слуховая наглядность в музыкальном обучении детей это
Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.
Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально-эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В этом сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность.
Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения.
Методы воспитания многообразны. Они зависят от конкретных учебных задач, от характера различных видов музыкальной деятельности, обстановки и т. д.
Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний.
Естественно, что первым источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале работа с детьми идет преимущественно по накоплению опыта слушания музыки. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период.
Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.
Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, потому что вне ее, вне упражнений не могут быть, например, выработаны умения и навыки в пении, ритмике. Только практическая деятельность содействует всестороннему развитию ребенка, воспитывает адекватное отношение к общественным явлениям, позволяет проявить инициативу, сознательность и активность.
Итак, при выборе методов музыкального воспитания мы следуем от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.
В методике музыкального воспитания детей опираются на ту же классификацию методов, которые выделяют в дошкольной педагогике.
В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста применяют три взаимосвязанных метода работы:
3. Метод практической деятельности.
Каждый метод включает в себя систему различных приемов, зависящих от его специфики. Выбор тех или иных методических приемов обучения определяется конкретными задачами данного музыкального занятия, сложностью музыкального материала, этапом обучения и уровнем общего развития детей.
Подбирая для обучения детей различные методические приемы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами:
— обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения;
— учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность;
— учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
В методике музыкального воспитания методы имеют свою специфику.
1.Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.
Наглядный метод включает следующие компоненты:
— Слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание музыки ребенком, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально-ритмических движений.
— Тактильную наглядность — непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания.
— Зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой. К зрительной наглядности относятся: показ певческих приемов, движений в плясках, играх, упражнениях; использование большого спектра наглядных средств: картин художников, портретов, игрушек, предметов искусства, музыкальных инструментов, моделей, слайдов, фрагментов видеофильмов и т. д., относящихся к данному музыкальному произведению.
Таким образом, наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.
Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО—основное содержание этого метола.
Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т. д.
Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Она применяется далеко не всегда, а лишь при необходимости, в зависимости от возраста детей (в младших группах ее применение более оправданно), наличия программности и изобразительности в музыкальном образе.
Словесный метод включает в себя следующие приемы:
1.Объяснение. Оно используется, когда предлагается новое произведение для слушания, игры, пляски, упражнения. Объяснение должно быть четким, кратким; дается повторно на первом этапе усвоения детьми музыкального материала и заданий.
Объяснение в виде образного рассказа используется перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением сюжетных музыкальных игр. Образный рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому пониманию содержания произведения, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает воображение. Образный рассказ должен точно следовать сюжетной фабуле музыкального произведения.
Пример образного рассказа к сюжетной игре «Зайцы и медведь» (русская народная мелодия «Заинька», «Медведь», музыка Е. Тиличеевой):
«Зимнее утро в лесу. На полянке бегают, кружатся, прыжками согревают себя зайчики. До того разыгрались, что разбудили медведя, который спал в своей берлоге. Пошел он посмотреть, кто же спать ему мешает?! Увидали зайцы медведя и разбежались, под кустами попрятались. Ушел медведь. Зайцы опять выбежали на полянку и стали прыгать».
2.Пояснения. Они даются при показе движений игр, плясок, упражнений и различных певческих приемов в ходе занятия в четкой и краткой форме.
Нечеткость пояснений часто приводит к непониманию задания и плохому качеству исполнения. Пояснение должно быть тесно связано с показом. Педагог приучает детей выслушивать пояснение до конца. Например, если дети вслед за педагогом начинают повторять движения при их разучивании, он говорит: «Не делайте движений, послушайте внимательно и посмотрите, как их надо выполнять». Если нужно пояснить, как, например, в песне «Котя, котенька, коток» петь более длинные ноты, педагог говорит: «Давайте послушаем себя, все ли спели протяжно последнюю ноту, долго ли ее тянули, чтобы котик услышал».
3.Указания. Даются во время выполнения детьми игр, плясок и упражнений. Например: «Кружиться надо через правое плечо, оттягивайте носочки» и т. д. Указания помогают ребенку понять, как надо выполнять те или иные движения, уточняют способ выполнения действий.
4.Поэтическое слово. Чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй.
Например, перед исполнением фортепианной пьесы «Жаворонок» П.И. Чайковского рекомендуется прочитать детям четверостишие В.А. Жуковского:
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Иногда перед слушанием новой песни педагогу целесообразно прочитать детям ее текст.
6. Вопросы. Беседа с детьми строится в форме вопросов и ответов.
7.Замечания. Обращены к сознанию ребенка, который в силу каких-либо причин отвлекся от процесса выполнения заданий. Замечания должны быть строгими, но в то же время корректными.
3. Практический метод. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений.
Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой). На основе процесса подражания ребенок усваивает всё, а потом это переходит в навык.
Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов — наглядный, словесный и практический — должен применяться с нарастанием проблемности и: от прямого воздействия (объяснительно- иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).
В каждом виде музыкальной деятельности используем 3 этапа обучения:
Первый этап обычно охватывает одно или два занятия.
На первом этане работы над произведением ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы (беседа о характере музыки).
В процессе обучения на этом этапе используются такие методические приемы, как слушание музыки, объяснение, исполнение песен и музыкально-ритмических движений в качестве образца, показ отдельных певческих приемов и способов выполнения движений, образное и поэтическое слово, беседа с детьми при помощи вопросов и ответов.
Задачами этого этапа являются: создание радостной атмосферы для углубленного восприятия музыки, упражнения детей в слуховом внимании, самоконтроле, координации голоса и слуха в пении, слуха и характера движений в играх, плясках. В процессе этого этапа выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения заданий. Этап формирования умений продолжается длительное время. Например, некоторые песни дети могут спеть самостоятельно, выразительно только на 9-12-е занятие.
На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнительства, возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения (в том числе и вариативного) в сочетании с другими методами—наглядным, словесным.
Задачи этого этапа: эмоционально-выразительное исполнение заданий, развитие самостоятельности, творческой активности. На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкрепляется двигательным. Автоматизируется способ выполнения того или иного задания; в то же время ребенок сознательно решает поставленную перед ним задачу и, опираясь на приобретенный навык, проявляет посильную творческую активность.
Педагог работает над совершенствованием исполнения детьми песен и музыкально-ритмических движений, продолжает воспитывать способность воспринимать музыку разных жанров. На данном этапе педагог использует варианты игры, усложняет и изменяет задания, ставит детей в условия, требующие проявления творческой инициативы, применяя при этом разнообразные методы обучения.
На третьем этапе (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности, творчества. Дети могут варьировать освоенные умения и навыки, применять их по собственному желанию, творчески. На этом этапе очень важна роль наглядно-слухового метода, так как именно звучание музыки побуждает детей к творческим поискам. Образное слово также стимулирует их.
Таким образом, методы музыкального воспитания дополняют друг друга. Творческое, развивающее воспитание и обучение предполагает вариативность их применения.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.
Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.
Характеристика методов и приемов музыкального воспитания.
Методы музыкального воспитания детей
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Методы музыкального
воспитания детей
Описание слайда:
Наглядный, словесный, практический методы. Проблемные методы. Развивающий характер обучения.
Специфика методов и приемов музыкального воспитания и обучения детей. Нарастание проблемности в обучении детей.
Роль самостоятельности в выполнении проблемных заданий. Разновидности наглядного метода в музыкальном воспитании. Наглядно-слуховой метод как ведущий метод музыкального воспитания.
Значение метода упражнений. Вспомогательное значение наглядно-зрительного метода. Сочетание зрительной и слуховой наглядности. Универсальный характер словесного метода. Применение его в музыкальном воспитании. Роль беседы, рассказа, пояснения, разъяснения. Использование практических методов в музыкальном воспитании. Показ педагогом исполнительских приемов в каждом виде музыкальной деятельности.
Метод поисковых ситуаций в развитии творческих способностей дошкольника.
Вопросы по теме
Описание слайда:
В современной педагогике
понимание методов воспитания и обучения.
Рассматриваются как способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и детей, направленные на решение задач образования, воспитания и развития детей.
Наиболее распространенной в педагогике и устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, то есть деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний.
Описание слайда:
Известные дидакты И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили свою классификацию методов:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
проблемного изложения,
эвристический (частично поисковый),
исследовательский.
Описание слайда:
Близкая по содержанию классификация педагогических методов обучения детей дошкольного возраста предложена А. В. Запорожцем и Т. А. Марковой. Ими выделяются методы:
прямого воздействия,
опосредованного педагогического воздействия и
проблемного воспитания и обучения.
Описание слайда:
методы эстетического воспитания и
художественного обучения детей по Натальи Алексеевны Ветлугиной
побуждение к сопереживанию;
Убеждение;
приучение, упражнение
поисковые ситуации.
Описание слайда:
Описание слайда:
Значение метода уподоблений характеру музыки
способствует формированию у ребенка эмоционально-осознанного восприятия, побуждает ребенка к активности (прежде всего, двигательной), помогает ему, следуя за развитием музыкального образа, выразить свое отношение, по-своему выразить те чувства и впечатления, которые вызывает музыка в каждый момент ее звучания, следовательно, формированию основ музыкальной культуры детей.
Описание слайда:
Значение игровых методов
эти методы особенно важны, так как приобщение детей к ценностям музыкальной культуры несовместимо с натаскиванием, муштрой, окриком.
Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку, интерес к ней, воспитать положительное эмоционально-оценочное отношение можно только собственной увлеченностью музыкой
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Наглядный метод
В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности; наглядно-слуховой (исполнение музыки) и наглядно-зрительный (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий).
Словесный метод
Объяснение. Пояснения. Указания. Поэтическое слово. Беседа. Вопросы. Замечания
Метод практической деятельности
Метод поисковой ситуации
Метод переключения.
Метод анализа и оценки
Описание слайда:
Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением.
Если произведение незнакомо детям, они не могут сразу начать его разучивать.
Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером.
Описание слайда:
Описание слайда:
Младшая группа
Используется словесный метод, педагог чаще всего применяет объяснение
Описание слайда:
Средняя группа
Широко
применяется
словесный метод и
слуховая наглядность
Старшая и подготовительные группы
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Методы и приемы музыкального воспитания дошкольников
Н.И.Режаметова
Описание слайда:
Задачи и содержание музыкального воспитания определяют выбор методов и методических приемов обучения. Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний. Естественно, что первым источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале работа с детьми идет преимущественно по накоплению опыта слушания музыки. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период.
Описание слайда:
Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.
Описание слайда:
Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, потому что вне ее, вне упражнений не могут быть, например, выработаны умения и навыки в пении, ритмике. Только практическая деятельность содействует всестороннему развитию ребенка, воспитывает адекватное отношение к общественным явлениям, позволяет проявить инициатив.
Описание слайда:
В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста применяют три взаимосвязанных метода работы:
1. Наглядный;
2. Словесный;
3. Метод практической деятельности.
Описание слайда:
Подбирая для обучения детей различные методические приемы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами:
♦ обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения;
♦ учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность;
♦ учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
Описание слайда:
Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта. Наглядный метод включает следующие компоненты:
Описание слайда:
Описание слайда:
Словесный метод обращен к сознанию ребенка, способствует осмысленности, содержательности его деятельности. Слово педагога помогает понять содержание музыкального произведения, пробуждает воображение, способствует проявлению творческой активности. Словесный метод включает в себя следующие приемы:
Описание слайда:
1.Объяснение. Оно используется, когда предлагается новое произведение для слушания, игры, пляски, упражнения. Объяснение должно быть четким, кратким; дается повторно на первом этапе усвоения детьми музыкального материала и заданий. Объяснение в виде образного рассказа используется перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением сюжетных музыкальных игр. Образный рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому пониманию содержания произведения, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает воображение. Образный рассказ должен точно следовать сюжетной фабуле музыкального произведения.
Описание слайда:
2.Пояснения. Они даются при показе движений игр, плясок, упражнений и различных певческих приемов в ходе занятия в четкой и краткой форме. Нечеткость пояснений часто приводит к непониманию задания и плохому качеству исполнения. Пояснение должно быть тесно связано с показом. Педагог приучает детей выслушивать пояснение до конца. Например, если дети вслед за педагогом начинают повторять движения при их разучивании, он говорит: «Не делайте движений, послушайте внимательно и посмотрите, как их надо выполнять». Если нужно пояснить, как, например, в песне «Котя, котенька, коток» петь более длинные ноты, педагог говорит: «Давайте послушаем себя, все ли спели протяжно последнюю ноту, долго ли ее тянули, чтобы котик услышал».
Описание слайда:
Указания. Даются во время выполнения детьми игр, плясок и упражнений. Например: «Кружиться надо через правое плечо, оттягивайте носочки» и т. д. Указания помогают ребенку понять, как надо выполнять те или иные движения, уточняют способ выполнения действий.
Описание слайда:
Поэтическое слово. Чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувствовать ее образный строй. Например, перед исполнением фортепианной пьесы «Жаворонок» П.И. Чайковского рекомендуется прочитать детям четверостишие В.А. Жуковского:
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий
Описание слайда:
Беседа. Обычно проводится с детьми после слушания музыки, реже перед слушанием, когда надо конкретизировать содержание произведения. В процессе беседы дети делятся своими впечатлениями от произведения, высказывают свое отношение к его образам, дают им элементарную оценку. Беседы с детьми не должны быть длительными, а наоборот, отличаться лаконичностью и конкретностью.
Описание слайда:
Описание слайда:
Замечания. Обращены к сознанию ребенка, который в силу каких-либо причин отвлекся от процесса выполнения заданий. Замечания должны быть строгими, но в то же время корректными.
Описание слайда:
Метод практической деятельности. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обучение в виде систематических упражнений. В пении и в музыкально-ритмических движениях необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились исполнять задание предельно выразительно. Обучая детей, следует постепенно усложнять задания в соответствии с их возрастным развитием, однако не перескакивать через усвоение навыков, определенных программой воспитания. В затруднительных случаях
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Характеристика методов и приёмов,используемых при работе на уроках музыки
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Характеристика методов и приемов, используемых при работе на уроках музыки
Для характеристики методов музыкального воспитания подходят одновременно две классификации, объединив их: наглядный, словесный и практический методы в сочетании с проблемными. Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов — наглядный, словесный и практический — должен применяться с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности). В младшем школьном возрасте доля проблемных заданий, которые ребята выполняют самостоятельно, возрастает. Однако, дети должны накапливать на посильном для них материале опыт самостоятельных и творческих действий.
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный.
Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в грамзаписи. Известно, что «живое» исполнение более действенно, грамзапись не в состоянии полностью его заменить. Но в качестве приема применение аудиозаписи может быть эффективно, особенно когда она дается в сравнении с «живым» звучанием произведения.. Например, сопоставление «живого» звучания и аудиозаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Задание усложняется, если дети сравнивают произведения, в меньшей степени контрастные, близкие по настроению, жанровому признаку и т. д. Дети старшего возраста способны различать варианты исполнения педагогом одного и того же произведения.
Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может быть отнесен к приемам. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки и т.д.) применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить их фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы, познакомить с музыкальными инструментами и т.д. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. Приемы зрительной наглядности не всегда носят проблемный характер. Более эффективно их применение в проблемной ситуации (в сочетании с другими методами и приемами). Перед детьми ставится задача выбрать из двух (трех) картин одну, соответствующую по настроению музыкальному произведению, или сравнить с картиной два (три) музыкальных произведения и выбрать наиболее близкое ей по образному содержанию, выразительным средствам, подобрать и выложить на панно цветные карточки (темные или светлые), соответствующие по настроению музыке, и т.д.
Словесный метод в педагогике имеет универсальный характер. В музыкальном воспитании он также незаменим. Педагог организует внимание детей, передает им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняет музыкальные произведения, которые они слушают, учит самостоятельно применять освоенные исполнительские и творческие умения и навыки. C помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение—таковы разновидности этого метода и в музыкальном воспитании. Развитие образной речи детей на уроках музыки предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки, или может звучать несколько стихотворений в сравнении уже знакомых и новых. Этот прием уместен после неоднократного прослушивания произведения, когда дети прочувствовали характер музыки. Словесный метод не всегда носит характер проблемности (разъяснение, пояснение, рассказ), но может быть в той или иной степени проблемным, если побуждать детей к сравнениям, выражениям предпочтений, самостоятельным высказываниям (о характере музыки, жанровой принадлежности музыкального произведения, связи характера музыки со средствами музыкальной выразительности, с помощью которых он создан, и т. д.).
Практический метод в музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой). В каждом виде исполнительства дошкольники осваивают определенные навыки и умения, которые позволяют им успешно проявлять себя в самостоятельной и творческой деятельности. Применяя приемы, специфические для каждого вида исполнительства, педагог помогает детям приобретать опыт музыкальной деятельности, осваивать различные виды исполнительства. При обучении пению с помощью практического метода (в сочетании со словесным и наглядным) мы показываем детям приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования. Выразительный показ музыкально-ритмических движений имеет важное значение для освоения их детьми. Практический метод приобретает характер проблемности, если показать не один вариант выполнения действий, а два или несколько. В такой проблемной ситуации дети должны, например, выбрать из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки, или принять все возможные варианты.
Но нужно стараться применять не только научно обоснованных формы и методы работы, соответствующих возрасту детей и учитывающих их психофизиологические особенности, но и конкретные принципы развития высоко нравственной личности.
Принцип позитивизма . Предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах и одновременное использование в работе с младшими школьниками трех подходов: запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, но можно их нюхать, любоваться ими; жуков собирать нельзя, но можно наблюдать за ними) и рекомендательных (поливать растения на клумбе, вешать кормушки на деревьях и т.п.).
Принцип проблемности . Предполагает создание проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций является элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение.
Принцип системности . Заключается в одновременном получении знаний о происходящих в природе процессах и формировании таких нравственных качеств, как сострадание, доброта, милосердие.
Принцип последовательности . Связан с принципами системности и проблемности. Занятия должны проводиться в определенной логической последовательности. Этот принцип отражается также в системе последовательного развертывания знаний — от простого к более сложному.