слушать утреннюю службу в православном храме
Божественная Литургия
Божественная Литургия (Песнопения Киево-Печерской Лавры)
Хор Киевской Духовной Академии и Семинарии. Записано в церкви Рождества Богородицы Киево-Печерской Лавры в июне 1997 года.
От Восток Солнца до Запад. Божественная литургия. Братский хор Киево-Печерской Лавры
Братский хор Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Регент иеродиакон Геронтий (Борисевич).
Божественная литургия. Хор Московского Сретенского монастыря
Песнопения Божественной литургии в исполнении хора Сретенского монастыря.
Божественная литургия св. Иоанна Златоуста (Валаам)
Хор братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, регент иеродиакон Герман (Рябцев).
Литургия с пояснениями
Хор храма Вознесения Христова, г. Белово. Регент — Наталья Петровна Гутович. Настоятель — протоиерей Петр Гутович. Текст читает иерей Евгений Попов.
Литургия святителя Иоанна Златоустого
Литургия свт. Иоанна Златоустого, совершенная архиепископом Вениамином (Пушкарем), в исполнении архиерейского хора кафедрального собора св. Николая г. Владивостока под управлением Л. Макаренко.
Чтение Священного Писания на современном русском языке во время богослужения
Чтение Священного Писания на современном русском языке во время богослужения.
Литургия свт. Иоанна Златоуста. Хор братии Валаамского монастыря
Именуемый в прошлом Северным Афоном, Валаамский монастырь стоял у истоков отечественного Православия, был его центром на Северо-Западе России. Валаам имеет многовековую и богатую историю.
Беседы о Божественной Литургии
О главном христианском богослужении, его истории и смысле рассказывает преподаватель Института богословия и философии протоиерей Александр Глебов.
Божественная Литургия свт. Иоанна Златоуста
Музыка И.А. Ручкина — выпускника Ленинградской консерватории (хоровое дирижирование). В его творческом портфеле Литургия Св. Иоанна Златоуста, Месса (латинская), хоры на стихи Гумилева, Мандельштама, Трусенкова, Борейко и других авторов.
Литургия с пояснениями
Хор храма Вознесения Христова, г. Белово. Регент — Наталья Петровна Гутович. Настоятель — протоиерей Петр Гутович. Текст читает иерей Евгений Попов.
Записано к 15-летию Кемеровской и Новокузнецкой епархии.
Рекомендуемые записи
Оставить комментарий
Отменить ответ
24 комментария
Скажите пожалуйста у вас есть Пояснения к Литургии в электронном варианте?
Доброй ночи братия и сестры.Очень хороший и поучительный сайт.Мир всем и тем кто его создал и продвигает,если могу быть полезен пишите на почту.
Спасибо большое! Очень полезный и нужный труд ваш!
Спасибо большое за ваш труд!
Мне очень понравились объяснения, действительно, все сделанно с любовью и искренним желанием помочь понять происходящее во время Литургии. Доступно, просто и очень интересно!
Низкий поклон вам за ваши труды, Храни вас Господь!
Невозможно скачать файлы.Разъясните в чём дело?
Дамир, какой браузер Вы используете? Что происходит, когда Вы пытаетесь скачать файл?
Так торжественно и в то же время доступно все преподнесено, душа просто радуется! Каждый день я захожу на “азбуку” и не перестаю удивляться и восхищаться! Огромное спасибо за сайт, за Ваши объяснения, за проделанную с душой работу! За всем этим чувствуется огромная любовь к Богу и к нам грешным! Храни Вас Господь!
Не согласна, что хор мешает восприятию чтения, мое ощущение, так усиливает сказанное. Голос убедительный, приятный. Год хожу в православную школу, ходить в храм делала несколько попыток, так надеюсь, что и мое время пришло.
Слушая литургию, очень помогает держать текст священного писания перед глазами.
Большое Вам спасибо, всем кто принимал участие в этой работе. Храни Вас Господь! И дай Бог Вам сил в Вашем нелегком служении! Для меня стало все так понятно в литургии, я недавно стала посещать Богослужения. Ваш труд неоценим для всех, кто только приходит к Богу!
Божественная Литургия – слушать – mp3
Воскресенский собор Сретенского монастыря
Дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!
Если по каким-либо причинам Вы не можете посетить Храм в Воскресный день, то Вы можете прослушать ниже размещенную аудиозапись Божественной Литургии, которая была совершена в московском Сретенском монастыре.
Божественная литургия – самое главное Богослужение, на котором совершается Таинство Евхаристии, где приносит Себя в жертву за всех нас Сам Иисус Христос, невидимо присутствующий в Храме – среди молящихся.
Эту аудиозапись Вы можете слушать не только в воскресенье, но и в любой другой день и в любое время. И вся стремительная суета современной жизни уйдет на второй план, а на душе станет тихо, спокойно и благодатно!
РАЗЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
Божественная литургия — вершина и центр православного богослужения. Во время литургии совершается Таинство Евхаристии — соединение верных со Христом через причащение под видом хлеба и вина Святых и Животворящих Тела и Крови Спасителя. В этом соединении — основа и смысл жизни всех верных, составляющих Единое Тело Христово — Церковь.
Первая часть литургии — проскомидия, или приношение, — обычно совершается при чтении третьего и шестого часов, тайно, в алтаре — как таинственны и неведомы для многих были великие события, воспоминаемые на ней.
Рождество Господа нашего Иисуса Христа
На проскомидии священник молится о соделании его достойным великого священнодействия и приготовляет хлеб и вино для будущего Таинства, причем в символических действиях и словах молитвы воспоминаются два важнейших события — Воплощение (Рождество) Бога Слова и принесение Им Себя в Жертву на Кресте для спасения людей. Также поминается вся Церковь земная и Небесная: от Божией Матери и святых угодников Божиих до всех ныне живущих и усопших православных христиан, молясь за которых священник вынимает частички из просфор — особых богослужебных хлебов. В конце литургии, после причастия, эти частички будут погружены в Чашу со Святой Кровью Господней как ходатайство о прощении и спасении поминаемых людей. Это ходатайство имеет для живых и усопших большую силу и значение.
Вторая часть литургии — литургия оглашенных (так называются готовящиеся к принятию Крещения, а также кающиеся, за особые проступки не допускаемые до причащения в целях более действенного покаяния) — начинается возгласом прославления Царства Пресвятой Троицы и великой ектенией. Затем следует пение двух антифонов (в воскресенье — псалмов 102-го и 145-го, изображающих благодеяния Божии людям и научающих возлагать надежды прежде всего на Бога), исполняемых двумя хорами попеременно, и песни «Единородный Сыне…», в которой мы исповедуем Воплощение Спасителя и совершенное Им Искупление. После малой ектении поются так называемые «Блаженства» — высокие заповеди, которые оставил Спаситель Своим ученикам, обещая за их искреннее, во всей глубине сердечной исполнение духовные и земные блага. В великие праздники воскресные антифоны и «Блаженства» заменяются особыми, праздничными, антифонами, а в будни — псалмами с особыми припевами.
Явление Христа Народу. Свидетельство о Нем Иоанна Предтечи
Во время пения «Блаженств» совершается Малый вход священнослужителей с Евангелием, знаменующий явление Спасителя в мир для проповеди и совершения Искупления рода человеческого. Свеча, предносимая Евангелию, символизирует как свет Христова учения, так и предшественника Христа, святого Пророка и Крестителя Иоанна, приготовлявшего людей к принятию Мессии. Священник во время Малого входа молится, чтобы святые Ангелы были участниками и сослужителями совершающейся божественной службы.
После Малого входа следует пение тропарей, посвященных празднику или событиям и святым, которым посвящен храм, а также «Трисвятого» (в некоторые великие праздники — и иного песнопения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа»).
Богослужение продолжается чтением отрывков из апостольских Посланий или Деяний святых апостолов, а затем из Евангелия, что символизирует проповедь апостолов и Самого Иисуса Христа. Слушать Евангелие нужно с особым вниманием, как бы Самого Господа, наставляющего нас. Чтения из Священного Писания могут относиться к празднику или быть «рядовыми», то есть следующими в Священном Писании одно за другим и читаемыми подряд, по одному каждый день.
Проповедь Иисуса Христа
Литургия оглашенных завершается ектениями: сугубой, в которой звучит молитва Церкви о многочисленных нуждах живых (во время нее священник тайно читает молитву прилежного моления, в которой просит о ниспослании щедрых благодеяний Божиих всем верным); заупокойной, где испрашивается прощение грехов и Жизнь Вечная усопшим; об оглашенных, являющейся прошением о просвещении Крещением готовящихся к этому великому Таинству. В древности после последней ектении оглашенные выходили из храма. Теперь, слыша призыв диакона: «Оглашеннии, изыдите!» — мы должны думать, достойно ли мы носим звание верных, достойны ли мы присутствовать на повторяемой ради нас Тайной вечере Спасителя, и должны молиться о прощении своих грехов.
Третья часть литургии — литургия верных, на которой в древности могли присутствовать лишь крещеные и сохраняющие своей жизнью благодатные дары Крещения, — начинается двумя краткими ектениями.
Затем следует Великий вход, установленный Церковью для перенесения Честных Даров с жертвенника на престол для их освящения. Во время пения Херувимской песни мы призываемся отложить всякие земные заботы: «Херувимы тайно образующе…», то есть таинственно изображая (собой) Херувимов, достойно почтить Царя всех Христа внимательной молитвой и достойным принятием Святых Даров. Священнослужители выходят с Честными Дарами из боковых дверей в предшествии свещеносца с возжженной свечой. Честные Дары при этом изображают Самого Христа, Царя славы. Все предстоящие в храме преклоняют головы и молятся про себя словами разбойника, распятого на кресте: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», тем самым прося священнослужителей вспомнить о них при возношении Даров, приносимых ими в Бескровную Жертву. После поминовения правящего архиерея, всего священнического и монашеского чина, причта церковного и всех православных христиан и благословения предстоящего народа священнослужители входят через Царские врата в алтарь. Молящиеся в это время должны вознести свои молитвы за служащих и за себя. Священнодействие напоминает нам вход Господа в Иерусалим, а также крестный путь Иисуса Христа к месту Его распятия и погребение Его святыми праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом.
Вход Господень в Иерусалим
После просительной ектении и пения всеми верующими Символа веры начинается самая важная часть литургии — Евхаристический канон, во время которого непостижимым образом, таинственно происходит преложение (претворение благодатью Святого Духа) хлеба и вина в Святые Тело и Кровь Спасителя. Читая тайно евхаристическую молитву, прославляя благодеяния и бесконечную любовь Божию к человеку и воспоминая Тайную вечерю, священник произносит вслух слова Спасителя, сказанные Им при установлении Таинства Причащения: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» и: «Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов» (См. Мф. 26:26-28. Лк. 22:19-20. 1 Кор. 11:24).
Благословение Спасителем хлеба и вина на Тайной вечери
Это служит напоминанием нам, что мы реально присутствуем на повторяемой ради нас Тайной вечере, что нас, как две тысячи лет назад святых апостолов, Спаситель призывает к единению с Ним.
Освящение Святых Даров
Святейшие минуты Евхаристического канона — молитвенное призывание Святого Духа и по благословении Святых Даров преложение их — наступают после возгласа священника: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся» — и сопровождаются пением: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молим Ти ся, Боже наш». В эти минуты в алтаре совершается по действию Духа Святого то же преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, которое совершил Спаситель на Тайной вечере, благословив хлеб и вино.
Евхаристический канон продолжается прославлением Божией Матери в песни «Достойно есть», дарованной нам, по церковному преданию, Ангелом, и молитвой священника за всех членов Церкви. После канона следует просительная ектения и пение всеми верующими молитвы Господней «Отче наш» — этого образца молитвы, объемлющей все главные, духовные и житейские, нужды человека. Этой молитвой мы еще раз призываемся к любви, необходимой участникам единой Трапезы Отца Небесного, и к прощению ближнего, чтобы простились и наши грехи.
Диакон возглашает: «Вонмем» (т. е. будем внимательны), и по возгласе священника: «Святая святым», указывающем на необходимость чистоты для приступающих к пречистому Таинству (причем хор со страхом смиренно отвечает: «Един свят, Един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца, аминь», а миряне делают земной поклон), и закрытии алтарной завесы поется причастный стих. После него для приступающих к Таинству обычно читаются молитвы ко Святому Причащению, дабы в последние минуты перед причащением ум и сердце не рассеивались.
Причащение священнослужителей в алтаре
В это время священнослужители причащаются в алтаре, совершая это во образ причащения апостолов на Тайной вечере: священник причащается сам и преподает Святые Тайны диакону. По причащении же священнослужители, благодаря, молятся: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О Мудросте и Слове Божий и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего».
Первое явление Святых Даров
После причащения священнослужителей открываются Царские врата — как когда-то открылся гроб Спасителя — и выносится Святая Чаша для причащения мирян. Это первое явление Святых Даров напоминает нам первое явление Иисуса Христа по Воскресении, бывшее святой Марии Магдалине.
Первое явление Воскресшего Христа
Диакон возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите», а хор поет: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам», ибо Святые Дары — Сам Христос, являющийся для единения с верными. Все присутствующие в храме совершают земной поклон перед приходящим и вездесущим Богом. Повторяя за священником слова молитвы перед причащением, мы исповедуем свою веру во Христа и божественную силу Святых Даров: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго… Еще верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое и сия есть самая Честная Кровь Твоя…» — и молимся о прощении прегрешений и неосужденном причащении Святых Тайн.
Установление Таинства Святого Причащения
Приступающие к Причастию складывают на груди крестообразно руки в знак веры во спасение нас Распятым Христом. Со страхом, чувством своего недостоинства и смирением, с верой в спасительность Таинства, назвав свое имя, они принимают в уста Пречистые Тайны и осторожно целуют край Святой Чаши. Хор во время причащения поет: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите». После причащения нужно стараться хранить себя от всякого греховного и памятовать о великом и страшном Таинстве, милосердии и любви Божией к нам, грешным.
