сколько лет в общей сложности продолжалось строительство кельнского собора
Кёльнский собор (Германия) — это надо знать
Кёльнский собор (Германия) официально называется — Собор Святых Петра и Марии. Это самая большая готическая церковь в Северной Европе.
Почему римско-католический собор в Кёльне, наряду с Шартрским и Нотр — Дам во Франции, считается величайшим выражением немецкой готической архитектуры?
Что делает его одним из самых известных средневековых памятников христианского искусства во всей Западной Европе?
Зачем туда ежедневно приходят 20000-30000 посетителей?
Об этом и многом другом читайте ниже.
Кёльнский собор в Германии. Автор: Roland Unger, CC BY-SA 3.0, Ссылка
Сколько лет строили Кёльнский собор в Германии?
В 2048 году собору исполнится 800 лет. Из них на строительство ушло 632 года по официальным данным. Но стройка не окончена: работы продолжаются и сегодня. Каждый день приходится проводить работы, восстанавливающие разрушенный стихией, выхлопными газами, кислотными дождями строительный камень.
Для сравнения собор св. Петра в Ватикане строился 120 лет, а срок по возведению Саграда Фамилии (проект Гауди) в Барселоне предполагается 144 года.
Почему здание не самое высокое, хотя его строили именно таким?
Когда он был закончен в 1880 году, то здание высотой 157 м считалось самым высоким сооружением. Но в 1884 году, был закончен Монумент Вашингтону 169 метров в высоту. Через 3 года, в 1887 в Париже была возведена Эйфелева башня высотой 300 м. В 20 веке, в 1981 году, телевизионная башня Кёльна (266 м) отодвинула собор на 4 место в мире по высоте.
В 1890 г. завершили Ульмский собор в Мюнстере с башнями 162 м. И ожидается, что в 2026 году будет закончен храм Святого Семейства в Барселоне. И титул самой высокой церкви перейдёт к нему, т.к. его высота — 172 метра.
Вид Кёльнского собора сверху. Автор: Liane Metzler — https://unsplash.com/photos/cmWsPvwIvOk, CC0, Ссылка.
Что было на месте собора в Кёльне раньше?
Сегодняшний собор построен на месте римской церкви 4-го века, которую затем заменила другая церковь в Каролингском стиле (6 век). Это был квадратный собор, построенный Матернусом, первым христианским епископом Кельна. За ним последовал ещё один, называемый ныне Старый собор, выстроенный в 818 году н. э.. Оттоновскую базилику уничтожили пожаром в 1248 году, когда уже велись строительные работы в рамках подготовки к новому собору. Остатки этих церквей можно осмотреть на месте раскопок в нижнем ярусе сегодняшнего собора.
А нужен ли был новый собор на самом деле?
Когда архиепископ Райнальд фон Дассель привез «мощи трех королей» (в Русской православной церкви это 3 Волхва, посетившие Иисуса сразу после рождения) в Кельн, был 1164 год. Мощи имели большое религиозное значение и привлекали верующих со всего христианского мира. Каждый немецкий монарх после коронации совершал паломничество, чтобы преподнести останкам подарки.
В результате церковные власти определили, что для реликвии необходим подходящий Дом. Отсюда и решение почти 90 лет спустя — построить новый собор в модном тогда готическом стиле по образу французского собора Амьена.
Всё-таки, сколько же лет собору в Кёльне?
Строительство Кельнского собора началось в 1248 году. Сохранились имена первых строителей: мастер Жерар из Амьена (1257 год), его сын Арнольд (1308 год) и мастер Иоганн (1322 год). Хоры были освящены в 1322 году, и строительство продолжалось. Годом остановки проекта в одних источниках называют 1560 год, в других — 1520 г., в третьих — 1473 год. Веками храм оставался недостроенным. Большой деревянный кран около 56 метров в высоту так и стоял на верху южной башни.
Открытка с репродукцией картины Яна ван дер Гейдена «Улица в Кельне».
В Эрмитаже есть картина голландского живописца Яна ван дер Гейдена (1637-1712) «Улица в Кёльне», на которой изображён Кёльнский собор в начале 18 века. Видны недостроенная башня с краном.
В 1790-х годах войска французской революции заняли Кельн и использовали собор как конюшню и сеновал. Реставрационные работы начались в 1820-х годах под влиянием Сульпиза Буассере, немецкого сторонника движения “За возрождение готики”. В 1842 году королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом IV был заложен новый краеугольный камень.
Архитекторы Эрнст Фридрих Цвирнер и Ричард Фойгтель следовали оригинальным средневековым планам и чертежам. Во время работ по завершению собора использовались новые технологии, такие как железные балки крыши.
Это обстоятельство породило домыслы, что возраст Кёльнского собора намного меньше, чем заявлено. И аргументом приводятся фотографии строительства конца 19 века: мол вся готика не может быть создана без достижений технического прогресса. Это якобы противоречит здравому смыслу. А как Вы считаете?
Фото 19 века. Собор в Кёльне, Германия
11 колоколов были установлены в 1870-х годах. Самый старый колокол был отлит в 1418 году и переделан в 1880 году. Два других, в том числе один весом 10,5 тонн, были установлены в 1448 году и остаются на месте и сегодня.
Завершение строительства было отмечено как национальное событие в августе 1880 года, через 632 года после его начала. Финансирование проводилось за счёт пожертвований и прусского государства.
Во время Второй Мировой Войны в 1944 году центр Кельна был разрушен бомбёжками. Чудесным образом собор оказался единственным сохранившимся зданием. Некоторые говорили, что это было божественное вмешательство: Кёльнский собор был ориентиром для пилотов.
Однако, он тоже сильно пострадал, 14 раз поражённый авиабомбами. Однако, остался стоять, несмотря на серьезные повреждения. Сохранились также средневековые окна, которые были заранее удалены из здания.
Основание северо-западной башни подверглось аварийному ремонту в 1944 году с использованием некачественного кирпича, взятого из разрушенного здания неподалеку. Эта аварийная кирпичная кладка оставалась видимой до 2005 года как напоминание о войне.
К 1948 году хоры были восстановлены и начались регулярные службы. Остальная часть интерьера восстанавливалась ещё 8 лет до 1956 года. С тех пор собор почти постоянно ремонтируется. Песчаник из которого построен собор постепенно заменяется на более стойкий синтетический материал, по внешнему виду не отличающийся от натурального.
Что отличает архитектуру собора в Кёльне от других немецких готических зданий?
Возведение собора велось по чертежам его первого архитектора баумайстера Герхарда фон Риле. Строительство началось в 1248 году по заказу Конрада фон Хохстадена (1200-61), архиепископа Кельнского с 1238 по 1261 год.
Кёльнский собор. Западный фасад. Автор: http://susi.e-technik.uni-ulm.de:8080/Meyers2/index/index.html, Общественное достояние, Ссылка
Архитектурный стиль лучистой готики пришёл из Франции и был быстро принят в ведущих торговых городах. Кельн, как и его современный Страсбург, стал одним из главных центров развития направления. В отличие от большинства аналогичных немецких зданий, в Кёльнском соборе трудно распознать какие-либо влияния германской традиции.
План собора выполнен в форме латинского креста и имеет два прохода с обеих сторон (особенность, взятая из Парижа или Буржа), которые поддерживают один из самых высоких готических сводов, когда-либо построенных. Примерно такой высоты был свод в соборе Бове, рухнувший в 1284 году.
Общий дизайн здания повторяет дизайн собора Амьена, но не без изменений. В настоящее время собор является самой высокой двухскатной церковью в мире и самой большой готической церковью в Северной Европе. Северная башня высотой 157,38 м на 7 см выше Южной. Собор имеет длину 144,6 м и ширину — 86,25 м.
Площадь поверхности окон превышает площадь собора — 10 000 квадратных метров, что примерно в три раза больше, чем у Шартра. Экстерьер славится экстравагантным использованием ажурных летающих контрфорсов, каменной скульптуры, шпилей и высоких портиков. Восхищают изящные аркбутаны, пилястры, галереи, сквозные решетки и пластичные скульптуры.
Хоры имеют наибольшее отношение высоты к ширине любой средневековой церкви — 3,6 : 1. Для них характерны высокие аркады во французском стиле и узкая галерея трифорий, освещенная окнами.
Легенда о настоящем архитекторе Кёльнского собора
Существует легенда, по которой автором проекта Кёльнского кафедрального собора был сам дьявол. Он заключил сделку с архитектором в обмен на душу: когда пропоют первые петухи, дьявол передаёт чертежи и забирает то, что ему причитается. Но жена архитектора, узнав об этом, решила вмешаться и рано утром прокукарекала вместо петуха. Обманутый дьявол выполнил своё условие, но позже наложил проклятие, что как только закончится строительство собора, настанет конец света. Поэтому строительство никогда не заканчивается.
Кёльнский собор. Автор: http://susi.e-technik.uni-ulm.de:8080/Meyers2/index/index.html, Общественное достояние, Ссылка
Что за сокровища хранит Кёльнский собор?
Главным сокровищем собора является алтарь, установленный в 1322 г. Выполнен из цельного куска черного мрамора длиной 4,6 метра. Его передняя и боковая поверхности облицованы белыми мраморными нишами, украшенными рельефной скульптурой, иллюстрирующей популярный готический мотив коронации Богородицы.
Реликварий трёх волхвов. Справа видна часть алтаря. Автор: Arminia, CC BY-SA 3.0, Ссылка
Наиболее значительным произведением искусства в Кельне является Рака трех волхвов (Трёх королей). Она находится рядом с главным алтарем в виде массивного золотого ларя. Предположительно, там находятся мощи мудрецов, посетивших Иисуса при рождении. Шедевр средневекового золотых дел мастера Николая Верденского был начат в 1182 году, завершен примерно в 1220 году, 38 лет спустя. Интересные факты об этой реликвии можно узнать на Дзен канале Архитектура: читайте Три короля: сознательный обман 13 века.
Алтарь в часовне Богоматери (на южной стене хора) представляет собой триптих под названием «Поклонение волхвов» (ок. 1445), восхитивший в своё время Гёте. Выдающийся художник Кельнской школы Стефан Лохнер сделал его очень символичным оберегом для города, хранящим целительные секреты.
Самые старые витражи собора были изготовлены в 13 веке. Современным по стилю является огромное витражное окно Кельнского художника-постмодерниста Герхарда Рихтера. Выполнено в 2007 году для замены мозаики 19-го века, разрушенной во время Второй мировой войны. Состоящая из 11 500 кусочков цветного стекла одинакового размера, расположенных наугад компьютером, она вызвала протест архиепископа собора кардинала Иоахима Мейснера (р. 1933). По его мнению должно быть более подходящее образное изображение католических мучеников 20-го века.
Рядом с ризницей находится крест Геро (965-70) — большая деревянная резьба распятого Христа, первоначально позолоченная и расписанная. Созданное около 960 года для архиепископа Геро (900-976), архиепископа Кельнского (969-976), это изысканное произведение библейского искусства считается самым ранним известным крупномасштабным распятием к северу от Альп.
В причастной часовне находится деревянная Мадонна Майландер (1290 г.) — образец готической скульптуры с изображением Девы Марии и Младенца Иисуса. Это редкое изображение улыбающейся мадонны, а не скорбящей.
Как добраться до Кельнского собора
Если вы выбрали метро или поезд, сойдите на остановке «Dom/Hauptbahnhof». Кельнский собор возвышается над центральным железнодорожным вокзалом Кельна. Вы не сможете пропустить его поскольку он стоит прямо по соседству. Точный адрес: Domkloster4, 50667 Köln. Официальный сайт Кёльнского собора https://www.koelner-dom.de.
Советы для посещения собора
Расположенный недалеко от реки Рейн, Кёльнский собор в Германии славится своими архитектурными статуями, крутыми фронтонами, ажурными узорами объединяющими ряды шпилей. Не удивительно, что Ф.М. Достоевский рыдал на ступенях собора от восхищения.
«В волнах прекрасного Рейна, как в зеркале, видит взор венец чудесный Кёльна — великий дивный собор!» Генрих Гейне
Читайте статью Готические соборы средневековья, в которой описаны 6 самых ярких примеров этого стиля в Европе.
Забирайте статью себе на стену в социальных сетях, чтобы не потерять.
Делитесь своим мнением по поводу статьи в комментариях.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.
Читайте больше интересного на Дзен Канале Архитектура.
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях
Кельнский собор – долгострой и небоскреб
В первой половине XII века кельнский архиепископ Райнальд фон Дассель помог Фридриху Барбароссе захватить Милан. В благодарность за помощь германский император подарил союзнику мощи трех волхвов, которые первыми поклонились младенцу Христу, из разграбленного миланского собора. Для такого драгоценного дара требовалось соответствующее помещение. В 1228 году был заложен первый камень в фундамент будущего собора, который планировался как самое величественное здание в мире. Поначалу строительство шло бойко, и через двести лет недостроенное сооружение уже поражало приезжих. Но в XV веке из-за недостатка финансирования работы заморозили.
Наполеоновские солдаты устроили в средневековом недострое фуражный склад. Это всколыхнуло патриотические чувства кельнцев, и после победы над Францией процесс возобновился. 15 октября 1880 года на вершине южной башни был уложен последний камень. На следующие четыре года кёльнский собор высотой 157,4 метра стал самым высоким сооружением в мире. И сегодня он является вторым по величине собором в Европе.
Почти сразу после окончания строительства начался неспешный ремонт — древние архитектурные элементы изрядно обветшали. В 1945 году Кёльн был почти полностью разрушен авиацией Союзников, но собор пострадал мало — лётчики использовали его башни как ориентир для бомбежки. Тем не менее реставрационные работы продолжаются и сегодня и вряд ли когда-то будут прекращены — по преданию, когда строительство собора окончательно завершится, дьявол разрушит город Кельн.
В 1248-м году был заложен первый камень в фундамент Кёльнского собора. Кстати, его форму архитектор Герхард не разработал самостоятельно, а позаимствовал у одного из храмов Франции. Согласно проекту, внутренние помещения здания должны были Кёльнский собор в Германии освещаться естественным светом, именно поэтому сейчас и создается, благодаря стройным пилястрам, ощущения воздушности здания. Арки Кёльнского собора было решено сделать заостренными, что отличало их от арок практически всех французских храмов. Кроме этого, заостренные арки символизируют стремление человека ввысь – к Богу. Первой была построена восточная часть Кёльнского собора. Строительство длилось, согласно сохранившихся до наших дней документам, чуть более 70-ти лет. За это время был возведен алтарь, внутренние хоры, окруженные галереей. Как только строительство хоров было завершено, началось строительство северной части Кёльнского собора. Для этого пришлось снести Старый храм, в котором во время строительства продолжались богослужения.
С 14-го по 15-й век были завершены нефы на южной части собора и построены поочередно три этажа Южной башни. К слову, на этой башне в 1449-м году были установлены колокола, каждый из которых имел свое название «Специоза» и «Претитоза». Кроме этого, в начале 15-го века северная часть собора была накрыта кровлей. Как ни странно, на этом первый этап строительства был завершен, а собор, при этом, стоял недостроенным до 18-го века.Кёльнский собор в Германии
Если стратегию летчиков объяснить просто, то, как объяснить тот факт, что многочисленные снаряды, выпущенные из дальнобойных орудий, падали куда угодно, только не на готический собор? Видимо, его все же охраняли высшие силы. Естественно, на стенах Кёльнского собора в 1945-м году можно было встретить немногочисленные следы от осколков и пуль, но они были скорее «исключением из правил». Эти «повреждения» стали причиной для новых реставрационных работ. Интересно то, что фирма, отвечающая за восстановление готического храма, по сей день работает у его стен.
Кельнский Кафедральный Собор краткое описание: фото, история, архитектура, адрес
Кельн – один из самых старинных и роскошных городов Германии. На его территории сосредоточено огромное количество исторических и культурных достопримечательностей. Среди них – знаменитый Кельнский Кафедральный Собор. Римско-католическое сооружение, выполненное в стиле средневековой готики. Непревзойденный шедевр архитектурного искусства. На самой вершине Соборного холма возвышается изящное грациозное строение, сотканное из ажурного каменного кружева и украшенное многочисленными башенками, пилястрами, колоннами, арками. Если внимательно приглядеться, то можно заметить, что здание выполнено в форме латинского креста. В стенах Собора хранятся ценные религиозные реликты. Уже несколько десятилетий Кельнский Собор входит в список объектов Всемирного наследия.
История создания
История Кельнского Собора уходит своими корнями в глубокое средневековье. По данным исторических справочников – в 1 тысячелетии на его месте располагался небольшой римский храм. В 4 веке рядом появились христианские церквушки. Многие из них со временем были уничтожены пожарами. В 13 столетии архиепископу Кельнскому из Милана были переданы святые мощи трех волхвов. Это событие послужило толчком для возведения большого красивого храма. Строительство началось в 1248 году и продлилось 632 года. За это продолжительное время было возведено 157 башен, создано бессчетное количество скульптур и витражей, отлиты огромные бронзовые ворота и 11 колоколов. Торжественное открытие Собора состоялось только в 1880 году. Перед взором горожан и туристов предстало невероятное, завораживающее неоготическое сооружение, впечатляющее своим масштабом и великолепием. В течение II Мировой войны Собор практически не пострадал, было разбито всего лишь несколько южных витражей. После войны, здание реставрировалось и обновлялось. К 2007 году были восстановлены все витражи, и храм засиял еще ярче.
Панорама Кельнского собора
Легенда о Кельнском Соборе
Уже несколько столетий из уст в уста переходит старинная легенда о рождении Кельнского Собора. Возводить храм, было поручено известному немецкому архитектору Герхарду фон Риле. Долгое время он трудился над чертежом, в голову ничего оригинального не приходило. Каждый новый чертеж отправлялся в урну. И вот однажды, архитектора посетил сам Сатана. Он предложил свою помощь в обмен на бессмертную душу. Герхард был вынужден согласиться, сделка была назначена на следующее утро. Сигналом к ее началу должен был послужить первый петушиный крик. Жена архитектора в это время стояла за дверью и слышала весь разговор. Рано утром она вышла во двор и прокукарекала три раза. План строительства храма был получен. А Сатана, узнав об обмане, рассвирепел и решил отомстить, наложив на Собор проклятие – «после того, как последний камень будет заложен в основание храма, мир рухнет и начнется конец света». Конечно это всего лишь легенда, но ведь строительство Собора действительно продолжалось несколько столетий, а работы по его реставрации не закончены и по сей день.
Внутренне убранство Собора
Пройдя через огромные бронзовые ворота, посетители оказываются в волшебной средневековой стране. В главном соборном зале размещается несколько очаровательных галерей и небольших часовен.
Посреди зала возвышаются пышные резные колонны. По углам расставлены скульптуры библейских святых. На стенах красуются полотна из позолоченной мозаики.
Ларец трех волхвов
Центр зала венчает роскошный мраморный алтарь – настоящее произведение средневекового искусства. Слева от алтаря расположена основная Кельнская реликвия – гробница волхвов. Рядом можно увидеть «ларь трех волхвов» — три деревянных саркофага, обшитые золотом и украшенные драгоценными камнями. Он поражает посетителей своей невероятно сложной отделкой – позолоченные колонны, причудливые узоры в форме сказочных растений. По бокам на своих шикарных тронах восседают пророки и короли, над ними – апостолы в белоснежных одеждах. На нижней части ларя перед взором посетителей предстает сцена рождения и распятия Христа, а также его чудесное воскрешение.
Миланская Мадонна
Еще одной уникальнейшей реликвией Кельнского Собора является «Миланская Мадонна». Как и ларь, она была привезена Кельнским архиепископом из Милана. Верующие утверждают, что эта скульптура обладает чудотворным действием, поэтому в средние века она особенно почиталась. В 1248 году, в результате большого пожара, она была уничтожена. А спустя 50 лет, изображение Святой Девы было восстановлено. Конечно, оно не было таким дорогим и прекрасным как первое, но им не меньше дорожили. Скульптуру не раз обновляли и дополняли. В настоящее время «Миланская Мадонна» представляет собой настоящий скульптурный шедевр. Скульптура возвышается на высоком резном пьедестале – грациозно и изящно, полная одухотворенности, женщина держит на своих руках дитя Господа. На Мадонне длинные шелковые одежды, окрашенные в разные цвета. Она с такой нежностью смотрит на свое чадо, что у многих наворачиваются слезы при виде такой всеобъемлющей материнской любви.
Крест Геро
Другие священные реликвии
Прямо от «палаты святынь», где собраны главные сокровища храма, отходит несколько коридоров и лестниц. Спустившись по одной из таких узких лестниц, посетители оказываются в подземных соборных помещениях. Здесь собрано невероятное количество религиозных реликвий. На специальных освещаемых витринах можно увидеть несколько церемониальных крестов, а также неотъемлемый символ архиепископской власти – священные жезл и меч. Рядом находятся несколько залов со старинными книгами, коллекцией серебряных и позолоченных кубков. Один из залов отведен под церковные одежды. Зрелище невероятное – богатые парчовые рясы, вышитые драгоценными камнями. В одном из подземных помещений туристы смогут полюбоваться оригинальными скульптурными композициями. Бродя по извилистым коридорам подвалов, посетители невольно оказываются в далеком средневековье. Во время экскурсии, в Соборе звучит органная музыка, завораживающая и обволакивающая со всех сторон.
На самой вершине Собора расположена смотровая площадка. Отсюда открывается замечательный вид на городскую панораму. Для того чтобы подняться, туристам приходится преодолеть трудный путь в 500 ступеней. Вокруг храма разбит живописный природный парк с ухоженными газонами и клумбами. По всему периметру стоят скамейки, где можно отдохнуть от длительной экскурсии. Можно насладиться игрой уличных музыкантов и представлением многочисленных мимов. А можно заглянуть в одно из уютных кафе, перекусить и полакомиться отличным кофе или утолить жажду прохладительными напитками.
Кельнские захоронения
В стенах Кельнского Собора было захоронено немало архиепископов. Например, в часовне Святого Стефана хранятся мощи архиепископа Геро. В центре гробницы – большое беломраморное надгробие, украшенное зеленым и красным порфиром. В стенах Крестовой часовни было решено создать искусственную гробницу. В ее центре – могильная скульптура архиепископа Энгельберта, который был причислен к лику святых. Скульптура выполнена из красного мрамора. Над гробом архиепископа склоняется ангел. В часовне Святого Иоанна был захоронен архиепископ Хохштаденский. На крышке саркофага изображена фигура архиепископа, облаченная в шелковые одежды. В 1330 году архиепископу Гейнсбергскому был создан саркофаг, представляющий собой настоящее произведение искусства. Сверху на надгробии можно увидеть фигуру архиепископа, вылепленную из известняка. Сверху она покрыта слоем лаковой краски. На стенах надгробия изображены средневековые города с могучими крепостными стенами, железными воротами и зубцами. Одним из самых богатых надгробий является саркофаг архиепископа Саарверденского. Он хранится в часовне Богоматери.
Собор Кельна сегодня
Сегодня в стенах Кельнского Собора проводятся церковные службы и мессы, а также некоторые религиозные праздники. В стенах храма устраиваются концерты органной музыки. Кроме того здание храма является открытым для посещения музеем. Здесь хранится уникальная коллекция гравюр, полотен и картин на библейскую тему, огромное количество скульптур, средневековых фресок и рукотворных драгоценностей. Восхищают и одухотворяют знаменитые Кельнские витражи с изображением германских королей и библейских сцен. Огромную ценность представляет творение Стефана Лохнера – «Поклонение апостолов».
Памятка для туристов
Часы работы:
Добраться до Кельнского Собора совсем не трудно. От центра города можно дойти пешком, подышать свежим воздухом и оценить многочисленные Кельнские достопримечательности. Можно воспользоваться троллейбусом или автобусом. Многие предпочитают метро. Из аэропорта можно добраться на поезде №13, автобусе или такси.