слуцкий свято троицкий монастырь

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Рубрики

Цитатник

Москва небанальная. «Покажите мне Москву без затей.» В туристических справочниках обычно указыва.

Сто лет Сергею Зарубину «Усталый путник может отдохнуть в большом парке.

Вакцины проверяли на себе. Вирусологи, спасшие миллионы жизней КО ДНЮ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА.

Печальная новость!Трагедия в моём городе! В БАРАНОВИЧАХ(БЕЛАРУСЬ) УПАЛ УЧЕБНО-БО.

Фотоальбом

Приложения

Новости

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Слуцкий Свято-Троицкий монастырь

Слуцкий Свято-Троицкий монастырь

Главной духовной обителью на протяжении веков был Слуцкий Троицкий монастырь. Когда он основан – точно неизвестно. Вероятно, что это один из старейших монастырей на территории Беларуси. Есть сведения, что во время войны с поляками, в 1205 году, был разграблен захватчиками вместе с другими святынями и Слуцкий Троицкий монастырь. слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть фото слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть картинку слуцкий свято троицкий монастырь. Картинка про слуцкий свято троицкий монастырь. Фото слуцкий свято троицкий монастырь

Фото собора, монастыря начала XX века

Первое упоминание о нём относится к 1445 году. Находился он недалеко от города, ниже по течению реки Случь, на правом её берегу. Вокруг стали селиться люди, возникло предместье Тройчаны. У лица от города к монастырю называлась Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут.

С 1560 года при монастыре существовала духовная школа, в которой изучались богословие, риторика, славянская и греческая грамматики.

Монастырь был одним из главных центров духовной и культурной жизни Случчины. Ему подчинялись позже возводимые и более мелкие монастыри. С 1659 года архимандриты Слуцкого Троицкого монастыря становятся наместниками Киевского православного митрополита на значительной территории Великого Княжества Литовского. С 1793 по 1840 годы при монастыре действует Минская православная духовная семинария, здесь начинала образовываться Минская епархия.

Монастырский комплекс, построенный из дерева, не раз менял свой внешний вид.

слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть фото слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть картинку слуцкий свято троицкий монастырь. Картинка про слуцкий свято троицкий монастырь. Фото слуцкий свято троицкий монастырь

История этой обители связана с именами выдающихся людей своего времени. Известно, что здесь бывал Наполеон Орда (1807-1883), музыкант, композитор, педагог, художник, директор Итальянской оперы в Париже. В 1864-1876 годы он сделал рисунок Слуцкого Троицкого монастыря, который теперь хранится в Национальном музее в Кракове (Польша).

Предположительно, во второй половине XVII века собор имел в плане форму креста, одну алтарную апсиду, две четвериковые трехъярусные башни. На левой были часы с курантами, правая была звонницей. Массивный четверик, возведенный над средокрестием, покрывал трехъярусный купол.

слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть фото слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть картинку слуцкий свято троицкий монастырь. Картинка про слуцкий свято троицкий монастырь. Фото слуцкий свято троицкий монастырь

Троицкий монастырь в начале XX века

Главный вход в монастырь был с улицы Тройчанской через «Святые ворота», которые представляли собой небольшую, но крепкую браму. На ней в 1870 году возводится каменная церковь Святого Иоанна Богослова. Здесь временами происходили богослужения – она была домовой церковью учащихся духовного училища, а на Троицу была открыта для всех посетителей.

слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть фото слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть картинку слуцкий свято троицкий монастырь. Картинка про слуцкий свято троицкий монастырь. Фото слуцкий свято троицкий монастырь

Ворота (брама) монастыря, церковь Иоанна Богослова

В храме хранилось Слуцкое Евангелие 1582 г., писанное слуцким князем Юрием I I I Олельковичем, отцом Софии Слуцкой. Князь подарил его монастырю для вечной памяти предков своих и богомолия. Художественное оформление рукописного памятника поражает своей роскошью: в письме широко употребляется золото, заставки выполнены акварелью, красным цветом – киноварью – обозначены заголовки и большие буквы. Красивый каллиграфический почерк переписчика придаёт книге запоминающийся индивидуальный облик.

слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть фото слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть картинку слуцкий свято троицкий монастырь. Картинка про слуцкий свято троицкий монастырь. Фото слуцкий свято троицкий монастырь

Также князь передал в обитель и пасторский посох, вылитый из чистого серебра, серебряную позолоченную чашу (потир) с украшениями. Все эти раритеты ещё в начале ХХ века хранились в монастыре, а затем «исчезли», как и многие святыни из историко-культурного наследия Слуцка.

Чудесным образом Слуцкое Евангелие было спасено, заново обретено в 2003 году.

В 1842 году монастырь возведён в 1-й класс, с начала XX века — третьеклассный. В 1870 году стараниями минского епископа Александра Добрынина переведён в Минск и назван Свято-Духовским монастырем, а на его месте поселились иноки упразднённого третьеклассного мужского Иоанно-Богословского (Свято-Николаевского) монастыря из местечка Грозово.

В первую мировую войну в монастыре был лазарет. Летом 1917 года строения монастыря, где жили 13 монахов и 13 послушников, переданы Белорусской гимназии, настоятель архимандрит Афанасий Вечерко выслан.

В 1994 году верующими на месте расположения монастыря установлен памятный крест.

слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть фото слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть картинку слуцкий свято троицкий монастырь. Картинка про слуцкий свято троицкий монастырь. Фото слуцкий свято троицкий монастырь

слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть фото слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть картинку слуцкий свято троицкий монастырь. Картинка про слуцкий свято троицкий монастырь. Фото слуцкий свято троицкий монастырь

слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть фото слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть картинку слуцкий свято троицкий монастырь. Картинка про слуцкий свято троицкий монастырь. Фото слуцкий свято троицкий монастырь
Возможно, так выглядели Свято- Троицкий собор, постройки монастыря в начале XX века. Реконструкция: Сергей Богдашич, Игорь Титковский, компьютерная графика: Евгений Матюшин

Источник

Слуцкий Свято-Троицкий монастырь

Слуцкий Свято-Троицкий монастырь — несохранившийся памятник белорусской культовой архитектуры, былой центр православия.

слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть фото слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть картинку слуцкий свято троицкий монастырь. Картинка про слуцкий свято троицкий монастырь. Фото слуцкий свято троицкий монастырь

слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть фото слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть картинку слуцкий свято троицкий монастырь. Картинка про слуцкий свято троицкий монастырь. Фото слуцкий свято троицкий монастырь

Содержание

История Свято-Троицкого монастыря

Время основания Свято-Троицкого (Тройчанского) монастыря неизвестно. Первое упоминание о нём датируется 1445 годом. Стоял монастырь близ города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны, а улица от города к монастырю стала зваться Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут.

При монастыре открывается православная семинария, которой руководил до 1575 года бывший игумен Троице-Сергиевой лавры Артемий. После него семинарию возглавил ученик Артемия Марк Сарыхозин. В начале XVII века семинарии уже не было. Снова она (коллегиум) возникает в XVIII веке. Слуцкий архимандрит Досифей Галяховский в 1761 году писал русскому послу в Варшаве Ф. М. Воейкову, что, борясь с невежеством и суевериями среди духовенства и прихожан, открыл в Слуцке семинарию:

слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть фото слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть картинку слуцкий свято троицкий монастырь. Картинка про слуцкий свято троицкий монастырь. Фото слуцкий свято троицкий монастырьДостал православных профессоров, а великое множество поповских детей, весьма к наукам способных, имеется.слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть фото слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть картинку слуцкий свято троицкий монастырь. Картинка про слуцкий свято троицкий монастырь. Фото слуцкий свято троицкий монастырь

Януш Радзивилл, которому от Олельковичей перешёл Слуцк, как обещал жене, опекал монастырь. В завещании он писал:

слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть фото слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть картинку слуцкий свято троицкий монастырь. Картинка про слуцкий свято троицкий монастырь. Фото слуцкий свято троицкий монастырьЦеркви и монастыри религии старарусской во владениях моих по-прежнему должны сохраняться и потомки должны следить, чтобы не произошло в том никакой перемены…слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть фото слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть картинку слуцкий свято троицкий монастырь. Картинка про слуцкий свято троицкий монастырь. Фото слуцкий свято троицкий монастырь

До сентября 1840 года минские архиепископы имели большей частью пребывания Слуцкий Свято-Троицкий монастырь.

