слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов программа обучения
Обучение слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов
Кому необходимо обучение
Обучение слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов проводится в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. N 1042н «Об утверждении профессионального стандарта «Слесарь по ремонту оборудования котельных», приказом Минобрнауки № 513 от 02.07.2013 г. «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение», Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
Слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов – это квалифицированный рабочий, выполняющий работы по разборке, ремонту, реконструкции, сборке, испытанию, регулировке, наладке сложных узлов, деталей и механизмов основного и вспомогательного оборудования.
Профессия слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов предполагает выполнение следующих работ: разборка, ремонт, сборка, регулировка, испытание узлов и механизмов основного и вспомогательного оборудования, грузоподъемных машин и механизмов различной степени сложности с применением пневматического и электрифицированного инструмента, специальных приспособлений, оборудования и средств измерений; изготовление различных установочных и разметочных шаблонов; гидравлическое испытание отремонтированного оборудования; слесарная обработка деталей по квалитетам с подгонкой и доводкой; производство необходимых замеров при ремонте поверхностей нагрева, вращающихся механизмов, пылеприготовительных и топочных устройств; прокладка по чертежам и схемам трубопроводов всех категорий с соблюдением технических условий; выявление дефектов, возникающих на оборудовании, и их устранение; сборочные, реконструктивные и монтажные работы на станционных трубопроводах и арматуре в действующих цехах электростанции; выполнение такелажных работ по вертикальному и горизонтальному перемещению узлов и деталей при помощи грузоподъемных механизмов и специальных приспособлений; испытание такелажного оборудования и оснастки; участие в выполнении газоопасных работ и пр.
Слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов должен знать: детальное устройство основного и вспомогательного ремонтируемого оборудования, грузоподъемных машин и механизмов, схемы основных трубопроводов котельных агрегатов; правила выполнения работ по регулировке и центровке отремонтированного оборудования; основные дефекты оборудования и методы их устранения; правила вальцовки труб; технические условия на ремонт, сборку и изготовление сложных деталей и узлов котельного и пылеприготовительного оборудования; устройство подшипников качения и скольжения; область применения труб, изготовленных различными способами (шовные, бесшовные, катаные, цельнотянутые); конструктивные особенности специального инструмента, приспособлений и оборудования, применяемого при ремонте оборудования; требования к конструкции котлов и к материалам, применяемым для изготовления котлов, пароперегревателей, экономайзеров, сосудов и трубопроводов, работающих под давлением; правила испытания сосудов и трубопроводов; правила безопасности в газовом хозяйстве; правила вывода оборудования в ремонт; оформление наряда-допуска; основные положения планово-предупредительного ремонта оборудования; основы механики, теплотехники, материаловедения и пр.
Для выполнения работ слесарю по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов необходимо пройти профессиональное обучение в специализированном училище, не чаще 1 раза в год и не реже чем 1 раз в 5 лет проходить краткосрочные курсы повышения квалификации в объеме не менее 72 часов с целью приобретения новых знаний, иметь медицинскую книжку с отсутствием противопоказаний к работе, пройти инструктаж по охране труда и технике безопасности, а также иметь группу допуска по электробезопасности не ниже 2 группы до 1 000 В. Важно, что для работы слесарем по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов, лица моложе 18 лет не допускаются.
Стоимость обучения и сроки освоения
АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров» проводит профессиональное обучение по следующим программам:
Наименование образовательной программы | Срок обучения, ак.ч. | Стоимость обучения, руб. |
Слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов (2-7 разряд) (7 разряд – для СПО) | 72 | 6 000 |
Форма обучения: очная, очно-заочная, дистанционная с применением «Интернет»-технологий.
Категория слушателей: руководители и специалисты строительной и промышленной отрасли, имеющие высшее и/или среднее профессиональное образование (в т.ч. получающие ВПО/СПО)
Что входит в программу обучения
В процессе освоения программы обучения, разработанной с учетом приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 21 декабря 2015 г. N 1042н «Об утверждении профессионального стандарта «Слесарь по ремонту оборудования котельных», приказа Минобрнауки № 513 от 02.07.2013 г. «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» для освоения рабочей профессии слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов изучаются следующие вопросы:
Занятия проходят в учебном классе АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров, а также через «Интернет»-портал сайта Учебного центра.
По окончании обучения выдается
Как пройти обучение на слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов
После прохождения профессионального обучения (или в специализированном училище, или учебном центре) слесарю по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов необходимо ежегодное прохождение краткосрочных курсов повышения квалификации в объеме не менее 72 часов не чаще 1 раза в год и не реже чем 1 раз в 5 лет.
Преимущества работы с АНО ДПО «Комплексный учебный центр переподготовки кадров»
Что влечет за собой не прохождение повышения квалификации в срок более 5 лет?
В соответствии с ч.1 ст.9.1 КоАП РФ 1. нарушение требований промышленной безопасности или условий осуществления видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа:
Необходимые документы
Для прохождения обучения необходимо предоставить:
Мы ценим своих Клиентов и Ваше время. Приходите к нам учиться!
Рабочая программа профессионального модуля ПМ 05 по специальности 13.02.02
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ профессионального модуля Пм.05
Выполнение работ по профессии «Слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов»
Область применения программы:
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 140102 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по профессии «слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов»(ПК):
Место дисциплины в структуре основной профессиональной программы:
Профессиональный модуль ПМ.05 Выполнение работ по профессии слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов входит в профессиональный цикл.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
пользоваться слесарным инструментом;
производить слесарные работы;
пользоваться приспособлениями, применяемыми при работе на станках;
планировать мероприятия по выявлению и устранению неисправностей с соблюдением требований техники безопасности;
планировать и проводить профилактические осмотры теплотехнического оборудования;
применять первоначальные навыки по ремонту оборудования с соблюдением требований техники безопасности;
применять первоначальные навыки по ремонту трубопроводов и арматуры;
выполнять работы по изготовлению простых изделий из тонколистовых материалов;
применять первоначальные навыки по ремонту отопительных приборов;
контролировать качество проведения ремонтных работ.
устройство ремонтируемого оборудования, применяемых грузоподъемных машин и механизмов;
назначение и взаимодействие узлов и механизмов;
технологическую последовательность разборки, ремонта и сборки оборудования; технологию вальцовки труб;
способы изгибания труб на станке и с нагревом;
чтение чертежей и схем;
основные сведения о газовой и электрической сварке труб и присадочных материалах;
правила стыковки труб под сварку; требования, предъявляемые к фланцам, трубам, арматуре, прокладкам, крепежному материалу в зависимости от параметров среды;
технические условия на гидравлическое испытание трубопроводов;
правила отключения и включения трубопроводов всех назначений; устройство и назначение специального инструмента, приспособлений и средств измерений средней сложности;
правила закалки, заправки и отпуска слесарного инструмента;
правила центровки валов; допуски и посадки, квалитеты и параметры шероховатости;
правила эксплуатации грузоподъемных машин, механизмов и приспособлений;
элементарные сведения по механике, теплотехнике и электротехнике.
меры безопасности при выполнении сборочных и ремонтных работ;
методы и правила выполнения ремонта теплотехнического оборудования.
иметь практический опыт:
организации и применения первоначальных умений и навыков по ремонту теплоэнергетических установок.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 312 часа, в том числе: МДК.05.01 – 96 часов, УП.05 – 72 часа, УП.06 – 144 часа.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия
«Черногорский механико-технологический техникум»
директор ГБПОУ РХ ЧМТТ
приказ от 30.08.2016 №253
профессионального модуля Пм.05
Выполнение работ по профессии «Слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов»
по специальности 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»
Разработчик: преподаватель высшей категории ГБПОУ РХ ЧМТТ Л.А.Тарханова
Рассмотрено на заседании
Председатель Тарханова Л.А.
«____»_______________2016 г. __________________________
Зам.директора по УР
Зам.директора по УПР
СОДЕРЖАНИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
условия реализации программы профессионального модуля
Контроль и оценка результатов Освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Выполнение работ по профессии «СЛесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов»
1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» (базовая подготовка) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по рабочей профессии «Слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Выполнять дефектацию теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 2.2. Производить ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 2.3. Вести техническую документацию ремонтных работ.
ПК 4.3. Обеспечивать выполнение требований правил охраны труда и промышленной безопасности.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
устройство ремонтируемого оборудования, применяемых грузоподъемных машин и механизмов;
назначение и взаимодействие узлов и механизмов;
технологическую последовательность разборки, ремонта и сборки оборудования; технологию вальцовки труб;
способы изгибания труб на станке и с нагревом;
чтение чертежей и схем;
основные сведения о газовой и электрической сварке труб и присадочных материалах;
правила стыковки труб под сварку; требования, предъявляемые к фланцам, трубам, арматуре, прокладкам, крепежному материалу в зависимости от параметров среды;
технические условия на гидравлическое испытание трубопроводов;
правила отключения и включения трубопроводов всех назначений; устройство и назначение специального инструмента, приспособлений и средств измерений средней сложности;
правила закалки, заправки и отпуска слесарного инструмента;
правила центровки валов; допуски и посадки, квалитеты и параметры шероховатости;
правила эксплуатации грузоподъемных машин, механизмов и приспособлений;
элементарные сведения по механике, теплотехнике и электротехнике.
меры безопасности при выполнении сборочных и ремонтных работ;
методы и правила выполнения ремонта теплотехнического оборудования.
пользоваться слесарным инструментом;
производить слесарные работы;
пользоваться приспособлениями, применяемыми при работе на станках;
планировать мероприятия по выявлению и устранению неисправностей с соблюдением требований техники безопасности;
планировать и проводить профилактические осмотры теплотехнического оборудования;
применять первоначальные навыки по ремонту оборудования с соблюдением требований техники безопасности;
применять первоначальные навыки по ремонту трубопроводов и арматуры;
выполнять работы по изготовлению простых изделий из тонколистовых материалов;
применять первоначальные навыки по ремонту отопительных приборов;
контролировать качество проведения ремонтных работ.
иметь практический опыт:
организации и применения первоначальных умений и навыков по ремонту теплоэнергетических установок.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 312 часа, в том числе: МДК.05.01 – 96 часов, УП.05 – 72 часа, УП.06 – 144 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Выполнение работ по рабочей профессии «Слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
3. СТРУКТУРА и содержание ДИСЦИПЛИНЫ профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля *
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Производственная (по профилю специальности),
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
в т.ч., курсовая работа (проект),
в т.ч., курсовая работа (проект),
Выполнение работ по рабочей профессии «Слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов»
Выполнение работ по рабочей профессии «Слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов»
Учебная практика слесарно-механическая
Учебная практика на получение первичных профессиональных навыков
3.2. Содержание обучения профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
МДК 05.01. Выполнение работ по рабочей профессии «Слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов»
Раздел 1. Организация безопасного выполнения слесарных работ
Технологический процесс ремонта
Содержание учебного материала
Организация технического обслуживания и ремонта. Составные части технологического процесса ремонта
Требования к организации рабочего места слесаря и безопасного выполнения слесарных операций
Общие требования к организации рабочего места слесаря.
Требования к организации рабочего места и безопасности на металлорежущих станках
Раздел 2. Слесарная обработка деталей.
Размерная обработка деталей
Содержание учебного материала
Основные слесарные операции: назначение, сущность, приемы и последовательность выполнения. Контроль качества выполнения слесарных работ
Обработка резьбовых поверхностей
Содержание учебного материала
Общие сведения. Резьбонарезной и резьбонакатный инструмент.
Контроль качества резьбы. Дефекты, способы их выявления и меры предупреждения.
Требования к организации рабочего места и безопасности при нарезании резьбы
Самостоятельная работа обучающихся
Резьбонарезной и резьбонакатный инструмент.
Пригоночные операции слесарной обработки
Содержание учебного материала
Общие сведения. Контроль качества выполнения пригоночных работ.
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение пригоночных операций
Требования к организации рабочего места и безопасности выполнения пригоночных работ
Раздел 3. Основы резания металлов на металлорежущих станках
Процесс механической обработки металла резанием. Точение.
Содержание учебного материала
Общие сведения о резании и точении
Самостоятельная работа обучающихся
Металлорежущие станки: классификация, назначение
Фрезерование. Строгание. Шлифование.
Общие сведения о процессах. Техника и технология выполнения работ.
Самостоятельная работа обучающихся
Контроль качества обработанных поверхностей
Технология выполнения работ на строгальных и долбежных станках
Изготовление изделий из тонколистового металла
Содержание учебного материала
Технология изготовления изделий из тонколистового металла. Правила техники безопасности при работе с тонколистовым металлом.
Самостоятельная работа обучающихся
Приёмы вырезания заготовок по разметке и формирование изделий.
Правила техники безопасности при работе с тонколистовым металлом
Раздел 4. Слесарно-сборочные работы
Тема 4.1. Основы технологии слесарно-сборочных работ
Содержание учебного материала
Основные понятия о сборке и её элементах.
Формы организации сборки
Сборка резьбовых соединений
Технический контроль качества сборки соединений
Самостоятельная работа обучающихся
Формы организации сборки. Требования к подготовке деталей к сборке
Сборка узлов с подшипниками качения и скольжения
Технология сборки валов и осей
Содержание учебного материала
Грузоподъемные механизмы. Правила безопасности при эксплуатации грузоподъемных устройств.
Самостоятельная работа обучающихся
Транспортное оборудование слесарно-сборочных цехов
Раздел 5. Ремонтные работы
Тема 5.1.
Организация технического обслуживания и ремонта.
Содержание учебного материала
Виды изнашивания деталей
Причины, влияющие на изнашивание деталей
Составные части технологического процесса ремонта
Предельные и допустимые износы деталей
Модернизация оборудования. Техническая документация на ремонтные работы
Практическая работа №1
Методы ремонта оборудования
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка оборудования к разборке
Раздел 6. Требования к технологии характерных ремонтных работ
Содержание учебного материала
Сдача арматуры из ремонта
Организация рабочего места. Способы безопасного выполнения работ.
Практическая работа №2
Неисправности арматуры и способы их устранения
Самостоятельная работа обучающихся
Основные неисправности арматуры. Проверка качества ремонта
Способы устранения неисправностей предохранительных и обратных клапанов
Содержание учебного материала
Разъёмные соединения трубопроводов
Сборка, разборка и ремонт разъёмных соединений трубопроводов
Ремонт вращающихся механизмов
Содержание учебного материала
Ремонт центробежных насосов
Ремонт вентиляторов. Техника безоп-ости при выполнении ремонтных работ.
Тема 6.4.
Ремонт оборудования систем отопления и вентиляции
Содержание учебного материала
Виды повреждений теплообменного оборудования, их выявление и способы устранения
Ревизия и ремонт оборудования газоснабжения
Содержание учебного материала
Технология соединения труб газопроводов: сваркой, с помощью фланцев, на резьбе.
Требования к газовой арматуре
Меры пожарной безопасности при ремонтных работах
Самостоятельная работа при изучении МДК 05.01.
Задания для самостоятельной работы указаны выше к определенной теме.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
УП.05.01. Учебная практика.
Задачи практического обучения в слесарной и механической мастерских. Правила внутреннего распорядка мастерских, организация рабочих мест, краткая характеристика работ. Техника безопасности при работе в мастерских. Мероприятия по предупреждению травматизма. Защитные устройства и приспособления.
Раздел 1. Слесарные работы.
Тема 1.1. Техника измерений и измерительные инструменты.
Назначение и сущность измерений. виды измерительного инструмента, правила хранения и обращения с ним. Методы измерений.
Плоскостная и пространственная разметка
Назначение разметки. Инструменты и приспособления для разметки. Приёмы работы с инструментом при разметке. Понятие о припуске. Виды разметок. Последовательность разметки. Подготовка деталей к разметке. Способы выполнения разметки и кернения деталей. Разметка по чертежу и шаблонам. Механизация процессов разметки. Организация рабочего места и техника безопасности при выполнении разметки.
Тема 1.3. Рубка и резка металла
Назначение и применение рубки. Зубила и крейцмейсели, углы их заточки. Слесарные молотки. Рациональные приёмы ручной рубки различных металлов. Рубка пневматическим и электрическим инструментом. Назначение резки металла. Резка ножовкой, ножницами, дисковыми и ленточными пилами, абразивными кругами. Правила пользования инструментами при резании металла. Организация рабочего места и техника безопасности при резке.
Правка и гибка металла.
Назначение и применение правки. Способы и правила правки полосового, листового и круглого металла и труб. Инструменты и приспособления для правки. Механизация процессов правки. Возможные дефекты при правке и меры по их предупреждению. Назначение и применение гибки, способы гибки полосового, листового и круглого металла и труб под различными углами и по радиусу. Оборудование и инструменты для гибки. Возможные дефекты при гибке и меры по их предупреждению. Организация рабочего места для правки и гибки металла и техника безопасности при выполнении работ.
Опиливание и распиливание металла.
Назначение и применение опиливания. Организация работы при опиливании. Типы и виды напильников. Шероховатость поверхности, получаемая при опиливании. Правила ухода за напильниками, их хранение. Приёмы опиливания различных поверхностей деталей. Распиливание прямолинейных и фасонных канавок и отверстий с подготовкой по шаблонам и вкладышам.
Передовые методы опиливания и припасовки (партиями, по кондуктору). Понятие о припусках на обработку при различных видах опиливания. Механизация опиловочных работ. Виды брака при опиливании и распиливании. Причины их возникновения и методы предупреждения. Техника безопасности при опиловании.
Шабрение и притирка.
Назначение и применение шабрения. Основные виды шабрения, приёмы и способы шабрения плоскостей. Инструменты и приспособления для шабрения, правила обращения с ними. Шабрение криволинейных поверхностей. Способы определения точности шабрения. Затачивание и заправка шаберов. Механизация шабрения и замена шабрения шлифованием. Материалы для притирки: порошки, пасты, их применение. Механизация притирочных работ. Проверка качества притирки. Виды и причины брака при шабрении и притирке, способы его предупреждения и устранения. Организация рабочего места и техника безопасности при проведении работ.
Сверление, зенкерование и развёртывание отверстий.
Сущность сверления. Инструменты и приспособления, применяемые при свердении. Конструкция сверл. Углы заточки сверл для обработки различных металлов. Сверлильные патроны, их назначение и устройство. Сверлильный станок, его основные части. Кинематическая схема станка. Настройка станка на различные режимы свердения, выбор сверл. Охлаждение и смазка при сверлении. Установка, закрепление и снятие режущих инструментов и деталей. Устройство ручной и электрической дрелей. Причины брака при сверлении и меры его предупреждения. Зенкерование и зенкование отверстий. Конструкция зенкеров и зенковок. Охлаждение и смазка при зенкеровании и зенковании. Развертывание отверстий. Назначение и способы развертывания. Припуски на развертывание. Охлаждение и смазка при развертывании. Брак при развертывании и меры его предупреждения. Техника безопасности при сверлении, развертывании, зенкеровании и зенковании отверстий.
Назначение резьбы, классификация резьбы, стандарты на резьбы, элементы резьбы. Инструменты для нарезания наружной и внутренней резьбы, их конструкции. Приёмы нарезания резьбы, возможные дефекты и меры их предупреждения. Механизация работ по нарезанию резьбы. Организация рабочего места и техника безопасности при нарезании резьбы.
Назначение и применение клепки. Виды заклепочных швов. Типы заклёпок. Определение размеров заклепок по таблицам. Инструменты и приспособления, применяемые при клепке, их устройство и правила пользования. Приёмы и способы клепки. Механизация клепальных работ. Возможные дефекты при клепке и меры их предупреждения. Организация рабочего места и техника безопасности при клепке.
Раздел 2. Работа на станках.
Токарные, сверлильные, строгальные, фрезерные и щлифовальные станки.
Знакомство студентов с механической мастерской, металлорежущим инструментом и станками, с правилами внутреннего распорядка в мастерской, графиком перехода студентов по станкам. Общие принципы управления станками. Изменение режима работы (скорости, подачи, хода). Уход за станками, организация рабочего места. Техника безопасности при работе на металлорежущих станках, требования к спецодежде.
Обтачивание наружных цилиндрических поверхностей.
Классификация токарных станков. Приемы по обтачиванию наружных цилиндрических поверхностей. Обработка торцевых поверхностей проходными подрезными резцами. Вытачивание наружных канавок на цилиндрических и торцевых поверхностях. Отрезание заготовок и деталей. Обтачивание фасок и притупление острых кромок. Виды брака, способы его предупреждения и устранения.
Типы фрезерных станков, их устройство. Управление станком, пуск и установка. Установка и закрепление фрез и заготовок. Виды фрезерных работ. Фрезы, приспособления и измерительный инструмент. Настройка станка на продольное, поперечное и вертикальное перемещение стола. Проверка качества выполненных работ. Организация рабочего места и правила техники безопасности при работе на фрезерных станках.
Выполнение работ, включающих ранее пройденные операции с применением различных инструментов и приспособлений по чертежам, эскизам и технологическим картам.
Изготовить деталь по чертежу, используя виды слесарных работ.
Цели и задачи учебной практики по ремонту теплотехнического оборудования.
Вводный инструктаж по охране труда. Изучение структуры предприятия. Основные и вспомогательные цеха, их назначение и взаимосвязь.
Раздел 1. Ремонт трубопроводов и арматуры
Сборка, разборка и ремонт разъемных соединений трубопроводов. Меры безопасности
Организация рабочего места и техника безопасности при сборочных работах. Основные правила разборки. Составление дефектной ведомости для выполнения ремонта
Порядок разборки и сборки многоболтовых соединений, маркировка соединяемых деталей. Использование ручного и механизированного инструмента (электрогайковерт, шпильковерт) для разборки и сборки.
Дефекты, возникающие при разборке и сборке разъемных соединений, их обнаружение и устранение.
Трубы, применяемые для сборки на резьбе, характеристика трубной резьбы. Подготовка труб для нарезания резьбы. Нарезание резьбы, резьбонарезной инструмент. Порядок соединения труб на резьбе. Назначение фитингов и сгонов. Материалы для уплотнения резьбовых соединений. Проверка качества сборки резьбовых соединений на гидравлическом прессе.
Ремонт запорной арматуры. Меры безопасности
Виды запорной арматуры: вентили, задвижки, краны, их назначение и основные детали. Условные обозначения арматуры.
Неисправности запорной арматуры и способы их устранения. Сальниковые уплотнения, их назначение, материалы для сальниковых уплотнений. Прокладки, их назначение, выбор материала для прокладок в зависимости от условий работы.
Ремонт уплотнительных поверхностей фланцев, седла, клапана.
Применение приспособлений при ремонте.
Организация рабочего места и техника безопасности при ремонте запорной арматуры.
Ремонт предохранительной арматуры
Ремонт предохранительной арматуры, область ее применения. Основные неисправности предохранительных и обратных клапанов и способы их устранения. Проверка качества ремонта. Настройка предохранительного клапана на срабатывание при заданном давлении.
Техника безопасности при выполнении работ.
Ремонт регулирующей и контрольной арматуры
Регулирующая и контрольная арматура, ее назначение и особенности устройства. Применение регуляторов расхода, регуляторов давления в системах регулирования, их основные неисправности и способы устранения.
Водоуказательные колонки для наблюдения за уровнем воды в барабане котельного агрегата и требования к ним. Неисправности колонок и их устранение. Организация рабочего места и правила техники безопасности при выполнении ремонтных работ.
Раздел 2. Ремонт вращающихся механизмов
Ремонт центробежных насосов. Меры безопас-ти
Типы и марки центробежных насосов, назначение и конструктивные особенности. Ревизия насосов, выявление неисправностей и способы их устранения: ремонт сальникового соединения с заменой прокладки, подшипников, рабочего колеса, вала. Соединительной муфты.
Приспособления и инструменты для ремонта насосов.
Центровка валов насоса и электродвигателя после выполнения ремонта. Испытание насоса на холостом ходу и под нагрузкой на стенде.
Техника безопасности при выполнении работ.
Ремонт вентиляторов. Меры безопасности
Типы и марки вентиляторов, их назначение. Основные детали вентиляторов. Назначение направляющего аппарата в конструкции вентилятора. Неисправности вентиляторов и их устранение. Инструменты и приспособления для ремонта вентиляторов.
Техника безопасности при выполнении работ.
Раздел 3. Ремонт оборудования систем отопления, вентиляции и газоснабжения
Изготовление изделий из тонколистового металла. Меры безопасности
Технология изготовления изделий из тонколистового металла. Правила построения развертки изделия по чертежу с учетом припусков на соединение. Приемы вырезания заготовок по разметке и формирования изделий (гибка, штамповка). Правка и рихтовка заготовок.
Изготовление изделий с применением различных способов соединения стыков: пайки, клепки, фальцевых соединений.
Станки, инструменты и приспособления для выполнения работ.
Правила техники безопасности при работе с тонколистовым металлом.
Тема 3.2.
Ревизия и ремонт оборудования систем газоснабжения. Меры безопасности.
Содержание
Общие сведения о системах газоснабжения и горючих газах. Правила прокладки наружных и внутренних газопроводов. Способы соединения труб газопроводов: сваркой, с помощью фланцев, на резьбе. Газовая арматура и требования к ней. Виды газовой арматуры: запорная, регулирующая, предохранительная, аварийная, отсечная. Основные элементы арматуры: исполнительный механизм, привод.
Условные обозначения и маркировка арматуры. Установка арматуры на газопроводах. Газорегуляторные пункты и установки (ГРП и ГРУ). Размещение оборудования в ГРП и ГРУ.
Ремонт соединений газопроводов и газовой арматуры. Разборка и сборка, ремонт уплотнительных деталей и поверхностей арматуры. Определение герметичности соединений газопроводов и газовой арматуры.
Правила техники безопасности при выполнении ремонтных работ.
Ремонт теплообменного оборудования. Меры безопасности
Содержание
Виды теплообменного оборудования: теплообменные аппараты, калориферы, отопительные приборы, их назначение и устройство. Виды повреждений теплообменного оборудования, их выявление и способы устранения.
Приспособления и инструмент для ремонта. Способы разборки и сборки секционных отопительных приборов, пластинчатых и трубчатых теплообменников.
Порядок гидравлического испытания оборудования.
Техника безопасности при выполнении ремонтных работ.
Обобщение знаний и навыков по ремонту теплотехнического оборудования. Зачет.
Обобщение знаний и навыков по ремонту теплотехнического оборудования. Оформление отчета и дневника.
Обобщение знаний и навыков по ремонту теплотехнического оборудования. Оформление отчета и дневника.
Проверка знаний студентов по ремонту теплотехнического оборудования. Зачет.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы профессионального модуля
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета, слесарно-механических мастерских; лаборатории «Эксплуатации и ремонта теплоэнергетического оборудования».
Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест кабинетов:
комплекты учебно-методической документации;
наглядные пособия (планшеты, макеты);
комплекты бланков технической документации на эксплуатацию и ремонт теплотехнического оборудования.
Технические средства обучения:
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
рабочие места по количеству обучающихся;
станки: настольно-сверлильные, заточные и др.;
набор слесарных инструментов;
набор измерительных инструментов;
заготовки для выполнения слесарных работ
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Лабораторный стенд по ремонту теплоэнергетического оборудования
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику на получение первичных профессиональных навыков, которую рекомендуется проводить на различных производственных объектах.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Боровков В.М. Ремонт теплотехнического оборудования и тепловых сетей. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
Долгих А.И., Фокин С.В. Слесарные работы. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007.
Воронина А.А., Шибенко Н.Ф., Безопасность труда при эксплуатации и ремонте теплоэнергетических установок. М., Энергоиздат, 1983.
Дудко С. И., Ремонт котлов отопительных котельных. Киев-1973.
Шастин В.Н., Справочник по ремонту котлов и вспомогательного котельного оборудования. М., Энергоиздат, 1981.
Эстеркин Р.И., Эксплуатация, ремонт, наладка и испытания теплотехнического оборудования. Санкт-Петербург, 1991.
Цешковский А.А., Ремонт оборудования котельных цехов электростанций. М., Высшая школа, 1973.
Слесарь – сантехник. Учебное пособие для учащихся колледжей и средних профессионально-технических училищ.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.
Вспомогательное оборудование машинных цехов тепловых электростанций. М., Высшая школа, 1975.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Дисциплины, изучение которых должно предшествовать освоению данного модуля:
Обязательным условием допуска к учебной практике является освоение МДК 05.01. профессионального модуля ПМ 05.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин.
Мастера: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 2.1. Выполнять дефектацию теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения
— планировать мероприятия по выявлению и устранению неисправностей с соблюдением требований техники безопасности;
— планировать и проводить профилактические осмотры оборудования;
-выявлять неисправности в работе оборудования
— экспертная оценка на практическом занятии;
-экспертная оценка защиты практики;
-экспертная оценка выполнения практического задания;
— зачеты по учебной практике.
ПК 2.2. Производить ремонт теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения
— применять первоначальные навыки по ремонту теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения с соблюдением требований техники безопасности;
— выявлять и устранять неисправности теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения.
ПК 2.3. Вести техническую документацию ремонтных работ
— оформлять документацию для организации ремонтных работ по результатам дефектации с учетом требований техники безопасности;
— планировать ремонтные работы;
— планировать и проводить профилактические осмотры оборудования;
— контролировать качество проведения ремонтных работ с оформлением необходимой документации
ПК 4.3.Обеспечивать выполнение требований правил охраны труда и промышленной безопасности.
Отсутствие замечаний по ТБ
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
— демонстрация интереса к будущей специальности
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
— выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области эксплуатации и ремонта теплотехнического оборудования;
— оценка эффективности и качества выполнения работ.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
— решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области эксплуатации и ремонта теплотехнического оборудования;
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
— эффективный поиск необходимой информации;
— использование различных источников, включая электронные
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
— работа с диагностическими и измерительными компьютеризированными приборами и устройствами;
— применение программного обеспечения при эксплуатации и ремонте оборудования
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
— взаимодействие с обучающимися, преподавателями, мастерами, руководителями практик от предприятия в ходе обучения
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
— воспитание организаторских способностей;
— самоанализ и коррекция результатов собственной работы
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
— организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
— анализ инноваций в области эксплуатации и ремонта электроустановок.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы