сложность обучения в 10 классе

Подросток в 10 классе подводные камни обучения

Поступление в 10 класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В это период у подростков неизбежно возникают новые трудности – в учебе, в отношениях со сверстниками и родителями.
Ранняя юность – период от 13-14 до 16-17 лет – время реального перехода к настоящей взрослости. У юношей и девушек уже очень мало чисто детских черт, но и взрослыми их не назовешь, так как многое еще сохранилось от детства. На период ранней юности приходится становление нравственного самосознания, социальных установок, мировоззрения; близость к завершению школы требует профессионального самоопределения. Старшие школьники уже интеллектуально зрелые люди, но психически, да и физически тоже, они далеки от полной взрослости. Кроме того, не следует забывать, что ранний юношеский возраст – это пора первой любви, и далеко не всегда наши уже совсем большие дети думают в это время исключительно об учебе.
Итак, ваш любимый подросток перешел в 10 класс. Какие трудности могут подстерегать родителей в первые месяцы учебы?

1. Сложности в учебе.
В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Как правило, слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, сложность изучаемого материала возрастает. Поэтому родители должны быть готовы к тому, что ребенок, бывший ранее отличником, может «скатиться» на четверки или даже тройки.
Особенно часто это случается в тех случаях, когда ребенок поступает в другое учебное заведение, тем более в «профильное», с более сложной программой – там критерии оценки знаний иные, чем в родной школе. Главное – не огульно ругать подростка, а попробовать разобраться. Плохие оценки и упреки дома могут не только существенно снизить самооценку подростка, но и привести к изменениям в поведении – ребенок может стать замкнутым, мрачным, отдалится от родителей.
Кроме того, после напряженного выбора в девятом классе и лихорадки выпускных экзаменов у школьников часто наблюдается вполне естественное желание «отдохнуть после трудов». Десятый класс многие из них рассматривают как передышку перед сложным одиннадцатым. В этом дети совершенно правы. Однако не следует забывать, что именно в десятом классе есть необходимое время для определения будущей профессии и, соответственно, для углубленного изучения тех предметов, которые даются сложнее. В выпускном классе на это может просто не остаться времени.
Что можно сделать в данном случае?
Прежде всего, необходимо выяснить, с какими именно трудностями столкнулся школьник, какие предметы сложнее всего ему даются, и помочь справиться с возросшей учебной нагрузкой. Следует объяснить ребенку, что плохие оценки – это результат изменения критериев оценки учителя, и если раньше он получал за сочинения отличные оценки, а теперь – только тройки, то это результат изменившихся требований учителей.
Вместе с ребенком надо проанализировать замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости. Возможно, для этого потребуются дополнительные консультации учителей, и лучше, чтобы их получил школьник, а не родители. Затем нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с новыми правилами.
Не следует ругать ребенка, бывшего прежде отличником, за то, что он «съехал». Поверьте, ему и так тяжело. Необдуманными замечаниями и чрезмерными нотациями можно оттолкнуть от себя сына или дочь, а также существенно снизить самооценку подростка (в этом возрасте от самооценки зависит если не все, то очень многое). Не рассматривайте плохие оценки, как трагедию. Кроме того, учитывайте и здоровье школьника.

2. Следующая проблема, с которой может столкнуться десятиклассник – это взаимоотношения в коллективе. Как правило, десятые классы делаются сборными, часто дети приходят из других школ. Первые месяцы обучения становятся не только периодом адаптации к новым условиям, но и временем обретения статуса среди сверстников.
Чем могут помочь в данном случае родители?
Не следует вмешиваться в отношения ребенка с одноклассниками без крайней на то необходимости. В противном случае вы рискуете зарекомендовать свое чадо «маменькиным сынком». Пятнадцатилетний подросток должен научиться выстраивать отношения сам.
Если ребенка не приняли в коллектив, нужно оказать ему психологическую поддержку дома. Как можно чаще указывайте ребенку на его реальные достоинства (именно реальные, а не выдуманные) и реальные недостатки. Ни в коем случае не следует захваливать и занижать требования. Четкая, разумная политика поможет подростку в формировании адекватной самооценки. Успешные межличностные отношения во многом зависят от самооценки ребенка. Человек, который реально оценивает свои силы и возможности, который понимает, что люди –разные и не обязаны подстраиваться только под его требования, более успешен, чем тот, кто либо всех боится, либо напротив считает себя образцом поведения.

Надеемся, что вам, дорогие родители, помогут эти советы. И помните: от вашего спокойствия зависит душевное спокойствие ваших детей.

