сколько монахинь в дивеевском монастыре проживает 2021 году
СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь |
Серафимо-Дивеевский женский монастырь во имя Всесвятой Троицы Нижегородской епархии
Становление общины
После преставления преподобного Серафима заботы о Дивеевской общине принял на себя наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный Антоний (Медведев). В 1842 году Мельничная община была присоединена к Казанской.
Расцвет монастыря
10 февраля 1861 года указом Святейшего Синода Дивеевская женская община была возведена на степень третьеклассного общежительного монастыря. Устав монастыря был взят у Мельничной общинки, отчего и монастырь стал называться Серафимо-Дивеевским. За годы управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой) обитель приобрела свой неповторимый архитектурный облик, сохранявшийся и на начало XXI века. Были построены предсказанный преподобным Серафимом Троицкий собор (1875 г.), игуменский корпус (1885 г.) с храмом равноапостольной Марии Магдалины (1901 г.), трапезный храм благоверного князя Александра Невского (1895 г.), колокольня (1902 г.) и около 30 корпусов для послушаний и жилья сестёр.
Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, а также гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где также занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплётным делом. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное [2] послушания. В свиточном шили свитки (рубашки) для саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы. В трапезу, просфорню и богадельню была проведена вода из водокачки, снабжающей потребным количеством воды весь монастырь и две бани.
В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжелобольных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители. Вне ограды монастырю принадлежали гостиницы (как для дворян, так и для простого народа), конный двор с необходимыми постройками: кузницей и двумя избами для рабочих, а также пять домов для священников и диаконов с надворными строениями и садом.
К началу XX века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием. 2 августа 1903 года, в ходе Саровских торжеств по поводу прославления преподобного Серафима, обитель принимала страстотерпцев императора Николая II с императрицей Александрой Феодоровной и членами царской фамилии. В следующем году, после кончины игумении Марии, по ее указанию сестрами была выбрана в игумении казначея монахиня Александра (Траковская), остававшаяся настоятельницей обители до её закрытия.
Закрытие и разорение
В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель. Богослужения в храмах ещё продолжались, но земли, хозяйства и хутора были изъяты. Сёстрам пришлось нести трудовую повинность: работать на национализированной земле, получая за это паёк. Закрытие Серафимо-Дивеевского монастыря последовало 27 сентября 1927 года.
В годы советской власти многие монастырские здания были разрушены, Святая Канавка была засыпана землей и мусором.
Возрождение
Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года деревянную церковь освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, был вновь освящён Троицкий собор. С 1 января 1991 года в нём стали ежедневно совершаться все уставные богослужения.
18 июля 1991 года было принято решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря [3]. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли вновь обретённые святые мощи преподобного Серафима Саровского.
Статистика
Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря |
Храмы, архитектура
Храмы и часовни
Святая Канавка в Дивеевском монастыре |
Святая канавка
Святая канавка, выкопанная по приказанию Пресвятой Богородицы, повторяет путь, которым Она прошла, беря в Свой удел девичью обитель. Начало Канавке положил преподобный Серафим Саровский накануне Дня Святой Троицы в 1829 году, и затем четыре года продолжалось ее обустройство.
Святая канавка в советское время |
В советское время строения и монастырское кладбище внутри Канавки были уничтожены, вал срезан, а сама Канавка засыпана, но верующие продолжали молиться на святой тропе.
С ноября 1991 года сестры во главе с игуменьей ежедневно вечером стали проходить по Канавке. 10 августа 1993 года, по дивеевской традиции, на праздник иконы Божией Матери «Умиление» состоялся крестный ход по Святой канавке, и с тех пор в большие праздники и всю Светлую седмицу после поздней литургии крестный ход проходит по этому святому месту.
Святыни в Доме-музее блаженной Параскевы Дивеевской |
Музеи
Летом 2004 года на территории монастыря был открыт дом-музей блаженной Параскевы Дивеевской. Первоначально его экспозицию составляла только воссозданная келья блаженной, в остальных комнатах размещался паломнический центр. Когда реконструкция пустыньки была полностью завершена, здесь была создана большая экспозиция, отражающая историю монастыря вплоть до 1927 года.
В 2014 году по благословению игумении Сергии (Конковой) началось также создание музея истории Дивеевской обители в XX веке. Музей вырос из небольшого выставочного зала, размещавшегося прежде в игуменском корпусе монастыря. Экспозиция, посвящённая судьбам дивеевских монахинь и блаженных стариц, архиереев и священников, включает святыни, документы священства и насельниц обители, архивные сведения.
Архангельский скит Дивеевского монастыря |
Скиты и подворья
Монастыри-скиты
Скиты
Подворья
Начальницы, игумении
Святые и святыни
Важнейшие святыни
Источники
О жизни дивеевских монахинь после закрытия монасты
По книге протоиерея Павла Хондзинского «Незримая обитель»
Святая Канавка
Её копал сам Серафим для ограждения от врага не зримого. «Канавка эта — стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев»- так говорил преподобный.
Правило преподобного в монастыре соблюдалось всегда. По вечерам монахини ходили по Канавке и читали 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся».
После каждого десятка молитв читали «Отче наш» и поминали живых и умерших.
В 1940-50 годы бывшая монастырская территория подверглась перепланировке и застройке. Здания соборов сохранились, но находились в запустении. Святая Канавка, была сровнена с землей, её участки можно было определить только по растущим вдоль деревьям.
Чудо зачатия наследника
После прославления Серафима Саровского в котором участвовали и Николай Второй и царица Александра императрица забеременела и родила наследника трона царевича Алексея.
Дивеево перед революцией
Территория монастыря и его построек была так велика, что, глядя на них, Киевский митрополит Иоанникий говорил: «Это область, а не монастырь». Территория обители была обнесена оградой протяженностью 2,5 километра.
К 1917 году в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре проживало более
1,5 тысячи сестер, из них 1474 послушницы и 217 монахинь, а население села Дивеева составляло всего 520 человек. Здесь был 1 собор 9 храмов 60 корпусов.
За 1917 год в монастырь поступило 91185 рублей, а всех денежных средств было 210993 рубля. Имелась своя больница и аптека. Лечились там не только сестры, но и все приходящие в монастырь.
Евдоким и Сергий
В смутные дни монахини Дивеевского монастыря искали защиты и руководства со стороны нового Архиепископа Нижегородского Евдокима,
Но Евдоким сам пребывал в растерянности и не знал, что делать в новой ситуации гонения на церковь, в итоге он склонился к компромиссу с властями надеясь таким образом смягчить давление.
Владыка Евдоким Мещерский (1868-1935) с октября 1918 стал управляющим Нижегородской епархией после расстрела предыдущего управляющего епископа Лаврентия Князева. Евдоким стремился наладить отношения с советской властью,
проявляя политическую лояльность.
В декабре 1919 года Нижегородский епархиальный совет принял к руководству резолюцию: «…о подчинении Советской власти не за страх, а за совесть… и способствовании проведению в жизнь декретов Советской партии об отделении
церкви от государства». Евдоким поддержал политику властей во время кампании по изъятию церковных ценностей и обвинял Патриарха Тихона в «разрушении Церкви».
Компромиссная позиция архиепископа помогла стабилизировать ситуацию в епархии, но не спасла ряд священнослужителей от гонений.
16 июня 1922 года митрополит Сергий Старгородский (1867-1944) совместно с Евдокимом и костромским архиепископом Серафимом в «Возвании трёх» публично признали обновленческое Временное церковное управление единственной канонической
церковной властью. «Воззвание» гласило: «. считаем его единственной, канонически законной верховной церковной властью и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными. Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов церкви..»
Но 27 августа 1923 года Сергий публично принёс покаяние за литургией в Донском монастыре и был принят Святейшим Патриархом Тихоном в лоно Патриаршей церкви. А в 1943-44 годах Сергий стал Патриархом Русской Церкви.
Владыка Евдоким не покаялся, в 1923 году стал председателем обновленческого Синода писал своему учителю митрополиту Антонию за рубеж: «Я сохранил все 32 монастыря». «Нужно трудиться среди новых условий», но Антоний не одобрил деятельность ученика.
Кто такие обновленцы
Движение за обновление Церкви возникло в Петрограде в время революции 1905 года Его идеологом был священник Александр Введенский,
считавшим себя христианским социалистом и говорившим о себе: «Я шел в церковь с твердым намерением сокрушить казенную церковь,
взорвать ее изнутри».
Обновленцы выступали за модернизацию русской православной церкви. Это подразумевало:
-введение института брака для епископов,
-разрешение повторного брака священникам,
-употребление русского языка во время службы,
-использование современного календаря,
-устранение патриаршества
На Поместном Соборе 1917—1918 годов сторонники обновления оказались в меньшинстве и перешли в оппозицию к РПЦ. На этом же соборе
4 декабря 1917 года выбран Патриарх Московский и всея России Тихон. Впервые после 1700 года в церкви была восстановлена
патриаршья должность устранённая Петром Первым.
После октябрьского переворота большевики лишили Русскую Православную Церковь всех принадлежащих ей капиталов и земель.
19 января 1918 новый Патриарх предал революционеров анафеме и таким образом РПЦ определилась на чьей она стороне в начавшейся
гражданской войне.
Обновленцы же считали, что идеи социальной справедливости и коллективного труда не противоречат христианской доктрине, они
поддержали красных.
В 1921 году, во время сбора средств для голодающих Поволжья, отец Александр Введенский заклеймил священников не желающих делиться
накопленными богатствами с народом, снял с себя серебряный крест и передал его в фонд жертв голода.
14 мая 1922 года в «Известиях» от имени поддерживаемого большевиками обновленческого Высшего Церковного Управления (ВЦУ)
появляется
«Воззвание верующим сынам Православной Церкви России», содержащее
требование суда над «виновниками церковной разрухи» и заявление о прекращении гражданской войны Церкви против советского
государства.
«В течение последних лет, по воле Божией, без коей ничего не совершается в мире, в России существует рабоче-крестьянское
правительство.
Оно взяло на себя задачу устранить в России жуткие последствия мировой войны, борьбу с голодом, эпидемиями и прочими нестроениями
государственной жизни.
Церковь фактически осталась в стороне от этой великой борьбы за правду и благо человечества.
Верхи священноначалия держали сторону врагов народа. Это выразилось в том, что при каждом подходящем случае в церкви вспыхивали
контрреволюционные выступления. Это было не раз. А теперь на наших глазах произошло такое тяжелое дело с обращением церковных
ценностей в хлеб для голодных. Это должно было быть радостным подвигом любви погибающему брату, а превратилось в организационное
выступление против государственной власти…»
16 июня 1922 года митрополит Владимирский Сергий (Страгородский), Нижегородский архиепископ Евдоким (Мещерский) и Костромской
архиепископ Серафим (Мещеряков) публично признали обновленческое ВЦУ единственной канонической церковной властью
Так с 1922 по 1926 год обновленческое движение было единственной официально признаваемой советскими властями православной
церковной организацией. Более половины приходов страны находились в подчинении обновленцев.
Решением обновленческого Священного Синода 19 сентября 1934 года старая патриаршая Церковь называлась еретическим расколом,
запрещалось причащаться в патриарших храмах и посещать службы сторонников Тихона.
Далее само обновленческое движение раскололось на множество враждовавших между собою групп, а в 1935 начались массовые аресты
обновленцев и закат движения.
Обновленцы лишились поддержки государства и стали переходить в легализованный Московский патриархат, который к тому времени
сменил враждебную по отношению к советской власти позицию на лояльную.
Обновленческий митрополит Ленинградский Николай Платонов в 1938 году заявил о разрыве с религией и стал штатным пропагандистом
атеизма.
Окончательным ударом по обновленческому движению стала официальная поддержка Сталиным Патриаршей Церкви в сентябре 1943 года и
еще до смерти Сталина обновленчество полностью исчезло.
Утрата и обретение мощей преподобного Серафима Саровского
Саровский монастырь где хранились мощи святого был разграблен. Мощи святого были изяты большевиками и на долгое время затерялись.
Они были обнаружены в 1990 году при описи музея религии и атеизма, расположенного в Казанском соборе в Ленинграде.
Комиссия патриарха подтвердила их подлинность, и в августе 1991 года, в день памяти святого, они с крестным ходом были доставлены в Дивеево, в некогда опекаемый преподобным Серафимом женский монастырь.
Московское дивеевское подворье
Власти выселяя сестёр из Дивево вначале арестовали матушку Алесандру, отца Серафима Звездинского и еще несколько монахинь. Власть
велел им переехать в Дивеевское подворье в Москве, которе было превращено в рабочую артель. Там по словам проживавших монахинь от них требовали
— работать в христианские праздники
-Снимать со стен иконы
-голосовать за безбожников
-поклоняться трупу Ленина
Побыв там не большое время отец Серафим, матушка Александра с сёстрами переехали в Муроме.
Вера Щербакова раскаявшаяся большевичка
Эта женщина выпускница женского медицинского института и являвшаяся ыформальной владелицей муромского дома дивеевских сестёр активно участвовала в гражданской войне, её брат был секретарём самого Ленина, другие погибли за красных.
Щербакова пережила духовное преображение узнав о гибели своих племянников сражавшихся против неё на стороне анархистов Кронштадта. Вера обреда Веру в Бога.
Она уехала в Муром и стала работать врачом и приняла постриг.
14 лет лагерей по доносу
Матушка Антолия Коняева с 8 лет жила при Дивеевском монастыре как сирота, она обладала абсолютным слухом и хорошо пела. в 1937 по
доносу некой Нади из Горькова, которая попросилась пожить на недельку пока сестра не приедет из командировки, что бы перебраться
к ней и задержалась у монахини на 5 недель, а когда Анатолия напомнила этой
Наде о том, что пора бы уже и честь знать, Надя написала донос и мать Анатолия была приговорена к 10 годам лагерей за яко
бы членство в контрреволюционной организации. Срок провела на севере работая на птичнике.
В 1947 году вернулась в Муром. И снова арест еще 4 года в по тюрьмам.
Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Официальная группа Серафимо-Дивеевского женского монастыря
Группу ведут сестры монастыря
Серафимо-Дивеевский женский монастырь запись закреплена
Серафимо-Дивеевский женский монастырь запись закреплена
Вчера весь день лил холодный дождь, в саду шумел мокрый ветер, небо было хмурым и неприветливым. Ранним утром дождь тоже бил по стеклам, и казалось, что сквозь темные облака никогда не проглянет солнце. Но вот и тучи разошлись, и небо стало синим, и солнышко засветило ярко и радостно.
Серафимо-Дивеевский женский монастырь запись закреплена
7 ноября, в день праведной кончины преподобноисповедницы Матроны (Власовой), в Серафимо-Дивеевском монастыре молитвенно почтили ее память. Пятьдесят восемь лет назад в этот день она мирно упокоилась о Господе. Мощи преподобноисповедницы Матроны почивают в Казанском соборе обители, здесь состоялись всенощное бдение, Божественная литургия и молебен.
Показать полностью.
Оставшись сиротой шести лет, в 1895 году маленькая Матрона была отдана на воспитание в приют для девочек Серафимо-Дивеевского монастыря. У девочки обнаружились способности к рисованию, и живопись стала ее постоянным занятием. Так в послушании и молитве инокиня Матрона прожила в обители до самого ее закрытия в 1927 году.
Начиная с первого ареста, который последовал в 1933 году, матушка Матрона провела в заключении восемнадцать лет. Много лет спустя она рассказывала схимонахине Маргарите (Лахтионовой): «Как издевались над нами… Работали тяжело, возвращались поздно, идти было далеко. Многие падали на дороге и замерзали. Как мы выжили – не знаю… Там ведь не выживали… Только то помогло, что Господь не оставлял и преподобный».
В 1954 году по ходатайству родного брата инокиня Матрона вернулась из ссылки в родное село Пузо Нижегородской области.
Поселившись в семье брата, мать Матрона старалась не быть родным в тягость. Подрабатывала тем, что вязала платки, вышивала, писала и подправляла иконы. Матушка присматривала за детьми племянников, была с ними нестрогая, «желанная», как они говорили.
Хотя мать Матрона и жила в миру, мысль ее пребывала с единым Богом. Работала она, углубленно творя непрестанную молитву, едва заметно шевеля губами. «Вязала-то она быстро, – вспоминает племянница матушки Татьяна. – И только все читает, читает, читает молитву».
Несмотря на все пережитое в заключении, матушка имела мирный дух, никогда ничем не бывала недовольна. Все ей нравилось, все ее устраивало. Роптавшим порой на советские порядки родственникам она говорила, что всякая власть от Бога, властям надо подчиняться и молиться за них: «Спаси, Господи, и помилуй богохранимую страну нашу Российскую, власти и воинство ея». Сама она большую часть дня молилась.
Причащаться в большие праздники инокиня Матрона ездила в село Выездное под Арзамасом. Очень любила матушка приезжать в Дивеево. Всю жизнь сердце ее влеклось к родной обители. Мать Матрона обходила разрушенные храмы, подолгу молилась на тропинке, где раньше пролегала Святая Канавка.
Матушка так и не получила утешения в этой жизни – вернуться в свой монастырь. Поневоле свой подвиг ей пришлось совершать в миру. Здесь не было тягот заключения и ссылки, но, по слову святителя Тихона Задонского, «благочестивым душам, в мире сем живущим, всякое место есть ссылка. Потерпите убо, возлюбленнии, и пождите, пока Господь вас от мира сего, как из Вавилона, в Горний Иерусалим позовет».
Примерно за год до смерти мать Матрона слегла: здоровье было подорвано тяжелыми трудами в заключении. Руки матушки до самой смерти были заняты вязанием. Незадолго до кончины мать Матрона раздала знакомым и родственникам почти все свои вещи и святыни: иконы, книги. Показала спрятанную в келии монашескую одежду – подрясник и апостольник, в которой просила себя похоронить.
Похоронили инокиню Матрону на сельском кладбище слева от могил мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии. Святые мощи преподобноисповедницы Матроны были обретены в 2007 году.
У 76 монахинь Серафимо-Дивеевского монастыря обнаружен коронавирус
Коронавирус подтвержден еще у 207 жителей Нижегородской области, общее количество заболевших — 1574 человека, среди них 76 – в Серафимо-Дивеевском монастыре.
«В монастыре возник очаг заболеваемости, — заявил губернатор Глеб Никитин. — Минздрав Нижегородской области и региональное управление Роспотребнадзора оказывают поддержку медицинским специалистам, которые сейчас работают в Дивееве, и контролируют вместе с районным штабом ситуацию, чтобы не допустить распространения болезни в самом селе, где на данный момент зарегистрирован один случай. Специалисты Нижегородской инфекционной больницы № 9 проводят во всех помещениях Серафимо-Дивеевского монастыря дезинфекцию.
Всего по состоянию на 27 апреля в Нижегородской области 116 человек выздоровели и выписаны, 9 — умерли. Всего протестированы 63 495 человек.
«Только жесткое соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, строгая самоизоляция и ответственность каждого человека могут предотвратить распространение инфекции, — сказал Никитин. — Наша задача – как можно быстрее пройти период роста заболеваемости. Поэтому о безопасности сейчас должен думать каждый. На данный момент 3022 человека в Нижегородской области находятся под наблюдением врачей, 72 из них предоставлена возможность самоизолироваться в обсерваторе».
Все монахини монастыря изолированы и находятся в отдельной обители. «У некоторых сестер, проживающих на территории монастыря, выявлены простудные заболевания, — пояснили в пресс-службе Нижегородской митрополии. – Есть сестры, у которых диагностировано воспаление легких и подтвержден коронавирус в начальной стадии заболевания. Все заболевшие сестры находятся в монастырском медицинском центре под наблюдением врачей, где им оказывается квалифицированная медицинская помощь».
В Серафимо-Дивеевском монастыре и самом селе Дивеево с 25 апреля объявлен карантин. Несмотря на то, что уже с 15 апреля туда и так был запрещен въезд посторонним, в скоро времени будет объявлено о новых профилактических мерах. Сейчас в самом монастыре и среди жителей, проживающих на территории района, проводится массовое тестирование на коронавирус. Ужесточается въезд на территорию всей Нижегородской области. С 27 апреля в регион можно будет попасть только по прописке или по экстренному рабочему пропуску.