В первую мировую войну в монастыре был лазарет. Летом 1917 года строения монастыря, где жило 13 монахов и 13 послушников, передано Белорусской гимназии, настоятель архимандрит Афанасий Вечерко выслан.

Церкви Свято-Троицкого монастыря

слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть фото слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть картинку слуцкий свято троицкий монастырь. Картинка про слуцкий свято троицкий монастырь. Фото слуцкий свято троицкий монастырь

слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть фото слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть картинку слуцкий свято троицкий монастырь. Картинка про слуцкий свято троицкий монастырь. Фото слуцкий свято троицкий монастырь

Также в Слуцке, в то или иное время, находились [14] :

Источник

Архив Слуцкого Тройчанского монастыря Святой Троицы

слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть фото слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть картинку слуцкий свято троицкий монастырь. Картинка про слуцкий свято троицкий монастырь. Фото слуцкий свято троицкий монастырь

К юго-западу от Слуцка находилось предместье Тройчаны. Своё название оно получило от монастыря Святой Троицы. Святыня имела важное значение для Слуцка и являлась одним из крупнейших духовных центров на белорусских землях вплоть до начала XIX в. В XVI – первой половине XVII в. на землях монастыря возникло торгово-ремесленное поселение, которое называли Тройчаны или Троицким местечком. Фактически оно являлось пригородом Слуцка, но юридически было самостоятельным поселением и не относилось к городу. Во время войны 1654–1667 гг. местечко было разрушено и в дальнейшем не восстанавливалось. Уже во второй половине XVII–XIX в. Тройчанами называли небольшое предместье за Ильинскими воротами, а также земли монастыря.

Впервые в письменных источниках Троицкий монастырь упоминается в 1445 г. [1] Но, учитывая значение святыни, её основание, вероятно, произошло ещё на раннем этапе существования Слуцка в древнерусское время [2]. Через инвестиции владельцев города и пожертвования других людей во владение монастыря перешли значительные земли на юго-западе от Слуцка вплоть до реки Лакнея. Это дало средства для построения монастырского комплекса и активной просветительской деятельности. По мнению исследователей, при монастыре действовала мастерская по переписыванию литургических книг, одним из лучших произведений которой стало знаменитое Слуцкое Евангелие. Кроме того, при нём, вероятно, существовала школа иконописцев [3]. Через это Слуцкий Троицкий монастырь оказывал значительное влияние на духовную жизнь Слуцка и белорусских земель в целом.

Известно, что в конце XV в. на территории монастыря находились церковь Святой Троицы и церковь Пречистой Богородицы, а также колокольня с часами. Где-то в XVI в. главный храм монастыря был сооружён из кирпича, что являлось уникальным событием для региона, где полностью доминировало деревянное строительство. Это свидетельствует о большом значении монастыря, а также о внимании к нему со стороны собственников Слуцка, князей Олельковичей, которые, наверное, и инициировали строительство нового храма. Значение святыни ещё больше возросло после принятия церковной унии на Брестском соборе в 1596 г. Поскольку православные жители Слуцка и Слуцкого района отказались подчиняться решению собора, Троицкий монастырь во главе с его архимандритом был подчинён непосредственно константинопольскому патриарху и фактически начал самостоятельно управлять церковной жизнью на Случчине, где имелось около 30 приходов. Только после восстановления структур Киевской православной митрополии в 1620 г. Троицкий монастырь был подчинён Киеву [4].

Как свидетельствует описание 1654 года, в это время монастырь представлял собой большой архитектурный комплекс, состоящий из главной каменной церкви Святой Троицы с двумя часовнями, меньшего тёплого храма с трапезной, ворот с надвратной церковью, колокольни, а также значительного количества жилых и хозяйственных зданий. Рядом с монастырём находился фольварк [5]. Но война 1654–1667 гг. прервала постепенное развитие монастыря. Поскольку он был расположен близко к городским укреплениям, в начале сентября 1655 г. московская армия воспользовалась монастырскими зданиями, чтобы подойти как можно ближе к городу. Поэтому, чтобы заставить неприятеля отступить, защитники сконцентрировали на монастыре артиллерийский огонь. В результате этого монастырский комплекс, в том числе главный храм, были значительно повреждены. Остаток святыни был уничтожен пожаром, который устроили московские войска, надеясь таким образом зажечь весь город.

После отхода неприятеля территория монастыря некоторое время находилась в запустении. В 1660 г., после отхода боевых действий на восток и уменьшения угрозы для Слуцка приобрёл актуальность вопрос о восстановлении монастыря, его главной церкви и местечка при нём. Богуслав Радзивилл согласился обеспечить монастырь строительными материалами, а также пожертвовать деньги на восстановления храма. Вместе с тем, ввиду близости комплекса к оборонительным укреплениям города возникли дискуссии о месте его восстановления. Магнат настаивал на разборке развалин каменной Троицкой церкви и, вероятно, предлагал перенести её на другое место, подальше от укреплений. Архимандрит Троицкого монастыря Феодосий Василевич некоторое время не соглашался на разборку храма, но в конце концов уступил. Остатки церкви был разобраны на кирпич, который планировалось использовать при возведении нового храма. Из-за общего экономического упадка, который стал результатом войны, дело восстановления затянулось. Только в 1668 г. был заключён договор с каменщиком, после чего начались работы [6]. Вместе с тем, остаётся неясным, был ли новый храм возведён на фундаменте старого, или был перенесён на другое место? Согласно описанию 1678 года, работы по возведению каменного храма были почти закончены. Кроме того, были возведены ворота с надвратной церковью во имя Святого Никиты, тёплая Благовещенская церковь, колокольня, каменная кладовая с подвалом и ряд других построек, а вся территория была обнесена деревянной оградой [7]. В свою очередь, Троицкое местечко так и не было восстановлено.

В XVIII в. церковь Святой Троицы дважды ремонтировалась и перестраивалась. Впервые вопрос о реставрации храма был поднят в 1720 году, а сами строительные работы под руководством архитектора Варфоломея Шысловского начались в 1732 г. [8] Вторая перестройка храма состоялась в 1786–1789 гг. О том, что каменную Троицкую церковь неоднократно перестраивали, свидетельствуют и наблюдения Андрея Снитко в начале XX в. [9] Согласно описанию 1800 года, на территории монастыря стояли три церкви: главная каменная и две деревянные, одна из которых была освящена в честь Введения во храм Богородицы, а также ряд других зданий [10].

После перевода в 1840 г. из Слуцка в Минск архимандрии с духовной консисторией значение Троицкого монастыря упало. В это время из него забрали многие ценности. Поэтому в 1853 г. в заброшенном и полуразрушенном состоянии находилась колокольня, с которой сняли колокола. Тем не менее, в монастыре остались мощи Святой Софии Слуцкой и младенца Гавриила Белостокского, а также некоторые другие ценные реликвии, что делало монастырь важным духовным центром. Останки святых хранились в каменной Троицкой церкви, а на зиму переносились в тёплую Благовещенскую. В крипте под алтарём Троицкой церкви также находился саркофаг жены гетмана Януша Радзивилла Марии Лупули [11].

Большой земельный фундуш Троицкого монастыря позволял ему действовать и в XIX в., в отличии от Ильинского и Спасского, которые прекратили существование в первой половине – середине XIX в. Как видно на плане того времени, к югу от Троицкого монастыря располагался большой фольварк, что свидетельствует о его активной хозяйственной деятельности. Вероятно, для получения дополнительного дохода на монастырских землях вдоль дороги, которая вела из Слуцка в западном направлении, в середине XIX в. были выделены участки земли, которые сдавались в аренду.

Значительные финансовые ресурсы позволили монастырю в 1856–1867 гг. соорудить рядом с Троицкой церковью двухэтажный каменный корпус, в котором были размещены монастырские помещения, а также тёплая Благовещенская церковь. Вскоре рядом с монастырём было возведено двухэтажное здание духовного училища, а также двухэтажные ворота, в которых была устроена церковь Иоанна Богослова. Последняя служила домовой церковью для воспитанников училища. Во время Первой Мировой войны в монастырских зданиях был расположен военный лазарет, а в 1925 году монастырь закрыли. Каменная церковь и многие здания пережили Вторую мировую войну и были уничтожены в 1950–1960-е гг. К настоящему времени сохранилось только здание бывшего духовного училища [12].

Стоит отметить, что в ХVIІ–ХІХ вв. монастырь являлся чрезвычайно важным административным центром православной церкви. Некоторое время он выполнял функции резиденции слуцких архимандритов, юрисдикции которых подлежали православные церкви всего Слуцкого княжества, а также храмы на протяжённой территории – от Лидского до Мозырского поветов. В связи с этим при монастыре хранился богатый архив.

После закрытия монастыря в 1920-е гг. его архив был раздроблен по многим хранилищам. Большая часть попала в Государственный архив Минской области в отдел дореволюционных фондов. По состоянию на 1939 г. здесь хранились 153 дела за 1754–1869 гг. [13] Часть архива была передана в Белорусский государственный музей.

События Второй мировой войны внесли свои коррективы в дело сохранения монастырского архива. В июне 1944 г. фонды Минского исторического музея (так тогда назывался Белорусский государственный музей) были вывезены в баварский замок Хёхштадт, где концентрировались музейные сокровища, награбленные немецкими войсками из белорусских, российских, украинских и польских земель [14]. Только в октябре 1947 г. белорусская часть музейной коллекции была доставлена в Восточный Берлин, где её принял уполномоченный Совета Министров БССР. Между тем выяснилось, что, по состоянию на 1946 г., фрагмент архива хранился в Центральном государственном историческом архиве БССР в г. Могилеве. [15]

В 1963 году, после перевода ЦГИА БССР из Могилева в Минск и передачи сюда документов так называемых дореволюционных фондов Государственного архива Минской области наконец был сформирован единый фонд под названием «Слуцкий Троицкий мужской монастырь». Фонду был присвоен порядковый номер 95. Этот же номер сохранился при очередных изменениях в структуре архивной отрасли уже в независимой Республике Беларусь. На данный момент фонд 95 «Слуцкий Троицкий мужской монастырь» хранится в Национальном историческом архиве Беларуси (НИАБ) и состоит из 169 дел за 1747–1914 гг.

Подавляющее большинство документов фонда составляет переписка по канцелярии и документы экономического характера: указы Минской духовной консистории, инвентари монастырских имений, описи имущества, протоколы заседаний правления монастыря, книги прибыли и расхода денег, продовольствия, пожертвований, документы об аренде монастырских владений, рекрутских наборов, назначении церковно- и священнослужителей в монастырь на епитимии, переводе монахов в другие монастыри, пострижению в монахи, ревизские сказки монастырских крестьян и другие документы.

В фондах Национального исторического музея Республики Беларусь (правопреемника Минского исторического музея) хранится, пожалуй, самая ценная из уцелевших частей бывшего монастырского архива с Тройчан.

Среди наиболее интересных документов – оригиналы привилеев королей польских и великих князей литовских Сигизмунда III и Владислава IV Вазы православным церквям на территории Мозырского, Минского, Новогрудского, Пинского и Речицкого поветов; декреты духовного суда Слуцкой архимандрии по разным делам; частная переписка настоятелей Слуцкого Свято-Троицкого монастыря и другие. Большую художественную ценность имеет пергаментный оригинал фундушевого листа жителя Слуцка Ивана Скачикевича Слуцкой соборной церкви Преображения Господня, слуцкому протопопу Ивану Бокачичу и всему братству на 1000 злотых и больнице при церкви на 60 злотых ежегодно, написанный в Слуцке 5 июля 1649 г.

Общий объем части монастырского архива, хранящегося в музее, насчитывает 525 документов.

В 2016 г. между Национальным историческим архивом Беларуси (НИАБ) и Национальным историческим музеем Республики Беларусь (НГМРБ) был подписан договор о сотрудничестве в сфере совместного изучения документов XVII–ХIХ вв., хранящихся в фондах музея.

Первым этапом этого сотрудничества как раз и стала обработка и оцифровка документов архива бывшего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря Святой Троицы, которая началась в сентябре 2016 г.

Наконец комплекс этих чрезвычайно ценных документов по истории православной церкви на территории бывшего Великого княжества Литовского XVI–XVIII вв. будет доступен исследователям в полном объёме и послужит материалом для написания новых работ по истории нашей страны.

Денис ЛИСЕЙЧИКОВ
заместитель директора НИАБ, кандидат исторических наук

Николай ВОЛКОВ
старший научный сотрудник отдела публикации документов НИАБ

Архивы и делопроизводство № 6 (108), 2016

1. Белоруссия в эпоху феодализма. Сборник документов и материалов. Т. 1. Минск, 1959. С. 124

2. Ціткоўскі І.А. Слуцк. Псторыя горада ў помніках архітэктуры. Мінск, 2015. С. 21.

3. Kałamajska-Saeed М. Portrety i zabytki książąt Olelkowiczów w Słucku: inwentaryzacja Józefa Smolińskiego z 1904 r. Warszawa, 1996. S. 66–67; Ціткоўскі І.А. Слуцк. С. 22.

4. Ціткоускі І.А. Слуцк. С. 21–22.

5. AGAD. AR. Dz. VIII. Nr. 535. S. 4–11.

6. AGAD. AR. Dz. V. Nr. 5569Л. S. 120–126; 227–237; AGAD. AR. Dz. V. Nr. 6865/1. S. 181–188; AGAD. AR. Dz. V. Nr. 6865/III. S. 29–32; AGAD. AR. Dz. V. Nr. 16998. S. 17–23; AG AD. AR. Dz. VIII. Nr. 532. S. 15–21; Degiel R. Protestanci i prawosławni: patronat wyznaniowy Radziwiłłów birżańskich nad Cerkwią prawosławną w księstwie słuckim w XVII w. Warszawa, 2000. S. 107–110.

7. Ціткоўскі І.А. Слуцк. С. 22–23.

8. НГМРБ. АСТСТМ. Т. 1. № 382, 443.

9. Снитко А. Из слуцкой старины // Минская старина. 1911. Вып. 2. С. 156–157.

10. НГАБ. Ф. 136. Bon. 1. Сир. 1311. Арк. 36 адв.

11. Dziennik Warszawski. 1853. Nr. 161. S. 4; Kałamajska-Saeed M. Portrety i zabytki. S. 5, 7, 62–63.

12. Серно-Соловьевич, Ф.Ф. Древне-русский город Слуцк и его святыни. Вильна, 1896. С. 36; Ціткоўскі І.А. Слуцк. С. 27–31,71–72.

13. НГАБ. Ф. 95 (справа фонда). Арк. 13–13 адв.

Источник

Слуцк. Слуцкий Троицкий монастырь.

Тройчанский монастырь

Храмы монастыря:
1. Собор Троицы Живоначальной (утрачен)
2. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (утрачен)
3. Церковь Иоанна Богослова над святыми вратами (утрачен)

Карта и ближайшие объекты

слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть фото слуцкий свято троицкий монастырь. Смотреть картинку слуцкий свято троицкий монастырь. Картинка про слуцкий свято троицкий монастырь. Фото слуцкий свято троицкий монастырь

Статьи

Время основания Свято-Троицкого (Тройчанского) монастыря неизвестно. Первое упоминание о нём датируется 1445 г. Стоял монастырь близ города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны, а улица от города к монастырю стала зваться Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут. С 1560 г. при монастыре существует духовная школа, в которой изучались богословие, риторика, славянская и греческая грамматики. Известно и о маленькой библиотеке монастыря: в 1494 г. было 45 книг.

В 1571 г. настоятелем монастыря был архимандрит Михаил Рагоза, будущий киевский митрополит. С 1659 г. архимандриты монастыря являются заместителями киевского митрополита на территории Великого княжества Литовского.

При монастыре открывается православная семинария, которой руководил до 1575 г. бывший игумен Троице-Сергиевой лавры Артемий. После него семинарию возглавил ученик Артемия Марк Сарыхозин. В начале XVII века семинарии уже не было. Снова она (коллегиум) возникает в XVIII в. Слуцкий архимандрит Досифей Галяховский в 1761 г. писал русскому послу в Варшаве Ф. М. Воейкову, что, борясь с невежеством и суевериями среди духовенства и прихожан, открыл в Слуцке семинарию: «Достал православных профессоров, а великое множество поповских детей, весьма к наукам способных, имеется». Преемник Досифея архимандрит Павел Волчанский в 1768 г. писал киевскому митрополиту Арсению, что при его предшественнике уже обучалось в «коллегиуме» более 70 учеников, однако за время перед новым назначением архимандрита «кто по домам, кто по разным местам разбрелися». Уже был дом для сирот и нищих детей священнических; в 1767 г. обучалось 15 человек. Учителем был виленский иеродиакон Иоасаф Статкевич.

В 1582 г., когда братья Олельковичи разделили Слуцкое княжество, монастырь остался их совместным владением. Сохранился документ, в котором они обязываются давать монастырю пожертвования. В документе также приводятся деревни, приписанные к монастырю: Пуховичи, Редковичи, Шипиловичи, Яминск, Убибахи. Монастырь имел большое хозяйство. В 1659 г. архимандрит монастыря перечислил работы, которые следует выполнить монастырским вёскам. Так, Редковичи и Шипиловичи сеяли жито, содержали коров, поставляли монастырю масло, рыбу, мёд и воск, волчьи и лисьи шкуры. Яминск и Убибахи выращивали для монастыря овощи, хлеб. Издавна монастырь имел право рыбной ловли в реке Оресса и озере Ужин. Жители Тройчан сеяли жито, выращивали овощи. В местечке была корчма; известно, что её в 1677 г. арендовал еврей Пушман.

Януш Радзивилл, которому от Олельковичей перешёл Слуцк, как обещал жене, опекал монастырь. В завещании он писал: «Церкви и монастыри религии старарусской во владениях моих по-прежнему должны сохраняться и потомки должны следить, чтобы не произошло в том никакой перемены…».

До сентября 1840 г. минские архиепископы имели большей частью пребывания Слуцкий Свято-Троицкий монастырь.

В монастырский ризнице хранились пожертвованные (1580) слуцким князем Юрием Олелько настоятельский посох из литого серебра, серебряный золоченый потир и писаное им уставное четвероевангелие. Здесь же находилась фелонь из самотканой цельной серебряной парчи и кипарисный посох, присланный в благословение монастырю в 1611 г. иерусалимским патриархом Феофаном через слуцкого князя Иеронима Радзивилла.

В 1842 г. монастырь возведён в 1-й класс, с начала XX в. — третьеклассный. В 1870 г. стараниями минского епископа Александра Добрынина переведён в Минск и назван Свято-Духовским монастырем, а на его месте поселились иноки упразднённого третьеклассного мужского Иоаннно-Богословского (Свято-Николаевского) монастыря из местечка Грозово.

В Первую мировую войну в монастыре был лазарет. Летом 1917 г. строения монастыря, где жило 13 монахов и 13 послушников, передано Белорусской гимназии, настоятель архимандрит Афанасий Вечерко выслан.

В 1927 г. среди братии монастыря произошёл раскол, некоторые стали выражать поддержку обновленцам. Обновленческие церковные власти назначали слуцким епископом игумена монастыря Савватия Зосимовича. 21 февраля 1930 г. монастырь закрыли, реликвии были переданы в музеи. Окончательно монастырские постройки разрушены в 1950-х гг. Впоследствии на его месте находился военный городок. В 1994 г. верующими установлен памятный крест.

Церкви Свято-Троицкого монастыря

Из описания 1678 г. известно, что вход в монастырь был через высокие деревянные ворота с деревянными башнями по бокам, — меж ними надвратная церковь св. Никиты. Главный храм монастыря — Свято-Троицкий собор — как утверждают некоторые белорусские историки, построен в 1505 г. княгиней Анастасией Олелькович, но документальных сведений нет; видимо, это дата закладки в память об удачной обороне города от татар. Известно, что он в 1795 г. обновлен архиепископом Виктором Садковским. Имел два придела: правый во имя св. великомученицы Екатерины, построенный на средства императрицы Екатерины II, и левый — во имя св. князя Александра Невского. В 1654 г. церковь уже каменная, стоящая в центре монастырского двора, остальные деревянные. Позже храм неоднократно горел и грабился казаками, особенно в 1655 и 1660 гг. Иконостас в соборе был семиярусный, из трех частей, с резными позолоченными орнаментами.

Как пишет А. Снитко, владелец Слуцка князь Богуслав Радзивилл в 1667 г. дал архимандриту Феодосию Василевичу на строительство «опустошена и разрушенного неприятелем» монастыря леса, а слуцкие купцы и шляхта в 1668-1669 гг. оплатили камень. Уже описание 1678 г. говорит о том, что храм почти восстановлен, так как велась только реставрация алтаря. В 1732 получен привилей с разрешением на сбор денег на ремонт храма от короля Августа II. В мае 1732 г. к работе, по договоренности с монастырем, приступает артель каменщиков. В 1785-1788 гг. церковь построена по проекту и под руководством «Шаи Вольфовича Турова, мещанина слуцкого» по заказу слуцкого архимандрита Виктора Садковского. Второстепенные работы велись до 1795 г., а иконостас закончен в 1804 г.

В 1773 г. епископ в то время единственной в Беларуси православной Могилевской епархии святитель Георгий Конисский писал в Священный Синод: «Сей монастырь вотчину имеет и угодия не худые, и если бы довелось за рубежом в Польше быть особливо православному епископу для всех томов остающихся церквей и монастырей, то сей Слуцкий монастырь, в разсуждении протчих, как центральный, для жития такому епископу был бы найспособнейший».

Предположительно во второй половине XVII в. собор имел в плане форму креста, одну алтарную апсиду, две четвериковые трехъярусные башни. На левой были часы с курантами, правая была звонницей. Массивный четверик, возведенный над межкрестовьем, покрывал трехъярусный купол.

Храм имел следующие реликвии: чудотворную икону Божией Матери византийского письма, икону Казанской Божией Матери византийского письма, Евангелие 1582 г., писанное слуцким князем Юрием Олельковичем, портреты слуцких князей Александра Олельковича и трех его сыновей — Юрия, Семена и Александра. В левом приделе в XIX в. находились мощи Гавриила Белостокского, перевезенные из сгоревший Заблудовской приходской церкви (ныне мощи находятся в кафедральном Свято-Николаевском соборе Белостока). В стене правого придела в свинцовой раке было погребено тело последней из рода Олельковичей — Софьи Олелькович-Радзивилл. Невдалеке стояла деревянная домашняя Свято-Благовещенская церковь; в 1800 г. ее уже не было, на ее месте церковь Введения во храм Святой Богородицы. Близ церкви — звонница с малым и большим колоколами. Куски большого, отлитого еще при Олельковичах, долго лежали на земле; колокол, видимо, был сброшен при очередном разгроме XVII в. В начале XIX в. на звоннице было 8 колоколов, больший, отлитый слуцкими литейщиками в 1799 г., весил 207 пудов.

Далее было 5 келий, большой деревянный дом настоятеля на каменном фундаменте, окруженный верандой, с поварней и трапезной. И еще дальше — колодец, баня, сараи, жилые постройки, ставок с рыбой, огороды, сад. Со временем деревянные постройки исчезли, и в 1865-1867 гг. строится двухэтажное каменное здание в стиле позднего классицизма с комнатами настоятеля, кельями и церковью Благовещения Пресвятой Богородицы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *