сколько у мухи мозгов
Есть ли у мух и других насекомых мозг?
Мухи – насекомые, обитающие в непосредственной близости с человеком. Они проникают в жилища, селятся в хлеву и на огороде. Иногда действия насекомых выглядят обдуманными. Поэтому у многих людей возникает вопрос, есть ли у мух мозги или они действуют инстинктивно. Поговорим об этом в рамках статьи.
Анатомия насекомого
Общий план мухи такой же, как у большинства двукрылых насекомых. Они имеют:
Брюшко включает пищеварительную и половую систему. Это касается всех видов мушек. Грудь оснащена мускулатурой, которая необходима для полетов. У насекомого также имеется 3 пары ног.
Голова «оборудована» большими фасеточными глазами, хоботком и усиками. Что касается внутреннего строения, внутри черепной коробки расположен – мозг. Конечно, он не такой как у человека и млекопитающих.
Строение мозга
Думая о мозге, у многих перед глазами всплывает картинка с округлым веществом, имеющим извилины. С мухой дела обстоят иначе. Мозг двукрылого состоит из 3 отделов, а именно:
Несмотря на достаточно простое строение, мозг отвечает за функционирование всего организма. При этом, муха не способна думать. Она действует инстинктивно.
Важно: в теле расположены нервные узлы, называемые ганглиевыми, которые соединяются с «мозгом».
Протоцеребрум
Это крупнейший отдел мозга, отвечающий за координацию любого жизненного процесса насекомого. В данной части «центра управления» расположено огромное количество нейронов. Они ответственны за анализ и обработку полученных сведений.
Благодаря расположению клеток в наружном слое и идущим к ним волокнам, мозг мухи, можно сравнить с управляющим органом человека или животного.
Внутри протоцеребрума имеются дополнительные отделы. Которые делятся на:
Важно: подобные дополнительные отделы имеются у пчел и муравьев.
Дейтоцеребрум
Отдел расположен перед тритоцеребрум. Отвечает за нервные окончания, идущие к усикам. «Антенны», единственные волокна, отходящие от вторичного мозга. В большинстве случаев, они начинаются корешками:
У некоторых видов мух этих корешков не наблюдается.
Дейтоцеребрум отличается от протоцеребрум простотой. Схема строения соответствует обычному ганглию. Объяснить это можно только тем, что данный отдел является нервным центром только одного сегмента – усов.
Тритоцеребрум
Отдел принято называть третичным мозгом. Его положение ясное. Тритоцеребрум расположен между остальными отделами. При этом определенной формы у мозга нет. Единственное, с уверенностью сказать, что он разделен на;
Между двумя половинками расположена небольшая перемычка. Она проходит под кишечником.
Основной задачей тритоцеребрума является контроль рта и верхней губы. Вторая может отсутствовать у некоторых видов мух.
Важно: тритоцеребрум связан с симпатической нервной системой.
Как работает «центр управления»
На первый взгляд кажется, что мозг мухи прост, и не способен выполнять сложные операции. Даже «бывалые» ученые удивляются, его работе.
В Калифорнийском университете был проведен опыт над мухами. В результате стало ясно, что «центр управления» насекомого определяет скорость, направляющегося к вредителю тела. Благодаря этому, мушка понимает в каком направлении ей нужно двигаться, чтобы избежать опасности. Для подготовки насекомому требуется около 200 миллисекунд.
Важно: перед тем, как взлететь, муха расставляет лапки таким образом, чтобы оттолкнуться в противоположную от приближающегося объекта сторону.
Мозг успевает оценить ситуацию и принять решение, даже если насекомое:
Профессор Калифорнийского университета, проводивший опыты, считает, что «центр управления» двукрылого насекомого имеет координатную карту. Благодаря этому, мушка принимает решения так быстро.
Мухи, как и большинство насекомых способны обучаться. Все зависит от ситуаций, в которое попадал вредитель. Конечно, это не тоже самое, что происходит с человеком. Насекомое запоминает все на генетическом уровне.
Функцию мозга насекомых, и мушек в том числе, исследуют во многих университетах. Опыты позволяют понять, как выживали вредители в прошлом и на сколько они изменились.
Заключение
Мозг мухи – простой и в то же время, сложный орган. Благодаря выполняемым функциям «центра управления», вредитель в 80% случаев избегает физической опасности. Например, когда человек пытается поймать насекомое рукой. Конечно, мозг крошечного насекомого не сравнить с тем, который имеют млекопитающие. Несмотря на это и он имеет свои особенности.
Муха обыкновенная
Двукрылых можно назвать самыми приспособленными насекомыми на земле, они прошли процесс идиоадаптации и способны жить в разных условиях. В зависимости вида они питаются:
Часть из мух – всеядные, а цикады – полные вегетарианцы. Общим свойством является то, то взрослые особи питаются только жидкой пищей, а опарыши всех видов способны развиваться только во влажной среде. Общей чертой можно назвать строение, оно одинаковое, что у обыкновенной комнатной мухи, что у африканской. Отличаются лишь размеры тела, вес и характерный окрас.
Некоторые особи могут принести человеку вред. Насекомые могут являться паразитами, переносчиками кишечных заболеваний. Лапки их ступают по разным поверхностям и очень загрязненным. Поэтому они могут перенести на себе инфекцию, которая при слабом иммунитете способна привести к недугу у человека. От комнатной мухи можно получить аскарид – возбудителей брюшного тифа. От экзотических видов возможно заражение более опасными болезнями, в том числе разрушающими нервные клетки.
Строение
У всех мух есть одинаковые внешние и внутренние морфологические признаки:
А вот окрас отличается, в зависимости от вида. Можно встретить: серых, зеленых, черных, синих, пятнистых. Домашние вредительницы чаще обладают серым окрасом.
Сколько лапок и крыльев
Наверно, каждый задавался вопросом, сколько же ног у мухи, и почему ее прикосновения так неприятны. У каждой особи есть пара крыльев и 6 конечностей. Крылья обычно прозрачные, с видимыми разводами. Более сложным строением обладают конечности. Они состоят из 5 сочленений, именно поэтому мух относят к отряду членистоногих. Такие конечности позволяют удерживаться на разных поверхностях, в том числе вертикальны и прикрепляться к потолку.
Теперь вы знаете, сколько лап у мух, но непонятно зачем ей они. Конечности этих насекомых выступают в роли их органов обоняния и осязания. Они полностью заменяют им нос. Насекомое ощупывает ими пищу и получает о ней больше сведений, чем человек при помощи своих органов чувств. Удерживаться на разных поверхностях мухам позволяют жировые железы, они вырабатывают особый секрет, который «прилепляет» насекомое. Именно за счет него мы чувствуем, когда оно ползет по коже.
Органы зрения
Мало кто с ходу может ответить, сколько глаз у обыкновенной мухи. Люди привыкли, что органы зрения располагаются парами, а у этого насекомого всего их 5. На маленькой голове располагаются глаза фасеточного типа, а между ними размещены три с простым строением. Фасеточные глаза мухи состоят из мелких шестигранников, которые собирают крупицы информации об окружающей обстановке. В мозге эта информация обрабатывается, собирается воедино.
Благодаря строению органов зрения, особь способна получать практически панорамную картинку. Это позволяет ей быстро реагировать на приближающуюся опасность. В отличие от зрения человека, глаза у обыкновенной мухи, не дают ей возможность концентрироваться на одном объекте – оно видит всю обстановку вокруг.
«Мозг» мухи
Многие считают, что мозг у мух отсутствует. На самом деле он есть, просто работает не так, как у человека. Они не способны мыслить, а анализируют поступающую от органов чувств информацию. Мозг состоит из нескольких частей, их можно увидеть только под микроскопом:
Ротовой аппарат
Строение ротового аппарата зависит от типа питания особи. Встречаются два типа;
Сколько весит
Многие люди задаются вопросом, сколько весит муха, почему мы ощущаем ее на коже. Масса тела зависит от ее вида. Комнатный вид обладает небольшими размерами, а так называемые мясные мухи более тяжелы и неповоротливы. Средний вес насекомого: 0,15 – 0,18 г. Чуть крупнее африканский вид, а падальщики могут достигать 2-3 г.
Жужжание мухи
Обнаружить муху в своей комнате, можно по неприятному и монотонному жужжанию. Именно поэтому их называют цокотухами. Звуки издают придатки к крыльям, называющиеся жужжальцами. Они выполняют важную функцию:
Во время полета эти придатки колеблются очень быстро, поэтому издают громкий звук. Они двигаются так же быстро, как крылья, но в обратную сторону – мы слышим работу жужжалец за счет прохождения воздуха между ними и основным крылом.
Жужжальца дают дополнительную информацию мозгу мухе. С их помощью она не путает верх с низом, определяет свое положение в трехмерном пространстве. Если лишить цокотуху этого органа, то она не сможет ориентироваться и летать.
Продолжительность жизни
Цикл жизни мухи зависит от условий и времени ее появления на свет. При наступлении холодов они прячутся и пытаются переждать тяжелый период. Личинки и куколки в прохладное время года останавливают свое развитие. Из них летом появляются первые мушки. Взрослые особи зимой обычно умирают, так как заражаются плесневелым грибком.
Человек способен сократить продолжительность жизни насекомого, на любой ее фазе. Это происходит при помощи химических и физических средств. Если он не будет этого делать, то всего одна пара может воспроизвести более 5 миллионов особей – они очень плодовиты.
Размножение комнатных мух
В процессе размножения участвуют самцы и самки. Они спариваются, после чего самка откладывает яйца. Некоторые виды живородящие, у них женская особь откладывает личинки. За один раз на свет появляется до 150 яиц или личинок. Если вид насекомого относится к яйцекладущим, то личинка появляется на свет через 24 часа. Всего таких кладок может быть до 5-6 после одного спаривания.
Личинка
Яйца самки откладывают в кучи отходов или другую благодатную среду. После появления на свет личинкам необходима пища и они добывают ее из вне, съедая отходы, в которых появились на свет. Пищеварительные соки зародыша способствуют разжижению пищи. Личинкам некоторых видов свойственен паразитизм.
Через 8-10 суток личинка соберет достаточно питательных веществ и окуклится. За постэмбриональный период она успеет 2-3 раза полинять и увеличится в размерах. Она постоянно находится в процессе поедания пищи, стремясь заползти поглубже, чтобы спрятаться от ультрафиолета и природных врагов.
Развитие мухи
В состоянии куколки муха может провести несколько дней, а пари неблагоприятных условиях питательные вещества помогут ей сохранить свои свойства в течение нескольких месяцев. Как только потеплеет, она вылупится. В летнее время на этот процесс уходит от 3 до 4 дней. За это время происходит превращение из личинки в молодую особь.
Из куколки появляются молодые особи – имаго. Они более активны, так как им для роста нужно добывать больше пищи, чем полностью половозрелым. К моменту достижения половой зрелости, мухи набирают вес. Они встречают самца и продолжают размножаться. Если ждать паре мух идеальные условия, то к концу их жизни потомство произведет несколько миллионов особей.
Сколько живут мухи
После того как вы узнали все особенности строения и размножения этих насекомых, настало время ответить на вопрос, сколько живут мухи обыкновенные.
Идеальными условия для их проживания – летнее время. Максимальное долгожительство они показывают при влажности воздуха около 80% и температуре от 22 до 26 градусов. Но способны они выжить и при других условиях. Встретить насекомых можно при температуре от 11 до 45 градусов выше нуля.
При похолодании на улице (ниже 11 градусов) они становятся менее активны. Они начинают впадать в спячку. Эта стадия развития может затянуться, если наступила зима. Взрослые особи редко переносят ее нормально (они способны выживать при низкой температуре всего несколько дней), а куколки или личинки способны выдержать этот период без потерь.
При оптимальных условиях средняя продолжительность жизни мухи – от 1,5 до 2 месяцев. Столько они могут провести в комнате жилого дома.
Сколько живет самка
Самка мухи в доме способна прожить до 2 месяцев, регулярно производя потомство. За свою жизнь она отложит не менее 1000 яиц. Если период ее размножения пришелся на зимнее время, то она оставит после себя меньше потомства.
Осенью мухи начинают летать медленно, все процессы жизнедеятельности их замедляются. Если у них будет возможность откладывать яйца, то процесс появления личиной замет не 24 часа, а намного больше. Часть потомства появится на свет только весной или при существенном потеплении в доме.
Как долго живет самец
В большинстве случаев самцы живут около одного месяца, так как им не нужно воспроизводить потомство. Они менее осторожны, и в неблагоприятное время выбирают не самые надежные укрытия. Летом поймать и физически устранить их сложнее, так как у самцов вес меньше, и они быстрее.
О чем думают мухи
Ученые предупреждают: не надо недооценивать насекомых
Поделиться:
Эта заметка посвящена двум темам, волею судьбы тесно переплетенным: интеллекту насекомых и человеческой дремучести. Начнем как раз с дремучести, то есть с нежелания задумываться.
У меня есть один знакомый подросток. О нем нужно знать следующее: он (она, по факту) любит животных, и б) он образован, любознателен, интересуется естественными науками и даже таскает у меня книжки по биологии. И вот по какому-то поводу я говорю, мол, о чем только думает эта кошка. И ребенок говорит: «Животные ни о чем не думают, у них инстинкты».
Ну, конечно, получила трепку девочка, такие вещи прощать не годится. Но вот интересно, кто им успел накакать в мозг этой гнилой, недо-религиозной, вульгарно-материалистической идеологией? Как может человек, ежедневно общающийся с кошкой, двумя собаками, иногда еще с крысами и хомяками, достигающий с ними взаимопонимания — не видеть в них мышления? То есть не видеть-то невозможно, но можно, оказывается, в практических вопросах исходить из того, что они думают в точности как люди, а при этом поддерживать в голове гнилой идеологический жупел и предъявлять его иногда по требованию. Зачем придумали этот жупел? Чтобы колбасу есть, не морщась. Чтобы реже задумываться, одним словом. А надо бы, наоборот, почаще.
Тем временем ученые не устают подбрасывать все новые и новые факты, убедительно показывающие, что между мышлением животных и человека грань куда более эфемерная, чем между мышлением моих знакомых подростков и, к примеру, Роджера Пенроуза.
Героями трех исследований, о которых пойдет речь, являются насекомые. В первом из них исследователи из Оксфорда изучали процесс принятия решений у плодовой мушки.
Перечитайте еще раз предпоследнюю фразу. Плодовая мушка принимала решения, а ученые это изучали.
Сперва мушек надрессировали избегать определенных запахов. Затем помещали в раздвоенную «нору», причем в двух половинах норы интенсивность запаха была разная. Оказалось, что когда различие в силе запаха было велико, мухи почти тотчас же выбирали нору, где пахнет меньше. А когда различие было небольшим, они надолго задумывались. Мухи. Над выбором. Задумывались. Буриданов осел — вовсе не выдумка софистов*.
Более того, зависимость времени выбора от разницы в силе стимула описывалась ровно той же математической моделью, которая работает для испытуемых-людей.
Ну и чтобы совсем не оставить вам шансов на эксклюзивность интеллекта: и у мух, и у людей есть ген FOXP. У людей мутации в нем ведут к слабоумию и трудностям в овладении речью. А вот мухи с дефектным геном FOXP испытывали трудности с принятием решений (выбирали нору значительно дольше, чем обычные мухи). Я не знаю, что еще нужно открыть, чтобы убедить вас: мышление у плодовой мушки и мышление у вас — это ровно одно и то же мышление. Но если вы будете задумываться почаще, то станете заметно умнее мушки, ребята.
Две остальные работы, о которых мы здесь упомянем, придают этой истории объемность и глубину. Во-первых, бразильские исследователи изучали личную жизнь ос. А именно, они выясняли, какие осы-мальчики больше нравятся осам-девочкам. Выяснилось, что осы отлично различают «черты лица» своих соплеменников. Например, осам-девочкам очень нравятся мальчики с темным пигментным пятном на голове и с яркими пятнами на брюшке.
Ага, осам-девочкам нравятся осы-мальчики, именно так. Нравятся в смысле черт лица. Давайте уже скорее отбрасывайте шоры, посмотрите на мир, сколько в нем всего такого, что вы всегда отрицали, в том числе разума и (осмысленной) любви!
Вот эти лица мальчиков-ос. Ученые убедились, что пигментация осиной морды совершенно не влияет на статус самца среди других самцов, зато очень даже влияет на привязанность самок. Когда исследователи рисовали осам на морде пятна чернилами, этот макияж вполне эффективно возбуждал любовь дам. Инстинкт, знаете ли, не обманешь (да шутка, никакого инстинкта не бывает!) — а вот девочек-ос завлечь обманчивой любовью ничего не стоило.
И, конечно, ровно такие же нейроны есть у вас в мозгу. Их пока не открыли, но когда откроют, мы надеемся, вы не станете очень уж громко удивляться, демонстрируя свою дремучесть. К тому времени, надо надеяться, мрак невежества отступит и все поймут, что мышление всего живого устроено по одному и тому же принципу. И еще сообразят, что это нас нисколечко не унижает. И даже наоборот. Сознание — не такая плевая штука, чтобы эволюция могла позволить себе несколько раз придумать «что-то похожее». Она придумала все один раз и навсегда. Возлюбите мух, они наши браться по разуму. И задумывайтесь почаще.
* Да-да, софистов. Осел, названный в честь Жана Буридана, на самом деле был придуман еще до Аристотеля и помянут в его трудах.
Мухи хранят информацию на «съемных дисках»
Рис. 1. Схема синаптического контакта. Для формирования долговременной памяти нужно воспринять новый стимул, обработать информацию, консолидировать ее и сохранить в легкодоступном месте. Всё это выражается в синтезе конкретных белков и формировании новых синапсов между отростками нейронов. В результате информация (импульсы от раздражителей) начинает циркулировать по новому пути. Изображение c сайта biosingularity.com
Мозг насекомых сравнительно мал, но при этом они вынуждены анализировать большой объем жизненно важной информации. Поэтому увеличение эффективности работы мозга на ограниченном числе нейронов является для насекомых важнейшей задачей. Один из путей повышения эффективности — это хранить отдельно «оперативную» и «долгосрочную» информацию. Перефразируя компьютерную терминологию в биологическую, это означает разделить локализацию кратковременной и долговременной памяти. Тайваньским ученым удалось доказать, что именно этот способ повышения эффективности работы мозга насекомые и практикуют. Ученые нашли два нейрона, которые обеспечивают консолидацию долговременной памяти, ее хранение и доступ к ней из аналитического центра (грибовидных тел) при необходимости воспользоваться воспоминаниями.
Принципы формирования долговременной памяти были выведены Эриком Канделем, который в качестве экспериментального объекта взял моллюска аплизию. В результате мало кому известная аплизия прославилась, а Кандель получил Нобелевскую премию. Базовые принципы хранения и извлечения информации оказались сходными у моллюсков и человека. Потому эксперименты на других беспозвоночных могут многое прояснить в функционировании систем хранения информации даже для таких сложных систем, как человеческий мозг. В новейших экспериментах роль подопытного обработчика информации выполнила мушка дрозофила, уже прославленная генетиками, но еще не раскрывшая всех своих секретов нейрофизиологам.
Рис. 2. Схема нервной системы в голове у мухи. Красным цветом показаны антеннальные доли, желтым — подглоточный ганглий, зеленым — зрительные доли, оранжевым — центральное тело, синим — грибовидные тела; в голубой цвет покрашены области нейропилярной массы, окружающей центральное и грибовидные тела. Изображение из обзора Мартина Хейзенберга Mushroom body memoir: from maps to models, Nature Neuroscience, 2003
Группа ученых из Национального университета Цинхуа (Тайвань) и специалисты из компании Dart Neuroscience (Сан-Диего, СЩА) задались вопросом: где локализованы процессы запоминания? Самое логичное предположение — в грибовидных телах. Ведь именно в эти участки поступает информация от обонятельных нейронов, именно там синтезируется цАМФ, там при предъявлении запахов в различных нейронах (в грибовидных телах различают три типа нейронов) происходит специфический выброс кальция. Это было выяснено группой Рональда Дэвиса с помощью визуализации кальциевых потоков в нейронах в экспериментах с обучением мух (см. статью The Long-Term Memory Trace Formed in the Drosophila α/β Mushroom Body Neurons Is Abolished in Long-Term Memory Mutants, The Journal of Neuroscience, 2011). Но вот где именно синтезируются новые белки, приводящие к построению новых синаптических контактов? В самих грибовидных телах? Или в другом месте?
Чтобы ответить на этот вопрос, были хитроумно спроектированы и изящно выполнены многотрудные эксперименты, в которых удалось манипулировать синтезом белков в отдельных нейронах. Тайваньская группа использовала в экспериментах линии мух со встроенной энхансерной ловушкой GAL4/UAS. Энхансерная ловушка — это великолепная методика, которая позволяет включать экспрессию нужного белка в крохотных (иногда — вплоть до одной клетки) клеточных группах мушиного организма. В данных экспериментах она потребовалась, чтобы включать белки Kaede и рицин. Kaede — это зеленый флуоресцентный белок, но не обычный, а фотоконвертируемый: после освещения ультрафиолетом он необратимо становится красным. Рицин же — это токсин, разрушающий рибосомы. Если он включен, то синтез белков останавливается. Данный эксперимент был спланирован так, что рицин работал температурозависимо: при 30°C он включался и нарушал синтез белка, а при 18°C вел себя совершенно невинно, и белок продолжал синтезироваться.
В результате при синтезе белков нейрон приобретает зеленый цвет, а при освещении ультрафиолетом окрашивается в красный цвет. Если повысить температуру, то синтез белка в отдельных нейронах (тех, где с помощью энхансерной ловушки включен рицин) остановится. Теперь, сравнив интенсивность красного и зеленого цвета (красный — то, что было, зеленый — свежесинтезированный), можно оценить уровень экспрессии до и после температурного шока, сравнить нормальный уровень синтеза с остановленным. Если во время обучения мух при повышенной и пониженной температуре зеленого и красного цвета в нейроне примерно поровну, то это означает, что белки, в том числе и необходимый регулятор формирования памяти CREB, синтезируются не в этом месте. Если же при повышенной температуре зеленого цвета оказалось меньше, чем при нормальной, а красного примерно поровну, то синтез происходит именно здесь.
Мух тренировали различать опасный запах, связанный с ударами током (здесь можно посмотреть видео того, как организованы тренировки). До проведения экспериментов мух облучали ультрафиолетовым светом и фиксировали уровень экспрессии белков в нейронах. После тренировок в Т-образном лабиринте по закреплению рефлексов — читай, запоминанию — насекомых немедленно фиксировали и исследовали соотношение красного и зеленого цвета в различных нейронах. Эта сложная система помогает понять, в каких местах идет активный синтез белков при формировании долговременной памяти и кратковременной. Кратковременную память, как считалось, можно зарегистрировать после серии последовательных тренировок, а долговременную — через день после тренировок.
Эксперименты были весьма и весьма кропотливыми, требовали огромной предварительной подготовки, но оно того стоило: оказалось, что запоминание запахов сопровождается экспрессией белков не в грибовидных телах. Ни один из трех типов нейронов этого участка мушиного мозга не был в обязательном порядке задействован в формировании долговременной памяти: если ингибировать рицином синтез белков в этих отделах, то мухи прекрасным образом вспоминали через день нужный запах и хорошо проходили тест в лабиринте. То есть, несмотря на ингибирование белкового синтеза в этом отделе, где-то CREB со своим каскадом всё же синтезировался, и память формировалась. Также не обязательными в этом процессе оказались и нейроны антеннальных долей и эллипсоидного тела. Зато обнаружилась интенсивная экспрессия генов в двух других симметричных нейронах протоцеребрума — так называемых DAL-нейронах (dorsal anterior lateral, спинно-передне-боковых).
Рис. 3. Мозг дрозофилы. Хорошо видны грибовидные тела на переднем плане. Розовым цветом показаны DAL-нейроны, зеленым — нейроны, с которыми DAL формируют синапсы. Изображение из статьи Josh Dubnau Ode to the Mushroom Bodies в Science
Эти нейроны выходят из грибовидных тел и возвращаются обратно, формируя синаптическую передачу с определенными нейронами грибовидных тел. Именно в DAL-нейронах, а не в других отделах мушиного мозга, синтезируется CREB и зависимые от него белки. Это удалось показать с помощью трансгенных насекомых и в фармакологических тестах. При ингибировании в этих нейронах синтеза CREB долговременных воспоминаний не остается, а только кратковременные.
Также если прервать нервную передачу от DAL к грибовидным телам, то муха будет помнить только недавние тренировки, то есть проведенные не больше трех часов назад. А вот вспомнить вчерашний опыт тренировок мухи уже не в состоянии. Это означает, что долговременная память хранится в DAL-нейронах, а при необходимости происходит обращение к этим накопителям информации.
Проведенные эксперименты помогают обрисовать следующую схему. Обонятельный сигнал поступает от чувствительных нейронов к грибовидным телам, там информация обрабатывается вместе с синхронными сигналами от других рецепторов, и в результате формируется специфическая картина обонятельного возбуждения. Сгруппированная информация — кратковременная память — передается в DAL-нейроны. Под действием новых сигналов они трансформируют имеющиеся синапсы или отращивают новые. Так «сырое» воспоминание консолидируется, преобразовывается для долговременного хранения. При необходимости вспомнить обонятельный образ происходит обращение к DAL, и информация о запахе передается обратно в грибовидные тела.
Вся эта система напоминает компьютерную технологию обработки и хранения информации: при нехватке памяти тяжелые файлы и программы следует заархивировать и сбросить на съемные накопители или в отдельные сектора. А при необходимости в этой информации можно вновь обратиться к съемным накопителям и извлечь ее. По-видимому, у насекомых имеется именно такая нехватка оперативных мощностей — нервных клеток у них сравнительно мало. Потому и приходится организовывать их работу с предусмотрительностью. В этом ключе следует рассматривать разделенную локализацию обработки зрительной информации. У стрекоз, например, анализ зрительных образов происходит не только в грибовидном теле, но и в подглоточном ганглии (см.: По строению мозга стрекозы напоминают позвоночных, «Элементы», 21.03.2005). Создается впечатление, что и в этом случае грибовидное тело часть аналитической задачи делегирует другим отделам нервной системы.
Источники:
1) Chun-Chao Chen, Jie-Kai Wu, Hsuan-Wen Lin, Tsung-Pin Pai, Tsai-Feng Fu, Chia-Lin Wu, Tim Tully, Ann-Shyn Chiang. Visualizing Long-Term Memory Formation in Two Neurons of the Drosophila Brain // Science. 10 February 2012. V. 335. № 6069. Pp. 678–685.
2) Josh Dubnau. Ode to the Mushroom Bodies // Science. 10 February 2012. V. 335. № 6069. Pp. 664–665.
3) David-Benjamin G. Akalal, Dinghui Yu, Ronald L. Davis. The Long-Term Memory Trace Formed in the Drosophila α/β Mushroom Body Neurons Is Abolished in Long-Term Memory Mutants // The Journal of Neuroscience. 13 April 2011. V. 31. Issue 15. Pp. 5643–5647.