служба 6 января в храме 2021
Службы Рождества 2021
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Службы Рождества 2021 года не ограничиваются Литургией в праздничную ночь. Как и все большие праздники, Рождество имеет предпразднество и попразднество. Таким образом, отражение события в молитвенной жизни начинается задолго и заканчивается гораздо позже 7 января.
Богослужебная подготовка к встрече Младенца начинается 2 января и напоминает подготовку к встрече Воскресшего Христа в Страстную неделю. В эти дни звучат схожие ирмосы, и через эту богослужебную параллель прослеживается связь начала земного пути Спасителя и его завершения. Бог пришел в мир, чтобы спасти его, и, встречая Младенца Христа, верующие благодарят Господа за Его Любовь и милосердие.
Особенная служба бывает перед Рождеством в Сочельник. Утром 6 января обычно в храмах читаются Великие (Царские) часы, которые совершаются лишь трижды в году – в Навчерие (канун) Рождества, Навечерие Богоявления и в Страстную пятницу. Прежде чем славить великие и радостные события, открывшие человеку путь к Царствию Небесному, верующие смиренно молятся, вспоминая о грехах и скорбях падшего мира. После Часов, состоящих из псалмов, стихир и чтений Ветхого и Нового Заветов, начинается Литургия. И даже она в этот день необычная – лишь десять раз в году в храмах совершается Литургия, последование которой составил святитель Василий Великий.
Примечательно, что богослужение Сочельника завершается Рождественской вечерней. В этот удивительный день она не входит в состав вечерней служба, а соединяется с Литургией. По окончании вечерни на середину храма ставят свечу, символизирующую Вифлеемскую звезду, и поют тропарь и кондак праздника. С этого момента, когда Рождество, казалось бы, уже наступило, начинается последний, самый строгий период ожидания.
Непосредственно служба Рождества начинается с утрени, а продолжается Литургией Иоанна Златоуста. Во многих храмах верующие собираются на молитву ночью, но эти службы могут совершаться и в привычное время. Для прихожан пост прекращается после Литургии, так как многие стараются причаститься в праздник. Но если гастрономическое воздержание заканчивается, то молитвенная жизнь с наступлением Святок заканчиваться не должна.
На следующий день, 8 января, Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы и благодарит Матерь Божью. В первое воскресенье после Рождества (10 января в 2021 году) православные будут вспоминать святого Иосифа Обручника, воспитывавшего Христа вместе с Марией. А празднование Рождества продолжается до 13 января – в этот день с особой торжественностью совершается служба отдания праздника. Таким образом, службы Рождества охватывают период со 2 по 13 января. После Отдания Рождества период радости о рождении Богомладенца не заканчивается. 14 января отмечается Обрезание Господне, а Святки длятся до самого Крещенского Сочельника. И вся эта череда январских праздников ведет христианина по пути давних событий, изменивших жизнь человечества.
Литургия Рождества 2021
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Традиционно Литургия Рождества совершается ночью с 6 на 7 января. Во многих храмах она также совершается еще и утром.
Традиция ночных богослужений связана с жизнью древних христиане, которым приходилось скрываться от гонителей. Сейчас Литургию принято служить утром, но в самые торжественные дни (Рождество, Крещение, Пасха) верующие, подобно первым христианам, приходят на ночную молитву. Ночная Литургия Рождества – долгожданное событие, но в 2021 году в связи с эпидемиологической обстановкой не все желающие смогут ее посетить. Помолиться же вместе с Церковью смогут все, у кого есть телевизор или доступ в интернет. Уже тридцать лет по центральным телеканалам ведется трансляция Патриаршего Рождественого богослужения. Кроме того, присоединиться к общей молитве можно на интернет-страницах многих приходов, также обеспечивающих онлайн-трансляцию.
Ночную Рождественскую Литургию обычно предваряет Утреня, в песнопениях которой раскрывается смысл праздника. Верующие прославляют родившегося в пещере, лежащего в яслях, пришедшего в мир ради спасения людей Христа. А Евангельское чтение рассказывает о непорочном зачатии Девы Марии и о принятии этого факта ее мужем святым Иосифом.
Самая важная часть Литургии – Евхаристия: таинство, через которое всякий верующий соприкасается с Богом. Хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христовы, а верующие, причащаясь, со страхом и трепетом принимают этот великий и страшный Дар. Евхаристия была установлена Самим Спасителем, заповедовавшим ученикам: «сие творите в Мое воспоминание». И вот уже в течение почти двух тысяч лет не прерывается совершение таинства, связывающего всех когда-либо живших последователей Христа. Приходя на Литургию, верующие стараются причаститься, а в такой большой праздник, как Рождество, тем более. Но если причаститься ночью не получается, можно сделать это утром (во многих храмах служба совершается дважды – ночью и утром 7 января) или в любой другой ближайший день. Перед Причастием необходимо исповедоваться, о времени исповеди следует узнать заранее в том храме, куда вы собираетесь на богослужение.
А вот присоединиться к молитве в Рождество – ночью или утром – нужно постараться независимо от того, получается ли пойти в храм или приходится остаться дома. Онлайн-трансляцию богослужения Рождества смотрите здесь.
Служба Рождества 2021
Приблизительное время чтения: 9 мин.
В Евангелии ничего не говорится о том, чтобы Господь праздновал свой день рождения. Богословы уверены, что Рождество не отмечали и апостолы. И вообще в первые века нашей христианской эры такого праздника не было. Но сегодня мы не можем представить себе годовой круг богослужений без Рождества Христова. Для православных это второй после Пасхи праздник, наиболее полно открывающий тайну нашего спасения.
И уже много лет в России 7 января – снова выходной день. И каждый христианин стремится не только отметить праздник с близкими, но и посвятить этот день Богу и Его делам, в первую очередь – посещению церкви. Во многих храмах совершаются две литургии — ночью и утром, что особенно актуально в последние месяцы.
В проекте «Готовимся» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности Рождественского богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями.
7 января 2021 года, Рождество Христово
Чтобы участвовать в Рождественском богослужении, нужно понять, во сколько начинаются богослужение в храме, куда вы собираетесь. И рассчитать свои силы! Если важно все максимально правильно — по уставу — встретить Рождество Христово, то прийти в храм нужно не только 7го января, но и накануне утром — 6 января. Этот день называется Навечерие Рождества Христова или Сочельник, богослужения которого особенно торжественные.
В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню — они могут совершаться в течение 2х дней, с перерывом: вечером 6го и утром 7го января. А могут начинаться поздно вечером 6го и переходить в Божественную литургию вскоре после полуночи.
Для многих ночное богослужение ассоциируется с крестным ходом. Но на праздник Рождества Христова крестный ход не совершается.
После литургии в сам день Рождества Христова можно разговеться — долгие пост завершился и начинаются святки — радостный период до Богоявления.
Как ощутить радость длинной всенощной службы? Необходимо осознавать, что произошло в этот день: «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины» и до сих пор «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Понять и почувствовать, что Церковь празднует событие такого огромного масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.
Подробнее о Рождестве Спасителя читайте в наших материалах:
Тропарь Рождества Христова
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
Кондак Рождества Христова
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.
Перевод: Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.
Особенности православного рождественского богослужения
На самом деле Церковь уже празднует подготовку к Рождеству со 2 января по новому стилю — первого дня Предпразднества Рождества. В тропаре спели «Готовься, Вифлеем!» и начали поститься чуть строже.
Утром в Сочельник, 6 января, совершаются Царские Часы. В этом торжественном богослужении мы можем участвовать лишь трижды в год: накануне Рождества и Богоявления, а также и в Страстную пятницу. В центре храма перед лежащим на аналое Евангелием и открытыми Царским вратами читают Псалтирь и Священное Писание. В наше время только в России эти Часы называется Царскими: в Византии на них всегда присутствовали императоры, а затем уже русские цари старались молиться в храме в эти дни.
Затем начинается Вечерня — обычно в полумраке, при свете лампад и свечей, напоминающих о звездах ночного неба над Вифлеемом. А после нее — литургия Василия Великого. Сочельник — последний день сорокодневного Рождественского поста.
Во многих храмах литургия повторяется утром – для тех, кто не смог посетить храм ночью, и семей с маленькими детьми.
Долгий период подготовки — как телесной, посредством поста, так и духовной, благодаря участию в богослужениях, — подошел к концу. Во всех православных храмах звучат ликующие слова «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!».
Бывает, что праздничное богослужение совершается только ночью (начинается поздно вечером) или же только утром 7-го января. Поэтому так важно заранее уточнить в храме расписание богослужений, и узнать, когда будет совершается исповедь — часто для этого выделяют особое время. Если вы готовитесь причащаться, важно помнить про евхаристический пост. Но стоит помнить, что нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть. В обычный день, когда человек готовится к Причастию за утренней литургией, он не ест после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то лучше согласовать вопрос о времени поста с духовником.
Молитва во время богослужения — серьезный труд. И важны силы, чтобы находиться во внимании. К ночной молитве в храме можно подготовиться обычными житейскими способами: выспаться накануне и по возможности перед службой, выпить кофе — с учетом евхаристического поста, конечно. Если во время ночной службы клонит в сон, можно выйти на улицу и сделать несколько кругов вокруг храма. И если там нет усилителей и не слышно богослужении, помолиться про себя Иисусовой молитвой.
Интересно, что в 2014 году появилась новая традиция: «в день Рождества Христова во всех храмах Русской Православной Церкви благословляется ежегодно совершать Божественную Литургию с отверстыми царскими вратами по Отче наш».
Традиции праздника
Вокруг Рождества существует множество традиций: ярмарки, вертепные представления, колядование, концерты рождественской музыки. В 2021 году, к сожалению, многим приходам пришлось отказаться от организации ставших традиционными праздничных мероприятий. Но у христиан остается возможность организовать встречу праздника в доброй домашней обстановке.
Рождество Христово напоминает нам, что традиция вручать подарки началась со времен волхвов. А Спаситель учит нас и тому, как их принимать. Главное — делать это с любовью, причем с обеих сторон. Потому что если любишь, то знаешь сердцем, что нужно человеку, что он или она хотели бы получить в подарок. Богомладенец и Богородица не отвергли дары волхвов — приняли золото, ладан и смирну. Так необходимое христианам смирение проявляется в том, чтобы принимать то, что тебе приготовили с любовью. Вспомним об этом, принимая поздравления в эти дни. И постараемся поблагодарить.
О христианских традициях Рождества в России и других странах читайте в нашем материале.
К сожалению, до сих пор в период светских выходных после нового года и до Рождества Христова многие обращаются к сомнительным «рождественским» традициям (гадания, обряды, гуляния, местные обычаи), бесконечно далеким от смысла и значения великого праздника пришествия в мир Спасителя. Чтобы не ошибиться, нужно сверить суть этих действий со смыслом праздника Рождества, проникнуть в него через Евангелие. Если мы осознаем масштаб праздника, что произошло в этот день, тоне только колядования, хороводы, наряжания и гадания, но даже кулинарные хлопоты покажутся нам мелочью, не стоящей драгоценного времени и сил. Мы будем поглощены созерцанием Творца вселенной, Богомладенца, лежащего в бедных яслях в холодном хлеву. Удивимся этой близости ангельского мира к пещере и всему тому, что происходило в далекой Иудее, когда небо преклонилось Земле. Тогда мы действительно отпразднуем — умом и сердцем. И на этом фоне станет легче отделить смысловую шелуху, то есть не повторять пустое, а зачастую и опасное, с духовной точки зрения.
Важно помнить, что Причастие Святых Христовых Таин – это главная радость каждого нашего праздника. И с этим событием нельзя ставить в одни ряд елку, уборку, прием гостей, даже дела милосердия. Об этом нужно обязательно помнить и накануне праздника в первую очередь приложить усилия к подготовке к соединению с Богом в Причастии.
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к галатам, глава 4, стих 4 — 7
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. 6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» 7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 1 — 12
1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. 3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. 4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? 5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 «и ты, Вифлеем, земля Иудина,
ничем не меньше воеводств Иудиных,
ибо из тебя произойдет Вождь,
Который упасет народ Мой, Израиля.»
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. 9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. 10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. 12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Обратим ваше внимание на то, что во время литургии, которую служат ночью, читают другой отрывок из Евангелия от Матфея: глава 1, стихи 18 — 25
Сегодня мы смотрим на вертеп скорее как на атрибут праздника, традиционное украшение, а большинство городских жителей так его и представляет: милые животные окружают маленькую кроватку, огоньки, звездочка горит, благоухают еловые ветки. Но реальность места для домашнего скота иная. Она не мила, не романтична и не уютна: стойкий запах, часто влажность и холод, почти всегда темно. Задумываясь над этим, проникая в смысл собранных для нас в богослужебных текстов, мы видим в этом хлеву прообраз страданий Спасителя. Чтобы праздник не прошел в суете, важно сконцентрироваться на его духовной реальности. И тогда мы заметим главное — то, что будет дальше с Богом — пусть страданий и смерти, которой Он избрал для нашего спасения.
Постараемся вслушиваться в слова песнопений, звучащие в храме, и просить Бога, чтобы Он наполнил душу их смыслом. В рождественские дни особенно важно вынырнуть из гущи мирских и житейских событий. Потому что они относятся только к здешней жизни. Именно ей принадлежат болезни, скорби, кризисы, войны государств и ссоры близких. Но душа не живет этим — ей нужна иная пища, иной свет. Земные страдания временны, хотя нам их и не миновать. Они рано или поздно уходят из жизни, а душе важно подготовится к главной встрече с Тем, Кто ждет нас в Святых Тайнах, — с нашим Спасителем.
Редакция «Фомы» поздравляет вас с Рождеством Христовым!
Онлайн-трансляции рождественской службы
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Онлайн-трансляций рождественской службы в 2021 году будет как никогда много. За время карантина многие монастыри и приходы наладили трансляции в интернете. Конечно, онлайн-трансляция не может заменить реальное присутствие в храме. Но она позволяет людям, оказавшимся вне церковных стен, не чувствовать себя оторванными от церковной жизни.
В эту неповторимую праздничную ночь каждый верующий хочет присутствовать на службе. Но необходимо сопоставить все риски и возможности, и не отчаиваться, если в храм попасть не удалось. Ограничения, которые ставит перед всеми сегодня пандемия, не должны затмевать радости о великом событии, произошедшем две тысячи лет назад. В мир пришел Спаситель. Он пришел ко всем и каждому, а не только к тем, кто в праздничную ночь стоит в храме. Если человек всем сердцем и всей душой будет стремиться к Богу, если свой ум и свои чувства направит на молитву, то Рождество не пройдет мимо. Радость от того, что «родился юный Отрок, превечный Бог», как поется в кондаке, доступна каждому. Даже если в 2021 году ему приходится встречать Рождество в режиме онлайн.
Рождественское богослужение онлайн по ТВ:
Рождество 2021: онлайн трансляция богослужения из Храма Христа Спасителя, которую возглавит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, будет традиционно проходить на главных телеканалах страны:
Первый канал, начало в 23.00 – смотреть онлайн.
Канал «Россия 1», начало в 23.00 – смотреть онлайн.
В 23.00 начнется трансляция Рождественского богослужения на телеканале «Спас».
ТК «Союз» будет транслировать для трех часовых поясов:
20.00 – г. Новосибирск.
22.00 – г. Екатеринбург.
00.00 – г. Санкт-Петербург.
Трансляции монастырских рождественских богослужений онлайн:
Киево-Печерская лавра 23.00 – смотреть здесь.
Сретенский монастырь 21.30 – смотреть здесь.
Зачатьевский женский монастырь – трансляция появится на сайте монастыря.
Псково-Печерский монастырь 22.00 – смотреть здесь.
Трансляции богослужений из разных храмов:
Рождественское богослужение из нижегородского Собора Благоверного князя Александра Невского будет транслировать паломническо-туристический портал «Серафимова земля».
Храм иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке, город Москва 22.45 – смотреть здесь. Трансляция на канале Jesus-Portal (службы с митрополитом Иларионом).
Храм Святой Троицы в Хохлах, Москва 23.30 – прямые трансляции в приходской группе на Фейсбук.
Домовой храм св. мученицы Татианы при МГУ, Москва – прямые трансляции богослужений в приходской группе на Фейсбук.
Храм св. князя Александра Невского в Зеленограде на Youtube.
Для тех, кому удобнее смотреть эфир богослужения в Instagram, мы подобрали еще несколько аккаунтов, где в Рождественскую ночь будет транслироваться праздничное богослужение:
Свято-Троицкая Сергиева лавра, Сергиев Посад – аккаунт.
Марфо-Мариинская обитель, Москва – аккаунт.
Храм священномученика Антипы на Колымажном дворе, Москва – аккаунт.
Храм святителя Николая на Трех Горах, Москва – аккаунт.
Храм Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове, Москва –аккаунт.
Богослужебные указания
Богослужебные указания за 6 января 2021 года
Среда. Предпразднство Рождества Христова. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Прмц. Евге́нии.
Служба прмц. Евгении не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства.
На вечерне кафизма 9‑я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: предпразднства, глас 5‑й – 3, и преподобномученицы, глас 8‑й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 2‑й: «Се вре́мя прибли́жися…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 1‑й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 6‑й: «Сио́не, торжеству́й…».
По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4‑й: «Написова́шеся иногда́…» (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4‑й: «Написова́шеся иногда́…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 10‑я и 11‑я. Малые ектении. Седальны предпразднства (по дважды). Псалом 50‑й.
Каноны: предпразднства со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и преподобномученицы на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3‑й, 6‑й, 8‑й и 9‑й песнях – ирмосы канона преподобномученицы.
По 3‑й песни – седален преподобномученицы, глас 8‑й. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же.
Примечание. Типикон умалчивает о кондаке преподобномученицы, глас 2‑й: «Благоро́дия нра́вом…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 222 об.) этот кондак также отсутствует.
По 6‑й песни – кондак (Де́ва днесь Преве́чное Сло́во…) и икос предпразднства, глас 3‑й.
На 9‑й песни поем «Честнейшую».
По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Светилен предпразднства. «Слава, и ныне» – ин светилен предпразднства.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6‑й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Гряди́, Вифлее́ме…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «О, блаже́нное Богоотрокови́цы чре́во…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры предпразднства, глас 2‑й (со своими припевами). «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Сла́ва Тебе́, О́тче…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Ра́дуйся, Яже Жизнь…».
По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4‑й: «Написова́шеся иногда́…» (единожды). Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…», и отпуст59 (произносится на амвоне при затворенных царских вратах). 1‑й час к утрене не присоединяется.
Отдельно от утрени (по Уставу, «в нача́ле втора́го часа́», т. е., по нашему счету времени, около 8 часов утра) совершается последование часов на́вечерия (царских часов – 1‑го, 3‑го, 6‑го и 9‑го) с присоединением к ним чина изобразительных.
Царские часы совершаются при открытых царских вратах. Священник в епитрахили, фелони и, по традиции, в поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны. Иерей, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас 1‑го часа: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и псалмы 1‑го часа (5‑й, 44‑й и 45‑й). С началом чтения псалмов иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение окрест Евангелия, затем кадит алтарь, иконостас, весь храм и народ. По окончании 45-го псалма чтец произносит: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4‑й: «Написова́шеся иногда́…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Что Тя нарече́м, о Благодатная. ».
После Богородична часа певцы поют (обычно стихирным напевом) особые тропари праздника со стихами: 1‑й лик – тропарь, глас 8‑й: «Вифлее́ме, угото́вися…», 2‑й лик – тот же тропарь. Чтец – стих: «Бог от юга прии́дет…», 1‑й лик – тропарь, глас 3‑й: «Ныне пророческое прорица́ние…». Чтец – стих: «Господи, услышах слух Твой…», 2‑й лик – тот же тропарь. «Слава» – 1‑й лик – тропарь, глас 8‑й: «Сия́ глаго́лет Ио́сиф к Де́ве…», «И ныне» – 2‑й лик – тот же тропарь.
По исполнении тропарей диакон произносит: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4‑й: «Господь рече́ ко Мне…»; стих: «Проси́ от Мене, и дам Ти язы́ки…». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Михе́ина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (глава 5). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Ко Евреем послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Евр., зач. 303). Обычно после чтения Апостола иерей вполголоса произносит: «Мир ти», на что чтец также вполголоса отвечает: «И духови твоему». «Аллилуия» после Апостола не положено, но сразу диакон возглашает: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 2). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропари: «Стопы́ моя направи…» и «Да исполнятся уста моя́…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 3‑й: «Дева днесь Превечное Слово…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны и благослови ны…». Чтец: «Аминь». Иерей: «Христе́, Све́те И́стинный…»60.
Чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), и начинает 3‑й час. Во время чтения псалмов 3‑го часа (66-го, 86-го и 50-го) иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают малое каждение храма: кадят окрест Евангелие, иконостас, предстоятеля и молящихся. По окончании 50-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4‑й: «Написова́шеся иногда́…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Богородице, Ты еси лоза́ истинная…».
Певцы поют тропари со стихами: 1‑й лик – тропарь, глас 6‑й: «Сей Бог наш…», 2‑й лик – тот же тропарь. Чтец – стих: «Бог от юга прии́дет…», 1‑й лик – тропарь, глас 8‑й: «Пре́жде Рождества́ Твоего́…». Чтец – стих: «Господи, услышах слух Твой…», 2‑й лик – тот же тропарь. «Слава» – 1‑й лик – тропарь, глас 3‑й: «Ио́сифе, рцы нам…», «И ныне» – 2‑й лик – тот же тропарь.
По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4‑й: «Отроча́ родися нам…»; стих: «Егоже начальство бысть на ра́ме Его». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Вару́хова чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (главы 3 и 4). Диакон: «Премудрость». Чтец: «К Галатом послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Гал., зач. 208). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Луки святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Лк., зач. 5). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: «Господь Бог благослове́н…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 3‑й: «Дева днесь Превечное Слово…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Владыко Боже, Отче Вседержителю…».
Чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), и начинает 6‑й час. Во время чтения псалмов 6‑го часа (71-го, 131-го и 90-го) иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают малое каждение храма, как на 3‑м часе. По окончании 90-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4‑й: «Написова́шеся иногда́…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Яко не и́мамы дерзновения…».
Певцы поют тропари со стихами: 1‑й лик – тропарь, глас 1‑й: «Прииди́те, ве́рнии…», 2‑й лик – тот же тропарь. Чтец – стих: «Бог от юга прии́дет…», 1‑й лик – тропарь, глас 4‑й: «Слы́ши, Не́бо, и внуши́, земле́…». Чтец – стих: «Господи, услышах слух Твой…», 2‑й лик – тот же тропарь. «Слава» – 1‑й лик – тропарь, глас 5‑й: «Прииди́те, христоно́снии лю́дие…», «И ныне» – 2‑й лик – тот же тропарь.
По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4‑й: «Из чрева прежде денни́цы родих Тя…»; стих: «Рече Господь Го́сподеви моему…». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иса́иина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (главы 7 и 8). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Ко Евреем послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Евр., зач. 304). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 3). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: «Скоро да предваря́т…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 3‑й: «Дева днесь Превечное Слово…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Боже и Господи Сил…».
Чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), и начинает 9‑й час. Во время чтения псалмов 9‑го часа (109-го, 110-го и 85-го) иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают каждение всего храма, как на 1‑м часе. По окончании 85-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4‑й: «Написова́шеся иногда́…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Иже нас ра́ди рожде́йся…».
Певцы поют тропари со стихами: 1‑й лик – тропарь, глас 7‑й: «Удивля́шеся Ирод…», 2‑й лик – тот же тропарь. Чтец – стих: «Бог от юга прии́дет…», 1‑й лик – тропарь, глас 2‑й: «Егда́ Ио́сиф…». Чтец – стих: «Господи, услышах слух Твой…», 2‑й лик – тот же тропарь. Канонарх (по Типикону – диакон) читает возгласно стихиру, глас 6‑й: «Днесь ражда́ется от Де́вы…» (творим три малых поклона). По окончании стихиры иерей или диакон возглашает многолетия. 1‑е прошение: «Великому Господину…», 2‑е прошение: «Всем православным христианом…». На каждое прошение хор поет: «Многая лета» (трижды). Если служба совершается в монастыре, то к двум указанным прошениям прибавляется третье: «Спаси, Христе́ Боже, преподобнаго отца нашего игумена…», в этом случае хор начинает петь со слов «Спаси, Христе Боже…», поется это песнопение также трижды.
Примечание. «Ведомо же буди, яко сие многолетное поздравление в соборных це́рквах при архиереех и и́нде, где прилично, творится в навечерии по отпусте святыя Литургии или по вечерни, егда бывает на́вечерие в субботу и неделю; во обителех же во всех Типиках чин положе́н сему бывати на часех в сем месте» (см. 24 декабря, Минея-Декабрь, ч. 2).
По окончании многолетия оба хора на «Слава, и ныне» поют стихиру, глас 6‑й: «Днесь ражда́ется от Де́вы…». Диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4‑й: «Ма́ти Сио́н рече́т…»; стих: «Основания Его на гора́х святых». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иса́иина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (глава 9). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Ко Евреем послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Евр., зач. 306). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 4). Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». По прочтении Евангелия иерей в предшествии диакона вносит Евангелие в алтарь, осенив им, согласно обычаю, народ крестообразно с амвона. Диакон затворяет царские врата, завеса же остается открытой до отпуста изобразительных (в некоторых храмах завеса закрывается и вновь отверзается с началом изобразительных). Чтец – тропарь: «Не преда́ждь нас до конца…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 3‑й: «Дева днесь Превечное Слово…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Владыко Господи, Иисусе Христе…».
По заключительной молитве 9‑го часа начинается чтение изобразительных61: «Благослови, душе́ моя, Господа…», «Слава» – «Хвали, душе́ моя, Господа…», «И ныне» – «Единоро́дный Сыне…», «Во Царствии Твоем…»62, «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный…», «Приступи́те к Нему…», «Лик Небесный…», «Слава» – «Лик святых Ангел…», «И ныне» – «Осла́би, оста́ви…»63, «Отче наш», возглас: «Яко Твое есть Царство…»; хор или чтец – кондак предпразднства, глас 3‑й: «Дева днесь Превечное Слово…», чтец: «Господи, помилуй» (40 раз); молитва «Всесвятая Троице…»64. Диакон: «Премудрость». Хор: «Достойно есть…», кончая словами «и Матерь Бога нашего». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…» (на амвоне, при затворенных царских вратах). Многолетны65.
По установившейся церковной практике, сразу после отпуста изобразительных совершается Литургия свт. Василия Великого, которая начинается великой вечерней. Между тем, Устав специально оговаривает время начала богослужения «при часе́ 7‑м дне́», т. е. по-нашему – в 1‑м часу дня (см. Типикон, 25 декабря)66. Таким образом, по мысли Типикона, вечерня с Литургией св. Василия Великого совершается отдельно от последования часов на́вечерия для того, чтобы обеспечить ей более торжественное служение. Бывает звон в великий кампа́н и во вся тяжкая (ср.: Типикон, 25 декабря).
Перед началом Литургии иерей с диаконом молятся в алтаре перед престолом: «Царю Небесный…», «Слава в вышних Богу…» и т. д. Затем диакон, выйдя на амвон, произносит: «Благослови, владыко». Иерей – возглас: «Благословено Царство…». Хор: «Аминь». Предстоятель (по сложившейся практике – чтец): «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Предстоятель (по сложившейся практике – чтец): «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» и 103‑й псалом67. (Священник во время предначинательного псалма по обычаю читает светильничные молитвы перед царскими вратами.) Великая ектения68. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2‑й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «А́вгусту единонача́льствующу на земли́…» (во время пения стихир священник заканчивает проскомидию). Совершается обычное каждение.
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен дня, глас 5‑й: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя…», стих: «Бо́же, услы́ши моли́тву мою́…»69.
Чтение восьми паримий праздника. После 3‑й паримии, по обычаю, отверзаются царские врата. Чтец возглашает: «Глас шестый» и сам поет тропарь: «Тайно родился еси в верте́пе…». По Уставу, как тропари, так и псаломские стихи следует петь. Но обычно, по установившейся практике, зафиксированной в Синодальных нотных изданиях, поются только последние слова тропаря. Поэтому исполнение этих тропарей со стихами совершается в следующем порядке:
Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в верте́пе, но Небо Тя всем пропове́да, якоже уста́, звезду́ предлага́я, Спа́се, и волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе», и сам поет: «С ни́миже помилуй нас».
Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».
Чтец произносит 1‑й стих: «Основания Его на гора́х святых, любит Господь врата́ Сио́ня па́че всех селений Иа́ковлих, преславная глаго́лашася о тебе, гра́де Божий. Помяну́ Раа́в и Вавилона, ве́дущим Мя. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».
Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».
Чтец произносит 2‑й стих: «И се иноплеме́нницы, и Тир, и людие Ефио́пстии, си́и бы́ша та́мо. Ма́ти Сион рече́т: Человек, и Человек роди́ся в нем, и Той основа́ и́ Вышний. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».
Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».
Чтец произносит 3‑й стих: «Господь пове́сть в писа́нии людей и князе́й сих, бывших в нем, яко веселя́щихся всех жилище в Тебе. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».
Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».
Чтец произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».
Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».
Чтец произносит: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».
Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».
Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе, но Небо Тя всем пропове́да, якоже уста́, звезду́ предлагая, Спа́се, и волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе», и сам поет его окончание: «С ни́миже помилуй нас».
Затворяются царские врата. Так же исполняется тропарь и по 6‑й паримии. На клиросе поют завершающие его слова: «Жизнодавче, слава Тебе».
По окончании 8‑й паримии отверзаются царские врата. Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…»70. Поется Трисвятое. По Трисвятом тотчас диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 1‑й: «Господь рече́ ко Мне: Сын мой еси Ты, Аз днесь роди́х Тя»; стих: «Проси́ от Мене, и дам Ти язы́ки достояние Твое, и одержа́ние Твое – концы земли́».
Апостол – Евр., зач. 303.
Аллилуиарий, глас 5‑й: «Рече́ Господь Го́сподеви моему: седи́ одесну́ю Мене, до́ндеже положу́ враги Твоя подно́жие ног Твоих71»; стих: «Жезл силы по́слет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде́ врагов Твоих»; стих: «Из чре́ва прежде денни́цы роди́х Тя, кля́тся Господь, и не раска́ется».
Евангелие – Лк., зач. 572.
По Уставу, на Литургии после Евангелия царские врата затворяются. Сугубая ектения: «Рцем вси…» и далее по чину Литургия свт. Василия Великого.
Вместо «Достойно» – «О Тебе радуется…».
Причастен «Хвали́те Го́спода с Небес…».
Отпуст (краткий праздничный): «И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
По отпусте Литургии на середине храма поставляется горящий светильник, и около него изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника Рождества Христова, глас 4‑й: «Рождество Твое, Христе Боже наш…», «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 3‑й: «Дева днесь Пресу́щественнаго раждает…». (Величание не поется.) Затем поются многолетны: «Великаго господина…»73.
Примечание. «И вхо́дим в трапе́зу, и яди́м варе́ние со еле́ем, ры́бы же не яди́м. Вино́ же пие́м, благодаря́ще Бо́га» (Типикон, 25 декабря)74.
59 После возгласа ектении «Яко милостив…» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст.
60 Молитвы часов, читающиеся после конечного возгласа иерея, именуются в афонской традиции «старческими» (см.: Святогорский Устав церковного последования. М.; Афон, 2002. С. 18, 23), поскольку читаются предстоятелем (т. е. игуменом монастыря) или старцем (т. е. наиболее уважаемым монахом). В традиции Русской Церкви молитва 1‑го часа произносится иереем, а молитвы прочих часов – чтецом.
61 По церковному обычаю, во время чтения изобразительных иерей с диаконом на амвоне читают входные молитвы перед совершением Литургии, испрашивают прощение друг у друга, у народа и затем, облачившись во все священные одежды в алтаре, начинают проскомидию. Впрочем, в случае необходимости священник может совершить входные молитвы и проскомидию и перед царскими часами.
62 Пение на блаженнах чина изобразительных тропарей из рядовых песней праздничного канона, а также чтение Апостола и Евангелия после них не полагается (см.: Минея-Декабрь. Ч. 2. С. 329).
63 Поскольку в этот день вместе с вечерней служится Литургия, на изобразительных не читается Символ веры (см.: Минея-Декабрь. Ч. 2. С. 330).
64 Поскольку в этот день вместе с вечерней служится Литургия, на изобразительных не читается псалом 33‑й: «Благословлю Господа на всякое время…» (см.: Минея-Декабрь. Ч. 2. С. 331).
65 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 15; Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 12, 227.
66 Существует мнение, что статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету. См.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44.
67 Если служит архиерей, то после отпуста изобразительных все духовенство выходит боковыми вратами на середину храма, а архиерей – через открытые царские, которые по выходе закрываются. Затем совершаются обычные молитвы перед началом Литургии («Царю Небесный…», «Слава в вышних Богу…» и т. д.), старший священнослужитель и диакон, взяв благословение, идут в алтарь. Открываются царские врата; священник – в алтаре, а диакон на амвоне, близ образа Спасителя, оба кланяются престолу, затем архиерею. Диакон, встав посредине амвона лицом к престолу, возглашает: «Благослови, Владыко», священник, взяв Евангелие, начертывает им Крест над антиминсом и возглашает: «Благословено Царство…», после чего оба творят поклон пред престолом и архиерею; царские врата закрываются. Хор: «Аминь», и обычное начало.
68 Если служит архиерей, то после возгласа священники уходят в алтарь.
69 Ср.: Типикон, 25 декабря.
71 В Апостоле: «…подно́жия нога́ма Твои́ма».
72 «В Московских церковных ведомостях, 1900, № 50, в статье О чтении Апостола и Евангелия на вечерне в на́вечерие Рождества Христова в субботу и Неделю (данную статью см. в «Богослужебных указаниях» на 2001 год, с. 632–641. – Сост.) замечено и основательно доказано, что в нашем Уставе – ошибка и что исправить ее надобно таким образом: в навечерие Рождества Христова всегда следует читать из Послания к Евреям, зачало 303, и Евангелие от Луки, зачало 5, и если навечерие случится в понедельник, вторник, среду, четверг и пяток, то читать на Литургии Василия Великого, сливающейся в один состав с вечерней; если же навечерие случится в субботу или воскресенье, то – на великой вечерне, совершаемой отдельно от Литургии Златоуста. Следовательно, праздничные чтения ( Евр. 303 и Лк. 5 ) никогда и ни при каком условии не должны быть отменяемы и заменяемы другими.
73 Ср.: Минея, 25 декабря.
74 В Рождественский сочельник церковные правила предписывают наиболее строгое пощение (до трапезы после вечерни), напоминая древний обычай оглашенных, готовящихся к принятию Таинства Крещения. В Русской Церкви издавна существует благочестивый обычай поститься до позднего вечера – до появления первой звезды.
Богослужебные указания с сайта Патриархии на каждый день.