служба в храме фото
Богослужения
Я не буду перегружать свой очерк историческими подробностями. Мы сделаем акцент именно на визуальном рассказе, то есть на иллюстрировании хода Всенощного бдения фотографиями. В фотографиях мы представим наиболее значимые моменты
114 Фото
Высшей из молитв является Божественная литургия. Она требует от священника полной мобилизации и собранности всех сил и чувств, он, как воин, выходящий на брань, облачается во все священнические облачения – духовные доспехи.
В настоящем фотоальбоме мы с вами поговорим о Великом посте. Сразу поясню: мы не будем говорить о богословии поста, нравственных, пищевых аспектах этой аскетической дисциплины.
Наш фотоочерк охватит время от дня Великой Субботы, до глубокой Пасхальной ночи. Мы переживем волнующие минуты перехода от скорби к радости, «от смерти к жизни и от земли к небеси»…
Патриаршая Литургия по случаю первой годовщины освящения главного храма Вооруженных сил Российской Федерации
13 июня 2021 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооруженных сил Российской Федерации, расположенном в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» в Одинцовском районе Московской области.
Торжественное богослужение, приуроченное к первой годовщине освящения Патриаршего собора в честь Воскресения Христова, посетил министр обороны Российской Федерации Сергей Кужугетович Шойгу.
Его Святейшеству сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Александр Солдатенков, ключарь Патриаршего собора в честь Воскресения Христова; архимандрит Андрей (Вац), помощник начальника Московского высшего общевойскового командного училища по работе верующими военнослужащими; протоиерей Леонид Калинин, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви, председатель Художественного совета по строительству Патриаршего собора в честь Воскресения Христова; военное духовенство Русской Православной Церкви, клирики главного храма Вооруженных сил РФ, духовенство г. Москвы.
В храме присутствовали: заместитель министра обороны РФ — начальник Главного военно-политического управления Вооруженных сил РФ генерал-полковник А.В. Картаполов; первый заместитель начальника Главного военно-политического управления Вооруженных сил РФ генерал-майор А.М. Цыганков; статс-секретарь — заместитель министра обороны РФ Н.А. Панков; заместитель министра обороны РФ П.А. Попов; заместитель министра обороны РФ Т.В. Иванов; руководство Министерства обороны и Вооруженных сил Российской Федерации, члены Совета Безопасности РФ, военнослужащие, ветераны Великой Отечественной войны, курсанты военных училищ, суворовцы, юнармейцы, сестры милосердия.
Парадные расчеты роты почетного караула 154-го отдельного комендантского Преображенского полка выстроились у образа Спаса Нерукотворного — главной иконы Вооруженных сил Российской Федерации, у икон видов и родов войск, иконы-складня Воскресение Христово на наружной стене восточной апсиды, а также у западных и южных врат храма и памятника «Матерям победителей».
Богослужебные песнопения исполнил сводный хор под управлением хормейстера М.С. Мологина, объединивший два хоровых коллектива: Дважды Краснознаменный ордена Красной Звезды академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова (начальник ансамбля, художественный руководитель — заслуженный артист РФ полковник Г.К. Саченюк, главный хормейстер — народный артист РФ С.А. Соколов); православный хор Инженерных войск Вооруженных сил РФ «За веру и Отечество» (художественный руководитель — ректор Свято-Зосимовской высшей духовно-певческой школы игумен Варнава (Столбиков), хормейстер — М.С. Мологин).
При технической поддержке телеканала «Звезда» богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Спас» и «Союз», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Трансляция была выведена на два больших экрана, установленные на соборной площади перед храмом.
Телевизионную трансляцию комментировал заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Н.И. Державин.
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а также прошение о врачах: «Призри, Владыко Человеколюбче, на жертвенный подвиг врачей наших, посли им здравие непоколебимое, силу и крепость духа, мудрость к совершению трудов во благо народа нашего и сотвори чрез них исцеление страждущим рабом Твоим, прилежно молим Ти ся скоро услыши и помилуй».
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
На заупокойной ектении были вознесены прошения о упокоении души усопшей рабы Божией новопреставленной Ларисы. Депутат Государственной думы ФС РФ Лариса Кужугетовна Шойгу, сестра министра обороны РФ С.К. Шойгу, скончалась 10 июня с.г.
Проповедь перед причастием произнес иерей Алексий Дроздов, клирик главного храма Вооруженных сил РФ.
По окончании богослужения с солеи собора Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Министр обороны Российской Федерации С.К. Шойгу поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла и поздравил присутствующих с первой годовщиной освящения главного храма Вооруженных сил РФ.
«Исполняется год, как по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и по решению нашего Верховного главнокомандующего был возведен этот храм. Храм действительно может считаться народным, он создан и построен всем народом, он сегодня один из самых посещаемых храмов нашей страны», — сказал С.К. Шойгу, сообщив, что за год более полутора миллиона человек побывали в храме.
По словам министра, в строительстве храма приняли участие десятки тысяч соотечественников, военнослужащих, «всех тех, кто счел своим долгом, своей обязанностью перед прошлым поколением победителей, тех, кто отстоял нашу страну 75 лет назад, сделать свой вклад и участвовать в этом большом и важном для страны проекте».
«Мы находимся в нескольких днях от того момента, когда будем отмечать траурную дату для нашей страны — 80 лет начала самой кровопролитной войны, — напомнил С.К. Шойгу. — Это первый храм, который является не только главным храмом Вооруженных сил, но и храмом в ознаменование 75-й годовщины Победы в этой великой войне».
«С глубокой благодарностью обращаюсь к Вам, Ваше Святейшество, за то, что благословили нам сделать и создать все это, за Ваше каждодневное участие. Многие не знают о том, сколько часов мы провели в обсуждениях, иногда спорах при создании и строительстве этого храма. И за это Вам огромное спасибо», — добавил министр.
«Я абсолютно убежден, что впереди долгий путь служения этого храма истории, сохранению истории и воспитанию новых и новых поколений русского воинства», — заключил С.К. Шойгу.
Затем Святейший Патриарх Кирилл во внимание к помощи в строительстве главного храма Вооруженных сил Российской Федерации вручил высокие церковные награды:
На соборной площади состоялся праздничный концерт для военнослужащих Вооруженных сил и членов их семей, прихожан и гостей в честь первой годовщины освящения Патриаршего собора Воскресения Христова.
Патриарший собор в честь Воскресения Христова — главный храм Вооруженных сил Российской Федерации был заложен 19 сентября 2018 года. Освящение закладного камня в основание нового храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента РФ В.В. Путина и министра обороны РФ С.К. Шойгу. Строительство главного храма Вооруженных сил России завершилось к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
14 июня 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора и Божественную литургию в новоосвященном храме. На богослужении присутствовал министр обороны РФ С.К. Шойгу.
Патриаршее служение в праздник Казанской иконы Божией Матери в Храме Христа Спасителя
4 ноября 2021 года
4 ноября 2021 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. В этот день в России отмечается государственный праздник ― День народного единства.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство г. Москвы.
В храме присутствовали: заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ VIII созыва А.Ю. Кузнецова; президент Межпарламентской ассамблеи Православия, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям С.А. Гаврилов.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).
Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас» и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а также прошение о врачах: «Призри, Владыко Человеколюбче, на жертвенный подвиг врачей наших, посли им здравие непоколебимое, силу и крепость духа, мудрость к совершению трудов во благо народа нашего и сотвори чрез них исцеление страждущим рабом Твоим, прилежно молим Ти ся скоро услыши и помилуй».
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
Проповедь перед причастием произнес клирик храма святителя Василия Великого, Патриаршего подворья в селе Зайцево Одинцовского района Московской области протоиерей Андрей Ткачев.
Было совершено славление Пресвятой Богородице.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Знакомство с православным храмом
Этот цикл фотографий мы задумали как проект знакомства с православным храмом.
Не секрет, что многие люди, попав в храм (особенно в незнакомый), теряются. Кому-то может показаться, что все храмы разные. На самом же деле, все храмы строятся по похожему принципу и расположение основных храмовых элементов также одинаково.
Вот мы и решили показать вам устройство православного храма. Мы объясним, где что в храме находится, и коснемся истории происхождения того или иного предмета, обычая.
35 Фото
Перед нами – самая главная книга христиан: Святое Евангелие. Под одной обложкой собраны четыре Евангелия (Матфея, Марка, Луки, Иоанна), в которых рассказывается о жизни и служении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Искусно украшенное Евангелие находится в храме прямо на престоле и во время богослужения торжественно выносится для чтения и целования верующими.
10 Фото
Часовня – это небольшая постройка религиозного назначения. Само название «часовня» происходит, по-видимому, от слова часы – так называются краткие службы, совершающиеся в Православной Церкви. Часовня, как не имеющая алтаря, предназначена именно для подобных молений. Литургию служить в часовне не положено, но можно служить молебны, панихиды, часы и проч.
6 Фото
С древнейших времен, согласно «Постановлениям Апостольским», православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». И действительно, форма храмов в виде корабля получила наибольшее распространение, так что многие наши храмы создают весьма впечатляющий зрительный образ корабля с высокой мачтой – колокольней и наполненными ветром парусами – куполами, устремившегося на восток, к восходу солнца.
Но вместе с тем в форме храма выражались и иные символы, иные богословские истины.
22 Фото
Мы входим в храм – и видим сияние множества звезд в полумраке его пространства. Это церковные светильники. В чем их предназначение, их сокровенный смысл?
В этом фотоальбоме мы расскажем о свечах, используемых за богослужением.
26 Фото
Просфора – маленький хлеб с оттиснутым крестом на верхней корочке, излюбленное лакомство детей и старушек…
В фотоальбоме, который перед вами, мы о просфоре и поговорим.
13 Фото
В фотоальбомах из серии ВХОЖДЕНИЕ ВО ХРАМ мы много говорили о разных деталях храмового убранства. В данном альбоме кратко повторим сказанное. Давайте представим, что мы зашли в храм. Как «прочитать» интерьер, убранство, которое перед нами?
13 Фото
Входя в храм, мы прежде всего попадаем в притвор.
В древности притвор был обязательной и очень важной частью храма – в притворе молились оглашенные (готовящиеся к крещению), кающиеся.
Сегодня в притворах устраиваются свечные или книжные лавки. Хотя, делая покупку, мы совершаем ее в специально предназначенном для того месте – притворе, а не в самом храме, следует сохранять благоговение и тишину.
4 Фото
Духовное средоточие храма – алтарь, в центре которого – святой престол. Престол в переводе со славянского означает просто высокий стол (пре-стол), или высокую скамью. Более торжественно слово престол можно перевести как трон.
13 Фото
В настоящем фотоальбоме поговорим о поведении верующих людей в храме.
В православном храме можно стоять или сидеть за богослужением. В России сложился обычай стоять.
Мы стоим спокойно, не привлекаем к себе внимание жестами, осеняем себя крестным знамением и кланяемся в положенное время (когда это делают священнослужители, например диакон).
11 Фото
Слово паперть происходит от старославянского языка, в котором оно является производным от утраченного пьрть – дверь. (От этого же древнеславянского утраченного слова происходят наши: переть, запереть, отпереть, взаперти и проч.).
Таким образом, буквальный перевод слова паперть – преддверие.
4 Фото
Священное Писание нам сообщает, что на Небесах совершается богослужение, в котором принимают участие Ангелы и святые. Земное богослужение – своего рода отблеск, отображение Небесной Литургии. Именно поэтому храм наш наполнен знаками и символами небесной реальности, мы используем предметы (кадила, свечи), которые никак не могут быть названы современными, сами священнослужители одеты в ризы непривычные. Все во время богослужения говорит о том, что, хотя мы на земле, мы соприкасаемся с Небесными вещами и Небесной реальностью.
27 Фото
Когда Тайнозритель Иоанн Богослов был вознесен на Небеса, он видел Небесное богослужение. Прямо перед Троном Бога Вседержителя Иоанн Богослов видел семь светильников огненных, «которые суть семь духов Божиих» (Откр. 4, 5). В алтаре православного храма в соответствии с этим обычно также имеется особый светильник из семи ветвей (семисвечник), укрепленных на одной высокой подставке, который ставится перед Горним местом.
11 Фото
О кресте как символе нашего спасения, главном знаке нашей веры говорить можно много.
Крест мы носим на шее, начертываем на себе кисточкой с елеем или сложенными перстами. Крест венчает любой православный храм или часовню. Это напоминание нам о том, какой ценой куплено спасение человека, каждого из нас.
28 Фото
Кадилом называется сосуд, в который во время богослужения вкладывают раскаленный уголь и благовонный ладан. Ароматный дым плавящегося ладана символизирует молитву и любовь человека к Богу, поднимающиеся к небесам.
Кадила использовались с глубокой древности, о каждении ладана мы много читаем в Ветхом Завете. Каждение принято и в Христианской Церкви.
8 Фото
В настоящем фотоальбоме поговорим об устройстве алтаря православного храма.
Слово алтарь, скорее всего, происходит от греческого altus – высокий. Первоначально этим словом обозначались камни, или площадки, устроенные для принесения жертв языческим богам (отсюда выражение «принести жертву на алтарь Отечества»).
У древних христиан (I–II вв.) алтарь – это особый стол, за которым в чьем-либо доме происходила агапа («вечеря любви»). Позднее в Православии алтарем стали называть престол храма, на котором совершается Таинство Евхаристии.
11 Фото
Мы говорили о Таинстве Покаяния (или Исповеди) подробно в соответствующем фотоальбоме: ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ, здесь укажем лишь на некоторые обрядовые моменты чина исповеди.
4 Фото
Об иконостасе можно рассказать много. Этой теме посвящены большие книги, исследования. Мы будем лаконичны. Расскажем лишь о самых основных моментах, которые позволят вам «читать», то есть понимать, иконостас.
Итак, иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон».
20 Фото
В центре храма всегда находится икона праздника, или, как ее еще иногда называют, Праздничная икона. Она находится на аналое (специальном столике с наклонной крышкой). По этой иконе легко узнать, какой праздник чествуется в этот день. В воскресенье кладется икона Воскресения Христова, в большие праздники – икона празднуемого события. В обычный день – икона месяцесловная (обычно маленького размера), то есть показывающая святых этой недели, а то и календарного месяца.
8 Фото
При входе в каждый православный храм мы видим лавку или ларек, где принимают записки. Что это за записки? Зачем их пишут и подают в храме?
Об этом и поговорим, рассмотрев фотографии…
11 Фото
Слева от престола, у стены, находится жертвенник, в богослужебных книгах чаще всего именующийся предложением.
Это прочный стол, по размеру больший или меньший, чем престол. Высота жертвенника всегда равна высоте престола. Жертвенник облачают (последовательно) в те же одежды, что и престол, – срачицу, индитию, покрывало. Оба своих названия – жертвенник и предложение – это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего Таинства Тела и Крови Христовых.
12 Фото
В этом небольшом фотоальбоме мы поговорим с вами о самой главной богослужебной книге – Евангелии.
Евангелие означает само Слово Божие, находящееся среди нас, в Церкви, в христианском собрании. Слово Божие сконцентрированное, записанное… И чтение Евангелия – это отнюдь не назидание (как у протестантов, а сейчас и у католиков), а голос Самого Христа, звучащий с высоты небесной в нашем мире.
20 Фото
На каждом престоле, находящемся в алтаре, стоит странное сооружение, похожее на маленький дворец. Это дарохранительница, то есть ковчег для хранения Cвятых Даров – Тела и Крови Христовых.
9 Фото
Откуда пошел обычай устраивать Горнее место?
Прообразом для устройства христианского храма и алтаря послужил… небесный храм, в который был однажды вознесен Апостол Иоанн Богослов. Об этом читаем мы в книге Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова). Святой Иоанн увидел «дверь отверсту на небе» (Откр. 4, 1) и, войдя в нее, попал в небесный алтарь.
10 Фото
В настоящем фотоальбоме мы говорим о Голгофе и кануне.
Голгофой называется изображение Распятия Христова. Канун – специальный столик, на который ставятся свечи с поминанием усопших.
Именно возле Распятия мы молимся за усопших, служим панихиды, заочные отпевания.
13 Фото
Сегодня мы поговорим о святой воде. Я расскажу об истории возникновения такого явления в Православии, как освящение и почитание воды, мы с вами окажемся на службе освящения воды в кафедральном соборе Санкт-Петербурга (в Казанском соборе), а также на берегу Невы, где в двадцатитрехградусный мороз совершалось освящение воды прямо в реке.
40 Фото
В настоящем альбоме мы поговорим с вами об антиминсе.
В переводе с греческого это слово означает «вместопрестолие». Зачем он нужен? Можно ли служить без антиминса? Можно ли взять антиминс и поехать в лес и там, на пне, совершать службу. Об этом читайте в настоящем альбоме.
30 Фото
Амвон – это особое место в храме (в переводе с греческого амвон – «возвышенное место»).
За последнее тысячелетие оно претерпело сильные изменения, и сегодня амвон – это площадка перед алтарем. На этой площадке диакон обычно произносит ектении. Но в древности амвон находился не у алтаря, а на середине храма. И к нему вела каменная дорожка-помост…
17 Фото
Как известно, за богослужением используются книги с молитвами и текстами.
Но кто читает за богослужением эти книги? Некоторые (такие, как Евангелие) – лишь священник и диакон, другие имеют право читать специально поставленные на это церковнослужители, которые зовутся чтецами.