сколько в москве буддийских храмов
Буддизм
ГЛАВНОЕ
Буддизм в России – одна из достаточно распространённых религиозных традиций. Корни российского буддизма находятся далеко от столицы – в Бурятии, Калмыкии, Туве. Но и в Москве есть многочисленные небольшие буддистские сообщества, а на севере города вскоре будет построен первый московский буддистский храмовый комплекс. Инициатором строительства храма стала Московская община буддистов. Всего в Москве, по неофициальным данным, проживают около 70 тысяч буддистов.
Буддизм в Москве
Буддизм пришел в Россию вместе с племенами калмыков, которые в далёком VII веке согласились принять русское подданство, а также с тибетскими и монгольскими ламами, покинувшими родину из-за политических передряг. Именно они стали распространять тибетско-монгольские традиции буддизма на территории нынешней Республики Бурятия. Дальновидная императрица Екатерина II в 1764-м году учредила пост Пандита-хамбо-ламы, официально признав буддизм одним из государственных вероисповеданий. Два года спустя бурятские ламы провозгласили Екатерину II земным воплощением Белой Тары.
С той поры до советских времен приверженцы этой религии чувствовали себя защищенными. Но в XX веке, в советские времена, все изменилось: буддисты подверглись тем же гонениям, что и все верующие граждане. После крушения Советского Союза, в 1990-х годах, буддистские организации Бурятии, Калмыкии, Петербурга и Москвы частично были объединены религиозной организацией «Центральное духовное управление буддистов». А в 2002 году в Москве состоялась официальная регистрация первых буддистских общин столицы: свой правовой статус обрели «Московское объединение буддистов «Соломенная хижина», община «Дзогчен Шри-Синха центр» и «Буддийский центр Алмазного Пути Традиций Карма Кагью».
Сегодня в Москве изучаются и практикуются философия и медитативные техники различных тибетских школ: кагью, гелук, сакья, ньингма, бон. В различных практиках ощущается разница в способах и методах достижения просветления, в специфике обрядов, даже языке, на котором проводится служба. Тем не менее, единые фундаментальные основы позволяют буддистам разных школ присутствовать на службах в любом сообществе.
Самой активной школой тибетского буддизма в Москве считается Гелук, исторически преобладающая в России. Вторая активная школа буддизма – Карма Кагью, которая формально почти на два столетия старше школы Гелук. Официально же в Москве зарегистрированы два десятка буддистских религиозных организаций и три буддистских фонда: Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет», благотворительный Фонд содействия созданию и развитию Мемориального буддийского храма и Благотворительный фонд строительства буддийского храма в городе Москве.
Карма Кагью
По количеству адептов в столице одной из крупнейших считается московская школа Карма Кагью (Петровский бульвар, дом 17/1, кв. 35), придерживающаяся линии тибетского буддизма. Попутчики так называемого Алмазного пути (традиция Карма Кагью) собираются в подвальном помещении, не лишенном уюта и свежести. Для занятий, практик и медитации здесь есть несколько залов, а общая площадь школы – немногим более 100 квадратных метров. Круг друзей этого течения впервые собрался в Москве в 1991 году, объединив приверженцев тибетского буддизма. В 1997 году щедрый единомышленник подарил московским буддистам Карма Кагью их постоянное помещение.
Адепты этой линии следуют за Ламой Оле Нидал, своим бессменным лидером. В школе Карма Кагью практикующих отождествляют с просвещенным существом, а медитации здесь начинают без особой подготовки – попробовать можно уже в первый день занятий. Через определенное время к медитации добавляются различные физические упражнения: в общей сложности эти практики необходимо выполнить 111 тысяч раз. У одних друзей школы это занимает два года, у других – 10 лет. Дальнейший этап пути подсказывает Лама, и встреча с ним, как говорят, меняет судьбу.
Гелук
Курсы занятий по буддийской теории и практике проводит и Московский буддийский центр Ламы Цонкапы (ул. Мытная, д. 23, корпус 1). Здесь в зале, рассчитанном приблизительно на 150 человек, с 1999 года встречаются московские адепты школы Гелук — основного направления тибетского буддизма. Во главе Гелук, как считается, стоит сам Далай-лама.
В школе Гелук основной акцент сделан на медитации и философии, благородных истинах буддизма – и в их числе истина страдания, неизбежного для каждого человека. Путь к просветлению с Гелук длится дольше, чем с традицией Карма Кагью: к началу медитаций нужно прийти через понимание и подготовку. Зато физические упражнения, в числе которых и йога, можно начинать без специальной подготовки, даже еще до присоединения к общине.
Тубден Шедублинг
По соседству с синагогой у реки Лихоборки в Москве возводят первый буддистский храмовый комплекс Москвы – Тубден Шедублинг. Его проектная площадь – 2,8 тысячи квадратных метров. В этом комплексе у буддистов столицы будет возможность встретиться с единомышленниками сразу всех течений.
По замыслу, здесь будут построены основной и малый буддистские храмы. По соседству откроется образовательный Центр изучения и практики Учения Будды с библиотекой и просторным конференц-залом. В проекте комплекса предусмотрены также просветительский центр для детей, оздоровительный центр и огромная благотворительная столовая. Все это, как говорят последователи буддизма, предназначено «только для своих».
Культовые места буддистов в Москве
Особым местом для последователей буддизма является Государственный музей народов Востока (Никитский бул., 12а), располагающий ценной экспозицией предметов из древнейшего буддистского центра I-V веков н. э. Кара тепе, экспозициями предметов религиозного культа залов «Искусство Тибета», «Искусство Бурятии» и зала стран Юго-Восточной Азии. На основе этих памятников музей практикует лекции по буддистской истории и искусству южно-азиатских стран.
Важнейшее значение для буддистов имеет наследие Рерихов, представленное в Музее народов Востока богатой коллекцией картин Николая Рериха и его сыновей Юрия и Святослава, семейной коллекцией произведений гималайско-тибетского искусства, фондом документов и личных вещей Рерихов. Среди экспонатов – литературные труды четы Николая и Елены Рерихов по истории, искусству, философии и методике буддизма, ставшие основой целого международного духовно-культурного движения.
Одним из патронов Музея искусства народов Востока долгое время был младший сын Рериха – Святослав Николаевич, неоднократно посещавший музей и проявлявший неустанную заботу о пополнении коллекции. По его инициативе был поднят вопрос о создании музея Н.К. Рериха и собрана великолепная коллекция из почти 300 картин отца и сына. Святослав Николаевич собирал в стенах музея огромное количество последователей учения отца, участвуя в лекциях и встречах.
В настоящее время ведется работа по созданию филиала Музея искусства народов Востока, посвящённого Рерихам. Он будет располагаться в здании бывшей усадьбы бояр Лопухиных по адресу: Малый Знаменский переулок, 3/5, где раньше располагался Международный центр Рерихов. Во дворе этого здания стоит Ступа Трёх Драгоценностей, сооружённая на средства буддистских монахов из Непала в годовщину 80-летия Центрально-Азиатской экспедиции Рериха. По слухам, в её основании заложены бесценные буддийские реликвии: частицы праха жившего 2500 лет назад основателя современного буддизма Будды Шакьямунти и более древнего Будды Кашьяпы, а также других Учителей. Этот памятник считается единственной канонической ступой в Москве. На вопрос о сакральности Ступы Трёх Драгоценностей представляющий традиционную буддистскую сангху в России Санжай-Лама ответил, что верующие давно присвоили ей религиозный статус.
Ещё одним достопримечательным для российских буддистов местом, несомненно, является Тибетский дом в Москве на Рождественском бульваре, 19. Являясь, по существу, светской организацией, он занимается прежде всего благотворительной и просветительской деятельностью. В Тибетском доме регулярно проводятся лекции учёных-тибетологов, встречи с деятелями культуры и искусства, фестивали, концерты и выставки, посвящённые буддизму. Тибетский дом принял активное участие в издании многих тематических печатных изданий.
Отдельная сторона деятельности Тибетского дома – организация визитов тибетских монахов и лам. С их участием проводится множество мероприятий: встречи, киносеансы и публичные выступления, а также празднования тибетского Нового года и Дня рождения Далай-Ламы. Основателем и патроном Тибетского дома стал Далай-Лама XIV.
Буддийские центры и общины г. Москвы
Московский буддийский центр ламы Цонкапы (традиция Гелуг)
Московский буддийский центр Ламы Цонкапы — религиозная организация, объединяющая последователей тибетского буддизма школы Гелуг в Москве. Его духовным наставником в 1993-2001 гг. был представитель Далай Ламы в Москве, директор Тибетского культурного центра геше Джампа Тинлей. При нем имеется центр «Манджушри», главная задача которого — ведение просветительской работы, пропаганда буддийских принципов, переводы и издания буддийских текстов. В результате многочисленных путешествий геше по России, им созданы буддистские центры во многих городах (Омске, Иркутске, Екатеринбурге и др.). Московский центр объединяет около 150 человек, серьезно изучающих и практикующих тибетский буддизм. Своими основными духовными учителями члены Центра считают Его Святейшество Далай Ламу XIV, геше Джампа Тинлея, а также главу буддистов Монголии Богдо-гегена Халха Джецун-Дамба Ринпоче IX.. Центр Ламы Цонкапы был зарегистрирован в декабре 1996 года. В 2000 году он получил перерегистрацию в министерстве юстиции РФ в качестве филиала Традиционной Буддийской Сангхи России. В помещении Центра регулярно проводят буддийские практики, ритуалы и консультации квалифицированные тибетские ламы и специалисты по тибетской медицине, приезжающие из Бурятии и Калмыкии.
Адрес: 115162, Москва, ул. Мытная, д. 23, корпус 1 (вход со двора).
Телефон: (495) 237-65-79, 237-15-13.
Сайт: www.buddha.ru
Центр тибетской культуры и информации
Зарегистрированный министерством юстиции Российской Федерации Центр тибетской культуры и информации открылся в Москве в 1993 году. Центр распространяет информацию о культуре и религии Тибета и является резиденцией Представителя Его Святейшества Далай-ламы.
Руководитель центра – г-н Таши
Советник по культуре и религии: Лама Церинг Дхондуп
Московская община буддистов
Председатель — Дулма Шагдарова.
Центр Международной ассоциации школы Карма Кагью
Учение Карма Кагью — это Ваджраяна, что в переводе означает «алмазный путь». Она включает в себя письменные тексты, устную передачу от учителя к ученику и бессловесную передачу, т. е. передачу от сознания к сознанию, когда сознание ученика отождествляется с сознанием учителя. Как объясняют его последователи, школа Карма Кагью — это школа быстрого пути, когда акцент делается на непосредственный опыт.
Адрес: 103051 Москва, Петровский бульвар, дом 17/1, кв. 35, ОРИЕНТИР: в том же подъезде клиника «Ортодонт»
Проезд: метро Цветной бульвар, Чеховская, Пушкинская
Телефон: (495) 609 03 80
Сайт: http://www.mantra.ru, http ://www.mahamudra.ru
E — mail : msk@mahamudra.ru
Центр Дрикунг Махаяна
Московский Дхарма-центр в Сокольниках (Moscow Samye Dzong)
Адрес: Москва, Кутузовский проспект, дом 22, Гостиная Общей газеты.
Телефон: (495)249-16-13
Сайт: www.samyedzong.chat.ru
Центры Дзогчен-общины Намкая Норбу Ринпоче
Усилиями великого наставника Намкая Норбу Римпоче (тибетца, в 60-е гг. переселившегося в Италию и преподающего в Неаполитанском университете) учение дзогчен получило распространение по всему миру. Некоторые последователи дзогчена считают его самостоятельной школой. Принципиально новым стало создание общин дзогчен, поскольку дзогчен до второй половины XX в. не была отдельной школой, а методом, практикой, существовавшими в разных школах. Основатель этих общин Намкай Норбу считает, что в них могут входить представители любых религий и даже атеисты. Дзогчен-общины имеются в Улан-Удэ, Иркутске, Владивостоке, Харькове, Киеве, Одессе и Краснодаре. Всероссийский центр находится в Подмосковье, под Павловским Посадом, куда все последователи учения стремятся попасть хотя бы раз в год на ритрит.
Дхарма Центр Дзогчен Шри Сингха
Принадлежит к линии Дзогчен Лонгчен Нингтиг. Учитель Дзогчен Кхенпо Чога Ринпоче является тридцать третьим держателем Линии Дзогчен Лонгчен Нингтиг. Сиддха Шри Сингха получил от своего учителя Манджушримитры передачу шести миллионов тантр Дзогчена, сущности Учения Будды, которые позволяют достичь состояния Будды за одну жизнь и является шестым держателем Линии Дзогчен Нингтиг.
Центр Патрула Ринпоче Дзогчен Джигмэ Чолинг
Принадлежит школе Ньингма. Руководят центром тибетские учителя Кэнчен Палден Шераб Рипо-че и его брат Кэнпо Цеванг Донгъял Ринпоче. Они оба получили образование в Тибете, жили в Индии и Непале, а в начале 80-х гг. были приглашены в Европу и США главой школы ньингма Дучжом Ринпоче и стали настоятелями буддийских центров. После смерти главы школы они основали буддийский центр Падмасамбхавы в Нью-Йорке. В1991 г. в Москве они основали центр с таким же названием. В настоящий момент центр объединился с центром Римэ.
Московский буддийский центр Римэ
Движение Римэ возникло в Тибете во второй половине XIX в. среди представителей школ Кагью, Ньингма и Сакья. Его задачей было открыть свои традиции другим школам, при этом сохраняя принадлежность своей школе. Центр организован в 1994 году достопочтимым Беру Ченце Ринпоче, выдающимся учителем тибетского буддизма. Центр объединяет людей, которые интересуются и занимаются практиками, передаваемыми Чоки Нима Ринпоче и Беру Ченце Ринпоче, учителями традиции Кагью и Ньингма.
Адрес: 1-ый Басманный пер., д.5/20, стр.1, кв.133 (подъезд 5, этаж 3, код 279. ПРОЕЗД: метро «Комсомольская» или «Красные ворота»
Телефон: (495) 261 84 18
Сайт: www.buddism.ru
Московский буддийский центр “Сакья Джампэл Линг”:
Адрес: 117526, Москва, Ленинский проспект
Телефон: (495) 144-3-69. (495) 4341204
Сайт: http://www.sakya.ru
Центр «Бон Шен Линг»
Группа “Ganden Tendar Ling”
Является членом международного Фонда поддержания махаянских традиций (Foundation for Preservation of Mahayana Tradition), руководимой Ламой Сопой.
Где в москве буддийские храмы или общины?
Первый буддийский храм и культурный центр, в котором будут проводиться медитации, лекции, выставки, фестивали и обучающие семинары, скоро появятся в российской столице. Об этом объявил президент ассоциации буддистов школы Карма Кагью Александр Койбагаров.
«Европейский лама» Оле Нидал приветствовал идею строительства в Москве буддийского храма и культурного центра. Для многих людей очень важно иметь место, где можно спокойно медитировать и полностью погружаться в учение Будды, заключил лама Оле Нидал.
Храм расположится по адресу Нововладыкинский проезд, владение 15 (между Алтуфьевским шоссе и Окружной железной дорогой, район «Отрадное»).
Место выбрано давно. Оно очень благоприятное. Там уже существуют храмы трех мировых религий: православная церковь, две мечети, синагога.
Новый храм не только объединит представителей разных буддийских направлений и школ, живущих в Москве, но будет открыт абсолютно для всех, кто интересуется буддизмом и культурой исповедующих его народов.
В комплекс войдут культурный центр, конференц-зал, благотворительная столовая и большой медицинский центр.
Богослужения в храме будут ежедневно совершать ламы из Бурятии, Калмыкии, Тувы.
Московский буддийский центр ламы Цонкапы (традиция Гелуг)
Московский буддийский центр Ламы Цонкапы — религиозная организация, объединяющая последователей тибетского буддизма школы Гелуг в Москве. Его духовным наставником в 1993-2001 гг. был представитель Далай Ламы в Москве, директор Тибетского культурного центра геше Джампа Тинлей. При нем имеется центр «Манджушри», главная задача которого — ведение просветительской работы, пропаганда буддийских принципов, переводы и издания буддийских текстов. В результате многочисленных путешествий геше по России, им созданы буддистские центры во многих городах (Омске, Иркутске, Екатеринбурге и др.). Московский центр объединяет около 150 человек, серьезно изучающих и практикующих тибетский буддизм. Своими основными духовными учителями члены Центра считают Его Святейшество Далай Ламу XIV, геше Джампа Тинлея, а также главу буддистов Монголии Богдо-гегена Халха Джецун-Дамба Ринпоче IX.. Центр Ламы Цонкапы был зарегистрирован в декабре 1996 года. В 2000 году он получил перерегистрацию в министерстве юстиции РФ в качестве филиала Традиционной Буддийской Сангхи России. В помещении Центра регулярно проводят буддийские практики, ритуалы и консультации квалифицированные тибетские ламы и специалисты по тибетской медицине, приезжающие из Бурятии и Калмыкии.
Адрес: 115162, Москва, ул. Мытная, д. 23, корпус 1 (вход со двора).
Телефон: (495) 237-65-79, 237-15-13.
Центр тибетской культуры и информации
Зарегистрированный министерством юстиции Российской Федерации Центр тибетской культуры и информации открылся в Москве в 1993 году. Центр распространяет информацию о культуре и религии Тибета и является резиденцией Представителя Его Святейшества Далай-ламы.
Руководитель центра – г-н Таши
Советник по культуре и религии: Лама Церинг Дхондуп
Телефон: (495) 629-46-17, факс 629-24-14
Московская община буддистов
Председатель — Дулма Шагдарова.
Телефон: (495) 4381787
Центр Международной ассоциации школы Карма Кагью
Учение Карма Кагью — это Ваджраяна, что в переводе означает «алмазный путь». Она включает в себя письменные тексты, устную передачу от учителя к ученику и бессловесную передачу, т. е. передачу от сознания к сознанию, когда сознание ученика отождествляется с сознанием учителя. Как объясняют его последователи, школа Карма Кагью — это школа быстрого пути, когда акцент делается на непосредственный опыт.
Адрес: 103051 Москва, Петровский бульвар, дом 17/1, кв. 35, ОРИЕНТИР: в том же подъезде клиника «Ортодонт»
Проезд: метро Цветной бульвар, Чеховская, Пушкинская
Телефон: (495) 609 03 80
Московский Дхарма-центр в Сокольниках (Moscow Samye Dzong)
Буддийские храмы в Москве, в Санкт-Петербурге (фото)
Буддизм – третья по числу приверженцев мировая религия. В России регионами с традиционным преобладанием буддийского населения являются республики Бурятия, Тува и Калмыкия. Но присутствуют представители этой ветви дхармической культуры и в двух столицах нашего отечества – Москве и Санкт-Петербурге. О том, какие буддийские храмы и центры функционируют в этих городах, мы поговорим в этой статье.
Буддизм в Москве
В столице России, в общем-то, как и в Санкт-Петербурге, существует три типа буддистов:
1. Верующие, мигрировавшие из какого-либо традиционно-буддийского региона России (реже – зарубежья).
2. Новообращенные местные сторонники восьмеричного пути.
3. Временно проживающие и проезжие буддисты из других регионов и стран (монахи, студенты, ламы, туристы и пр.)
Поскольку в этой религии нет единой школы, а все верующие придерживаются разных, подчас противоречивых и даже взаимоисключающих традиций, то и внутреннего единства между столичными группами буддистов не наблюдается. Впрочем, сравнительно с христианскими конфессиями, они сосуществуют мирно и на организационном уровне помогают друг другу, иногда даже имеют общие буддийские храмы.
Школа Гелугпа в Москве
Наиболее влиятельной конфессией в мире тибетского буддизма является Гелугпа, с Далай-ламой во главе. В Москве с середины 90-х годов эта традиция представлена культурным и духовным центром имени ламы Цонкапы. В помещении этой организации функционирует молельня, где проводятся буддийские практики и ритуалы. Кроме того, для желающих центр организует занятия тибетской йогой и тибетским языком, а также предлагает еженедельные лекции по вопросам теории и практики буддизма. Предоставляется возможность личной консультации с ламой. А вот что касается собственного храма, то у центра его пока нет.
Строительство культовых сооружений Гелугпа
Полноценный буддийский храм и большой культурный центр планируется возвести к 2017 году в районе Отрадное, где, кроме приверженцев Гелугпа, смогут базироваться и общины других традиций. Еще один храм должен открыться к маю 2015 года на поклонной горе. Осенью был заложен камень на месте, где будет построен буддийский храм (фото внизу).
Этот строительство реализуется по инициативе тувинской общины в Москве «Три драгоценности». Если оба проекта будут реализованы, то эти буддийские храмы станут единственными в Москве культовыми сооружениями в собственном смысле слова.
Алмазный путь в Москве
Как очень успешную можно охарактеризовать деятельность Московского центра тибетского буддизма школы Карма Кагъю, что означает Алмазный путь. Эта традиция в Тибете представляет собой самостоятельную линию передачи и несколько отличается от Гелугпа в своих практиках и доктринах. Московская сангха (община) ее родилась в 1991 году после посещения Оле Нидала – проповедника Дхармы и посвященного ламы традиции Алмазного Пути из Дании. Московский центр он с обязательными лекциями посещает дважды в год – каждую зиму и каждое лето.
В самом центре ежедневно проводятся медитации. Один раз в неделю их даже устраивают на английском языке. Регулярные мероприятия центра включают в себя вводные лекции для новообращенных и интересующихся буддизмом лиц, а также более углубленные занятия.
Периодически центр навещают различные монахи, ламы и просто уполномоченные преподавать буддийское учение люди. В ближайших планах общины – визит главы школы Его Святейшества Кармапы семнадцатого.
Тхеравада в Москве
Приверженцы южной ветви буддизма, так называемой Тхеравады, объединены в общину, существующую в столице с 2008 года. В ее составе присутствуют как москвичи, так и выходцы из Азии, в том числе монашествующий студент из Шри-Ланки Анурудха бхиккху. Буддийский храм в Москве, где проходят собрания и практики общины, располагается в специализированном духовном центре.
Дзэн в Москве
Следующая группа центров представляет собой традицию дзэн-буддизма в различных ее доктринальных и национальных вариантах. Сегодня это одна из наиболее популярных религиозных традиций на Западе, поэтому неудивительно, что в Москве за короткое время образовалось сразу несколько групп ее последователей.
Центр «Риндзай»
Данная организация является продолжательницей японской традиции буддизма Риндзай, а конкретно она состоит из учеников мастера Сёдо Харада Росси. В центре существуют еженедельные практические медитативные занятия, а каждый месяц проводятся однодневные ретриты.
Центр «Дальма-са»
Это корейский буддийский храм в Москве. Существует он с 2000 года, когда была организована первая община из учеников Вон Мён Сынима. В центре преподаются традиционные корейские буддийские практики и учения.
Центр «Открытый мир»
Буддийский «Храм середины земли»
Эта сангха – ученики мастера Сандо Кайсена. Как и все дзэн-группы, она ориентирована на медитативные техники и практики. Дислоцируется община в Йога-студии Eiyoo.
Буддизм в Санкт-Петербурге
Исторически сложилось так, что северной столице повезло больше, чем Москве, – в ее пределах находится самый северный и самый большой буддийский храм на Западе России. Освящен он был в честь трехсотлетия дома Романовых в 1915 году. После революции храм закрыли, но сегодня он полностью восстановлен и функционирует в качестве полноценного дацана традиции Гелугпа. Гунзэчойнэй – так называется этот буддийский храм (фото внизу).
В нем ежедневно проводятся церемонии поклонения и молебны различным божествам и бодхисаттвам. Кроме ритуальной практики, на своей территории буддийский храм в Санкт-Петербурге проводит курсы тибетского языка, а мастерами и священнослужителями читаются лекции по буддийской философии, причем занятия устраиваются не только общиной дацана, но и другими буддийскими группами региона, то есть носят поликонфессиональный характер. За исключением среды, в любой остальной день недели можно получить консультации лам по различным вопросам, а также обратиться за помощью к врачам традиционной тибетской медицины. Для личных нужд буддийский храм в Санкт-Петербурге предлагает заказать тханка – буддийскую икону, выполненную настоящим мастером-иконописцем. А для тех, кто сам хочет освоить это ремесло, в дацане действуют обучающие курсы. Плюс ко всему при храме функционирует кафе.
Алмазный путь в Санкт-Петербурге
Другая значительная организация тибетского буддизма в Питере – община традиции Карма Кагъю – так называемого Алмазного пути. Ее основал все тот же буддийский миссионер лама Оле Нидал в 1989 году. Эта организация ведет активную деятельность в своем центре: кроме ежедневных медитаций и церемоний она предлагает теоретические занятия и лекции для новичков и уже опытных практиков буддизма. На базе центра регулярно проходят различные конференции, круглые столы и устраиваются выставки. Община занимается также издательской деятельностью и поддерживает строительные проекты Ассоциации Алмазного пути в России, буддийские храмы которой имеются во многих городах нашего государства.
Тхеравада в Санкт-Петербурге
Разумеется, тибетская ветвь учеников Шакъямуни – не единственная в культурной столице России. Буддийские храмы региона включают в себя также тхеравадинскую общину. В ее составе группа мирян и один монах. Еженедельно преподаются традиционные учения и практики.
Центр Дэ Хва Сон Вон
Храм тихой веры
Организация этой общины – филиал уже упоминавшейся сангхи Сандо Кайсена. Санкт-Петербургская группа его учеников проводит свои занятия дважды в неделю в бизнес-центре «Маркус». Руководит деятельностью общины Ольга Круковская (монашеское имя – Божество тихих вод). Центр с лекциями периодически навещают монахи из России и зарубежья, каждый месяц устраиваются ретриты.
Заключение
Вероятно, в границах Москвы и Санкт-Петербурга имеются и другие более мелкие центры и объединения. Рост религиозной общины – живой процесс, и он может знаменоваться слияниями разных групп и расколами внутри одной организации. Плюс ко всему, небольшие объединения часто осуществляют свою деятельность, не стремясь к рекламе и расширению, а потому часто ускользают из вида и остаются незамеченными. В этой статье кодификации подверглись наиболее крупные и заметные в культурном отношении группы и общины различных традиций буддизма.