служба в сочельник рождества
Навече ́ рие Рождества Христова (Рождественский сочельник)
Историческое содержание
Канун праздника Рождества Христова – 24 декабря – называется Навече́рием праздника. Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как праздновать Навечерие, если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1).
Если Навечерие случится в седмичный день, кроме субботы и воскресения, то в этот день утром совершаются Великие (или Царские) часы и затем вечерня с литургией святого Василия Великого.
Как правильно провести Рождественский сочельник?
Протоиерей Дионисий Свечников
6 января – Навечерие Рождества Христова или Рождественский сочельник – последний и особый день Рождественского поста. Особенность сочельника проявляется как в постной традиции, так и в богослужебной.
Какое богослужение совершается в Рождественский сочельник?
Богослужебными особенностями сочельника, если он не выпадает на субботний или воскресный день, являются чтение Царских часов, восьми паремий на вечерне, и соединение вечерни с литургией. Царские часы совершаются трижды в году: в навечерии, т. е. накануне, Рождества Христова и Богоявления, или Просвещения, и в Великую пятницу. Они называются «царскими» потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху). Царские часы, сохраняя структуру обычного прочтения часов, имеют особенность – дополняются стихирами, паремиями, прокимнами, а также чтением апостольских посланий и Евангелия. Вслед за чтением часов и изобразительных начинается вечерня. Так сложилось, что в современной практике вечерня совершается не вечером или во второй половине дня, а утром, соединяясь с литургией. На вечерне читаются восемь (вместо трех обычных) паремий, раскрывающих суть праздника Рождества. Бывает литургия свт. Василия Великого. После окончания литургии на середине храма, перед иконой Рождества Христова, совершается славление – поются тропарь и кондак, особые торжественные песнопения, посвященные празднику.
Как поститься в сочельник?
Существует обычай не вкушать пищи до появления на небосклоне первой звезды, в память явления волхвам путеводной звезды. Однако, этот обычай никак не отражен в уставе, который предписывает в этот день строгий пост до окончания вечерни, когда на середину храма выносится свеча, символизирующая Вифлиемскую звезду. Вкушать пищу можно после окончания вечерни. Существует и традиционное блюдо, которое подают к столу в сочельник. Это сочиво (или коливо) – размоченные или вареные зерна пшеницы, ржи, овса или других злаков, с добавленным медом, сухофруктами. Как полагают, само название «сочельник» происходит от «сочиво». Однако, вкушение сочива не является обязательным, каждый может по мере сил и возможностей вкусить иную постную пищу.
Можно ли в этот день строго поститься, не вкушая вообще никакой пищи?
Церковь не требует от своих чад такого усердия. Тем более, что сочельник, хоть и не является праздничным днем, но имеет определенные атрибуты праздника, о которых было сказано выше – появление «звезды» на центре храма и славление – пение праздничных песнопений. Будет нелогичным причаститься за Божественной литургией, пропеть радостные рождественские песнопения и уйти домой поститься дальше. Физические силы необходимо подкрепить, поскольку предстоит еще и ночное Рождественское богослужение – всенощное бдение и литургия. А вот после этой службы уже можно вкушать праздничную скоромную пищу. И если не кушать до этого момента, то можно сильно перегрузить организм и вместо радости праздника получить проблемы с желудком или кишечником. Поэтому не стоит создавать свой устав, лучше следовать общепринятому.
Можно ли гадать в Рождественский сочельник?
Ни в сочельник, ни на Святках, ни в какое-либо другое время гадать нельзя! «Не ворожите и не гадайте» (Лев.19:26) – сказано в Священном Писании. Этот прямой запрет игнорируют те, кто занимается богопротивным делом в святые дни, думая, что это всего лишь народная забава. Гадание – это вовсе не забава, а обращение к злым духам за помощью. Последствия у такого занятия могут быть самые непредсказуемые, а цена за «открытое будущее» самая неожиданная. То, что преподносится как народная традиция, вроде сжигания чучела на масленицу, имеет языческие корни, а у язычества с верой в Бога нет ничего общего. Например, колядки – это народное творчество также имеет языческие корни и не имеет ничего общего с славлением Христа на Рождество. На Стоглавом Соборе (1551 г.) отмечалось: “В Навечерии Рождества Христова мужи и жены и дети в доме и по улицам отходя и водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и многими видами скаредными”. Колядовщики наряжались всякой нечистью, одевали языческие маски, ходили в таком виде по дворам и пели. Люди не пускали их в дом, старались откупиться на улице. А вот славильщиков, тех, кто прославлял Новорожденного Христа церковными гимнами и праздничными песнопениями, с радостью в дом пускали и угощали. Нынче же благообразные рождественские песнопения почему-то стали именовать колядками, ссылаясь на «народное творчество». Происходит подмена понятий – вроде бы песнопения христианские, рождественские, а обозначаются языческим понятием «колядки». Также и с гаданием – бесовское занятие, а гадать предлагается в сочельник и на Святки. Так незаметно лукавый проникает в самое святое и творит свои козни. Православным христианам должно держаться от этого подальше и вразумлять тех, кто по незнанию или неосторожности попадает в бесовские сети.
Почему рождественская Литургия служится ночью?
Этому есть две причины. Первая – это делается в воспоминание того, что Христос родился ночью. На ночном небе была явлена Вифлиемская звезда. Среди ночи ангелы явились пастухам и возвестили о рождении Богомладенца, Которому они пришли поклониться. И вторая причина – церковный богослужебный устав, который берет свое начало от уставов древних монастырей. Там богослужение в канун праздника совершалось ночью. Служба, которая начинается ночью и заканчивается к рассвету, представляющая их себя совмещение вечерни и утрени, именуется всенощным бдением. После всенощного бдения совершается Божественная литургия. В современной приходской практике, которая отлична от древней монастырской, всенощное бдение совершается с вечера, а Божественная литургия – утром. И лишь на некоторые праздники, один из которых – Рождество Христово, всенощное бдение и литургия совершаются ночью.
На какую службу лучше пойти: ночью или утром в сам день Рождества?
Если есть возможность пойти на ночное богослужение, то стоит сделать это. Ведь Рождество Христово бывает раз в году, а ночные службы можно посчитать по пальцам одной руки. Но если нет возможности попасть на ночную службу, то не стоит расстраиваться, утром во многих городских храмах совершается вторая, поздняя литургия. Однако, это возможно только на приходах где служит, как минимум, два священника. Православный священник имеет право совершать только одну литургию в сутки. Поэтому, если на приходе всего один священник, служба совершается ночью, и есть желание причаститься на праздник за праздничной литургией, то это можно сделать только на ночном богослужении. Есть приходы, в основном отдаленные и малочисленные, куда священник приезжает только на праздники и бывает это, как правило, утром. На таких приходах участие в праздничной службе возможно лишь по приезде священника.
Сколько длится евхаристический пост (пост перед Причастием), если причащаться ночью?
Литургический (евхаристический) пост, или пост перед причащением заключается в том, что с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество Христово) можно руководствоваться определением Св. Синода от 1968 года о посте накануне Литургии Преждеосвященных Даров, определённом не менее 6 часов. Для больных людей, чья болезнь требует особого режима питания и приема лекарств, а также беременных и кормящих женщин эта мера может быть изменена. Для младенцев и людей с острыми хроническими заболеваниями, требующими неопустительного приема пищи или лекарств, требования евхаристического поста могут вовсе не применяться. Все эти послабления лучше согласовать со священником заранее. Однако, если есть острая необходимость и не было возможности поговорить со священником заранее, стоит поступать так, как получается. Болезнь, прием лекарств и пищи в необходимое по состоянию здоровья время, не являются препятствием для участия в литургии и причащении Святых Христовых Тайн.
История и как проходит Рождественская церковная служба, особенности подготовки
Рождество — главный христианский праздник. Рождественская церковная служба всегда начинается во всех православных храмах в Сочельник, который отмечается 6 января. В полночь Рождества происходит уже всенощная, ближе к утру начинается литургия. Безусловно, каждый православный человек должен не только правильно отметить Рождество, но и отстоять полную службу.
Как проходит богослужение в храме на Рождество
Празднование Рождества, вопреки расхожему мнению, не начинается прямо 6 января. Подготовка к нему проводится еще за 40 дней до событий. Именно тогда православные очищают свое тело и душу при помощи подготовительного и довольно строгого поста. По своей природе рождественский пост, скорее, относится к аскетическом типу, чем литургическому.
В середине ноября никакого упоминания о Рождестве в песнопениях еще не присутствует. А вот пять дней спустя — с 20 ноября уже начинают появляться в ирмосах канона первые строки — Христос рождается, славите!
Упоминания о событии Рождества впервые замечены во время песнопений перед Введением в храм Пресвятой Богородицы.
Непосредственное празднование Рождества начинается с 20 декабря. Литургии проводятся наподобие основных. В конце декабря — 24 числа, в так называемое Навечение, проводится несколько служений:
Часы — это служба, которая присутствует практически во всех темах церковных праздников. Сакральный смысл в оповещении народа и памяти события. Вечерняя служба начинает праздник, присутствуют пять стихир на Господи воззвав, восемь текстов из священной книги. Литургия Святого Василия Великого ранее предназначалась для проведения Крещения и Миропомазания. Сейчас же скорее выполняет заключительную функцию, а не утилитарную. После окончания этой службы священнослужитель ставит в середине церкви зажженную свечу и припевает кондак и тропарь, оповещающие о скором Рождестве.
Всенощное бдение
Всенощное бдение перед Рождеством представляет собой храмовую службу, которая включает вечерню, утреню и первый час. На Христово Рождество бдение состоит из повечерия с литией, утрени и первого часа. При этом перед началом проводится или нет благовест.
Повечение состоит их нескольких этапов. Сюда включаются части:
Три части всенощного бдения начинаются 6 января и оканчиваются уже 7 числа.
Утреня
Утреня — это также часть всенощного бдения. Начинается после шестипсалмия (тропарь трижды, кафизмы и полиелей).
Величание — «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии; Несколько канонов: Космы Мауимского и Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается отпустом: И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
Первый час
Час первый рождественской службы знаменует собой начало празднования. Первый час стандартно посвящается мыслям и чувствам православных, которые пришли в храм. Состоит это действие из чтения псалмов, тропарей, а также нескольких молитв Всевышнему.
Литургия свт. Василия Великого
Литургия Святого Василия Великого проводится в церквях лишь десять раз за весь год. Она соединяется с вечерней, сначала служится именно вечерня, а уже потом сама литургия. По своей сути литургия является показателем того, что Христос вновь и вновь приносит себя в жертву за всех людей. Состоит литургия из евхаристических текстов, которые зачитываются после пения Символа веры. В отличие от молитв, которые присутствуют в других литургиях, к Святому Василию Великому используются тексты более пространные.
«Сущий, Владыка Господи, Боже Отче Вседержитель, поклоняемый! Поистине достойно и справедливо и сообразно великолепию святости Твоей Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить, единого истинно существующего Бога, и Тебе приносить с сердцем сокрушенным и духом смирения это словесное служение наше, ибо Ты даровал нам познание Твоей истины. И кто способен изречь могущество Твое, сделать известными все хвалы Твои, или поведать о всех чудесах Твоих во всякое время? Владыка всех, Господи неба и земли и всего творения, как видимого, так и невидимого, сидящий на престоле славы и взирающий на бездны, безначальный, невидимый, непостижимый, неописуемый, неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, великого Бога и Спасителя, надежды нашей, Который есть образ Твоей благости, печать равнообразная, в Самом Себе показывающий Тебя, Отца, Слово живое, Бог истинный, предвечная премудрость, жизнь, освящение, сила, свет истинный, чрез Которого Дух Святой явился, – Дух истины, дар усыновления, залог будущего наследия, начаток вечных благ, животворящая сила, источник освящения, Которым укрепляясь все творение и словесное, и разумное Тебе служит и Тебе воссылает вечное славословие; ибо все подчинено Тебе. Ибо Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начальства, Власти, Силы и многоокие Херувимы; пред Тобою вокруг стоят Серафимы; шесть крыл у одного и шесть крыл у другого, и двумя они покрывают лица свои, а двумя ноги, и двумя летая, взывают друг к другу не умолкающими устами и в непрестанных славословиях… …победную песнь поющие, взывающие, восклицающие и говорящие».
Далее хор читает: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!
Полны небо и земля славою Твоей!
Благословен Грядущий во имя Господне!
Вечерня
Обычай совершать вечерню пред Христовым рождеством, пожалуй, самый старый. Сохранилась в священных текстах информация, что ее проводили уже в 4-м веке. Совершается девятый час, читается весь памерий. Смысл:
Читают Апостол и Евангелие, есть ектения. Священник зажигает свечу и выносит ее на середину помещения. Произносится тропарь и кондак. Свеча означает, что звезда появилась в Вифлееме.
Историческая справка и православное значение
Христово Рождество абсолютно всегда в православной церкви припадает на 7 января. Это один из самых главных праздников, которому уделяется особенное внимание. Ему предшествует пост, который оканчивается Сочельником.
Вместе с тем Рождество начали праздновать только в третьем веке. Этому есть понятное объяснение — в древней Иудее было не принято отмечать дни рождения человека. Но появилось мнение определить тот праздник, предназначить ему дату. Место, где появился Христос, сохранилось до сих пор. Пещера, которая так и называется Рождества Христова, обустроена базиликой, внутри есть звезда с 14 лучами.
Пророчества касаемо рождения Христа появились довольно давно, еще за несколько веков до события. Самое известное — это волхвам. По нему они должны были идти за звездой, точно просчитав момент ее появления. Пастухам же было другое пророчество — им появился ангел и приказал идти в определенное место. Они все собрались в яслях, где содержали скот, чтобы лицезреть новоявленного Иисуса. Событие это стало настолько значимым в истории, что в честь него даже изменили календарь. Легко понять, что обозначения до нашей эры и после нашей эры определяются по знаковому событию — первому Рождеству.
Особенность Рождества в том, что он один из немногих православных праздников, служба при котором совершается ночью. Ночь эта довольно длинная, в ней читаются многочисленные молитвы. Длина их разнится в различных храмах, поэтому время начала и окончания рождественской службы лучше уточнять заранее в храме.
О сочельнике
Сочельник — это канун Рождества Христова. Он приходится на 24 декабря (6 января). Принято отказываться от пищи до появления первой звезды — отсылка к Вифлеемской, которая возвестила о появлении Иисуса на свет.
В Сочельник перед Рождеством проводятся богослужения, как уже было указано выше. Если он припадает на выходной день, то служба Царских часов и вечерня переносятся на пятницу. Литургия же служится в тот же день — меняется на Иоанна Златоуста. На Рождество проводится литургия Василия Великого.
Как нужно готовиться
Есть определенные правила, которые помогут подготовиться к Рождеству и выстоять рождественскую службу. К ним относят:
Рождество — это, прежде всего, духовный праздник. Поэтому не лишним будет освежить свои знания православия.
Рождественская служба
Существуют определенные правила, которых должны придерживаться все православные.
Как зайти в церковь
В храме перед рождественской службой очень много людей. Толкаться и рваться вперед не нужно. Служба начинается около 9-10 вечера, но время может разниться. Целый день 6 января верующие не едят, вечером идут в храм, где ведется подвечерье, утреня и литургия.
Длительность
Начинается служба около 10 вечера 6 числа, а заканчивается также поздно вечером 7.
Значение Вифлеемской Звезды
Только после появления Вифлеемской звезды на Рождество можно во время службы вкусить сочиво — постная еда из пшена с медом. Звезда — это символ того, что Иисус родился.
Тексты
Тексты разделяют на те, что читаются священниками шепотом, и те, что произносит хор. Любые сейчас доступны в интернете.
Что еще нужно знать о праздновании Рождества Христова
Рождество — это, прежде всего, духовный праздник. Многие семьи по-прежнему готовят многочисленные блюда, созывают много друзей. Это неправильно. Лучше приготовить на Рождество совсем мало, собрать только самых близких в кругу семьи, а время посвятить чтению Библии. Службу транслируют многие телевизионные каналы онлайн.
Православный Рождественский сочельник. Справка
Долгий сорокадневный пост предшествует празднику Рождества у православных. Заключительный вечер Рождественского поста (6 января) называется Рождественским сочельником.
Уже в 4 веке Православная церковь установила, как праздновать навечерие (канун) Рождества Христова. В 5 веке Анатолий, патриарх Константинопольский, затем Анатолий и Софроний Иерусалимские в 6 веке, Козма Маюмский и Иоанн Дамаскин в 8 веке написали для празднества Рождества Христова священные песнопения, которыми Церковь и сейчас прославляет празднуемое событие.
В сочельник служатся царские часы и совершается Литургия святого Василия Великого.
Если сочельник придется на субботу или воскресение, то царские часы совершаются в пятницу, а в сочельник служится Литургия святого Иоанна Златоуста.
На службе в сочельник читается множество отрывков из Евангелия, в которых повествуется о Рождестве Христовом. Читаются пророчества о пришествии Христа из Ветхого Завета. Именно в этот день в церкви можно услышать: «В начале сотворил Бог небо и землю. «. Впервые поются и главные песнопения, прославляющие праздник.
Церковный устав предписывает соблюдение поста до конца вечерни. В древней церкви Литургию в Рождественский сочельник служили вечером. Отсюда и пошло правило ожидать первой звезды в этот день. В наши дни служба вечерни соединяется с Литургией и служится утром, поэтому и пост соблюдается до того момента, когда по окончании Литургии и следующей за ней вечерни в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову.
Только по окончании Божественной литургии можно вкушать пищу.
Днем в сочельник православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво. Варили сочиво, или кутью, из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя, заправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость будущей блаженной жизни.
Как приготовить сочиво (коливо, кутью): стакан зерен пшеницы, 100 граммов мака, 100 граммов ядер грецких орехов, одна-три столовые ложки меда, сахар по вкусу.
Зерна пшеницы нужно растолочь в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу.
Пшеничная кутья с медом. Целые зерна лущеной пшеницы или пшеничной крупы залить холодной водой, варить до размягчения и откинуть на дуршлаг. 200 граммов меда развести четырьмя стаканами воды, залить пшеницу, поставить на слабый огонь, довести до кипения и охладить.
Кутья из риса. 500 граммов риса перебрать, промыть, залить холодной водой, довести до кипения, откинуть на сито или дуршлаг и промыть холодной водой. Затем рис снова залить большим количеством холодной воды и варить до готовности, не мешая. Воду слить, рис охладить. Ошпаренный кипятком сладкий миндаль растереть, добавить сахарный песок, размешать, развести небольшим количеством воды и добавить в рис. Все перемешать, добавить 200 граммов вымытого и ошпаренного кипятком изюма, корицу и снова тщательно перемешать. Выложить на большую тарелку и посыпать по вкусу сахарной пудрой. Отдельно подать фруктовый кисель.
Сочельник: про молитву, про Библию, про еду
Материнские заметки
Дева днесь Превечное Слово
в вертепе грядет родити неизреченно: ликуй, вселенная!
(Из кондака Сочельника)
В массовой культуре, той, которая родом из Голливуда, Сочельник – уютный семейный праздник. К Сочельнику или прямо в этот день наряжают рождественскую елку, покупают подарки, накрывают особенный стол. Индейка, гусь, пряная рождественская выпечка, Christmas carols… День мира, любви, семьи (традиционной семьи, стоит подчеркнуть), день чуда. И в наши непростые времена эти западные Сочельники – знак надежды. Традиции не забыты, и эти традиции смотрят в сторону христианской культуры, хотя бы издалека напоминают о вере.
О том, что Сочельник – день особенный, напоминают и наш фольклор, и наш русский гений, воспевший нетихую украинскую «Ночь перед Рождеством».
Но ведь мы хотим встретить не просто «традиционный семейный праздник», а Рождение Спасителя мира. И не просто «отметить» – а провести этот день с Церковью. Но при этом все же предложить детям действительно яркий праздник, который запомнится на всю жизнь, который будет напоминать нашим детям о подлинной радости детства, о радости жизни в Церкви, где бы они ни оказались в своей взрослой жизни.
Вообще я уже писала о Сочельнике, о подготовке к Рождеству. А здесь попробую отдельно и подробно рассмотреть, как в этот день можно сделать две важные вещи – принять пищу духовную и пищу обыкновенную.
Богослужение Рождественского Сочельника
Сочельник – это, конечно же, елка, шары и гирлянды, пряничный домик на окошке, подготовка подарков… – и все это счастливое, детское, то, что делает праздник – Праздником. Но в первую очередь это завершение нашего пути к Рождеству Христову, того пути, который продолжался весь Рождественский пост. И чтобы не превратить елку и подарки в главный или вообще единственный смысл этого праздника, чтобы нам самим не забыть в уборке, готовке и праздничной суете, ради чего, собственно, мы так стараемся, – хорошо бы вспомнить о богослужении этого дня.
Навечерие Рождества начинается не с подготовки подарков и не с приготовления салатов, а с чтения Великих, или Царских, часов
А богослужение сегодня особенное. Навечерие Рождества в нашей Церкви начинается не с подготовки подарков и даже не с приготовления салатов, а с чтения Великих, или Царских, часов, а также с вечерни – тоже Великой, и потом – Литургии Василия Великого. Эти богослужения образно, ярко показывают смысл и значение Рождества Христова, готовят всех нас ко встрече с Новорожденным Спасителем.
Служба Царских часов совершается еще дважды в год: накануне Богоявления и утром в Страстную пятницу – особенные, священные, великие «времена и сроки» и Священной истории, и нашей жизни.
Царскими эти часы называются потому, что в Византии на этом богослужении присутствовал император:
Сейчас во многих храмах на аналое устанавливают вертеп из еловых веток и цветов, который, как стены пещеры, осеняет икону Рождества Христова. Перед этим вертепом священники в белых одеждах, со свечами – почти как ангелы со звездами! – читают пророчества о Рождении Спасителя и снова и снова напоминают нам:
Ныне пророческое прорицание исполнитеся грядет. [2]
Ныне – прямо сейчас, на этом зимнем рассвете Рождественского Сочельника.
И мы вместе с детьми можем прийти в это утро в храм и увидеть, как идет в Вифлеем
Мариам, чревоносящи безсеменное рождение,
наста время Рождества,
понять, зачем рождается Христос: чтобы
прежде падший воскресити образ.
После часов служится Великая вечерня: поются рождественские стихиры, читаются восемь паремий – ветхозаветных пророчеств.
Это все невероятно важные, потрясающие слова, глубокие образы. Все это настоящая подготовка к Рождеству Христову, именно это, а не приготовление рождественского гуся или поросенка. Все это само по себе – образование и для детей, и для родителей. Такое участие в богослужении вообще и есть пресловутое «религиозное образование».
Но ведь часто бывает, что мы, может быть, и придем на службу, и настроение будет молитвенное, и впечатление грядущего праздника будет – но содержания этих текстов мы просто не услышим. Например, хор будет петь красиво, но неразборчиво, чтец будет читать слишком тихо, а священник – непонятно. К сожалению, такое случается. Приходится по обрывкам фраз угадывать содержание этого чтения… Что уж говорить о детях!
В общем, чтобы полно приобщиться к богослужению, хорошо вместе с детьми пойти в такой храм, где читают четко.
Но бывает так, что прийти в храм на эту службу никак не получается. Малыши 2–3–5 лет могут просто не дать родителям помолиться. Да и не всегда полезно детей 7–10 лет приводить в храм на всю службу: вместо того, чтобы сосредоточиться на богослужении, такие дети будут в церковной лавке рисовать или читать книжки, пока родители будут… трясти на улице плачущего младенца. Впрочем, даже в таком режиме бывает все равно полезно прийти в храм, хоть как-то приобщиться общей молитве. Но тут надо иметь в виду: у нас еще впереди всенощная, ночная или утренняя Литургия самого праздника Рождества Христова. И когда в семье есть младенцы и младшие школьники, бывает неоправданной нагрузкой и для детей, и для родителей приходить в храм на все эти службы. И как обычно, как всегда – приходится выбирать что-то одно. И учитывать, что всем нам – и малышам, и подросткам, и папе, и беременно-кормящей маме – обязательно нужно выспаться накануне Рождественской Литургии.
Домашнее богослужение утром Сочельника
Если не получается прийти вместе с детьми в храм на часы, вечерню и Литургию, то все равно можно и хорошо этот день встретить молитвой. Особенной молитвой, которой наша Церковь предложила нам встречать Рождественский Сочельник. И чтением Священного Писания, которое также именно сегодня нам предложили святые отцы.
О том, как и зачем можно дома, вместе с детьми читать церковную службу, я уже писала. Здесь попробую рассказать о том, какие могут быть варианты – всего лишь варианты! – домашнего богослужения в Рождественский Сочельник.
Привлекать детей можно, мне кажется, тогда, когда старшему лет 8–9. И пока младшему участнику меньше 10, молиться немного, недолго.
Потом, со временем, когда дети подрастут, мы все, уже хорошо представляющие себе эту службу, уже привыкшие именно так встречать Сочельник, сможем активно и осознанно участвовать в церковном богослужении этого дня. Собственно, ради чего все и затевается.
Чтобы все это устроить, нужно не так много: зажечь свечку или лампадку перед иконами, может быть, и ладан. Приготовить текст службы – купить заранее или скачать в интернете по запросу «Текст службы навечерия Рождества Христова».
Начало обычное: начальные молитвы.
И потом читаем что-то из часов. Например, вместе с детьми призовем: «Вифлеем, приготовься, ясли, украшайтесь!»
Вифлееме, уготовися,
благоукраситеся, ясли,
вертепе, приими: Истина прииде.
Сень мимотече, и Бог человеком от Девы явися,
вообразився якоже мы и обожив плоть.
Тем Адам обновляется, со Евою зовуще:
на земли благоволение явися спасти род наш.
Все понятно, кроме «сень мимотече» – что-то вроде «тьма прошла». Старшие дети могут, чередуясь с родителями, сами читать вслух эти песнопения на нашей общей молитве.
Если мы собираемся читать недолго, можно сразу прочитать Евангелие третьего часа – Лк. 2: 1–20. Знакомое даже малышам – как Богородица спеленала и положила в ясли Новорожденного Сына, как ангел явился пастухам. Можно читать сразу на славянском, а можно в синодальном переводе – зависит от возраста детей. Можно заранее подготовить книжки с картинками о Рождестве, может быть – детскую Библию. И пока старшие дети слушают Евангелие, младшие могут разглядывать рисунки с этим же сюжетом. И это чтение Евангелия – уникальная возможность подготовить детей к празднику… на молитве.
Чтение из Евангелия о Рождестве Спасителя – уникальная возможность подготовить детей к празднику… на молитве
Так евангельские сюжеты поворачиваются в сторону молитвы, показывают, что все это – не только исторические события. Все описанное в Евангелии таинственным образом происходит действительно здесь и сейчас.
Этот момент можно подчеркнуть, сказать детям: днесь, то есть буквально сегодня, Дева идет к вертепу, чтобы там родить Отроча Младо, Превечного Бога:
Дева днесь Превечное Слово
в вертепе грядет родити неизреченно:
ликуй, вселенная, услышавши,
прослави со Ангелы и пастырьми
хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога.
Мне кажется, еще очень хорошо спеть или прочитать удивительную стихиру девятого часа, которая и по форме, и по содержанию напоминает антифон службы Великой пятницы:
Днесь раждается от Девы
рукою всю содержай тварь,
пеленами, якоже земен, повивается,
Иже существом неприкосновенен Бог.
В яслех возлежит
утвердивый Небеса словом в началех,
от сосцев млеком питается,
Иже в пустыни манну одождивый людем,
волхвы призывает Жених церковный,
дары сих приемлет Сын Девы.
Покланяемся Рождеству Твоему, Христе;
покланяемся Рождеству Твоему, Христе;
покланяемся Рождеству Твоему, Христе:
покажи нам и Божественная Твоя Богоявления.
В конце этого песнопения, когда говорим «поклоняемся», делаем все вместе поклоны.
И теперь снова можно почитать Евангелие: соединяем чтение шестого и девятого часа – Мф. 2: 1–12 и Мф. 2: 13–23. Про волхвов, звезду и царя Ирода. Это скорее всего снова очень знакомый детям сюжет, так что он будет понятен даже на славянском. Впрочем, если дети мало знакомы с церковной культурой, хорошо, мне кажется, сначала почитать все-таки в синодальном переводе, это уж точно лучше, чем ограничиваться пересказами из детских книжек.
На этом можно и закончить такую короткую, но все же – службу.
А можно почитать еще что-то из службы Великой вечерни. Или, наоборот: ничего из часов не читать, а только из вечерни. Или так: после часов отправить малышей играть, а если они в состоянии сами сидеть за столом – завтракать, а родители вместе со старшими детьми – с теми, кто активно хочет, – почитают еще что-то из Великой вечерни:
Приидите, возрадуемся Господеви!
Это правда радость, а не скучная нагрузка – молиться, слышать о Рождестве, открывать для себя все новые и новые стороны этого самого лучшего праздника детства.
Вот, например, вполне детский вопрос: что земля приносит в подарок Новорожденному? И об этом есть в песнопениях вечерни, и это все вполне и хорошо поймут и дети, и подростки:
Что Тебе принесем, Христе,
яко явился eси на земли
яко Человек нас ради?
Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит:
Ангели – пение; небеса – звезду;
волсви – дары; пастырие – чудо;
земля – вертеп; пустыня – ясли;
мы же – Матерь Деву.
Иже прежде век, Боже, помилуй нас.
Если молимся с малышами, можно прямо на молитве вместо каяждо произнести как каждая. А так все вполне понятно и на славянском, если читать четко.
Об Адаме и Еве, обо всей мировой истории и даже о монархии – все в этой службе:
Августу eдиноначальствующу на земли,
многоначалие человеков преста;
и Тебе вочеловечшуся от Чистыя,
многобожие идолов упразднися,
под eдинем царством мирским гради быша,
и во Eдино Владычество Божества языцы вероваша.
Написашася людие повелением кесаревым,
написахомся, вернии, Именем Божества,
Тебе, вочеловечшагося Бога нашего.
Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.
Август – первый римский император, который сосредоточил всю власть в одних – в своих – руках. И в его правление в мир пришел единственный истинный Владыка, истинный Царь. Все это можно объяснить детям до молитвы, прямо во время ее или… не объяснять совсем. Слова скажут сами за себя, лишь бы дети и мы сами услышали их. Чтобы были способны услышать – снова и снова скажу: читаем внятно, и читаем недолго, чтобы внимание не ослабевало. И читаем по очереди: один текст – папа, другой – мама, третий – ребенок 15 лет, четвертый – ребенок 13 лет, пятый – ребенок 10 лет…
Можно из службы вечерни прочитать всего одну стихиру, потом сесть на диван, на стулья, на кровати и почитать с детьми паремии на русском языке – просто как обычное чтение Писания, просто как мы вообще читаем, например, на ночь. Это не трудно. Это правда интересно. Что не понятно – объяснять, и когда дети явно устали, уже невнимательны – тут же закончить все это чтение.
Ветхозаветные чтения Великой вечерни Рождественского Сочельника таковы.
1) Первые строки Книги Бытия, рассказ о сотворении мира – Быт. 1: 1–13.
Христианский писатель митрополит Вениамин (Федченков) рассказывает, почему именно о сотворении мира мы читаем в Сочельник:
Можно снова дать детям в руки Библию с картинками, и пусть даже малыши слушают и смотрят иллюстрации. Если мы когда-нибудь с детьми занимались чтением Священного Писания, то такое чтение – повторение, закрепление пройденного и главное – «оживление» этого «пройденного».
2) Пророчество Валаама о звезде от Иакова – Чис. 24: 2; 5–9; 17–18.
3) Пророчество Михея о рождении князя Израильского в Вифлееме – Мих. 4: 6–7; 5: 2–4.
4) Пророчество Исаии об отрасли от корня Иессеева – Ис. 11: 1.
Об этом будет в ирмосах Рождеству: «Жезл из корене Иессеова и цвет от него, Христе…». Иессей – отец царя Давида, праотец Иисуса Христа. Иессей был родом из Вифлеема, и именно поэтому – можно сказать детям – Иосиф с Марией пошли в Вифлеем, ведь они были из рода Давидова.
Недетское, но… очень детское чтение: «будет волк жить вместе с ягненком, леопард ляжет рядом с козленком, теленок и лев станут вместе кормиться, и маленький мальчик их будет пасти».
5) Пророчество Варуха о Мессии – Вар. 3: 36–38; 4: 1–4.
6) Толкование видения Навуходоносора о колоссе на глиняных ногах – Дан. 2: 31–36; 44–45.
Тоже детское, потому что символическое, зашифрованное, загадочное. Если совсем по-хорошему, то можно заранее, используя новогодние каникулы, почитать с детьми эти сюжеты, предложить 5–7–10-летним детям нарисовать этого колосса. И теперь, на домашнем богослужении, дети встретят библейский рассказ узнаванием, радостью.
7) Пророчество Исаии о рождении Младенца, чье имя – Бог Крепкий – Ис. 9: 6–7.
8) Пророчество Исаии о рождении Сына от Девы – Ис. 7: 10–16; 8: 1–4; 8–10.
То самое место, которое когда-то читал один из семидесяти толковников-переводчиков, Симеон. Именно здесь он хотел заменить слово «дева» на «молодая женщина». Это эпичное:
се Дева во чреве приимет и родит Сына,
и нарекут имя Его Еммануил;
масло и мед имать снести.
«С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся… яко с нами Бог!»
Все это интересно, понятно, все это – даже в таком небывало сокращенном виде – приобщение к церковному богослужению дня, подлинное изучение Закона Божия, буквально погружение в него.
Это богослужение – в радость, ведь «ликуют ангелы вси на небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь»
Это правда не трудно – если не делать из молитвы тяжкую повинность. Это в радость – ведь ликуют ангелы вси на небеси, и радуются человецы днесь, играет же вся тварь. Если сокращаем, читаем буквально два тропаря из часов, Евангелие, две стихиры и три паремии, заканчиваем торжественным пением тропаря, кондака и величания Рождеству Христову – все это займет минут 40, не больше.
И эти полчаса, пусть час – уникальная возможность настроиться самим, настроить детей на рождественское ликование, увидеть всю красоту и глубину церковного богослужения. Это возможность узнать службу и всем сердцем полюбить ее. Нельзя полюбить то, с чем мы совсем не знакомы!
Хотя бы прочитать Евангелие о Рождестве Христовом и сразу спеть тропарь – это займет вообще минут десять, но это уже какое-никакое, а домашнее богослужение, служение Богу. И это самое логичное начало Рождественского Сочельника.
Застолье в день Сочельника
Вначале – пища духовная: молитва и Священное Писание. Но во вторую очередь в этот день важна и пища обыкновенная.
Еда в Сочельник – это тема интересная. И большая, но мы попробуем коротко.
Еды в этот день… мало:
В чем польза такого строгого поста в Сочельник?
Во-первых, потому что мы верим Церкви. И как ни крути, как ни оговаривай: мол, не для мирян и не с древнейших времен эти посты установлены, есть болящие и т.п. – а все же пост установлен. Может, и не настолько строгий, не для всех настолько строгий, но все же пост и все же установлен.
Строгий пост накануне праздника ощутимо, наглядно, съедобно подчеркивает величие самого праздника
Во-вторых, строгий пост накануне праздника ощутимо, наглядно, съедобно подчеркивает величие этого самого праздника. Сам факт поста не только на уровне духа, но и на уровне души, чувств, на уровне физическом ставит праздник Рождества Христова на высоту подлинного События в жизни каждого из нас.
В-третьих, это как раз удобно. Ведь пост в этом случае – либо полное отсутствие еды в первой половине дня, либо, для тех, кто поститься не так строго или вообще не строго, это все же еда очень простая, которая не потребует сил и времени на приготовление. Например, сварить кастрюлю полезной овсянки, гречки – и все. Не «что-то вкусное, как я люблю», а просто еда, просто польза организму. Так серьезно сокращается время и готовки, и связанной с ней уборки. И это как раз позволяет нам утром помолиться дома или сходить в храм. И выспаться тоже. И приготовить гуся на завтра… Или утку.
В Сочельник, конечно, уже есть наступление, предвкушение Праздника: украшают дом, наряжают елку, устанавливают вертеп. Но есть еще и особенные традиции, которые ярко и съедобно выделяют этот день среди прочих дней года. И это снова про еду.
Строго мы постились сегодня или не очень строго – но как стемнеет, можно накрыть стол белой скатертью. На стол выложить сено в память о том, что Божия Матерь положила Спасителя в кормушку для скота. Зажечь свечи – на столе, на окнах, перед вертепом, в фонариках, даже в пряничных домиках. Это выглядит фантастически красиво! К столу подать кутью или сочиво – то самое блюдо, в честь которого Сочельник называется Сочельником: пшеница с медом, которую хорошо бы приготовить накануне. И пряники, и имбирное печенье, и сбитень, и глинтвейн, и просто чай с медом и с имбирем. Это сказка, это чудо, голливудские фильмы отдыхают, серьезно! И это все – вкусная, особенная ассоциация, которую мы неразрывно связываем в детском мировосприятии… с утренним богослужением, с Евангельским чтением, с Ветхозаветными сюжетами.
Теперь оказывается, что все это вместе и есть Сочельник. И тогда утреннее богослужение Сочельника каждый следующий год оказывается Праздником. И чтения стихир, паремий навсегда окажутся частью этого Праздника.
Так у наших детей, у всех нас появляется шанс и узнать, и полюбить Священное Писание, церковную службу. Так мы встречаем Рождество как самый яркий, самый елочно-подарочный, самый детский праздник нашей цивилизации. Но еще – и как живое событие Священной Истории. Как праздник нашей Святой, Соборной И Апостольской Церкви.