словесные устные методы обучения истории

Тема 9. Методические приемы устного обучения истории

словесные устные методы обучения истории. Смотреть фото словесные устные методы обучения истории. Смотреть картинку словесные устные методы обучения истории. Картинка про словесные устные методы обучения истории. Фото словесные устные методы обучения истории словесные устные методы обучения истории. Смотреть фото словесные устные методы обучения истории. Смотреть картинку словесные устные методы обучения истории. Картинка про словесные устные методы обучения истории. Фото словесные устные методы обучения истории словесные устные методы обучения истории. Смотреть фото словесные устные методы обучения истории. Смотреть картинку словесные устные методы обучения истории. Картинка про словесные устные методы обучения истории. Фото словесные устные методы обучения истории словесные устные методы обучения истории. Смотреть фото словесные устные методы обучения истории. Смотреть картинку словесные устные методы обучения истории. Картинка про словесные устные методы обучения истории. Фото словесные устные методы обучения истории

словесные устные методы обучения истории. Смотреть фото словесные устные методы обучения истории. Смотреть картинку словесные устные методы обучения истории. Картинка про словесные устные методы обучения истории. Фото словесные устные методы обучения истории

словесные устные методы обучения истории. Смотреть фото словесные устные методы обучения истории. Смотреть картинку словесные устные методы обучения истории. Картинка про словесные устные методы обучения истории. Фото словесные устные методы обучения истории

План

1. Функции устного слова в обучении истории

2. Приемы устного преподавания истории

3. Диалогические формы устного слова в обучении истории

4. Дискуссия как форма организации обучения истории, методика ее организации

а) сжатая (краткая) и развернутая,

б) сравнительная и обобщающая,

в) образная характеристика (например, типичных представителей общества конкретного периода: купца, помещика, рабочего, крестьянина) и характеристика исторической личности.

словесные устные методы обучения истории. Смотреть фото словесные устные методы обучения истории. Смотреть картинку словесные устные методы обучения истории. Картинка про словесные устные методы обучения истории. Фото словесные устные методы обучения истории

Дискуссия позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В дискуссии снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность.

Цель: обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения.

Задачи:достижение определенной степени согласия участников дискуссии относительно дискутируемого тезиса; формирование общего представления не как суммы имеющихся представлений, а как более объективное суждение, подтверждаемое всеми участниками обсуждения или их большинством; достижение убедительного обоснования содержания, не имеющего первоначальной ясности для всех участников дискуссии.

Методика осуществления. Организационный этап.

Тема дискуссии формулируется до ее начала. Группа учащихся делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом позиций, которые будут обсуждаться в процессе дискуссии. Малые группы формируются либо по желанию учащихся, либо по родственной тематике для обсуждения. Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты.

Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы. Оппонент внимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации. Эксперт формирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.

Каждая малая группа обсуждает позицию по предлагаемой для дискуссии теме в течение отведенного времени. Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по теме для дискуссии. Основной этап – проведение дискуссии. Заслушивается ряд суждений, предлагаемых каждой малой группой. После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций. В завершении дискуссии формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по теме дискуссии. Этап рефлексии – подведения итогов. Эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным позициям своих малых групп, осуществляют сравнительный анализ первоначальной и окончательной позиции, представленной своей малой группой во время дискуссии. Учитель дает оценочное суждение окончательно сформированной позиции во время дискуссии.

При организации споров, дискуссийиспользуется ПОПС-формула. Ее суть заключается в следующем. Учащийся высказывает:

П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, выступает на занятии с речью: «Я считаю, что смертная казнь не нужна…»);

О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: «Потому что увеличивается количество тяжких преступлений…»);

П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…»;

С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: «В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…»).

Таким образом, выступление учащегося занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что дает применение данной технологии, учащиеся высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме. ПОПС-формула может применяться для опроса по пройденной теме, при закреплении изученного материала, проверке домашнего задания. Характерной ошибкой дискуссии является наличие вопросов типа «А что было бы, если бы…?».

1. Багдановіч, І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе / І.І Багдановіч. – Мінск: БДПУ, 2009.

Источник

Классификация методов обучения истории

словесные устные методы обучения истории. Смотреть фото словесные устные методы обучения истории. Смотреть картинку словесные устные методы обучения истории. Картинка про словесные устные методы обучения истории. Фото словесные устные методы обучения истории словесные устные методы обучения истории. Смотреть фото словесные устные методы обучения истории. Смотреть картинку словесные устные методы обучения истории. Картинка про словесные устные методы обучения истории. Фото словесные устные методы обучения истории словесные устные методы обучения истории. Смотреть фото словесные устные методы обучения истории. Смотреть картинку словесные устные методы обучения истории. Картинка про словесные устные методы обучения истории. Фото словесные устные методы обучения истории словесные устные методы обучения истории. Смотреть фото словесные устные методы обучения истории. Смотреть картинку словесные устные методы обучения истории. Картинка про словесные устные методы обучения истории. Фото словесные устные методы обучения истории

словесные устные методы обучения истории. Смотреть фото словесные устные методы обучения истории. Смотреть картинку словесные устные методы обучения истории. Картинка про словесные устные методы обучения истории. Фото словесные устные методы обучения истории

словесные устные методы обучения истории. Смотреть фото словесные устные методы обучения истории. Смотреть картинку словесные устные методы обучения истории. Картинка про словесные устные методы обучения истории. Фото словесные устные методы обучения истории

словесные устные методы обучения истории. Смотреть фото словесные устные методы обучения истории. Смотреть картинку словесные устные методы обучения истории. Картинка про словесные устные методы обучения истории. Фото словесные устные методы обучения истории

Словесные методы

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства учеников.

Словесные методы подразделяются па следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ может сочетаться с другими методами: объяснением, беседой, упражнениями. Часто рассказ сопровождается демонстрацией наглядных пособий, опытов, диафильмов и кинофрагментов, фотодокументов.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это монологическая форма изложения. Объяснение характеризуется тем, что оно носит доказательный характер и направлено на выявление существенных сторон предметов и явлений, характера и последовательности событий, на раскрытие сущности отдельных понятий, правил, законов. Доказательность обеспечивается, прежде всего, логичностью и последовательностью изложения, убедительностью и ясностью выражения мыслей. Объясняя, преподаватель отвечает на вопросы: «Что это такое?», «Почему?».

Преподаватель, опираясь на знания и опыт учеников, последовательной постановкой вопросов подводит их к пониманию и усвоению новых знаний. Вопросы ставятся перед всем классом, и после небольшой паузы (8–10 секунд) называется фамилия ученика. Это имеет большое психологическое значение — вся группа готовится к ответу. Если ученик затрудняется ответить, не следует «вытягивать» из него ответ — лучше вызвать другого.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих па угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».

В целом, метод беседы имеет следующие преимущества:

-развивает их память и речь;

-делает открытыми знания студентов;

-имеет большую воспитательную силу;

-является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

-требует много времени;

-содержит элемент риска, (студент может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти).

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнение других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда ученики обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.

Работа с учебником и книгой — важнейший метод обучения. Работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством преподавателя или самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками.

Конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного без подробностей и второстепенных деталей. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. По своей структуре и последовательности конспект должен соответствовать плану. Поэтому важно сначала составить план, а потом писать конспект в виде ответов на вопросы плана.

словесные устные методы обучения истории. Смотреть фото словесные устные методы обучения истории. Смотреть картинку словесные устные методы обучения истории. Картинка про словесные устные методы обучения истории. Фото словесные устные методы обучения истории

Тестирование — краткое изложение основных мыслей прочитанного.

Рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.

Составление справки: справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т. д.

Лекция как метод обучения представляет собой последовательное изложение преподавателем темы или проблемы, при котором раскрываются теоретические положения, законы, сообщаются факты, события и дается анализ их, раскрываются связи между ними. Выдвигаются и аргументируются отдельные научные положения, освещаются различные точки зрения по изучаемой проблеме и обосновываются правильные позиции.

Экскурсии — довольно эффективный метод обучения. Они способствуют наблюдательности, накоплению сведений, формированию визуальных впечатлений.

Источник

Статья «Словесные методы обучения в процессе преподавания истории»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

На занятиях по истории большую роль в преподавании значат словесные методы. Основная цель словесных методов в преподавании истории – это донести информацию посредством слушания, запоминания и осмысливания.

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает.

Рассказ. Этот метод предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся.

Возможно несколько видов рассказа – рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Цель первого – подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, занимательностью и эмоциональностью изложения, позволяющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников на уроке. Во время рассказа-изложения учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров. Рассказ-заключение обычно проводится в конце урока. Учитель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме. В ходе применения метода рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные и др.), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования. Условиями эффективного применения рассказа является тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тонуса изложения.

Учебная лекция. Как один из словесных методов обучения учебная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает весь урок или занятие, в то время как рассказ занимает лишь его часть.

В ходе лекции используются приемы устного изложения информации, поддержания внимания в течение длительного времени, активизации мышления слушателей, приемы обеспечения логического запоминания, убеждения, аргументации, доказательства, классификации, систематизации, обобщения и др.

Читаются лекции в основном в старших классах средней школы, а также в техникумах и вузах. Условиями эффективного проведения лекции является четкое продумывание и сообщение плана лекции, логически стройное и последовательное изложение одного за другим всех пунктов плана с резюме и выводами после каждого из них и логическими связями при переходе к следующему разделу. Не менее важно обеспечить доступность, ясность изложения, объяснить термины, подобрать примеры и иллюстрации, использовать разнообразные средства наглядности. Лекцию читают в таком темпе, чтобы слушатели могли сделать необходимые записи. Преподавателю поэтому надо четко выделять то, что следует записать, однозначно повторять при необходимости, чтобы облегчить записи.

Лекция и рассказ экономят учебное время, активно управляют восприятием учебного материала школьниками. Вместе с тем оба этих словесных метода обучения в недостаточной мере позволяют учащимся высказывать собственные суждения.

Беседа. Метод беседы предполагает разговор учителя с учениками, организуемый с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности. В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих и др.), приемы обсуждения ответов и мнений учеников, приемы корригирования ответов, приемы формулирования выводов из беседы.

Вопросы к беседе должны быть достаточно емкими для целостного восприятия. Слишком большое дробление темы на вопросы разрушает логическую ее целостность, а слишком крупные вопросы становятся недоступными для обсуждения с учениками. Вопросы не должны требовать от учеников односложных ответов. Учитель может использовать вспомогательные, наводящие вопросы, позволяющие продолжить обсуждение изучаемой проблемы.

Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изучаемого ранее явления, закона. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти учеников. В то же время возможны и весьма желательны при достаточной подготовленности учеников беседы, в ходе которых они под руководством учителя сами отыскивают возможные ответы на проблемные задачи.

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других. В основе дискуссии лежит противоречие, которое отражает противоположные взгляды участников на один и тот же предмет обсуждения. Процесс организации дискуссии включает несколько последовательно разворачиваемых этапов:

Явное полагание тезиса и антитезиса (как результат критики в сложной коммуникации)

Предъявление каждой стороной аргументов, подтверждающих и усиливающих точку зрения

Источник

Методы обучения на уроках истории и обществознания

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методы обучения на уроках истории и обществознания

В педагогике существует более 100 названий методов обучения, т.е. имеется большая их номенклатура.). Определять метод целесообразно в зависимости от дидактической цели, содержания обучения и характера взаимодействия учителя и учащегося.

Школьный курс истории призван решать триединую задачу: т.е. обучения, воспитания и развития учащихся. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение данной задачи.

2) изучения, нового материала,

З) урок проверки и учета знаний,

5) Комбинированный или смешанный,

Внутри системы преподавания история я выделила бы следующие виды работ, методы и подсистемы.

Работу по усвоению понятий. можно сделать интересной и увлекательной, а их запоминание активным творческим процессом, используя различные приемы и формы работы.

Я приведу приемы, которые на мой взгляд наиболее эффективны, причем их использование зависит от возраста, уровня класса, методики работы учителя, этапа введения, закрепления, контроля за понятийным аппаратом.

1. Создание словаря.

(В конце тетради учащиеся записывают термины и их определение, при этом подчеркивая главное и второстепенное в определении). Возможно создание словаря по определенной теме, используя сквозной подход. Пример, тема «экономика» включает все термины, связанные с данной темой на протяжении развития.

3. Тестовые задания различного вида, в том числе и в формате ГИА и ЕГЭ.

Использование заданий с пропущенными в тексте понятиями направлено на формирование у школьников умения понимать и связно излагать учебный материал. Их целесообразно предлагать на первых уроках по теме, на этапе формирования понятий, при проверке знаний слабоуспевающих учеников.

а) Учитель подбирает текст, исключает из него понятия и предлагает вставить пропущенные слова.

б) Тест – дописать предложение. Полюдье – это …

в) Выбрать правильный ответ. Учитель дает 4-5 вариантов ответа, один из которых правильный.

г) Тест – найдите соответствие.

д) Задание на обобщение группы понятий. Даны слова, определить, что между ними общего. Например, федерация, конфедерация, содружество; общее – это формы национально-государственного устройства и т.д.

4. Активные формы, активизируют деятельность ученика, обеспечивают усвоение понятий, развивают логическое мышление, вызывают живой интерес к предмету.

в) Аукцион знаний (лучше использовать в классе примерно с одним уровнем развития). Учитель или учащийся называет термин, кто из учащихся первым поднимет руку, дает определение. Если определение дано верно, ученик получает карточку с термином, если нет, учитель оставляет термин и через несколько терминов может его снова назвать. Игра продолжается 3-5 минут.

Государство: (Заголовок)
Независимое, правовое.(Два прилагательных)
Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)
Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)
Защита. (Резюме)

Игровые формы обучения – это, как правило, всегда высокая активность учащихся:

Цель: формирование устной речи, а также умения классифицировать объекты.

Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия.

Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к определенной теме. Все буквы должны быть использованы.

Объяснить смысл понятий.

Играющим раздаются карточки с группами анаграмм.

Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к определенной теме. Все буквы должны быть использованы.

2.Определить, какое слово в группе лишнее.

Арьлом. Оравп. Дьолжоме. Икатэ.

Политическая партия и политическое движение:

Партия — это добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в её осуществлении; Политическое движение – организация, представляющая солидарную активность граждан, направленную на достижение какой-либо значимой политической цели.

Чем политическая партия отличается от политического движения?

1) Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и менее определённа; 2) цели намного уже и конкретнее = в движениях могут участвовать люди, отличающиеся друг от друга политическими взглядами, но имеющие согласие по конкретной политической цели = массовый характер движения; 3) в движениях отсутствует единая программа и устав; 4) движение не имеет сильного центра, единой структуры, дисциплины = основой движения является солидарность и добровольность их участников; 5) движение отличается непостоянством участников; 6) движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, её не добиваются.

Организация “исторического театра” для закрепления понятий, средствами пантомимы учащиеся показывают значение понятия, остальные его угадывают и дают определение.

Создание юмористических рисунков по определениям понятий.

Для «сильных» учащихся можно предложить более сложные задания проблемного характера, требующие обобщений, анализа:

5. Провести анализ понятий.

а) Подчеркнуть главные существенные признаки и второстепенные.

б) Из готовых вариантов выбрать существенные и случайные признаки.

6. Построить схему. Примеры: Расположить предложенные понятия по порядку, например: форма правления, политический режим, монархия, республика, демократический, парламентский, унитарное, федерация, форма государства, форма национально-государственного устройства.

7. Создать схему, отражающую взаимосвязь и различие понятий. Пример: взаимосвязь и различие морали и права, ответ: понятие «мораль» шире, чем понятие «право», они имеют область «перекрытия», система права может содержать законы, не согласующие с моральными принципами.

Встречается ли этот термин в других предметах?

Уровень обучаемости учащихся играет большую роль в обучении, поэтому при формировании понятийного аппарата дифференциация форм работы по уровням сложности порой просто необходима. Виды заданий различны. В 5-9 классах можно предложить:

I. уровень сложности.

Создание словаря терминов по определенной теме. «Почтовые ящики».

2. Тестовые задания (выбрать правильный ответ, найти соответствие при отсутствии лишнего и т.д.). Например, выписываются несколько терминов (не менее шести, но не более 12-15), а ученик должен распределить их по темам. Например: аскет, рыцарь, трехполье, оброк, турнир, монах, икона, замок. Задание: выпишите термины, относящиеся к сословию феодалов, духовенства, крестьянства.

3. Карточки – задания, например: записать определения, по которым ученик должен определить термин. «Третий лишний» и т.д.

II. уровень сложности.

Дуэль. Учащиеся в парах выстраивают ряд ассоциативных понятий. Пример: Преступление – наказание, Виновность – юридическая ответственность.

Карточки-задания. Например, на карточке написано название одной из недавно изученных тем, а отвечающий должен сам вспомнить и написать значение терминов, относящихся к заданной теме.

III. уровень сложности.

Задания на обобщение группы понятий.

Наличие в кабинете интерактивной доски позволило бы расширить возможности учителя и учеников для работы по изучению терминов и понятий, но эта возможность есть пока не во всех школах. Для работы с интерактивной доской программа SMART Notebook представляет много возможностей.

Приведенные примеры заданий по устранению терминологической неграмотности учащихся, конечно же, не исчерпывают всех возможностей работы учителя в этом направлении. Главное их достоинство в том, что они довольно таки просты в применении, и в то же время позволяют рассчитывать на неплохой результат даже в слабом классе.

Усвоение понятий — сложный и более или менее длительный процесс, включающий в себя ряд этапов. Различие между ними характеризуется теми действиями, на которые опирается овладение понятием и которые оказываются неодинаковыми на протяжении всего пути усвоения понятия. Как показали исследования Гальперина, овладение понятием совершается успешно тогда, когда эти действия в основном таковы:
а) практические действия, которые могут выполняться не только с предметами, охватываемыми данным понятием, или их изображениями, но и с письменными словесными обозначениями тех признаков, которые существенны для данного понятия,
б) действия «в плане громкой речи», т. е. называние этих признаков вслух,

в) действия «в уме», или называние соответствующих признаков «про себя».

Формирование понятий и научных терминов одна из актуальных проблем педагогического процесса. Я считаю, что использование разнообразных форм работы, учет индивидуальных особенностей учащихся, дает возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но будничные шаги по изучению материала.

В педагогике существует более 1ОО названий методов обучения, Определять метод целесообразно в зависимости от дидактической цели, содержания обучения и характера взаимодействия учителя и учащегося. В этом случае различаются следующие общие методы обучения истории:

I) монологический (метод монологического изложения),

2) показательный (методы наглядности),

3) диалогический (метод диалогического изложения),

4) эвристический (метод эвристической беседы),

5) исследовательский (метод исследовательских заданий),

6) программированный (метод программных заданий).

В системе методов кроме общих методов следует различать и подсистемы конкретных методов преподавания и учения. Методы преподавания, т.е. деятельности учителя следующие:

Методы учения, т.е. деятельности учащихся:

2. Методы обучения не изобретаются и не предлагаются, а выводятся на основе дидактики, сущности образования и способов его осуществления. Выбор метода обучения (а вместе с тем и форм его реализации), как правило, осуществляется в ходе подготовки к уроку. Он зависит от:

а) теоретического замысла,

б) дидактической цели,

в) уровня обученности учащихся,

г) уровня подготовки самого учителя.

С точки зрения научной классификации более последовательной представляется классификация методов сформулированная П.В.Горой:

а) методы наглядного обучения,

б) методы словесного обучения,

в) практический метод обучения.

4. В.Г.Карцов различает такие методы устного сообщения знаний:

1) повествовательно-описательный рассказ;

4) конспективное изложение.

Набирая тип урока, учитель руководствуется местом этого урока в теме, его задачами, особенностями содержания нового материала, педагогическим замыслом, возрастом учащихся, их умениями и навыками. Тип урока зависит также от имеющихся в школе средств обучения, подготовленности учителя и других факторов.

Определение же типа урока по основной дидактической задаче действенно. В соответствии с этим подходом выделяют следующие типы уроков: I) вводный, 2) изучения, нового материала, З) урок проверки и учета знаний, 4) контрольный, 5) Комбинированный или смешанный, 6) повторительно-обобщающий.

Класс разбивается на шесть групп для работы с текстом параграфа. Каждая группа имеет шляпу своего цвета и соответственно по своему направлению должна провести анализ текста.

1 шляпа – красная – эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.

2 шляпа – белая – изложение фактов, описаний, статистики.

3 шляпа – черная – негативная, критическая (определяет деятельность человека).

4 шляпа – желтая – обращается внимание на положительную деятельность человека.

5 шляпа – синяя – аналитическая, поисковая (найти информацию, показывающую значение человеческого разума).

6 шляпа – красная – изобретательская, творческая.

Прием «Шляпы» можно использовать при работе с историческими источникам, где шляпы будут символизировать страны или исторических деятелей.

Прием «Чистая доска»

Проводится при повторении пройденного материала. Перед началом урока учитель в разных концах школьной доски прикрепляет листочки виде белых клякс, на которых записаны вопросы. В начале урока он обращается с просьбой к ученикам «очистить» доску от проделок «злого мелка», изображение которого прикреплено также к доске. Ученики по очереди выходят к доске, снимают кляксу и отвечают на вопросы, написанные на них. Оценку получает тот, кто больше собрал клякс.

Прием «Историческая рыбалка»

Используется как элемент урока для проведения контроля знаний исторических терминов и понятий, дат.

Можно использовать старый глобус, который будет моделью мирового океана. В нем пропиливается широкое отверстие, над которым вдевается обыкновенная ручка от ведра. Из плотного разноцветного картона вырезаются контуры рыбок, на которых с одной стороны написаны термины или даты, исторические понятия. Рыбки складываются в глобус, перемешиваются и учащиеся по очереди «ловят» рыбок, отвечая на вопросы.

Прием «Древо знаний»

Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках (кружочках) 5 разных вопросов и заданий к нему. После изученного материала листочки сдаются. Наиболее интересные могут быть оценены и прикреплены к «Древу знаний» (которое нарисовано на ватманском листе в виде обычного дерева, где есть небольшие прорези со вставленными скрепками).

На следующем уроке при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листок (плод), читают вопрос и отвечают на него.

Прием «В историческом лесу»

Оценку получает тот, кто больше «собрал» грибов.

Может быть использован на стадии рефлексии, для закрепления основных умений учащихся.

На учебном столе перед учащимися лежат контуры ладоней. На каждом пальце модели написаны те умения, которые необходимо было закрепить на данном уроке. Дети сжимают свою правую ладонь, а в левую руку берут модель ладошки. Читают на модели умения и разгибают столько пальчиков, сколько умений они закрепили на уроке, и поднимают вверх свою правую ладошку.

Пример на уроке обобщения в 5 классе по теме «Западная Азия в век железа»:

Показывал (а) на карте местоположение древнейших государств.

Описывал (а) условия существования и занятия людей в древности.

Объяснял (а) значение понятий и терминов.

Объяснял (а) назначение памятников древней культуры, архитектурных сооружений.

Называл (а) характерные черты железного века.

Игра предназначена для закрепления или повторения материла. По определенной теме необходимо заранее подготовить 30 слов (фамилий, названий, терминов). Эти слова учителю необходимо рассортировать по степени мнемонической сложности: в первом десятке – достаточно простые для запоминания, во втором – сложнее, в третьем – наиболее трудные для запоминания слова или словосочетания.

Игра проводится в три тура. Учитель записывает слова для первого тура, ученики внимательно слушают, ничего не записывая. Когда учитель перечислил все 10 слов, учащимся дается время (3 минуты) для записи слов, которые они запомнили. По прошествии времени учитель выявляет победителя – того, кто запомнил больше всех: «Поднимите руки, кто записал 10 слов?» (или 9 слов, 8 слов, пока не выяснится автор самого длинного списка).

Подобным образом проводятся 2-й и 3-й туры. Тот. Кто победил во всех трех турах, получает оценку «5».

Например, по теме «Отечественная война 1812 г.» могут быть использованы следующие слова:

Этот тест может быть использован при закреплении изученного материала по культуре любой страны, любого исторического периода. На лист приклеиваются иллюстрации памятников архитектуры, скульптурных работ, картин, фотографии деятелей культуры и к ним ставятся вопросы и даются варианты ответов.

Прием составления кластера

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер обозначает в переводе «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы в классе, так и дома.

Рисуночное письмо, используемое как методическое средство опосредованного запоминания. Общий вид пиктограммы – совокупность графических образов, используемых с целью эффективного запоминания и последующего воспроизведения событий, дат, понятий.

Можно использовать при объяснении нового материала и при проверке домашнего задания.

Прием «написания синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема?

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому – либо поводу.

Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить свое к ней личное отношение.

Система уроков истории по развитию образного мышления учащихся

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *