служба 6 января в храме 2021

Службы Рождества 2021

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Службы Рождества 2021 года не ограничиваются Литургией в праздничную ночь. Как и все большие праздники, Рождество имеет предпразднество и попразднество. Таким образом, отражение события в молитвенной жизни начинается задолго и заканчивается гораздо позже 7 января.

Богослужебная подготовка к встрече Младенца начинается 2 января и напоминает подготовку к встрече Воскресшего Христа в Страстную неделю. В эти дни звучат схожие ирмосы, и через эту богослужебную параллель прослеживается связь начала земного пути Спасителя и его завершения. Бог пришел в мир, чтобы спасти его, и, встречая Младенца Христа, верующие благодарят Господа за Его Любовь и милосердие.

Особенная служба бывает перед Рождеством в Сочельник. Утром 6 января обычно в храмах читаются Великие (Царские) часы, которые совершаются лишь трижды в году – в Навчерие (канун) Рождества, Навечерие Богоявления и в Страстную пятницу. Прежде чем славить великие и радостные события, открывшие человеку путь к Царствию Небесному, верующие смиренно молятся, вспоминая о грехах и скорбях падшего мира. После Часов, состоящих из псалмов, стихир и чтений Ветхого и Нового Заветов, начинается Литургия. И даже она в этот день необычная – лишь десять раз в году в храмах совершается Литургия, последование которой составил святитель Василий Великий.

Примечательно, что богослужение Сочельника завершается Рождественской вечерней. В этот удивительный день она не входит в состав вечерней служба, а соединяется с Литургией. По окончании вечерни на середину храма ставят свечу, символизирующую Вифлеемскую звезду, и поют тропарь и кондак праздника. С этого момента, когда Рождество, казалось бы, уже наступило, начинается последний, самый строгий период ожидания.

Непосредственно служба Рождества начинается с утрени, а продолжается Литургией Иоанна Златоуста. Во многих храмах верующие собираются на молитву ночью, но эти службы могут совершаться и в привычное время. Для прихожан пост прекращается после Литургии, так как многие стараются причаститься в праздник. Но если гастрономическое воздержание заканчивается, то молитвенная жизнь с наступлением Святок заканчиваться не должна.

На следующий день, 8 января, Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы и благодарит Матерь Божью. В первое воскресенье после Рождества (10 января в 2021 году) православные будут вспоминать святого Иосифа Обручника, воспитывавшего Христа вместе с Марией. А празднование Рождества продолжается до 13 января – в этот день с особой торжественностью совершается служба отдания праздника. Таким образом, службы Рождества охватывают период со 2 по 13 января. После Отдания Рождества период радости о рождении Богомладенца не заканчивается. 14 января отмечается Обрезание Господне, а Святки длятся до самого Крещенского Сочельника. И вся эта череда январских праздников ведет христианина по пути давних событий, изменивших жизнь человечества.

Источник

Литургия Рождества 2021

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Традиционно Литургия Рождества совершается ночью с 6 на 7 января. Во многих храмах она также совершается еще и утром.

Традиция ночных богослужений связана с жизнью древних христиане, которым приходилось скрываться от гонителей. Сейчас Литургию принято служить утром, но в самые торжественные дни (Рождество, Крещение, Пасха) верующие, подобно первым христианам, приходят на ночную молитву. Ночная Литургия Рождества – долгожданное событие, но в 2021 году в связи с эпидемиологической обстановкой не все желающие смогут ее посетить. Помолиться же вместе с Церковью смогут все, у кого есть телевизор или доступ в интернет. Уже тридцать лет по центральным телеканалам ведется трансляция Патриаршего Рождественого богослужения. Кроме того, присоединиться к общей молитве можно на интернет-страницах многих приходов, также обеспечивающих онлайн-трансляцию.

Ночную Рождественскую Литургию обычно предваряет Утреня, в песнопениях которой раскрывается смысл праздника. Верующие прославляют родившегося в пещере, лежащего в яслях, пришедшего в мир ради спасения людей Христа. А Евангельское чтение рассказывает о непорочном зачатии Девы Марии и о принятии этого факта ее мужем святым Иосифом.

Самая важная часть Литургии – Евхаристия: таинство, через которое всякий верующий соприкасается с Богом. Хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христовы, а верующие, причащаясь, со страхом и трепетом принимают этот великий и страшный Дар. Евхаристия была установлена Самим Спасителем, заповедовавшим ученикам: «сие творите в Мое воспоминание». И вот уже в течение почти двух тысяч лет не прерывается совершение таинства, связывающего всех когда-либо живших последователей Христа. Приходя на Литургию, верующие стараются причаститься, а в такой большой праздник, как Рождество, тем более. Но если причаститься ночью не получается, можно сделать это утром (во многих храмах служба совершается дважды – ночью и утром 7 января) или в любой другой ближайший день. Перед Причастием необходимо исповедоваться, о времени исповеди следует узнать заранее в том храме, куда вы собираетесь на богослужение.

А вот присоединиться к молитве в Рождество – ночью или утром – нужно постараться независимо от того, получается ли пойти в храм или приходится остаться дома. Онлайн-трансляцию богослужения Рождества смотрите здесь.

Источник

Служба Рождества 2021

Приблизительное время чтения: 9 мин.

В Евангелии ничего не говорится о том, чтобы Господь праздновал свой день рождения. Богословы уверены, что Рождество не отмечали и апостолы. И вообще в первые века нашей христианской эры такого праздника не было. Но сегодня мы не можем представить себе годовой круг богослужений без Рождества Христова. Для православных это второй после Пасхи праздник, наиболее полно открывающий тайну нашего спасения.

И уже много лет в России 7 января – снова выходной день. И каждый христианин стремится не только отметить праздник с близкими, но и посвятить этот день Богу и Его делам, в первую очередь – посещению церкви. Во многих храмах совершаются две литургии — ночью и утром, что особенно актуально в последние месяцы.

В проекте «Готовимся» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности Рождественского богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями.

7 января 2021 года, Рождество Христово

Чтобы участвовать в Рождественском богослужении, нужно понять, во сколько начинаются богослужение в храме, куда вы собираетесь. И рассчитать свои силы! Если важно все максимально правильно — по уставу — встретить Рождество Христово, то прийти в храм нужно не только 7го января, но и накануне утром — 6 января. Этот день называется Навечерие Рождества Христова или Сочельник, богослужения которого особенно торжественные.

