служба в протестантском храме

Протестантизм: история реформации

служба в протестантском храме. Смотреть фото служба в протестантском храме. Смотреть картинку служба в протестантском храме. Картинка про служба в протестантском храме. Фото служба в протестантском храме

Протестантизм

Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви — лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру.

Как возник протестантизм

Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.

В костелах продавали индульгенции, поклонялись зачастую поддельным святыням, таким как «шип с тернового венца Спасителя». Все это стоило немалых денег. Священники вели себя распущенно, а паства не понимала и половины того, что происходит на богослужении. Вернувшись из Рима, пораженный Мартин Лютер решил взяться за изменение установленного порядка в католической Церкви. Он не задумывался о создании новой конфессии, но хотел реформировать старую, считая, что за нагромождением обрядов, Церковь отошла от своего истинного предназначения, и от слова Спасителя.

Долго думая о том, как исправить сложившуюся ситуацию, 31 октября 1517 года, Лютер по распространенной легенде, прибил на дверь Виттенбергской Церкви 95 тезисов, в которых изложил принципы Реформации. Лютер критиковал догмат о Чистилище, требовал отменить индульгенции и позволить мирянам читать Писание на немецком языке. Одним из трудов всей его жизни стал перевод Библии на немецкий. Читать Писание в те времена удавалось только тем, кто знал латынь.

Пока Лютер уединился, чтобы перевести Писание, в стране начались погромы католических храмов. Узнав об этом, Мартин Лютер, вышел, чтобы объявить — он хотел совсем другого. Его женой стала Катарина фон Бора — беглая монахиня (Лютер отверг идею монастырей, по его мнению Христос и апостолы не уходили из мира). Во время суда на Лютером, ему предлагали отказаться от принципов протестантизма. Недолго думая, Мартин Лютер заявил «на том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!». Приговор к нему не был суровым. Но католическая Церковь не приняла реформы. У Лютера к тому времени появились тысячи последователей. Результатом стало появление новой конфессии — протестантизма.

Основные принципы (тезисы) протестантизма

служба в протестантском храме. Смотреть фото служба в протестантском храме. Смотреть картинку служба в протестантском храме. Картинка про служба в протестантском храме. Фото служба в протестантском храмеОсновные принципы протестантизма изложены в Аугсбургском исповедании — вероучительном документе лютеран.

Три главных Sola или принципа протестантизма:

Существуют и другие принципы:

служба в протестантском храме. Смотреть фото служба в протестантском храме. Смотреть картинку служба в протестантском храме. Картинка про служба в протестантском храме. Фото служба в протестантском храме

Протестантизм в современном мире

Протестантизм и православие: отличия

служба в протестантском храме. Смотреть фото служба в протестантском храме. Смотреть картинку служба в протестантском храме. Картинка про служба в протестантском храме. Фото служба в протестантском храме

Интересный факт о протестантизме

Многие историки сомневаются в достоверности этого эпизода.

служба в протестантском храме. Смотреть фото служба в протестантском храме. Смотреть картинку служба в протестантском храме. Картинка про служба в протестантском храме. Фото служба в протестантском храме

Протестантизм в России

Первые русские и украинские протестантские общины возникли во второй половине XIX века в нескольких регионах Российской империи: на юге Украины (в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях), на территории Закавказья, в Санкт-Петербурге и на территории Левобережной Украины (в Таврической губернии). К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые на несколько лет получили относительную свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. — Из Википедии.

К сожалению, в России также существовал ряд протестантских сект, таких, как «Свидетели Иеговы», презентовавших себя в качестве протестантских общин. Консервативные протестанты «лютеране» резко выступают против деструктивных христианских сект.

В богоборческие времена лютеранские пасторы также подвергались гонениям, а кирхи закрывали.

Источник

Богослужение, таинства и праздники в протестантизме

служба в протестантском храме. Смотреть фото служба в протестантском храме. Смотреть картинку служба в протестантском храме. Картинка про служба в протестантском храме. Фото служба в протестантском храме

Отцы-основатели протестантизма начали свою деятельность с отрицания символики традиционных церквей: икон, таинств, пышных богослужений и праздников. Что собой представляет протестантское богослужение? Есть ли сейчас у протестантов таинства, празднуют ли они что-нибудь? Попробуем ответить на эти вопросы.

От редакции: Для лучшего понимания сути протестантизма и многочисленных протестантских деноминаций рекомендуем ознакомиться со статьёй Протестанты: во что они верят и как в них разобраться?

Богослужение

Из чего состоит протестантское богослужение? Из пения церковных гимнов, совместной молитвы, чтения Священного Писания и проповеди.

Есть ли какая-то деноминационная специфика богослужений? Предельно простое богослужение у квакеров. Гимны не поются, не читаются проповеди, нет установленных молитв. Всякий, кто хочет, может говорить, исходя из своего жизненного опыта. Это называется «высказываемая служба», «словесное пастырство».

Пятидесятническое богослужение иногда сопровождается глоссолалией. В ряде американских и латиноамериканских общин харизматического толка в связи с учением о спонтанном действии Святого Духа в церкви на богослужении приняты экспрессивные проявления.

Элементы католической службы сохранились у англикан и лютеран. Так, во время богослужения прихожане сидят на стульях или скамьях, поднимаясь (или иногда опускаясь на колени) лишь во время молитвы или в самые важные моменты литургии. Сохранились свечи, ладан, наличие алтаря.

Регламентировано ли протестантское богослужение? Лютеране и англикане служат по специальным служебникам, в Новоапостольской церкви порядок богослужения определяется высшим церковным руководством. Во всех остальных деноминациях есть сложившийся порядок богослужения, содержание песен и проповедей определяется руководством общины. Принципиально спонтанно богослужение квакеров.

Есть ли иконы у протестантов? Принципиально – нет. Но лютеране и некоторые другие деноминации при этом допускают наличие в церквях картин, фресок и витражей на библейские сюжеты.

Есть ли музыка на протестантском богослужении? У лютеран и англикан на богослужении используется орган, у амишей музыка запрещена. Во всех остальных церквях используются разные музыкальные инструменты.

У ряда евангелических и харизматических общин принято богослужение в стиле рок (иногда – даже в стиле «рэп» и «метал»).

Таинства

Есть ли понятие «таинство» у протестантов? Есть, но оно понимается скорее как просто символическое действие. У квакеров, Армии Спасения, унитариан нет понятия «таинство», а крещение и причастие не обязательны.

Сколько таинств у протестантов? Семь – у англикан, они признают все те же таинства, что православные и католики (крещение, миропомазание, покаяние, причастие, елеосвящение, таинство брака и священства). Три – у Новоапостольской церкви (крещение, запечатление Святым Духом, причастие). Все остальные деноминации признают таинствами крещение и причастие (в ряде случаев – просто символическими действиями, завещанными Христом), а другие церемонии — только обрядами.

Крещение

Кого могут крестить протестанты? Человека, сознательно исповедующего веру во Христа или (в тех церквях, где признают крещение детей) детей верующих родителей.

Крестят ли протестанты детей? Англикане, лютеране, пресвитериане, конгрегационалисты, реформаты, гернгутеры, методисты и Новоапостольская церковь практикуют крещение детей. Гуттериты, баптисты, данкеры, адвентисты, Ученики Христа (Церковь Христа) и пятидесятники признают только крещение взрослых (обычно в 12–18 лет, у гуттеритов – в 20–30 лет). Дети в этих церквях обычно благословляются пастором при рождении, посещают богослужение, но не считаются членами церкви.

Как крестят протестанты? Лютеране, англикане, пресвитериане, меннониты, методисты признают различные формы водного крещения: на практике чаще используют обливание, методисты – окропление. В баптизме, евангельском христианстве, адвентизме, пятидесятничестве, Новоапостольской церкви, у Учеников Христа крещение совершается исключительно полным погружением. У данкеров крещаемый трижды погружается лицом в воду.

Причастие/хлебопреломление

Каково протестантское понимание Тела и Крови Христа? Лютеране и гернгутеры верят в пресуществление, т.е. в реальное присутствие Тела и Крови Христа в хлебе и вине, остальные отвергают это учение, считая хлеб и вино просто символами.

Кто допускается к причастию? Только взрослые члены общины. У англикан в некоторых случаях возможно допущение к причастию детей, не прошедших конфирмацию.

Как совершается причастие у протестантов? Во время богослужения служители раздают хлеб и вино (у методистов, адвентистов, Учеников Христа, в некоторых харизматических общинах вместо вина — виноградный сок).

У амишей и данкеров, а также в ряде баптистских, адвентистских и пятидесятнических общин перед хлебопреломлением совершается обряд омовения ног как элемент Тайной вечери.

Священство

Как понимается священство у протестантов? Главной структурной единицей в протестантизме является община, которой управляет пастор и собрание верующих. Церковные служители считаются простыми делегатами сообщества верующих, все верующие являются носителями священства.

Существует ли при этом церковная иерархия? У квакеров принципиально нет никакого священства. В Армии Спасения нет священнослужителей в строгом смысле этого слова, но есть звания, похожие на военные: генерал (глава Армии Спасения), полковник, майор, капитан, лейтенант, старший сержант, сержант, солдат.

У пресвитериан и конгрегационистов принципиально двухчастная структура (дьякон и пастор/старейшина). У баптистов, методистов, пятидесятников формально трехчастная структура, но епископ понимается скорее как старший пастор, ответственный за определенный регион, чем более высокая степень священства; у Учеников Христа епископ – только руководитель отдельной общины. У лютеран количество иерархических ступеней жестко не регламентировано и зависит от сложившихся традиций: например, трехчастная (епископальная) существует в Швеции, двухчастная – в Северной Америке. У реформатов, англикан, гернгутеров, амишей, унитариан сохраняется трехчастная иерархия (дьякон, священник/пастор, епископ).

Самая развернутая иерархия у Новоапостольской церкви, сохраняющей, впрочем, трехчастную структуру:

• Апостольский сан: первоапостол (руководитель Новоапостольской церкви), окружной апостол и апостол;

• Священнический сан: епископ, окружной старейшина, окружной евангелист,

пастор, общинный евангелист, священник;

• Сан дьякона: дьякон и младший дьякон.

Кто назначает священнослужителей у протестантов? У лютеран, англикан, реформатов, в Новоапостольской церкви священнослужителей рукополагает вышестоящее руководство (в Армии Спасения – присваивает звания). У пресвитериан, конгрегационистов, гуттеритов, амишей, Учеников Христа их рукополагает избравшая их община, у всех остальных, как правило, присутствует сочетание выбора общины и его утверждение через рукоположение вышестоящих священнослужителей.

Как происходит избрание священнослужителя у протестантов? Путем назначения – у тех, где рукополагают вышестоящие, избрания на общинном собрании (и последующего утверждения у вышестоящих при наличии такого требования) – у всех остальных. У амишей, гуттеритов и гернгутеров священнослужители избираются по жребию.

После назначения или избрания о новом священнослужителе торжественно молятся, как правило, с возложением на него рук. У англикан священство считается таинством (см. выше) и совершается по особому чину.

Нужно ли протестантскому священнослужителю специальное образование? У англикан, лютеран, пресвитериан, адвентистов обязательное требование к пастору – учиться в семинарии, в закрытых общинах (гернгутеры, гуттериты, данкеры, амиши) образованием считается знание Священного Писания и опыт проведения совместных молитв, у всех остальных деноминациях богословское образование для священнослужителя желательно. Принципиально не получают богословского образования священнослужители Новоапостольской церкви (по образцу ранней Церкви).

Есть ли у протестантских священнослужителей специальные облачения? У англикан (особенно в т.н. Высокой Церкви) присутствуют облачения, похожие на католические. У лютеран пасторы носят талар (черную мантию) или альбу (белое литургическое одеяние). В Армии Спасения офицеры носят специальную служебную одежду, напоминающую военную форму. В Новоапостольской церкви для священнослужителей обязателен черный костюм. Во всех остальных протестантских деноминациях нет специальной одежды. Но многие пасторы носят рубашку с колларом (специальным воротником с белой полоской или вставкой).

Признается ли у протестантов женское священство? К началу XXI в. многие протестантские церкви признали женское священство: англикане, унитариане, большинство общин Учеников Христа, ряд лютеранских, методистских и пятидесятнических церквей харизматического толка, некоторые пресвитерианские и баптистские объединения. В Армии Спасения офицерские должности одинаково доступны для мужчин и для женщин. У адвентистов седьмого дня женщина может быть дьякониссой. В России женское священство имеется только в ряде харизматических церквей.

Обряды

Есть ли какой-то обряд «закрепления» после крещения, похожий на миропомазание? В некоторых протестантских конфессиях существует обряд конфирмации – публичного исповедания веры (в лютеранстве, англиканстве и реформатстве после крещения, в баптизме, адвентизме и пятидесятничестве — перед крещением). Конфирмацию проводят после катехизации и не раньше достижения сознательного возраста: в 13-14 лет у лютеран, в 14-16 – у англикан. У лютеран и англикан ее организует пастор, у англикан – епископ. В Новоапостольской церкви существует «запечатление Святым Духом» (возложение рук с произнесением молитвы и благословения), похожее по смыслу на таинство миропомазания, совершает его только апостол.

Есть ли исповедь у протестантов? В том или ином виде есть во многих деноминациях, кроме церквей кальвинистской традиции. Обязательна у гернгутеров (перед причастием).

Что собой представляет исповедь? Рассказ о своих грехах пастору или личному наставнику. У методистов практикуется общая исповедь перед причастием. Амиши признают только публичную исповедь в случае тяжкого греха.

Есть ли у протестантов венчание? Благословение жениха и невесты есть в большинстве протестантских деноминаций.

Как проходит венчание? У англикан и лютеран существует особое чинопоследование, которое проводит пастор в церкви. Во всех остальных деноминациях место проведения и форма клятвы – произвольные.

Как проводятся похороны у протестантов? Лютеране и англикане проводят обряд отпевания, во многом похожий на католический. В большинстве протестантских деноминаций не приняты особые ритуальные одеяния для покойного, не предусмотрены какие-либо определенные сроки похорон и похоронные бдения. В гробу умершего кладут на спину, соединяя руки на груди. В гроб не принято класть вместе с покойным символические или личные предметы. Во многих западных общинах разрешена и практикуется кремация.

Церемонию похорон проводит пастор, обычно — в церковном здании. Обряд символизирует передачу души покойного Богу, провозглашая надежду на обязательное воскрешение присутствующим живым. За упокой не молятся.

Праздники

Есть ли у протестантов праздники? Есть у всех, кроме квакеров и адвентистов седьмого дня (они почитают только субботу, другие праздники могут праздновать, но не признают их обязательными).

Какие праздники отмечает большинство протестантов? Рождество Христово, Пасху и Пятидесятницу.

Есть ли специфические протестантские праздники? У англикан сохранились почти все праздники католической церкви, включая дни почитания святых, у лютеран – 1-ое воскресенье адвента, Великий четверг, Страстная пятница, День всех святых (при том, что лютеране не признают почитания святых), День поминовения усопших. Лютеране с XVI в. отмечают День Реформации – 31 октября, вместе с ними его празднуют многие другие деноминации.

Лютеране и баптисты отмечают праздник Жатвы (сентябрь-октябрь). Баптисты и Новоапостольская церковь отмечают День Благодарения. Гернгутеры празднуют день основания своей общины — 1 марта, день обновления общины — 13 августа, день смерти Яна Гуса, которого считают своим основателем — 6 июля.

Источник

Богослужебная практика российских протестантов

Подберезский И.В., «Москва протестантская»

Общая длительность богослужения в разных церквах тоже разная. В среднем в протестантских деноминациях богослужение длится около двух часов, чуть менее. Но есть и такие, которые начинают, скажем, в 10 утра и заканчивают в час, а то и в два, а потом ещё отправляются служить в другое место.

По западным меркам это слишком много, там обычно укладываются в час с небольшим, считая, что иначе богослужение становится утомительным для человека и превращается в тягость. И вообще, полагают там, предпочтительнее, чтобы верующий огорчался окончанием службы («Как рано кончилось!»), чем радовался («Наконец-то!»).

Тут тоже — вряд ли есть единая для всех мера. Надо полагать, пресвитериат каждой деноминации решает это вопрос исходя из опыта, из склонностей прихожан и ещё из возможностей — не всегда хватает служителей, проповедников.

Как правило, на колени протестанты не становятся, хотя ведущие службу время от времени обязательно преклоняют колена, бывает, что и некоторые прихожане во время молитвы преклоняют тоже, но это особо набожные. Правда, в отдельных недавно возникших и находящихся под сильным воздействием своего харизматического пастора протестантских церквах все собравшиеся по указанию ведущего службу опускаются на колени, но это редкость. Большую часть богослужения протестанты сидят, встают только в строго определённых случаях, которые в разных церквах и определяются по разному.

В некоторых церквах есть прекрасный обычай по ходу богослужения, поднявшись на ноги, пожимать друг другу руки со словами «Мир вам, брат (сестра)!». Баптисты встают при молитве, при Хлебопреломлении или по приглашению ведущего службу пресвитера («И мы, вставши, поприветствуем наших гостей…»).

В этом одно из отличий протестантского богослужения от православного, участники которого, как известно, стоят всё время службы. Отсюда жалоба героя Л. Н. Толстого Стивы Облонского, что у него «ноги затекают», и потому он не ревностен как православный.

Может быть, кстати, будет упомянуть, что как раз первосвященник современных толстовцев считает, что православным все же следует провести реформу богослужения, потому что «невозможно общаться с Богом стоя несколько часов». (Кроме того, полагает он, реформа должна отменить свечи, которые в переполненной церкви часто вызывают обмороки и еще — ввести некоторые удобства).

Вглядываясь в людей, приходящих на протестантское богослужение, замечаешь, что среди них больше мужчин, чем в православных храмах, хотя женщины всё же в большинстве. Правда, кое-что зависит от дня недели, от времени: в нашей церкви евангельских христиан-баптистов на «молодёжном служении» мужчин больше, чем, скажем, на дневном Хлебопреломлении в первое воскресенье каждого месяца. В молодых харизматических церквях, так привлекающих молодёжь, соотношение приближается к 50 на 50. А самая «мужская» церковь в России — это старообрядцы, где мужчины, по рассказам, составляют подавляющее большинство на любом богослужении. «По рассказам» потому, что на их богослужении я не был, присутствие посторонних, как мне дали понять, не приветствуется. Настаивать в подобных ситуациях — в лучшем случае бестактность.

Преобладание женщин, конечно же, не свидетельствует о слабости той или иной церкви. Православие в тяжкие годы гонений держалось преимущественно на женщинах, которые прошли через всё, в том числе через издевательства и плевки, что прекрасно описано в одном из рассказов Солженицына. Честь им и хвала за это.

В протестантских церквах женщины пользуются уважением и тоже играют важную роль в жизни общины, нередко — ведущую, представляя собой самый активный элемент прихожан. Но кое-где они находятся «в строгости»: в одной протестантской церкви долго не мог понять, почему все женщины какие-то невыразительные, и только потом сообразил, что на них нет никакой косметики, а их пресвитер в интервью сказал потом, что «это» он сурово осуждает. Но такие строгости редки, особенно в молодых церквах, где вольностей куда больше.

Тем не менее, трудно принять начавшееся кое-где на Западе движение за рукоположение женщин (сейчас много говорят в этой связи об англиканах, но в Швеции и Голландии это практикуется уже давно) — как-то «душа не приемлет», как не приемлет этого и церковь, к которой я принадлежу. Запрет апостола Павла ясен и недвусмыслен: «Жёны ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить» [1 кор 14:34] и ещё «Жена да учится в безмолвии со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» [1 Тим 2:11-12].

Трудно принять и утверждения о женском начале Бога, который всегда мыслился у нас как олицетворение мужского естества. Однако, говорят сторонники новшеств, в Писании сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» [Быт 1:27]. Не стоит забывать, что в русской религиозной мысли некоторые мыслители отдали дань «софийности», мудрости, полагавшейся женским началом и существовавшей, по мнению поклонников софийности, извечно. О софийность претыкались такие титаны русской религиозной мысли, как В. С. Соловьев и С. Н. Булгаков, хотя само учение было осуждено как ересь.

Всё же следует признать, что у сторонников такого «и женского тоже» подхода какие-то резоны есть. Во всяком случае, здесь нельзя ограничиваться только осуждением. Нельзя игнорировать такие, например, суждения:

«Священное Писание не только долгое время интерпретировалось мужчинами и возвещалось в патриархальных церквях, но и авторами его тоже были мужчины. Оно написано андроцентричным языком и отражает мужской религиозный опыт, а вошедшие в него тексты отбирались и передавались в условиях религиозного главенства мужчин. Без всякого сомнения, Библия — мужская книга.» С этим трудно согласиться, многие женщины (в России особенно) не так смотрят на Библию и не видят в ней «мужского шовинистического начала». Библии есть что сказать и им, но всё же нельзя не замечать тревогу, высказанную в приведённом выше суждении. И православная, и католическая, и баптистская церкви, представленные в России, категорически отвергают ординацию женщин, но ещё Иоанн XXIII в булле о созыве Второго Ватиканского собора говорил о требовании женского равноправия как о «знамении времени». Кто знает, может и в России «восстание женщин» ещё впереди.

Отдельно следует сказать о детских воскресных школах. Они существуют практически при всех протестантских церквах Москвы. Родители приводят детей с собой, на каком-то этапе — пока они не устали, пока им не стало скучно — их уводят в свой класс.

Дело, насколько могу судить, с педагогической точки зрения поставлено безупречно. Тут и наглядные пособия (картинка с изображением палестинского пейзажа, на ней появляются фигурки, иллюстрирующие повествование о блудном сыне), и элементы игры (дети с увлечением ищут заблудившуюся овцу — спрятавшегося за занавеской юношу с изображением овечьей головы, находят и торжественно приводят), и многое другое. Преподаватели хорошо подготовлены, умеют общаться с детьми, активно привлекают их к участию в уроках. Ни в одной светской школе вы не увидите столько детских рук, тянущихся вверх, чтобы показать: «Я знаю! Я знаю! Спросите меня!» Дети относятся к своим обязанностям очень серьезно, и надо видеть, с какой важностью они иногда выступают перед взрослыми и показывают, что усвоили из Библии.

К этому служению привлекают чувствующих к нему склонность прихожан (чаще прихожанок, но доводилось видеть и молодых людей, охотно участвующих в занятиях с детьми). В воскресные школы протестантских церквей отдают своих детей и многие непротестанты, вообще неверующие — слава о них обычно широко распространяется в окрестных кварталах, благотворность же занятий проявляется очень быстро.

Простота и строгость

В целом богослужение у протестантов строже, суровее, чем у православных, у них обычно нет свечей, нет икон или скульптурных изображений. Из украшений допускаются цветы. Только у тех, кто раньше других принял Реформацию, сохранилось кое-что общее с «историческими церквами»: у лютеран над кафедрой изображён крест, у них же есть немного свечей, причём существует замечательный обряд: при крещении крещаемый зажигает свою тонкую свечу от толстой, символизирующей всю общину. Свечи и крест есть еще у англикан, хотя сама обстановка строгая. Казалось бы, куда до исторических церквей. Но ведь писал же наш замечательный поэт Ф. И. Тютчев:

Я лютеран люблю богослуженье,

Обряд их строгий, важный и простой —

Сих голых стен, сей храмины пустой

Понятно мне высокое ученье.

В большинстве протестантских церквей нет даже изображения креста (в единственной христианской стране Азии, на Филиппинах, от приверженцев одной из местных христианской церквей, не признающей общепринятой символики, довелось услышать такой довод: «Поклоняться кресту — то же самое, что поклоняться электрическому стулу»).

Служители чаще всего в «цивильной» одежде: строгий костюм, галстук, белая рубашка. Впрочем, некоторые «старые» протестантские церкви сохранили специальные облачения служителей, у тех же англикан довелось видеть служение заезжего епископа в полном облачении фиолетового цвета (этот цвет считается епископским и у католиков, а аметист — «епископским» камнем), в митре, с посохом выше роста человеческого. Однако Христос и апостолы не отличались одеждой от тех, кому они проповедовали.

Простота во всём была заложена еще инициаторами Реформации, которые видели в роскоши католического богослужения отступление от евангельских принципов. Этот подход был последовательнее проведён в так называемой радикальной Реформации (Цвингли), не столь решительно, но тоже достаточно отчётливо в Реформации умеренной (Лютер).

У протестантов нет великолепных многоглавых храмов, хотя лютеранская — не отремонтированная пока — церковь Петра и Павла в Старосадском переулке не лишена величественности, равно как и англиканская церковь Сейнт Эндрю на улице Станкевича. Новые комплексы, такие как построенный евангельскими христианами-баптистами на Варшавском шоссе Российский центр, с архитектурной точки зрения могут считаться удачными, хотя комплекс этот зажат другими зданиями и потому его трудно обозреть, увидеть его красоту.

Внутри дом молитвы не имеет ни позолоты, ни изображений, ни богатой отделки. Многие суровые протестанты считают, что Бог присутствует только там, где одни «голые стены» и простые скамьи, а там, где появляются украшения, Его нет. Как и некоторые русские сектанты, говорившие, что «церковь не в брёвнах, а в рёбрах», протестанты не считают, что великолепие свидетельствует об истинности и глубине веры.

Многие вынуждены обходиться арендуемыми помещениями: клубами, институтами, даже школами, где снимают зал часа на два в воскресенье. Спартанская простота привлекает тех, кто ищет духовного, хотя, конечно, внешнее великолепие не обязательно исключают внутреннюю духовность. Может, тут протестанты и проигрывают, ибо в России эстетический фактор («благолепие») всегда играл важную роль: по данным некоторых опросов до 38% населения считают, что «эстетический фактор» даже более важен, чем собственно религиозный (так, между прочим, полагали и 17% опрошенных православных), тогда как только 30% на первое место поставили религиозные соображения. О чем это свидетельствует — каждый волен судить сам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *