе́ц и всея́ тва́ри Влады́ка, егда́ во вре́мя пожа́ра обители Твоея́ на То́лге попуще́нием Бо́жиим сгоре́вшу внеза́пу и хра́му Твоему́, ико́на Твоя́ свята́я неопали́ма и невреди́ма в нем сохрани́ся, а́нгельскима рука́ма неви́димо пренесе́нная из заключе́ннаго и огне́м пыла́ющаго хра́ма, вне монастыря́, в лесну́ю дубра́ву, иде́же на дре́ве стоя́щая и све́том сия́ющая обре́тена бысть Твои́м благопромышле́нием, Пречи́стая и Преблагослове́нная Де́во, слы́шащая от нас сия́ достодо́лжныя похвалы́:
Ра́дуйся, сия́ющая благода́тию и сла́вою преди́вных чуде́с;
ра́дуйся, облече́нная в све́тлую оде́жду ми́лостей и щедро́т.
Ра́дуйся, си́лою Твое́ю Боже́ственною си́лу естества́ о́гненнаго победи́вшая;
ра́дуйся, ико́ну Твою́ честну́ю несгара́ему во огни́ соде́лавшая.
Ра́дуйся, зало́гу Твоего́ к нам благоволе́ния безвре́менно поги́бнути непопусти́вшая;
ра́дуйся, а́нгельскима рука́ма его́ из пла́мене исхити́вшая.
Ра́дуйся, свет ти́хий и ра́достный от многочуде́снаго о́браза Твоего́ возсия́вшая;
ра́дуйся, ско́рбная сердца́ и́ноков оби́тели Твоея́ обре́тением его́ возвесели́вшая.
Ра́дуйся, се́тование их на ликова́ние преложи́вшая;
ра́дуйся, лише́ние их щедрода́тельно воспо́лнившая.
Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, ико́ною Твое́ю нас при́сно утеша́ющая

Кондак 8

Стра́нники мы и прише́льцы в ми́ре сем скороте́чнем, путь творя́ к Ве́чному Небе́сному Отечествию на́шему, Тебе́, благу́ю Одиги́трию, мо́лим и про́сим, руково́дствуй нас стезе́ю спаси́тельною за́поведей Христо́вых к све́тлому гра́ду Иерусали́му Го́рнему и не попусти́ уклони́тися в де́бри грехо́вныя, веду́щия к темни́це а́дской, да спаса́еми по́мощию Твое́ю держа́вною, сподо́бимся на земли́ живы́х пе́ти Созда́телю на́шему ве́чно хвале́бную песнь: Аллилу́иа.

Икос 8

Всем вся блага́я и спаси́тельная да́руеши от святы́я чудотво́рныя ико́ны Твоея́, Богома́ти Пречи́стая, ю́же яко сокро́вище многоце́нное зря́ще, со гла́сом ра́дования и благодаре́ния взыва́ем Ти:
Ра́дуйся, скорбе́й и печа́лей благода́тная Утоли́-тельнице
ра́дуйся, неду́гов душе́вных и теле́сных до́брая Целе́бнице.
Ра́дуйся, утопа́ющих скоропредста́тельная Избави́тельнице;
ра́дуйся, путеше́ствующих благонаде́жная Храни́-тельнице.
Ра́дуйся, слепы́х просвеще́ние;
ра́дуйся, хромы́х правохожде́ние.
Ра́дуйся, немы́х ясноглаго́лание;
ра́дуйся, прокаже́нных очище́ние.
Ра́дуйся, глухи́х благослы́шание;
ра́дуйся, мертвеце́в оживле́ние.
Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, ико́ною Твое́ю нас при́сно утеша́ющая.

Кондак 9

Вся страна́ на́ша правосла́вная ми́лостями Твои́ми, Богома́ти, облагода́тствованная, немо́лчно сла́вит имя Твое́ и благогове́йно почита́ет Пречи́стаго ли́ка Твоего́ изображе́ние, и́мже ди́вная и пресла́вная обы́кла еси явля́ти нам чудеса́. Те́мже сы́нове росси́й-стии ико́ну Твою́ в щит и огражде́ние от враго́в ви́димых и неви́димых при́сно име́ют и по́мощию Твое́ю свято́ю побежда́я супоста́ты своя́, вопию́т Царю́ Небесе́ и земли́: Аллилу́иа.

Икос 9

Вети́йство на́ше пе́сненное не довле́ет ко изглаго́ланию всех чуде́с, Тобо́ю Влады́чице, явле́н-ных и присноявля́емых нам от многоцеле́бныя иконы Твоея́ на То́лге: но Ты, яко Блага́я и Милосе́рдая Ма́ти, не возгнуша́йся на́ших недовле́ющих и недосто́йных похва́л и ми́лостиво преклони́ся к Тебе вопию́щим:
Ра́дуйся, Обра́дованная и Преблагослове́нная Де́во;
ра́дуйся, я́ко Госпо́дь с Тобо́ю и Тобо́ю с на́ми.
Ра́дуйся, еди́на избра́нная и до́брая в жена́х;
ра́дуйся, ро́ду челове́ческому отве́рзшая вход в Ца́рствие Го́рнее.
Ра́дуйся, возрасти́вшая нам Плод спасе́ния;
ра́дуйся, Спа́са ро́ждшая душ на́ших.
Ра́дуйся, во объя́тиях Твои́х держа́вшая Вседержи́теля;
ра́дуйся, на руку́ Твое́ю носи́вшая всех Творца́.
Ра́дуйся, млеко́м Твои́м пита́вшая Пита́теля вселе́нныя;
ра́дуйся, одушевле́нный хра́ме Бо́га Сло́ва.
Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, ико́ною Твое́ю нас при́сно утеша́ющая.

Кондак 10

Спаси́тельное и ти́хое приста́нище от треволне́ний мо́ря жите́йскаго ви́дим святу́ю оби́тель Твою́ на То́лге, в ней же ико́на Твоя́, Влады́чице, луча́ми чуде́с ве́рныя прсвеща́я, всех руково́дствует на путь благоче́стия и спасе́ния. Сего́ ра́ди прославля́ем Твою́ благосты́ню, я́ко неотсту́пно с на́ми ико́ною Твое́ю пребыва́еши, ду́ши и телеса́ на́ша е́ю благода́тно врачу́еши и вы́ну хода́тайствуеши за нас у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, иде́же ли́цы святы́х ра́достно возглаша́ют: Аллилу́иа.

Икос 10

Стена́ и покро́в гра́ду Яросла́влю даде́ся свята́я ико́на Твоя́ от щедро́т Человеколю́бца Бо́га, Ему́же в человеколю́бии подража́я, Цари́це и Владычице на́ша Всеми́лостивая, мно́жицею град сей от разоре́ния ра́тнаго сохрани́ла еси́ и во вре́мя па́губнаго бездо́ждия дождь изоби́лен ему́ дарова́ла еси прише́ствием честна́го Твоего́ о́браза, и́мже и ны́не нас ми́лостивно посеща́еши и благоутро́бно прие́млеши пред ним возноси́мыя Тебе́ от се́рдца на́ши моли́твы, с пе́нием таковы́м:
Ра́дуйся, сле́зы го́рестныя отира́ющая от оче́с стра́ждущих и печа́льных;
ра́дуйся, ско́рбная сердца́ услажда́ющая Твои́м благода́тным уча́стием.
Ра́дуйся, ме́ртва о́трока воскреси́вшая, к ра́дости пла́кавших пред ико́ною Твое́ю его́ роди́телей;
ра́дуйся, чете́ непло́дных супру́гов чадоро́дие дарова́вшая.
Ра́дуйся, деви́цу, одержи́мую злым ду́хом, от муче́ния де́монскаго свободи́вшая;
ра́дуйся, му́жа, изсо́хшия но́зе име́вшаго, ско́ро исцели́вшая.
Ра́дуйся, в разбо́йники впа́дшаго и Тя на по́мощь призва́вшаго от сме́рти го́рькия изба́вившая;
ра́дуйся, иере́я, глухото́ю боле́зновавшаго, я́сно слы́шати устро́ившая.
Ра́дуйся, оскуде́ние бра́шен в святе́й оби́тели Твоей чуде́сно воспо́лнившая;
ра́дуйся, святота́тца, достоя́ние оби́тели Твоея́ похи́тившаго, гро́зно наказа́вшая.
Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, ико́ною Твое́ю нас при́сно утеша́ющая.

Кондак 11

Пе́ния и моле́ния на́ша смире́нныя, пред свято́ю и чудотво́рною Твое́ю ико́ною, от любве́ те́плыя Тебе́ возноси́мыя, не пре́зри, Госпоже́ всеми́лостивая, но благопослушли́ва бу́ди к нам, покланя́ющимся со благогове́нием и ве́рою Твоему́ Боже́ственному о́бразу и прося́щим со слеза́ми ми́лостивнаго Твоего́ заступле́ния, его́же си́ла вои́стинну превосхо́дит вся́кое разуме́ние и созыва́ет А́нгелов и челове́ков собо́ры вку́пе хвали́ти Творца́ богокра́сною пе́снию: Аллилу́иа.

Икос 11

Светопода́тельную лампа́ду, еле́ем ми́лости испо́лненную и преизлива́ющуюся, созерца́ем Тя оча́ми ве́ры, богоизбра́нная Богоотрокови́це, и, кро́тким сия́нием Твои́м озаря́еми, любо́вию же Твое́ю при́сно согрева́еми, Тебе́, Благо́й Засту́пнице на́шей, ико́ною Твое́ю ди́вныя щедро́ты Твоя́ нам ниспосыла́ющей, благода́рственно и умиле́нно глаго́лем:
Ра́дуйся, во вся́ких ну́ждах и беда́х ско́рое вспоможе́ние нам да́рующая;
ра́дуйся, в ско́рбех и печа́лех небе́сную отра́ду в сердца́ на́ша пролива́ющая.
Ра́дуйся, кли́рика оби́тели Твоея́ от потопле́ния во́днаго изба́вившая;
ра́дуйся, жену́ уме́ршую к жи́зни возврати́вшая.
Ра́дуйся, беснова́тых мно́гажды исцели́вшая;
ра́дуйся, изступле́нных умо́м смы́слом здра́вым одари́вшая.
Ра́дуйся, оча́ми боле́зновавших врачева́вшая;
ра́дуйся, слепца́ прозре́ти пред ико́ною Твое́ю сотвори́вшая.
Ра́дуйся, хрома́го и нича́щаго пря́мо ходи́ти устро́-ившая;
ра́дуйся, главо́ю боле́зновавшему явле́нием Твои́м во сне исцеле́ние пода́вшая.
Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, ико́ною Твое́ю нас при́сно утеша́ющая.

Кондак 12

Благода́ти Бо́жия свято́е и непоро́чное жили́ще, Ма́ти Го́спода Вы́шних Сил, облагодати́ наш помысл, благоче́стно воспева́ти Твоя́ чудеса́, на То́лге от честны́я ико́ны Твоея́ явле́нная, и Твои́м невече́рним сия́нием озари́ наша те́мныя ду́ши, приводя́ их к све́ту Трисия́ннаго Божества́, иде́же ра́дость и блаже́нство ве́чное угото́вано всем пра́ведным, пою́щим немо́лчную песнь Вседержи́телю: Аллилу́иа.

Икос 12

Пое́м песнь хвалы́ и благодаре́ния Тебе́, Богора́дованная Де́во, пропове́дуем велегла́сно величие чуде́с Твои́х и бога́тство ми́лости Твоея́, на нас и оте́чествии на́шем явле́нных, и от глубины́ серде́чныя прино́сим Ти со смире́нием и ве́рою сия́ похва́льныя да́ры:
Ра́дуйся, блага́я Ма́ти любо́вию чту́щих Тя и покланя́ющихся честно́му о́бразу Твоему́;
ра́дуйся, до́брая Младопита́тельнице дев и безма́терних сиро́т.
Ра́дуйся, ски́птра ца́рскаго кре́посте несокруши́-мая;
ра́дуйся, держа́вы Росси́йския защище́ние необори́мое.
Ра́дуйся, Святы́я Правосла́вныя Це́ркве многопе́тая сла́во;
ра́дуйся, святи́телей и свяще́нников благода́тное удобре́ние.
Ра́дуйся, и́ноком благоподвиза́ющимся Хода́таице ве́чнаго ра́дования;
ра́дуйся, и в ми́ре благоче́стно живу́щих не лиша́ющая Твоего́ заступле́ния.
Ра́дуйся, телеса́ на́ша врачу́ющая от боле́зней многоразли́чных;
ра́дуйся, ду́ши на́ша избавля́ющая от враго́в неви́димых.
Ра́дуйся, Ра́досте на́ша, ико́ною Твое́ю нас при́сно утеша́ющая.

Кондак 13

О Всепе́тая Ма́ти, ро́ждшая Ра́дость Ве́чную, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, земны́м и Небе́сным Спаси́теля! Приими́ благоутро́бно моле́бное пение на́ше, пред чудотво́рною ико́ною Твое́ю с ве́рою и благогове́нием Тебе́ возноси́мое, и всеси́льными моли́твами Твои́ми изба́ви нас от вре́менных бед и ве́чныя му́ки, сподо́би же в благоче́стии и правове́рии пожи́ти зде, в земно́м житии́ и та́мо в бу́дущем веце в ра́дости ра́йстей, со все́ми святы́ми, ве́чно воспева́ти Созда́телю на́шему: Аллилу́иа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос Ангел земный. и 1-й кондак Взбранной Воеводе.

Молитва первая

О Пресвята́я Госпоже́, Де́во Богоро́дице, Вы́шшая Херуви́мов и Серафи́мов и Святе́йшая всех святы́х! Ты, Всеблага́я, на То́лге ико́ну Твою́ многоцеле́бную блаже́нному святи́телю Три́фону огневи́дно яви́ти благоволи́ла еси́, и е́ю мно́гая и неизрече́нная чудеса́ соде́лала еси́ и ны́не содева́еши, по Твоему́ неизрече́нному к нам милосе́рдию. Тебе́, пред пречи́стым о́бразом Твои́м, припа́даем и мо́лимся, Преблагослове́нная ро́да на́шего Засту́пнице: в стра́нствии сем земно́м, многоско́рбном и многомяте́жном, не лиши́ нас Твоего́ заступле́ния и покро́ва держа́внаго. Спаси́ и защити́ нас, Влады́чице, от разже́нных стрел лука́ваго врага́ спасе́ния на́шего. Укрепи́ немощну́ю во́лю на́шу к де́ланию за́поведей Христовых, умягчи́ окамене́лая сердца́ на́ша любо́вию к Бо́гу и бли́жним на́шим, да́руй нам сокруше́ние серде́чное и покая́ние и́стинное, да, очи́стившеся от скве́рны грехо́вныя, возмо́жем принести́ Творцу́ благоуго́дныя Ему́ плоды́ до́брых дел, и сподо́битися ми́рныя христиа́нския кончи́ны и отве́та пра́ваго на Стра́шном и нелицеприя́тном Суде́ Его́. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! В час гро́зный сме́ртный наипа́че яви́ нам Твое́ многомо́щное заступле́ние, ускори́ тогда́ на по́мощь к нам, безпомо́щным, и держа́вною руко́ю Твое́ю исхити́ нас из руки́ лю́таго мироде́ржца, и́бо вои́стинну мно́го мо́жет моли́тва Твоя́ пред лице́м Го́спода и ничто́же невозмо́жно хода́тайству Твоему́, а́ще то́кмо восхо́щеши. Те́мже на святы́й о́браз Твой умиле́нно взира́я и пред ним, я́ко живе́й Ти су́щей с на́ми, покланя́яся с упова́нием благи́м, са́ми себе́, и друг дру́га, и весь живо́т наш Тебе́ по Бо́зе моли́твенно предае́м и Тя велича́ем с ро́ждшимся от Тебе́ Спаси́телем на́шим, Го́сподем Иису́сом Христо́м, Ему́же, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

Приими́, о Всеблагослове́нная и Всемо́щная, Пречи́стая Госпоже́ Влады́чице, Богоро́дице Де́во, сия́ моли́твы, со слеза́ми Тебе́ ны́не приноси́мыя от нас, недосто́йных рабо́в Твои́х, к цельбоно́сному о́бразу Твоему́ со умиле́нием притека́ющих, я́ко Тебе́ Саме́й ту су́щей, и слы́шащей моле́ния на́ша, и подаю́щей с ве́рою прося́щим по коему́ждо проше́нию исполне́ние. Скорбя́щим бо ско́рби облегча́еши, немощны́м здра́вие да́руеши, разсла́бленных и неду́жных исцеля́еши, от бе́сных бе́сы прогоня́еши, оби́димыя от оби́д избавля́еши и ги́бнущия спаса́еши, гре́шных ка́ющихся проща́еши, прокаже́нных очища́еши, ма́лых дете́й ми́луеши, от уз и темни́ц свобожда́еши, и всякия многоразли́чныя стра́сти врачу́еши Ты, Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице: вся бо суть возмо́жна хода́тайством Твои́м к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему. О Всепе́тая Ма́ти, Пресвята́я Богоро́дице Де́во Мари́е! Не преста́й моли́тися о нас, недосто́йных рабе́х Твои́х, сла́вящих Тя и почита́ющих, и покланя́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́, и наде́жду иму́щих невозвра́тну и ве́ру несумне́нну к Тебе́, Присноде́ве Пресла́вней и Непоро́чней, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

© 2013—2021. Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Официальный сайт.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *