сколько раз нужно креститься перед иконой в церкви
Православная Жизнь
Обычно при входе в храм и при выходе из него молящийся крестится и кланяется три раза.
Число три символизирует Святую Троицу. По входе в храм главное, что нужно сделать, это подойти и поцеловать храмовую икону или икону праздника, лежащую на центральном аналое посреди церкви. Делается это обычно так: дважды совершаем поклон с крестным знамением, целуем икону и после этого – еще один поклон с крестным знамением. Целуя храмовую икону или икону праздника, мы тем самым будто бы приветствуем хозяина дома – самого Бога или же небесного покровителя церкви (к примеру, Святителя Николая).
Дальнейшие передвижения и моления в храме – это ваше личное дело. Можно подать записочки, купить свечи, поставить их перед любым образом, к которому расположена ваша душа. Помолиться перед ним. Если есть в храме рака с мощами, конечно же, после целования храмовой иконы или иконы праздника следует подойти к ней.
Единственное ограничение на передвижение по храму – это время богослужения. В идеале мы должны прийти хотя бы за полчаса – пятнадцать минут до службы, чтобы совершить необходимые дела: подать записочки в алтарь, поставить свечи и прочее, чтобы потом стать на свое место, успокоиться и настроиться на богослужение, во время которого желательно уже не ходить по храму.
Но, конечно же, случаи бывают разные: забежал в храм перед работой, в обеденный перерыв или во время какого-то совершающегося в твоей жизни важного события, чтобы попросить у Бога помощи. В таком случае подавайте записочки, ставьте свечечки, но делайте все как можно тише, чтобы не мешать богослужению и не отвлекать молящихся.
Но хочется, дорогие братья и сестры, предостеречь всех нас от формализма. Священномученик Григорий Шлиссельбургский в проповеди в неделю о самарянине сказал следующее:
«Церковь не есть спасающий автомат. Надо каждому встретить в Церкви живого Бога. Конечно, Господь, по Его слову, – всегда в Своей Церкви, но Христа надо встретить, почувствовать, как бы осязать, для этого необходимо обращение к Церкви сделать живым, как обращение к Самому Христу, невидимо присутствующему в Ней. Ведь обращение к Церкви сделалось теперь какой-то бездушной формальностью. Думают, что раз человек пришел в храм и крестится, и кланяется, то он все уже сделал, и Бог обязан слышать его и сделать по его желанию. Если человек принял таинство, он уже уверен, что гарантировал себе обязательную помощь Христа. Это ошибка, братия. “Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесноеˮ. Можно быть в Церкви – и остаться без Христа. Можно молиться и креститься – и ничего не получить. Можно принять в себя таинство – и навлечь на себя еще большее осуждение. Повторяю, Церковь не есть спасающий автомат. В Церкви – живой Бог, и когда ты послужишь Ему живою душою, тогда будешь услышан и соприкоснешься с источником Жизни, и тебе подадутся благодатные силы. Значит, надо, чтобы твое соприкосновение с Церковью было не только пространственным нахождением в Ней, а чтобы ты осязал в Ней присутствие живого Бога, и не только совершал телом известные действия: кресты, поклоны, а вкладывал в служенье Христу живую душу. Когда твое служенье будет таким, то не сомневайся: у колодца Церкви сядет Христос, и через Него ты почерпнешь воду жизни, свое освящение».
Исходя из этого, дорогие читатели, хочется обратить наше внимание на довольно распространенную ошибку. Бывают такие случаи, когда положение на себя крестного знамени превращается в непонятное махание руками.
Мы должны понять, что крестное знамение уже является молитвой. Само складывание пальцев десницы (правой руки) определенным образом при крещении – видимый знак того, что человек исповедует два главных догмата православия: о Святой Троице (согнутые соответственно три пальца) и о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа (Божьей и человеческой). Визуально-тактильным телесным приемом – наложением на себя крестного знамени – мы исповедуем эти истины и освящаем ими себя: свою голову (то есть ум), свой живот (то есть сердце), правое плечо и левое плечо (свое тело). И крестимся мы всегда во имя Отца и Сына и Святого Духа, призывая на себя Божью благодать, которая освящает наше падшее человеческое естество.
Кроме того, нам нужно помнить, что мы, с одной стороны, не должны сотворять идола из формального этикета поведения в храме, с другой – нам не следует обращать все это в действие на автомате. Нужно понимать, Господь – это Иегова (с еврейского языка Сущий, то есть Живой), и мы приходим в храм для того, чтобы не просто механически исполнить Устав, но для того, чтобы научиться с живым Богом общаться.
Азы Православия. О поклонах и крестном знамении
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.
Креститься без поклонов следует:
Креститься с поясным поклоном следует:
Креститься с земным поклоном следует:
Поясной поклон без крестного знамения кладется:
Когда креститься, когда кланяться… 2
Выберите раздел серии
Когда креститься, когда кланяться…
Или: Внешнее благочестие. Часть 2
Мы продолжаем наш интересный и полезный разговор о том, какие молитвенные жесты предписано совершать во время богослужения.
Поведение во время богослужения
Во время богослужения мы должны стоять благоговейно на одном месте и молиться. Ходить по храму, разговаривать, тем более говорить на посторонние темы, смеяться – не принято. Мобильные телефоны нужно отключать или ставить на вибросигнал. Разговаривать по мобильному телефону в храме не принято, кроме крайних случаев.
Великий вход. Во время процессии священнослужителей не принято становиться на колени. Мы можем лишь благоговейно склонить голову.
Как правильно прикладываться к святыне
Самая верная практика – перед тем, как приложиться к святыне, дважды перекреститься и сделать поясной поклон. Затем поцеловать (благоговейно) святыню и еще раз перекреститься и сделать поясной поклон.
Так прикладываться к святыне предписывает Устав. Так всегда, например, делают священнослужители.
Прикладываясь к святыне, если за нами стоит очередь, никогда не следует застывать перед ней. Приложившись, отходим и уступаем место другим. Молимся мы о своих нуждах, пока стоим в очереди.
Особые случаи
В Великом посту читается молитва св. Ефрема Сирина. Сегодня положено совершать 3 земных поклона на протяжении молитвы, потом 12 поясных поклонов, произнося: «Боже очисти мя, грешнаго», потом, после того, как молитву прочтут еще раз, уже целиком, – еще один земной поклон. До 17-го века все поклоны были земные.
Самые распространенные ошибки
Одна из самых распространенных ошибок – это когда люди крестятся и кланяются во время ектении об Оглашенных (во время Литургии). Эти прошения созданы для людей, готовящихся к Таинству Крещения. Поскольку крещеные люди не являются оглашенными, то эти слова адресованы не им, и потому креститься и кланяться во время этой ектении не положено. Также не нужно преклонять голову при словах: Оглашенные, главы ваши Господеви преклоните.
Благословение священника
По древней традиции, мы получаем благословение епископа или священника, складывая ладони крестообразно (правая сверху левой). После этого мы целуем благословляющую десницу. Перед принятием благословения мы не крестимся.
Если мы почитаем какого-то монаха, диакона или даже старца-мирянина, мы можем воздать ему уважение, поцеловав его руку.
Принимая частицу антидора, икону, какую-то святыню от священника (или епископа), мы также складываем ладони крестообразно и целуем руку, которая дает нам святыню.
Земные поклоны перед Плащаницей. Прихожане всегда могут иметь представление о том, когда следует креститься, когда и как кланяться, если будут наблюдать за священнослужителями.
Проверьте свои знания
А теперь ввиду того, что мы с вами узнали, рассмотрим типичные вопросы. Попробуйте сначала ответить на них самостоятельно, а потом сверьте свой ответ с моим:
В нашем храме благочестивые прихожане встают на колени во время пения Херувимской Песни. Нужно ли так делать?
Я говорил, что мы встаем на колени, когда выносят святыню. На Литургии Преждеосвященных Даров это Святые Тело и Кровь Христовы, в другие моменты это могут быть икона или мощи. На обычной Литургии во время Великого входа, совершающегося уже под конец пения Херувимской, переносятся обычные хлеб и вино, которые лишь только потом станут святыней. Значит, становиться на колени не положено.
У нас в храме во время Великого входа священник осеняет Чашей молящихся. Вы сказали, что в Чаше в это время простое вино. Нужно ли наклонять голову?
Мы говорили, что всякий раз, когда нас осеняют Чашей, мы должны совершать крестное знамение и поясной поклон. Так – правильно.
На практике в этот момент верующие не осеняют себя крестным знамением, а просто поклоняются. Это очень распространенная традиция, которая стала практически нормой. Так можно делать. Но все-таки правильнее поклониться перед Чашей, сначала осенив себя крестным знамением.