Если у вас возникнут вопросы или желание получить психологическую помощь, вы можете обратиться в скайп a-chinuchina или написать мне через ВКонтакт: https://vk.com/id47925164

Список использованной литературы:

1. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Е.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. / Под.ред. Е.Г.Трошихиной. – СПб.: Речь, 2003.
2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы (2-е изд) / Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
3. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн.для учителя. – М.:Просвещение, 1989.
4. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность – диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2006.
5. Немов Р.С. Психология. Учеб.пособие для студентов высш.уч.заведений. В 3 кн. Кн.2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2000.
7. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.

Источник

Почему важно закрыть пробелы в знаниях в 10 классе?

сложность обучения в 10 классе. Смотреть фото сложность обучения в 10 классе. Смотреть картинку сложность обучения в 10 классе. Картинка про сложность обучения в 10 классе. Фото сложность обучения в 10 классе

Лев Левицкий

Только 17% учеников сдают ЕГЭ на 80+. А ведь именно такой балл нужен, чтобы гарантированно поступить на бюджет в вуз. Если же это престижное направление в ТОПовом вузе, все куда сложнее – нужно сдать ЕГЭ на 90+, желательно также предоставить портфолио, которое принесет дополнительные баллы – то есть, красный аттестат. Но как повысить успеваемость и сдать ЕГЭ почти идеально?

Ответ прост: готовиться нужно с 10 класса. В 10 классе нужно закрыть пробелы по школьной программе и закончить год на отличные оценки. Не стоит сразу кидаться решать всевозможные задания ЕГЭ, потому что их могут поменять уже на следующий год, да и на оттачивание навыков решения теста не нужно больше года. А вот на закрытие «слепых зон» в твоих знаниях времени в 11 классе уже не будет.

Почему в 10 классе так тяжело учиться?

Причин несколько. Во-первых, в 10-м классе школьник уже изрядно вымотан ОГЭ и хочет немного отдохнуть от экзаменационной гонки, поэтому сил и мотивации на текущую учебу уже не остается, а в спину уже дышит ЕГЭ.

Во-вторых, в 10-м классе программа заметно усложняется. «Ленивых» предметов типа ИЗО и технологии уже нет, зато добавляется астрономия, органическая химия, которая намного сложнее неорганической, а также профильные предметы – в большинстве школ они есть и занимают большое количество часов.

В-третьих, на 10-й класс часто выпадают выпускные классы в дополнительных кружках. То же рисование или музыка, если вы ходите на них с начальной школы, отпустят вас как раз к 10-му классу. К выпускным в таких школах тоже нужно готовиться.

В четвертых, в 16-17 лет уже хочется немножко свободы и самостоятельности. Многие ребята начинают подрабатывать, чтобы иметь карманные деньги, и это отнимает достаточно времени.

Как же все успеть? Сначала нужно расставить приоритеты. Если ты не хочешь получать высшее образование, то, наверное, подработка – это хорошая идея. Но если ты хочешь поступить в крутой вуз, то подрабатывать в 10-м классе не стоит, если обстоятельства позволяют. На свои «хотелки» ты сможешь заработать летом перед вузом или даже во время учебы в вузе – в университете это делать намного легче.

Это же касается секций. Если ты не можешь жить без своего хобби, конечно же, нужно закончить обучение. Но если баян тебе не очень нравится и занятия отнимают много времени, не стоит его тратить, даже если родители против. Через месяц-другой они забудут, что ты когда-то на него ходил.

Что на счет отдыха после ОГЭ – это важно! Не нужно сразу же бросаться во все тяжкие. Распредели свою подготовку к ЕГЭ в 10 классе так, чтобы она не выматывала тебя. Оставь больше времени на отдых, потому что через год его будет намного меньше.

Если профильные предметы мешают тебе жить, например, ты хочешь поступить на гуманитарную специальность, но волею судьбы оказался в химико-биологическом классе, возможно, стоит поменять школу на более простую, без профилизации 10-11 класса. Поверь, это освободит массу времени и снимет с тебя большую ответственность, а также поможет получить красный аттестат. Друзья – это важно, но с ними можно видеться не только в школе, и это намного интереснее.

Но, несмотря на все сложности, поступить в вуз мечты все же хочется. Можно ли стать отличником за учебный год? Можно! Мы, учебный центр MAXIMUM, помогаем нашим ученикам добиться наилучших результатов на ЕГЭ и для аттестата. У тебя есть возможность заглянуть за кулисы и увидеть, как они учатся (ведь и ты тоже можешь так же). Присоединяйся к открытым онлайн-урокам, которые выглядят как кусочек нашего основного курса. Это бесплатно, записывайся, не тяни.

Как закрыть быстро закрыть пробелы в знаниях?

Нужно начать с того, что это вполне реально. Поверить в себя и задаться целью повысить успеваемость – уже шаг к тому, чтобы ее исполнить.

Дальше нужно провести диагностику своих знаний. Какие конкретно темы у тебя западают? Попробуй найти в интернете итоговые контрольные по программе с 5 по 10-й класс и решить их. Определи самостоятельно или спроси у учителя, на какую тему было задание, с которым ты не справился.

Дальше нужно распределить время грамотно. Первое, что стоит вписать в свое расписание, это отдых. Нужно выделить не менее часа на физическую активность (прогулки, спорт, йога, танцы и т.д.) и час на общение с семьей или друзьями. Так ты точно не выгоришь на пути к своей цели.

Дальше нужно сосчитать количество проблемных тем и разделить их на оставшиеся до каникул дни. Получившееся число – количество тем, которые тебе нужно проработать за день. Но оставь себе 1 или 2 дня выходных каждую неделю!

Как проработать темы? Можно воспользоваться учебником. Перечитай параграф, сделай с ним карточки, повторяй их ежедневно и решай задания после параграфа.

Составь себе чек-лист, который ты будешь заполнять. За каждый пройденный параграф и решенный блок заданий награждай себя серией любимого сериала или еще чем-нибудь, что ты любишь.

С чего десятикласснику начать подготовку к ЕГЭ?

Начни с глубокой проработки теории. Распечатай кодификатор тем ЕГЭ и двигайся в удобном тебе темпе. Оптимально разбирать одну тему в день. Можно брать тему, выписывать конспект на карточки (можно в электронном виде в Anki или другой программе), затем решать по теме, к примеру, 10-20 заданий разного типа. Пока не стоит тратить деньги на их проверку, поскольку критерии могут поменяться в следующем году. Если ты изучишь всю теорию и научишься идеально решать тестовую часть, подготовиться к заданиям с развернутым ответом за 11-й класс не составит труда.

Почему карточки эффективнее, чем обычный конспект? Потому, что для запоминания информации к ней нужно постоянно возвращаться. А повторять материал по конспекту совсем неудобно, потому что конспект – это цельный текст или набор формул, терминов и правил. А для лучшего запоминания нам нужно делить информацию на «атомы». Один атом – одна формула, один термин, одно правило, одна дата, если это история – то один сюжет (например, ход войны тезисным списком). После подготовки карточек по теме просмотри их: сморишь на вопрос и пытаешься вспомнить ответ. Если не вспоминаешь, кладешь в стопку. Если удалось вспомнить, откладываешь карточку в коробочку «завтра». Если и завтра вспомнишь эту карточку, перекладываешь в коробочку «через 3 дня». Дальше интервалами будет неделя, две недели, месяц, три месяца. Если на одном из этапов ты ошибся, карточка помещается в самый первый отдел и учится снова. За год ты выучишь всю теорию без усилий всего за полчаса в день – просматривай карточки в удобное время, можно несколько раз в день. Автоматизировать процесс помогут программы для интервального повторения.

Теперь-то ты точно знаешь, что стать отличником даже на последних порах школы реально. А если с нашей помощью – повысить успеваемость можно еще быстрее! Присоединяйся к открытым онлайн-урокам, чтобы ощутить себя в роли нашего ученика и принять взвешенное решение об участии в полном курсе. Это ни на что тебя не обязывает. Увидимся на уроке!

Источник

«Тебе лучше в колледж»: почему в 10-м классе рады не всем

сложность обучения в 10 классе. Смотреть фото сложность обучения в 10 классе. Смотреть картинку сложность обучения в 10 классе. Картинка про сложность обучения в 10 классе. Фото сложность обучения в 10 классе

В нормальном мире ученик сам принимает решение, что ему делать после 9-го класса: оставаться в школе ещё на два года или поступать в колледж. Но часто на это решение пытаются повлиять взрослые, по-разному. Например, нашего нового блогера Машу Лобанову уговаривали уйти из школы после ОГЭ.

Это история о неадекватности взрослых, одиночестве и страхе. Будет здорово, если она поможет учителям вспомнить, что дети тоже люди, и что манипулировать — подло.

Мне было 16 лет. Я жила в небольшом городке на севере России, оканчивала 9 класс. Недавно перешла в новую школу, потому что в прошлой мальчик-хулиган не давал преподавателям вести уроки. Отношения с одноклассниками складывались не очень хорошо, но зато у меня появилась подруга, с которой мы проводили вместе всё время в школе и после уроков.

Классная руководительница — хорошая душевная женщина. Поддерживала, разделяла наши проблемы, а когда ругалась — мы понимали, что за дело.

Учительница по математике была строгая, говорила, что в старших классах с такими знаниями по её предмету мне делать нечего. Поэтому весь год я ходила к репетитору по алгебре, чтобы подготовиться к экзамену. В итоге ОГЭ по математике сдала на проходной балл. Для кого-то такие показатели на экзамене — повод для грусти, а для меня — радость. Сдала!

Учителя пугали, что в 10 и 11 классах тяжело учиться, что лучше пойти в колледж (особенно если проблемы с математикой). Но я не знала, какую профессию хочу выбрать, и решила идти в 10 класс. К тому же планировала поступать в университет. Родители поддерживали моё решение.

Получать аттестат я пришла взволнованная и нарядная. Их выдавали за закрытыми дверьми кабинета директора. Заходили дети по одному, там же писали заявления в 10 класс. Директор и классный руководитель с улыбками на лицах вручили мне аттестат и свидетельство о сдаче ОГЭ. Когда дело дошло до написания заявления, моя классная руководительница решительно сказала: «Нет, нет, нет. Какой ещё 10 класс? Ты еле-еле алгебру сдала!».

В этот момент мой мир рухнул. Мне отказали в том, что казалось абсолютно решённым вопросом. А ещё я ощущала огромное одиночество. Ведь буквально на днях я поссорилась с подругой-одноклассницей. Рассказать об этом маме я не могла, боялась осуждения, потому что в нашей семье нет и никогда не было культуры делиться переживаниями. Ещё я ощущала страх, стыд и острое чувство, что меня предали. Помню, как в висках стучало, щёки горели, а ноги колотила дрожь.

Маме я соврала, сказала, что не стала писать заявление. Тогда она пошла к директору и написала его сама. Да, заявление от мамы приняли без вопросов.

Прошло 11 лет. Я окончила школу и поступила в вуз на ту специальность, на которую хотела. Получила два высших образования, одно в области PR и рекламы, второе — педагогическое. Работала в школе 3 года, преподавала журналистику. Поняла, что школьная система — не моё, поэтому ушла в SMM.

Этот случай — одно из самых ужасных воспоминаний о школе. Но время расставляет всё по своим местам.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Десятиклассникам. Как учиться на отлично и все успевать?

10 класс: новый онлайн-курс! Бесплатный курс по Тригонометрии.

Если вы читаете это письмо – вы молодцы. Можете смело отнести себя к 2% Самых Умных И Необыкновенных Старшеклассников!

Потому что обычно школьник, сдав ОГЭ, весь 10-й класс считает возможностью наконец-то отдохнуть от учебы.

На самом деле это, конечно, не так. Не стоит в 10-м классе устраивать себе полный расслабон, а в 11-м аврал, когда времени не хватает даже поспать. Надо постепенно, равномерно осваивать школьные темы. Тогда в 11 классе будет намного проще.

Тригонометрия

Одна из сложных тем 10 класса – тригонометрия. Забирайте полезные материалы с нашего образовательного портала, чтобы разобраться с тригонометрией раз и навсегда!

Тригонометрия проста и логична. Главное – начать с самых основ. Вспомнить, что такое градусы и радианы. Что такое синус и что такое косинус для произвольного угла. Изучайте и делитесь с друзьями!

Почему полный круг составляет 360 градусов? Что такое радиан и как перевести градусы в радианы? Откроем секрет: не каждый преподаватель знает, что такое радиан. А вы будете знать!

Тригонометрический круг: вся тригонометрия на одном рисунке. Тригонометрический круг заменит вам десяток таблиц. Это самая красивая и полезная шпаргалка, какую только можно придумать.

Сколько формул надо выучить? 100? Или больше? На самом деле – меньше тридцати. Их хватит для решения любой задачи ЕГЭ. И первой, и второй части. И все они собраны в одну таблицу.

Таблица + видео. Просто и понятно. Вы сразу поймете, когда функция меняется на кофункцию, когда не меняется, и при чем тут лошадка, которая кивает головой.

И конечно, практика. Решение тригонометрических уравнений.

Онлайн-курс для 10 класса

А вообще в 10-м классе стоит освоить не только задачи 1 части ЕГЭ, но и тригонометрию, планиметрию, стереометрию, простые экономические задачи.

Все это можно сделать на нашем онлайн-курсе для 10 класса. Занятия начнутся в сентябре, а оплатить курс можно уже сейчас.

Потому что сейчас у нас – отличная скидка на курс.

Занятия на курсе для 10 класса будут всего один раз в неделю.

А научиться вы сможете очень многому!

Темы курса:

Текстовые задачи и теория вероятностей. Планиметрия и стереометрия (как Часть 1 ЕГЭ, так и Часть 2). Функции и графики (важнейшая тема, на которую в школе всегда не хватает времени!)

Экономические задачи на кредиты и вклады. Уравнения и неравенства. И даже Методы решения задачи 19 (на числа и их свойства).

Репетиционные ЕГЭ, которые помогут вам понять, в каких темах есть пробелы.

Наш курс поможет вам отлично учиться в школе и осваивать математику. А в 11-м классе вам будет проще подготовиться к ЕГЭ на высокий балл!

Источник

Статья «Возрастные особенности ученика 10 класса»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями.

Как правило, старшеклассники попадают в новый коллектив: они часто переходят в так называемые профильные классы (гуманитарный, математический и др.) или поступают в другие школы. В любом случае школьник оказывается в новом для себя обществе сверстников и учителей. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы родители увидели, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.

Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно вмешиваться во взаимоотношения ребенка со сверстниками, приходить в школу или выяснять отношения с родителями других учеников (исключение составляют только самые крайние случаи, когда у родителей есть основания для серьезных опасений).

В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твердый «четверочник» — неуспевающим.

Особенно часто это случается тогда, когда ребенок по настоянию взрослых поступает в престижное учебное заведение с усложненной программой, где критерии оценки его знаний и способностей иные, чем в «родной» школе. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося, т.е. более низкие, чем он привык получать) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным.

Родители, заметившие, что их ребенок стал более раздражительным (или более мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь ребенку кажется несправедливым, что за сочинения, например, по литературе учащемуся в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или «удовлетворительно».

Нужно вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.

ВОЗРАСТ ЛЮБВИ И. ОТДЫХА ОТ ТРУДОВ

Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом.
Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.

Однако есть и большая опасность — можно, не желая того, позволить ребенку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.

Когда взрослые видят, что ребенок окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается ни учебой, ни помощью по дому, они пытаются воздействовать на него критикой и упреками. Обычно родители «пилят» ребенка примерно так: «Опять ты валяешься на диване и слушаешь это тупое радио! Ты целыми днями ничего не делаешь, тебя ничего не интересует! Придешь из школы и лежишь на диване с плеером или болтаешь по телефону до одури. » и т.д. и т.п.

Сами взрослые понимают, почему и за что они ругают своих детей, — ведь каждый родитель чувствует ответственность за будущее своего ребенка и, конечно, мечтает увидеть его успешным и счастливым в личной и в профессиональной жизни. Если родителям удалось добиться успеха, то они считают свою дорогу удачной, надежной и, к сожалению, единственно правильной. Если же не все в их жизни сложилось удачно, то они начинают бояться, что ребенок «наступит на те же грабли», и постоянно видят что-то опасное в его поведении.

Свои представления о том, как правильно строить жизнь, родители пытаются навязать ребенку. Они часто забывают, что сами, будучи подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения их собственных родителей).

Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.
Хорошо ориентироваться в явлениях, составляющих так называемую молодежную субкультуру, очень важно для ребенка в этом возрасте. Нередко бывает, что родители уже заранее уверены: все, что занимает подростка, — сплошные глупости. Только присмотревшись и, конечно, вспомнив собственные отроческие годы, взрослый может понять, что для уверенности в себе ребенку необходимо знать, чем живут его сверстники.

Если тот стиль в одежде или в макияже, который выбрал ваш ребенок, не нравится вам, ни в коем случае нельзя его ругать, запрещать ему так одеваться или насмехаться над ним. Поговорите, объясните, что вам кажется неподходящим, и предложите, что именно и как изменить.

Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе.

Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: «всегда быть дома в 20 часов и точка». Любое требование должно быть разумным и аргументированным.

В десятом классе школьник должен окончательно определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы. Если принято положительное решение, надо сформулировать конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления, и начать готовиться к экзаменам.

