слом старого государственного аппарата теория и практика
Слом старых и создание новых государственных органов большевиками
Вы будете перенаправлены на Автор24
Остатки старого государственного механизма в новом большевистском государстве
Слом старых и создание новых государственных органов большевиками – это процесс формирования в 20-30 гг. XX века новых государственных структур СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее с сохранением отдельных элементов прежнего учетно-регистрационного аппарата.
В.И. Ленин указывал на необходимость сохранения наиболее ценных частей государственного механизма – учетно-регистрационного аппарата.
К учетно-регистрационному аппарату относились:
Было решено сохранить армию и некоторые другие «угнетательские» органы. Создание новых и слом старых государственных органов происходило одновременно.
Высшие органы власти и управления
Готовые работы на аналогичную тему
7 января ВЦИК принял Декрет о роспуске Учредительного собрания. Все депутаты приглашались для работы в органы Советов.
Новые высшие органы управления и власти:
Советы рабочих и солдатских депутатов функционировали отдельно от Советов крестьянских депутатов. Продолжал работать Центральный Исполнительный Комитет, который был избран на I Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов в мае 1917 г. Исполнительный комитет По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Исполнительный процесс подробнее возглавлялся эсерами, представлял интересы зажиточного крестьянства.
Борьба рабочих и наиболее бедной части крестьянства за установление Советской власти, проведение Советским правительством декретов о мире и земле задействовали все более широкие слои крестьянства в политическую борьбу, подталкивали к установлению союза с рабочим классом. В конце ноября 1917 года наблюдается слияние в единый ВЦИК рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Это событие окончательно закрепило на местах единство Советской власти рабочих и крестьян.
Высшим принципом диктатуры пролетариата являлся союз рабочего класса с крестьянством при руководящей роли пролетариата. Этот принцип был подтвержден на III Всероссийском съезде Советов (10 января 1918 года).
Начала федеративного устройства страны Советов
III съезд Советов принял Закон о социализации земли, постановление о новом названии для верховной государственной власти. Советское правительство теперь не являлось временным.
Левые эсеры неоднократно в разных городах (Москва, Ярославль, Муром, Рыбинск) пытались захватить власть, однако все их мятежи были подавлены. 9 июля 1918 года было решено исключить левых эсеров из всех Советов. Всероссийские съезды Советов проходили в стране достаточно регулярно. В промежутках между ними основные функции съездов выполнял ВЦИК.
Роль Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров
Первым председателем ВЦИК был Л.Б. Каменев (Розенфельд), которого вскоре заменил Я.М. Свердлов. Заседания ВЦИК проходили в узком и расширенном составах. Заседания узкого состава созывались по требованию фракций или Президиумом по мере необходимости и должны были проходить при наличии четвертой части членов ВЦИК. Расширенные заседания проходили не реже одного раза в 2 недели с наличием не меньше 50% членов ВЦИК. Президиум По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Административный процесс подробнее являлся рабочим органом Центрального комитета и избирался в составе десятой части от всех его членов.
В полномочия Совнаркома входило:
Заседания Совета Народных Комиссаров По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Чрезвычайные функции Президента подробнее проводились практически ежедневно. При Совнаркоме в декабре 1917 года был создан Малый Совнарком – специальная постоянная комиссия («вермишельная комиссия»).
Высшим органом отраслевого управления стали народные комиссариаты. Изменение работы министерств происходило постепенно. Многие народные комиссары представляли Советское правительство в старых министерствах. Министерства играли роль исполнительного аппарата.
I. Слом старого государственного аппарата
Теоретическая разработка была начата Марксом. Но пришедший к власти новый класс не мог бы воспользоваться старым государственным аппаратом. Происходил «слом» старого аппарата. Дальше теорию развивал Ленин. Он считал, что ломать нужно преимущественно угнетательский аппарат: армию, полицию, суды, тюремную систему.
Первое, что сделали большевики, они юридически отменили те органы, которые были не нужны: временное правительство, государственный совет, сенат.
Назначались комиссары, следивших за исполнением должностными лицами своих полномочий. Их структура полностью повторяла министерства временного правительства. Министров арестовали, а министерства распускать не собирались. Но министерства сами распустились. Большевикам в принципе заново пришлось создавать органы центрального управления.
После декретов о мире и земле из армии началось массовое дезертирство. Большевики демократизировали армию. Офицеры были упразднены. Была введена выборность командного состава. До полка выбирали местным советом. Выше – центральном. Запрещались знаки отличия, введена должность командира. Запрещалось носить ордена. Отменена отдача чести, здоровались за руку.
В ноябре 1917 года была упразднена вся ранее существовавшая судебная система и прокуратура.
Создание Учредительного собрания. Впервые о нем было сказано в 2 документах. В обращении временного правительства и в акте об отречении Михаила Романова. Временное правительство не торопилась собирать Учредительное собрание. Отношение большевиков было интересным. В первых декретах говориться «впредь до Учредительного Собрания». Значит, они собирались его созывать Разные взгляды. Позиция Ленина: надо собрать, поскольку обещали народу. Но в том случае, если учредительное собрание не поддержит советскую власть, его нужно распустить. Троцкий и многие из большевиков говорили «нет». Они боялись.
Большевики могли рассчитывать на победу в Учредительном Собрании потому, что они получили 60% мест в Советах. Тем более, они приняли востребованные народом декреты. Партия удовлетворила требования народа еще до созыва Учредительного Собрания. Но была низкая политическая культура. Поэтому стало ясно, что выиграют эсеры (крестьянская партия). Большевики получили 25%. При этом левых эсеров было недостаточно. Когда было созвано Учредительное собрание, председателем Учредительного собрания был выбран Чернов. Большевики взяли курс на созыв Учредительного собрания. Кворум – 400 человек. Если уйдут большевики и левые эсеры, то кворума не будет. Они решили так сделать по результатам голосования в Петрограде, где за них проголосовало 90%. Учредительное собрание проходило именно там. Кроме того, большевики дали собранию неприятное задание утвердить декларацию прав эксплуатируемых и трудящихся, куда входил декрет о земле и о мире. Большевики ушли, но эсеры пока оставались. Большевики пообещали включить их во ВЦИК на правах крестьянской партии. Так была достигнута договоренность. Вечером собраться Собранию не дали. Большевики взяли власть в свои руки.
История отечественного государства и права
Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
Процесс слома дореволюционного государственного аппарата занял продолжительное время и в основном завершился весной 1918 г. При этом соответствующие мероприятий Советской власти осуществлялись одновременно с созданием новых государственных органов как в центре, так и на местах. В ходе слома буржуазно-помещичьего государственного аппарата первоочередное внимание уделялось тем его структурам, которые занимали ключевые позиции.
Уже в ходе Октябрьской революции было низложено Временное правительство и распущен «Временный совет республики» — «предпарламент». Комиссары Временного правительства на местах и в вооруженных силах были лишены своих полномочий. Министерства, центральные ведомства, канцелярия Временного правительства, Главный экономический комитет, аппарата Государственной Думы и Государственного Совета, судебные, тюремные и милицейские учреждения ликвидировались. Были частично демобилизованы армия и флот. По истечении срока полномочий, прекратил свое существование сформированный I Всероссийским съездом Советов Центральный исполнительный комитет.
Поскольку чрезвычайные послы, генеральные консулы, посланники и секретари, представлявшие интересы России за ее пределами отказались признать Советскую власть, СНК от должности отстранялись. Саботировавшее мероприятия Советской власти чиновничество было распущено.
Создание ВСНХ и роспуск Учредительного собрания. 14 декабря 1917 г. Декретом ВЦИК и СНК был создан орган, ведавший социалистической организацией народного хозяйства, — Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Ему было поручено объединение и направление работы экономических отделов Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, включающих в себя местные органы рабочего контроля. Экономические отделы Советов названным декретом рассматривались как местные органы ВСНХ, для которых были обязательны все его постановления.
23 декабря 1917 г. было опубликовано разработанное ВСНХ Положение о районных (областных) и местных Советах народного хозяйства.
На предмет организации и регулирования всей экономической жизни каждого промышленного района (области) в соответствии с общегосударственными и местными интересами при местных Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов организовывались районные Советы народного хозяйства в качестве местных учреждений по организации и регулированию производства. Руководил ими ВСНХ, а действовали они под общим контролем соответствующего Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Районный СНХ образовывался из коллегий, выбранных на совместных конференциях производственных профсоюзов, фабрично- заводских и равных им комитетов.
Названными актами правительства об учреждении ВСНХ и о районных (областных) и местных Советах народного хозяйства определялись задачи Советов в области хозяйственного строительства.
16 января 1918 г. в целях обеспечения полноты власти Советов ВЦИК издал постановление «О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти». При этом было установлено, что всякая попытка со стороны кого бы то ни было или какого бы то ни было учреждения присвоить себе те или иные функции государственной власти, будет рассматриваться как контрреволюционное действие. Всякая такая попытка будет подавляться всеми имеющимися в распоряжении Советской власти средствами, вплоть до применения вооруженной силы. Данное постановление стало предупреждением для антисоветских элементов, готовивших контрреволюционный переворот и стремившихся использовать для этой цели Учредительное собрание, призванное обеспечить в стране гражданское согласие. Открытие последнего было намечено на 18 января 1918 г.
Накануне ВЦИК принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, написанную В.И. Лениным и И.В. Сталиным. Согласно постановлению ВЦИК, основные положения названной Декларации подлежали оглашению на заседании Учредительного собрания, с тем, чтобы лечь затем в основу его деятельности.
В Учредительном собрании большевики большинства голосов не имели. Из 706 депутатских мест собрания им принадлежали лишь 175. 370 мест досталось эсерам, 40 — левым эсерам, 15 — меньшевикам, 17 — кадетам, 86 — национальным депутатам, три — прочим.
Открывая Учредительное собрание председатель ВЦИК Я.М. Свердлов от его имени предложил депутатам признать Советскую власть, утвердить ее декреты и принять «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Учредительное собрание отказалось даже обсуждать предложенную большевиками Декларацию, которая ограничивала компетенцию собрания «установлением коренных начал федерации Советских республик России».
Большевики расстреляли мирную демонстрацию в поддержку Учредительного собрания, а затем, вместе с левыми эсерами покинули зал его заседаний. Предполагая, что оставшаяся часть Учредительного собрания станет играть контрреволюционную роль, в ночь на 19 января 1918 г. ВЦИК принял декрет о роспуске Учредительного собрания. В декрете указывалось, что отказ Учредительного собрания признать Советскую власть и утвердить «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», свидетельствует о полном разрыве им всякой связи с Советской республикой. Декрет гласил: «Трудящимся классам пришлось убедиться на опыте, что старый буржуазный парламентаризм пережил себя, что он совершенно несовместим с задачами осуществления социализма, что не общенациональные, а только классовые учреждения (каковы Советы) в состоянии победить сопротивление имущих классов и заложить основы социалистического общества».
Работа III Всесоюзного съезда Советов. Вслед за роспуском Учредительного собрания, 19 января 1918 г. открылся III Всероссийский съезд Советов, подавляющее большинство делегатов которого составляли большевики. На Съезде единогласно была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой Россия объявлялась Советской республикой, где власть в центре и на местах принадлежит Советам. Декларация подтвердила ранее изданные декреты о земле, о рабочем контроле, о национализации банков, объявила все леса, недра и воды общегосударственного значения национальным достоянием, ввела всеобщую трудовую повинность, декредитировала вооружение трудящихся, образование Красной армии и полное разоружение имущих классов.
III Всероссийский съезд Советов указал, что в момент решительной борьбы с эксплуататорами последним не может быть места в органах власти. «Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству — Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».
23 января 1918 г. завершился процесс отделения церкви от государства, по поводу чего Советским правительством был принят специальный декрет.
Как это уже упоминалось, на смену старым пришли новые высшие органы государственной власти и управления: Всероссийские съезды Советов, Всероссийский центральный исполнительный комитет. Совет народных комиссаров. Их систему установило постановление III Всероссийского съезда Советов по докладу И.В. Сталина о федеральных учреждениях Российской республики.
При этом было установлено, что центральная власть представляет всю федерацию в целом, проводит мероприятия, осуществимые лишь в общегосударственном масштабе, не нарушая прав отдельных областей, входящих в федерацию.
Съезд избрал ВЦИК в составе 305 членов и 17 кандидатов. В их числе были 162 большевика и 122 левых эсера.
При закрытии Съезда, В.И. Ленин в своей речи подчеркнул, что он имеет особое историческое значение как Съезд, «закрепивший организацию новой государственной власти, созданной Октябрьской революцией».
16. Слом старого госаппарата по Ленину
1. Демократия буржуазная и пролетарская
Положение Ленина, что главным в марксистском учении о государстве является идея слома старой буржуазной государственной машины, привело к тому, что в послеоктябрьский период, равно как и незадолго до него, Ленин многократно повторял эту мысль. Тем более, как мы только что видели (в статье 14), управление государством, всё его строительство для Ильича – дело плёвое.
Правда, и в самом понимании государственного аппарата нет у него чёткости, ибо в различных случаях к государственной машине oн относит собственно исполнительный аппарат государственной власти, а в других местах дополняет этот аппарат парламентской системой.
Вот почему в работах Ленина послеоктябрьского периода так много места уделено буржуазной демократии и буржуазному парламентаризму. При этом и то, и другое рассматривается Лениным сквозь чёрные очки, как сплошь негативное явление.
В заключительном слове по докладу СНК 12 (25) января 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Ленин продолжал рассматривать демократию как одну из форм буржуазного государства.
«Демократия, – говорил Ленин, – формальный парламентаризм, а на деле – беспрерывное жестокое издевательство, бездушный, невыносимый гнёт над трудовым народом» (35, 280-281)
Для Ленина все буржуазные государства – едины суть. Что США, что Франция, Италия и т. п. Он явно не хочет различать ни многообразные формы буржуазных государств, ни действующие в них политические режимы.
По поводу Америки в речи на заводе Михельсона 30 августа 1918 г Ленин говорил, что хотя Америка является самой свободной и цивилизованной страной, хотя она по форме является демократической республикой, там господствует горстка миллиардеров, а весь народ в неволе и рабстве.
И вообще, по Ленину, все, кто забывает, что всякое государство есть машина для подавления одного класса другим, отрекаются от марксизма. В качестве примера Ленин опять приводит Каутского.
Вся работа Ленина «Пролетарская революция и ренегат Каутский» – это филиппики против буржуазной демократии, против буржуазной республики и постоянные утверждения, что самая демократическая буржуазная республика является машиной для угнетения пролетариата буржуазией.
У Ленина целый набор фраз для характеристики буржуазной демократии: «узкая», «лицемерная», «лживая», «фальшивая», «демократия для богатых», «обман для бедных» и, т. п.
Для него несомненна историческая ограниченность и условность буржуазного парламентаризма, при котором, утверждает Ленин, господствует вопиющее противоречие между формальным равенством, провозглашённым буржуазией, и тысячами различных ухищрений и ограничений, делающих пролетариев наёмными рабами.
Интересно, а в государстве, созданным Лениным, существовало истинное, не формальное равенство? И было ли хоть какое-то равенство в ленинском государстве, скажем, между секретарём горкома или сотрудником ЧК и простым рабочим или крестьянином? Риторический вопрос.
Такое противоречие, по мнению Ленина, раскрывает массам глаза на лживость, гнилость и лицемерие капитализма (37, 255). Ай, какие они нехорошие.
Особую неприязнь вызывает у Ленина идея «чистой демократии» о том, что демократия является исторической общечеловеческой ценностью. Для Ленина демократия в условиях классового общества – это классовая демократия. Поэтому, по словам Ленина, «чистая демократия» означает лживую фразу либерала, одурачивающего пролетариат.
Есть два типа демократии, по словам автора «Пролетарской революции и ренегата Каутского», – буржуазная демократия и демократия пролетарская, которая со временем будет отмирать, но никогда не будет «чистой».
У Ленина сплошные иллюзии, зашоренность, отказ от бросающихся в глаза политических реалий. Такой же утопией был и его вывод о том, что пролетарская демократия в миллион раз демократичнее любой буржуазной демократии, а Советская власть в миллион раз демократичнее самой демократической буржуазной республики.
В работе «Удержат ли большевики государственную власть?» Ленин подтверждает свой вывод, сделанный в труде «Государство и революция», о том, что идея слома старой государственной машины есть основная в марксистском учении о государстве.
Маркс, писал Ленин, учил на основании опыта Парижской коммуны, что пролетариат не может просто овладеть старой готовой буржуазной государственной машиной и пустить её в ход для осуществления своих целей, что рабочий класс должен разбить эту машину и заменить её новой.
«Овладеть» государственным аппаратом» и «привести его в движение» пролетариат не может. Но он может разбить всё, что есть угнетательского, рутинного», неисправимо-буржуазного в старом государственном аппарате, поставив на его место свой, новый аппарат. Этот аппарат и есть Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» (34,303).
Это написано вскоре после работы «Государство и революция» и незадолго до октябрьского переворота. Здесь Ленин как бы ограничивает мысль о сломе старого государственного аппарата тем, что требует уничтожения того, что в нём есть рутинного, угнетательского, неисправимо-буржуазного.
2. Разделение власти
Несколько иначе звучит мысль Ленина, высказанная в тезисах и докладе о буржуазной демократии и диктатуре «пролетариата» 4 марта 1919 г. на I конгрессе Коминтерна.
Ленин теперь видит значение Коммуны в том, что она сделала попытку «разбить, разрушить до основания буржуазный государственный аппарат, чиновничий, судейский, военный, полицейский, заменив его самоуправляющейся массовой организацией рабочих, которая не знала разделения законодательной и исполнительной власти» (37,493).
Теперь Ленин отходит от идеи ограничения слома старой буржуазной государственной машины, полагая, что разбивать и разрушать её надо до самого основания, круша тем самым всю накопленную человечеством политическую и правовую культуру.
Смысл замены старого аппарата новым Ленин, как и Маркс, видит в том, что создавалась такая организация государственной власти, которая не имела разделения власти на законодательную и исполнительную.
Но идея разделения властей, истоки которой уходят в глубокую древность, была направлена против сосредоточения неограниченной, бесконтрольной государственной власти в руках одного лица или нескольких лиц.
Эта идея, выстраданная прогрессивной политической мыслью, стала одной из важнейших, центральных, начиная с XVII в. Она получила самое широкое развитие в XVIII и, особенно, в XIX столетии.
В России во второй половине XIX и начале XX в. была создана огромная литература, посвященная обоснованию правового государства, в котором идея разделения властей имела важнейшее значение.
Именно она вызывала наибольшее раздражение Ленина, повернувшегося спиной к прогрессивной политико-правовой мысли, к идее разделения властей, видевшего в ней реакционную суть буржуазной государственной машины.
Если, как отмечалось, в работе «Удержат ли большевики государственную власть?» Ленин ограничивал идею слома преимущественно угнетательской частью государственного аппарата, то впоследствии он, как правило, отказывается от этого ограничения.
В тезисах и докладе о буржуазной демократии и диктатуре «пролетариата» говорится: «. Только советская организация государства в состоянии действительно разбить сразу и разрушить окончательно старый, т.е. буржуазный, чиновничий и судейский аппарат, который сохранялся и неизбежно должен был сохраняться при капитализме даже в самых демократических республиках, будучи фактически наибольшей помехой проведения демократизма в жизнь для рабочих и крестьян» (37, 501).
Речь идёт опять о разбитии сразу и разрушении окончательно старого буржуазного чиновничьего и судейского аппарата. Подобных противоречивых высказываний о сломе старой буржуазной государственной машины; у Ленина множество.
В работе «Выборы в учредительное собрание и диктатура пролетариата», написанной 16 декабря 1919 г., он ставит вопрос, каким образом, как государственная власть в руках пролетариев может стать орудием его классовой борьбы за влияние на многочисленные непролетарские трудящиеся массы, за отвоевание их от буржуазии, за привлечение на сторону пролетариата?
И отвечает: «. Пролетариат достигает этого тем, что пускает в ход не старый аппарат государственной власти, а ломает его вдребезги, не оставляет в нём камня на камне (вопреки воплям запуганных мещан и угрозам саботажников) и создаёт новый государственный аппарат» (40> 12).
Новый государственный аппарат приспособлен к диктатуре «пролетариата» и борьбе с буржуазией. Этот новый государственный аппарат, по Ленину, и есть Советская власть.
Итак, старый аппарат государственной власти надо не просто ломать, а ломать вдребезги. Надо ломать так, чтобы не оставлять от него камня на камне, т.е. уничтожать всё и вся.
От ленинских мыслей, высказанных в работе «Удержит ли большевики государственную власть?», ничего не остаётся. Кстати, даже в этой работе Ленин писал, что, пока государство является машиной для подавления буржуазией пролетариата, «до тех пор пролетарский лозунг может быть лишь один: разрушение этого государства (34, 318).
На заседании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов 25 октября (7 ноября) 1917 г., в докладе о Задачах власти Советов Ленин подчёркивал, что значение октябрьского «переворота состоит в том, что у нас будет Советское правительство, наш собственный орган власти, без какого бы то ни было участия буржуазии. В корне будет разбит старый государственный аппарат и будет создан новый аппарат управления в лице советских организаций (35, 2).
Итак, не просто разбить, а в корне должен быть разбит старый государственный аппарат.
Однако у Ленина не было чёткого плана слома Старого государственного аппарата. Его высказывания по этому вопросу, как отмечается, достаточно противоречивы. Так, по его мнению, слом старой государственной машины надо начинать с отмены, разрушения постоянной армии и замены её всеобщим вооружением народа. Об этом Ленин говорил уже в своем выступлении по вопросу о водворении порядка в городе 13 ноября (31 октября) 1917 г. (35,40).
Но вскоре большевики поняли нереальность этого плана и в противовес указанию Маркса и прежним указаниям Ленина создали огромную по количеству постоянную армию, насчитывающую на первых пора до десятка миллионов человек.
Слому подлежал по плану Ленина и старый суд. В докладе о деятельности Совета народных комиссаров 11 (24) января 1918 г. на III Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Ленин заявил с гордостью, что большевики, не реформируя старый суд, сразу отдали его на слом.
Он полагал, что этим был расчищен путь для подлинно народного Суда, действующего, в отличие от старого, без формальностей, суда как орудия воспитания на основах социалистического мировоззрения (35, 20). На самом деле согласно декретам о суде был создан классовый суд, классовые трибуналы, прославившиеся своей террористической деятельностью.
Любопытно в связи с этим следующее высказывание Ленина на заседании Петроградского Совета 12 марта 1919 г. Отметив, что октябрьский переворот привёл к изгнанию старых судей и учреждению народного суда, Ленин с удивительной лёгкостью говорил: «Но суд можно было сделать легче, для этого не надо было знать старых законов, а просто руководиться чувством справедливости» (38,15) То есть, руководствоваться исключительно чутьём. Как собаки-ищейки.
Для Ленина старые законы не имели никакой цены. Но так же мало имели значение для Ленина декреты Советской власти, которые он, особенно в конце своей жизни, считал г. ом. Главным для него было «чувства справедливости», «революционное правосознание» и «целесообразность».
Именно ими, по мнению Ленина, должен был руководствоваться суд при вынесении решений по различным делам. А это означало не что иное, как классовую предвзятость, как классовое правосознание «пролетариата», почти полную, если не полную некомпетентность специально подобранных по классовому и партийному признаку судей, по их преданности большевикам.
В проекте программы РКП(б), черновой набросок которой был напечатан 23 февраля 1919 г. в газете «Петроградская правда», № 43, Ленин откровенно писал, что на пути к коммунизму через пролетарскую диктатуру коммунистическая партия без остатка, отбрасывая демократические лозунги, упраздняет такие органы буржуазного господства, как суды старого устройства, заменяя их рабоче-крестьянскими классовыми судами.
Взяв всю власть в свои руки, «пролетариат» вместо прежней расплывчатой формулы: «Выборность судей народом» выдвигает классовый лозунг:
«Выборность судей из трудящихся только трудящимися» и проводит его во всей организации суда. Отменив законы свергнутых правительств, партия даёт выбранным советскими избирателями судьям лозунг – осуществлять волю пролетариата, применяя его декреты, а в случае отсутствия соответствующего декрета или неполноты его, руководствоваться социалистическим правосознанием, отметая законы свергнутых правительств» (38, 1J5).
Вот уж поистине апология беззакония.
В первоначальном варианте статьи «Очередные задачи Советской власти» Ленин так аттестовал суд в капиталистическом обществе. Этот суд, по словам Ленина, был преимущественно аппаратом угнетения, аппаратом буржуазной эксплуатации.
Поэтому обязанностью пролетарской революции было не реформирование суда, как это предполагали кадеты, меньшевики и эсеры, а полное уничтожение, до самого основания, всего старого суда и его аппарата. На его месте создавался новый суд, советский, «построенный на принципе участия трудящихся и эксплуатируемых классов, – и только этих классов, – в управлении государством.
Новый суд нужен был прежде всего для борьбы против эксплуататоров, пытающихся восстановить свое господство или отстаивать свои привилегии, или тайком протащить, обманом заполучить ту или иную частичку этих привилегий» (36, 163).
Ленин вновь подчёркивает классовый характер советского суда, сменяющего старый суд, и ясно показывает социальное, классовое назначение нового суда, задачей которого является борьба против бывших эксплуататоров.
Но ведь, как отмечалось, согласно взглядам Маркса и Ленина, после свершения социалистической революции и экспроприации частной собственности эксплуататоров больше нет. Поэтому на деле советский суд с момента его создания долгие годы был орудием расправы с бывшими капиталистами и помещиками, а ещё точнее, орудием классовой мести и судебной расправы с инакомыслящими.
Ссылка:
Розин Э. Ленинская мифология государства. М.: Юристъ, 1996.