В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню — они могут совершаться в течение 2х дней, с перерывом: вечером 6го и утром 7го января. А могут начинаться поздно вечером 6го и переходить в Божественную литургию вскоре после полуночи.

Для многих ночное богослужение ассоциируется с крестным ходом. Но на праздник Рождества Христова крестный ход не совершается.

После литургии в сам день Рождества Христова можно разговеться — долгие пост завершился и начинаются святки — радостный период до Богоявления.

Как ощутить радость длинной всенощной службы? Необходимо осознавать, что произошло в этот день: «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины» и до сих пор «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Понять и почувствовать, что Церковь празднует событие такого огромного масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Подробнее о Рождестве Спасителя читайте в наших материалах:

служба 6 января в храме 2021. Смотреть фото служба 6 января в храме 2021. Смотреть картинку служба 6 января в храме 2021. Картинка про служба 6 января в храме 2021. Фото служба 6 января в храме 2021

Тропарь Рождества Христова

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся. Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!

Кондак Рождества Христова

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог.

Перевод: Дева в сей день Сверхсущественного рождает, и земля пещеру Неприступному приносит; Ангелы с пастухами славословят, волхвы же со звездою путешествуют, ибо ради нас родилось Дитя младое, Предвечный Бог.

Особенности православного рождественского богослужения

На самом деле Церковь уже празднует подготовку к Рождеству со 2 января по новому стилю — первого дня Предпразднества Рождества. В тропаре спели «Готовься, Вифлеем!» и начали поститься чуть строже.

Утром в Сочельник, 6 января, совершаются Царские Часы. В этом торжественном богослужении мы можем участвовать лишь трижды в год: накануне Рождества и Богоявления, а также и в Страстную пятницу. В центре храма перед лежащим на аналое Евангелием и открытыми Царским вратами читают Псалтирь и Священное Писание. В наше время только в России эти Часы называется Царскими: в Византии на них всегда присутствовали императоры, а затем уже русские цари старались молиться в храме в эти дни.

Затем начинается Вечерня — обычно в полумраке, при свете лампад и свечей, напоминающих о звездах ночного неба над Вифлеемом. А после нее — литургия Василия Великого. Сочельник — последний день сорокодневного Рождественского поста.

Во многих храмах литургия повторяется утром – для тех, кто не смог посетить храм ночью, и семей с маленькими детьми.

Долгий период подготовки — как телесной, посредством поста, так и духовной, благодаря участию в богослужениях, — подошел к концу. Во всех православных храмах звучат ликующие слова «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!».

Бывает, что праздничное богослужение совершается только ночью (начинается поздно вечером) или же только утром 7-го января. Поэтому так важно заранее уточнить в храме расписание богослужений, и узнать, когда будет совершается исповедь — часто для этого выделяют особое время. Если вы готовитесь причащаться, важно помнить про евхаристический пост. Но стоит помнить, что нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть. В обычный день, когда человек готовится к Причастию за утренней литургией, он не ест после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то лучше согласовать вопрос о времени поста с духовником.

Молитва во время богослужения — серьезный труд. И важны силы, чтобы находиться во внимании. К ночной молитве в храме можно подготовиться обычными житейскими способами: выспаться накануне и по возможности перед службой, выпить кофе — с учетом евхаристического поста, конечно. Если во время ночной службы клонит в сон, можно выйти на улицу и сделать несколько кругов вокруг храма. И если там нет усилителей и не слышно богослужении, помолиться про себя Иисусовой молитвой.

Интересно, что в 2014 году появилась новая традиция: «в день Рождества Христова во всех храмах Русской Православной Церкви благословляется ежегодно совершать Божественную Литургию с отверстыми царскими вратами по Отче наш».

Традиции праздника

Вокруг Рождества существует множество традиций: ярмарки, вертепные представления, колядование, концерты рождественской музыки. В 2021 году, к сожалению, многим приходам пришлось отказаться от организации ставших традиционными праздничных мероприятий. Но у христиан остается возможность организовать встречу праздника в доброй домашней обстановке.

Рождество Христово напоминает нам, что традиция вручать подарки началась со времен волхвов. А Спаситель учит нас и тому, как их принимать. Главное — делать это с любовью, причем с обеих сторон. Потому что если любишь, то знаешь сердцем, что нужно человеку, что он или она хотели бы получить в подарок. Богомладенец и Богородица не отвергли дары волхвов — приняли золото, ладан и смирну. Так необходимое христианам смирение проявляется в том, чтобы принимать то, что тебе приготовили с любовью. Вспомним об этом, принимая поздравления в эти дни. И постараемся поблагодарить.

О христианских традициях Рождества в России и других странах читайте в нашем материале.

К сожалению, до сих пор в период светских выходных после нового года и до Рождества Христова многие обращаются к сомнительным «рождественским» традициям (гадания, обряды, гуляния, местные обычаи), бесконечно далеким от смысла и значения великого праздника пришествия в мир Спасителя. Чтобы не ошибиться, нужно сверить суть этих действий со смыслом праздника Рождества, проникнуть в него через Евангелие. Если мы осознаем масштаб праздника, что произошло в этот день, тоне только колядования, хороводы, наряжания и гадания, но даже кулинарные хлопоты покажутся нам мелочью, не стоящей драгоценного времени и сил. Мы будем поглощены созерцанием Творца вселенной, Богомладенца, лежащего в бедных яслях в холодном хлеву. Удивимся этой близости ангельского мира к пещере и всему тому, что происходило в далекой Иудее, когда небо преклонилось Земле. Тогда мы действительно отпразднуем — умом и сердцем. И на этом фоне станет легче отделить смысловую шелуху, то есть не повторять пустое, а зачастую и опасное, с духовной точки зрения.

Важно помнить, что Причастие Святых Христовых Таин – это главная радость каждого нашего праздника. И с этим событием нельзя ставить в одни ряд елку, уборку, прием гостей, даже дела милосердия. Об этом нужно обязательно помнить и накануне праздника в первую очередь приложить усилия к подготовке к соединению с Богом в Причастии.

Апостольское чтение:

Послание Апостола Павла к галатам, глава 4, стих 4 — 7

4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, 5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. 6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» 7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Чтение Евангелия:

Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 1 — 12

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. 3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. 4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? 5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:

6 «и ты, Вифлеем, земля Иудина,
ничем не меньше воеводств Иудиных,
ибо из тебя произойдет Вождь,
Который упасет народ Мой, Израиля.»

7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. 9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. 10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. 12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Обратим ваше внимание на то, что во время литургии, которую служат ночью, читают другой отрывок из Евангелия от Матфея: глава 1, стихи 18 — 25

Сегодня мы смотрим на вертеп скорее как на атрибут праздника, традиционное украшение, а большинство городских жителей так его и представляет: милые животные окружают маленькую кроватку, огоньки, звездочка горит, благоухают еловые ветки. Но реальность места для домашнего скота иная. Она не мила, не романтична и не уютна: стойкий запах, часто влажность и холод, почти всегда темно. Задумываясь над этим, проникая в смысл собранных для нас в богослужебных текстов, мы видим в этом хлеву прообраз страданий Спасителя. Чтобы праздник не прошел в суете, важно сконцентрироваться на его духовной реальности. И тогда мы заметим главное — то, что будет дальше с Богом — пусть страданий и смерти, которой Он избрал для нашего спасения.

Постараемся вслушиваться в слова песнопений, звучащие в храме, и просить Бога, чтобы Он наполнил душу их смыслом. В рождественские дни особенно важно вынырнуть из гущи мирских и житейских событий. Потому что они относятся только к здешней жизни. Именно ей принадлежат болезни, скорби, кризисы, войны государств и ссоры близких. Но душа не живет этим — ей нужна иная пища, иной свет. Земные страдания временны, хотя нам их и не миновать. Они рано или поздно уходят из жизни, а душе важно подготовится к главной встрече с Тем, Кто ждет нас в Святых Тайнах, — с нашим Спасителем.

Редакция «Фомы» поздравляет вас с Рождеством Христовым!

Источник

Онлайн-трансляции рождественской службы

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Онлайн-трансляций рождественской службы в 2021 году будет как никогда много. За время карантина многие монастыри и приходы наладили трансляции в интернете. Конечно, онлайн-трансляция не может заменить реальное присутствие в храме. Но она позволяет людям, оказавшимся вне церковных стен, не чувствовать себя оторванными от церковной жизни.

В эту неповторимую праздничную ночь каждый верующий хочет присутствовать на службе. Но необходимо сопоставить все риски и возможности, и не отчаиваться, если в храм попасть не удалось. Ограничения, которые ставит перед всеми сегодня пандемия, не должны затмевать радости о великом событии, произошедшем две тысячи лет назад. В мир пришел Спаситель. Он пришел ко всем и каждому, а не только к тем, кто в праздничную ночь стоит в храме. Если человек всем сердцем и всей душой будет стремиться к Богу, если свой ум и свои чувства направит на молитву, то Рождество не пройдет мимо. Радость от того, что «родился юный Отрок, превечный Бог», как поется в кондаке, доступна каждому. Даже если в 2021 году ему приходится встречать Рождество в режиме онлайн.

Рождественское богослужение онлайн по ТВ:

Рождество 2021: онлайн трансляция богослужения из Храма Христа Спасителя, которую возглавит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, будет традиционно проходить на главных телеканалах страны:

Первый канал, начало в 23.00 – смотреть онлайн.

Канал «Россия 1», начало в 23.00 – смотреть онлайн.

В 23.00 начнется трансляция Рождественского богослужения на телеканале «Спас».

ТК «Союз» будет транслировать для трех часовых поясов:

20.00 – г. Новосибирск.

22.00 – г. Екатеринбург.

00.00 – г. Санкт-Петербург.

Трансляции монастырских рождественских богослужений онлайн:

Киево-Печерская лавра 23.00 – смотреть здесь.

Сретенский монастырь 21.30 – смотреть здесь.

Зачатьевский женский монастырь – трансляция появится на сайте монастыря.

Псково-Печерский монастырь 22.00 – смотреть здесь.

Трансляции богослужений из разных храмов:

Рождественское богослужение из нижегородского Собора Благоверного князя Александра Невского будет транслировать паломническо-туристический портал «Серафимова земля».

Храм иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» на Большой Ордынке, город Москва 22.45 – смотреть здесь. Трансляция на канале Jesus-Portal (службы с митрополитом Иларионом).

Храм Святой Троицы в Хохлах, Москва 23.30 – прямые трансляции в приходской группе на Фейсбук.

Домовой храм св. мученицы Татианы при МГУ, Москва – прямые трансляции богослужений в приходской группе на Фейсбук.

Храм св. князя Александра Невского в Зеленограде на Youtube.

Для тех, кому удобнее смотреть эфир богослужения в Instagram, мы подобрали еще несколько аккаунтов, где в Рождественскую ночь будет транслироваться праздничное богослужение:

Свято-Троицкая Сергиева лавра, Сергиев Посад – аккаунт.

Марфо-Мариинская обитель, Москва – аккаунт.

Храм священномученика Антипы на Колымажном дворе, Москва – аккаунт.

Храм святителя Николая на Трех Горах, Москва – аккаунт.

Храм Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леонове, Москва –аккаунт.

Источник

Богослужебные указания

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 6 января 2021 года

Среда. Пред­праздн­ство Рож­де­ства Хри­стова. На́вечерие Рож­де­ства Хри­стова (Рож­де­ствен­ский сочель­ник). Прмц. Евге́нии.

Служба прмц. Евге­нии не имеет празд­нич­ного знака, совер­ша­ется вместе со служ­бой пред­праздн­ства.

На вечерне кафизма 9‑я.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры на 6: пред­праздн­ства, глас 5‑й – 3, и пре­по­доб­но­му­че­ницы, глас 8‑й – 3. «Слава, и ныне» – пред­праздн­ства, глас 2‑й: «Се вре́мя прибли́жися…».

Входа нет. Про­ки­мен дня.

На сти­ховне сти­хиры пред­праздн­ства, глас 1‑й (со своими при­пе­вами). «Слава, и ныне» – пред­праздн­ства, глас 6‑й: «Сио́не, торжеству́й…».

По Три­свя­том – тро­парь пред­праздн­ства, глас 4‑й: «Написова́шеся иногда́…» (еди­но­жды).

На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь пред­праздн­ства, глас 4‑й: «Написова́шеся иногда́…» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тро­парь.

Кафизмы 10‑я и 11‑я. Малые екте­нии. Седальны пред­праздн­ства (по дважды). Псалом 50‑й.

Каноны: пред­праздн­ства со ирмо­сом на 8 (ирмосы по дважды) и пре­по­доб­но­му­че­ницы на 4.

Биб­лей­ские песни «Поем Гос­по­деви…».

Ката­ва­сия по 3‑й, 6‑й, 8‑й и 9‑й песнях – ирмосы канона пре­по­доб­но­му­че­ницы.

По 3‑й песни – седа­лен пре­по­доб­но­му­че­ницы, глас 8‑й. «Слава, и ныне» – пред­праздн­ства, глас тот же.

При­ме­ча­ние. Типи­кон умал­чи­вает о кондаке пре­по­доб­но­му­че­ницы, глас 2‑й: «Благоро́дия нра́вом…». В Минее сино­даль­ного пери­ода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 222 об.) этот кондак также отсут­ствует.

По 6‑й песни – кондак (Де́ва днесь Преве́чное Сло́во…) и икос пред­праздн­ства, глас 3‑й.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни «Достойно есть» не поется. Све­ти­лен пред­праздн­ства. «Слава, и ныне» – ин све­ти­лен пред­праздн­ства.

«Хва­лите Гос­пода с Небес…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры пред­праздн­ства, глас 6‑й – 4. «Слава» – пред­праздн­ства, глас тот же: «Гряди́, Вифлее́ме…», «И ныне» – пред­праздн­ства, глас тот же: «О, блаже́нное Богоотрокови́цы чре́во…».

«Тебе слава подо­бает…» не чита­ется, но сразу чтец: «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет». Чита­ется все­днев­ное сла­во­сло­вие.

На сти­ховне сти­хиры пред­праздн­ства, глас 2‑й (со своими при­пе­вами). «Слава» – пред­праздн­ства, глас тот же: «Сла́ва Тебе́, О́тче…», «И ныне» – пред­праздн­ства, глас тот же: «Ра́дуйся, Яже Жизнь…».

По Три­свя­том – тро­парь пред­праздн­ства, глас 4‑й: «Написова́шеся иногда́…» (еди­но­жды). Сугу­бая екте­ния: «Поми­луй нас, Боже…», и отпуст59 (про­из­но­сится на амвоне при затво­рен­ных цар­ских вратах). 1‑й час к утрене не при­со­еди­ня­ется.

Отдельно от утрени (по Уставу, «в нача́ле втора́го часа́», т. е., по нашему счету вре­мени, около 8 часов утра) совер­ша­ется после­до­ва­ние часов на́вечерия (цар­ских часов – 1‑го, 3‑го, 6‑го и 9‑го) с при­со­еди­не­нием к ним чина изоб­ра­зи­тель­ных.

Цар­ские часы совер­ша­ются при откры­тых цар­ских вратах. Свя­щен­ник в епи­тра­хили, фелони и, по тра­ди­ции, в пору­чах, с Еван­ге­лием в руках (в пред­ше­ствии све­ще­носца и диа­кона в обла­че­нии, с кади­лом и свечой) выхо­дит из алтаря через цар­ские врата к постав­лен­ному посреди церкви прямо против цар­ских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, све­ще­но­сец ставит свечу с его восточ­ной сто­роны. Иерей, поло­жив Еван­ге­лие на аналой, про­из­но­сит началь­ный воз­глас 1‑го часа: «Бла­го­сло­вен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небес­ный…», Три­свя­тое. По «Отче наш» иерей – воз­глас: «Яко Твое есть Цар­ство…». Чтец: «Аминь», «Гос­поди, поми­луй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и псалмы 1‑го часа (5‑й, 44‑й и 45‑й). С нача­лом чтения псал­мов иерей, в пред­ше­ствии диа­кона со свечой, совер­шает каж­де­ние окрест Еван­ге­лия, затем кадит алтарь, ико­но­стас, весь храм и народ. По окон­ча­нии 45-го псалма чтец про­из­но­сит: «Слава, и ныне», «Алли­луия, алли­луия, алли­луия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тро­парь пред­праздн­ства, глас 4‑й: «Написова́шеся иногда́…», чтец: «И ныне» – Бого­ро­ди­чен: «Что Тя нарече́м, о Бла­го­дат­ная. ».

После Бого­ро­дична часа певцы поют (обычно сти­хир­ным напе­вом) особые тро­пари празд­ника со сти­хами: 1‑й лик – тро­парь, глас 8‑й: «Вифлее́ме, угото́вися…», 2‑й лик – тот же тро­парь. Чтец – стих: «Бог от юга прии́дет…», 1‑й лик – тро­парь, глас 3‑й: «Ныне про­ро­че­ское прорица́ние…». Чтец – стих: «Гос­поди, услы­шах слух Твой…», 2‑й лик – тот же тро­парь. «Слава» – 1‑й лик – тро­парь, глас 8‑й: «Сия́ глаго́лет Ио́сиф к Де́ве…», «И ныне» – 2‑й лик – тот же тро­парь.

По испол­не­нии тро­па­рей диакон про­из­но­сит: «Вонмем». Чтец – про­ки­мен, глас 4‑й: «Гос­подь рече́ ко Мне…»; стих: «Проси́ от Мене, и дам Ти язы́ки…». По испол­не­нии хором про­кимна чита­ются пари­мия и Апо­стол. Диакон: «Пре­муд­рость». Чтец: «Про­ро­че­ства Михе́ина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает пари­мию (глава 5). Диакон: «Пре­муд­рость». Чтец: «Ко Евреем посла­ния свя­таго апо­стола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апо­стол (Евр., зач. 303). Обычно после чтения Апо­стола иерей впол­го­лоса про­из­но­сит: «Мир ти», на что чтец также впол­го­лоса отве­чает: «И духови твоему». «Алли­луия» после Апо­стола не поло­жено, но сразу диакон воз­гла­шает: «Пре­муд­рость, про́сти, услы­шим свя­таго Еван­ге­лия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея свя­таго Еван­ге­лия чтение». Хор: «Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Еван­ге­лие (Мф., зач. 2). По окон­ча­нии Еван­ге­лия хор поет: «Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе». Чтец – тро­пари: «Стопы́ моя направи…» и «Да испол­нятся уста моя́…», Три­свя­тое. По «Отче наш» иерей – воз­глас: «Яко Твое есть Цар­ство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак пред­праздн­ства, глас 3‑й: «Дева днесь Пре­веч­ное Слово…». Чтец: «Гос­поди, поми­луй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Слава, и ныне», «Чест­ней­шую Херу­вим…», «Именем Гос­под­ним бла­го­слови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны и бла­го­слови ны…». Чтец: «Аминь». Иерей: «Христе́, Све́те И́стинный…»60.

Чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), и начи­нает 3‑й час. Во время чтения псал­мов 3‑го часа (66-го, 86-го и 50-го) иерей с диа­ко­ном (по Уставу – диакон) совер­шают малое каж­де­ние храма: кадят окрест Еван­ге­лие, ико­но­стас, пред­сто­я­теля и моля­щихся. По окон­ча­нии 50-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Алли­луия, алли­луия, алли­луия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тро­парь пред­праздн­ства, глас 4‑й: «Написова́шеся иногда́…», чтец: «И ныне» – Бого­ро­ди­чен: «Бого­ро­дице, Ты еси лоза́ истин­ная…».

Певцы поют тро­пари со сти­хами: 1‑й лик – тро­парь, глас 6‑й: «Сей Бог наш…», 2‑й лик – тот же тро­парь. Чтец – стих: «Бог от юга прии́дет…», 1‑й лик – тро­парь, глас 8‑й: «Пре́жде Рож­де­ства́ Твоего́…». Чтец – стих: «Гос­поди, услы­шах слух Твой…», 2‑й лик – тот же тро­парь. «Слава» – 1‑й лик – тро­парь, глас 3‑й: «Ио́сифе, рцы нам…», «И ныне» – 2‑й лик – тот же тро­парь.

По испол­не­нии тро­па­рей диакон: «Вонмем». Чтец – про­ки­мен, глас 4‑й: «Отроча́ родися нам…»; стих: «Егоже началь­ство бысть на ра́ме Его». По испол­не­нии хором про­кимна чита­ются пари­мия и Апо­стол. Диакон: «Пре­муд­рость». Чтец: «Про­ро­че­ства Вару́хова чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает пари­мию (главы 3 и 4). Диакон: «Пре­муд­рость». Чтец: «К Гала­том посла­ния свя­таго апо­стола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апо­стол (Гал., зач. 208). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Пре­муд­рость, про́сти, услы­шим свя­таго Еван­ге­лия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Луки свя­таго Еван­ге­лия чтение». Хор: «Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Еван­ге­лие (Лк., зач. 5). По окон­ча­нии Еван­ге­лия хор поет: «Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе». Чтец – тро­парь: «Гос­подь Бог благослове́н…», Три­свя­тое. По «Отче наш» иерей – воз­глас: «Яко Твое есть Цар­ство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак пред­праздн­ства, глас 3‑й: «Дева днесь Пре­веч­ное Слово…». Чтец: «Гос­поди, поми­луй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Слава, и ныне», «Чест­ней­шую Херу­вим…», «Именем Гос­под­ним бла­го­слови, отче». Иерей: «Молит­вами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Вла­дыко Боже, Отче Все­дер­жи­телю…».

Чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), и начи­нает 6‑й час. Во время чтения псал­мов 6‑го часа (71-го, 131-го и 90-го) иерей с диа­ко­ном (по Уставу – диакон) совер­шают малое каж­де­ние храма, как на 3‑м часе. По окон­ча­нии 90-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Алли­луия, алли­луия, алли­луия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тро­парь пред­праздн­ства, глас 4‑й: «Написова́шеся иногда́…», чтец: «И ныне» – Бого­ро­ди­чен: «Яко не и́мамы дерз­но­ве­ния…».

Певцы поют тро­пари со сти­хами: 1‑й лик – тро­парь, глас 1‑й: «Прииди́те, ве́рнии…», 2‑й лик – тот же тро­парь. Чтец – стих: «Бог от юга прии́дет…», 1‑й лик – тро­парь, глас 4‑й: «Слы́ши, Не́бо, и внуши́, земле́…». Чтец – стих: «Гос­поди, услы­шах слух Твой…», 2‑й лик – тот же тро­парь. «Слава» – 1‑й лик – тро­парь, глас 5‑й: «Прииди́те, христоно́снии лю́дие…», «И ныне» – 2‑й лик – тот же тро­парь.

По испол­не­нии тро­па­рей диакон: «Вонмем». Чтец – про­ки­мен, глас 4‑й: «Из чрева прежде денни́цы родих Тя…»; стих: «Рече Гос­подь Го́сподеви моему…». По испол­не­нии хором про­кимна чита­ются пари­мия и Апо­стол. Диакон: «Пре­муд­рость». Чтец: «Про­ро­че­ства Иса́иина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает пари­мию (главы 7 и 8). Диакон: «Пре­муд­рость». Чтец: «Ко Евреем посла­ния свя­таго апо­стола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апо­стол (Евр., зач. 304). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Пре­муд­рость, про́сти, услы­шим свя­таго Еван­ге­лия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея свя­таго Еван­ге­лия чтение». Хор: «Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Еван­ге­лие (Мф., зач. 3). По окон­ча­нии Еван­ге­лия хор поет: «Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе». Чтец – тро­парь: «Скоро да предваря́т…», Три­свя­тое. По «Отче наш» иерей – воз­глас: «Яко Твое есть Цар­ство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак пред­праздн­ства, глас 3‑й: «Дева днесь Пре­веч­ное Слово…». Чтец: «Гос­поди, поми­луй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Слава, и ныне», «Чест­ней­шую Херу­вим…», «Именем Гос­под­ним бла­го­слови, отче». Иерей: «Молит­вами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Боже и Гос­поди Сил…».

Чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), и начи­нает 9‑й час. Во время чтения псал­мов 9‑го часа (109-го, 110-го и 85-го) иерей с диа­ко­ном (по Уставу – диакон) совер­шают каж­де­ние всего храма, как на 1‑м часе. По окон­ча­нии 85-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Алли­луия, алли­луия, алли­луия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тро­парь пред­праздн­ства, глас 4‑й: «Написова́шеся иногда́…», чтец: «И ныне» – Бого­ро­ди­чен: «Иже нас ра́ди рожде́йся…».

Певцы поют тро­пари со сти­хами: 1‑й лик – тро­парь, глас 7‑й: «Удивля́шеся Ирод…», 2‑й лик – тот же тро­парь. Чтец – стих: «Бог от юга прии́дет…», 1‑й лик – тро­парь, глас 2‑й: «Егда́ Ио́сиф…». Чтец – стих: «Гос­поди, услы­шах слух Твой…», 2‑й лик – тот же тро­парь. Кано­нарх (по Типи­кону – диакон) читает воз­гласно сти­хиру, глас 6‑й: «Днесь ражда́ется от Де́вы…» (творим три малых поклона). По окон­ча­нии сти­хиры иерей или диакон воз­гла­шает мно­го­ле­тия. 1‑е про­ше­ние: «Вели­кому Гос­по­дину…», 2‑е про­ше­ние: «Всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­ном…». На каждое про­ше­ние хор поет: «Многая лета» (трижды). Если служба совер­ша­ется в мона­стыре, то к двум ука­зан­ным про­ше­ниям при­бав­ля­ется третье: «Спаси, Христе́ Боже, пре­по­доб­наго отца нашего игу­мена…», в этом случае хор начи­нает петь со слов «Спаси, Христе Боже…», поется это пес­но­пе­ние также трижды.

При­ме­ча­ние. «Ведомо же буди, яко сие мно­го­лет­ное поздрав­ле­ние в собор­ных це́рквах при архи­ереех и и́нде, где при­лично, тво­рится в наве­че­рии по отпу­сте святыя Литур­гии или по вечерни, егда бывает на́вечерие в суб­боту и неделю; во оби­те­лех же во всех Типи­ках чин положе́н сему бывати на часех в сем месте» (см. 24 декабря, Минея-Декабрь, ч. 2).

По окон­ча­нии мно­го­ле­тия оба хора на «Слава, и ныне» поют сти­хиру, глас 6‑й: «Днесь ражда́ется от Де́вы…». Диакон: «Вонмем». Чтец – про­ки­мен, глас 4‑й: «Ма́ти Сио́н рече́т…»; стих: «Осно­ва­ния Его на гора́х святых». По испол­не­нии хором про­кимна чита­ются пари­мия и Апо­стол. Диакон: «Пре­муд­рость». Чтец: «Про­ро­че­ства Иса́иина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает пари­мию (глава 9). Диакон: «Пре­муд­рость». Чтец: «Ко Евреем посла­ния свя­таго апо­стола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апо­стол (Евр., зач. 306). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Пре­муд­рость, про́сти, услы­шим свя­таго Еван­ге­лия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея свя­таго Еван­ге­лия чтение». Хор: «Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Еван­ге­лие (Мф., зач. 4). Хор: «Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе». По про­чте­нии Еван­ге­лия иерей в пред­ше­ствии диа­кона вносит Еван­ге­лие в алтарь, осенив им, согласно обычаю, народ кре­сто­об­разно с амвона. Диакон затво­ряет цар­ские врата, завеса же оста­ется откры­той до отпу­ста изоб­ра­зи­тель­ных (в неко­то­рых храмах завеса закры­ва­ется и вновь отвер­за­ется с нача­лом изоб­ра­зи­тель­ных). Чтец – тро­парь: «Не преда́ждь нас до конца…», Три­свя­тое. По «Отче наш» иерей – воз­глас: «Яко Твое есть Цар­ство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак пред­праздн­ства, глас 3‑й: «Дева днесь Пре­веч­ное Слово…». Чтец: «Гос­поди, поми­луй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Слава, и ныне», «Чест­ней­шую Херу­вим…», «Именем Гос­под­ним бла­го­слови, отче». Иерей: «Молит­вами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Вла­дыко Гос­поди, Иисусе Христе…».

По заклю­чи­тель­ной молитве 9‑го часа начи­на­ется чтение изоб­ра­зи­тель­ных61: «Бла­го­слови, душе́ моя, Гос­пода…», «Слава» – «Хвали, душе́ моя, Гос­пода…», «И ныне» – «Единоро́дный Сыне…», «Во Цар­ствии Твоем…»62, «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Гос­поди…», «Помяни нас, Вла­дыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небес­ный…», «Приступи́те к Нему…», «Лик Небес­ный…», «Слава» – «Лик святых Ангел…», «И ныне» – «Осла́би, оста́ви…»63, «Отче наш», воз­глас: «Яко Твое есть Цар­ство…»; хор или чтец – кондак пред­праздн­ства, глас 3‑й: «Дева днесь Пре­веч­ное Слово…», чтец: «Гос­поди, поми­луй» (40 раз); молитва «Все­свя­тая Троице…»64. Диакон: «Пре­муд­рость». Хор: «Достойно есть…», кончая сло­вами «и Матерь Бога нашего». Иерей: «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас». Хор: «Чест­ней­шую Херу­вим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, Упо­ва­ние наше, слава Тебе». Хор: «Слава, и ныне», «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Бла­го­слови». Иерей творит отпуст: «Хри­стос, Истин­ный Бог наш…» (на амвоне, при затво­рен­ных цар­ских вратах). Мно­го­летны65.

По уста­но­вив­шейся цер­ков­ной прак­тике, сразу после отпу­ста изоб­ра­зи­тель­ных совер­ша­ется Литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого, кото­рая начи­на­ется вели­кой вечер­ней. Между тем, Устав спе­ци­ально ого­ва­ри­вает время начала бого­слу­же­ния «при часе́ 7‑м дне́», т. е. по-нашему – в 1‑м часу дня (см. Типи­кон, 25 декабря)66. Таким обра­зом, по мысли Типи­кона, вечерня с Литур­гией св. Васи­лия Вели­кого совер­ша­ется отдельно от после­до­ва­ния часов на́вечерия для того, чтобы обес­пе­чить ей более тор­же­ствен­ное слу­же­ние. Бывает звон в вели­кий кампа́н и во вся тяжкая (ср.: Типи­кон, 25 декабря).

Перед нача­лом Литур­гии иерей с диа­ко­ном молятся в алтаре перед пре­сто­лом: «Царю Небес­ный…», «Слава в вышних Богу…» и т. д. Затем диакон, выйдя на амвон, про­из­но­сит: «Бла­го­слови, вла­дыко». Иерей – воз­глас: «Бла­го­сло­вено Цар­ство…». Хор: «Аминь». Пред­сто­я­тель (по сло­жив­шейся прак­тике – чтец): «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небес­ный…», Три­свя­тое. По «Отче наш» иерей – воз­глас: «Яко Твое есть Цар­ство…». Пред­сто­я­тель (по сло­жив­шейся прак­тике – чтец): «Аминь», «Гос­поди, поми­луй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» и 103‑й псалом67. (Свя­щен­ник во время пред­на­чи­на­тель­ного псалма по обычаю читает све­тиль­нич­ные молитвы перед цар­скими вра­тами.) Вели­кая екте­ния68. Кафизмы нет.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры празд­ника, глас 2‑й – 8 (каждая сти­хира – дважды). «Слава, и ныне» – празд­ника, глас тот же: «А́вгусту единонача́льствующу на земли́…» (во время пения стихир свя­щен­ник закан­чи­вает про­ско­ми­дию). Совер­ша­ется обыч­ное каж­де­ние.

Вход с Еван­ге­лием. «Свете Тихий». Про­ки­мен дня, глас 5‑й: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя…», стих: «Бо́же, услы́ши моли́тву мою́…»69.

Чтение восьми пари­мий празд­ника. После 3‑й пари­мии, по обычаю, отвер­за­ются цар­ские врата. Чтец воз­гла­шает: «Глас шестый» и сам поет тро­парь: «Тайно родился еси в верте́пе…». По Уставу, как тро­пари, так и пса­лом­ские стихи сле­дует петь. Но обычно, по уста­но­вив­шейся прак­тике, зафик­си­ро­ван­ной в Сино­даль­ных нотных изда­ниях, поются только послед­ние слова тро­паря. Поэтому испол­не­ние этих тро­па­рей со сти­хами совер­ша­ется в сле­ду­ю­щем порядке:

Чтец воз­гла­шает тро­парь: «Тайно родился еси в верте́пе, но Небо Тя всем пропове́да, якоже уста́, звезду́ предлага́я, Спа́се, и волхвы́ Ти при­веде́, верою покланя́ющияся Тебе», и сам поет: «С ни́миже поми­луй нас».

Певцы поют окон­ча­ние тро­паря: «С ни́миже поми­луй нас».

Чтец про­из­но­сит 1‑й стих: «Осно­ва­ния Его на гора́х святых, любит Гос­подь врата́ Сио́ня па́че всех селе­ний Иа́ковлих, пре­слав­ная глаго́лашася о тебе, гра́де Божий. Помяну́ Раа́в и Вави­лона, ве́дущим Мя. И волхвы́ Ти при­веде́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окон­ча­ние тро­паря: «С ни́миже поми­луй нас».

Чтец про­из­но­сит 2‑й стих: «И се иноплеме́нницы, и Тир, и людие Ефио́пстии, си́и бы́ша та́мо. Ма́ти Сион рече́т: Чело­век, и Чело­век роди́ся в нем, и Той основа́ и́ Вышний. И волхвы́ Ти при­веде́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окон­ча­ние тро­паря: «С ни́миже поми­луй нас».

Чтец про­из­но­сит 3‑й стих: «Гос­подь пове́сть в писа́нии людей и князе́й сих, бывших в нем, яко веселя́щихся всех жилище в Тебе. И волхвы́ Ти при­веде́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окон­ча­ние тро­паря: «С ни́миже поми­луй нас».

Чтец про­из­но­сит: «Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу. И волхвы́ Ти при­веде́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окон­ча­ние тро­паря: «С ни́миже поми­луй нас».

Чтец про­из­но­сит: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. И волхвы́ Ти при­веде́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окон­ча­ние тро­паря: «С ни́миже поми­луй нас».

Чтец воз­гла­шает тро­парь: «Тайно родился еси в вер­тепе, но Небо Тя всем пропове́да, якоже уста́, звезду́ пред­ла­гая, Спа́се, и волхвы́ Ти при­веде́, верою покланя́ющияся Тебе», и сам поет его окон­ча­ние: «С ни́миже поми­луй нас».

Затво­ря­ются цар­ские врата. Так же испол­ня­ется тро­парь и по 6‑й пари­мии. На кли­росе поют завер­ша­ю­щие его слова: «Жиз­но­да­вче, слава Тебе».

По окон­ча­нии 8‑й пари­мии отвер­за­ются цар­ские врата. Екте­ния малая. Воз­глас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу воз­сы­лаем…»70. Поется Три­свя­тое. По Три­свя­том тотчас диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Пре­муд­рость». Чтец: Про­ки­мен, глас 1‑й: «Гос­подь рече́ ко Мне: Сын мой еси Ты, Аз днесь роди́х Тя»; стих: «Проси́ от Мене, и дам Ти язы́ки досто­я­ние Твое, и одержа́ние Твое – концы земли́».

Апо­стол – Евр., зач. 303.

Алли­лу­и­а­рий, глас 5‑й: «Рече́ Гос­подь Го́сподеви моему: седи́ одесну́ю Мене, до́ндеже положу́ враги Твоя подно́жие ног Твоих71»; стих: «Жезл силы по́слет Ти Гос­подь от Сиона, и гос­под­ствуй посреде́ врагов Твоих»; стих: «Из чре́ва прежде денни́цы роди́х Тя, кля́тся Гос­подь, и не раска́ется».

Еван­ге­лие – Лк., зач. 572.

По Уставу, на Литур­гии после Еван­ге­лия цар­ские врата затво­ря­ются. Сугу­бая екте­ния: «Рцем вси…» и далее по чину Литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого.

Вместо «Достойно» – «О Тебе раду­ется…».

При­ча­стен «Хвали́те Го́спода с Небес…».

Отпуст (крат­кий празд­нич­ный): «И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спа­се­ния, Хри­стос, Истин­ный Бог наш, молит­вами Пре­чи­стыя Своея Матере и всех святых, поми­лует и спасет нас, яко Благ и Чело­ве­ко­лю­бец».

По отпу­сте Литур­гии на сере­дине храма постав­ля­ется горя­щий све­тиль­ник, и около него изшед­шие из алтаря свя­щен­но­слу­жи­тели поют тро­парь празд­ника Рож­де­ства Хри­стова, глас 4‑й: «Рож­де­ство Твое, Христе Боже наш…», «Слава, и ныне» – кондак празд­ника, глас 3‑й: «Дева днесь Пресу́щественнаго раж­дает…». (Вели­ча­ние не поется.) Затем поются мно­го­летны: «Вели­каго гос­по­дина…»73.

При­ме­ча­ние. «И вхо́дим в трапе́зу, и яди́м варе́ние со еле́ем, ры́бы же не яди́м. Вино́ же пие́м, благодаря́ще Бо́га» (Типи­кон, 25 декабря)74.

59 После воз­гласа екте­нии «Яко мило­стив…» – обыч­ное окон­ча­ние: «Пре­муд­рость», певцы: «Бла­го­слови», иерей: «Сый бла­го­сло­вен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас», певцы: «Чест­ней­шую Херу­вим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Гос­поди, поми­луй» (трижды), «Бла­го­слови», иерей про­из­но­сит вели­кий отпуст.

60 Молитвы часов, чита­ю­щи­еся после конеч­ного воз­гласа иерея, име­ну­ются в афон­ской тра­ди­ции «стар­че­скими» (см.: Свя­то­гор­ский Устав цер­ков­ного после­до­ва­ния. М.; Афон, 2002. С. 18, 23), поскольку чита­ются пред­сто­я­те­лем (т. е. игу­ме­ном мона­стыря) или стар­цем (т. е. наи­бо­лее ува­жа­е­мым мона­хом). В тра­ди­ции Рус­ской Церкви молитва 1‑го часа про­из­но­сится иереем, а молитвы прочих часов – чтецом.

61 По цер­ков­ному обычаю, во время чтения изоб­ра­зи­тель­ных иерей с диа­ко­ном на амвоне читают вход­ные молитвы перед совер­ше­нием Литур­гии, испра­ши­вают про­ще­ние друг у друга, у народа и затем, обла­чив­шись во все свя­щен­ные одежды в алтаре, начи­нают про­ско­ми­дию. Впро­чем, в случае необ­хо­ди­мо­сти свя­щен­ник может совер­шить вход­ные молитвы и про­ско­ми­дию и перед цар­скими часами.

62 Пение на бла­жен­нах чина изоб­ра­зи­тель­ных тро­па­рей из рядо­вых песней празд­нич­ного канона, а также чтение Апо­стола и Еван­ге­лия после них не пола­га­ется (см.: Минея-Декабрь. Ч. 2. С. 329).

63 Поскольку в этот день вместе с вечер­ней слу­жится Литур­гия, на изоб­ра­зи­тель­ных не чита­ется Символ веры (см.: Минея-Декабрь. Ч. 2. С. 330).

64 Поскольку в этот день вместе с вечер­ней слу­жится Литур­гия, на изоб­ра­зи­тель­ных не чита­ется псалом 33‑й: «Бла­го­словлю Гос­пода на всякое время…» (см.: Минея-Декабрь. Ч. 2. С. 331).

65 Ср.: Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния на 1957 год для свя­щенно-цер­ков­но­слу­жи­те­лей. М., 1956. С. 15; Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния на 1958 год для свя­щенно-цер­ков­но­слу­жи­те­лей. М., 1958. С. 12, 227.

66 Суще­ствует мнение, что статьи Типи­кона под 25 декабря имеют рус­скую редак­цию, поэтому вре­мя­ис­чис­ле­ние изла­гают по совре­мен­ному счету. См.: Рож­де­ство Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44.

67 Если служит архи­ерей, то после отпу­ста изоб­ра­зи­тель­ных все духо­вен­ство выхо­дит боко­выми вра­тами на сере­дину храма, а архи­ерей – через откры­тые цар­ские, кото­рые по выходе закры­ва­ются. Затем совер­ша­ются обыч­ные молитвы перед нача­лом Литур­гии («Царю Небес­ный…», «Слава в вышних Богу…» и т. д.), стар­ший свя­щен­но­слу­жи­тель и диакон, взяв бла­го­сло­ве­ние, идут в алтарь. Откры­ва­ются цар­ские врата; свя­щен­ник – в алтаре, а диакон на амвоне, близ образа Спа­си­теля, оба кла­ня­ются пре­столу, затем архи­ерею. Диакон, встав посре­дине амвона лицом к пре­столу, воз­гла­шает: «Бла­го­слови, Вла­дыко», свя­щен­ник, взяв Еван­ге­лие, начер­ты­вает им Крест над анти­мин­сом и воз­гла­шает: «Бла­го­сло­вено Цар­ство…», после чего оба творят поклон пред пре­сто­лом и архи­ерею; цар­ские врата закры­ва­ются. Хор: «Аминь», и обыч­ное начало.

68 Если служит архи­ерей, то после воз­гласа свя­щен­ники уходят в алтарь.

69 Ср.: Типи­кон, 25 декабря.

71 В Апо­столе: «…подно́жия нога́ма Твои́ма».

72 «В Мос­ков­ских цер­ков­ных ведо­мо­стях, 1900, № 50, в статье О чтении Апо­стола и Еван­ге­лия на вечерне в на́вечерие Рож­де­ства Хри­стова в суб­боту и Неделю (данную статью см. в «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ниях» на 2001 год, с. 632–641. – Сост.) заме­чено и осно­ва­тельно дока­зано, что в нашем Уставе – ошибка и что испра­вить ее надобно таким обра­зом: в наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова всегда сле­дует читать из Посла­ния к Евреям, зачало 303, и Еван­ге­лие от Луки, зачало 5, и если наве­че­рие слу­чится в поне­дель­ник, втор­ник, среду, чет­верг и пяток, то читать на Литур­гии Васи­лия Вели­кого, сли­ва­ю­щейся в один состав с вечер­ней; если же наве­че­рие слу­чится в суб­боту или вос­кре­се­нье, то – на вели­кой вечерне, совер­ша­е­мой отдельно от Литур­гии Зла­то­уста. Сле­до­ва­тельно, празд­нич­ные чтения ( Евр. 303 и Лк. 5 ) нико­гда и ни при каком усло­вии не должны быть отме­ня­емы и заме­ня­емы дру­гими.

73 Ср.: Минея, 25 декабря.

74 В Рож­де­ствен­ский сочель­ник цер­ков­ные пра­вила пред­пи­сы­вают наи­бо­лее стро­гое поще­ние (до тра­пезы после вечерни), напо­ми­ная древ­ний обычай огла­шен­ных, гото­вя­щихся к при­ня­тию Таин­ства Кре­ще­ния. В Рус­ской Церкви издавна суще­ствует бла­го­че­сти­вый обычай поститься до позд­него вечера – до появ­ле­ния первой звезды.

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *