слоги для тренировки буквы р
Речевой материал для автоматизации звука [р]
Екатерина Евгеньевна Рыжкова
Речевой материал для автоматизации звука [р]
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ И СЛОВАХ С СОЧЕТАНИЕМ-ДР-
Произносить (читать) слоги чётко произнося звук [Р]
Произносить (читать) слова чётко произнося звук [Р]
Драка, драный, драться.
Драже, драчун, дрова, дрожать.
Вёдра, выдра, пудра, эскадра.
Кадры, кедры, щедрый.
Дровни, дрозд, дроссель.
Друг, дружба, дружный,дружить, другой.
Четко произносить (читать) чистоговорки
Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.
Дро, дро, дро — у нас красивое ведро.
Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.
Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.
Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры
Произносить (читать) слоги чётко произнося звук [Р]
Проговаривать (читать) слова, чётко произнося звук [Р]
Травка, травма, трап, трасса.
Трава, трамвай, траншея, тропинка, тростник, троллейбус.
Быстрая, завтрак, стража, страна, страница, острая, пёстрая, штраф, шустрая.
Трогать, трон, тропка, тропики, трос, трость.
Трубка, труд, трудный.
Ватрушка, петрушка, пеструшка, стружка, струна, струя.
Четко произносить (читать) чистоговорки
Тра, тра, тра — погуляли до утра.
Тра, тра, тра — мы сидели у костра.
Тры, тры, тры — наши мальчики быстры.
Тры, тры, тры — зажигаются костры.
Произносить (читать)предложения по образцу: У Кон-др-ата много др-узей. На тр-аве вё-др-а.
Тропка не видна в траве. На метро можно быстро доехать до центра. Дуют ветры. Матрос поднимает трап. Труд нам необходим. Трофим рубит дрова. Ведро стоит на траве. Подруги пошли в театр. У выдры ценный мех. Дрозды вьют гнёзда. Моего друга зовут Петруша. Друзья помогают друг другу. Завтра мы с другом идём в театр. Трофим идёт на стройку. Петр видел страуса и выдру. В тетради осталась одна страница. Трофим и Петр дружат давно. Втроём мы быстро закончили строгать доски.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ
Произносить (читать)слоги по образцу: а-р-, о-р-, е-р-, я-р-.
Ар-ур-ир Ир-ор-ар эр-ур-ир Ир-ор-ур
Ор-ир-ур Ур-ир-ор ор-эр-ар Ур-ор-эр
Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов
Говорит взрослый, ребенок повторяет.
ар-ар-ар, ар-ар-ар. Рая едет на базар
ор-ор-ор, ор-ор-ор. Федор подметает двор
ур-ур-ур, ур-ур-ур. У корыта много кур
ир-ир-ир, ир-ир-ир. Ираида пьет кефир
ор-ор-ор-, ор-ор-ор. Ровный красный помидор
ар-ар-ар, ар-ар-ар. Фермера зовут Захар
ур-ур-ур, ур-ур-ур. Мастер разрезает шнур
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ С УДАРЕНИЕМ НА СЛОГ
Произносить (читать)слова по образцу: хо— р —, а — р — ка, фо — р — точ-ка
ыр- сыр, Таймыр, дырка, фыркать, дырчатый.
ёр- ёрш, бобёр, актёр, ковёр, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, тёрка, пятёрка, дёргать, озёрный, чёрный.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ОБРАТНЫХ СЛОГАХ БЕЗ УДАРЕНИЯ НА СЛОГЕ
картон, гармонь, картошка, мартышка, партизан
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Произносить (читать) предложения. Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].
Фёдр метет двор. Егор чистит ковер. У Германа мама доктор. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Зимой в парке горка. Насыпь сахар в кефир. Фёдор надевает куртку. В комнате яркий абажур. Зернистый снег темнеет в марте. На опушке порхают яркие бабочки.
— Егор, Егор, укажи свой двор!
— А вон мой двор, голубой забор.
Четко произносить (читать) чистоговорки
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ТЕКСТЕ
Произносить (читать) текст.
Фёдор встаёт с первыми петухами. Быстро одевается. Надо на стройку. В термосе есть чай. Но Фёдор утром его не пьёт. Достает кефир, сыплет сахар. Утром кефир освежает. Надевает куртку, выходит во двор. Садится на мотоцикл. Заводит мотор и едет на стройку. Трудовое утро начинается. Шел Егор через двор, Нес топор чинить забор.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЯМЫХ СЛОГАХ
Произносить (читать)слоги по образцу: р—а, р—о, р—у, р—ы.
ра-ро-ру ро-ры-ру ру-ры-ра
ра-ру-ро ры-ро-ра ру-ра-ры
Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов
Говорит взрослый. Говорит ребенок
В парке ровная гора, ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Утром едем на метро, ро-ро-ро, ро-ро-ро.
Краской красим конуру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.
В парке кружат комары, ры-ры-ры, ры-ры-ры.
У ворот стоит баран, ран-ран-ран, ран-ран-ран.
Кира, украшай пирог, рок-рок-рок, рок-рок-рок.
К озеру идем с ведром, ром-ром-ром, ром-ром-ром.
В огороде есть горох. рох-рох-рох, рох-рох-рох.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВАХ
Произносить (читать) слова
РА-РА-РА- дыра, баранки, пирамида, детвора, гора, таракан
РА-РА-РА- рак, рама, работа, радио, рана, ракета
РО-РО-РО- рот, ров, робот, Родина, роза
РО-РО-РО- мороз, творог, ворона
РУ-РУ-РУ- руль, Русь, руки, рукав
РУ-РУ-РУ- парус, кукуруза, шнур
РЫ-РЫ-РЫ- рыба, рыбак,рынок,рысь
РЫ-РЫ-РЫ- корыто, перышко, бурый
Произносить (читать) слова с двумя звуками
Простор, разгар, размер, разговор, квартира, кругозор, проверка, проворный, фарфор, прорубь, оркестр, прорыть, аэродром, дроворуб, разбирать, распороть, трактор, тротуар, скоро-
варка, скороговорка, транспорт, программа, рупор.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
Произносить (читать) словосочетания
Румяный рулет. Рукав рубашки.
Рубец на руке. Русский рубеж.
Русая русалка. Рукавицы на руках.
Рундук для робы. Румынские руины.
Рома ловит рыбу. Рабочие рыли ров.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Произносить (читать) предложения
Ветер раздувает парус. Захар кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. На опушке порхают яркие бабочки. Шофёр заводит мотор, и машина трогается.
Четко произносить (читать) чистоговорки
ра-ра-ра — у лисы нора
Вра, вра, вра — у нас дома нет ковра.
Бра, бра, бра — пожелаем всем добра.
Гра, гра, гра — у нас новая игра.
Кра, кра, кра — очень вкусная икра.
Бро, бро, бро — охраняет пёс добр
Бры, бры, бры — дружные бобры
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ТЕКСТЕ
Произносить (читать) текст.
Утром мама попросила Егорку полить огород. Сама она отправилась на работу.В огороде росли: морковь, картошка, огурцы, помидоры.
Взял, было, Егорка ведро, да увидел за забором друзей. Забыл Егорка про мамину просьбу! Выбежал за ворота и не закрыл их.
В огород забрались соседские куры, поросёнок Борька, бородатый козёл и беспризорный пёс Буран. Через некоторое время они вытоптали огород. Растения были съедены, урожай испорчен.
Ох, и отругает Егора мама, когда вернётся с работы!
Игры для автоматизации звука [Л] Автоматизация звука «Л» Повтори слоговые цепочки. Кла-пла-гла; клау-плау-глау; клак-плак-глак; клав-плав-глав; клам-плам-гаам. Проговори.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] «Дорога для Маши» Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Ш] «Дорога для Маши» Описание материала: Предлагаю вам конспект.
Лэпбук «У Шипелочки в гостях» для автоматизации звука [Ш] у детей старшего дошкольного возраста Лэпбук «У Шипелочки в гостях»[/b] Лэпбук «У Шипелочки в гостях»- это учебно-дидактическое пособие, которое является интересным материалом.
НОД для детей старшей группы с ОНР по автоматизации звука [ш] «Помогаем Мише» Цель: Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях. Задачи: 1. Закрепить навыки четкого произношения звука [ш]. 2. Способствовать формированию.
Памятка для родителей «Приемы автоматизации звука [Р] в домашних условиях» Памятка для родителей «Приемы автоматизации звука [р] в домашних условиях» Кнопочки Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым.
Речевой материал для автоматизации звуков [Р] и [Р’] у детей дошкольного возраста АВТОМАТИЗАЦИЯ Р и РЬ у дошкольников. [Р, Р’] ИГРА У Юры ракета. У Раи ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая.
В помощь логопеду. Речевой практический материал Практический опыт доказывает, что устранять дефекты звукопроизношения у детей желательно в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте.
Автоматизация звука [Р]
При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание [ДР]. Звук [Р], отделённый от звука [Д], сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук [Д] является опорой для удержания языка у нёба.
Звук [Р_] произносится длительно (см. артикуляция звука [Р]).
1) Произносить (читать) слоги со звукосочетанием [ДР_]
Образец: адр__, одр__, удр__, ыдр__, эдр__, идр__, едр__, ёдр__, юдр__, ядр__
Образец: др__а, др__о, др__у, др__ы, др__э
2) Произносить (читать) слова со звукосочетанием [ДР_]
Образец: кедр__, др__уг
3) Произносить (читать) слоги со звуком [Р_]
Звук [Р_] произносится длительно (см. артикуляция звука [Р]).
Образец: ар__, ор__, ур__, ыр__, эр__, ир__, ер__, ёр__, юр__, яр__
4) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в конце./h3>
5) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в середине
6) Произносить (читать) слоги
Образец: р__а, р__о, р__у, р__ы, р__э
7) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в начале
8) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в середине
9) Произносить (читать) слова со стечением согласных
10) Произносить (читать) слова с двумя звуками [Р]
11) Произносить (читать) словосочетания
Образец: Се-р__а-я во-р__о-на
12) Проспрягать предложения
13) Произносить (читать) предложения
Образец: Се-р__гей р__у-бит др__о-ва
14) Произносить (читать) скороговорки
15) Произносить (читать) и пересказывать текст
Ворона и рак
Поймала ворона рака. Сидит на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда ему грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть?
Хитрый рак хвалит родителей вороны: «Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!»
Ворона отвечает: «Угу». А рот не раскрывает. Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестер. Хорошие они птицы!»
— Угу! – второй раз отвечает ворона, а рта не раскрывает.
16) Выучить наизусть
Загадка
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдёт,
Если крот раскроет рот.
Автоматизация звука [Р’]
Звук [Рь_] произносится длительно (см. артикуляция звука [Р’])
1) Произносить (читать) слоги
Образец: арь__, орь__, урь__, ырь__, эрь__, ирь__, ерь__, ёрь__, юрь__, ярь__
2) Произносить (читать) слова со звуком [Р’] в конце
3) Произносить (читать) слоги
Образец: р__я, р__ё, р__ю, р__и, р__е
4) Произносить (читать) слова со звуком [Р’] в начале
5) Произносить (читать) слова со звуком [Р’] в середине
6) Произносить (читать) слова со стечением согласных
7) Произносить (читать) словосочетания
Образец: Р__ез-кий к-р__ик
8) Проспрягать предложения
9) Произносить (читать) предложения
Образец: Хо-р__ёк – хищ-ный зве-р__ёк
10) Произносить (читать) скороговорки
11) Произносить (читать) и пересказывать текст
Кормушка для птиц
Проснулся Гриша утром. Смотрит в окно. Разрисовано оно узорами. Значит, мороз на дворе. Деревья покрыты инеем. Птички попрятались, изредка попрыгивают по дорожке. Распушились они как шарики.
Выносит Гриша крошки и бросает в кормушку. Набрасываются на корм воробьи, снегири и другие птицы. Теперь они будут сыты.
Трудно найти птицам корм в зимнее время. Ребята, делайте для птиц кормушки!
12) Выучить наизусть небылицы
Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона.
А на дереве ерши
Строят гнёзда из лапши.
Сел баран на пароход
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки.
Как взрослому автоматизировать звук Р
Автоматизация звука Р у взрослых зависит от тяжести и причины неправильного произношения. Процесс коррекции отличается немногим от детского, включает чтение слогов, слов, текстов с проблемной буквой. Проводить занятия может каждый самостоятельно, дома. Логопеды при постановке звука у детей советуют применять механические способы воздействия на артикуляционный аппарат. При коррекции звука у взрослого лучше придерживаться имитативных методов. Это позволяет самому находить нужную позицию, положение при произношении.
Почему возникает неправильное произношение
Звук Р − сонорный, звонкий, согласный, относится к самым сложным в русском языке. Дети начинают проговаривать его позже остальных. Иногда патология затягивается на долгие годы из-за неправильного подхода к проблеме. Длительное бездействие приводит к ухудшению ситуации, человек с возрастом привыкает говорить «картаво», переучить тяжелее, чем откорректировать в раннем возрасте.
Неправильная артикуляция может возникнуть в результате:
Определять причины неправильного говорения нужно с детства, чтобы облегчить коррекцию. Проблемами дефекта речевого аппарата занимается ортодонт, стоматолог. Гиподинамия может быть исправлена логопедом, либо в тяжелом случае совместно с неврологом. Когда есть проблема со слухом, включается в работу сурдолог и отоларинголог.
Правильная автоматизация
Автоматизация подразумевает оттачивание произношения определенного звука. Переходить к процессу необходимо, когда взрослый может повторить без изъяна Р несколько раз. После одиночного произношения переходят на чтение слогов, слов, предложений, текстов. Чтобы автоматизация проходила успешно, важно следить за основными правилами ее выполнения:
Слоги
Взрослым, как и малышам, нужно начинать оттачивать произношение на звукослияниях. Сначала произносятся слоги, где звук Р стоит в закрытой позиции, после можно переходить на открытую, читать более сложные сочетания:
При автоматизации звука Р в слогах, нужно проговаривать его протяжно, длительно, достигать при произношении максимальной вибрации. Получается, человек утрирует процесс говорения Р.
Слова
Вводить слова нужно после того, как человек освоил произношение слогов. Процесс перехода плавный, к слогам дра, дро, дру, дри и т. д. Присоединять согласную нужно по смыслу, образовывая слова: друг, дрожь, драма. Важно следовать правилу от легкого к сложному. Сначала читают слова с одним слогом, после образуют с двумя, тремя. Последний этап − чтение слов с 3 слогами, где встречается 2 буквы Р.
Начинают автоматизацию со слов, где Р встречается в конце слова, или с несложных сочетаний: мир, пир, шар, сор, бор, дар, пар, жар, кара, ссора, пора, лира, базар, ковер, ступор, жонглер, помидор, командир, пассажир, офицер, монтер. После можно переходить на чтение слов с буквой Р посередине: зоркий, форточка, пятерка, паровоз, куртка, тормоз, ларец, скворец, шприц, парта, норка, шторка, артикул, мороз и т. д.
Заканчивать работу нужно словами, где буква встречается дважды: фарфор, шаровары, разговор, раскрывать, рассмотреть, кругозор, сортировать, мрамор, проверка, прорубь, параллелограмм, распороть.
Когда у взрослого получается хорошо произносить одиночные слова, стоит переходить к словосочетаниям. Важное условие, чтобы первое и второе слова были с буквой Р:
Переход от работы со словами к предложениям должен быть плавным. Сначала взрослый учится произносить одиночные слова, переходит на словосочетания, после идут предложения.
Можно составлять их из словосочетаний, придуманных ранее:
При составлении предложений не обязательно к словосочетаниям приставлять слова с буквой Р, они даются для того, чтобы человек не задумывался над тем, где нужно произнести нужную букву. Часто взрослые, страдающие от картавости, стараются не произносить сложные слова, заменяют их теми, где нет проблемной буквы, что не является правильным. Успешным можно считать автоматизацию, когда человек не задумываясь, произносит правильно слова с проблемным звуком.
Скороговорки и чистоговорки
После предложений можно работать с чистоговорками и скороговорками. Начинать следует с первых, плавно переходя на скоростное чтение. Чистоговорки помогают отточить правильное произношение определенного звука в различных позициях, разогревают речевой аппарат, стимулируют мышцы органов.
Чистоговорки можно составлять самостоятельно. Нужно присоединять к букве гласную: ра, ре, ор, ру, ры; и слова в рифму: детвора, дворе, вор, игру, норы. Получается:
Можно использовать для занятий готовые детские чистоговорки.
Скороговорки нужно подбирать по возрасту. Подросткам можно начинать с детских, плавно переходя на сложные. Взрослому предпочтительно сразу штурмовать тяжелые по сочетанию скороговорки:
Бобр добр для бобрят.
У репки да редьки корень крепкий.
Как известно, бобры добры. Добротой бобры полны.
Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр, значит, сам ты в душе бобр.
Солил Терентий грибочки –
Сразу тридцать три бочки,
Съел Терентий грибочки –
Сразу тридцать три бочки.
Тексты
Обязательны тексты для автоматизации звука Р для взрослых. Строить работу по ним можно различными способами. Если речь идет о домашних занятиях, то подойдет простое чтение текстов, где содержится много слов на заданную букву. Можно пересказывать отрывки или небольшие тексты, чтобы произносить проблемную букву, не задумываясь над ее наличием. Как правило, когда человек читает, он заранее видит сложный звук, готовится к его произношению. При говорении вслух, пересказе это сложно сделать, что делает речь автоматизированной. Если взрослый при рассказе не делает пауз, говорит чисто, можно считать завершенным процесс автоматизации звука.
Для работы подойдут следующие тексты.
Как правило, автоматизировать звук Р можно в домашних условиях. Достичь отличного результата при ежедневных занятиях можно за 1-3 месяца. Если по истечении данного срока не произошло сдвигов в говорении, стоит обратиться за помощью к профессионалу. Возможно, причина картавости заключается в дефектах речевого аппарата.
Слоги для тренировки буквы р
10.ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА:
РАК, РАКИ, РАНО, РАЯ, РАМА, РАНА, РАДИО, РАМКА, РАНКА, РАННИЙ, РАДУГА, РАБОТА, РАКЕТА, РАВНЫЙ, РАКОВИНА, РАКЕТКА, РАЗУМНЫЙ, РОСТ, РОТ, РОГА, РОВ, РОМА, РОМАН, РОНЯТЬ, РОДИНА. POВНЫЙ. РОДНОЙ, РОБКИЙ, РУКА, РУКИ, РУБКА, РЫБА, РЫНОК, РУКАВ, РУБИТЬ, РУБАХА, РУКАВА, РУМЯНЫЙ, РУБАНОК.
ГОРА, ДЫРА, НОРА, ПОРА, ИРА, УРА, ВЕРА, НЮРА, ПАРА, МЕРА, ФАРА, БУРАН, ПАРАД, БАРАН, БАРАНЫ, НАРОДЫ, БАРАНКА, МУРАВЕЙ, БАРАБАН, УРАГАН, УРОК, ГЕРОЙ, ГОРОХ, ПИРОГ, ПИРОГИ, НАРОД, ПАРОМ, ВОРОНА, ВОРОТА, КОРОНА, ДАРЫ, КОРЫТО, ДОРОГА, КОРОВА, ПОРОГ, ГОРОХ, КОРОТКИЙ, КОРОБКА, МАКАРОНЫ, ОРУДИЕ, ГОРЫ, КУРЫ, НОРЫ, ПАРЫ. ДВОРЫ, ТОПОРЫ, КОМАРЫ, ПИРАМИДА, ПОМИДОРЫ, МАКАРОНЫ, ОГОРОДЫ, БАРАБАНЫ, УРАГАНЫ, МУХОМОРЫ.
КАРП, ПАРК, МАРТ, БАРХАТ, КАРТА, МАРКА, ФАРТУК, КОРМ, ПОРТ, ТОРТ, МАРТ, ПАРК, БОРТ, ГОРКА, КОРКА, НОРКА, ФОРМА,
ГОРНЫЙ, ФОРТОЧКА, КУРТКА, МУРКА, ДЫРКА, ФЫРКАТЬ, ДОЯРКА, ТЕРКА, ПЯТЕРКА, ЮРТА, ВЕРБА, МЕРКА, ФИРМА, ФОРМА, ФЕРМА, БЕРКУТ, ПЕРВЫЙ, ГАРМОНЬ, ВЕРНУТЬ, ВЕРХОМ.
БРАТ, БРАВО, ВРАГ, ГРАД, ГРАНИТ, ГРАМОТА, ГРАНАТ, ГРАФИН, КРАЙ, КРАН, КРАБЫ, КРАПИВА, ПРАВДА, БРОВИ, ГРОМ, ГРОХОТ, ГРОМКО, КРОТ, ПРОБКА, ПРОВОД, ГРУППА,
ГРУБЫЙ, КРУГ, КРУПА, КРУГОМ, КРУТОЙ, КРУПНЫЙ, ПРЫГАТЬ, ТОРТЫ, ПАРТА, МУРКА, БИРКА, ДЫРКА, БОБРЫ, КОВРЫ, ИГРЫ, ТИГРЫ, ПУРГА, ЧЕРТА, МИРНЫЙ, БУРНЫЙ, ФЫРКАТЬ, КАРМАН, КАРТОН, МОРКОВЬ, ОБРЫВ, БАРАНКА, ВИНОГРАД.
КВАРТИРА, МРАМОР, ПРОВЕРКА, ПРОДУКТЫ, ПРОВОРНЫЙ, ФАРФОР, ПРОРУБЬ, ПРОРЫТЬ, ДРОВОРУБ, ЛИТЕРАТУРА.
11. ПРОГОВАРИВАТЬ ЧИСТОГОВОРКИ:
РУ-РУ-РУ,РУ-РУ-РУ ДЕТИ ВИДЕЛИ НОРУ.
РУ-РУ-РУ, РУ-РУ-РУ В КОРЗИНУ ЯГОД НАБЕРУ.
12. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
НА ПАРТЕ КНИГИ И ТЕТРАДИ.
ФЕДОР НАДЕВАЕТ КУРТКУ
РОМА РУБИТ ДРОВА ТОПОРОМ.
ТРОПИНКА ОБРЫВАЕТСЯ У ОВРАГА.
В РУКАХ У ДЯДИ ФЕДОРА РУБАНОК И ТОПОР.
НА РЫНКЕ ПРОДАЮТ ФРУКТЫ.
У ВЕРЫ КВАРТИРА НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ.
РОМА И ЮРА ГРОМКО БАРАБАНЯТ.
РОМА ИГРАЕТ НА РОЯЛЕ.
ШУРА ИГРАЕТ НА ТРУБЕ.
13. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
ЮРА ПРОДАЕТ ОГРОМНЫЕ АРБУЗЫ.
ИРА РАЗДАЕТ ТЕТРАДИ.
ВЕРБА РАСПУСКАЕТСЯ РАННЕЙ ВЕСНОЙ.
ГОРНАЯ ТРОПИНКА ОБРЫВАЕТСЯ У ОВРАГА.
РАЯ ИДЕТ ПО МОКРОЙ ТРАВЕ.
НАД СТАДОМ РОЙ КОМАРОВ.
В РУКАХ У РОМЫ ОСТРЫЙ ТОПОР.
РАЯ СОБИРАЕТ СМОРОДИНУ.
НА ОГОРОДЕ РАСТЕТ СОРНАЯ ТРАВА.