славянские мифы крючкова о
Крючкова Ольга «Славянские мифы»
Крючкова Ольга «Славянские мифы»
Ольга Крючкова при подготовке данной книги в печать снова (впрочем, как и всегда) проделала фундаментальную работу. Её книга «Славянские мифы» предоставит вам возможность погрузиться не только в мир сказок, легенд и былин, но и в древние обычаи славян. Она расскажет о широких народных празднованиях, проведет связи между славянскими сказаниями и круговоротом жизни Природы. Перед тобой раскроются тайны о всемогущих богах, взаимодействии людей с природными и домовыми духами и многое другое.
Важной особенностью конкретного этого издания является подарочное оформление, качественная бумага и печать, и, самое главное, прекрасные цветные иллюстрации художника Андрея Шишкина. Для широкого круга читателей.
Не устраивает цена? Предлагайте свою, и торгуйтесь.
Но будьте готовы доказать, почему Вы считаете свою
цену достаточной!
Например, укажите стоящую причину, по которой мы
должны снизить цену специально для Вас!
Когда мы примем Вашу заявку, то свяжемся с Вами*,
чтобы поторговаться.
И если в итоге мы сойдёмся в цене, то:
— мы сами оформим заказ на Ваше имя;
— когда изделие будет готово, мы незамедлительно его отправим;
— Вам останется лишь ждать посылку!
Внимание! На заказы, оформленные через кнопку
«Поторговаться», распространяются те же условия
доставки и оплаты и те же почтовые расценки,
что и на товары, заказываемые через корзину.
Древние славяне не делили природу на живую и неживую. Всё что окружало их, было наделено жизнью, будь то деревья, звери или камни. Поэтому, в те времена, люди поклонялись силам природы – они обожествляли солнце, луну и природные явления, приписывая всему этому божественное начало, и считая, что явления природы зависят от воли богов. Поэтому, чтобы добиться милости богов, люди всячески пытались задобрить их. Для этого в определённое время года проводились специальные священные ритуалы, богам приносили жертвы, а в молитвах люди просили богов о помощи и благодарили за успехи.
Каждое славянское племя могло иметь своих отдельных богов, или же функции их божества отличались от функций божества другого племени. А божества, например, западных славян, очень сильно могли отличаться от божеств южных славян. Причём, об одних божествах может существовать много различных преданий и легенд, а о других божествах наоборот, сведения могут быть весьма скудными и если сравнивать различные источники, то ещё и противоречивыми.
В этой книге речь пойдёт о верованиях древних славян, о их пантеоне, о славянских богах, о славянских духах и героях славянских былин.
Славянские боги, духи, герои былин
Автор-составитель Крючкова Ольга
1. Асов А. И. Родные боги славян. М.: «Издательство ФАИР», 2010.
2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. В трёх книгах, книга 1. М.: МП Библиотека «Московские новости», 1992.
3. Белякова Г.С. Славянская мифология. М.: Просвещение, 1995.
4. Буйнова Т.Ю. Дети Сварога. Древнейшие мифы восточных славян. М.: Аквилегия-М, 2008.
5. Бычков А. А., Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян, 2000.
6. Капица Ф.С. Тайны славянских богов. М.: РИПОЛ Классик, 2007.
7. Кейсаров А. С., Глинка Г. А., Рыбаков Б. А. Мифы древних славян. Велесова книга. / Сост. Баженова А. И., Вардугин В. И. Саратов: Нажежда, 1993.
8. Кононенко А. А. Персонажи славянской мифологии. К.: Фирма «Корсар», 1993.
9. Левкиевская Е. Мифы русского народа. М.: Астрель, АСТ, 2003.
10. Мудрова И.А. Словарь славянской мифологии. М.: Центрполиграф, 2010.
11. Муравьева Т.В. 100 великих мифов и легенд. М.: Вече, 2005.
12. Пигулевская И. С. История, мифы и боги древних славян. М.: Центрполиграф, 2011.
