служба в храме ильи пророка на обыденском переулке официальный сайт
О храме
Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первая церковь, построенная в Киеве при князе Игоре, была во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга (память 11 июля) построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.
В Москве, на Остожье, которое прежде именовалось Скородомом, москвичи часто строились после пожаров, пригоняя лес по воде, что облегчало подготовку строительства. Здесь строили, так сказать, наскоро, с целью последующего размещения предварительно собранных конструкций в других районах города, поэтому это место и получило название «Скородом». Удобно было строить на месте продажи лесного материала. Здесь и был построен деревянный храм во имя святого пророка Божия Илии. Строительство совершилось за один день — «обыдень», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». Предполагаемый год возведения — 1592 г. По имени храма три ведущих к нему переулка стали Ильинскими, а затем — Обыденскими.
С тех пор название храма достаточно часто фигурирует в различных исторических документах. Это место становится свидетелем широко известных исторических событий Смутного времени: в 1612 году близ храма возносится молитва духовенства и земского ополчения перед изгнанием «студных» еретиков-иноземцев, осквернивших святыни Московского Кремля.
Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.
В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранились доныне в неизменных формах, прослужив Богу и людям уже более 300 лет.
Строителями нового храма были братья Деревнины: думный дьяк Гавриил Феодорович (†1728) и комиссар Василий Феодорович (†1733), на средства которых производилась постройка и в память о которых на стенах арки при входе в построенную ими центральную часть храма установлены памятные мраморные доски.
В течение 300 лет в храме совершаются богослужения. В период безбожного лихолетья храм не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. Известно, что в 1930 году храм дружно отстояли верующие, которых в то время в общине было 4000 человек.
По преданию, власти собирались закрыть храм после службы 22 июня 1941 года, в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, но этого не произошло — началась война.
Общины закрывавшихся в те годы московских храмов, вливаясь в приход Обыденного храма (порой вместе со своим духовенством), приносили свои святыни и добрые вековые традиции, бережно сохраняемые духовенством прихода. Традиции собравшихся в Ильинской церкви приходов слились воедино, передавая последующим поколениям полноту духа дореволюционной приходской жизни православной Москвы.
Чтимые святыни храма — чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (†2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима в храме был освящен приставной престол.
Большое количество частиц мощей святых угодников Божьих находится в трех мощевиках, расположенных в центральной части храма и в правом приделе. В специальном ковчеге хранится частица честного пояса Пресвятой Богородицы.
Богослужения в храме проводятся ежедневно: в будни часы и Божественная литургия начинаются в 7.40, вечерняя служба — в 17.00; в воскресные и праздничные дни — две литургии, в 7.00 и 10.00. По понедельникам совершается вечерня с акафистом (на Саровско-Дивеевский распев) преподобному Серафиму Саровскому, в среду — вечерня с акафистом пророку Божию Илии, в пятницу — вечерня с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери «Нечаянная Радость».
Храм открыт ежедневно с 07.00 до 23.00.
Духовенство
Протоиерей Максим Шевцов — настоятель храма с августа 2012 года.
Родился 11 июля 1977 года в городе Ставрополе.
В 1998 году окончил Московскую духовную семинарию.
В 2002 году окончил Московскую духовную академию.
Кандидат богословия.
8 января 1999 года рукоположен в сан диакона ректором Московской Духовной Академии епископом Верейским Евгением. Им же 20 мая 1999 года, на праздник Вознесения Господня, рукоположен во иерея в Покровском академическом храме.
С 2003 по 2012 год являлся клириком кафедрального соборного Храма Христа Спасителя.
Протоиерей Николай Скурат — клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Москве.
Родился 8 июня 1959 года в Москве.
В 1982 году окончил Московский институт электроники и информатики.
В 2003 году окончил Московскую духовную академию.
В марте 1996 года рукоположен во диакона архиепископом Одинцовским Иовом.
В марте 1998 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II рукоположен во иерея.
Женат, имеет семерых детей.
Иерей Андрей Дорохин — клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Москве.
Родился 8 июля 1970 года в Москве.
В 1992 году окончил Московский авиационный технологический институт им. К.Э.Циолковского.
В 1998 году — окончил Финансовую академию при Правительстве РФ.
С 1995 года нес послушание алтарника и чтеца в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках в Москве.
В 2004 году окончил Московскую духовную семинарию.
В 2007 году окончил Московскую духовную академию.
В марте 2004 года архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым), ректором МДАиС, рукоположен во диакона.
В 2006 году архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым), ректором МДАиС, рукоположен в иерея.
С 2002 года по настоящее время несет послушание в Учебном комитете Русской Православной Церкви.
Женат, имеет шестерых детей.
Иерей Владимир Сердюк — клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке г. Москвы.
Родился 5 июля 1992 года в Москве.
В 2012 году окончил Московское государственное училище музыкального исполнительства им. Фредерика Шопена.
В 2017 году окончил бакалавриат Сретенской Духовной семинарии.
В 2019 году окончил магистратуру Сретенской Духовной семинарии.
Магистр богословия.
17 апреля 2016 года рукоположен в сан диакона ректором Сретенской Духовной семинарии епископом Егорьевским Тихоном в Соборном храме Владимирской иконы Божией Матери Сретенского ставропигиального мужского монастыря.
7 мая 2019 года рукоположен во иерея митрополитом Истринским Арсением, первым викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в Архангельском соборе Московского Кремля.
С 2016 года по настоящее время несет послушание в Управлении Московской Патриархии по г. Москве.
Женат, воспитывает сына.
Духовенство в истории
Причт храма в XVII столетии состоял из cвященника, диакона, дьячка и пономаря. О происхождении священников того времени, образовании и деятельности ничего неизвестно. Имеющиеся источники (в основном, Приходные книги Патриаршего приказа) не позволяют воссоздать последовательность и время их служения в целом. Однако следует обозначить имена, дошедшие до наших дней.
Известно, что в 1625 году в Обыденской церкви служил священник Игнатий. Через него внесена от Илии-Обыденской церкви дань в количестве 12 алтын с деньгою (приходная книга Патриаршего приказа 1625 года). О. Игнатий значится в приходных книгах по 1629 год включительно.
В документах 1642 года упоминается священник Иоанн (по приходной книге 1642 года). О. Иоанн упоминается настоятелем в 1652–1684 годах. С 1643 по 1653 год, очевидно, вторым священником «был священник Семен».
В 1686 году здесь служил священник Иродион Афанасьев (по приходным книгам того же года). Иродион «был священником» в 1686–1689 годах. В 1687 году упоминается Иоанн Иосифов (приходная книга того года).
О служении в храме священника Василия известно с 1702 года. При нем началось строительство каменной церкви на иждивение думного дьяка Гавриила Федоровича Деревнина. К этому же времени относится упоминание первого диакона прихода — Иоанна (приходные книги Патриаршего приказа 1694, 1701 и 1704 годов).
О жизни храма и прихода в Х VIII — первой половине ХIХ века сохранились лишь отрывочные сведения: имена жертвователей, иногда — священников. Со второй половины ХIХ века о жизни храма известно гораздо больше.
Много лет, с 1867 года до конца ХIХ века, настоятелем храма был протоиерей Иоанн Матвеевич Лебедев. Двадцатипятилетие его служения было торжественно отпраздновано в 1892 году. В «Московских церковных ведомостях» читаем: «В адресе указывалось на серьезные заслуги юбиляра перед приходом, для которого он возобновил храм, бывший до него в запущенном состоянии, учредил попечительство о бедных, устроил еще около двадцати лет назад церковноприходскую школу и постоянно заботился об ее процветании, открыл богадельню при церкви и вообще всеми силами старался содействовать улучшению духовного и материального состояния своих прихожан».
Священник Андрей Иванович Соколов служил на этом приходе с конца 90-х годов ХIХ века до 1917 года. Его послереволюционная судьба неизвестна, однако до начала 1920-х годов он был здесь настоятелем; его сменил протоиерей Виталий Лукашевич. Приблизительно с 1920-х годов он стал настоятелем, до начала 1930-х годов единственным священником прихода. Доброжелательный и бескорыстный протоиерей Виталий снискал любовь и глубокое уважение пасомых. Отвергнув обновленчество, он запрещал бывать на богослужении в оскверненном храме Христа Спасителя; сурово порицал увлекавшихся А. И. Введенским. В эти годы диаконами в храме был сначала отец Сергий Меньшов, художник-самоучка, а затем отец Симеон Балабанов. В 1930-е годы многие диаконы ушли на государственную службу, в том числе и отец Симеон.
С 1930-х годов в храм стали вливаться общины верующих из закрытых к тому времени церквей: Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах с протоиереем Георгием Чинновым и протодиаконом Александром Любимовым, Воскресения Словущего на Остоженке с протоиереем Николаем Митропольским и протодиаконом Николаем Мороювым, Успения Пресвятой Богородицы на Остоженке с протоиереем Сергием Орловым и диаконом Сергием Вознесенским. Отец Виталий всех по-братски принимал.
По доносу в 1936 году протоиерей Виталий был переведен в единственную тогда действовавшую церковь в Загорске. Через год его арестовали. Из Уссурийского лагеря он писал родным, даже присылал засушенные им растения. Истинно добрым пастырем проявил он себя и в лагере, духовно заботясь о товарищах по заключению. О. Виталий умер 27 ноября 1938 года, посмертно реабилитирован.
30 марта 1936 года указом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) настоятелем Обыденского храма был назначен протоиерей Александр Васильевич Толгский (1880–1962). На этом посту он служил непрерывно 26 лет до дня своей кончины, удостоен всех возможных церковных наград.
В 1938 году на Обыденский приход был переведен отец Николай Павлович Тихомиров (1896–1981).
В конце войны клир состоял из двух священников — отца Александра Толгского и отца Николая Тихомирова — и протодиакона Николая Орфенова. До смерти протоиерея Александра Толгского отец Николай был вторым священником, а после кончины настоятеля заступил на его место (1962–1985).
В послевоенные годы возникла настоятельная необходимость увеличить число священников до трех-четырех, не считая «помогавших». Третьим, а по смерти отца Александра Толгского вторым, священником, отдавшим храму всю жизнь, был замечательный пастырь — протоиерей Александр Николаевич Егоров (1927–2000), служивший на приходе с сентября 1951 года.
Следующим настоятелем стал протоиерей Ерос Дамианович Ясенчук. В декабре 1986 года его сменил и в течение 20 лет нес обязанности настоятеля протоиерей Алексей Сергеевич Лапин. С сентября 2006 года отец Алексий являлся почетным настоятелем храма — вплоть до 1 сентября 2018 года, когда батюшка отошел ко Господу.
Добрую память в сердцах прихожан оставил протоиерей Владимир Иванович Смирнов (1903–1981), служивший в Обыденском храме в 1954–1978 годах. Третьим священником стал отец Петр Дьяченко. К печали прихода, он неожиданно умер еще не старым 10 июня 1991 года.
На Обыденском приходе непродолжительное время служил незабвенный многолетний прихожанин, а затем священник протоиерей Глеб Каледа.
Невосполнимой для храма была потеря скончавшегося в начале 1995 года замечательного протодиакона Николая Николаевича Орфенова, служившего здесь с начала 1940-х годов.
Вечная память всем почившим священнослужителям!
Новости
14 мая— праздник в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»
В храме пророка Божия Илии в Обыденском переулке находится чудотворный образ Царицы Небесной.
Накануне праздника будет совершено торжественное всенощное бдение. В день праздника — две Божественные литургии, а вечером — акафист перед чудотворной иконой Божией Матери.
…Она пришла в Ильинскую церковь, одну из немногих не только сохранившихся, но и продолжавших богослужения, в июне военного 1944-го. Что почувствовали, что пережили тогда встречавшие икону обыденцы? Пришла «Нечаянная Радость». Пришла Сама Царица Небесная. Пришла любящая Мать к Своим исстрадавшимся детям… Наверное, торжественность и значимость этого события невозможно было передать простыми словами. Только словами молитвы, только словами акафиста, в которых заключена благодарность, надежда, вера, нечаянная радость…
С той благословенной пятницы минуло уже больше семи десятков лет. Но каждую неделю, вечером в пятницу, Обыденский храм наполняется верующими, стекающимися сюда со всех концов столицы, чтобы присоединиться к молитве перед чудотворным образом Богородицы.
Торжественная вечерня, предваряющая молебен с акафистом, тоже посвящена Божией Матери и словно подготавливает наши сердца, настраивает нас на разговор о самом сокровенном. По храму разливается благоухание ладана… Звучат удивительные по своей красоте стихиры… Невозможно удержаться — и мы поем вместе с хором ставший любимым тропарь… И вот…
Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, явившейся иногда к человеку беззаконну, во еже отвратити его от пути нечестия, благодарственное пение приносим Ти, Богородительнице; Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, от всяких нас бед и грехов свободи, да зовем Ти: Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
В акафисте Дарующей нечаянную радость каждый найдет слова, которые ему особенно близки, которые передают именно его просьбу к Богородице, которые свидетельствуют о Ее благодеяниях, уже бывших с ним и обещаемых в будущем. Молитесь, Она слышит: Радуйся, молитвы всех христиан приемлющая.
Образ «Нечаянная Радость» даже своей необычной иконографией свидетельствует о бесконечной милости к нам Царицы Небесной. На нем перед Пречистой на коленях стоит человек, о котором в акафисте поется как о беззаконном, но каждый день повергавшемся перед иконой Богородицы и приносившем Ей Архангельское приветствие. И Она внимает «и таковаго грешника славословию». Матерь Божия! И мы, увы — только внешне кажущиеся христианами и изо дня в день распинающие Твоего Сына своими грехами, пришли к Тебе за прощением и помощью!
Да, главная радость, которую получает верующий человек — это радость покаяния. Прежде всего об этом мы должны просить Богородицу. Но по человеческой немощи мы идем к Ней со всеми нашими житейскими невзгодами. А «Радость всему миру родившая» (это тоже слова из акафиста, удивительно емкие и жизнеутверждающие) видит их и не отвергает наших прошений: Радуйся, помоще всех, призывающих имя Твое святое.
Тот, кто пришел помолиться о здоровье — своем или близких — не уйдет неутешенным: Радуйся, оставленных врачами на Своя всемощныя руце приемлющая. Тех, кто страдает не от телесных, а от душевных недугов, тоже исцелит Богородица: Радуйся, яко пламень страстей наших угашаеши.
У нас, окруженных бесчисленными «благами цивилизации» и предложениями «отдохнуть и развлечься», есть Наставница в христианской вере и благочестии, от растлевающих душу и тело соблазнов сохраняющая.
А с какой надеждой православный христианин слышит такие слова: Радуйся, от опасных обстояний и внезапныя смерти без покаяния и Святаго Причащения избавляющая!
«Нечаянная Радость» — это икона, перед которой особенно молятся за детей. Весь 7-й икос акафиста — тому подтверждение. Матерь Божия дарует душеполезные знания, низлагает душевредные учения, помогает преодолевать беззаконные навыки, соделывает несмысленных разумными, посылает понимание тем, кому не дается учеба: Радуйся, юности благая Охранительнице и Наставнице.
И все мы — дети Ее, усыновившей нас при Кресте Сына Своего: Радуйся, всегда Матернюю любовь к нам являющая.
…Плывут под сводами храма слова акафиста, кондаки и икосы сменяют друг друга. Работая за свечным ящиком, половину того, что прочитал батюшка и пропел наш замечательный мужской хор, увы — пропускаю. Но Радуйся, всежеланное совершение благих супружеств слышу всегда и мысленно снова и снова благодарю Матерь Божию, пославшую мне, недостойной, нечаянную радость. Здесь, в Обыденском храме, у чудотворной иконы Царицы Небесной, мы познакомились и повенчались с моим супругом…
Вообще, в храм наш очень часто приходят девчоночки, мечтающие о замужестве. Кому им молиться, как не невест благой Украсительнице и Споручнице! А молодые пары, не имеющие детей и узнающие о том, что в Обыденке хранится Пояс Пресвятой Богородицы, открывают здесь для себя и «Нечаянную Радость» и молятся на акафисте: Радуйся, безчадных родителей плодами веры и Духа веселящая.
Сколько эпитетов Божией Матери, согревающих наши хладные сердца, звучит еще во время этого ни с чем не сравнимого молебна! А когда звучит «О Всепетая Мати…», весь — ВЕСЬ! — храм опускается на колени:
О Всепетая Мати, Невместимаго Бога во чреве вместившая и Радость всему миру родившая! Нынешнее приими пение, вся наша печали на радость преложи и от всякия избави напасти всех и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа.
Приход храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке г. Москвы
Официальный приходской сайт
Храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке г. Москвы
Контактная информация
В Москве, на Остожье, которое прежде именовалось Скородомом, москвичи часто строились после пожаров, пригоняя лес по воде, что облегчало подготовку строительства. Здесь строили, так сказать, наскоро, с целью последующего размещения предварительно собранных конструкций в других районах города, поэтому это место и получило название «Скородом». Удобно было строить на месте продажи лесного материала. Здесь и был построен деревянный храм во имя святого пророка Божия Илии. Строительство совершилось за один день – «обыдень», что и дало храму уточняющее название «Обыденный». Предполагаемый год возведения – 1592 г. По имени храма три ведущих к нему переулка стали Ильинскими, а затем – Обыденскими.
С тех пор название храма достаточно часто фигурирует в различных исторических документах. Это место становится свидетелем широко известных исторических событий Смутного времени: в 1612 году близ храма возносится молитва духовенства и земского ополчения перед изгнанием «студных» еретиков-иноземцев, осквернивших святыни Московского Кремля.
Обыденский храм всегда почитался в Москве. В день памяти святого пророка Илии и во время засухи или затяжного ненастья из Кремля к храму совершался крестный ход с участием царя. В такие дни богослужения в храме совершали предстоятели Русской Церкви.
В 1702 году на месте деревянного воздвигнут каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах, прослужив Богу и людям уже более 300 лет.
Строителями нового храма были братья Деревнины: думный дьяк Гавриил Феодорович (†1728) и комиссар Василий Феодорович (†1733), на средства которых производилась постройка и в память о которых на стенах арки, при входе в построенную ими центральную часть храма, установлены памятные мраморные доски.
В течение 300 лет в храме совершаются богослужения. В период безбожного лихолетья храм не закрывался, хотя такие попытки и предпринимались. Известно, что в 1930 году храм дружно отстояли верующие, которых в то время в общине было 4000 человек.
По преданию, власти собирались закрыть храм после службы 22 июня 1941 года, в день памяти Всех святых, в Земле Российской просиявших, но этого не произошло – началась война.
Общины закрывавшихся в те годы московских храмов, вливаясь в приход Обыденного храма (порой вместе со своим духовенством), приносили свои святыни и добрые вековые традиции, бережно сохраняемые духовенством прихода. Традиции собравшихся в Ильинской церкви приходов слились воедино, передавая последующим поколениям полноту духа дореволюционной приходской жизни православной Москвы.
Чтимые святыни храма – чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость», иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Владимирская». В местном ряду иконостаса главного алтаря находится несколько почитаемых икон: «Огненное восхождение святого Пророка Илии», «Спас Нерукотворный» с клеймами, икона Божией Матери «Казанская». В храме хранятся иконы преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского с частицами их мощей. Частицу мощей преподобного Серафима передал храму Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 2008) сразу после второго обретения честных мощей этого великого угодника Божия. 1 августа 2009 года во имя преподобного Серафима в храме был освящен приставной престол.
Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
«Росли наши грехи и беззакония. Скрылись святые чудотворные иконы Царицы Небесной, и пока не будет знамения от святой чудотворной иконы Божьей Матери, не поверю, что мы прощены. Но я верю, что время такое будет и мы до него доживем».
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)
ВЕЛИЧАНИЕ:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
ИСТОРИЯ ОБРАЗА
Первые упоминания о самой иконе относятся к 1830-м годам, однако событие, которое дало повод к ее написанию, произошло как минимум на столетие раньше и описано в книге «Руно Орошенное», составленной святителем Дмитрием Ростовским.
Некий лихой человек вел грешную жизнь, но тем не менее благоговейно почитал Пречистую, ежедневно молясь перед Ее образом. Однажды, собравшись «идти для преступного дела», он помолился и вдруг увидел, как у Богомладенца стали кровоточить раны на руках, ногах и в боку; и он услышал глас Пречистой: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи. Вы называете меня Милосердной, но зачем же оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» Потрясенный грешник умолил Пречистую о заступничестве, и с той поры вернулся к честной и благочестивой жизни.
Согласно преданию о раскаявшемся грешнике на иконе «Нечаянная Радость» пишется «человек некий беззаконный», молящийся на коленях перед образом «Одигитрии», под которым начертаны обычно первые слова самого повествования либо особая молитва.
«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ» В НАШЕМ ХРАМЕ
Доподлинно неизвестна история чудотворной иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» до того, как она попала в наш храм. Скорее всего именно эта икона пребывала в Константино-Еленинской церкви в Тайнинском саду Московского Кремля, разрушенной в 1928 году. Оттуда вместе с другими множественными святынями Москвы она попала в Воскресенскую церковь в Сокольниках. Со временем, когда власть перестала поддерживать обновленцев, их движение распалось, и многие иконы из Сокольников начали возвращаться в уцелевшие московские храмы.
Тогдашний настоятель «Ильи Обыденного» протоиерей Александр Толгский получил благословение патриарха Сергия, и в 1944 году икона была торжественно перенесена в наш храм. Это событие произошло в пятницу, и с тех пор по пятницам служится торжественный соборный акафист перед иконой Божией Матери «Нечаянная Радость».
На ризе чудотворной иконы надпись: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» восстановлена риза в лето 1959 при настоятеле храма пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском».
Покойный Патриарх Пимен особенно любил эту икону и, считая себя прихожанином храма Ильи Обыденного, часто бывал на вечерних службах.
О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПРЕД ОБРАЗОМ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»
Многие сотни людей на протяжении веков молились этому чудотворному образу, обращаясь к Пречистой Деве с верой и в надежде получить нечаянную радость прощения и благодатного утешения, помощь в делах. Ее просят об обращении заблудших, об утверждении в вере, особенно молясь за своих детей.
Образ Божией Матери «Нечаянная Радость» напоминает православным христианам о покаянии, о милосердии Господа Иисуса Христа. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничтожит» (Пс. 50,19), — поет пророк Давид. «Нет греха, как бы ни был он велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения», — говорит святитель Иоанн Златоуст.
ТРОПАРЬ, глас 4-й
Днесь, вернии людие, / духовно торжествуем, / прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго, / и, притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице: / о, Премилостивая Владычице Богородице, / подаждь нам нечаянную радость, / обремененным грехи и скорбьми многими, / и избави нас от всякаго зла, // молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
КОНДАК, глас 6-й
Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Владычице. / Ты нам помози, / на Тебе надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои бо есмы раби, // да не постыдимся.
АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ ЕЯ «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»
Кондак 1
Избранней от всех родов Божией Матери и Царице, явившейся иногда к человеку беззаконну, во еже отвратити его от пути нечестия, благодарственное пение приносим Ти, Богородительнице; Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, от всяких нас бед и грехов свободи, да зовем Ти: Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Икос 1
Ангели и праведных души удивишася, егда предстала еси пред Сыном Твоим и Богом и многим молением ходатайствовала еси о человеце, присно во гресех пребывающем; мы же, очима веры толикое Твое благоутробие зряще, со умилением взываем Ти сице:
Радуйся, молитвы всех христиан приемлющая; радуйся, и самых отчаянных грешников моления не отвергающая.
Радуйся, к Сыну Твоему о них предстательствующая; радуйся, нечаянную радость спасения им подающая.
Радуйся, предстательством Твоим весь мир спасающая; радуйся, вся наша печали утоляющая.
Радуйся, Мати всех Бога, озлобленных души утешающая; радуйся, житие наше добре устрояющая.
Радуйся, избавление от грехов всем человеком принесшая; радуйся, Радость всему миру родившая.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Кондак 2
Видящи Пресвятая человека, аще и беззаконна, но на всяк день с верою и упованием пред честною Ея иконою долу повергающагося и Архангельское приветствие Ей приносящаго, внят и таковаго грешника славословию, да вси, зряще Ея Матернее милосердие, на Небеси и на земли вопиют Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум человеческий воистину превосходит любовь Твоя к роду христианскому, яко и тогда не престала еси от ходатайства Твоего о человеце беззаконном, егда Сын Твой показа Тебе язвы гвоздиныя, грехи человеческими Ему содеянныя. Зряще Тя толико неотступную Предстательницу за нас, грешных, со слезами вопием Ти:
Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго, от Бога нам дарованная; радуйся, Путеводительнице наша, к Небесному Отечеству нас возводящая.
Радуйся, верных ограждение и прибежище; радуйся, помоще всех, призывающих имя Твое святое.
Радуйся, всеми презренных и отверженных от рова погибели исхищающая; радуйся, тех на путь правый обращающая.
Радуйся, непрестанное уныние и мрак душевный отгоняющая; радуйся, иждившим от недуга ум новый и лучший смысл подающая.
Радуйся, оставленных врачами на Своя всемощныя руце приемлющая.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Кондак 3
Сила благодати преизобиловала тамо, идеже умножися грех; да радуются на Небеси вси Ангели о единем грешнице покаявшемся, поюще пред Престолом Божиим: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи к роду христианскому Матернее милосердие, всем с верою и упованием прибегающим к Тебе подаеши руку помощи, Владычице, да вси единем сердцем и едиными усты славословие приносят Ти сицевое:
Радуйся, яко Тобою к нам нисходит Божие благоволение; радуйся, яко Тобою и мы имамы вящшее к Богу дерзновение.
Радуйся, яко во всех бедах и обстояниих наших приносиши Сыну Твоему усердныя о нас молитвы; радуйся, яко и наша молитвы приятными Богу соделываеши.
Радуйся, яко невидимых врагов от нас отгоняеши; радуйся, яко от видимых врагов нас избавляеши.
Радуйся, яко сердца злых человек умягчаеши; радуйся, яко от клеветы, досаждения и укорения нас изымаеши.
Радуйся, яко Тобою вся благая желания наша исполняются; радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Кондак 4
Бурю внутрь имея греховных помышлений, человек беззаконен моляшеся пред честною иконою Твоею и, видев Кровь от язв Предвечнаго Сына Твоего потоками, якоже на Кресте, текущую, паде от страха и с рыданием тако вопияше Ти: «Помилуй мя, о Мати милосердия, да не преодолеет злоба моя неизреченныя благости и милосердия Твоего, Ты бо еси всем грешником едина надежда и прибежище; преклонися убо на милость, Благая Мати, и умоли о мне Сына Твоего и Творца моего, да непрестанно зову Ему: Аллилуиа».
Икос 4
Слышавше небожители о чудеснем молитвами Твоими спасении их земнаго гибнущаго брата, прославиша Тя, благосердую Царицу Небесе и земли; и мы, грешнии, сведавше таковое подобнаго нам грешника заступление, аще и недоумевает язык наш восхвалити Тя по достоянию, от глубины умиленнаго сердца нашего воспеваем Ти сице:
Радуйся, Споручнице спасения грешных; радуйся, Взыскание погибших.
Радуйся, Нечаянная грешных Радосте; радуйся, падших возстание.
Радуйся, Предстательнице к Богу, мир от бед спасающая; радуйся, яко гласа молитв Твоих беси трепещут.
Радуйся, яко Ангели сему радуются; радуйся, яко и нас, земнородных, сила молитв Твоих веселия исполняет.
Радуйся, яко теми от тины грехов нас изымаеши; радуйся, яко пламень страстей наших угашаеши.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Кондак 5
Боготечную звезду, чудотворную икону Матере Твоея показал еси нам, Господи, ибо, взирающе на образ Ея телесныма очима, умом и сердцем к Первообразней возвышаемся и Ею к Тебе востекаем, поюще: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше Ангели Хранители христиан, яко Божия Матерь споспешествует им в наставлении тех, заступлении и спасении, потщашася сице возопити Честнейшей Херувим и Славнейший без сравнения Серафим:
Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая; радуйся, Ему всегда о роде христианстем моления приносящая.
Радуйся, в христианстей вере и благочестии Наставнице; радуйся, ересей и тлетворных расколов Искоренительнице.
Радуйся, от растлевающих душу и тело соблазнов сохраняющая; радуйся, от опасных обстояний и внезапныя смерти без покаяния и Святаго Причащения избавляющая.
Радуйся, уповающим на Тя живота непостыдный конец дарующая; радуйся, и по смерти за отшедшую на суд Господень душу пред Сыном Твоим неотступно ходатайствующая.
Радуйся, Твоим Матерним предстательством от вечнаго мучения сию избавляющая.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Кондак 6
Проповедник чуднаго Твоего милосердия, дарованнаго некоему человеку беззаконну, явися святый Димитрий Ростовский, иже, списуя великая и славная, и изрядная дела Божия, в Тебе явленная, предаде письмени и сие дело милости Твоея в научение и утешение всем верным, да и тии, во гресех, бедах, скорбех и озлоблениих суще, многажды на всяк день с верою в молитве пред образом Твоим колена преклоняют и, тех избывше, вопиют Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия нам, яко пресветлая заря, чудотворная икона Твоя, Богомати, прогоняя тьму бед и скорбей от всех, с любовию вопиющих Ти сице:
Радуйся, Целительнице наша в болезнех телесных; радуйся, Благая Утешительнице в печалех наших душевных.
Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая; радуйся, ненадеющихся несумненною надеждою возвеселяющая.
Радуйся, алчущих Питательнице; радуйся, нагих одеяние.
Радуйся, вдов Утешительнице; радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице.
Радуйся, неправедно гонимых и обидимых Заступнице; радуйся, гонящих и обидящих правосудная отмстительнице.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Кондак 7
Хотя Законодавец Правосудный Господь Сам быти закона Исполнитель и явити милосердия Своего бездну, преклонися на усердное моление Твое, Преблагословенная Мати Дево, о человеце беззаконне, глаголя: «Закон повелевает, да сын чтит матерь. Аз Сын Твой, Ты же Мати Моя: Аз Тя должен чтити, послушая Твоего моления; буди убо, якоже хощеши: ныне прощаются ему греси Тебе ради». Мы же, видяще таковую силу молитвы Ходатаицы нашей о прощении согрешений наших, прославим милосердие и неизреченное благоутробие Ея, зовуще: Аллилуиа.
Икос 7
Новое дивное и славное знамение всем верным явися, яко не токмо Матери Твоей, но и пречистому Ея лику, на дске изображенному, силу чудотворения даровал еси, Господи; сему таинству дивящеся, во умилении сердца вопием к Ней таковая:
Радуйся, премудрости и благости Божия откровение; радуйся, веры утверждение.
Радуйся, благодати явление; радуйся, душеполезных знаний дарование.
Радуйся, душевредных учений низложение; радуйся, беззаконных навыков нетрудное преодоление.
Радуйся, слово премудрости просящим дарующая; радуйся, несмысленныя разумныя соделовающая.
Радуйся, детем, неудобь учащимся, разум подающая; радуйся, юности благая Охранительнице и Наставнице.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Кондак 8
Странное и ужасное видение бысть некоему человеку беззаконну, показуя ему благость Господню, предстательством Богоматере грехи его прощающую; сего ради оттоле, исправль свое житие, поживе богоугодне. Сице и мы, славная дела и многоразличную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений и ум и сердце наше на Небеса возведем, поюще Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вся в вышних пребывающи, и нижних никакоже отступила еси, Премилосердая Царице Небесе и земли; аще бо по Успении Твоем и взошла еси на Небеса с Пречистою Твоею плотию, обаче и грешныя земли не оставила еси, являющися Причастница Промышления Сына Твоего о роде христианстем. Сего ради Тя по долгу ублажаем:
Радуйся, сиянием пречистыя души Твоея всю землю просветившая; радуйся, чистотою телесе Твоего вся Небеса возвеселившая.
Радуйся, Промышления Сына Твоего о роде христианстем Святая Служительнице; радуйся, о всем мире усердная Предстательнице.
Радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая; радуйся, всегда Матернюю любовь к нам являющая.
Радуйся, всех даров, духовных и телесных, независтная Подательнице; радуйся, благ временных Ходатаице.
Радуйся, двери Царствия Христова верным отверзающая; радуйся, и на земли чистаго веселия сердца их исполняющая.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Кондак 9
Всякое естество ангельское удивися делу Твоего милосердия, Господи, яко даровал еси толико твердую и теплую Заступницу и Помощницу роду христианскому, нам невидимо спребывающу, слышащу же Тебе поющих: Аллилуиа.
Икос 9
Витии многовещаннии, но не богопросвещеннии, суесловят, яко поклонение святому образу аки бы поклонение идолу есть; не разумеют бо, яко честь, святому образу воздаваемая, на Первообразная восходит. Мы же не токмо сия добре ведуще, но и от верных человек о многих чудотворениих от лика Богоматере слышаще, и сами поклонением ему потребная ко временней и вечней жизни приемлюще, с веселием Богородице взываем:
Радуйся, яко от священнаго лика Твоего чудеса деются; радуйся, яко утаися премудрость и благодать сия от мудрых и разумных века сего.
Радуйся, яко открыся та младенцем в вере; радуйся, яко прославляющих Тя прославляеши.
Радуйся, яко отвергающих Тя пред всеми посрамляеши; радуйся, яко от потопления, огня и меча, от смертоносныя язвы и от всякаго зла прибегающих к Тебе избавляеши.
Радуйся, яко вся болезни человечестии, душевныя и телесныя, милостивно врачуеши; радуйся, яко праведный гнев Божий на нас Твоим молением скоро утоляеши.
Радуйся, яко Ты еси тихое пристанище от бурь плавающим по морю житейскому; радуйся, яко и по конце житейскаго плавания нашего надежно приводиши нас в необуревамую страну Царствия Христова.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Кондак 10
Спасти хотя человека некоего беззаконна от заблуждения жизненнаго пути его, дивное видение от пречестныя иконы Твоея показала еси ему, Преблагословенная, да, чудо видя, покается и, из глубины греховныя милосердым промышлением Твоим воздвигнутый, вопиет Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Тебе притекающим, ибо Небесе и земли Творец, вселивыйся во утробу Твою и от Тебе родивыйся, яви Тя, Приснодеву, стража девства, чистоты и целомудрия и сосуд всякия добродетели и всех возглашати Тебе научи:
Радуйся, столпе и ограждение девства; радуйся, чистоты и целомудрия незримая Охранительнице.
Радуйся, добрая девам Наставнице; радуйся, невест благая Украсительнице и Споручнице.
Радуйся, всежеланное совершение благих супружеств; радуйся, матерей детородящих скорое разрешение.
Радуйся, младенцев воспитание и благодатное охранение; радуйся, безчадных родителей плодами веры и Духа веселящая.
Радуйся, матерей скорбящих утешение; радуйся, тайное веселие чистых дев и вдовиц.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Кондак 11
Пение всеумиленное приносяще Ти, недостойнии, просим Тебе, Дево Богородице: не презри гласа рабов Твоих, к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, поюще: Аллилуиа.
Икос 11
Светоподательную свещу, сущим во тьме греха и юдоли плача явившуюся, зрим Святую Деву; духовный бо огнь молитв Своих, наставления и утешения возжигающи, приводит к Свету Невечернему всех, воззвании почитающих Ю сими:
Радуйся, Луче от Солнца Правды, Христа Бога нашего; радуйся, нечистую совесть просвещающая.
Радуйся, тайная и неудобь предвиденная вся добре ведущая и имже подобает сказующая; радуйся, лживых провидцев и суетная гадания посрамляющая.
Радуйся, в час недоумений мысль благу на сердце полагающая; радуйся, в посте, молитве и богомыслии пребывающим присно спребывающая.
Радуйся, верных пастырей Церкве ободряющая и вразумляющая; радуйся, богобоязненных иноков и инокинь присное утешение.
Радуйся, кающихся пред Богом грешников непостыдная Заступнице; радуйся, всех христиан теплая Ходатаице.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Кондак 12
Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, простри нам руку помощи, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, да не погибнем люте, без покаяния, но приими нас в вечныя кровы, Богородительнице, да радующеся поем Богу, Тобою нас спасающему: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще неизреченное Матернее Твое милосердие к человеку беззаконну, восхваляем Тя вси, яко твердую Предстательницу за нас, грешных, и поклоняемся Тебе, о нас молящейся; веруем бо и уповаем, яко испросиши у Сына Твоего и Бога благая временная и вечная всем, с любовию вопиющим Ти сице:
Радуйся, всех наветов и искушений, от мира, плоти и диавола находящих, попрание; радуйся, нечаемое примирение ожесточенно враждующих.
Радуйся, недоведомое исправление нераскаянных грешников; радуйся, изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительнице.
Радуйся, благодатию смирения и терпения нас снабдевающая; радуйся, клятвопреступлений и неправедных стяжаний всенародное обличение.
Радуйся, от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию ограждающая; радуйся, от пагубных начинаний и несмысленных пожеланий нас незримо отвращающая.
Радуйся, во благих намерениих наших присная Споспешнице; радуйся, в час кончины всем нам Помощнице.
Радуйся, нечаянную радость верным дарующая.
Кондак 13
О Всепетая Мати, Невместимаго Бога во чреве вместившая и Радость всему миру родившая! Нынешнее приими пение, вся наша печали на радость преложи и от всякия избави напасти всех и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос: «Ангели и праведных души. » и 1-й кондак: «Избранней от всех родов. ».
МОЛИТВА
О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града Москвы Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех Верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и преклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством ко прощению сего грешнаго и заблуждшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей,— вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех—утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие; малодушным и ненадеждным—надежду и терпение; в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю благодарение; бедствующим—милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами—нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум—ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися ко всем, чтущим всечестное имя Твое, и всем яви всемощный покров Твой и заступление; во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до последняго их скончания во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе низпосли; от искушений, соблазнов и погибели спаси; от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай; путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние; обидимым и неправедно гонимым— заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение, и всем нам друг ко другу любовь, мир и благочестие и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем, дети родящим, скорое подаждь разрешение; младенцы воспитай; юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашния брани и вражды единокровных миром и любовию огради. Безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и Богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту падшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи. Вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл, от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави, и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на страшнем Судищи Христове даруй. Преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори, скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица, да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.