Нужно ли вставать на колени во время пения «Честнейшую Херувим. » на всенощном бдении?
Мы встаем на колени во время чтения или пения молитв, когда к этому нас призвал возглас диакона: «Преклоньше колена, помолимся». В случае с песнопением «Честнейшую Херувим»такого возгласа не было. Значит, вставать на колени не положено.
Я как-то видел, что, когда священник произносил «Мир всем!», некоторые прихожане складывали ладони лодочкой, как бы принимая в них благословение. Так можно делать?
Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем еще и целуют их. Мы говорили, что при благословении священника (или епископа) нужно просто поклониться.
…Когда я написал этот очерк, я подумал: чем не новая тема к нашему проекту «Откровенный разговор»? Чем не тема, которая тоже может вызвать ваши вопросы, мнения, комментарии?
Итак, мы уже говорили на тему «Почему священник так поступил?», мы обсудили Таинство Исповеди. А сейчас давайте откроем третью тему и назовем ее так: Когда креститься, когда кланяться.
Мы будем говорить о внешнем благочестии, то есть о внешней стороне поведения человека во время богослужения.
Присылайте интересующие вас вопросы на мою почту, и, собрав их, я сделаю материал на эту тему.
И еще: если я что-то упустил в своем очерке, дополните меня или поделитесь своими мнениями. Если где-то я был не совсем точен, укажите мне.
А напоследок, чтобы чуть-чуть поднять всем настроение, размещу предпасхальную фотографию. Предчувствие праздника разлито в воздухе, в храме пахнет куличами, настроение приподнятое.
Как правильно и когда нужно креститься православным в церкви перед иконой
Почему нужно креститься православным перед иконой
В православии икона является отображением Небесного Царства. Религиозный живописец стремится передать на иконной доске надмирную святость. Благодаря такому изображению человек сможет духовно увидеть Горний мир, возвыситься от образа к Первообразу. Иконопись является средством сверхъестественного познания через молитвенные обращения к небесным покровителям.
Прежде чем приступить к молитве перед иконой, православный верующий должен перекреститься, чтобы получить доступ к милости Божьей. Наложение Святого Креста – это мистический «ключ» к вратам в Небесное Царство.
На протяжении веков среди христиан возникали разногласия о том, каким образом накладывать крестное знамение. Первоначально крест наносили на лоб одним пальцем, что символизировало единобожие. Христианское течение монофизитов отрицало человеческую природу Иисуса. В противовес еретикам было принято решение о двоеперстном крещении.
Через 3 столетия крестить стали не только голову, но и верхнюю часть туловища. Указательный и средний палец означают двуединую природу Христа – Богочеловека. Ладонь – это земля, а прижатые к ней 3 пальца – Святая Троица (Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух).
В XII веке произошел раскол в христианском мире на Римскую Католическую церковь и Византийскую Православную церковь. Русская Православная церковь в обряде крещения использует троеперстие: собранные в щепоть большой, указательный и средний пальцы, что обозначает Святую Троицу. Два прижатых к ладони пальца свидетельствуют о Божественной природе Сына Девы Марии.
Традиция нанесения крестного знамения была изменена при патриархе Никоне в XIV веке. Она совпала с ревизией религиозных обрядов и была не принята частью православных священнослужителей и верующих. Старообрядцы/староверы отказались подчиниться новым правилам и сохранили до настоящего времени двоеперстное крестное знамение.
Когда нужно креститься
В религиозных обрядах установлен порядок выполнения священнодействия.
Православным христианам полагается накладывать на себя Крест Господень:
Для соблюдения религиозного ритуала следует осенить себя крестом:
Демонстрация благочестия в людных местах вызывает стеснение у верующих. Стыдиться своей веры в Бога даже в малом – означает отход от Господа.
Как правильно креститься в церкви перед иконой
Перед молитвенным обращением верующий отвешивает поклон перед иконой, крестится, ставит (при желании) свечку. Крестятся, глядя прямо на святой лик, так как молитву возносят не изображению, а тому, чей образ перед духовным взглядом верующего.
Православный верующий прикладывает щепоть правой руки из 3-х пальцев сначала ко лбу, затем – к поясу. Следующие жесты: щепоть прикладывается к правому плечу, затем к левому. Таким образом он осеняет себя Святым Крестом, произнося про себя на каждом этапе крестного знамения: «Во имя Отца/и Сына/, и Святого/Духа».
Движение руки справа налево символизирует желание человека получить благословение Божие. Согласно религиозному поверию, такой порядок помогает отогнать нечистую силу, преодолеть греховные наклонности. Креститься надо не спеша. Поклон отвешивается, когда правая рука опускается вниз, иначе крест считается сломанным.
В Католической церкви крестное знамение с XVI века наносят слева направо, что означает отказ человека от греха, стремление к Богу. И католические, и православные священники перекрещивают верующих слева направо.
Какие молитвы нужно читать перед иконой
Обратиться к святому лику можно в произвольной форме или молитвой из молитвослова. В молитвослове собраны молитвы и псалмы, составленные богословами по религиозным канонам. Они имеют правильную форму обращения к Господу, Божьей Матери, святым угодникам и другим небесным покровителям.
Для каждого святого составлены свои молитвенные обращения (каноны, акафисты). Они издаются отдельными книгами или в виде сборников – молитвословов. Для удобства верующие часто имеют карманный формат, чтобы можно было принести с собой в церковь и прочитать перед иконой. Основные религиозные тексты, которые желательно знать каждому православному христианину наизусть, – «Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дево, радуйся».
Молитва своими словами будет не менее действенна, если она произнесена искренне, с чистыми помыслами, без зла и обиды на других людей, с верой в Божий промысел. Если верующий, обращаясь к иконе Спасителя, не знает наизусть молитв и не может собраться с мыслями, то достаточно перекреститься и произнести про себя: «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй меня грешного/грешную».
Креститься и кланяться во время собственной молитвы можно произвольно. В текстах акафистов и канонов указано, после каких слов следует перекреститься, отвесить поклон.
Как православным христианам правильно креститься и основные ошибки
Вопрос о том, как следует православным правильно, согласно традиции, креститься, часто возникает у людей, впервые приходящих в храм. Порядок наложения креста описывается в катехизисах, учебниках Закона Божьего, но нечасто упоминается в церковных документах. Ведь порядок знаменования крестом – не директивно установленная норма, а исторически сложившаяся традиция, идущая из глубины веков.
Важность крестного знамения в православии
Осенение крестом – одновременно исповедание веры и особый жест, привлекающий помощь Божию.
Как исповедание веры, наложение креста имеет несколько толкований:
Как действие, призывающее помощь Божию, наложение креста связано с приобщением верующего к благодати. Осенить себя крестом – значит сораспяться Господу, то есть приобщиться к Нему.
Как правильно креститься в православии
Осенение крестом православный верующий совершает правой рукой, тремя первыми перстами (большим, указательным, средним). Эти три перста соединяют, а два других пригибают к ладони. Такое сложение, называемое «троеперстным» символизирует:
Осенение себя крестом совершается следующим порядком. Три первых перста правой руки следует возложить последовательно:
Таким образом, осенение крестом совершается сверху вниз, справа налево.
Что еще нужно знать
До 1666 г. в Русской православной церкви было принято так называемое двуперстное знамение. На самом деле, как при троеперстии, в крестном знамении участвовали все 5 перстов правой руки. Двоеперстное сложение выглядело следующим образом:
Порядок совершения крестного знамения был таким же, как при троеперстном сложении. В 1653 г. началась литургическая реформа патриарха Никона. Патриарх заменил двоеперстие троеперстием. В 1666 г. церковный Собор утвердил новшество и отлучил от Церкви крестящихся двоеперстно. Они образовали движение старообрядцев, произошел раскол.
Только в 1971 г. Поместный Собор Русской церкви отменил клятвы на двоеперстие. Собор признал обряды, принятые до реформы патриарха Никона, «равноспасительными», «равночестными» с принятыми в настоящее время.
Таким образом, православные могут накладывать крест как двумя, так и тремя перстами.
Как правильно и сколько раз креститься
Устав Русской церкви определенным образом регламентирует совершение крестного знамения. Оно может совершаться с поклоном (поясным или земным) или без поклона. Но мелочной регламентации, сколько и когда креститься в разных ситуациях в Уставе нет, поэтому практически все определяется сложившимся обычаем.
Перед входом в храм или церковь
Входя на церковный или монастырский двор, совершают одно осенение себя крестом с поясным поклоном. При входе в церковь верующий осеняет себя крестом три раза, в честь Святой Троицы. После каждого крестного знамения совершается поклон.
Перед иконой
Крестятся перед иконой, как правило, трижды – два раза перед прикладыванием к образу, один – отходя от иконы. Иногда можно встретить совет креститься перед иконой только один раз, затем ставить свечу, произносить молитву. Часто можно видеть, что верующие крестятся дважды: крестятся и кланяются, подходя к образу, прикладываются к иконе, потом с поклоном крестятся еще раз. Практика церковной жизни показывает, что количество крестных знамений перед иконой больше определяется местной традицией, чем Уставом.
Во время церковной службы или литургии
Правила осенения крестом во время службы наиболее детально регламентированы. По Уставу, осенение крестом без поклона совершается:
Креститься с поясным поклоном следует:
Правил об осенении крестом во время богослужения много. Тем, кто не очень опытен, лучше всего креститься тогда, когда это будут делать священники, или же просто обращать внимание, когда крестятся другие люди в храме.
Во время молитвы дома
Во время домашнего молитвенного правила крестятся обычно в начале и конце молитвы. То же нужно делать перед чтением Священного Писания, а также после окончания чтения.
Строгих уставных требований к совершению крестного знамения дома нет.
Перед входом на кладбище
Священники рекомендуют, входя на кладбище, прочитать «Со святыми упокой…» или другое краткое заупокойное моление. Благочестивое чувство, уважение к месту упокоения тел до всеобщего Воскресения, конечно, требуют осенить себя крестом.
На могиле усопшего
Нет особой регламентации, как и сколько раз креститься на могиле усопшего. Осенение себя крестом совершается на подходе к могиле, до и после молитвы, перед уходом.
Проезжая или проходя мимо церкви или храма
Благочестивый христианин крестится, проходя или проезжая мимо церкви. Существуют разные мнения о необходимости такого действия. Многие говорят о том, что все зависит от мотивации: разумно перекреститься, если существует внутренняя потребность это сделать.
Однако если речь идет о демонстрации своей благочестивой жизни, совершение крестного знамения вряд ли полезно.
На перекрестке
Есть различные поверья о перекрестках. Все они – языческие и связаны с верой в магию пересечений дорог. С христианской точки зрения, смысл совершения крестного знамения на перекрестках отсутствует.
В сидячем положении
В случае крайней усталости, болезни, сидя можно не только креститься, но и совершать молитвенное правило. В храмах можно видеть немало больных, престарелых, молящихся всю службу сидя.
Ребенка
Благословение крестом привлекает к ребенку Божию милость и помощь. При осенении крестом ребенка (равно как вообще другого человека, которого благословляют), крещение совершается слева направо. Таким образом, на благословляемом должен получиться «правый» крест.
В проруби на Крещение
Крещенское купание – благочестивая традиция. Верующий, окунающийся в прорубь, крестится трижды, в честь Св. Троицы. Но особых правил крестного знамения при крещенском купании нет.
Можно ли веровать, но не креститься
Многие люди утверждают, что они верят «в душе», но не хотят исполнять «обряды». «Ты веруешь, что Бог есть, и хорошо делаешь», – писал апостол Иаков. И добавлял: «И бесы веруют и трепещут… Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:19-26). Открытое исповедание – одно из дел, делающих веру живой. А осенение крестом означает проявление веры. Решение же исповедовать или не исповедовать свою веру каждый принимает самостоятельно.
Распространенные ошибки
При совершении крестного знамения многие совершают ошибки, вызванные слабым знанием традиции, смысла наложения креста. К числу таких ошибок относятся следующие:
Отличия у католиков
Исторически сложилось, что крестное знамение, известное западным христианам, отличается от восточной традиции. Католики крестятся:
Смысл креста при этом одинаков для восточной и западной традиции. Отличие от восточного христианства вызвано другим пониманием Распятия. Православное понимание – сораспятие человека Богу, а католический взгляд – воззрение на страдание Христа извне, с позиции внешнего наблюдателя. В таком случае благоразумный разбойник будет справа от Христа, но с левой стороны от человека, стоящего перед Крестом и наблюдающего за страданиями.
По-христиански такая позиция имеет право на существование. Она ведет к другому смыслу перстосложения: православные сосредоточены на спасении человека, католики – на Страстях Христовых. Католическое понимание христианства – более приземленное, человеческое. Недаром любимый праздник западных христиан – по-человечески понятное Рождество, тогда как у православных – «праздник праздников и торжество торжеств» все-таки Пасха, Воскресение, смысл страданий Господа.