13. Райан В. Ф., Баня в полночь: Исторический обзор магии и гаданий в России. М.: Новое литературное обозрение, 2006.
14. Смирнов Ю.И. Славянские мифы. СПб.: Паритет, 2009.
15. Щеглов Г. В., Арчер В. Мифологический словарь. М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2006.
В давние времена, человек был очень зависим от природы и природных явлений. Например, от количества рыбы в водоёмах зависел успех рыболовства, от количества зверя в лесах, зависел успех охоты, а от количества растений в лесах, зависел успех собирательства.
Древние славяне не делили природу на живую и неживую. Всё что окружало их, было наделено жизнью, будь то деревья, звери или камни.
Поэтому, в те времена, люди поклонялись силам природы – они обожествляли солнце, луну и природные явления, приписывая всему этому божественное начало, и считая, что явления природы зависят от воли богов. Поэтому, чтобы добиться милости богов, люди всячески пытались задобрить их. Для этого в определённое время года проводились специальные священные ритуалы, богам приносили жертвы, а в молитвах люди просили богов о помощи и благодарили за успехи. Позже, с приходом христианства многие языческие обряды постепенно слились с церковными.
Также, интересно то, что единых для всех древних славян представлений о божествах не существовало, потому что славянские племена в дохристианский период не имели единого государства, и, следовательно, они не были едины в верованиях. Поэтому, каждое славянское племя могло иметь своих отдельных богов, или же функции их божества отличались от функций божества другого племени. А божества, например, западных славян, очень сильно могли отличаться от божеств южных славян. Причём, об одних божествах может существовать много различных преданий и легенд, а о других божествах наоборот, сведения могут быть весьма скудными и если сравнивать различные источники, то ещё и противоречивыми.
Одними из самых древних богов являются Сварог и Сыра-Земля Мать. Но даже, несмотря на то, что эти божества являются очень древними, у славян в ещё более древние периоды были существа, которые оберегали человека, помогали ему и защищали от недругов. В качестве этих мистических существ могли служить животные и растения, которые также выступали и как родоначальники племени, необычной формы камни, водные источники и т. д.
Например, наиболее почитаемыми животными у восточных славян были медведь, волк, заяц. Эти звери часто встречаются в народных сказках.
Помимо этого, у древних славян были также и парные божества, наряду с божествами одиночными. Например, Белобог и Чернобог, Доля и Недоля и т. д.
Существование парных божеств тогда отражало дуалистическое восприятие мира, которое было свойственно древним славянам. Потому люди поклонялись и приносили жертвы не только добрым и положительным божествам, но и богам злым. К тому же, в то время, в сознании людей была устойчивая система противопоставлений – небо и земля, день и ночь, правый и левый, мужской и женский и т. д.
В этой книге речь пойдёт о верованиях древних славян, о их пантеоне, о славянских богах, о славянских духах и героях славянских былин.
Часть 1. Славянские боги
Авсень (Баусень, Овсень, Таусень, Усень)
Авсень (Баусень, Овсень, Таусень, Усень) – в славянской мифологии имя персонажа, который часто считался божеством смены времён года. По некоторым версиям, он также покровительствовал коням и пастухам, а также он был связан с началом весеннего солнечного цикла и урожаем.
Что касается происхождения его имени, то есть версия, что оно восходит к древнерусскому «усинь» – «синеватый», который встречался в названиях зимних месяцев. Например, январь называли «просинец». По другим версиям считается, что Авсень происходит от слова «сень» – свет, потому что с приходом Авсеня начиналась светлая часть года, и день становился длиннее.
Агуня – в славянской мифологии бог земного огня.
Бадняк – в мифологии южных славян является персонажем ритуального характера, символом старого года. Его символом выступал пень с бородой или же ветка, которую было принято сжигать в сочельник. Также, Бадняк связан с образом змея у корней дерева (змей выступал в качестве воплощения нижнего мира). Поэтому, сожжение Бадняка в конце старого года являлось символом поражения змея, а также ознаменованием начала нового цикла.
Противопоставлялся символу нового года – Божичу.
Барма – в мифологии бог молитвы. Супруг Тарусы. Летал Барма на лебеде.
О Барме и Тарусе есть одна история. В ней говорится о том, что жил Чурила в Сварге, который был так красив, что небожительниц с ума сводил. И вот, однажды, Чурила влюбился в Тарусу, жену Бармы. И повадился Чурила тайно от Бармы к Тарусе ходить.
Только вот узнал в итоге Барма об измене Тарусы. И рассердился Барма. Сел на своего лебедя Барма, прилетел домой, а там он застал Тарусу вместе с Чурилой. И не долго думая, взял Барма, да отрубил Чуриле голову.
Отзывы о Славянские мифы (Крючкова Елена Александровна, Крючкова Ольга Евгеньевна)
Отзывы (6)
Валентина Белышева — 9 Июня 2017
Книгу купила внуку, и сама с большим удовольствием её прочитала. До наших времён не дошли древние (до VI в.) источники славянской религии и мифологии. Всё, что мы сейчас знаем, собиралось по крупицам из разных, иногда не очень достоверных или противоречивых источников. В последние годы появилось много книг по славянской мифологии, некоторые из них я прочитала. То ли от того, что славянские народы были многочисленны и сильно разобщены, то ли из-за не очень надёжных источников, но часто один и тот же бог имеет разные имена или на него возлагаются разные обязанности. Честно скажу, от этих прочтений у меня голове всё перепуталось. Мне понравилась книга «Славянские мифы» тем, что содержание не перегружено большим количеством богов. В неё включены наиболее известные славянские божества, мифологические персонажи и связанные с ними истории. Соблюдается последовательность в изложении историй, кроме одного момента. После «Сказания о Дажьбоге, Кощее и Морене» надо было бы поставить «Как Жива вызволила Дажьбога из плена». А то бедному Дажьбогу пришлось, две, не связанные с ним истории, висеть на цепях и чувствовать, как силы его покидают, пока Жива не спасла его. В книге очень много красивых и интересных иллюстраций. Кроме замечательных сказочных рисунков современного художника А. Шишкина, в книге много иллюстраций известных художников: Н. Рериха, И. Билибина, Б. Кустодиева, В. Васнецова и других. Книга очень красивая и интересная, может быть хорошим подарком для детей среднего и старшего школьного возраста.
Наталья Кирковская — 3 Ноября 2017
Когда увидела данную книгу, захотелось ее приобрести. О покупке не пожалела ни разу. Я очень ценю в книгах не только содержание, но и иллюстрации, если таковые предусмотрены. Здесь же, это не просто иллюстрации, а целые картины, четко прорисованные до мелочей. Открываешь миф, сопоставляешь с героем. Понимаешь, что ты его именно так и представлял. Незаменимое издание для тех, кто решил изучить славянскую мифологию и вспомнить языческие истоки нашего рода. Ведь наши предки верили в этих богов и следовали их законам. Некотрые люди до сих пор считают себя славянами. Отличная книга для общего развития. А для кого-то будет все го лишь красивой книгой со сказками. Детям нравится не только читать, но и разглядывать иллюстрации.
Регина Садриева — 23 Августа 2019
Славянские мифы
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Перед вами – особенная книга, книга, которая делает сильнее каждого человека, интересующегося своими корнями. Здесь вы найдете мифы и легенды наших мудрых и прекрасных предков – древних славян. Благодаря удивительным иллюстрациям художника Алексея Шишкина картины характеров богов и духов оживают перед глазами, помогая нам заглянуть в прошлое и понять, что сделало нас теми, кто мы есть сейчас.
С этой книгой читают
Отзывы 4
Интересная книга, как и все книги из серии Эксмо «Мифы и легенды народов мира» содержит замечательные иллюстрации на каждой странице. Меня просто потрясли картины современного художника Алексея Шишкина, настолько они выразительные и живые, просто дух захватывает. Также в книге много иллюстраций других русских и зарубежных художников. Начало книги знакомит нас с основными богами и существами славянского пантеона, для многих незнакомого. Таких как Велес, Сварог, Чернобог и других. Далее идут уже сами славянские мифы самые разнообразные, от сотворения мира, сказаний о Костроме и Купале, о Карачуне (современным воплощением которого можно считать Деда Мороза), о баннике и лешем или о том, как на самом деле появились болота. Читать их было очень интересно и познавательно, написано для широкого круга читателей. Книга будет интересно и взрослым и детям. Очень советую.
Интересная книга, как и все книги из серии Эксмо «Мифы и легенды народов мира» содержит замечательные иллюстрации на каждой странице. Меня просто потрясли картины современного художника Алексея Шишкина, настолько они выразительные и живые, просто дух захватывает. Также в книге много иллюстраций других русских и зарубежных художников. Начало книги знакомит нас с основными богами и существами славянского пантеона, для многих незнакомого. Таких как Велес, Сварог, Чернобог и других. Далее идут уже сами славянские мифы самые разнообразные, от сотворения мира, сказаний о Костроме и Купале, о Карачуне (современным воплощением которого можно считать Деда Мороза), о баннике и лешем или о том, как на самом деле появились болота. Читать их было очень интересно и познавательно, написано для широкого круга читателей. Книга будет интересно и взрослым и детям. Очень советую.
Очень красивые картинки! Книга для планшета, чтобы рассматривать все в подробностях и красках. Можно читать с детьми-школьниками, т.к. к языку и способу изложения нужно приноровиться. Двумя словами – сказки для взрослых!
Очень красивые картинки! Книга для планшета, чтобы рассматривать все в подробностях и красках. Можно читать с детьми-школьниками, т.к. к языку и способу изложения нужно приноровиться. Двумя словами – сказки для взрослых!
Спасибо автору за его труд, но я не впечатлена… Первая половина это краткое (ооочень краткое) описание Богов, а вторая половина буквально байки, которые практически все начинаются со слов «было это давным давно…». Для детей всё-таки больше.
Спасибо автору за его труд, но я не впечатлена… Первая половина это краткое (ооочень краткое) описание Богов, а вторая половина буквально байки, которые практически все начинаются со слов «было это давным давно…». Для детей всё-таки больше.
Славянские мифы для детей
Вот несколько историй про древних Богов:
ШУЛИКУНЫ
Ярко горит огонь в печи, в доме тепло, а на улице лютый холод.
Самая середина зимы. Звери в лесу в норы попрятались, а люди в домах сидят. Женщины пироги пекут и пряжу прядут, мужчины лапти плетут, ложки деревянные режут, дети на печи сидят, в игрушки играют.
А в печной трубе дым завывает, искры летят из трубы наружу, ярче звезд.
Из искорок этих появляются на свет малыши Шуликуны, шустрые ребята. Они весело кружатся над заснеженным двором, смеются и улетают дальше, в лес. Во дворе на них собаки лают, прогоняют, а в лесу они между ветвей хороводы водят и сонных толстых ворон, пристроившихся ночевать на деревнях, пугают. Шуликунами их люди прозвали за веселый нрав, зимой они безвредны, а вот летом, расхулиганившись, того и гляди, чего-нибудь поджечь могут, ведь неспроста из печных искорок рождены.
ВИЛЫ
За деревней поле, за полем лес, за лесом луг, за лугом река.
На берегу реки стоят деревья, корни в землю, ветви в небо.
На берегу реки рано утром танцуют красивые девушки.
Это Вилы. Они танцуют и поют тогда, когда их никто из людей не видит и не слышит. Только птицы и звери могут любоваться этим волшебным танцем. Но иногда, очень редко, вилы могут показаться усталому путнику и тогда он сядет отдохнуть на берегу реки и засмотрится на красавиц и заслушается. И уснет.
Автор желает вам больше узнать о своей истории, прочитать больше книг о Славянской мифологии и увидеть, как прекрасен и интересен был мир Древней Руси.