слово синагога означает храм община молитва собрание
Слово синагога означает храм община молитва собрание
Что такое синагога?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Слово синагога греческое (synagoge; от syn – вместе, ago – веду). В еврейском языке ему соответствует слово kenesset (собрание). Место собрания называется beth ha kenesset (дом собрания). В Святом Евангелии и других новозаветных книгах на церковнославянском языке слово синагога переводится как «сонмище» (см.: Мф. 4: 23; 12: 9; Мк. 1: 21)
Ни в Законе Моисея, ни в других ветхозаветных книгах нет указаний о необходимости сооружать особые здания религиозных собраний. Предположение, что синагоги возникли во время вавилонского плена, не находят фактического подтверждения. Самый ранний документ, в котором упоминается синагога, – надпись времен фараона Птолемея III Эвергета (247–221 до Р.Х.). За последние два с половиной века ветхозаветной истории синагоги получают распространение не только в диаспоре, но и в самой Палестине. Особенно много их было в Галилее.
Предписания об устройстве синагог содержатся в галахе (нормативной части иудаизма). Синагоги должны были располагаться так, чтобы стена, противоположная входу, была обращена на Иерусалим, а в Иерусалиме – на храм (после разрушения – на место, где он стоял). Поэтому галилейские синагоги были ориентированы на юг, а в Хевроне – на север. Согласно Талмуду, синагога должна быть самым высоким зданием в городе. Так как в рассеянии евреи это исполнить не могли, то на крышах синагог устанавливали длинные шесты. Таким странным образом выходили из затруднения.
Синагоги предназначались для молитвы, чтения Писания, толкования прочитанного и назидания. Они устраивались в образ скинии и храма, но принципиальное отличие было в том, что там отсутствовал жертвенник. Жертвоприношения не совершались. Поэтому середину прямоугольного помещения занимало возвышение (бима), а на нем – стол или кафедра для чтения свитков Торы. Главную значимость имел шкаф, в котором хранились свитки закона. По аналогии с храмом он назывался арон х(г)а-кодеш (святой ковчег). Место у шкафа считалось самым почетным. Большую часть внутреннего пространства синагоги занимали сиденья.
Синагоги не были делом богоустановленным. В них отсутствовало священство. Должностные лица были из мирян и не имели специальных одежд. Главным лицом был начальник синагоги (по-славянски: архисинагог, старейшина собору, начальник сонмища), который упоминается в Святом Евангелии (см.: Мк. 5: 22, 35–36; Лк. 8: 49). Он руководил советом старейшин. Был еще служитель (см.: Лк. 4: 20) или наблюдатель (евр.: хазан). В его обязанности входило поддержание порядка, открытие и закрытие помещения, возжигание светильников и др.
Религиозная жизнь требует от человека внимания к себе, нравственной чуткости, смирения и чистых намерений. Если этого нет, постепенно наступает отвердение сердца. Неизбежно происходит подмена. Это мы наблюдаем на примере той духовной атмосферы, которая была в сонмищах времен земной жизни Спасителя. В синагоге Назарета Иисус Христос прочел мессианское место из пророка Исайи и дал ему толкование. «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк. 4: 28–29). Когда Господь в субботу в синагоге исцелил сухорукого, фарисеи, «выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его» (Мф. 12: 14). После того как Спаситель освободил согбенную женщину, которую 18 лет мучил сатана, начальник синагоги, негодуя, сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13: 14). Однако человек не находится в полной зависимости от духовных недугов той среды, в которой живет. Начальник синагоги Иаир имел веру в Иисуса и просил исцелить свою дочь: «Приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива» (Мф. 9: 18).
Либеральные авторы, пишущие на тему об отношении христианства к иудаизму, чтобы затушевать сущность проблемы, пытаются представить неприятие иудаизма как вражду к евреям. Это неправда. Ученики Спасителя были в основном евреями. Были евреи и среди святых отцов (например, святитель Епифаний Кипрский). Среди наших новомучеников евреем был архимандрит Неофит (Осипов; 1875–1937), личный секретарь Святейшего Патриарха Тихона. Как исповедник, он решительно отвергал Декларацию митрополита Сергия. Его очень ценили священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) и святитель Афанасий (Сахаров), которые вместе с ним были в ссылке.
Причина здесь религиозная. Это ясно выразил апостол Иоанн Богослов: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2: 22). Тот же апостол был тайнозрителем и получил откровение от Господа: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» (Откр. 2: 8–9).
В средневековом церковном европейском искусстве противопоставление христианства и иудаизма аллегорически представлено в виде двух женских фигур – Церкви и Синагоги. Такими скульптурами оформлен южный портал трансепта (поперечного нефа) собора в Страсбурге (ок. 1230). Женщина, олицетворяющая Церковь, прямо и уверенно держит правой рукой крест, словно опираясь на него. Прямые, ниспадающие до земли складки плаща делают фигуру твердой и устойчивой. Голова увенчана короной. Взгляд устремлен в даль. Синагога прижимает к телу сломанное в нескольких местах копье. Изгиб фигуры повторяет эту ломаную линию. Из левой руки выпадают скрижали. Голова опущена. На глазах повязка – символ духовной слепоты.
Синагоги
Синагоги Греческое слово «синагоге» первоначально обозначало
1. собрание людей; так, например, этим словом названо собрание христиан в послан. Иакова 2
Синагоги, обыкновенно, строились на возвышенном месте на общинные средства, а изредка и на средства отдельных благотворителей ( Лк 7.5 ). В помещении синагоги стояли скамьи, из которых передние были отведены старейшинам и знатным ( Мф 23.6 ). В Александрийской синагоге находились 71 золотой стул по числу членов Синедриона. Перед скамьями стояла кафедра. У передней стены стоял ящик или шкаф, называемый ковчегом, в котором хранились Священные Писания. Этот ковчег помещался в передней части синагоги, всегда обращенной к Иерусалиму, чтобы народ во время богослужения находился лицом к Святому городу. В синагоге постоянно горел светильник. У двери были кружки для сбора добровольных пожертвований.
В Галилее найдены развалины древних синагог, например, в Тел-Хуме (Капернауме), в Керазе (Хоразин), две в Кефр-Берим и т.д. Из остатков видно, что они имели четыреугольную форму, разделялись колоннадами на несколько отделений с довольно высокими порталами и с двумя боковыми дверьми.
Наконец, там еще были, так называемые, «батланим», т.е. свободные люди, 10 человек, которые всегда должны были приходить на богослужения для того, чтобы в синагоге было достаточное для открытия собрания число присутствующих. Это были или люди со средствами, которые имели свободное время, или нанятые за плату члены общины.
К богослужению относились молитва, пение, чтение Библии с толкованием, совершение обрезания и установленных законом омовений. Жертвоприношения в синагогах никогда не совершались. Молитвы и песни были взяты преимущественно из Псалтыря, самой древней из богослужебных книг.
«Даруй мир, блаженство, благословение, милосердие и сострадание нам и всему Твоему народу Израилю. Отец, благослови нас всех светом Твоего лица, ибо в свете лица Твоего Ты дал нам, Господи, Боже наш, закон жизни, любви, праведности, благословения, милосердия и мира. Благоволи благословить Твой народ, Израиля, во все времена и в каждое мгновение миром. Благословен Господь, благословляющий Свой народ Израиля миром».
Каждому бросается в глаза, в какой значительной мере богослужение синагоги было подготовлением к богослужению христианской церкви. Не связаная с каким-либо священным местом, но возникавшая повсюду, где являлась в ней потребность; не отягощенная тяжелым бременем обрядов, но свободная от жертвенника, священства и жертвоприношения, и, с другой стороны, дающая свободный доступ для участия в ее деятельности каждому члену общины, – синагога была во многих отношениях образцом для первоначального богослужебного порядка христианских церквей.
От синагог отличались, так называемые «молитвенные дома», которые всегда были вне города, поблизости от проточной воды, так как евреи имели обыкновение совершать омовение перед молитвой. В таком молитвенном доме Павел нашел Лидию ( Деян 16.13 и дал.). Иногда встречается слово «молитвенное место», обозначающее настоящую синагогу.
«Ниддуй» мог произнести один раввин; человек, подпавший под отлучение, должен был одеться в траур, ему нельзя было стричься, он должен был держаться на расстоянии 4 шагов от людей; он мог посещать богослужения, но ему нельзя было входить через общие ворота. «Херем» же имели право произнести не менее десяти членов общины; он оглашался при трубных звуках всенародно и совершенно отлучал преступника от храма и синагоги; разрешалось только подавать ему пищу. Если он после 30 дней раскаивался, то его принимали вновь. Кроме этих двух степеней, позднейшие раввины упоминают «Шаммата», как самую высшую и тяжелую степень, т.е. отлучение навсегда. Это различие между тремя степенями, согласно Кейлю, придумано с 1525 года.
Синагога
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Синагога — главная составляющая Еврейской жизни.
По-русски — синагога, на иврите бейт кнессет (Дом собрания), на английском (из идиш) — shul.
Синагога — больше, чем просто дом молитвы. Здесь делают бриты и говорят поминальную речь, здесь устраивают шидухи и делают Хупот, и здесь люди днем и ночью учат Тору.
Дома молитвы существовали уже во времена Храма. В них собирались для обсуждения общественных дел, вознесения молитв во время постов, в них выступали пророки, а также учителя Торы, дававшие уроки для всех желающих. Слово «синагога» — греческого происхождения, означает «собрание людей»; в древнем Израиле употреблялось другое название, арамейское — Бе-кеништа. Синагога представляла собой как бы Малый Храм, со всеми его функциями, кроме жертвоприношений и связанных с ними другими элементами ритуала. В рассеянии синагога стала центром духовной и общественной жизни евреев.
По закону, нельзя начинать строительство нового поселения, пока не будет закончено здание синагоги. Она принадлежит всем жителям, которые обязаны за свой счет покупать свитки Торы, книги для учения и молитвы, поддерживать в ней порядок, ремонтировать здание. Синагогу нельзя переделать для других нужд или продать. Ее святость не исчезает даже если она разрушена.
Главным в синагоге является зал (улам), где молятся или учатся. У стены, направленной в сторону Иерусалима (а в Иерусалиме — в сторону Стены плача), расположен специальный шкаф для свитков Торы — Арон Акодеш. В эту же сторону поворачиваются молящиеся в час молитвы. В Талмуде написано: «Находясь вне Эрец Исраэль, обрати свое сердце (когда молишься) к Эрец Исраэль. Находясь в Эрец Исраэль, обрати свое сердце к Иерусалиму. Находясь в Иерусалиме, обрати свое сердце к Храму».
Ближе к центру зала молитв стоит Бима — возвышение, на стол которого кладут свитки Торы при их чтении. Молитву ведет хазан, которого называют «шалиах цибур», посланец общины.
За порядком в синагоге, а также за ведением денежных расходов, включая нужды на помощь беднякам, следят служители, «габаим», избираемые членами общины.
Часто в одном комплексе вместе с синагогой размещают микву (ритуальный бассейн) и помещение для занятий с детьми — хедер.
«Русская» синагога
Необходимое условие и самое эффективное средство как в приближении нерелигиозных евреев к Традиции, так и для тех, кто уже соблюдает — быть членом общины.
Естественно, что выходцы одной общины стремятся молиться в одной синагоге. Так возникает «русская» синагога, горская синагога, бухарская синагога.
Толдот Йешурун старается поддерживать становление общин, которые формируются по близости культуры и менталитета выходцами из бывшего Советского Союза.
Как правило, община включает в себя синагогу, где проходят молитвы и шабатние уроки, различные общинные мероприятия — бриты, бар-мицвы, кидуши и т.д., уроки для женщин и различные программы для детей, и, конечно, ее ядром является вечерний хаврутный колель Толдот Йешурун. Иногда общины издают свои собственные газетки, организуют семинары для своих членов и т.д.
Наша цель — чтобы их члены не только вернулись к Традиции, но и обрели новые сферы общения, укрепили новые социальные связи и, в конечном счёте, чтобы русскоязычные баалей-тшува органично влились в израильское религиозное общество. Таким образом, общины — это мост к тому, чтобы стать полноценным религиозным человеком, религиозной семьёй. Важно добавить, что мы помогаем общинам лишь на первом этапе и наша цель — чтобы они стали финансово независимыми, самостоятельными.
Мы помогали и помогаем становлению таких русскоязычных общин в разных городах Израиля, таких, как Хайфа — под руководством рава Дова Бурдана, Нетания — под руководством рава Хаима Тверского, Ашдод — под руководством рава Йосефа Скляра, Беэр-Шева — под руководством рава Мордехая Разнова, Арад — под руководством рава Авигдора Носикова, Неве-Яаков в Иерусалиме — под руководством рава Шалома Каплана, Рамот — под руководством рава Яакова Шуба, Бейтар — под руководством рава Нохума Офмана, Тель-Цион — под руководством рава Нафтоли Панаровского, Брахфельд — под руководством рава Йосефа-Овадьи Зарудинского и многих других.
Также мы помогали и помогаем не только ашкеназским русскоязычным евреям, но и выходцам из восточных республик бывшего Советского Союза — горским, бухарским, грузинским евреям. Так, например, в Тель-Авиве мы помогаем общине горских евреев под руководством рава Шмуэля Симантова, в Хадере — под руководством рава Зрахьи Хизкияева, в Неве-Яакове в Иерусалиме — общине бухарских евреев под руководством рава Боруха Бабаева, становлению колеля для грузинских евреев под руководством рава Асаэля Мирта и другим.
Русскоязычные синагоги Израиля:
Бейтар — Синагога «Оэль Авраам».
Руководитель рав Нохум Офман 052-7615194.
Проходят молитвы Минха (в канун Шабата/Праздника), Кабалат Шабат и Маарив Шабат/Праздник, а также молитвы в Шабат и Праздники в синагоге Оэль Авраам на ул. Хафец Хаим. Статья
Неве Яаков — русскоязычная синагога.
Руководитель рав Шалом Каплан 054-7921174,
с воскресенья по четверг в 22:00 проходят вечерние молитвы (Маарив) в синагоге Маген Авраам на ул. Шаули. А также в «Хедер Камениц» на ул. Шаули проходят молитва Минха перед шабатом (время зажигания субботних свечей), урок по Недельной Главе и Маарив шабат.
Хайфа — Синагога «Толдот Ицхак», адрес: ул. Трумпельдор 37, Неве Шеанан. Руководителя общины — рав Шрага Боер — 052-432-77-70 Община русскоязычных религиозных евреев, центр изучения Торы, ежедневные молитвы, утренние и вечерние хавруты, женские уроки, шаббатоны, детские программы и др. Открытие нового центра изучения Торы
Модиин — русскоязычная синагога.
Руководитель рав Йосеф Овадья Зарудинский 054-8421101
Вечерняя молитва (Маарив) в воскресенье и вторник в 22:15 после вечернего колеля, в синагоге «Киподан», ул. Киподан 22.
Ашдод — Синагога «Зехер Ицхак», адрес: ул. Маво аШарвитан 7 (район Хет). Руководитель рав Борух Шейнин — 053-820-57-70. Индивидуальные занятия для мужчин, женские уроки, программы для семей, шаббатоны и др. мероприятия. Каждый день вечерние молитвы в 20:45.
Тель-Авив — синагога «Ор Овадья».
Руководитель рав Шмуэль Йуда Давид Симантов пел 054-5401707
р-н Неве Элиэзер, ул. Ацира 3, синагога Ор Овадья при Торговом Центре.
Каждый день проходят молитвы Минха в 16:00 и Маарив в 20:00 (в зимнее время).
В канун Шабата собирается миньян на Минху (время зажигания свечей), Кабалат Шабат и Маарив. Короткое время после Маарива в синагоге есть занятия для молодых ребят Онег Шабат.
В Шабат в 8:00 есть Шахарит, в 11:00 Хеврат Теилим для детей с викторинами и призами, в 13:00 — Минха и после нее начинается третья трапеза, которая обычно затягивается до выхода Шабата и молитвы Маарив.
Синагога
I. Греч. слово сюнагоге в Синод. пер. чаще всего передается как С., но иногда и как «собрание» ( Иак. 2:2 ). Это слово прежде всего означает собрание людей, затем место собрания иудеев, а также и христиан ( Иак. 2 – букв. «в синагогу вашу»); иногда словом С. именуется и собрание еретиков (см. Откр. 2:9 ; Откр. 3 – в Синод. пер. – «сборище сатанинское»). В новозаветное время С. были как в Палестине ( Мк. 1:21 ; Лк. 4:33 ), так и в ⇒ рассеянии ( Деян. 13:5 ; Деян. 17:17 ), и вообще «по всем городам» ( Деян. 15:21 ). В Септуагинте под С. также чаще всего подразумевается собрание иудеев, нередко С. Господня. В 4Цар. 4:38 говорится о собрании пророков (в Синод. пер. – «сыны пророческие»). Важно то, что Пс. 21применяет это понятие в отношении собрания людей вообще (в Синод. пер. – «скопище»), а Иак. 2относит и к христ. собранию (в Синод. пер. – «собрание»).
