слова для эриксоновского гипноза теплый
Пять простых техник эриксоновского гипноза в разговоре
Основателем эриксоновского гипноза является известный психотерапевт Милтон Эриксон, который с юных лет, после перенесенного полиомиелита, был прикован к постели и методом самовнушения добился улучшения своего состояния вплоть до полного выздоровления.
Эриксоновская модель психотерапии предполагает широкое использование многоуровневой речи. Словесная формулировка может содержать в себе множество смыслов. Таким образом на сознательном уровне обрабатывается лишь одно из возможных значений слова, а на бессознательном – все его значения.
Техники эриксоновского гипноза могут быть полезны психологам и психотерапевтам в работе с клиентами, в целях улучшения их психоэмоционального состояния. Также они могут быть полезны для улучшения качества коммуникации.
Техники эриксоновского гипноза активно используются цыганами, сетевиками, продавцами-консультантами. Зная техники эриксоновского гипноза можно замечать манипуляции со стороны других людей и противостоять им.
Эриксоновский гипноз состоит из следующей последовательности шагов:
1.Присоединение – это подстройка:
а) под тембр, темп речи собеседника, использование его предикатов речи (визуальных, аудиальных, кинестетических)
— зрительные предикаты — слова «видеть», «яркий», «туманный», «отчетливо», «перспектива» и т.д.
Мастера подстройки присоединяются не только к позе тела собеседника, но и подстраивают темп своего дыхания, моргание глазами и другие микродвижения оппонента.
2. Ведение – по мере установления рапорта (подстройки) и расположения к себе собеседника, введение своих собственных предикатов, тембра и темпа речи, постепенное изменение и переход к более позитивной и ресурсной позиции.
Например, говоря с человеком, находящемся в раздраженном состоянии, подстройтесь к его гневу, но немного слабее его уровня. Поскольку, если вы зайдете слишком далеко, то возникнет опасность обострения. Как только вы подстроились, вы можете начинать вести его постепенно вниз к более спокойному состоянию, постепенно успокаивая свое собственно поведение. К тому, кто настаивает на чем-то, можно присоединиться и подстроиться с помощью голоса, говоря немного громче и быстрее, чем обычно.
Сначала скажите несколько утверждений с которыми человек согласиться, а затем свое предложение, например:
«Сейчас вы читаете мою статью, и думаете о том, как вы сможете использовать все это на практике, и вы чувствуете некоторое замешательство относительно этого, и также вам кажется, что не все понятно, и, возможно вы дочитаете эту статью до конца.»
В данной технике речь свою необходимо выстраивать в настоящем моменте. Первые фразы и слова погружают человека в транс, а последнее предложение застает его в врасплох. Он становится, как бы вынужден его выполнить.
Используя эту технику, вы говорите много, часто перескакивая с одного вопроса на другой. Постоянно держите сознание собеседника связанным, задавая вопросы «понимаете, да?», «ведь верно, правда?». И, когда голова вашего оппонента буквально пошла кругом, завершаете свое внушение тем предложением, с которым пришли. Часто люди выполняют его, лишь бы не повторилось все с начала.
Например: изучая психологию, я стал понимать, что не понимаю в людях очень многое, но никак не могу понять, что именно из непонятого мною я все же понимаю, и я, наверное, никогда не пойму разницу между тем, что я уже понял и тем, что я не понимаю.
Тройная спираль Милтона Эриксона.
Тройная спираль состоит из трех не связанных между собой маленьких историй. И на практике это выглядит следующим образом:
Вы начинаете рассказывать первую историю, и в момент, когда подходите к самому интересному без всякой связки переходите ко второй истории.
Рассказываете вторую историю опять до кульминационного момента и вновь без связки переходите дальше.
Третья история должна содержать собственно текст внушения предпочтительно, если он будет составлен при помощи техник манипуляции сознанием, речь о которых еще впереди. Итак, вы произносите третью историю, содержащую текст внушения и без перерыва возвращаетесь ко второму рассказу, завершая его.
После этого заканчиваете первую историю, с того места, где прервали ее.
Здесь также существуют несколько речевых техник:
утверждение, которое находится в строгом соответствии с действительностью.банальная истина.
Если вы в процессе разговора говорите: «. иногда люди принимают решения под влиянием чувств. «, «. люди часто чувствуют облегчение после того, как поговорят об этом с кем-нибудь. «,
Трюизм на забывание: «Люди умеют забывать то, что они знают».
В данной технике, делается допущение возникновения определенной поведенческой реакции. Эти предложения выстраиваются с помощью оборотов речи, которые указавают на время или последовательность действий.
Типичные обороты речи используемые в этой технике:
до того, как. после того,как. в течение. по мере того, как. прежде, чем. когда. в то время, как.
Например: «Прежде, чем сообщить мне, над какой проблемой вы хотите работать, сделайте глубокий вдох».
Здесь рассматриваются две поведенческие реакции, которые можно противопоставить. Эффективность техники можно усилить, если использовать кинестетику, таким образом у человека создается убеждение о наличии противоположностей.
Например: «Чем сильнее вы стараетесь оказать сопротивление,тем скорее вы поймете, что оно напрасно»
«Чем тяжелее кажется проблема, тем легче оказывается подходящее решении».
«Чем тяжелее дается вам изучение этого курса, тем легче будет его практическое применение.»
В данной технике вы предоставляете выбор из нескольких вариантов, оба из которых вас бы устраивали.
Например, «Вы сможете применять полученные знания сразу или после небольшой тренировки».
Главным условием успешности этой техники является расстановка интонационных акцентов при привлечении внимания собеседника к той реакции, которую хотите у него вызвать, при этом предлагая свободу выбора. При этом другой человек чувствует себя расслаблено, и не чувствует себя обязанным следовать вашим рекомендациям. Важным моментом будет не сама информация, а то как вы это предлагаете. При этом вариант, который вас не устраивает, вы произносите несколько пренебрежительным тоном.
Например,»Вы можете прочитать эту статью прямо сейчас, или не читать ее вовсе».
Таким образом, техники эриксоновского гипноза являются эффективными и действенными в процессе коммуникации людей между собой, однако, хотелось бы отметить, что не стоит применять его для прямого внушения или изменения личности другого человека, поскольку такой подход обычно бывает бесполезным или приводит к кратковременному результату. Более эффективным будет использование его для усвоения навыков и побуждения клиента к естественным желаемым личностным изменениям, возникающим в результате не самого гипноза, а процесса обучения.
Наталья Ситникова
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Методичка Эриксоновский гипноз
Негосударственная Информационная Виртуальная Общественная Организация “Информационный портал www.indigo-papa.ru”
Владимир Пугач
Кандидат медицинских наук, психолог-эксперт,
БАЗОВЫЕ НАВЫКИ
ЭРИКСОНОВСКОГО ГИПНОЗА
МИЛТОН ЭРИКСОН: БИОГРАФИЯ
1. Человек и его работа.
Милтон Эриксон родился в бревенчатой хижине в маленьком шахтерском городке на западе Соединенных Штатов Америки в 1901 году. Умер в 1980-м в г. Фениксе, штат Аризона.
К концу своей жизни Милтон Эриксон стал признанным во всем мире авторитетом в области гипноза и краткосрочной психотерапии. Идеи, методы, техники, созданные им, в настоящее время начинают доминировать в американской психотерапии.
Каковы же источники творчества и мудрости Эриксона?
2. Источники творчества. Эриксон, будучи, несомненно, человеком одаренным, вынужден был, кроме того, творить и изобретать в силу жестокой необходимости, поскольку по отношению к окружающему его миру находился в ином состоянии, нежели вы и я.
Эриксон от рождения был лишен цветоощущения – весь мир он видел в пурпурных оттенках; не различал звуки по их высоте, и воспроизвести даже самую простую мелодию было для него делом совершенно невозможным. Но и это еще не все. В детстве он страдал от дизлексии (нарушение процесса чтения). В 17 лет он перенес приступ полиомиелита и выздоровел полностью, благодаря единственно лишь разработанной им самим (!) программе реабилитации. И только после этого пошёл в школу, которую закончил экстерном. Затем учился в университете. В 51 год Эриксона снова настигла эта страшная болезнь, и на этот раз ему удалось выздороветь лишь частично: последние 10 лет жизни он был прикован к инвалидному креслу. Его мучили постоянные боли, были парализованы часть языка и правая рука. И, тем не менее, это был гений психотерапии!
3. Реализуйте свои возможности. Вопреки этим всем ограничениям, а во многом и благодаря им, Эриксон поистине научился использовать возможности и реализовывать потенциальные способности, которыми обладает каждый из вас. Это действительно был гений в своей области человеческих знаний.
ЦЕЛЬ И МЕТОДЫ СЕМИНАРА:
Я хочу научиться этой загадочной технологии.
А для чего?
Существуют много подходов к применению гипноза, например: психотерапевтический и педагогический. При психотерапевтическом подходе целью является коррекция нарушений и возвращение человека к нормальному функциональному состоянию. При педагогическом же подходе к гипнозу целью является реализация возможности выполнять какое-либо достаточно успешное действие еще эффективнее (например, улучшить спортивные результаты, или результаты вашей профессиональной деятельности).
Именно в этом заключается и моя цель как педагога.
Разрешите мне поделиться с вами своим пониманием различий, существующих между традиционным советским образованием и семинарами-тренингами, на которых вы присутствуете. Эти различия касаются как цели, так и метода
1. Цель: приобретение навыков понимания. Человеческая психика выполняет две функции. Например, некоторые из моих коллег-преподавателей высшей школы могут рассказать вам, как следует управлять большой организацией, или, как ставить диагноз, но сами не умеют этого делать.
С другой стороны, я знаю многих менеджеров, или врачей, которые не могли мне объяснить, как быть хорошим менеджером, или, как поставить диагноз, но умеют эффективно управлять большой организацией, или умеют блестяще ставить диагнозы.
В университетах мы часто стремимся к интеллектуальному, теоретическому пониманию. На практических семинарах, подобных этому — к развитию практических умений.
На этом семинаре я буду учить вас хорошо гипнотизировать, а не объяснять, что такое гипноз.
2. Метод: тренинги, разговоры. В традиционной ситуации обучения преподаватель стоит перед аудиторией и говорит, а студенты записывают. На тренинговых семинарах большое значение придается вовлечению студентов в различные виды деятельности, которые дадут им возможность приобрести новые навыки.
На этом семинаре мы будем выполнять много упражнений, направленных на развитие ваших способностей учиться.
ОБ ЭРИКСОНОВСКОМ ГИПНОЗЕ
1. Различие подходов. У нас в России традиционно существуют принципиально различные подходы к гипнозу и гипнотерапии.
Это классический гипноз (императивный гипноз) – когда гипнотизёр авторитарно управляет волей гипнотизируемого и всем гипнотическим процессом. Эта методика в СССР была чётко регламентирована законодательно.
Одним из достижений Милтона Эриксона было то, что он оценил транс как широко распространенное, часто встречающееся явление (поездка на машине или автобусе, стояние в очереди, слушание лекции, ожидание встречи) и начал использовать эти естественно возникающие состояния в своей работе.
5. Волшебство воздействия образов. Милтона Эриксона часто просили объяснить, что такое гипноз, и тогда он обычно отвечал: «Гипноз — это передача образов».
Чтобы понять, что Эриксон имел в виду, можно вспомнить о том, какую власть имеет поэзия над человеческими душами. Поэзию человек понимает не только умом, но и переживает телом (соматически). Стихотворение может изменить самую суть нашей жизни. Можно было бы переформулировать ответ Эриксона так:
«Гипноз — это поэзия, это вдохновение». Я бы хотел, чтобы вы помнили об этом, пока мы будем продолжать нашу работу.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ
Условия наведения транса
УПРАЖНЕНИЕ 1: ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ФИЗИОЛОГИИ
«Нас тут много. Мы будем работать с изменениями. Поэтому важно, чтобы сначала мы поработали над простыми заданиями, прежде чем начнем делать что-то более значительное. «
Целью этого упражнения является сосредоточение внимания на присоединении к поведению другого человека. Это упражнение мы будем выполнять в группах из трех человек.
1. Участник упражнения № 1 — субъект — просто сидит в кресле. Он является моделью.
2. Участник № 2 сидит в другом кресле — напротив участника № 1 — и имитирует физиологию последнего.
3. Участник № 3 — «режиссер» и действует подобно кинорежиссеру. Он должен помогать участнику № 2 достигнуть совершенства в присоединении к участнику № 1. Обращайте внимание на все части тела: ноги, руки, голова, губы и т.д.
4. Когда режиссер удовлетворен тем, как участник № 2 присоединился к участнику № 1, он (режиссер) просит участника № 2 закрыть глаза. Пока глаза у участника № 2 закрыты, участник № 1должен изменить свою позу.
5. Участник № 2 открывает глаза и снова присоединяется к участнику № 1.
6. Весь этот цикл повторяется 4 раза с участником № 2. Затем происходит обмен ролями так, чтобы каждый из участников упражнения имел возможность четыре раза присоединиться к каждому из двух остальных участников.
Прежде чем мы начнем учиться гипнозу, нам надо понять, какое влияние оказывают на человека очень простые поэтические образы. Такое понимание позволит нам глубже почувствовать влияние слов на психику и на организм.
Ответьте мне сейчас, в каких конкретных ситуациях вы чувствуете себя удобно, безопасно и расслабленно:
отдыхая на пляже в теплый день
принимая теплую ванну
отдыхая в деревне на лугу
отдыхая в теплой постели, когда на улице дует сильный холодный ветер и т.д.
Примечание: не записывайте этого. Это может отвлечь ваше внимание.
СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКА СЛОВ,
ОПИСЫВАЮЩИХ СОСТОЯНИЕ РЕЛАКСАЦИИ
А сейчас скажите, пожалуйста, каковы слова, с помощью которых вы могли бы описать ваши чувства в этих ситуациях?
4.3. ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДЫХАНИЮ
Упражнение 2
Для выполнения этого упражнения нужно разделиться на группы по 3 человека. Участник 1 слушает, участник 2 говорит, участник 3 является режиссером.
а) глубоко вздохнуть и на какой-то момент сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, затем почувствовать, как спина касается спинки стула.
б) затем участник 2 должен посмотреть на участника 1 и начать присоединяться к его дыханию.
в) после того, как присоединение произошло, участник 2 должен начать произносить на выдохе те слова, которые в начале упражнения ему предъявил участник 1.
г) участник 1 закрывает глаза, если чувствует себя при этом спокойно, чтобы лучше почувствовать и оценить влияние, которое эти слова оказывают на его ощущения.
д) участник 2 просто произносит на выдохе (медленно, слегка нараспев) слова из списка —сначала в предложенном порядке, а затем меняя их порядок.
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ
5.1. ЭРИКСОН О ДВИЖЕНИИ ГЛАЗ
В первых упражнениях наше внимание было сосредоточено на внешнем поведении и использовании физиологии с целью присоединения к внутреннему состоянию другого человека. Но возможно и необходимо также непосредственное присоединение к внутренним процессам, протекающим в психике другого человека. По Эриксону существует связь между движениями глаз и способами мышления, которые человек использует для решения данной задачи.
СХЕМА ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ
Глазные сигналы доступа к бессознательному (ГСД) /gsd
5.2. Упражнение 3: присоединение к движениям глаз
В процессе беседы используйте предикаты той модальности, в которых в этот момент находится партнёр.
ОБРАЗЫ ДОСТИЖЕНИЙ
1. БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ГИПНОЗА
1.1. ЧЕТЫРЕХШАГОВАЯ МОДЕЛЬ
1. Постановка целей.
Сегодня мы будем работать именно с этой моделью.
1.2. ПРИЗНАКИ ТРАНСА
Какие наблюдаемые физиологические изменения позволяют нам утверждать, что человек расслаблен и его внимание обращено внутрь? Что вы видели, наблюдая за людьми, находившимися в состоянии расслабления в предыдущем упражнении?
Замедление мигательных движений
Замедление глотательных движений
Поза становится неподвижной
Дыхание замедляется, становится брюшным и более ритмичным
Снижается частота пульса. Снижается частота сердечных сокращений
Расслабляются мышцы лица, лицо разглаживается, в особенности щеки, лоб, губы
Снижается реакция на внешние шумы
Меняется цвет лица (побледнение соответствует диссоциированному состоянию,
Запаздывающие моторные реакции
Появление спонтанных идеомоторных реакций — таких, как подрагивание рук, дрожание век, вздрагивание.
Трансовые состояния с позиции коммуникации
Транс – это процесс коммуникации с уровнями бессознательного.
А) при выключенном сознании (например, классический гипноз)
Б) при включённом сознании (например, эриксоновский гипноз)
Эриксоновская терапия: как это работает?
Эриксоновская терапия и гипноз: особенности работы с пациентом
Автор методики Милтон Эриксон особое внимание уделял тому, как пациент воспринимает реальность – события и явления в своей жизни. Психоаналитик был уверен, что можно решить проблему, полностью приняв ее, а для этого необходимо увидеть ее положительные стороны.
Особое внимание стоит уделить работе со страхами. Они парализуют человека, приводят к появлению неврозов, панических атак. И здесь большую роль играют такие категории, как везение и невезение. Когда случается неудача, человек испытывает сильный стресс, задается вопросом, почему проблема появилась именно у него. Ему трудно примириться с такой несправедливостью, и это мешает принять случившееся.
Невозможность смириться с потерей делает человека несчастным, мешает ему контролировать свои чувства. Здесь важно осознание необходимости принятия. Чтобы облегчить процесс, стоит прибегнуть к юмору. Эриксоновская терапия предлагает новое, более позитивное, отношение к явлениям. Это помогает при лечении неврозов, делает человека более счастливым и оптимистично настроенным.
Эриксоновский гипноз и работа с бессознательным
Транс – сфокусированный луч внимания
Транс необходим, чтобы пробраться через блоки и заслоны, активировать ресурсы бессознательного. В таком состоянии пациенты становятся более восприимчивыми, поэтому можно использовать гипноз для лечения невротических расстройств, пагубных привычек. Транс открывает доступ к потенциалу человека, о котором он сам даже не подозревает.
В своих работах Милтон Эриксон классифицировал трансы в зависимости от способов погружения человека в разные состояния:
1 Повседневный. В это состояние человек погружается во время выполнения повседневной работы: глажки, уборки, мытья посуды. Рутинная работа сопровождается какими-то мыслями, образами, которые быстро забываются и стираются.
2 Глубокий. Это состояние возникает во время гипнотического лечения алкоголизма, табакокурения и других зависимостей. Глубокий транс облегчает работу с неврозами, страхами и паническими атаками.
3 Сомнамбулический. При сомнамбулическом трансе люди ведут себя так, как будто находятся в «обычном» состоянии, однако они чрезвычайно восприимчивы.
Как транс помогает разрешить проблемы пациента?
Популярные техники эриксоновского гипноза:
После сеанса гипноза пациенты чувствуют себя отдохнувшими, спокойными. Их психологическое состояние гармонизируется, а уровень стресса снижается. Подсознание человека отыскивает наилучший способ решения проблемы. Необходимые изменения происходят как будто сами по себе, причем пациент чувствует себя уравновешенным, уверенным в себе и своих действиях.
Эриксоновская терапия и гипноз – эффективные методы решения психологических проблем. Вы можете задействовать их для улучшения собственной жизни. Обратитесь к хорошему психологу и сделайте первый шаг к счастливому и гармоничному будущему. Звоните!
Эриксоновский гипноз. М. Р. Гинзбург, Е. Л. Яковлева
Глава 3. Наведение и углубление транса
3.1. Природа наведения
Терминология, во многом «доставшаяся по наследству» от традиционного гипноза, часто недостаточно адекватно отражает суть происходящего — новое вино вливается в старые мехи. Вместо того, чтобы говорить, что терапевт наводит транс или вводит человека в транс, было бы правильнее говорить, что терапевт помогает клиенту войти в транс, потому что входит в транс он сам, а терапевт выполняет при этом роль инструктора, указывая и подсказывая комфортный способ вхождения в транс. Тем не менее, пока термин «наведение» является общепринятым.
Различаются формальные и натуралистические наведения.
Кроме того, наведение позволяет построить то, что Майкл Япко называет «установка на откликаемость»: клиент привыкает следовать за терапевтом, обучается тому, как принимать и реализовывать внушения.
Любое наведение (как и любая техника) может не сработать. Если наведение не сработало, надо просто перейти к другому наведению.
Когда человек привыкает к определённому типу наведения, время вхождения в транс существенно сокращается.
Установка «Не знать, не делать»
Сеанс эриксоновского гипноза часто начинается словами: «Сейчас я попрошу вас некоторое время ничего не делать». Эриксон и Росси говорят, что есть установка, идеальная для начала гипнотического сеанса, они называют её установкой «Не знать, не делать». Когда человек обращается к терапевту, он делает это потому, что у него есть проблемы. Это значит, что в каких-то сферах своей жизни он потерпел неудачу. Если от него потребуют чего-то, что он не в состоянии сделать, например, воспроизвести какой-нибудь гипнотический феномен, то это будет означать, что к его неудачам добавится ещё одна. У него что-то не получается в жизни, а теперь ещё и гипноз не получился.
Вместо этого ему говорят: «Тебе ничего не нужно делать». Тем самым его страхуют от неудачи. Если тебе ничего ие нужно делать, если от тебя ничего не требуется, значит невозможно ни в чём потерпеть неудачу.
Сообщив клиенту, что ему ничего не нужно делать, терапевт может разъяснить, что это значит — ничего не делать: «Ничего не делить — это значит, что нет необходимости двигаться, нет необходимости говорить и даже нет необходимости думать о чём-то конкретном; можете думать о чём хотите». Это разъяснение одновременно является косвенным внушением: не прямо, в обход возможного сопротивления, клиенту сообщают, что ему не нужно двигаться, не нужно говорить, не нужно ни о чём думать.
Однако — и это важно — если он хочет двигаться, он может двигаться. Если хочет говорить — может говорить. Если хочет думать о чём-то конкретном — пожалуйста. Всё это будет принято и ратифицировано терапевтом. Таким образом, что бы клиент ни делал, он сотрудничает с терапевтом. Одной из особенностей сеанса эриксоновского гипноза является то, что для клиента в нём не бывает неудач — всё, что исходит от клиента, принимается и одобряется. В сеансе эриксоновского гипноза всегда всё «хорошо» и «очень хорошо».
Собственно говоря, во всех наведениях используется фиксация внимания (первый этап микродинамики транса), но есть группа наведений, в которых это делается явно, их можно объединить в группу наведений фиксацией внимания. Внимание можно фиксировать в разных модальностях.
Фиксация внимания в зрительной модальности — наведение фиксацией взгляда
Это одна из старейших техник наведения. Фиксировать взгляд можно на любом объекте. Клиенту предлагается отмечать все спонтанно происходящие изменения и даются внушения на вхождение в транс.
«Вы можете выбрать точку, на которую вам удобно смотреть?
Продолжая смотреть на эту точку, отмечайте те изменения, которые могут происходить сами по себе.
Могут изменяться размеры точки. или её цвет. или расстояние до неё. вокруг точки может появляться светящийся ореол. периферия поля зрения может затягиваться чем-то вроде тумана. словно смотришь в длинную трубу. и сейчас у вас на сетчатке есть отпечаток этой точки. и когда глаза закрываются. этот отпечаток сохраняется. и изменения продолжаются. и они нарастают. всё быстрей и быстрей. и очень быстро уводят вас. в эту волшебную страну грёз. в которой образы приходят сами по себе. и вы просто позволяете происходить тому, что происходит само по себе. »
Фиксация внимания в слуховой модальности
Фиксировать внимание можно на окружающих звуках, на голосе терапевта, на музыке, на воображаемых звуках (предложить в своём воображении слышать музыку, шум моря и т. д.).
Часто спрашивают, можно ли проводить сеанс под музыку. Можно, но та музыка, которая нравится терапевту, вовсе не обязательно нравится клиенту. Кроме того, в своём воображении клиент может выбрать ту музыку, которая ему нравится.
«Вы можете сесть удобно.
Вы можете услышать звуки, которые вас окружают.
Вы слышите звуки моего голоса. (перечислить окружающие звуки: скрип двери, звонок телефона, шаги, а также те звуки, которые могут возникнуть, например: может прозвенеть дверной звонок, может просигналить машина за окном).
Есть разница между глаголами «слушать» и «слышать». И я прошу вас именно слышать — просто позволять звукам приходить, не сопоставляя, не анализируя. Просто позволить себе слышать то, что вы слышите.
И постепенно эти звуки могут изменяться. и превращаться в другие звуки. звуки вашей грёзы. может быть, это звук небольшой волны. которая набегает на берег и откатывается. набегает и откатывается. в своём собственном ритме. И под этот ритмичный звук глаза закрываются. и приходят образы. грёзы. воспоминания. »
Фиксация внимания в кинестетической модальности
Внимание клиента фиксируется на его ощущениях.
«Вы можете ощутить положение своего тела в пространстве. ощутить контакт с сиденьем, которое вас поддерживает. со спинкой. ощутить, как ступни ваших ног давят на пол (можно добавить: руки на подлокотниках, кисти рук на коленях и т. д.).
И вы можете ощутить, как прилегает к телу одежда. в некоторых местах это ощущение более отчётливое, чем в других.
И вы можете ощутить своё дыхание. как воздух входит (на вдохе) и выходит (на выдохе). И вы можете позволить прийти приятному вспоминанию. »
Фиксация внимания в ольфакторно-густативной модальности (запах и вкус)
Можно использовать реальные запахи (духи, ароматические палочки), но слишком велик шанс того, что запах может клиенту не понравиться. Надёжнее и проще предложить ему представить себе какой-либо запах или вкус. Если клиенту удаётся представить себе запах, он входит в транс очень быстро, запахи ассоциативно вызывают различные вспоминания, образы, картины.
«Некоторые люди могут в своём воображении чувствовать запахи. интересно, можете ли вы вспомнить запах моря. а может быть, даже ощутить вкус соли на губах. »
Транс наводится сопровождением в приятном воспоминании (см. «Сопровождение в приятном воспоминании»). Клиенту предлагается мысленно отправиться в такое место, где он чувствует себя хорошо, комфортно, приятно; осуществляется сопровождение по всем модальностям. Сопровождение может выполняться в нескольких вариантах:
— можно прямо спросить у клиента, где он себя чувствует хорошо; место может быть выбрано терапевтом, но в этом случае следует предварительно осведомиться, не связаны ли у клиента с этим местом какие-либо неприятные воспоминания или ассоциации;
— можно выполнить сопровождение с использованием неопределённых слов.
Метод счёта является классическим методом наведения. Он может использоваться в нескольких вариантах. Обычно используется счёт от одного до десяти (или от десяти до одного), иногда — счёт от одного до двадцати. В некоторых вариантах техники используется обратный отсчёт от ста. Сначала счёт сопровождается внушениями на комфорт и обращение внимания вовнутрь, затем, когда клиент привыкает к данному наведению, бывает достаточно только счёта.
«Через несколько мгновений я начну считать от одного до десяти, и по мере того как я буду считать, вы можете начать ощущать комфорт. который постепенно будет становиться всё глубже и глубже. один. и на некоторое время всё, что вас окружает, становится неважным. два. дыхание становится более спокойным и ровным. три. и я не знаю, когда закроются глаза. до пяти или после. четыре. может быть, это немножжо похоже на то, что бывает когда засыпаешь. когда мысли текут сами по себе. изменяясь. пять. и могут появляться образы. иногда яркие, иногда размытые. неважно. шесть. глаза закрылись. очень хорошо. семь. вы можете меня слушать или не слушать. это неважно. восемь. погружаясь всё глубже и глубже в свой внутренний мир. девять. позволяя себе обрести эту паузу. этот отдых. такой необходимый. девять. такой комфортный. десять. просто позволяя происходить тому, что происходит. »
Даже такое традиционное наведение, как наведение счётом, может быть использовано очень творчески. Так, Эриксон говорит своей пациентке: «Я сосчитаю до двадцати, и вы войдете в гипноз. А считать я могу по-разному». После чего он ей сообщает: «У меня восемь детей, но вообще-то они дешевле дюжинами»; и пациентка входит в транс.
Восемь и двенадцать в сумме — двадцать.
Клиента просят вслух отсчитывать от ста в обратном порядке; терапевт перемежает его счёт внушениями на комфорт и создание внутреннего фокуса внимания. В одном из вариантов этой техники добавляется следующее внушение:
«Вы будете вслух считать от ста в обратном порядке по единице и находить каждое следующее число будет всё труднее и труднее. И когда вы обнаружите, что приходится затрачивать слишком много усилий на то, чтобы находить следующее число, вы скажете: «Числа кончились»».
Обратный отсчёт с сенсорной перегрузкой
Этот метод фактически относится к техникам создания замешательства (см. главу «Замешательство»). Клиенту предлагают отсчитывать вслух от сотни в обратном порядке тройками.
Вариант: отсчитывать вслух от сотни в обратном порядке семёрками.
Вариант: отсчитывать вслух от сотни в обратном порядке семерками, визуализируя каждое очередное число написанным на доске и затем «стирая» его.
Вариант: то же, но числа визуализируются в разном цвете.
Вхождение в транс через расслабление также представляет собой классическую технику. Она может осуществляться в разных вариантах.
Последовательное описание групп мышц
Тело мысленно разделяется на произвольное количество мышечных групп, которые предлагается последовательно расслаблять. Если человек расслабляется быстро, мышечные группы могут быть крупными (Расслабьте ступни ног. расслабьте ноги до колен. расслабьте бёдра. позвольте расслабиться мышцам таза. ).
Если клиенту нужно больше времени, мышечные группы могут быть мелкими (Расслабьте мышцы лба. расслабьте мышцы вокруг глаз. расслабьте губы. расслабьте челюсти. ).
Предложение расслабления можно сочетать с внушениями тяжести и тепла (Расслабьте ступни ног. позвольте возникнуть в ступнях ног ощущениям приятной тяжести и тепла. ).
Начинать можно с рук, с ног или с лицевых мышц. Это не имеет существенного значения.
Сочетание расслабления со счётом
Тело мысленно делится на десять мышечных групп; даётся инструкция: «Я буду считать от одного до десяти, и с каждым числом вы будете расслабляться всё больше и больше». Затем ведётся счёт, который сопровождается внушениями на расслабление: «Один. расслабьте ступни ног. два. расслабьте ноги до колен. три. позвольте расслабиться бёдрам..» и т. д.
Это наведения, в которых активно используется идеомоторный феномен.
Наведение воображаемым грузом
Существуют различные варианты этого наведения. В целом оно заключается в том, что клиенту предлагают вытянуть руку (или обе) и представить, что на одной из них находится груз. Под весом этого воображаемого груза рука начинает опускаться, к этому движению присоединяются внушения на вхождение в транс. Наведение может быть использовано при самогипнозе.
«Представьте себе, что у вас на руке лежит груз весом в пять килограмм. и под тяжестью этого воображаемого груза рука начинает опускаться. вначале медленно. всё ниже и ниже. и по мере того, как рука опускается, вы входите в транс. всё глубже и глубже. и когда рука опустится и ляжет на бедро, это будет хороший транс. приятный. комфортный. оптимальной для вас глубины. да, всё ниже и ниже. очень хорошо. глаза закрываются. рука движется быстрее. И транс углубляется. » и т. д.
Клиенту предлагают вытянуть руку вперёд ладонью вверх. На ладонь кладётся монета. Даётся следующее внушение:
«Сейчас я прошу вас начать очень-очень медленно поворачивать кисть руки. да, вот так. продолжайте. и когда монета упадёт, вы закроете глаза и войдёте в транс».
Движение кисти очень быстро переходит в непроизвольное, это хорошо видно по изменившемуся характеру движения — оно становится прерывистым. Наведение может быть использовано при самогипнозе.
«Гарантированное от неудачи наведение» (failsafe induction) Эрнеста Росси
На основе идеомоторных движений Эрнест Росси разработал наведение, которое он назвал «Наведение, гарантированное от неудачи». Выполняется оно следующим образом.
Клиенту предлагают поставить руки перед собой ладонями друг к другу и говорят: «Поставьте руки перед собой ладонями друг к другу и ждите. Когда ваше бессознательно будет готово к тому, чтобы вы вошли в транс, руки начнут медленно сходиться или медленно расходиться сами по себе». Когда руки начали двигаться: «И по мере того, как руки сходятся (расходятся), вы входите в транс всё глубже и глубже».
Если руки остаются на месте, следует продолжение:
«А может быть, они предпочитают оставаться на месте, в то время как вы входите в транс».
То же самое — если руки опускаются:
«А может быть, руки предпочитают отдыхать на коленях, в то время как вы входите в транс».
К идеомоторным наведениям относятся также наведение каталепсией руки и наведение левитацией руки (см. «Каталепсия руки» и «Левитация руки»).
Перед началом первого сеанса нужно демистифицировать технику, то есть объяснить клиенту свою технику, объяснить, что в ней нет ничего магического, мистического, что всё это естественно и научно. На это уходит время сеанса. Демистификацию можно объединить с собственно наведением — выполнить «Демистифицирующее наведение». Нами разработано следующее наведение.
Один. Одна ступенька вниз по лестнице. Спускаясь по этой воображаемой лестнице, вы на некоторое время удаляетесь от того, что принято называть окружающей реальностью. Всё это есть, но на некоторое время это неважно.
Четыре. Четыре ступеньки вниз по лестнице. Это промежуточная логика, в которой возможно то, что кажется невозможным сознательному разуму. В которой можно одновременно находиться в разных местах и в разных временах, в которой могут сосуществовать противоположности. Это похоже на то, словно открывается скобка в психическом функционировании, и внутри этой скобки возможны позитивные изменения. а затем скобка закрывается, а изменения остаются и продолжают действовать.
Шесть. Шесть ступенек вниз по лестнице. Важно, чтобы вы знали, что в трансе контроль сохраняется. В любой момент вы будете понимать, что происходит, и если вам что-то не понравится, в любой момент вы можете прервать это упражнение. Для этого вам будет достаточно сделать глубокий вдох и открыть глаза.
Восемь. Восемь ступенек вниз по лестнице. Вашей собственной реальностью, которая на некоторое время может стать единственно реальной. и вы позволяете ей становиться всё более реальной. позволяете приходить образам. цветам. звукам. ощущениям. продолжая слышать мой голос.
Девять. девять ступенек вниз по лестнице. всё больше и больше погружаясь в это приятное и комфортное состояние.
И может быть, вы внутренне задаёте себе вопрос — что же изменилось? Изменился ваш мышечный тонус. изменилась частота дыхания. изменился пульс. изменилось соотношение работы больших полушарий головного мозга. и через несколько мгновений. я попрошу вас отправиться на поиски приятного воспоминания. то есть такого момента вашей жизни, когда вы чувствовали себя приятно. комфортно. хорошо. »
Этот метод может быть использован при работе с сопротивляющимся клиентом. Клиенту предлагают притвориться, что он в трансе, и вести себя так, как если бы он действительно находился в трансе. А терапевт притворится, что он верит, что клиент находится в трансе, и тоже будет вести себя так, словно клиент находится в трансе.
Натуралистическое наведение осуществляется в обычной беседе по ходу рассказывания истории. Надо подробно и занимательно рассказать человеку о чём-то, что хорошо знаешь. Это может быть история о том, как делают скрипку, как обжигают кирпичи, как устроен компьютер, как растёт и развивается ребёнок, как функционирует система пищеварения, — неважно. Внимание фиксируется
— за счёт увлекательности сюжета,
— наличия у субъекта интереса к данной теме или
— за счёт соответствия сюжета опыту клиента.
Ратификация минимальных признаков транса
Использование контекстуальных внушений (см. «Внушения»)
Контекстуально выделяются слова, указывающие на комфорт, покой, расслабление, погружение в себя, гармонизацию и т.д. («Наступает осень. листья с деревьев начинают облетать. и иногда бывает так спокойно видеть, как плавно кружится в воздухе и тихо ложится на землю осенний лист. »).
Переход от «Я» или «Он» к «Ты»
Рассказ начинается либо от первого лица («Как-то раз мне довелось побывать в Юго-Восточной Азии. ») либо в третьем лице («Один мой приятель, заядлый рыбак, решил отправиться на рыбную ловлю. ») и в какой-то момент незаметно переходит в обращение к слушателю («Я когда ты смотришь на неподвижную водную гладь, время словно исчезает. и ты забываешь о том, где ты находишься. а иногда и забываешь, кто ты такой. »).
Использование терапевтической метафоры
В рассказ включается терапевтическая метафора, имеющая отношение к путям разрешения проблемы или достижения цели субъекта (см. «Метафора»).
«Помню, как-то раз летел я на самолёте. перелёт был долгим. я люблю летать на самолётах. делать ничего не надо. можно расслабиться. и чувствовать себя комфортно. и когда смотришь в иллюминатор, видишь под собой облака. это так необычно — видеть облака внизу. да. они похожи на заснеженную равнину. которая тянется далеко-далеко. до самого горизонта. и приходят разные мысли. образы. и ты забываешь о том, где ты находишься. ты словно вне времени и пространства. ты начинаешь грезить. угу. иногда даже глаза закрываются. и это немножко похоже на то, о чём писал Джон Лилли. он описывал, как он лежал в бассейне с водой. плотность воды была такой, что вода поддерживала его тело. и температура воды была равна температуре тела. и он лежал. в полной темноте. и в полной тишине. неподвижно. спокойно. да. и в какой-то момент ему показалось, что он вышел из тела. и поднялся вверх. высоко. выше облаков. и встретился там с какой-то духовной сущностью. мудрой. и любящей. и хотел остаться с ней. но она сказала ему: «У тебя ещё есть дела на земле. тебе надо завершить то, что ты начал. тебе надо заботиться о своих близких. » и он вернулся. и после этого многое ихменилось. потому что, когда ты переживаешь необычный опыт, ты меняешься. словно бы становишься более мудрым. более понимающим. более терпимым. и ты прощаешь людям их ошибки. потому что понимаешь, что люди несовершенны. а иногда и любишь их за их несовершенство. много приходит мыслей. и образов. когда смотришь на эту снежную равнину. без конца и края. и даже забываешь о том, что это облака. и только когда объявляют о посадке, вспоминаешь о том, что ты уже приближаешься к цели. туда, куда ты направлялся. и полёт прошёл незаметно. и если бы меня спросили, сколько времени прошло, я бы не знал, что ответить: может быть, несколько часов, а может быть, несколько минут.
Аналог спуска (погружения)
«В своём воображении представьте себе кабину лифта. Вы можете войти в неё и увидеть ряд кнопок. И когда вы увидите кнопки, вы можете приподнять указательный палец правой руки, чтобы дать об этом знать».
«Очень хорошо. И вы можете нажать на нижнюю кнопку. И когда двери закроются и лифт придёт в движение, вы позволите приподняться указательному пальцу правой руки, чтобы дать об этом знать».
«Очень хорошо. И по мере того, как лифт опускается, вы погружаетесь в транс всё глубже и глубже. И когда лифт остановится и двери откроются, это будет хороший глубокий транс. Для этого есть всё необходимое время. И когда лифт остановится и двери откроются, палец даст об этом знать».
Клиент находится в более глубоком трансе, чем до использования техники.
Некоторым клиентам неприятен спуск (они это ассоциируют с чем-то тёмным и т. д.). Таким клиентам можно предложить восходить к трансу, что они с удовольствием и делают. В конце концов, никто не сказал, что транс находится внизу. Это просто ассоциация со словом «углубление».
Клиенту, находящемуся в трансе, предлагают в своём воображении
— установить там, где он находится, мягкое удобное кресло,
— сесть в него,
— расслабиться и
— закрыть глаза.
Закрытие внутренних глаз
Клиент находится в трансе, глаза у него закрыты. Терапевт говорит ему:
«Точно так же, как есть обычные глаза, которыми мы смотрим, можно представить себе, что есть внутренние глаза, и их тоже можно закрыть. Почти физическое ощущение того, как при закрытых глазах словно бы ещё какая-то шторка закрывается или занавес опускается. а некоторые развлекаются тем, что закрывают несколько таких шторок подряд. »
При необходимости можно создать интересное замешательство, предложив открыть внешние глаза при закрытых внутренних (см. «Замешательство»).
«По мере того как рука опускается, транс углубляется, и когда рука опустится полностью, это будет хороший глубокий транс».
Формулировка «глубокий транс» может насторожить клиента, и в этом случае внушение не будет принято. Лучше использовать более осторожную и более мягкую формулировку:
«Это будет хороший транс, именно того уровня, который необходим вам сейчас для того, чтобы могла быть выполнена та внутренняя работа, которая должна быть выполнена здесь и сейчас». Такая формулировка принимается намного охотнее.
«Каждый рая, когда я вот так буду прикасаться к вашему запястью, вы будете погружаться в транс всё глубже и глубже».
Эриксон часто предлагал своим пациентам отправиться в место, обозначенное как «in the middle of nowhere», то есть «куда-то», аналог русского «Пойди туда, не знаю куда».
Он говорил: «И вы встретитесь с моим голосом в середине нигде. Очень хорошее место».
Можно предложить клиенту просигналить, когда он будет готов двигаться дальше.
Фракционированный (расчленённый) гипноз
Предложить выйти из транса
«Упражнение завершается. Через несколько мгновений я попрошу вас вернуться сюда, и когда вы почувствуете, что полностью к этому готовы, вы можете сделать глубокий вдох, потянуться, открыть глаза и вернуться в бодрствующее состояние, чувствуя себя хорошо».
«Эта очень важная и очень нужная работа может продолжаться. и в обычном бодрствующем состоянии. и во сне. часы, дни, недели, может быть больше. столько, сколько необходимо. чтобы вы могли воспользоваться. результатами. этой работы.
И есть какая-то часть этой работы, которая должна быть выполнена именно здесь и сейчас. и когда эта часть работы будет выполнена, бессознательное позволит вам сделать глубокий вдох, слегка потянуться и открыть глаза, и вернуться в обычное состояние. и когда вы вернётесь в обычное состояние, я надеюсь, что вы будете чувствовать себя хорошо, бодрым, отдохнувшим. и мы сможем поговорить».
Этот способ обычно используется в традиционном гипнозе. «Сейчас я буду считать от пяти до одного (или от десяти до одного), и с каждым моим счётом вы всё больше и больше будете возвращаться и при счёте «один» сделаете глубокий вдох и откроете глаза».
Разумно использовать выведение счётом, если было выполнено наведение счётом (если транс наводился прямым счётом, то выведение осуществляется обратным счётом, и наоборот). Недостаток этого способа заключается в том, что терапевт навязывает клиенту свой темп, который может не совпасть с его собственным темпом.
Выведение при нежелании клиента выходить из транса
Можно использовать так называемый американский способ: «Вы можете продолжать наслаждаться этим приятным и комфортным состоянием столько, сколько захотите, по цене 10 долларов в минуту».