Последний вынос Святых Даров
По причащении мирян священник опускает в Святую Чашу все частицы, которые были вынуты из просфор, прося Господа омыть Своею Кровью грехи всех поминавшихся на литургии, затем тихо произносит: «Благословен Бог наш» — и в последний раз выносит Святую Чашу и со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков» благословляет Святыми Дарами верующих, причем мы на это отвечаем земным поклоном являющемуся нам в Святых Дарах Господу. Причастники делают поясной поклон. Благословение верующих Святой Чашей и ее перенесение с престола на жертвенник знаменует последнее явление Господа ученикам и Его Вознесение на Небо. Также оно напоминает нам обещание Спасителя пребывать в Своей Церкви с верующими во вся дни до скончания века (Мф. 28:20).
Последнее явление Христа перед Вознесением
Священник возглашает: «С миром изыдем», а хор отвечает от лица всех молящихся: «О имени Господни», то есть с именем Божиим в душе, с миром Христовым в мыслях и сердце.
За этим следует благодарственная ектения и так называемая «заамвонная молитва» (читаемая священником перед амвоном), в которой испрашивается благословение верующих и их освящение, сохранение Церкви, дарование мира миру. После этого хор трижды поет: «Буди имя Господне благословено отныне и до века». Затем священник произносит отпуст (заключительную молитву службы), а хор поет многолетие, и верные, приложившись ко святому кресту (а причастники еще и прослушав молитвы после Святого Причащения), выходят из храма, благодаря Бога и стараясь сохранить в своей душе полученное за богослужением благодатное просвещение.
Из книги «Всенощное бдение. Божественная литургия. Таинства Церкви» издательства Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Передать записки в Храм на церковную молитву >>
Всенощное бдение
Всенощное бдение. Хор Московского Сретенского монастыря
Избранные песнопения в исполнении хора Московского Сретенского монастыря.
Степенны — Хор Новокузнецкого православного духовного училища
Степе́нны – часть торжественной полиелейной утрени. Степенны являются подражаниями 15-ти так называемых степенных псалмов 18-ой кафизмы (119–133 псалмы).
Октоих: каноны утрени и полунощницы
Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня седмичного круга. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование.
Осмогласие. Краткое учебное пособие (трехголосие)
Образцы напевов осмогласия в исполнении учащихся регентской школы при Курской православной духовной семинарии. Диск является приложением к краткому учебному пособию “Осмогласие” М. Сидоровой.
Всенощное бдение с разъяснением
Всенощное бдение (или Всенощная) — соединение трех служб (великой вечерни, утрени и первого часа). Древний обычай совершать Всенощное бдение основан на примере Спасителя и св. Апостолов.
Шестопсалмие
Шестопсалмие — это основа первой части утрени. Оно включает шесть избранных псалмов царя Давида: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.
Школа церковного пения. Осмогласие
Пособие для практического обучения церковному пению для смешанного четырехголосного хора.
Осмогласие
Пение мужского хора Минской Духовной семинарии под управлением протодиакона Андрея Скробота, 2003 год.
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
В помыслах самохваления – надо смотреть свои грехи и помнить, что без помощи Божией мы ничего доброго и полезного не сделаем, наши одни только немощи и грехи.
Враг наш невидимый сам же вложит мысль греховную в душу человека, да тут же и запишет ее, как его собственную, дабы впоследствии на Страшном Суде Божием обвинить человека.
Открывайте все свои помыслы, особенно те, которые долго вас не будут оставлять.
Оптинские
праздники
ноябрь ← →
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
Аудио-трансляция богослужений
в монастыре Оптина пустынь
Ежедневно из Казанского храма монастыря Оптина пустынь ведется онлайн аудио‑трансляция проходящих богослужений:
по утрам с 6:30 (в Воскресенье — с 5:30),
и по вечерам с 16:45.
Прослушать аудио‑трансляцию можно несколькими способами:
1) Непосредственно на сайте, в верхней части экрана правее от кнопок соцсетей необходимо нажать на зеленую стрелочку.
2) Если вы хотите воспользоваться сторонними программами‑проигрывателями, такими как iTunes, RealPlayer, Windows Media, Winamp, KMPlayer или VLC, то вам нужно скачать ниже соответствующий плейлист‑файл, содержащий необходимую для аудио‑трансляции ссылку.
3) Если ни один из этих способов вам не подходит, то вы можете переключиться на аудио‑поток напрямую по данной ссылке.
Помимо интернет-вещания, богослужение можно слушать в радиусе 10 км от монастыря по обычному радио на волне 100 FM.