Когда по возвращении из плена были возобновлены жертвоприношения в центральном святилище, все иудеи, которые не могли прийти в Иерусалим, стали собираться по субботам в С. ко времени начала богослужения в Иерусалимском храме. Появление С. скорее всего и особым образом было вызвано рассеянием народа Израиля, поэтому вначале С. укоренились не в Палестине. Существование одной из С. в Египте засвидетельствовано в надписи времен фараона Птолемея III Эвергета (247–221 гг. до Р.Х.). В сир. Антиохии С. существует с периода правления Антиоха Епифана (175–164 гг. до Р.Х.).
Цицерон сообщает о щедром пожертвовании Иерусалимскому храму от синагог Малой Азии (62 г. до Р.Х.). Рим авторы пишут без дополнит. пояснений о «местах молитвы» [греч. просеухэ], т.е. о С.
Два процесса сделали С. основным институтом иудаизма. Во-первых, произошло отделение С. от Иерусалимского храма: после разрушения Иерусалима (70 г. по Р.Х.) это позволило иудеям сохранить религ. традиции, поскольку С. оставались единств. религ. учреждением. Во-вторых, институт С. помог внедрить богослужение без жертвоприношений, что после разрушения храма стало вынужд. необходимостью. В результате С. приобрела статус религ., духовного и обществ. центра иуд. общины. Служение в С. было связано с устоявшимися внешними формами и находилось под усиленным наблюдением профессиональных теологов, чего нельзя сказать о С. в ⇒ рассеянии, чье относит. свободное развитие отразилось прежде всего на выборе языка, на котором велась службы (сначала арам., а затем греч. вместо евр., т.е. применялся яз. мировой культуры), на толковании свящ. текстов (на которое также оказала влияние греч. культура) и, наконец, на проповеди мирян (в Деян. 13речь идет о С. диаспоры).
III. О строительстве и устройстве С. существуют лишь самые общие предписания. Каждая С. состоит из основного помещения для богослужения и нескольких смежных, необходимых для деятельности общины. Часто при С. находится двор для проведения особых праздников. В основном помещении – в нише или в особом шкафчике или ларце («ковчег») – на некотором возвышении и за завесой хранятся свитки Торы (Пятикнижия Моисея, Закона). Кроме того, в С. должны стоять два семисвечных ⇒ светильника (ср. Лев. 24:2–4 ), справа и слева от ларца с Торой; несколько ниже, но выше уровня всего помещения, перед свитками Торы, расположены пульт кантора молитв. песнопений, кресла для начальников синагоги ( Мк. 5:22 ) и раввинов, стол для публичного чтения Закона, а у входа – умывальник для омовения рук. Мозаика из С. Бет-Альфа, на которой изображены ковчег для Торы, оба светильника, занавес и два льва, служит ярким примером того, что запрет на изображения ( Исх. 20:4 ; Втор. 27:15 ) понимался в иудаизме как запрет на создание именно идолов, а не произведений изобразит. иск-ва вообще, которые встречаются относит. часто, напр. известная настенная роспись по библ. сюжетам в С. Дура-Европос на Евфрате (III в. по Р.Х.). С. Капернаума была украшена рельефом, на котором, предположит., был изображен ковчег для Торы, поставл. на колесницу, возможно, рельеф воссозд. возвращение ковчега завета филистимлянами ( 1Цар. 6:10 ).
Фронтон С., нередко с тремя дверями или окнами, указывал на Иерусалим, но гораздо чаще указателем на Иерусалим служил ковчег с Торой, который устанавливался при богослужении в опред. месте. В С. Капернаума уже имелось постоянное возвышение недалеко от главного входа, обращенного здесь на юг. Но стена, обращенная в сторону Иерусалима (очень часто – восточная) могла быть глухой и содержать нишу для ковчега с Торой. Во время богослужения мужчины сидят в главном нефе С., а женщины – на хорах или в отгорож. стенами, решетками или завесами помещении. Мужчины и женщины приходят в С. с покрытой головой. Для начала богослужения необходимо присутствие по крайней мере десяти взрослых мужчин. Молитв. собрание проходит под руководством начальника С. ( Деян. 13:15 ), кантора и раввина.
Кульминац. моментом богослужения, в котором основное время отводится чтению Торы (Закона), является молитва Шема Израэль – «Слушай, Израиль», состоящая из Втор. 6:4–9 ; Втор. 11:13–21 ; Числ. 15:37–41 ; она представляет как бы резюме всего Закона, т.е. Пятикнижия, причем чтение книг Пророков и Писаний (⇒ Библия, I) задумано как дополнение и толкование к регулярно читаемому и изучаемому Закону. В богослужении не совершается никаких священнодействий. Оно является чисто вербальной службой, и вместе с тем – своего рода заменой собственно храмового богослужения, утрач. после разрушения Иерусалима. В новозаветное время С. служит местом как богослужения, так и обучения посредством проповеди (ср. Мф. 4:23 ; Лк. 4:15 ) и изучения Закона ( Деян. 15:21 ), а также местом судебного разбират-ва (ср. Мф. 10:17 ; Мк. 13:9 ; Лк. 12:11 ).
Чем синагога отличается от храма и церкви
Почему раввин не священник, кто такой шац и при чем тут коэны — объясняет историк Владимир Левин
1. Синагог у евреев много, а храм — один
Когда мы говорим «храм», то можем иметь в виду целый ряд мест, созданных для молитвы или совершения обряда. Для иудеев храм — это конкретное здание в Иерусалиме, разрушенное римлянами в 70 году и до сих пор не восстановленное. Именно там специальные священники коэны могли проводить богослужения, совершая жертвоприношения Богу. Иудейский храм может быть построен только на прежнем месте — и, как верят иудеи, лишь с приходом Мессии.
2. В синагоге нет священника
В христианстве основа богослужения — таинство евхаристии, причастие. Совершать его имеет право только священник, то есть человек, рукоположенный епископом — членом церковной иерархии, восходящей по прямой линии к Иисусу Христу. Таким образом, в церкви полноценное богослужение без священника невозможно.
Раввин — это не священник, а знаток еврейского религиозного законодательства. Его знания подтверждены другими раввинами. Раввины не объединены в какую-либо иерархию и не обязаны подчиняться друг другу. Их авторитет зависит от глубины знаний и неформальной оценки коллегами. В этом институт раввинов очень похож на институт мусульманских богословов. Для общественного богослужения в синагоге раввин не нужен. Нужен миньян — кворум из десяти евреев-мужчин старше 13 лет (это возраст религиозного совершеннолетия), а также свиток Торы — текст Пятикнижия, написанный на пергаменте особым способом. Богослужение в синагоге состоит в произнесении установленных молитв, а в субботы, праздники, посты и по понедельникам и четвергам к молитвам добавляется чтение свитка Торы.
Молитва в синагоге на праздник Йом-Киппур. Картина Мауриция Готтлиба. 1878 год Tel Aviv Museum of Art
Примерно до XIX века в традиционных еврейских общинах Центральной и Восточной Европы раввин выступал с проповедью два раза в год. Позже, сначала в Германии — по образцу протестантских пасторов, — а потом и в других европейских странах раввины начали произносить проповеди регулярно. В современных синагогах России и Америки общественная деятельность раввина сближается с ролью священника.
3. В синагоге нет алтаря, но есть шкаф и стол для Торы
Единственные непременные атрибуты любой синагоги — место для хранения Торы и стол, на котором свиток можно развернуть для чтения. Все остальные детали синагогальной архитектуры сильно разнятся в разных странах. Так как большинство евреев России (за исключением бухарских, грузинских и горских евреев) — ашкеназы, то есть выходцы из Германии, ниже мы рассмотрим организацию ашкеназских синагог.
По еврейским религиозным законам молящийся должен быть обращен лицом в сторону Иерусалима. Поэтому ашкеназские синагоги ориентированы на восток или юго-восток, а место для хранения свитков Торы, арон , находится обычно у восточной стены. Традиция ориентации синагоги на восток большей частью сохранилась даже с распространением ашкеназских общин в Восточную Европу и Азию, по отношению к которым Иерусалим находится на юге или юго-западе. К примеру, Хоральная синагога в Санкт-Петербурге и синагоги в Томске и Иркутске ориентированы на восток. В то же время Хоральная синагога в Москве ориентирована на юго-запад, а синагога во Владивостоке — на запад, в соответствии с реальным местонахождением Иерусалима.