Первый шаг — выбрать конкретное учебное заведение, в котором хочет учиться школьник. Желательно подготовить «запасные варианты», т.е. наметить два-три подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы и экзамены проходят в разное время. При помощи Интернета можно найти координаты этих учебных заведений и ознакомиться с условиями приема.

Если есть такая возможность, то именно в десятом классе необходимо посетить День открытых дверей выбранного высшего учебного заведения. Во-первых, там можно получить наиболее полную информацию, задать все интересующие вопросы и купить справочную литературу. Во-вторых, для школьника очень полезно побывать (желательно не один раз) в том здании, где ему предстоит сдавать экзамены, сориентироваться там, выяснить, как лучше добираться, сколько на это требуется времени. В таком случае внешние факторы не будут для него стрессовыми, ведь он окажется в уже знакомой обстановке.

В одиннадцатом классе также имеет смысл посетить День открытых дверей, так как иногда условия поступления меняются, например добавляются новые экзамены.
Родители и педагоги обычно в состоянии оценить знания ребенка по тому или иному предмету, необходимому для поступления в вуз. По самому «хромающему» из них надо начинать подготовку именно в десятом классе.

Родители могут помочь школьнику познакомиться с содержанием той специальности, которую он выбирает. Для этого надо найти кружок, клуб (в идеальном варианте — организованный при вузе, в котором можно получить выбранную профессию), где старшеклассников знакомят с азами того или иного дела.

Именно в десятом классе такие занятия будут своевременными, ведь у подростка сейчас есть последняя возможность поменять свое решение. В одиннадцатом классе график школьника станет более напряженным, начнется серьезная подготовка к выпускным и вступительным экзаменам.

Заполнив опросник, составленный В.С. Юркевич, родители смогут определить, насколько у их ребенка-старшеклассника развита потребность в познании и понимает ли он необходимость обучения в школе лично для себя. Ответы на вопросы формулируются на основе наблюдений за ребенком.

Определение уровня познавательной потребности

1. Связаны ли интересы старшеклассника (в учебе и во внешкольных занятиях) с выбором будущей профессии?

А. Связаны очень тесно.
Б. Связаны, но поведение ребенка хаотично, он хватается то за одно, то за другое, у него нет четкого плана действий.
В. Никак не связаны.

2. Случается ли, что старшеклассник обращается к серьезным источникам: пользуется научной литературой, словарями?

А. Часто.
Б. Иногда.
В. Никогда.

3. Ставит ли старшеклассник в своей учебной работе задачи, выполнение которых невозможно «за один присест», требует кропотливой работы в течение многих дней?

А. Очень часто.
Б. Бывает, что ставит такие задачи, но редко выполняет их.
В. Не ставит долговременных задач.

4. Занимаясь любимым делом, может ли делать «черную», неинтересную работу (выполнять длительные и скучные вычисления при решении интересной задачи)?

А. Делает такую работу спокойно, в том объеме, в котором это необходимо.
Б. Иногда делает, иногда бросает на полпути.
В. Избегает выполнения такой работы.

5. Может ли старшеклассник заниматься длительное время интеллектуальной работой, иногда даже жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

А. Всегда, когда это необходимо.
Б. Только иногда.
В. Никогда.

Необходимо определить, какие ответы преобладают — «А», «Б» или «В».

Преобладание ответов «А» свидетельствует о развитой и целенаправленной познавательной деятельности. Такой ребенок относится к учебе серьезно и проявляет в ней

самостоятельность. От родителей может потребоваться помощь в поиске справочной литературы и в организации режима дня старшеклассника (некоторые школьники учатся «на износ», что может привести к истощению).

Преобладание ответов «Б» говорит о том, что у старшеклассника развита любознательность и есть интерес к некоторым учебным предметам. Но такой интерес не имеет организованного характера, он хаотичен. У школьника нет понимания того, как в дальнейшем в его жизни могут понадобиться те или иные знания. Родители могут помочь подростку, найдя для него интересный и необычный вид изучения самого привлекательного предмета, например, занимательный учебник или совместные обсуждения увлекательной темы.

Ответы «В» сигнализируют о низком уровне развития познавательной потребности и о нежелании учиться. Конечно, если «покопаться», всегда найдется область знаний или интеллектуальное занятие, которое в какой-то мере интересует старшеклассника. В разговоре с ним надо попытаться выяснить, что именно его интересует, присмотреться к его внешкольным занятиям и помочь найти способ реализовать свою склонность к той или иной деятельности, отнесясь к его интересу с пониманием и предоставив ему возможность действовать самостоятельно, но не отказывая в помощи при необходимости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *