скульптурное убранство исаакиевского собора
Скульптурное убранство исаакиевского собора
Скульптура Исаакиевскго собора
В прошлом верный хранитель канонов христианской церкви, утверждающей «вечность и неколебимость царской власти», кафедральный Исаакиевский собор превращен советскими людьми в музей русской культуры, строительной техники и народного труда.
26 июля 1818 года состоялась закладка здания. Однако не прошло и трех лет, как работы прекратились: в проекте сказалось отсутствие у Монферрана строительного опыта. Строительство возобновилось лишь в 1825 году, после существенных корректив, внесенных, прежде всего, в техническую часть проекта. Созданная с этой целью комиссия Академии художеств, в состав которой вошли тринадцать видных архитекторов, в том числе Стасов, Росси, братья Михайловы, Мельников и другие, исправила многие погрешности первоначального проекта. Основные работы по возведению здания были закончены к 1841 году, но еще 17 лет ушло на отделку.
Исаакиевский собор
Со всех концов России на строительство этого памятника православию и самодержавию сгоняли мастеров-умельцев, крестьян, работных людей. До одиннадцати тысяч человек ежедневно, днем и ночью, в любое время года и в любую погоду работало на стройке. Отдавая должное крепостным мастерам и чернорабочим, Монферран писал: «Смелые по природе, они особенно любят опасную работу. Искусные вообще, они часто оказываются виртуозами».
В работе по украшению интерьеров, по оформлению здания скульптурой принимали участие крупнейшие художники и ваятели. И хотя святейший Синод зорко следил за тематикой росписей и скульптуры, хотя все проекты проходили «высочайшее апробирование», лучшие мастера сумели подняться выше требований официального заказа и в канонические религиозно-исторические темы вдохнуть подлинную жизнь.
Удачное расположение Исаакиевского собора между двух больших площадей позволяет рассматривать его с расстояния. Благодаря этому несколько скрадываются недостатки в пропорциональном соотношении его частей, не столь тяжеловесной кажется скульптура, и собор в целом производит благоприятное впечатление.
Царь Эфиопский. Фрагмент фронтона южного портика
Старик и ребенок. Фрагмент фронтона южного портика
Барельеф фронтона западного портика. Фрагмент
Демофил. Фрагмент фронтона западного портика
В период строительства Исаакиевского собора в русской науке было сделано открытие огромной важности. Выдающийся физик Б. С. Якоби в 1838 году сообщил Петербургской Академии наук о разработке им гальванопластического процесса. Новый метод нашел применение и в художественной деятельности, в частности в изготовлении скульптуры. Некоторая скульптура Исаакиевского собора, например, ангелы со светильниками, скульптурные украшения дверей, статуи евангелистов северного портика и другие, была выполнена методом гальванопластики.
Скульптурное убранство исаакиевского собора
Внутренняя скульптура
Значительную роль в убранстве интерьера Исаакиевского собора играет скульптура. Здесь представлены апостолы, пророки, ангелы на сводах, в барабане купола и иконостасах. Особое место занимают работы И.П.Витали. В 1845-1850 годах он с помощниками Р.К.Залеманом и В.В.Беляевым оформлял своды храма.
Пример синтеза скульптуры, архитектуры и живописи – барабан главного купола, выполненный в традициях Возрождения. Его украшают живописные изображения апостолов, между которыми располагаются 12 статуй ангелов. Над ангелами – пилястры, образующие со скульптурой единую вертикаль. Такое решение подчеркивает легкость и цельность архитектурной композиции.
Пророки на сводах в западной части храма, и ангелы в восточной части представлены в сложных динамических позах. Их пропорции учитывают восприятие снизу, в трактовке образов чувствуется влияние итальянского барокко XVIII века.
Исключительный интерес представляет убранство иконостасов, гармонично сочетающее живопись, мозаику и скульптуру.
Малые иконостасы венчают скульптурные группы Н.С.Пименова «Воскресение» в приделе св. Екатерины и «Преображение» в приделе св. Александра Невского. Они прекрасно сочетаются с архитектоникой иконостасов, удачно дополняют и завершают их.
«Воскресение» состоит из пяти фигур. Логический и композиционный центр группы – Иисус Христос. Его правая рука поднята вверх, голова запрокинута, всей фигуре придана динамика. Мотив устремленности Господа ввысь поддержан удачным решением позы ангела слева, создающей впечатление необыкновенной легкости. Предлагая динамичное решение этой группы, Пименов все же остался верен традициям классицизма: у скульптуры устойчивая, четкая композиция. Ниже располагаются фигуры воинов, присутствовавших при воскресении Христа. Они зрительно уравновешивают группу, сложные ракурсы которой свидетельствуют о влиянии барочной итальянской скульптуры.
«Преображение» по решению композиционно близко «Воскресению». В центре фигура преображенного Иисуса Христа, слева и справа от Него – пророки, ниже – апостолы Иоанн и Петр. Фигура раскинувшего руки Господа кажется необыкновенно легкой и динамичной, пророки как бы парят в воздухе. Композиция носит остро эмоциональный характер: в образах апостолов Пименову удалось передать удивление, восторг и страх.
В целом убранство малых иконостасов отличается красочностью, богатством отделочных материалов и совершенством исполнения.
Очень важную роль в пластическом убранстве интерьера играют три дубовые двери, украшенные многофигурными рельефами работы И.П.Витали. Северные врата посвящены свв. Исаакию Далматскому и Николаю Мирликийскому, на южных – сюжеты житий свв. Владимира Киевского и Александра Невского, на западных – апостолов Петра и Павла.
Над каждой дверью помещен рельеф, сюжет которого раскрывает смысл находящейся выше надписи. Надпись над северной дверью: «Кесарева Кесареви Божия Богови», под ней рельеф «Христос объясняет поданную Ему монету». Надпись над южной дверью гласит: «Исполни Слава Господня Храм», рельеф – «Торжество освящения Иерусалимского храма». Над западными вратами начертано: «Кресту Твоему поклоняемся», рельеф – «Воздвижение Честного Животворящего Креста».
Каждая створка двери разделена на четыре кессона с многофигурными композициями. Особое мастерство отличает исполнение рельефов западной двери: слева (сверху вниз) – «Призвание апостола Павла на пути в Дамаск», «Проповедь апостола Павла в Афинском ареопаге», «Апостол Павел перед царем Агриппой» и «Кончина апостола Павла». Очень динамична сцена проповеди: энергично спорящий человек в широком плаще и спокойно внимающий ему философ; напряженная фигура пожилого афинянина, полного раздумья, и в центре – фигура самого Павла, объединяющая композицию. Противопоставление мужества духовного грубой силе отражено в сцене казни апостола. В центре – опустившийся на колено Павел, в облике которого чувствуется спокойствие и смелость человека, верящего в свою правоту. Над ним палач занес секиру, еще мгновенье – и апостолу отсекут голову. Лица палача не видно, но вся его приземистая фигура выглядит зловеще. Равнодушно с трона взирает на казнь римский наместник. В углу рельефа – сочувствующие Павлу люди. Лепка персонажей предполагает руку опытного ваятеля, чувствуется, что это работа самого Витали.
Рельефы южных дверей исполнены неровно. Наиболее удачны композиции правой створки: «Победа Александра Невского над шведами», «Александр Невский отвергает предложение папского нунция о принятии католицизма», «Умирающий Александр Невский принимает монашеский сан» и «Петр I перевозит мощи Александра Невского в Петербург».
На левой створке – фрагменты жития святого равноапостольного князя Владимира Киевского: «Философ проповедует князю Владимиру христианскую веру», «Князь Владимир принимает вернувшихся послов», «Крещение князя Владимира в Херсонесе» и «Крещение киевлян в Днепре».
Интересны рельефы северной двери: «Св. Исаакий Далматский и император Валент», «Спасение св. Исаакия Далматского ангелами», «Освобождение св. Исаакия из темницы» и «Св. Исаакий благословляет императора Феодосия»; «Посвящение св. Николая в иеродиаконы», «Св. Николай, открытый в тайном благодеянии», «Избрание св. Николая на архиепископский престол», «Николай Мирликийский изгоняет Ария с Первого Вселенского собора».
Кроме того, на всех внутренних дверях храма помещены многочисленные фигуры в нишах и бюсты в круглых медальонах. Витали с помощниками создали ряд образов, резко отличающихся от традиционных идеализированных изображений. Многие бюсты воспроизводят чьи-то конкретные черты. Скорее всего, их лепили с людей, встречавшихся в мастерских, на строительстве собора, на улицах Петербурга. Так, в облике великомученика Федора (северные двери) воплощен тип русского крестьянина: задумчивое скорбное лицо изрезано глубокими морщинами, борода всклочена, волосы резкими прядями ниспадают на лоб. У лиц великомучеников Дамиана и святой Нонны (северные двери) – типично славянские черты. Житейские горести исказили черты Нонны, но не смогли уничтожить выражение гордости и благородства.
Скульптура на сводах, барабане купола и иконостасах выполнена из меди методом гальванопластики, впервые использованной в таком масштабе при строительстве Исаакиевского собора. Разработал метод русский профессор Б.С.Якоби. В емкость с
За счет сравнительно тонкого слоя меди гальванопластическая скульптура была достаточно легкой. Это позволило Монферрану уменьшить массу собора и ослабить неравномерность его осадки. Гальванопластические работы выполнялись на заводе герцога Лейхтенбергского в Петербурге. По предложению Монферрана скульптура сводов крепилась не к кирпичной кладке, а к специальным металлическим конструкциям, образующим декоративный внутренний свод. Это было новшеством в строительной практике того времени.
Скульптура на дверях храма была отлита из бронзы и покрыта декоративной патиной. Более 350 произведений, созданных русскими скульпторами в Исаакиевском соборе, представляют собой уникальную коллекцию монументально-декоративной пластики XIX века.
Скульптура Исаакиевского собора
Фотографии
Внутренние галереи и внешние фасады Исаакиевского собора украшены огромным количеством скульптур, которые отличаются глубокой идейной направленностью. Большой заслугой каждого мастера-умельца и скульптора, занимающегося обустройством собора, является вложение своего таланта и души.
Поэтому великие сумели через века передать нам духовные ценности своей эпохи. Парадоксальность состоит в том, что мы находим в этих шедевральных изваяниях отголоски сегодняшнего времени, видим их актуальность и вечность.
Скульптурные произведения снаружи
Скульптуры в обустройстве собора служат не только для его украшения, но и для того, чтобы подчеркнуть единство Православия с российской монархией, а также с целью придания ей святости.
Об этом утверждает и фраза: “Господи, силою твоею возвеселится царь”, которую можно прочитать на ленте северного портика. Как и подобает святому храму, его изваяния посвящены христианско-евангельской теме.
Завершение фасада здания венчают изваяния двенадцати апостолов, а угловые части — ангельские статуи со светильниками, объединяющие пространство сооружения с его цилиндром и куполом. Балюстрада главного купола украшена дюжиной ангелов. Их элементы, переходящие к стенам, создают завершенный вид.
Скульптуры, посвященные 4-м евангелистам, изображают каждого из них со своим символическим знаком из окружающего мира, так, возле Марка — лев, Матфея — ангел, Луки — телец, Иоанна — орел.
Горельефами Филиппа Оноре Лемера: “Воскресение Христа” и “Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом” декорированы портики северной и восточной сторон.
“Поклонение волхвов” оформляет завершение южного портика скульптора итальянского происхождения Джованни Витали, более известного как Ивана Петровича Витали. Центр занимает скульптурное изображение Богородицы, в руках который новорожденный Иисус. Как по библейскому сюжету, так же и тут по сторонам, ее образ сопровождают волхвы с дарами.
Среди рельефов западного портика можно увидеть “Исаакия, благословляющего императора Феодосия”. Отображены в произведениях Витали и реалистичные образы. Он ваял эфиопского царя и его слугу, используя образы жителей Абиссинии, служивших императорскому двору.
Прототипами вельмож из свиты императора стали — князь Петр Михайлович Волконсий, председательствующий в комиссии по возведению храма, и президент Академии художеств — Алексей Николаевич Оленин.
Большие дверные полотна с наружной стороны оформлены работами Витали: “Спор Христа с фарисеями” и “Бегство в Египет”. Центр представлен скульптурными произведениями Архангела Михаила и Александра Невского. В нишах дверей с севера изображены преподобный Исаакия Далматский и святитель Николай Мирликийский, сверху — рельефные изваяния: “Се человек” и “Истязание Христа”.
Представляют большой интерес двери западные, на которых “Нагорная проповедь”, “Воскрешение Лазаря” и “Исцеление расслабленного”. Их ниши занимают скульптуры апостолов — Петра и Павла.
В углублениях стен портиков с южной и северной сторон видны творения Петра Карловича Клодта и Александра Васильевича Логановского: “Несение креста”, “Оплакивание”, “Избиение младенцев”, “Явление ангела пастырям”.
Скульптуры, выполненные Иосифом Германом, символизируют вехи дороги Сына Бога во время пребывания святого учителя на земле. Некоторые полагают, что изобилие изваяний снаружи визуально отягчают фасады, однако именно ими внесена большая лепта в придании пышности, а главное, святости собору.
Скульптура внутреннего убранства
Три алтаря утроены внутри Исаакиевского собора: основной во имя небесного покровителя Петра Великого — Исаакия Далматского. В День этого святого — 30 мая родился государь. В этот день император издал указ на постройку первого Исаакиевского собора. Поэтому своим именем он обязан преподобному Исаакию. Понятно, что в честь него же внутри устроили главный алтарь. Другой алтарь с левой стороны посвящён Великомученице Екатерине, 3-ий справа — князю Александру Невскому.
Аналогично “блистают” вокруг работы Витали. К середине 19-го века скульптор и его помощники Роберт Карлович Залеман и Василий Васильевич Беляев закончили оформление сводов. Их величайшее мастерство прослеживается в творениях на сводах, также в барабане купола и на иконостасах, в скульптурах апостолов, пророков, ангелов.
Выполненные художественно красиво и по-библейски верно фигуры учеников Христа с дюжиной ангелов не перестают приятно поражать посетителей. Пилястры над ангелами придают всему ансамблю воздушность и целостность.
Все статуи изображены в развитии, что делает композицию динамичной и натуралистичной. Ощущается воздействие со стороны итальянского барокко 18 столетия.
Важнейшую роль, как снаружи, так и внутри играют большие двери, оформление которых принадлежит “золотым рукам” Джованни Витали. На них отображены главные вехи развития Церкви Христа — основная троица веков:
Над внутренними интерьерами трудились скульпторы помимо Ивана Петровича Витали, так же как и над наружными, Петр Карлович Клодт и Николай Степанович Пименов.
Примером идеальной гармонии в скульптурном, архитектурном и художественном искусствах является барабан главного купола. Его оформляли в сланых традициях ренессанса.
С восхитительной живописью и мозаикой в убранстве иконостасов идеально сочетается великолепно созданная и подобранная скульптура, что не может не вызвать восторг. Малые иконостасы увенчаны работами Пименова «Воскресение» и «Преображение», превосходно сочетающиеся друг с другом.
Для Исаакия изготовили новую гробницу по подобию гробницы Храма Спаса-на-Сенной. В целом, свыше трёхсот пятидесяти изваяний, созданных с большим энтузиазмом, душевным накалом и мастерством выдающимися скульпторами, украшают ныне храм во имя Исаакия Далматского. Его уникальнейшая монументально-декоративная скульптура представляет огромнейшую ценность для современников и всех будущих поколений.
Скульптурное посвящение создателю
Не обошелся Исаакий без изображения своего “отца” — Анри Луи Огюста Рикара де Монферрана. Французский архитектор, проектировщик четвёртого и настоящего собора, его главный строитель и устроитель, как снаружи, так и внутри, представлен в левом углу барельефа полунагим в тоге со своим “детищем”.
В центре здания радует взор гостей бюст Огюста, сотворенный, как гласят предания, скульптором Антоном Егоровичем Фолетти, учеником Императорской Академии Художеств и лично профессора Витали. Изваяние сочетает в себе разные породы и цветовые оттенки камней, из которых был возведен и облицован весь храм.
Как бы там ни было, нас интересуют не слухи, а скульптурные, архитектурные и духовные ценности собора. А они будут всегда служить людям. Они, в свою очередь, будут всегда служить Богу. Сказано в Писании: «Не суди, да не судим будешь». Пусть рассудит история. А она способна со временем расставить всё по своим местам. Нам же можно пока наслаждаться великолепием Исаакиевского собора.
Скульптурное убранство исаакиевского собора
Наружная скульптура
Монументально-декоративная скульптура создавалась не только для украшения храма, она подчеркивала в убранстве Исаакиевского собора единение православной церкви и российской монархии, почитание русских царей.
Из-за значительной тяжести наружных скульптур наибольшую сложность представляло их крепление. Чтобы избежать опасности смещения массивных бронзовых горельефов, их заключили в мощную металлическую арматуру, закрепленную при помощи многочисленных штырей. Благодаря этому горельефы не опираются на карниз и не разрушают мраморную облицовку.
Портики собора оформлены рельефами и статуями апостолов, углы эффектно завершают фигуры ангелов со светильниками, на балюстраде главного купола – 24 статуи ангелов.
На северном фронтоне – горельеф «Воскресение Христа», на восточном – «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», исполненные Ф. Лемером. С точки зрения синтеза скульптуры и архитектурных форм рельеф восточного портика наиболее удачен.
На фронтоне южного портика – горельеф И. П. Витали «Поклонение волхвов». В центре композиции – Дева Мария с Младенцем, по сторонам – волхвы с дарами. Голову царя Эфиопского и его слуги-арапчонка Витали ваял с натурщиков-абиссинцев, состоявших на службе при императорском дворе.
Горельеф западного портика «Исаакий благословляет императора Феодосия» построен строго симметрично, спокойно по ритму. Здесь вместе с условно трактованными персонажами Витали создал реалистические образы, наделив их чертами своих современников. Так, в образах вельмож Виктора и Сатурнина передано портретное сходство с председателем Комиссии по строительству Исаакиевского собора князем П. М. Волконским и президентом Академии художеств А. Н. Олениным. В углу горельефа – скульптура О. Монферрана в античной тоге с моделью Исаакиевского собора в руках.
Горельефы фронтонов были отлиты из бронзы на литейном заводе Ч. Берда в 1842–1844 годах. Группы из трех и даже четырех фигур создавались одной отливкой.
По углам фронтонов установлены статуи апостолов работы И. П. Витали. На вершинах фронтонов – скульптуры четырех евангелистов с их символами: на западе Марк со львом, на юге Матфей с ангелом, на севере Иоанн с орлом и на востоке Лука с тельцом. Святые Петр, Павел и евангелист Иоанн на северном фронтоне выполнены методом гальванопластики, остальные девять фигур отлиты из бронзы.
Выразительны группы ангелов со светильниками работы Витали, связывающие основной объем здания с барабаном и куполом. Они придают собору завершенность, а также позволяли эффектно иллюминировать храм в дни праздников, когда в светильниках зажигали смолу.
Ангелов наружного аттика отличает мягкая пластика. При горельефном решении этих статуй Витали удалось добиться их тесной связи со стенами собора. Одежда и крылья ангелов ненамного выступают от стен, в результате скульптура постепенно переходит к плоскости стены, и ангел смотрится как органичная архитектурная деталь.
Ангелы аттика и ангелы со светильниками выполнены методом гальванопластики и покрыты искусственной патиной.
Рельефы в нишах стен южного и северного портиков – работа П. К. Клодта и А. В. Логановского. На севере «Несение креста» и «Оплакивание», на юге – «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям», отлитые из бронзы в 1845–1847 годах.
На балюстраде главного купола – 24 бронзовых ангела, подчеркивающие стройность барабана и ритмическое членение купола, выполненные И. Германом в 1839 году.
Большие наружные двери Исаакиевского собора оформил И. П. Витали в 1841–1846 годах. Южные двери украшают рельефы «Спор Христа с фарисеями» и «Бегство в Египет». В центральной части створок – статуи Архистратига Михаила и св. Александра Невского.
В нишах северных дверей представлены скульптурные изображения св. Исаакия Далматского и Николая Мирликийского. Вверху – рельефы «Се человек» и «Истязание Христа».
В художественном отношении наиболее интересны западные двери с прекрасным рельефом «Нагорная проповедь». На их створках – композиции «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление расслабленного». В нишах – статуи апостолов Петра и Павла.
Обилие наружной скульптуры зрительно несколько перегружает фасады Исаакиевского собора, но вместе с тем придает им пышность и торжественность.