сколько престолов в храме христа спасителя

МОСКОВСКИЙ ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Решение о строительстве храма «в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» было принято императором Александром I в 1812 году. Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьёвых горах (архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, заложен в 1817 году) не был осуществлён. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор Константин Андреевич Тон) утверждён в 1832 году императором Николаем I. Храм был вновь заложен в 1839 году на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (здания монастыря были разобраны, а сёстры переведены в Красное село).

Строился храм на средства казны с привлечением народных пожертвований. 26 мая 1883 году храм, ставший самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10 000 человек), был освящён митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III. Внутреннее убранство было выполнено знаменитыми русскими художниками Василием Петровичем Верещагиным, Генрихом Ипполитовичем Семирадским, Василием Ивановичем Суриковым, Владимиром Егоровичем Маковским, Фёдором Антоновичем Бруни, Иваном Николаевичем Крамским и другие. Автором идеи скульптурного убранства фасадов был святитель Филарет, митрополит Московский, мраморные барельефы и скульптурный декор исполнены Александром Васильевичем Логановским, Николаем Александровичем Рамазановым, Петром Карловичем Клодтом и другие, бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архитектора Льва Владимировича Даля.

В галерее, окружавшей здание, находились 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награждённых офицеров, названиями воинских частей, датами главнейших сражений Отечественной войны 1812 года. С храмом Христа Спасителя тесно связано открытие и освящение памятника императору Александру III (автор Александр Михайлович Опекушин), состоявшееся 30 мая 1912 года и приуроченное к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года. При храме активно велась духовно-просветительская деятельность: действовали библиотека и общеобразовательные курсы для рабочих.

15 августа 1917 года в Храме состоялось открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви, восстановившего патриаршество. 5 ноября того же года в Храме Христа Спасителя был избран первый после почти двухсотлетнего синодального периода Патриарх Всероссийский, святитель Тихон (Белавин). В 1917–1919 годах ключарём Храма был новомученик священник Александр Хотовицкий.

Решением от 19-20 февраля 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте [1]. В 1991 году на месте алтаря Храма была построена временная часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», которая впоследствии была разобрана.

7 января 1995 года состоялась торжественная закладка Храма. На Пасху 1996 года под сводами Храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены. Освящение главного престола Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении собора архиереев состоялось 19 августа 2000 года При Храме расположены зал Церковных Соборов, зал заседаний Священного Синода. В новейший период настоятелем храма является патриарх Московский и всея Руси.

Источник

История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве

сколько престолов в храме христа спасителя. Смотреть фото сколько престолов в храме христа спасителя. Смотреть картинку сколько престолов в храме христа спасителя. Картинка про сколько престолов в храме христа спасителя. Фото сколько престолов в храме христа спасителя

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.

Источник

Храм Христа Спасителя — главный храм России

Приблизительное время чтения: 11 мин.

А знаете ли вы, почему именно храм Христа Спасителя называют главным храмом России? Оказывается, вовсе не потому, что он — самый большой православный храм в нашей стране, хотя он вмещает десять тысяч человек, а это целая армейская дивизия! И даже не потому, что он — самый высокий православный храм в мире: 104 метра! (Низкие облака проплывают на высоте 120 метров — рукой подать!) А потому, что храм Христа Спасителя — главный, кафедральный собор столицы, где совершает богослужение предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх.

У этого храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Как же так получилось? Но… обо всем по порядку.

Как поблагодарить Бога?

Когда мы хотим поблагодарить человека, то чаще всего делаем ему подарок. А как поблагодарить Бога? Какой подарок можно подарить Ему — невидимому и всемогущему? Ему не отправишь посылку, не передашь цветы с курьером. Но можно построить храм. И, конечно, это будет самый лучший подарок Богу.

Именно так и поступали всегда наши благочестивые предки. Они строили храмы и тем самым благодарили Спасителя и Пресвятую Богородицу. За что? За благодатную помощь в жизни, за чудес-ное спасение от гибели, за дарование побед в грозных сражениях с врагами. Наши предки давали Богу обет (обещание) построить в благодарность храм и называли такие храмы обетными (обещанными).

К числу обетных храмов относится и храм Христа Спасителя. А пообещал его построить император Александр I в день Рождества Христова 25 декабря (по старому стилю) 1812 года. Кстати, полное официальное название храма — кафедральный соборный храм во имя Рождества Христова.

Но что же такого знаменательного происходило тогда, в тот декабрьский день? Это был последний день Отечественной войны 1812 года. В тот день последние солдаты армии Наполеона Бонапарта покинули пределы России. Страшная это была война. И вовсе нелегко далась победа. Более двухсот тысяч русских людей сложили за нее свои головы. В золе и пепле стояла сожженная Москва, но она уже начинала отстраиваться заново. Александр I так написал в своем манифесте о постройке храма: «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». И объявил конкурс архитектурных проектов.

Константин Тон построил Московский и Николаевский вокзалы-близнецы в обеих русских столицах, набережную в Санкт-Петербурге со знаменитыми сфинксами перед Академией художеств и Оружейную палату в Кремле.

Проект первый

Увидев проект, растроганный император Александр Первый воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»

Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Но… ох, уж это «но»…

Как уже говорилось, Витберг был архитектором молодым и… неопытным. Он учел далеко не все. Оползни почвы и грунтовые воды Воробьевых гор стали чрезвычайно мешать строительству. Но это еще не самое страшное: молодой человек оказался неопытным и в организационных и, что хуже всего, в денежных вопросах. После смерти его покровителя, Александра Первого, Витберга незаслуженно обвинили в казнокрадстве (краже государственных денег) и сослали в Вятку. А строительство на долгие годы прекратилось. И обет Богу остался невыполненным.

Проект второй

Новый император Николай Первый про этот обет не забыл. Но надо было начинать все сначала. Правда, конкурсов государь устраивать не стал. Он просто поручил сделать новый проект своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру Константину Андреевичу Тону.

Тон отличался чрезвычайной наблюдательностью. Выходец из немцев, он по-настоящему любил все русское. В древних русских храмах он разглядел столько красоты и гармонии, что задумал сделать проект в древнерусском стиле. На листе бумаги он набросал здание и величественное, и простое одновременно. А увенчал это здание золотой купол, похожий на шлемы древних русских богатырей — Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича.

Место для своего храма он тоже выбрал другое — поближе к центру столицы, недалеко от Кремля, на берегу Москвы-реки.

10 сентября 1839 года, состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил будущий святой, тогда еще просто митрополит Московский, Филарет (Дроздов).

Деньги на него собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве». И каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны.

Строился храм почти полвека, а точнее — 44 года. А всего на исполнение обета Александра Первого потребовалось 70 лет.

Слово «кафедральный» происходит от латинского слова cаthedra,
что означает дословно «место, где сидит епископ». Для удобства управления территория Русской Православной Церкви поделена на области, которые называются епархиями. В каждой епархии есть руководитель (епископ, архиепископ, митрополит), который служит в своем кафедральном соборе. А предстоятель всей Церкви — Патриарх — служит в главном кафедральном соборе страны.

Всем миром

Так получилось, что над созданием храма трудились многие художники и скульпторы, чьи имена навсегда остались в истории русской культуры. Кто же это? Вот только некоторые из них.

Эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу».

Росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Он столь серьезно отнесся к этой работе, что перед ее началом ездил молиться в Троице-Сергиеву лавру к мощам знаменитого русского святого Сергия Радонежского. Ведь именно этот святой благословлял иконописца Андрея Рублева на создание великого образа — Святой Троицы.

А создатель знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге скульптор Петр Клодт вместе с другими работал над скульптурами храма-памятника.

Собор получился очень красивым. Скульптуры, живопись, иконы, барельефы, резьба, литье — какие только таланты не приложили люди, чтобы увековечить память доблестных предков и воздать хвалу Богу. На мраморных досках в нижней галерее храма начертали имена героев войны.

Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал удивительную по глубине патриотическую увертюру под названием «1812 год».

Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господа 26 мая (8 июня) 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Сменился третий император, но были еще живы немногочисленные ветераны Отечественной войны. С Георгиевскими орденами на груди они стояли на освящении храма.

Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.

О времена, о нравы!

Храм был построен на века. Но простоял во всем своем великолепии всего 48 лет. Почему? После 1917 года к власти пришли большевики и начали планомерно уничтожать все, что было связано с религией и верой в Бога: они запрещали людям носить нательные крестики, преследовали священников и закрывали храмы. Главный храм России — храм Христа Спасителя — решили снести.

5 декабря 1931 года храм взорвали. На его месте собирались построить Дворец Советов. Гигантское здание высотою в 420 метров (то есть в четыре раза выше храма) должна была венчать огромная статуя вождя революции — Ленина. Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире. В голове Ленина размером с пятиэтажный дом должна была расположиться библиотека, а указательный палец статуи был бы длиной 4 метра.

Но всем этим планам не удалось осуществиться. Пока уничтожали память об Отечественной войне 1812 года, пока закладывали фундамент нового гигантского здания, началась Великая Отечественная война (1941–1945 годы). Снова под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы.

Верующие люди во всех несчастьях всегда видели одну причину — отступление от Бога. Но атеисты никогда об этом не задумывались. Мраморными плитами храма выкладывали стены станций метро, памятные доски с именами героев Отечества пошли на ступени в гардероб Третьяковской галереи.

После окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва». И людская память о храме-памятнике постепенно стиралась. Так бы мы и оставались Иванами, не помнящими родства, но нашлись люди, которые не хотели забывать свою историю.

Второе рождение

Знаете, кто первый публично предложил восстановить храм Христа Спасителя? Это был первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Однажды он побывал в Троице-Сергиевой Лавре (одной из немногих не уничтоженных в советское время). В небольшом музее при Лавре Юрий Алексеевич увидел макет утраченного храма. Его поразила красота и величие сооружения. Вскоре он выступал на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. И вдруг неожиданно для всех предложил восстановить храм Христа Спасителя. Сидевшие в президиуме коммунисты буквально онемели от этих слов. В атеистической стране это была небывалая смелость. Но не сажать же в тюрьму человека-легенду! Выступление Гагарина постарались замять. В газетах, на радио и на телевидении его слова вырезали из речи.

Прошло еще двадцать лет. Менялись времена, безбожные годы подходили к концу. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма.

В 1990 году Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить храм Христа Спасителя на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.

И опять деньги собирали всем миром! Но самое активное участие в осуществлении воссоздания собора приняло правительство Москвы. На этот раз храм построили всего за 6 лет. В нем есть и богослужебные помещения, и современный зал собраний, и музей истории города Москвы.

19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. А сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл.

Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке, хранит имена, даты, цифры, судьбы людей. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.

Храм был спроектирован в виде равностороннего креста. Он поделен на три большие части — центральную часть с алтарем, верхние галереи с двумя приделами и нижнюю обходную галерею с мемориалом в честь героев военной кампании 1812—1814 годов.

Южный фасад храма (со стороны Москвы-реки) рассказывает о периоде войны с июня по декабрь 1812 года. Осеняет его Смоленская икона Божией Матери в верхнем центральном медальоне. Этот образ три месяца пребывал в русской армии, а перед Бородинской битвой его носили по рядам войск.

На верхних галереях находятся приделы во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца (юг, со стороны Москвы-реки) и святого Александра Невского (север).

С восточной стороны храма в 2005 году был открыт памятник императору Александру Второму-освободителю.

С западной, главной стороны храма Христа Спасителя находится деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная». В ней находится почитаемый список «Державной» иконы.

Часовня была воздвигнута еще в 1995 году (еще раньше здесь находился закладной камень). Здесь совершались молитвы о скорейшем возрождении храма Христа Спасителя, за его строителей и благотворителей.

В отличие от старого храма, теперь в храмовый комплекс входит Преображенская церковь, которую соорудили в нижней части храма в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре, так как его главный собор был Спасо-Преображенским.

В нижней части храма также находятся залы Священного Синода и Церковных Соборов, Трапезные Палаты.

Еще в нижней части храма находится музей храма Христа Спасителя.

В нижней галерее храма расположился мемориал Отечественной войны. Там поместили 177 мраморных плит с написанными золотом именами георгиевских кавалеров и описанием главнейших сражений военной кампании 1812—1814 годов.

В этой части храма, рассказывающей о сражениях и героях той кампании, даже готовились к экзамену по истории студенты Московского университета.

Северный фасад храма Христа Спасителя посвящен заграничному периоду Отечественной войны. В верхних боковых медальонах представлены святые, чьи праздники совершались в дни важнейших битв заграничной кампании. В верхнем центральном медальоне изображена Иверская икона Божией Матери. На горельефах изображены образы великих апостолов и святых, живших в первые века существования Церкви.

На восточном храмовом фасаде по углам изображены Рождество и Воскресение Спасителя. Скульптурные изображения этой стороны храма представляют молитвенников за Москву и Россию. Это митрополиты Московские — святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобный Сергий Радонежский, Стефан Пермский, и другие святые. В верхнем центральном медальоне находится Владимирская икона Божией Матери, помещенная сюда в память о Бородинской битве, случившейся 26 августа (8 сентября) — в день праздника этой иконы.

Наибольшее место в храме занимает центральная часть с алтарем в виде шатра, свернутого в круговой восьмигранник. Митрополит Филарет лично обращался в Святейший Синод, чтобы разрешили сделать такой нетрадиционный иконостас, внутри которого находится престол.

Этот алтарь — символ пещеры Гроба Господня, где был похоронен Спаситель. У него есть также и другой символический смысл. Образно алтарь-часовня символизирует храм Покрова Божией Матери, что на Рву (храм Василия Блаженного), а огромное храмовое пространство вокруг него — Красную площадь.

Источник

Новое в блогах

Легенды и мифы Храма Христа Спасителя

сколько престолов в храме христа спасителя. Смотреть фото сколько престолов в храме христа спасителя. Смотреть картинку сколько престолов в храме христа спасителя. Картинка про сколько престолов в храме христа спасителя. Фото сколько престолов в храме христа спасителя

Итак, давайте разберемся: а что представляет собой Храм Христа Спасителя? Что это за храм?
Чтобы это понять, для начала давайте рассмотрим историю его создания и развенчаем некоторые мифы.

Миф 1. Идея создания храма – целиком заслуга церкви
Это миф чистой воды. Идея создания храма принадлежит русскому архитектору Константину Андреевичу Тону (26 октября (6 ноября) 1794 — 25 января (6 февраля) 1881): он предложил возвести кафедральный собор в память о победе над Наполеоном. Свою идею Тон доложил царю в ноябре 1812 года, когда исход Отечественной войны был фактически предрешен. Эта идея настолько понравилась императору Александру 1, что уже в день, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России (25 декабря 1812 года), император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве.

Так что, в отношении креатива РПЦ надо вести себя несколько скромнее: к самой идее никто из иерархов не имел никакого отношения.

Миф 2. Храм сооружался на народные деньги – до копейки.
О, вот тут мы с вами касаемся очень пикантной темы!.
После подписания императором Высочайшего манифеста прошло 2 года. В 1814 был проведён открытый международный конкурс с участием ведущих архитекторов того времени – например, в конкурсе приняли участие Кваренги, Стасов, Воронихин и другие. Естественно, в конкурсе принял участие и Константин Тон. Однако, победителем, к всеобщему удивлению, император объявил проект молодого (28 лет) архитектора Карла Магнуса Витберга. Удивление (и обиду) вызвало и то, что сам Витберг архитектором не был. Была возмущена и церковь: Витберг был масоном (!) и лютеранином!

Хотя все признали, что проект Витберга был поистине великолепен!
Если бы современный ХХС был бы воссоздан по проекту Витберга, то храм был бы больше в три раза! Проект Витберга включал в себя Пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн из трофейных пушек, а также памятники русским монархам и знаменитым полководцам.
Однако церковным иерархам было плевать на проект: особую ярость иерархов вызывало лишь то, что Витберг не православный. Поэтому церковь подняла скандал. Дабы сохранить проект и погасить скандал Витберг принял православие и с тех пор вошел в историю как Александр Лаврентьевич Витберг.
По первоначальному проекту строительство было решено вести на Воробьёвых горах. Государство выделило на эти цели фантастическую по тем временам сумму: 16 млн. рублей. Поступили и пожертвования от частных лиц: так, семья Багратиона пожертвовала на строительство, Денис Давыдов, Платов и многие другие. Жертвовали и простые солдаты, ветераны Отечественной войны. Однако, общий размер пожертвований, поступивших от частных лиц, составил менее 100 тысяч рублей. Разумеется, эта сумма по тем временам была немалая, однако, она была менее 0,5% от общей суммы, выделенной на строительство.
Но дело даже не в этом.
В пятилетнюю годовщину ухода французов из Москвы, 12 октября 1817 года, в присутствии императора Александра I на Воробьёвых горах по проекту Витберга был заложен храм. Стройка была масштабной: для нее согнали более 20 тысяч крепостных крестьян. Однако вскоре темпы вначале резко снизились, а потом и вовсе все превратилось, говоря современным языком, в «долгострой». За первые 7 лет не удалось даже завершить (опять-таки, говоря современным языком) «нулевой цикл».
Деньги разворовывались с поразительной быстротой. Подрядчики завышали цены в разы, смертность среди строителей была высокой, крепостных часто отвлекали на строительство посторонних объектов, стройматериалы разворовывались.
Все это привело к тому, что первое, что сделал Николай 1, взойдя на престол в 1825 году – остановил строительство и назначил следственную комиссию, которая выяснила страшные вещи: почти половина выделенных средств была потрачена, как сейчас говорят, «нецелевым образом»! Миллион рублей вообще было банально украдено.
В результате Витберг, многие подрядчики, а также руководители строительства были отданы под суд по обвинению в растрате. Судебный процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей, а Витберг был сослан в Вятку. Кстати, вот и думаю: может, тогда и началась практика распилов и откатов?
И только в 1831 году, безо всякого конкурса, император Николай 1 лично назначил архитектором Константина Тона и утвердил его проект. На этот раз все деньги выделялись исключительно из казны и расходовались под строжайшим контролем.
Так что, нынешний храм возведен не на народные деньги: не надо «бабушку лохматить».

Миф 3. Храм строился на пустыре и был освящен.
Вот тут мы касаемся одной из самых неприглядных страниц в истории этого злополучного храма.
Действительно, если бы храм был построен по проекту Витберга на Воробьевых горах, то действительно: это был пустырь. Но в 1831 году император Николай Павлович, взбешенный скандалом со строительство храма по проекту Витберга, не только безо всякого конкурса утвердил строительство храма по проекту Константина Тона, но и вдобавок сам выбрал место для храма: на Чертолье (Волхонка).
Причем, сам процесс выбора происходил забавно: император подошел к столу, на котором была разложена карта Москвы, посмотрел на нее и ткнул пальцем в карту. Перечить царю никто не посмел. Поэтому все постройки на этом месте, принадлежащие частным лицам, были либо куплены, а государственные постройки — снесены.
Но вся пикантность ситуации заключалась в том, что царь не глядя ткнул в место, где был аккурат расположен… Алексеевский женский монастырь: памятник XVII века, построенный в 1518 году.

Не рискнули перечить царю и иерархи церкви: они спешно благословили проект, благословили разрушение (!) монастыря, и перевод его в Красное село!
Но сами монахини не простили церкви разрушение уникального памятника старины! Игуменья Алексеевской обители прокляла это место и предрекла, что ничто не устоит на нём дольше 50 лет.
Кстати, так оно и случилось!

Кстати, когда иерархи РПЦ клянут большевиков за разрушение церквей, не худо было бы на себя оборотиться и на свои дела взглянуть. Впрочем, об этом разговор еще впереди. Важно понять другое: Храм Христа Спасителя был построен далеко не на пустом месте и был не освящен, а проклят.

Миф 4. Злые большевики разрушили храм, как вандалы, дабы разрушить православную веру.
Это тоже миф, хотя разоблачить его достаточно трудно, ибо здесь правда смешалась с вымыслом. Но я все-таки попробую… Для этого прошу вас, сограждане запастись терпением, поскольку тут важна предыстория, а посему необходима краткая историческая справка.

Как уже было сказано, строительство храма Христа Спасителя было начато вторично в 1831 году и продолжалось более 50 лет (поскольку неоднократно приостанавливалось). Завершение строительства (то есть торжественное освящение храма) состоялось 26 мая (7 июня) 1883 года состоялось в присутствии Императора Александра III.

К 1917 году в Российской империи насчитывалось в общей сложности 79 тысяч православных храмов. До Октябрьской революции все храмы и весь притч содержались за счет казны. Царская Россия тратила на содержание церквей гигантские суммы. После революции первоначально отношения между большевиками и православной церковью были нормальные. Больше того: когда в декабре 1917 годы была ограблена Патриаршая Ризница, то Феликс Дзержинский взял расследование под свой личный контроль – в результате в марте 1918 года 90% похищенного было возвращено. Однако после начала Гражданской войны после выходки патриарха Тихона (который, напомню, отказался дать денег большевикам на закупку хлеба), произошло отделение церкви от государства (см. «Инструкция народного комиссариата юстиции от 24.08.1918 года»). Согласно этому документу, подписанному тогдашним Народным Комиссаром Юстиции Курским, все храмы были переданы верующим! То есть произошло отделение церкви от государства. Подчеркиваю: все храмы. То есть просто-напросто государство сняло с себя обязанность содержать церковь. В том числе и притч.

Затем произошло то, что и должно было произойти. В результате отмены уголовных уложений царской России 80% верующих прекратили с церковью всякие отношения. А в результате отмены финансирования 96% духовенства банально сбежали (кстати, многие сбегали, прихватив с собой и церковную утварь).

До 17 года в России насчитывалось более полумиллиона священников – в итоге их осталось не более 20 тысяч. И вовсе не потому, что их убивали большевики: 20-е годы большевиками было расстреляно 28 епископов и около 1200 священников (кстати, ни один не был расстрелян «за веру» — это было участие в заговорах). Повторяю: основная масса банально сбежала и переквалифицировалась.
Поэтому возникла проблема: из 79 тысяч церквей большинство банально пустовало.
Вот почему в 1928 году Главнауки провел ревизию, целью которой было желание понять: а что делать с такой массой зданий? В результате были выработаны критерии и все храмы были условно поделены на 4 группы:

Первая группа: храмы, построенные до 1613 года, объявлялись неприкосновенными и действующими;
Вторая группа: храмы, построенные в период с 1613 по 1725 год, объявлялись действующими, но «в случае особой необходимости» могли подвергаться реконструкции или перепрофилированы как храм третьей группы;
Третья группа: храмы, построенные в период с 1725 по 1825 год объявлялись памятниками, сохранялись и реставрировались только фасады, но внутри перепрофилировались;
Четвертая группа: храмы, построенные после 1825 года к памятникам не причислялись и государством не охранялись. И при необходимости могли либо реконструировать фасад, либо сноситься.

Далее, 2 июня 1931 года состоялось заседание Политбюро ВКП(б), на котором был утвержден проект реконструкции Москвы. Согласно этому плану, на месте Храма Христа Спасителя было запланировано строительство Дворца Советов. Соответственно, 13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР под председательством М. И. Калинина, на котором было принято решение:
«Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».
Вот почему храм был снесен.

Кстати, историческая правда и в том, что на документе, подписанном Калининым, также стояла подпись тогдашнего патриарха Сергия и на тот момент это здание на самом деле действительно никакой исторической ценности не представляло! И это было согласовано с патриархом Сергием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *