сколько лет строился храм христа спасителя
История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве
Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.
Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.
В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.
22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).
22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.
В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.
Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.
25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.
7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.
Храм Христа Спасителя: история возведения
Впервые Храм Христа Спасителя построили в 1883 году в честь победы над Наполеоном. Здание стало зримым воплощением славы и веры русского народа.
Когда в 1812 году войска Наполеона были повержены, воодушевлённый Александр I задумался о возведении в Москве церкви во имя Христа Спасителя. Эта идея была жестом благодарности Всевышнему за спасение русского народа. Впоследствии Александр I подписал Высочайший Манифест о строительстве храма и издал указ о празднестве 25 декабря как дня избавления от врагов. Между тем, несмотря на то, что сам замысел возведения церкви принадлежал государю, его строительная идея была воплощена генералом русской армии Михаилом Ардалионовичом Кикиным. Архитектурная же задумка была представлена Александром Витбергом. Среди множества конкурсных работ именно его оказалась более подходящей для создания храма-памятника.
Проект начал реализовываться в 1817 году. Тогда и состоялась торжественная закладка храма. Проходила она на Воробьевых горах, но возникшие вскоре проблемы, связанные с непрочностью почвы, вынудили уже нового правителя — Николая I — приостановить работу. В апреле 1832 года император утвердил новый проект храма. В этот раз архитектором выступал Константин Тон, а местом возведения храма-памятника стал берег Москвы-реки, рядом с Кремлем. Находившийся на этой территории Алексеевский монастырь был переведен в Сокольники, а церковь Всех святых разрушена. Закладка нового храма состоялась в сентябре 1839 года.
Преодолевая пожары, затопление грунтовыми водами и обвалы фундамента, рабочие строили храм больше сорока лет. В 1841 году с поверхностью цоколя были выровнены стены. В 1846 году сведён свод большого купола. Через ещё три года была завершена работа по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. В 1849 году закончен свод большого купола. В 1860 году наружные леса были разобраны, и Храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичами. Уже в 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствующую в первоначальном проекте. И к 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари. Работы по внутренней росписи храма к этому времени тоже подошли к концу.
На всех стенах храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за русскую землю, а также русских князей, отдавших свои жизни за целостность страны. Имена этих героев были начертаны на мраморных досках, разложенных в нижней галерее храма. В целом, скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков. А также те пути и средства, которые господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого спасителем.
Освящение храма состоялось в день Вознесения Господня — 26 мая 1883 года. В это же время на престол вступил Александр III. В июне, во имя святого Николая Чудотворца, совершилось освещение предела храма, а в июле во имя святого Александра Невского был освящён второй предел. После этого в храме стали проводится регулярные богослужения. Хор, учреждённый при храме, вскоре стал считаться одним из лучших в столице.
Всевозможные события, юбилеи и коронации с размахом отмечались в храме. Главным же престольным праздником считалось Рождество Христово, которое до 1917 года отмечалось всей православной Москвой как день победы в Отечественной войне 1812 года. В начале 1918 года, в период гонений на церковь, храм полностью лишился помощи от органов власти, а 5 декабря 1931 год был разрушен большевиками.
В честь победившего социализма на этом месте власти решили построить Московский Дворец Советов. По задумкам, это должно было быть самое высокое в мире здание, которое стало бы символом новой страны. Предполагалось, что размеры здания превысят четыреста метров, а на его крыше будет установлена вращающаяся статуя Ленина. Впрочем, воплотить проект в жизнь так и не удалось. И после Второй мировой войны на месте памятника-храма появился бассейн «Москва».
В годы перестройки возникло общественное движение за воссоздание Храма Христа Спасителя. Впоследствии было принято решение восстановить храм на его изначальном месте и в точности соответствующим оригиналу. Бассейн разобрали, и в середине 1990-х годов началось строительство. Великое освящение Храма Христа Спасителя свершилось в 2000 году и ознаменовало начало нового тысячелетия.
МОСКОВСКИЙ ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Решение о строительстве храма «в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели» было принято императором Александром I в 1812 году. Первоначальный проект, предусматривающий возведение храма на Воробьёвых горах (архитектор Александр Лаврентьевич Витберг, заложен в 1817 году) не был осуществлён. Новый проект в русско-византийском стиле (архитектор Константин Андреевич Тон) утверждён в 1832 году императором Николаем I. Храм был вновь заложен в 1839 году на Пречистенской набережной, в древнем урочище Чертолье на месте Алексеевского женского монастыря (здания монастыря были разобраны, а сёстры переведены в Красное село).
Строился храм на средства казны с привлечением народных пожертвований. 26 мая 1883 году храм, ставший самым высоким зданием Москвы и самым большим храмом России (высота 103,5 м, вместимость 10 000 человек), был освящён митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием в присутствии императора Александра III. Внутреннее убранство было выполнено знаменитыми русскими художниками Василием Петровичем Верещагиным, Генрихом Ипполитовичем Семирадским, Василием Ивановичем Суриковым, Владимиром Егоровичем Маковским, Фёдором Антоновичем Бруни, Иваном Николаевичем Крамским и другие. Автором идеи скульптурного убранства фасадов был святитель Филарет, митрополит Московский, мраморные барельефы и скульптурный декор исполнены Александром Васильевичем Логановским, Николаем Александровичем Рамазановым, Петром Карловичем Клодтом и другие, бронзовые украшения, подсвечники и паникадила работы архитектора Льва Владимировича Даля.
В галерее, окружавшей здание, находились 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награждённых офицеров, названиями воинских частей, датами главнейших сражений Отечественной войны 1812 года. С храмом Христа Спасителя тесно связано открытие и освящение памятника императору Александру III (автор Александр Михайлович Опекушин), состоявшееся 30 мая 1912 года и приуроченное к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года. При храме активно велась духовно-просветительская деятельность: действовали библиотека и общеобразовательные курсы для рабочих.
15 августа 1917 года в Храме состоялось открытие Поместного Собора Русской Православной Церкви, восстановившего патриаршество. 5 ноября того же года в Храме Христа Спасителя был избран первый после почти двухсотлетнего синодального периода Патриарх Всероссийский, святитель Тихон (Белавин). В 1917–1919 годах ключарём Храма был новомученик священник Александр Хотовицкий.
Решением от 19-20 февраля 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте [1]. В 1991 году на месте алтаря Храма была построена временная часовня во имя иконы Божией Матери «Державная», которая впоследствии была разобрана.
7 января 1995 года состоялась торжественная закладка Храма. На Пасху 1996 года под сводами Храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены. Освящение главного престола Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении собора архиереев состоялось 19 августа 2000 года При Храме расположены зал Церковных Соборов, зал заседаний Священного Синода. В новейший период настоятелем храма является патриарх Московский и всея Руси.
Сколько лет строился первоначально Храм Христа Спасителя и за какой срок был воссоздан сейчас?
Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (во имя Рождества Христова) — кафедральный храм Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем.
Построен в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». [1] На стенах храма увековечены имена раненых и убитых офицеров русской армии.
Построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года, освящён — 26 мая 1883.
5 декабря 1931 года здание храма было разрушено.
В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 начато его строительство.
6/19 августа 1996, в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спас-Преображенского храма и первую литургию в нём.
К 1999 новый храм Христа Спасителя был сооружен как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.
31 декабря 1999, в канун 2000-летия Рождества Христова, верхний храм был открыт для публики; в ночь с 6 на 7 января 2000 была отслужена первая торжественная рождественская литургия.
19 августа 2000 состоялось великое освящение храма собором архиереев, присутствовавшими на Архиерейском Соборе Русской Церкви; на следующий день в храме состоялась канонизация Царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских.
Храм Христа Спасителя
История создания
Идея постройки храма возникла зимой 1812 года на одном из заседаний общества «Беседа любителей русского слова» под председательством государственного деятеля и поэта Гавриила Державина. Предложение было передано царю Александру I, и уже через несколько дней, в Рождество 1812-го (25 декабря по старому стилю), появился манифест за подписью государя, в котором говорилось: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…» Манифест был широко поддержан самыми разными представителями российского общества.
Вскоре был объявлен международный конкурс на проект храма. Александр I хотел, чтобы в нем не просто была увековечена история войны и спасения. В каменной форме следовало отразить «миссию русского народа». И такой проект нашелся. Неожиданно для многих победил 28-летний архитектор шведского происхождения Карл Мангус Витберг. Его проект на фоне остальных выделялся масштабом — высота храма должна была составить 237 метров, почти на две трети выше, чем собор Святого Петра в Риме. Он включал площадь с колоннадами длиной более 600 метров и триумфальные колонны, отлитые из трофейных вражеских пушек. Оценив проект, Александр I сказал: «Вы заставили камни говорить!»
В 1817 году в присутствии практически всего населения Москвы того времени — около 400 тысяч человек — на Воробьевых горах был торжественно заложен первый камень. И если бы этому проекту было суждено воплотиться в жизнь, сегодня мы смогли бы увидеть храм из любой точки Москвы. Бодрый темп стройки, взятый на первых этапах, вскоре заметно снизился из-за проблем с инфраструктурой, а после смерти Александра I в 1825-м работы и вовсе прекратились. Вступивший на престол Николай I не был чувствителен к «мистическим откровениям» брата и остановил проект. По официальной версии, земли, на которых строился храм, были непригодны для строительства. Самого архитектора, успевшего сменить имя с Карла Мангуса на Александра Лаврентьевича, осудили за растраты и сослали на Вятку. О том, был ли он виноват или нет, историки спорят до сих пор. Однако храм Александра Невского, построенный Витбергом в Кирове в память об императоре, вплоть до уничтожения в XX веке свидетельствовал в пользу архитектора красноречивее любых других доводов.
От идеи строительства Николай I отказываться не стал, а решил рассмотреть новые проекты, среди которых особого внимания удостоился предложенный Константином Тоном, архитектором Николаевского вокзала (ныне Ленинградского), Большого Кремлевского дворца и других зданий в Москве и Петербурге. Проект был выполнен в русско-византийском стиле и с некоторым оговорками представлял собой тот храм, который можно сегодня увидеть на Волхонке. В качестве места для строительства было выбрано Чертолье (сегодня — район рядом со станцией метро «Кропоткинская»). Горожане связывали название с чертом и этим объясняли непростую судьбу находившегося здесь Алексеевского монастыря, который по разным причинам разрушался, сгорал и воссоздавался вновь несколько раз.
Однако Николая I суеверия не волновали. Более того, он был готов снести Алексеевский монастырь ради постройки нового. По легенде, игуменья Алексеевского монастыря, узнав, что все сооружения приказано снести, сказала: «Окромя большой лужи, здесь ничего не будет». По другой версии, она сказала о будущем храме Христа Спасителя: «Бедный. Недолго ему простоять». По третьей, и вовсе прокляла это место именем святого Алексия. События последующих лет подтвердили первую и вторую версии.
Алексеевский монастырь
Был основан во второй половине XIV века, до XVI века располагался на месте нынешнего Зачатьевского монастыря на улице Остоженке. Монастырь сгорел во время московского пожара 1547 года и был восстановлен по приказу Ивана Грозного на месте, где сегодня располагается храм Христа Спасителя. Позже монастырь и прилегающие постройки сгорали не раз и вновь восстанавливались. Долгое время в его церквах молились члены семьи Романовых и высокопоставленные вельможи. В XIX веке Николай I приказал перенести монастырь для того, чтобы расчистить место для храма Христа Спасителя, а новый, названный Ново-Алексеевским, построили в Красном селе (неподалеку от метро «Красносельская»). После революции 1917 года монастырь упразднили, часть его была разрушена. В уцелевших зданиях в разное время располагался Дом пионеров, научные учреждения и завод зонтов. В конце XX века здания вернули Русской православной церкви. Часть церквей действует и сегодня.
Храм возводили больше сорока лет. На его строительство снова были выделены грандиозные средства. Прежних ошибок с инфраструктурой уже не повторили. Чтобы удобно доставлять камень для стройки, был осуществлен один из проектов еще петровских времен по соединению каналом подмосковных рек Сестры и Истры.
Озеро Сенеж
Во время возведения храма Христа Спасителя у строителей возникли трудности с доставкой стройматериалов из других регионов России. Еще во время первой стройки под руководством Александра Витберга бывали случаи, когда из десяти барж с камнем до стройки доплывали одна или две. Проблему решил канал, прорытый в Подмосковье между реками Истра и Сестра. Он позволил подвозить стройматериалы по Москве-реке прямо к стройке. На строительство канала ушла четверть века. Однако уже через десять лет грузы стали возить по железной дороге. В результате рытья канала существенно увеличилось озеро Сенеж. Из маленького озерца оно превратилось в водохранилище площадью 15 км². Сегодня Сенеж является самым большим озером в Подмосковье. Сюда приезжают из Москвы и близлежащих городов купаться, ловить рыбу и охотиться. Самым известным среди ценителей красот этой местности был художник-пейзажист Исаак Левитан. Именно здесь он работал над своей последней картиной «Озеро. Русь».
Основные работы закончились в 1880 году. Константина Тона, к тому времени уже дряхлого старика, доставляли к храму на носилках. Не дожил до конца стройки и Николай I. Храм планировалось освятить в 1881 году. Однако церемония сорвалась из-за бомбы народовольцев, убившей Александра II. Освящение состоялось только в 1883-м, в день коронации Александра III, которая проходила в Успенском соборе Кремля. В последующие годы в храме Христа Спасителя отмечались все большие религиозные праздники: 300-летие дома Романовых, 100-летие со дня окончания войны 1812 года и другие. А Рождество Христово до 1918 года отмечалось как день спасения России и победы в Отечественной войне.
Самый большой в Европе бассейн «Москва», в котором можно было плавать круглый год, был открыт в 1960-м. За спортивным объектом закрепилась дурная слава. Там периодически тонули люди — якобы действовала радикальная группировка, недовольная сносом храма Христа Спасителя. О храме за 30 лет никто не забыл. Говорили, что по ночам в воде бассейна отражается храм. Соседством с бассейном была недовольна администрация Музея им. Пушкина: эксперты жаловалась на то, что зимой испарения горячей воды оседали на здании и экспонатах музея, разрушая их. Однако ни слухи, ни просьбы не помешали бассейну проработать больше 30 лет, до начала работ по воссозданию храма Христа Спасителя в 1994 году.
Так же, как и 200 лет назад, в числе инициаторов воссоздания храма Христа Спасителя были литераторы. Указ был издан первым президентом России Борисом Ельциным. Деньги на храм собирали «всем миром». Стройка, которая в XIX веке заняла около сорока лет, была завершена в трехлетний срок. Здание восстановлено по проекту Константина Тона под руководством архитектора Алексея Денисова, позже — Зураба Церетели. Внешний вид и убранство храма отличаются некоторыми деталями, самая заметная из которых — барельефы. До 1931 года они были белокаменными, сейчас — бронзовые. Немного увеличилась высота храма. Внутреннее убранство изменилось существенно. Практически ничего из храма, стоявшего на этом месте до 1931-го, здесь нет. Однако это не значит, что ничего не осталось.
Что стало с храмом Христа Спасителя после взрыва
Убранство
Когда решение о сносе храма Христа Спасителя было принято окончательно, к работе приступила комиссия, которая должна была выбрать, что следует сохранить. Иконы, утварь и другие предметы было решено передать в Третьяковскую галерею, Русский музей, а также в Антирелигиозный музей искусств, который располагался в Исаакиевском соборе Петербурга.
Но и после взрыва в разных учреждениях Москвы продолжали появляться предметы убранства храма. Например, уцелевшие горельефы до сих пор можно увидеть на одной из стен Донского монастыря недалеко от метро «Шаболовская». Четыре яшмовые колонны алтаря, по одной из версий, находятся в здании ученого совета Московского государственного университета. По слухам, в подвалах одного из зданий МГУ на Моховой находятся и другие предметы из убранства храма. Алтарь, по легенде, был то ли подарен жене американского президента Элеоноре Рузвельт, то ли выкуплен ею и подарен Ватикану. По другой версии, его хотели продать, но так и не смогли демонтировать, поэтому он был уничтожен.
Колокола
Из четырнадцати колоколов храма уцелел только один. Некоторое время он был в здании Северного речного вокзала в подмосковных Химках. Другие колокола были переплавлены. По одной из версий, они были использованы при отливке знаменитых скульптур на станции метро «Площадь Революции».
Камень
Камень, оставшийся после взрыва, использовался при отделке станций метро «Кропоткинская», «Новокузнецкая» и, возможно, «Площадь Свердлова» (сейчас — «Театральная»), а также гостиницы «Москва». Скамейки и светильники из храма в несколько измененном виде находятся на станции метро «Новокузнецкая». Доски с именами героев войны 1812 года использовались для постройки лестниц в Третьяковской галерее, а также для отделки Института органической химии АН СССР. Оставшиеся таблички раскрошили и посыпали ими дорожки в Парке культуры и отдыха им. Горького.