словесная характеристика достижений ученика за период обучения ученика называется
Статья «Оценка учебных достижений школьника»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Оценка – это правильное
кровообращение,
без нее неизбежны застой и
болезненные явления.
Н. Островский
Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик способный к самореализации, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенствованию.
Учебные достижения обучающихся – это УУД, сформированные в процессе учебной и внеурочной деятельности, отражающие достигнутый уровень развития личности.
Особенностями технологии оцен ивания учебных достижений являются:
— комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов образования);
— оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
— оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
— сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
— уровневый подход к разработке инструментария оценивания;
— использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
— использование наряду со стандартными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
— включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
— использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе субъективные и объективные методы оценивания;
— различие оценки (словесной характеристики любых действий) и отметки (знака за решение учебной задачи).
— адресное информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о целях, содержании, формах и методах оценки
П ринципы оценивания:
1. Комплексность. Оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения обучающихся. Данные параметры вырабатываются совместно с обучающимися. Оценка отражает не только содержательную, но и процессуальную сторону учебной деятельности.
2. Содержательность и позитивность. Оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует ее достоинства, раскрывая содержание и результаты деятельности ученика. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
3. Определенность и критериальность. Оценка характеризует конкретные качества работы обучающегося, опираясь на те критерии, которые обозначены и согласованы с ним перед её выполнением.
4. Открытость. Оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки. Ученик на основе критериев оценивания может контролировать действия учителя по оцениванию результатов обучения и самостоятельно прогнозировать свою итоговую оценку.
5. Объективность. Оценка объективна в том смысле, что не вызывает разногласий и столкновений ученика и учителя, так как не может быть истолкована многозначно вследствие её открытости и определенности.
6. Диагностичность. Оценка несет информацию о достижениях обучающихся и проблемах, которые ему предстоит решить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность.
7. Технологичность. Оценка предполагает соблюдение определенной последовательности действий учителем и обучающимися, она связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов.
8. Систематичность. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.
9. Психологическая безопасность. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.
Основными функциями оценки являются:
— мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и
стимулирует ее продолжение;
— диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика;
— воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;
— информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.
Основным показателем развития обучающихся является уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов. Контроль и оценка учебных достижений осуществляется во внеурочной и урочной деятельности.
Правила технологии оценивания
1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний
2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
4-е правило. Отметки выставляются в таблицу требований, рабочий журнал учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи
5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
— Стартовая диагностика проводиться в начале года, вначале изучения темы, в начале выполнения нового вида деятельности
— Текущее оценивание (промежуточное) осуществляется согласно плану: проверочные работы, диагностические обследования психологом, наблюдения
— Итоговое оценивание сбор информации по средствам сводных таблиц индивидуальных достижений по предметам. Итоговых диагностических методик и портфолио ученика.
Оценка образовательных достижений ученика тесно связана с его самооценкой, она является его частью технологии оценивания как один из видов личностных УУД. Таким образом, рассматриваемые виды оценивания учебных достижений тесно связаны с видами самооценки.
В 1 классе обучение безотметочное. Для оценивания используется знаково-символическая система.
Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше
Светофор. Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный– я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, красный – нужна помощь.
Фиксация результатов осуществляется сразу, видна и понятна и ребенку и учителю.
Балловая рейтинговая система оценивания свойственна в основном для средней и старшей школы, где дети уже стоят на пороге выбора профильных предметов. Однако эта система встречается и в начальной школе. Шкала оценивания может быть 10 бальной, 100 бальной. Оценка знаний в баллах не вызывает стресса, не оскорбляет, а дает возможность детально проанализировать причины неудач и выбрать максимально эффективный маршрут дальнейшей деятельности. Существуют разработанные критерии такой оценки и способы ее фиксирования в специальной документации.
– самый высокий уровень – 85 – 100%;
– высокий уровень – 70 – 84%;
– средний уровень – 50 – 69%;
– ниже среднего – 30 – 49%;
– низкий уровень – менее 30%.
Результаты фиксируются в специальных таблицах с указанием уровня по каждому заданию или этапу деятельности.
Еще один подход к уровневому оцениванию на определенных этапах изучения темы или отдельного урока.
1 уровень – фактологический (начальный)
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
Выдели, выпиши. Дай определение.
2 уровень – описательный
Ребёнок начинает анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии объектов и явлений
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
Приведи свои примеры.
3 уровень – доказательный (формируется на базе двух предыдущих)
Ребёнок выделяет существенные и несущественные признаки;
Устанавливает причинно-следственные связи;
Прогнозирует изменение процесса при изменении условий;
Пытается дать своё определение, т.е. назвать существенные признаки объекта.
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
Что произойдёт, если …?
Дай своё определение.
4 уровень – творческий
Для его формирования необходимо создать соответствующие условия, освободить ребёнка от жестких рамок правильности.
ребёнок изображает процесс или объект так, как он понимает, не по образцу, а по своему собственному мнению.
Выявить и оценить данный уровень можно по следующим вопросам:
Объясни, как ты понимаешь?
Фиксация результатов так же осуществляется в виде таблицы.
Следующий вид оценивание по критериям предполагает фиксацию результатов в листах индивидуальных достижений, технологических картах, оценочных листах.
Таблицы достижений заводятся отдельно по предметам и ведутся в течение 4 лет
обучения в начальной школе. Они включают в себя перечень умений, соответствующих
планируемым результатам освоения ООП, которыми обучающиеся должны овладеть,
освоив программу определённого класса.
Кроме этого предусмотрены оценочные листы в рамках отдельных блоков или тем
образовательных областей. Это позволяет учителю видеть продвижение каждого
обучающегося, его успехи и неудачи, планировать индивидуальную коррекционную
Возникает вопрос, где взять диагностические материалы для оценки учебных достижений школьников? Создатели многих УМК сейчас выпускают печатные тетради по классам «Диагностика метапредметных, личностных УУД», нередко методические объединения образовательных учреждений разрабатывают диагностические технологические карты, подключая к этой работе психолога.
Конечно, мы никуда не денемся от принятой отметки, которая фиксируется в журнале. Данная технология предлагает выставлять ее, основываясь не только на субъективных суждениях учителя, но и путем процентного соотношения выполненной работы к идеальному выполнению, либо при накопительной системе баллов, отметка выставляется путем вычисления среднего арифметического.
Перевод в четырёхбальную шкалу осуществляется по соответствующей схеме.
Один из видов итоговой накопительной оценки учебных достижений школьников в
определенный период обучения является
Портфолио — папка индивидуальных достижений.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.)
Портфель достижений позволяет оптимальным способом организовать накопительную
систему оценки обучающегося. Цель формирования такого портфеля –
продемонстрировать динамику образовательных достижений обучающегося. С его
помощью можно оценить сформированность УУД по следующим разделам, которые вы
можете увидеть на слайде.
-Знакомьтесь это я (личностные, коммуникативные УУД)
-Моя школа (личностные УУД)
-Мой класс (личностные, коммуникативные УУД)
-Мои учебные достижения (личностные, познавательные, коммуникативные УУД)
-Участие в проектах (все виды УУД)
-Пожелания и отзывы (личностные, регулятивные, коммуникативные УУД)
Портфель достижений ученика начальных классов включает в себя следующие материалы:
Выборка детских работ (стартовая предметная диагностика; итоговые контрольные
работы за каждый класс с указанием УУД; комплексные проверочные работы);
Систематизированные материалы наблюдений, мониторингов, психологических
Материалы, характеризующие достижения обучающегося во внеучебной деятельности
(грамоты, дипломы, сертификаты).
«Психолого-педагогические аспекты оценивания учебных достижений»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Психолого-педагогические аспекты оценивания
Обучающая деятельность учителя состоит из 3-х компонентов:
мотивационного, операционально-познавательного и контрольно-
В оценочном компоненте самое важное разграничить понятия
«оценка» и «отметка». Под оценкой имеется ввиду процесс, деятельность
оценивания, осуществляемые учителем, выражающийся в развернутом
оценочном суждении (вербальной форме).
Отметка же является результатом этого процесса, его знаковым
выражением (выражается в баллах). Отметка выполняет роль простого
отражателя результата учебного процесса, в жизни ребенка является
источником радости или серьезных огорчений. И не замечать эту
оценочной стороны обучения.
Обсуждать психологические аспекты в оценивании учебной
деятельности ребенка очень важно.
1. Оценка – это обратная связь, необходимая ученику как
информация об эффективности его работы, а не как средство давления
или контроля. В оценочной деятельности важно сравнивать результаты
достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с
показателями самого ребенка, достигнутыми ранее, отсюда вопрос, на
который отвечает учитель: что у учащегося получается, каковы его успехи,
что я учитель делаю не так, что у ребенка есть ошибки и недочеты и как я –
2. Для педагогической оценки использовать критерии относительной
успешности. Оценивая сегодняшние достижения ученика со вчерашними,
оценочная деятельность учителя становится более индивидуальной. В ней
учитываются реальные учебные возможности, конкретный уровень его
учебных достижений и та мера старательности, настойчивости, труда,
которые были вложены в достижение реального результата. Также
важно при выставлении отметок ориентироваться на индивидуальные
особенности ученика, его личностные, физиологические и эмоционально-
3. Оценка должна предшествовать отметке. Отметка всегда
выводится из оценки. В практике учителей часто наблюдается другая
картина: учителя вначале ставят учащимся отметки и лишь, затем
комментируют их. Это неверно. Более того, комментарии часто носят
краткий неразвернутый характер. Чаще использовать развернутую оценку,
когда учитель обосновывает выставленную отметку. При комментировании
оценки учитель должен соблюдать правила: указание на наиболее
типичные ошибки в учебной работе ученика, стимулирование интереса к
учению и открытие перспектив перед ним, обеспечение согласия
учащегося с выставленной ему отметкой.
4. Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне
согласен с ней. Несогласие с учительской оценкой ведет к скрытому
конфликту либо открытому. Если знания учащегося сразу же оцениваются
отрицательной оценкой, то результативность учебно-воспитательного
процесса в таком случае становится нулевой. Двойка не вызывает ничего
кроме глухого или активного отвращения к учебной деятельности.
(особенно при адаптации новенького, или переход из начального в
основное). Если учащийся оспаривает справедливость оценки, то реакция
педагогов в лучшем случае сводится к убеждению ученика в
неправомерности его высказываний, в худшем – учитель не реагирует на
подобные высказывания. Очень редко, когда педагоги сначала проверят
свою точку зрения, затем уточнят позицию ученика, тем самым дают
возможность отстоять свое мнение или убеждают в ошибке.
5. Оценка оказывает влияние на межличностные отношения в
коллективе. Педагогическая оценка должна быть адекватной.
Неумеренная похвала, иногда и необоснованная, например, отличников,
вызывает негативное отношение к нему со стороны сверстников. С другой
стороны, учащиеся, получающие постоянно негативные оценки, становятся
изолированными и отвергнутыми в классе. Важно избегать травмирующих
ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметку 2, а
тем более 1. Лучше проявлять нейтральные реакции или положительные
на уроке, исключая сарказм, унижение оценкой. Педагог должен
способствовать положительному влиянию нормального общения на
учебную успешность ученика.
6. Один из мощных факторов, снижающих обучающий и
воспитательный эффект оценки, является психологический феномен –
стереотипы ожидания учителя. С годами у учителя складываются
определенные представления о каждом ученике как о слабоуспевающем,
либо как о хорошем. Эти стереотипы ожидания предопределяют
отношение учителя к ученикам, к их знаниям. От хорошего ученика
учитель ждет только хорошего ответа, даже если тот не готов, вытягивает,
дает наводящие вопросы. От плохого ученика не ждет ничего хорошего, не
обращает внимания на малейшие продвижения в знаниях, в старании.
Ответ ученика может сопровождать словами, что ничего лучшего и не
каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой
динамики в усвоении учебного материала.
7. Роль оценки важна не только как диагностирующей функции,
но и как стимулирующей, для создания ситуации успеха (особенно в
период адаптации). Был проведен эксперимент. Учеников в классе
посадили на 3 ряда и дали одинаковое задание для самостоятельного
выполнения. Учитель подходил к ученикам 1 ряда, интересовался ходом
выполнения работы, подбадривал, хвалил. Ученикам 2 ряда указывал
только на их ошибки, делал критические замечания. К ученикам 3 ряда
даже не подходил. Лучшие результаты работы показали учащиеся 1 ряда.
Хуже всех результаты были у учащихся 3 ряда.
8. Повышение эффективности оценки, усиление стимулирующей
функции связано с переходом от внешней оценки учителя к
самоконтролю и самооценки. Это способствует развитию у учащихся
рефлексии (способности к осознанию и осмыслению собственных
действий, чувств). Важно развивать у детей самоконтроль, умение
оценивать свою работу, а также работу других учеников.
9. Содержательная отметка помогает формировать и развивать
оценочную деятельность у детей и сделать этот процесс гуманным и
направленным на личность ребенка. Амонашвили выделил несколько
методических приемов, направленных на установление сотруднических
взаимоотношений между учителем и детьми.
— Перед уроком сообщить детям, какие важные дела им предстоит
выполнить (необходимо заинтересовать детей, пробудить
— Обращаться к детям с просьбой оценить урок (Как проходил?
насколько увлек? Какие задания понравились больше? Чтобы посоветовали
учителю? Какое домашнее задание хотели бы дать учителю к следующему
— Подведение детьми итогов урока.
(К чему каждый стремился? Чего достиг? Насколько успешно
выполнен план? Какие возникли проблемы?)
— Предложение детям альтернативных учебных материалов.
— Обращение к детям с просьбой помочь учителю в подготовке урока.
(изготовить наглядное пособие, подготовить рассказ-сообщение,
— Выполнение учителем самостоятельной работы вместе с детьми
(написание сочинений, решение задач), анализ детьми работы учителя,
оценивание детьми работы учителя)
— При оценки работы ребенка особое значение придается: упорству,
старанию, достигнутому успеху, мотиву, стремлению.
— Поощрение в ребенке: смелости ума, умения сомневаться,
способность на разумный риск, готовность защищать свою точку зрения,
самостоятельности, творческого подхода, пытливости, любознательности,
самоконтроля, способности оценить собственную работу, стремления
находить и исправлять свои ошибки.
— Придание успехам ребенка общественной значимости.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Нейропсихология детского возраста
Курс профессиональной переподготовки
Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Давая оценку, каждый учитель думает о дальнейшем росте ученика. Оценивая, так или иначе, он преследует определенные цели. Педагогические знания и умения, опыт и интуиция в сочетании с основополагающей педагогической позиции учителя – чувством ответственности перед подрастающим поколением и обществом. Но будет ли при этом, действительно достигнут ожидаемый эффект, сказать с абсолютной уверенностью никогда не возможно.Обсуждать психологические аспекты в оценивании учебной деятельности ребенка очень важно.В статье представлены аспекты психолого-педагогического подхода к оцениванию учебных достижений.
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Роль классного руководителя в преодолении неуспеваемости учащихся.
Работа с педагогами по формированию стрессоустойчивости учащихся
Урок психотренинга «Условия бесконфликтного общения»
«Ойлан, ізде, тап!» квест ойыны
Коррекционно-развивающее занятие по психологии «Весна»
Глинотерапия в работе с чувствами детей
Рабочая программа педагога – психолога по подготовке учащихся для работы в Школьной Службе Примирения
Комплексная рабочая программа педагога-психолога образовательного учреждения.
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5274725 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.