скорочтение правда или миф
Как научиться скорочтению: 6 работающих методов
Чтобы научиться читать быстро, необязательно покупать специальные курсы.
Мы говорим «я проглотил ее в один присест», когда рассказываем про интересную книгу, которую быстро прочитали. А вот нудные, но необходимые материалы приходится изучать часами.
Такие тексты мы просматриваем снова и снова, перебирая строки в поисках смысла. Но что, если не получается вникнуть в очень важный доклад, научную работу или учебник? Для таких случаев используют скорочтение. Делюсь, как освоить этот навык.
Что мешает быстро читать
В среднем человек читает со скоростью около 200 слов в минуту. Владеющий скорочтением — до 600 слов, а в некоторых случаях и до 1000. Чтобы достичь таких результатов, для начала нужно устранить основные причины медленного чтения, а потом освоить техники, которые помогут читать быстро.
Вот что нам мешает увеличить скорость чтения.
Регрессия. Если у человека не выработана система чтения, скорее всего, его глаза двигаются по тексту хаотично, постоянно возвращаются на несколько слов или строк назад. Это касается любых текстов — не только юридических документов, которые мы внимательно перечитываем, но и художественной литературы: мы возвращаемся, чтобы уловить детали и воссоздать картину событий.
Субвокализация — это мысленное проговаривание текста. Она помогает лучше усваивать информацию, но и требует много времени. Другое дело — быстрое считывание смысла слова по его визуальному образу.
Низкая концентрация внимания. Когда мы отвлекаемся на посторонние раздражители, то читать быстро не можем. На пути к «проглатыванию» смыслов потребуется навык поверхностного чтения: когда мы быстро находим ключевые слова, чтобы уловить суть, но в то же время концентрируем внимание только на этом и не отвлекаемся.
Вот какие упражениния научат читать эффективно и ловко.
Как победить выгорание
В школе нас учили читать строчки вслух, тем самым закладывая определенную модель чтения. В итоге мы усваиваем информацию с той же скоростью, с которой читаем вслух. Избавиться от такой привычки непросто.
Задача во время чтения — заблокировать участок мозга, который отвечает за произношение. Несмотря на то, что текст видят глаза, обрабатывает слова именно мозг, и от него зависит скорость усвоения информации.
Есть несколько способов избавиться от субвокализации.
Ритм Жинкина. Метод разработал советский лингвист и психолог Николай Иванович Жинкин. Суть заключается в выстукивании во время чтения определенного ритма, который не соответствует ритму внутренней речи. Таким образом в коре головного мозга образуется зона индуктивного торможения — рефлекс не срабатывает, и вы учитесь воспринимать текст без субвокализации. Можно использовать для выстукивания карандаш, метроном или другое подручное средство.
Проговаривание вслух. Попробуйте проговаривать вслух частушки, стихотворения или скороговорки во время чтения. Это займет речевой аппарат, и озвучивать слова из книги не получится. Первое время воспринимать информацию на бумаге будет сложно. Может сложиться впечатление, что вы вроде и читаете, но ничего не понимаете. Это пройдет с практикой: с помощью тренировок удастся ускорить чтение вдвое.
Упражнение развивает способность концентрировать внимание на тексте. Работает так: вы выбираете любой текст и начинаете читать его с конца.
Это предложение повысит вашу концентрацию.
Юицартнецнок ушав тисывоп еинежолдерп отэ.
Это похоже на древнее заклинание, но работает тут не магия. Когда вы читаете наоборот, то полностью концентрируетесь на тексте — и если отвлечетесь, это будет заметно сразу. Еще одним плюсом метода является его доступность: читать задом наперед можно в транспорте, за обедом и в любую свободную минуту. Читайте текст в обычном формате, а затем наоборот. Следите, как меняется ваша скорость чтения, концентрация и восприятие слов. Главное, чему учит этот метод, — не отвлекаться и понимать прочитанное.
Немецкий психиатр Вальтер Шульте использовал эту таблицу для исследования свойств понимания. Она нужна в скорочтении, чтобы расширять границы периферийного зрения и захватывать больше информации с каждой страницы текста.
Для тренировки посмотрите на число, находящиеся в центре таблицы. Не отрывая от него глаз, старайтесь увидеть цифры справа, сбоку, сверху и снизу. Главное — не искать символы, а учиться видеть их с помощью периферийного зрения.
Такой способ позволит расширить границы внимания и научит воспринимать символы параллельно друг другу в противовес последовательному, сканирующему чтению.
Когда мы смотрим на страницу, зрение концентрируется в зоне ясного видения — центральной зоне сетчатки глаза. Работа с таблицей развивает параллельное, объемное восприятие. В обычном режиме мы читаем последовательно, слово за словом. Параллельное усвоение помогает фиксировать строки целиком.
Задача скорочтения — не научить вас быстро читать, а легко вычленять суть, понимать и усваивать информацию. Фоточтение похоже на сканирование: такой метод учит воспринимать тексты поверхностно и обращать внимание на ключевые детали.
Метод не подходит для изучения научной литературы, где важны цифры и детали. Но с его помощью можно ознакомиться с содержанием пресс-релиза или статьи.
Процесс фоточтения проходит в несколько этапов.
Концентрация на процессе. Необходимо выбросить из головы все лишние мысли, абстрагироваться от посторонних шумов, расслабиться и приготовиться усваивать текст.
Предварительный просмотр. Нужно выяснить структуру текста: изучить содержание книги, чтобы понимать, о чем пойдет речь. Просмотреть подзаголовки и заключение. Составить условный план текста.
Фоточтение. Быстро просмотрите небольшие массивы текста. Каждой странице уделите несколько секунд — буквально сканируйте написанное. Решите для себя, какие части материала наиболее важны для изучения, и составьте общее представление о тексте.
Быстрое чтение. Вернитесь к наиболее важным частям текста и перечитайте их. На этом этапе важно осмыслить материал, сформировать свое мнение о тексте и авторе.
Многие слышали про диагональное чтение еще со школы. Этот метод считается вершиной мастерства в скорочтении: читая «наискосок», вы одновременно отказываетесь от регрессии и субвокализации, максимально концентрируетесь на тексте и быстро усваиваете информацию. Здесь же пригодится периферийное зрение.
Читающий по диагонали видит в тексте не набор слов, а смысловые блоки, по которым скользит взгляд. Проскакивая по этим образам, он возвращается к строкам, бегло сканируя их в поисках ключевых слов.
Вот основные правила:
Еще один способ тренировки скорости чтения называется rapid serial visual presentation — «быстрое последовательное визуальное предъявление». Специальные приложения размещают текст быстро и ритмично, с правильным выравниванием, что помогает читать быстрее и лучше усваивать информацию.
Благодаря этому вы концентрируетесь на каждом слове отдельно, не перечитываете текст, не можете отмотать его назад и не успеваете проговорить про себя. Остается только усваивать информацию. Даже если вы не разовьете в себе скорочтение, то сможете при необходимости быстро «проглотить» порцию текста.
Мифы скорочтения. Вся правда о быстром чтении
Мифы скорочтения. Такое ощущение, что железный занавес все еще есть… Во всяком случае по теме скорочтения. Вокруг, казалось бы, столько информации, все расписано до подробностей и мелочей, а я сталкиваюсь постоянно с неверным толкованием скорочтения и методик его тренировки. Потому пишу сей просвещающий пост о мифах скорочтения.
Мифы скорочтения
1. «Скорочтение — это поверхностное, по диагонали, отрывочное, неполное чтение. А мне нужно читать и полностью все понимать, а не бегать по верхам».
Самый распространенный миф, на который я уже устаю отвечать. Скорочтение — это, прежде всего, гибкий, интеллектуальный подход к работе с текстом. И гибкость его в том, что вы сами определяете, как вам нужно читать: по верхам или глубоко, выхватывая части или углубленно погружаясь в текст. И то и другое может быть быстрым. Да, именно так: можно быстро глубоко читать и хорошо понимать. Именно над этим, прежде всего, мы работаем в индивидуальной программе по скорочтению. У многих это не укладывается в голове, но так оно и есть.
2. «Если быстро читать, то мало что будет понятно».
Настоящее скорочтение позволяет не только быстро читать, но и качественно понимать. Это еще меньше укладывается в головах людей. Все дело в одной нашей особенности. Наш мозг думает быстрее, чем читает среднестатистический человек. Мозг быстрее воспринимает мысли, чем скорость в 150-200 слов в минуту, а именно так в среднем читают нетренированные люди. Нам нужно лишь подтянуть скорость чтения до реальной скорости мышления, и тогда мы будем понимать еще лучше.
3. «Мне и так тяжело сосредоточиться, я улетаю мыслями, начинается размышление, обдумывание. Скорочтение мне не поможет».
Вы удивитесь, но как раз именно скорочтение поможет сконцентрироваться и не улетать мыслями. Все вытекает из предыдущего пункта. Мозг думает быстрее, чем мы читаем, ему скучно, ему тяжело ждать, поэтому он начинает отвлекаться, размышлять дальше, додумывать сам. Ведь разуму нужны не буквы и не отдельные слова, а смыслы, идеи. Пока мы дойдем до конца предложения или абзаца, чтобы понять идею, наш мозг способен подумать о десяти других вещах. Как только скорость растет, ему некогда отвлекаться, внимание сосредотачивается только на тексте.
4. «Мне нужно не скорочтение, а что-то другое. Ведь я плохо понимаю и запоминаю тексты».
5. «Я пробовал чтение по-диагонали, штурм и прочие техники, но это же некачественное чтение.»
Важно не путать: есть техники и упражнения развития умения быстро читать, а есть сам процесс чтения. Вам не нужно читать вашу литературу по принципу штурма или диагонали. Эти техники нужны для тренировки, чтобы развить ту или иную способность, натренировать определенные умения. В совокупности эти навыки увеличивают скорость чтения, а алгоритмы позволят работать с текстами так, как это нужно вам в конкретном случае.
6. «Я пробовал заниматься по книгам, ничего не помогает. Все это ерунда»
Скажите это тем, кто уже научился читать быстрее в 2-3-5-10 раз, они посмеются. В который раз убеждаюсь, что такой навык можно отточить только под руководством тренера. Я сама училась у тренера и лучшие результаты моих учеников получаются тогда, когда я лично ими занимаюсь, объясняю, подсказываю, корректирую программу. Иногда подпинываю… потому что не существует «витаминки скорочтения» — выпил и быстро читаешь. Приходится потренироваться, поупражняться, но результат того стоит.
7. «Читать быстро могут только избранные, обычному человеку это не дано»
Да, существуют уникальные люди, читающие 200 000 — 500 000 слов в минуту, то есть сразу за секунду несколько страниц. И нам, простым смертным, такое не осилить. Но читать в 2-3-5-10 раз быстрее среднестатистического человека может каждый. Это не заоблачные цифры, а норма скорости нашего обычного мышления.
Представьте себе, будто вы слушаете, как читает первоклашка. Читает по слогам, медленно, иногда путаясь, устает от двух предложений и безнадежно смотрит вам в глаза в полной уверенности, что чтение — тяжкий труд. Разве вы уверены, что он так и будет всю жизнь читать? Конечно, вы понимаете, что со временем, с опытом и тренировкой у него будет получаться быстрее, для этого не надо рождаться с необыкновенными способностями.
А теперь представьте, что точно также на вас смотрят быстрочитающие люди, которые знают, что можно читать быстрее и легче. Просто со временем, с опытом и тренировкой… В общем все возможно. И это не все мифы скорочтения, есть еще много предубеждений против данного навыка. И многие из них, как вы уже поняли, ничего общего с реальностью не имеют.
Существуют разные варианты, как можно научиться скорочтению, я подробно описала их в статье обучение скорочтению.
Кто любит преодолевать себя, расширять свои возможности, быть лучше, чем вчера, приглашаю в индивидуальную работу. Люблю работать с теми, кто стремится к максимальному результату.
И, пожалуйста, напишите, какие еще у вас есть вопросы по скорочтению? Что смущает в этой методике? Может, есть недоверие? Пишите свои вопросы в комментариях.
Скорочтение. Не обманывайте себя. Но частично это работает
Учебники по философии или утренние газеты. чтение иногда утомляет. Что ж, проблема решаема: просто надо научиться читать. Заново. Более быстрое чтение приводит к меньшему пониманию, но с практикой вы можете преодолеть часть этого эффекта. Но сначала разберемся, насколько быстро люди действительно могут читать?
Скорость чтения, очевидно, зависит от нескольких от факторов: навыки и цели читателя, вид читаемого текста и прочие.
Но позвольте нам просто сделать некоторые сухие и скучные вычисления на основе фактов о свойствах движения глаз.
Наши глаза могут фиксироваться только на одном довольно маленьком участке страницы. Приблизительно семь-восемь букв для каждой фиксации.
25000 слов в минуту? Это просто невозможно.
Каждый бросок взгляда (одна фиксация) дает возможность прочитать 7-8 букв. Не больше. Потому что размер нашей сетчатки ограничен.
Итак: 4 фиксации в секунду = 240 фиксаций в минуту. 240 фиксаций × 7 букв за фиксацию = 1680 букв в минуту. Сколько же это слов?
1680 букв/8 знаков (7 букв плюс 1 пространство между словами) = 210 слов в минуту (280 в английском, если он для вас родной).
Точное количество слов в минуту очень важно: оно не может быть значительно увеличено, серьезно не ставя под угрозу понимание.
Но сегодня некоторые утверждают, что знают тайну мега- супер- скорочтения. и будут рады поделиться ею с вами — за небольшую сумму денег.
Читатель, сэкономьте свои деньги. Промежуток между тем, что обещано и что может быть реально достигнуто, огромен. Так огромен, что это в некотором роде напоминает обман. То, что обещают (иногда вам обещают увеличить скорость чтения до многих тысяч слов в минуту), не может быть правдой: это противоречит фактам о глазах.
Если мы не рассматриваем чтение как быстрое перелистывание страниц без особого понимания смысла и деталей, люди не могут читать мега-быстро. Мы сможем читать тысячи слов в минуту не раньше, чем преодолеем скорость света, пробегая стометровку.
Есть один простой, но гарантированный способ увеличить скорость чтения: скольжение взгляда по тексту. Эту скорость можно развить, как и понимание. Но есть предел. Скольжение не заменяет полноценное чтение. Везде есть свои физические пределы, иначе вы просто смотрите на тексты, не постигая их.
Параллельно нужно развивать память, чтобы легче запоминать прочитанное. Скользящие методы чтения требуют времени, чтобы к ним привыкнуть, но позже оказываются полезными, особенно если вы развиваете и память.
Мифы скорочтения
Программы скорочтения сосредотачиваются на изменении поведения читателей тремя способами.
Метод 1: больше информации за один раз.
Читатели обычно перемещают взгляд по строчке, но здесь вам предлагается буквально отсканировать страницу глазами. Есть стратегия использования пальца: вести глаза через страницу в зигзагообразном порядке; другой метод предлагает читать сверху вниз, вся строка за один раз, глядя в центр, а не слева направо.
Проблема с такими методами должна быть очевидной каждому: они скандально бросают вызов ограничениям, наложенным нашей визуальной системой. За исключением появления дополнительных клеток на сетчатке, мы физически не можем так видеть. Мы не можем увидеть больше букв в периферии. Так что в данном случае вы просто теряете часть текста (и часть смысла).
Метод 2: устраните проговаривание.
На самом деле использование фонологического кодекса облегчает чтение.
У большинства людей есть привычка говорить слова себе про себя во время чтения. Программы скорочтения говорят о том, что эта привычка замедляет чтение и призывают людей подавлять проговаривание.
Однако все не так просто, читатели делают что-то другое: они мысленно активируют фонологический кодекс, который позволяет слышать различия между словами и смыслами. Фонология связана с речью, глубоко объединена с правописанием и значением слов в системах письма и в нейронных сетях. Это требует десятилетий исследований.
А вот привычку проговаривать слова тихо себе под нос вслух, пока вы читаете, действительно лучше устранить. Попробуйте жвачку, которая отвлечет от говорения.
Метод 3: устраните регрессивные движения глаз (возврат в тексту, который вы уже прочитали).
Перечитывание предложения или фразы помогает ясно понять нюансы.
Как и фонология, регрессивные движения глаз выполняют полезную функцию, и устранение их делает чтение тяжелее, а не легче. Они позволяют читателям увеличивать свое понимание, если что-то было упущено с первого взгляда.
Оглядывание назад также неизбежно из-за природы языка. Предложения разворачиваются в линейной последовательности, но смыслы, которые они передают, часто этого не делают. Эффективная стратегия преодоления этого разрыва включает регрессы. Вы можете устранить их, но это не сделает вас более эффективным читателем. Чтобы понять подтексты и другие культурные коды, иногда нужно перечитать хотя бы часть предыдущих слов.
Интересные эксперименты и их результаты
Скорость чтения могла бы увеличиться, если бы был способ получать информацию через визуальную систему более эффективно, чем в обычном формате чтения.
Древние греки экспериментировали с методом, названным boustrophedon (буквально, превращение вола). Слова были написаны двунаправлено: слева направо на одной строке, справа налево на следующей. Этот метод, казалось, позволил бы читать непрерывно.
Давайте попробуем этот метод на английском:
Here we have a nice normal first line.
.siht ekil nettirw eb dluoc enil txen ehT
Первую строку вы легко воспримете, даже если не знаете английского. А как насчет второй. Эти «меры по скорочтению» делают чтение тяжелее, не легче!
Двунаправленное чтение было одним из тех небольших экспериментов во время развития и становления письменности, которое не удалось.
Однако современные основанные на экране технологии предоставляют другие возможности.
Метод быстрого последовательного визуального представления (RSVP: rapid serial visual presentation) казался более многообещающим. Текст представлен в единственном местоположении на экране, одно слово (или несколько) за один раз. Это изучалось еще в 1960-х. Когда появились персональные компьютеры, программа продавалась в качестве инструмента для улучшения навыков чтения; а теперь у нас есть подобные приложения. Читатели освобождены от необходимости решать, сколько времени им потратить на каждое слово, потому что это установлено заранее. Устранены регрессивные движения глаз, движение по строке и переворачивание страниц.
Удобно ли это? Нет. Такой текст требует дополнительного усилия для понимания. Каждое слово (или их сочетание) показывается столько же, сколько все другие, поровну. Читатель теряет контроль над темпом передачи информации, а с ним и способность распределять время чтения разумно. Если какое-то слово менее знакомо, чем другие, возникают проблемы. В итоге это вызывает желание просто рассматривать текст вместо того, чтобы читать его.
Чтение на мегаскоростях невыполнимо
Если чтение на мегаскоростях невыполнимо, неужели нет метода читать лучше?
Так как же можно увеличить скорость чтения, без обмана?
Реальный способ улучшить чтение — развить понимание, скорость и эффективность.
Навык чтения зависит от знаний, приобретенных во время чтения. Продвинутые читатели знают больше о языке, включая слова и структуры языка, которые характерны для печати, но не встречаются в устной речи. У них также есть большее «фоновое знание», они знакомы со структурой и содержанием того, что читают. Мы приобретаем эту информацию в процессе чтения. Не надо заставлять глаза вращаться в противоположных направлениях, играть в упражнения для мозга или ставить специальное дыхание. Нет. Просто чтение.
Как можно больше читать.
Каждый раз, когда мы читаем, мы обновляем и расширяем наше знание языка. На сознательном уровне мы читаем текст ради его содержания, потому что это учебник или интересная книга. На подсознательном уровне наши мозги автоматически регистрируют информацию о структуре языка. Развитие этой тщательно продуманной лингвистической сети требует воздействия с большой выборкой разных текстов.
Знание языка расширяется через воздействие структур, которые мы еще не знаем. Нужно сталкиваться с незнакомыми словами или знакомыми словами, используемыми новыми способами. Использование языка разными писателями весьма различно. Большая выборка текстов в различных стилях и жанрах будет работать на ваше развитие. Выходите из зоны комфорта.
Чтение расширяет знание языка и мира способами, которые увеличивают навык чтения, облегчая умение читать. Улучшение навыка чтения облегчает возможность быстро потреблять тексты, которые питают возможности его изучения. Все связано.
Как учить детей читать?
Есть один способ преподавать чтение лучше всего: акустика. Показывайте слово и проговаривайте его.
Люди, которые являются продвинутыми читателями, далее продолжат иметь преимущества перед людьми, которые таковыми не являются. Работайте над этим.
Как научиться читать быстрее?
Глаза перемещаются по строчке рывками, останавливаясь на некоторых словах и пропуская другие, которые находятся рядом. Вы можете читать только тогда, когда глаза остановились. Если вы научитесь делать меньше движений на строку, вы будете читать быстрее. Но будьте осторожны – здесь есть пределы. Не стоит пропускать слова.
Ваш мозг обычно сам решает, куда сдвинуть глаза на основе того, сколько времени вы смотрели на предыдущие слова. Вы можете читать быстрее, если заставите глаза не застревать, а перемещаться в определенные места на странице.
Установите темп немного быстрее, чем вы можете понять. Пусть мозг нагоняет. Правда, это изучено не до конца. Это точно увеличивает скорость перемещения по тексту, но с понимаем могут быть вопросы. Экспериментируйте с легкими текстами.
Если вы читаете слишком быстро:
Ощутите свой темп и пробуйте его поднять, не теряя смысла текста.
Скольжение по тексту позволяет получить общее понимание текста. Мы используем его, чтобы быстро просмотреть газету в поисках интересного материала или вытащить важные понятия из учебника при подготовке к экзамену (здесь нам помогают курсивы, заголовки). Но это не замена для полного чтения.
Вы можете читать быстро, если хорошо знакомы с предметом, но не пытайтесь ускориться максимально быстро. Вы экономите время, но вы должны понять то, что читаете.
Диаграммы и начала параграфов
Рассматривайте таблицы, схемы, диаграммы. Они часто предоставляют большой объем информации без требуемого чтения. Потратьте минуту-две, чтобы удостовериться, что вы полностью понимаете каждую диаграмму. Это может сэкономить вам много страниц чтения.
Если вы потеряли смысл во время чтения учебника, прочитайте начало каждого параграфа. Первые одно-два предложения передают все основные моменты.
Скорочтение — миф или реальность? Можно ли читать быстро, не теряя критического восприятия текста?
Можно и даже нужно. О действенных техниках, помогающих сохранить понимание прочитанного, мы писали в статье “Скорочтение: с чего начать, чтобы научиться быстро читать”.
Что касается реальности ускорения, оно действительно происходит. Но если тренировать только скорость чтения, эффективность упадет. Дело в том, что взрослые люди читают медленно по многим причинам: проговаривание, постоянный возврат к только что прочитанному предложению, отвлечение (можно прочитать целую страницу, но не помнить, о чем). Это ненормально и можно исправить, работая на два равноценных вектора: скорость и понимание. Для этого используются специальные техники чтения. Они не только тренируют скорость, но заставляют концентрировать внимание, а значит, лучше запоминать прочитанное.
Например, чтение вверх ногами. Это неудобно (приходится сосредоточиться) и думать о чем-то постороннем, когда читаешь на время, не получится. Вы можете это проверить. Возьмите текст и переверните на 180 градусов. Включите таймер на 3 минуты и старайтесь прочитать, как можно больше. Затем перескажите себе отрывок.
Секрет в том, чтобы совмещать техники скорочтения с ответами на вопросы по тексту. Так вы будете наращивать скорость и прокачивать внимание и понимание. Техники вы сможете найти в вышеописанной статье.
Есть упражнение, которое называется карусель. Нетренированный человек, осознав, что нужно делать, некоторое время пребывает в шоке. По мере тренировок просыпается азарт и становится виден прогресс. Мы очень любим карусели, потому что они отлично тренируют не только понимание, но и способность удерживать в голове несколько мыслей одновременно. Человек на время читает 25 небольших текстов разной тематики подряд. К каждому из них есть по 2 вопроса. В конце он получает бланк и отвечает на 50 вопросов по разным текстам. Это упражнение варьируется по-разному:
иногда текстов меньше;
порой можно отвечать на вопросы через каждые 5 текстов;
бывает, что на каждый текст дается 12 секунд, а случается, что 10 минут все тексты 9в зависимости от размеров).