словесные методы обучения биологии
Словесные методы обучения и их применение на уроках биологии. Выступление на педсовете
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выступление на педсовете
Илларионова Светлана Николаевна
Словесные методы обучения и их применение на уроках биологии.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляется ряд педагогических требований:
— рассказ должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;
— содержать только достоверные и научно проверенные факты;
— включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
— иметь четкую логику изложения;
— излагаться простым и доступным языком;
— отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Использование метода объяснения требует:
— точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
— последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
— использования сравнения, сопоставления, аналогии;
— привлечения ярких примеров;
— безукоризненной логики изложения.
Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.
В зависимости от конкретных задач, содержание учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.
Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимися всего класса (фронтальная беседа).
Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа “да” или “нет”.
В целом, метод беседы имеет следующее преимущество:
— развивает их память и речь;
— делает открытыми знания учащихся;
— имеет большую воспитательную силу;
— является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
— требует много времени;
— содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
— необходим запас знаний.
Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.
Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.
— Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения.
1.Выбор методов обучения в средней школе./Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 1981.
2.Дидактика средней школы./Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд. М., 1982.
3.Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.
Словесные методы обучения биологии, требования к ним
Метод – это способ достижения цели, то есть совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели. Учебный метод (по Н.М. Верзилину, В.М. Корсунской) – способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися.
В практике сложились различные методы обучения биологии, которые можно сгруппировать по наиболее существенным общим признакам: источник получения знаний, характер деятельности учителя, характер деятельности учащихся в процессе обучения.
К группе словесных методов относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция. Здесь деятельность учителя выражается в виде слова, а деятельность учащихся – преимущественно в виде слушания, осмысления, устных и письменных ответов.
Рассказ. Для рассказа характерно наличие трех составных элементов: завязка, кульминация и развязка. Этот вид словесных методов достаточно часто применяется в школе на уроках биологии: при изучении биографий ученых, при знакомстве учащихся с историей открытий в области биологии и т.д.
Однако словесная форма изложения, как правило, быстро утомляет учащихся, особенно младших классов. Ученики 5-7 классов могут внимательно слушать, воспринимать и запоминать рассказ не более 10-25 мин. В связи с этим учителю важно продумать содержание и форму изложения, интонацию, риторические приемы, жесты.
В пределах рассказа могут использоваться различные его разновидности: сюжетный, иллюстративный и информационный. Сюжетный рассказ имеет определенную сюжетную линию (например, рассказ о признании эволюционной теории). Иллюстративным рассказом является повествование, раскрывающее особенности биологический объектов и явлений (например, об опытах с мышами по выработке условных рефлексов). Информационный рассказ обычно применяется для изложения конкретных фактов (например, размеров тела или органов, окраски, для ознакомления с образом жизни).
Беседа. Этот вид словесного метода предполагает вопросно-ответную форму обсуждения учебного содержания, при которой происходит обмен мнениями. Участниками беседы является учитель и ученики. Целенаправленность беседы определяется конкретным вопросом, который необходимо раскрыть, привлекая знания учащихся. Заканчивается беседа определенным выводом и обобщением.
Проблемную или эвристическую (частично-поисковую) беседу учитель планирует так, чтобы, знакомый, ранее изученный материал, являлся опорой для самостоятельного поиска, добывания нового знания.
При вопросно-ответной форме изложения ученикам не приходится длительно напрягать свое внимание, поскольку содержание излагается частями при постоянной проверке их усвоения. Однако эта форма изложения «дробит» знания; школьники не приучаются говорить связно и развернуто. Поэтому беседа в старших классах не должна занимать много места в учебном процессе.
Объяснение часто используется на уроках биологии и во время экскурсии. Его характеризует четкое, логическое изложение учебного материала на основе анализа фактов и доказательств с последующей формулировкой выводов. Объяснение включает рассуждения. Объяснением является и инструктаж к проведению практической работы, который должен быть кратким, четким и точным.
Школьная лекция – это устное изложение учебного содержания в течение не менее 20-25 минут. Лекция может перемежаться рассказом или беседой. Обычно на лекцию выносится очень объемный учебный материал или недостаточно хорошо изложенный в учебнике. Применение лекции требует от учителя обязательной постановки цели урока, расчленение её на ряд последовательно раскрываемых вопросов. Школьникам рекомендуется делать краткие записи и основные выводы.
Лекции чаще применяются в старших классах, в среднем звене, как правило, присутствуют только элементы лекций.
Рисунок на доске имеет важное познавательное значение на уроках биологии. Рисунок с пояснением помогает ученикам следить за содержанием.
Практические методы при обучении биологии отличаются значительным разнообразием, среди них: работы по распознаванию и определению объектов, проведение опытов, наблюдение за природными явлениями.
Методы обучения биологии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Методы обучения биологии
Автор – Новикова И.Д., к.п.н., доцент
Описание слайда:
План лекции
Общая характеристика методов обучения
Функции методов обучения
Словесные МО
Наглядные МО
Практические МО
Метод работы с тетрадью
Метод решения задач
Мультимедийные МО
Описание слайда:
Учебный метод
способ передачи знаний учителем и одновременно способ их усвоения учащимися, направленные на достижение целей образования, психического развития и воспитания личности
Описание слайда:
Критерии классификации методов обучения
Источник знания (слово, образ-предмет, действие)
Характеристика деятельности учителя
Характеристика деятельности учащихся в процессе обучения
Описание слайда:
Типы МО по характеру преобладающего источника знаний
Словесные
Описание слайда:
Система МО по Б.Е.Райкову по способу получения знаний
Описание слайда:
Классификация МО по Н.М.Верзилину
Описание слайда:
Функции методов обучения
Описание слайда:
Обучающая функция МО направлена на формирование у школьников знаний, умений и навыков
Развивающая функция характеризуется формированием осознанности и произвольности психических процессов
Воспитывающая функция выражается в выработке мировоззрения, развитии оценочных суждений, выработке социальных установок
Описание слайда:
Методический приём
— элемент метода, выражающий отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения.
Виды методических приёмов
Описание слайда:
Словесные методы обучения
Беседа
Описание слайда:
Наглядные методы обучения
Демонстрация натуральных объектов
Демонстрация наглядных пособий
Описание слайда:
Практические методы обучения
Работа с раздаточным материалом по
А) расчленению
Б) распознаванию
В) определению биологических объектов
Наблюдение в природе биологического
объекта
Проведение эксперимента
Описание слайда:
Метод работы с тетрадью
Ведение рабочей школьной тетради по биологии:
-рисунок
-таблица
-схема
Работа с тетрадью на печатной основе
Описание слайда:
Мультимедийное обучение
сочетает в себе все каналы передачи информации и носит комплексный характер
Мультимедийная лекция
Мультимедийная практическая работа
Виртуальная экскурсия в природу
Описание слайда:
Особенности мультимедийных методов обучения
Носят комплексный характер
Для передачи мультимедийной информации необходимо несколько информационных каналов:
— зрительный
— слуховой
— тактильный
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Возможности и риски педагогической диагностики
Презентация на тему : «Этологическая теория»
Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники лепки»
Презентация на тему: Электрический ток. Анализ опасности поражения током
«Вред и польза жевательной резинки»
Статья «Нетрадиционные формы обучения столяров»
КОС ОП.09 Охрана труда
Презентация по предмету :Светская этика.»Ночные ведьмы»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5274725 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
МГПУ вводит QR-коды для посещения очных занятий
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Использование словестных методов на уроках биологии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Использование словестных методов на уроках биологии».
Подготовила: Хорхавнева А.А.
На уроках биологии, предмета, изучаемого в коррекционной школе с 6 по 9 класс включительно, умственно отсталые учащиеся получают систему знаний о живой и неживой природе, приобретают ряд практических умений, необходимых в жизни и быту.
Словесные методы обучения играют важную роль в формировании знаний и умений и я их использую на различных этапах урока.
Источником получения знаний здесь является « слово», устное ( живое, услышанное) и печатное. Слово стимулирует активную деятельность учащихся, обеспечивает высокую культуру слуховых восприятий (слушание) и мышление (думанье), требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, суждения и умозаключения, развивает навыки чтения, устную и письменную речь.
Группа словесных методов включает такие виды: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой, познавательные вербальные игры. Как известно, одним из них, наиболее распространённым, является беседа. Это вопросно- ответная форма общения, требующая от учителя точности формулировок и соблюдение необходимой последовательности в постановке вопросов, которые по характеру предполагаемого ответа подразделяются на информационные и проблемные. Информационные требуют от учащихся по возможности чёткого и конкретного воспроизведения информации: определение понятий, название частей, органов, описание их строения и т.д. Цель этого вида вопросов- выявить объём сохраняемых в памяти ученика сведений и правильность их усвоения. Это вопросы типа: «Что такое диафрагма?», «Назовите основные органы системы кровообращения», «Какие органы находятся на голове насекомых?»
Проблемные вопросы направлены на то, чтобы заставить учащихся думать, отбирать и комбинировать информацию для составления ответа. Такие вопросы требуют анализа материала, сопоставления фактов и явлений, поиска необходимых для ответа сведений. Например: «Растения дышат днём и ночью, поглощая при этом кислород. Как же происходит обогащение кислородом воздуха?»; «Правильно ли говорят, что свежий воздух- хороший доктор?» Необходимо помнить, что вопросы должны быть посильны для учеников; слишком сложные вопросы, превышающие возможности учащихся, не вызывают интереса у них, выключают их из урока. Проблемные вопросы следует задавать перед изложением нового материала с целью стимулирования интереса к теме или на этапе обобщения- для проверки осмысления вновь воспринятой информации.
Урок, как правило, начинается с проверки домашнего задания. В этом случае фронтальный опрос- самый употребимый вариант беседы, в которой наиболее целесообразными являются информационные вопросы, требующие быстрого, чёткого и краткого воспроизведения пройденного. Беседа подкрепляется иллюстрированным материалом. Умственно отсталые ученики охотнее отвечают на вопросы, сопровождаемые демонстрацией различной наглядности (натуральных предметов, таблиц, коллекций, рисунков, картинок, слайдов). Она, выступая в роли своеобразной « подсказки», облегчает им процесс воспроизведения.
При изучении курса «Животные» постановка информационных вопросов осуществляется в следующей последовательности: определение названия животного, отнесение его к общей родственной группе ( класс, отряд); характеристика общих признаков: размеры животного, части тела, их особенности, покровы, органы чувств; питание, размножение; места обитания; профессии людей, связанные с работой по содержанию и уходу за животными. При проверке домашнего задания, система обращаемых к ученикам вопросов формирует умение логически осмысливать изучаемый материал.
В ходе беседы, организуемой на этапе введения в тему урока, нужно определить объём и уровень осмысления тех опорных знаний, которые необходимо иметь ученику для дальнейшего продвижения. Вводная беседа может состоять лишь из информационных вопросов. Например при изучении темы «Бабочка-капустница» могут быть заданы следующие вопросы: «Рассмотрите на рисунке, таблице и в коллекции бабочку-капустницу. Выясните, сколько крыльев у бабочки-капустницы, какого они цвета, чем передние крылья отличаются от задних? Какие органы находятся на голове?» Учитель, получив ясные представления об уровне знаний школьников, учитывает его при изложении нового.
Другой вариант вводной беседы- это сочетание информационных и проблемных вопросов, цель последних- побудить учеников к самостоятельному поиску новых знаний, повысить активность восприятия. Например, при изучении темы «Органы растения» можно использовать следующую формулировку вопроса: «Может ли существовать растение без какой-то своей части: без корня, стебля и т.д.? Почему? Учитель направляет мысль учащихся при помощи информационных вопросов: «Где располагается стебель? Какую функцию он выполняет в организме растения? Как поступают питательные вещества в лист? В ходе беседы учитель уточняет знания учащихся, подводит их к восприятию нового материала.
Объяснительная беседа используется на этапе изучения нового материала. Данный метод предпочтительней использовать в тех случаях, когда у учащихся имеются некоторые сведения по излагаемой теме. Например, на уроке по теме «Картофель» можно использовать следующую объяснительную беседу:
«В поисках пищи человек издавна искал съедобные коренья и клубни. Достигнув плоскогорий, лежащих между горными цепями Анд, предки американских индейцев нашли здесь клубни дикого растения. Кто из вас знает, где находятся Анды? Америка? Покажите на карте. Эти клубни богаты крахмалом и оказались незаменимым продуктом для человека. Как вы думаете, что это было за растение?»
Учитель демонстрирует несколько растений: капусту, морковь, томаты, картофель- и просит учеников самостоятельно определить среди этих упомянутое в рассказе. Завершается беседа(в её ходе проводилась и словарная работа) кратким обобщением, которое может выглядеть примерно так: « Вы узнали, что картофель – важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура, завезённая в Россию во времена царя Петра 1. Особенно полезными являются клубни, представляющие собой видоизменённый ( подземный) побег, где образуется крахмал, широко используемый в народном хозяйстве.
Беседа может использоваться и в конце урока, на этапе обобщения, когда учитель хочет выяснить, как усвоен новый материал, усвоены ли термины. Эффективность обобщающей беседы возрастает, если в её ходе будет представлена наглядность, до этого момента не использовавшаяся на уроке. На этапе обобщения беседа должна содержать вопросы и задания типа: « Почему? Докажи. Объясни.»
Таким образом, подготовленность умственно отсталых учащихся к рассказу учителя, его продолжительность, чёткая дидактическая направленность каждого его этапа и всего рассказа в целом, научная достоверность фактов и структурная чёткость, эмоциональность и доступность, обеспеченность наглядными средствами- всё это слагаемые успеха использования рассказа на уроках биологии.
Метод работы с книгой – среди других методов занимает важное место, где источником получения знаний является печатное слово ( умение находить страницу, абзац, найти тему, вопрос, задание.)
Познавательные игры –загадки, викторины, ребусы, кроссворды, игры в угадайку и т. д.- усиливают занимательность обучения, развивают смекалку и находчивость, воспитывают любознательность и интерес к теме и предмету. Они проводятся когда необходима передышка, разрядка, облегчающая восприятие сложного материала, это повышает активность в обучении.
Словесные методы обучения предъявляют большие требования к речи учителя и учащихся. Она должна быть культурной и грамотной, чёткой и понятной; голос – достаточно громким, произношение чётким, тон не очень низкий, но и не высоким.