сколько лет обучение в вузе после колледжа
Из колледжа в вуз: ответы на главные вопросы
Еще в школе многие размышляют, стоит ли поступать в вуз или же лучше получить профессию в среднем специальном учебном заведении. Конечно, высшее образование может и подождать, но тогда возникает другой вопрос: сколько лет нужно учиться в институте или университете после колледжа? Ответ вы найдете в этой небольшой статье.
Есть ли смысл поступать
Практика показывает, что почти повсеместно работодатели требуют у претендента на достойную вакансию диплом о высшем образовании. Разумеется, на рынке труда есть много предложений и для тех, кто окончил техникум или колледж, но преимущество при приеме на работу отдается все же выпускникам вузов. При этом и размер зарплаты тоже напрямую зависит от образования кандидата на ту или иную должность.
Сколько лет учиться
Если выпускник техникума или колледжа поступает в вуз на новое для себя направление, то обучение будет длиться столько, сколько предусмотрено программой. Если же специализация остается прежней, то университет может провести переаттестацию по совпадающим дисциплинам и освободить студента от их повторного изучения. В этом случае высшее образование удастся получить быстрее – за 3–3,5 года. Правда вузы идти на встречу не обязаны, поэтому никаких гарантий у выпускника колледжа в этом плане нет.
Обязательно ли сдавать ЕГЭ
Статья 70 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» дает право выпускникам колледжей и техникумов не сдавать ЕГЭ при поступлении в вуз. Абитуриенту с дипломом достаточно будет пройти вступительные испытания, предусмотренные правилами высшего учебного заведения. Но в некоторых случаях приёмные комиссии требуют результаты Единого экзамена ото всех поступающих, и в этом нет нарушения, таково право каждого отдельного вуза.
Можно ли поступить сразу на второй или третий курс
Этот вариант сейчас недопустим. Лишь став студентом первого курса, можно подать заявление о переходе на ускоренное обучение. Если руководство факультета примет решение удовлетворить просьбу учащегося, то ему назначат переаттестацию по предметам, которые он прежде изучил и сдал в колледже. И только после этого решится вопрос о переводе студента на отдельную сокращенную программу обучения. Но многие вузы не идут на такой шаг, поскольку одни и те же дисциплины в высших и средних специальных учебных заведениях преподаются по-разному.
Можно ли пойти на заочное
Выпускники колледжей и техникумов никак не ограничены в выборе формы обучения. Поступив на заочное, они могут работать по ранее полученной специальности, параллельно получая высшее образование.
Допустимо ли поступать на новую специальность
Это право абитуриента. Но при смене профессии выпускник техникума будет учиться в университете так же, как и другие студенты – полный срок. Сократить количество дисциплин в образовательном процессе станет уже невозможно. Кроме того, правила приема в вуз будут такими же, как и для других абитуриентов.
Как поступить в вуз после колледжа?
Во время учебы в колледже вы одновременно завершаете общее образование и получаете специальность. После защиты диплома можно отправиться на поиски работы или продолжить обучение в вузе. Во втором случае вас ждет больше возможностей, чем вчерашнего школьника: программу и срок обучения можно будет сократить.
Что нужно сдавать?
У выпускника колледжа есть два варианта:
Поступать на основе собеседования уже нельзя: в вузе должны проверить знания по профильным предметам. Их количество и тип зависят от специальности, которую вы хотите получить. Так, при поступлении на технический факультет придется сдавать русский язык, математику, информатику или физику. На факультет менеджмента — математику, русский и иностранный языки, а на экономический — русский, математику и обществознание.
Преимущества поступления в вуз после среднего специального учебного заведения
У выпускника колледжа, решившего поступать в вуз, будут преимущества перед теми, кто поступает после школы:
Кроме того, студент, который уже имеет специальность и поступил на заочное или очно-заочное отделение, может работать и получать образование одновременно, с первого курса. Ему не придется идти в промоутеры, официанты или продавцы, как выпускникам школ.
Нужно ли сдавать ЕГЭ выпускникам учреждений СПО при поступлении в вуз?
Обязательного условия нет. Выпускник колледжа вправе сдать ЕГЭ только по собственному желанию, например, если он не хочет проходить вступительное испытание в вузе.
Например, в ИМЭС не требуются результаты Единого государственного экзамена, если абитуриент готов сдать внутренние вступительные испытания
Возможно ли обучение по ускоренной программе?
Если вы закончили колледж, вы можете претендовать на ускоренное обучение в вузе. Все зависит от заведения, выбранного факультета и полученной специальности. Если между вашим колледжем и вузом есть договоренность, можно сразу поступить на ускоренную программу. В остальных случаях вы вправе перейти на нее во время обучения.
При переходе на ускоренную программу количество часов и экзаменов, которые приходятся на каждый семестр, увеличат, тем самым сократив время обучения.
На какую форму обучения поступать?
Выпускники колледжа могут выбрать любой вариант: очную, очно-заочную или заочную форму. Это не повлияет на диплом. Если у вас уже есть работа, семья и финансовые обязательства, либо планируете начать взрослую и самостоятельную жизнь сразу после выпуска из колледжа, выберите одну из этих форм обучения: так будет проще сочетать работу с получением высшего образования.
Очная форма подойдет тем, кто имеет источники финансирования и может уделять учебе максимум внимания. В этом случае вам не стоит рассчитывать на постоянное трудоустройство и полный рабочий день.
Как поступать: пошаговая инструкция
Ничего сложного в поступлении нет. Вам нужно:
Сроки подачи документов зависят от заведения и формы обучения. Например, на заочное обучение в ИМЭС можно поступить даже осенью.
Сколько длится обучение?
Стандартная продолжительность обучения на бакалавриате составляет 4–4,5 года, на специалитете — 5–5,5 лет. Магистратура займет еще два года. Заочная форма обучения, как правило, требует дополнительные полгода.
После колледжа вы можете рассчитывать на ускоренную программу, сократив обучение на год. Это не происходит автоматически: если между вашим бывшим и новым учебным заведением не было договоренностей, нужно подать заявление на ускоренную программу во время обучения.
Сокращенная программа обучения: сколько лет учиться в вузе после колледжа
Выгодно ли поступать в вуз после 11 класса? Или иногда все же есть смысл пойти в колледж? И какие преимущества выпускники колледжей получают, если решат продолжить свое образование?
Вопросов много, но ответы на них есть. Больше полезной информации на нашем телеграм-канале, а о скидках и акциях – в группе.
Кто может поступать в вуз после колледжа по сокращенной программе?
Обучаться по сокращенной программе могут не все, даже если вы окончили лицей, гимназию или узкопрофильную школу и получили золотую медаль в придачу.
Получать высшее образование по ускоренной программе обучения в вузе могут только выпускники после колледжа и техникумов (СПО) – средне-специальных заведений со свидетельством оконченного образования и успешной сдачи всех предметов по специальности.
Кроме того, учиться по сокращенной программе в вузе могут только те выпускники колледжей и техникумов, кто продолжает обучение по специальности или учится смежной профессии.
Например, обладатели диплома колледжа со специальностью учитель немецкого языка могут пойти только на такую же специальность в вузе или выбрать специализацию «переводчик немецкого языка».
Перед поступлением в вуз узнайте, поддерживает ли выбранное учебное заведение сокращенную программу. Есть учебные заведения, которые не предоставляют такую возможность, даже если вы окончили колледж с отличием.
Выпускники с дипломом начального профучилища не могут обучаться по сокращенной программе.
Сокращенное высшее образование после колледжа: почему студенты учатся меньше?
У каждой специализации есть свой набор предметов – обязательных и условно факультативных. Например, студенты технических специальностей должны изучать высшую математику, учащиеся на банковском деле – экономику, будущие преподаватели – филологию и методику преподавания.
Колледж – это место, где дают знания и прививают навыки для определенной профессии. И в конце обучения студенты сдают госэкзамены, чтобы проявить все привитые навыки и умения.
Программа обучения вуза построена по такому же принципу. И чаще всего на первых курсах предметы колледжа и вуза совпадают.
Выпускникам колледжа нет смысла учить одни и те же предметы.
Что касается школьных предметов за 10 и 11 класс, то их учащиеся колледжа тоже проходят в течение первых двух курсов. Об этом свидетельствует диплом государственного образца. Вот почему выпускники колледжа могут рассчитывать на сокращенное обучение в вузе.
Но есть один нюанс: чтобы продолжить обучение по сокращенной программе, ваш колледж должен сотрудничать с выбранным вузом.
Как начать учиться по сокращенной программе вуза после колледжа
Просто иметь диплом колледжа или прохождения стандартного собеседования недостаточно. Для поступления в вуз нужно выполнить ряд условий.
Испытания могут меняться в зависимости от вуза. Теперь каждое учебное заведение самостоятельно определяет, на каком основании будет зачислять выпускника колледжа: на основании одного диплома, тестирования или дополнительных вступительных испытаний.
Выпускник колледжа может поступить двумя способами:
При этом число внутренних испытаний должно соответствовать количеству экзаменов, которые сдают выпускники 11 класса (обычно 3-4 экзамена по общеобразовательным дисциплинам).
Что говорит закон
Из Приказа Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147:
«При приеме лиц, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета на базе профессионального образования, организация высшего образования может заменять общеобразовательные вступительные испытания, установленные Приказом N 1204 в качестве вступительных испытаний по выбору образовательной организации высшего образования, и (или) дополнительные вступительные испытания иными вступительными испытаниями, проводимыми организацией высшего образования самостоятельно.»
Если вы поступаете на то же направление, которое изучали в колледже, вуз может пойти навстречу и заменить один общеобразовательный экзамен профильным.
Например, вы изучали в колледже финансовые науки. И вуз может в качестве бонуса заменить обязательное обществоведение на комплексное тестирование с вопросами по бухучету, налогообложению, банковскому делу, финансированию и пр.
Есть целый ряд специальностей, где абитуриенты должны сдавать творческие испытания (например, по направлению дизайна, архитектуры, телевидения, музыкально-театрального искусства и пр.).
Независимо от образования абитуриентов их результаты будут оценивать по 100-балльной шкале. С учетом итогового балла уже можно принимать участие в общем конкурсе на равных основаниях с выпускниками школ.
Если вы хотите поступать на основании результатов ЕГЭ, можно сдать лишь пробный экзамен. По его результатам можно получить сертификат с рекомендациями для поступления в вуз.
Выпускники колледжей могут поступить на сокращенное обучение в вуз ТОЛЬКО в течение первого года после окончания учебы.
Что представляет собой ускоренное обучение
Многие представляют себе, что ускоренное обучение – это сразу переход на 2-3 курс вуза после окончания колледжа. На самом деле все обстоит иначе: абитуриента зачисляют на первый курс. А переход на ускоренное высшее образование после колледжа возможен только в ходе учебы.
Студенту вуза с дипломом из колледжа придется написать заявление в деканат с просьбой перевода на ускоренную программу обучения. Если ответ вуза будет положительным, вам выдадут индивидуальный план обучения на 3-3,5 года вместо положенных 4-5 лет.
На какую форму обучения можно поступить
Если вы планируете поступить после колледжа на сокращенную программу, форма обучения не имеет значения. Это очень удобно для тех, кто собирается совмещать работу и учебу.
Узнавайте о наличии мест на интересующем отделении (вечернем, заочном, дневном или дистанционном) и подавайте документы
При этом выпускники вузов могут рассчитывать на все те же льготы и бонусы, что и другие: стипендию и общежитие. Зато после окончания у вас будет целых 2 диплома и 2 профессии (если специальности были смежные). А это сделает вас более желанным и востребованным специалистом.
Как выглядит сокращенная программа обучения
В зависимости от возможностей вуза, учащемуся могут предложить одну из следующих форм обучения по сокращенной программе:
Вечерняя форма обучения является самой распространенной. При этом студенты проходят обучение по вечерам в будни отдельно от основной массы.
Срок обучения в институте/университете после колледжа будет зависеть от самого вуза и выбранной специальности. Продолжительность сокращенной программы может варьироваться от 2,5 до 3,5 лет. Например, студенты-медики вынуждены будут учиться по сокращенной программе дольше, чем учащиеся гуманитарных направлений.
Как видите, есть все же и свои плюсы в поступлении в вуз после колледжа. Хотя вполне возможно, что учиться так будет несколько сложнее. Просто ускоренное получение высшего образования после колледжа предполагает обучение по раздельности с основной массой, и при желании не получится затеряться в основном потоке. Впрочем, для учебы у вас всегда есть сервис студенческой помощи.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.