сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина

Презентация «Концепция математического развития дошкольников А. М. Леушиной»

сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Смотреть фото сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Смотреть картинку сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Картинка про сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Фото сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина Анастасия Бузмакова
Презентация «Концепция математического развития дошкольников А. М. Леушиной»

Концепция математического развития дошкольников А. М. Леушиной

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.

Математическая подготовка имеет исключительную практическую значимость. Человеку в обыденной жизни постоянно приходится использовать математические знания, а для ребенка это является немаловажным фактором социальной приспособленности.

Исследование и практика обучения дошкольников свидетельствуют о том, что формирование элементарных математических представлений оказывает развивающее воздействие, содействует развитию восприятия и мышления, познавательной деятельности в целом.

Математическое образование дошкольников предполагает не только овладения основами элементарной математики, но и развитие активности и самостоятельности в учебной деятельности и в повседневной жизни.

С 1929 преподавала в вузах Ленинграда; с 1936 в ЛГПИ им. А. И. Герцена (в 1944-73 зав. кафедрой дошкольной педагогики). Автор трудов в области психического развития дошкольников, учебников и учебных пособий для дошкольных факультетов педагогических вузов, практических пособий для воспитателей дошкольных учреждений.

Разработала систему начального обучения счёту, формирования пространственных и временных представлений.

Вклад А. М. Леушиной в разработку проблем математического развития детей-дошкольников

леушина математический ребенок дошкольный

Вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста разрабатывались А. М. Леушиной, начиная с 40-х годов. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. Это стало возможным благодаря глубокому и тщательному анализу различных точек зрения, подходов и концепций формирования математических представлений, учета достижений отечественной и зарубежной науки, практики общественного воспитания и обучения дошкольников в нашей стране, у А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-, 4-, 5- и 6-летнего возраста, методическая концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы.

Она заключается в следующем: от нерасчлененного восприятия множеств предметов детей необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих это множество элементов путем попарного сопоставления их, что представляет дочисловой период обучения (усвоение отношений «столько же», «поровну», «больше», «меньше» и др.). Обучение счету следует за освоением детьми действий с множествами и базируется на сравнении двух предметных групп. Дети знакомятся с числом как характеристикой численности конкретной предметной группы в сопоставлении ее с другой. В ходе сравнения чисел (на наглядной основе) ребенком усваиваются последовательность и отношения между ними, что приводит к сознательному освоению счета и использованию его в вычислениях, выполнению действий при решении простых арифметических задач. Элементарное представление о числе формируется у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количества независимо от других признаков (качественные особенности, расположение в пространстве). На этой основе строилось освоение количественного и порядкового счета, определение состава чисел из единиц и двух меньших чисел.

В методике первоначального ознакомления детей с числами, счетом, арифметическими действиями, разработанной А. М. Леушиной, использованы положительные стороны метода изучения чисел (воспроизведение групп предметов, применение числовых фигур и счетных карточек, изучение состава чисел) и метода изучения действий (число как результат счета, образование чисел на основе сравнения двух совокупностей и практического установления между ними взаимно однозначного соответствия, увеличение или уменьшение одного из них на, освоение действий сложения и вычитания, сформированных представлений о числах натурального ряда и навыков счетной деятельности). По утверждению А. М. Леушиной, в работе по развитию количественных представлений у детей следует особое внимание уделять накоплению чувственного опыта, созданию сенсорной основы счетной деятельности, последовательному обобщению детских представлений. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практических упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом.

Воспитатели детских садов широко использовали разработанные А. М. Леушиной конспекты занятий «Занятия по счету в детском саду» (М., 1963, 1965) и наглядные дидактические материалы (1965).

В дальнейшем под руководством А. М. Леушиной разработаны содержание и методы формирования у детей пространственных и временных представлений, обучения измерению объектов, массы тел, вопросы умственного и всестороннего развития детей в процессе освоения ими элементарных математических знаний, усвоения способов практических действий.

Разработанная А. М. Леушиной концепция формирования элементарных математических представлений у детей служит источником для многих современных исследований, а дидактическая система прошла испытания временем, успешно функционирует уже несколько десятков лет, показала свою эффективность в условиях общественного дошкольного воспитания, реализована в «Программе обучения и воспитания в детском саду».

Таким образом, А. М. Леушина внесла огромный вклад в развитие математических представлений в развитии детей дошкольного возраста.

Она написала многочисленные труды в этой области. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду.

Разработанная Леушиной А. М. концепция формирования элементарных математических представлений у детей до сих пор служит источником для исследований многих современных педагогов. Ее дидактическая система прошла испытания временем и успешно функционирует уже несколько десятков лет.

Источник

Сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина

Отбор числовых Для ознакомления детей с задачами, арифме-данных из таблицы тическими действиями и способами решения сложения. необходимо прежде всего определить, на каких числовых данных должны строиться задачи.

В «Программе воспитания» указывается, что арифметические действия сложения в детском саду ограничиваются случаями, когда к большему числу прибавляется меньшее, а действия вычитания — когда вычитаемое меньше остатка.

Чтобы понять эту оговорку в программе, необходимо проанализировать таблицу сложения в пределах 10 и выяснить, чем обусловлено выделение именно этих случаев.

Таблицу сложения можно условно разделить на три части. Первая часть — это те случаи, когда сумма не превышает чисел первого пятка. Вторая часть — когда к большему числу прибавляется меньшее или число, равное первому слагаемому (3 + 3, 4 + 4, 5 + 5). И третья часть — когда к меньшему числу прибавляется большее.

В первый десяток входит столько же случаев вычитания, сколько и сложения: из суммы вычитается второе слагаемое: 5 + 2 = 7; 7 — 2 = 5; 5 + 3 = 8; 8 — 3 = 5и т. д.

Первая строчка таблицы является не чем иным, как раскрытием в арифметическом действии отношений между натуральными числами в прямом порядке, а при вычитании единицы раскрываются отношения между смежными числами в обратном порядке:

1+1 2+1 3+1 4+1 5+1 6+1 7+1 8+1 9+1 2—1 3—1 4 — 1 5 — 1 6 — 1 7 — 1 8—1 9—1 10 — 1

Вторая и третья строчки таблицы сложения и вычитания включают в основном случаи, когда в сложении к большему числу прибавляется меньшее, а при обратном действии вычитаемое число меньше остатка или равно ему.

4-2 5-2 6-2 7-2 8-2 9-2 10-2

6— 3 7 — 3 8 — 3 9 — 3 10 — 3

В первую часть таблицы входят случаи сложения и вычитания в пределах первого пятка. Но обычно эти пять случаев сложения и четыре случая вычитания, как действий, обратных сложению, дети легко запоминают и не решают путем отсчитывания по одному. А если дети и пользуются этими приемами, разложение числа два и три на единицы и их присчитывание и отсчитывание не представляет трудности. Поэтому первые три строчки таблицы сложения и обратных сложению случаев вычитания и отбираются для обучения детей вычислительной деятельности.

Источник

Вклад А.М. Леушиной в теорию и методику математического развития у детей дошкольного возраста

Вопросы развития количественных представлений у детей дошкольного возраста разрабатывались А. М. Леушиной начиная с 40-х годов. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. А. М. Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-, 4-, 5- и 6-летнего возраста, методическая концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы.

Методическая концепция Леушиной: от нерасчлененного восприятия множеств предметов детей необходимо переводить к выявлению отдельных составляющих это множество элементов путем попарного сопоставления их, что представляет дочисловой период обучения (усвоение отношений «столько же», «поровну», «больше», «меньше» и др.). Обучение счету следует за освоением детьми действий с множествами и базируется на сравнении двух предметных групп. Дети знакомятся с числом как характеристикой численности конкретной предметной группы в сопоставлении ее с другой. В ходе сравнения чисел (на наглядной основе) ребенком усваиваются последовательность и отношения между ними, что приводит к сознательному освоению счета и использованию его в вычислениях, выполнению действий при решении простых арифметических задач. Элементарное представление о числе формируется у детей в ходе накопления ими опыта сравнения нескольких предметных групп по признаку количества независимо от других признаков (качественные особенности, расположение в пространстве). На этой основе строилось освоение количественного и порядкового счета, определение состава чисел из единиц и двух меньших чисел.

В методике первоначального ознакомления детей с числами, счетом, арифметическими действиями, разработанной А. М. Леушиной, использованы положительные стороны метода изучения чисел (воспроизведение групп предметов, применение числовых фигур и счетных карточек, изучение состава чисел) и метода изучения действий (число как результат счета, образование чисел на основе сравнения двух совокупностей и практического установления между ними взаимно однозначного соответствия, увеличение или уменьшение одного из них на, освоение действий сложения и вычитания, сформированных представлений о числах натурального ряда и навыков счетной деятельности). По утверждению А. М. Леушиной, в работе по развитию количественных представлений у детей следует особое внимание уделять накоплению чувственного опыта, созданию сенсорной основы счетной деятельности, последовательному обобщению детских представлений. Этим требованиям отвечает предложенная ею система практических упражнений с демонстрационным и раздаточным материалом.

Результаты научных исследований А. М. Леушиной отражены в ее докторской диссертации «Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе» (1956), многочисленных публикациях, учебных пособиях, например: «Обучение счету в детском саду» (М., 1959, 1961), «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (М., 1974) и др.

Воспитатели детских садов широко использовали разработанные А. М. Леушиной конспекты занятий «Занятия по счету в детском саду» (М., 1963, 1965) и наглядные дидактические материалы (1965).

В дальнейшем под руководством А. М. Леушиной разработаны содержание и методы формирования у детей пространственных и временных представлений, обучения измерению объектов, массы тел, вопросы умственного и всестороннего развития детей в процессе освоения ими элементарных математических знаний, усвоения способов практических действий.

Разработанная А. М. Леушиной концепция формирования элементарных математических представлений у детей служит источником для многих современных исследований, а дидактическая система прошла испытания временем, успешно функционирует уже несколько десятков лет, показала свою эффективность в условиях общественного дошкольного воспитания, реализована в «Программе обучения и воспитания в детском саду».

9. Содержание математических представлений в различных образовательных программах у дошкольников

10. Формы, средства и методы обучения математике в дошкольном образовательном учреждении и семье

1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий):

а)Словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.)

Источник

Сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина

Этапы формирования количественных представлений

(«Этапы счетной деятельности» по А.М. Леушиной)

I. Дочисловая деятельность.

II. Счетная деятельность.

III. Вычислительная деятельность.

Содержание количественных представлений дошкольников

I. Дочисловая деятельность

Для правильного восприятия числа, для успешного формирования счетной деятельности необходимо прежде всего научить 4етей работать с множествами:

• видеть и называл существенные признаки предметов;

• видеть множество целиком;

• выделять элементы множества;

• называть множество («обобщающее слово») и перечислять его элементы (задавать множество двумя способами: указы­вая характеристическое свойство множества и перечисляя

все элементы множества);

• составлять множество из отдельных элементов и из под­множеств;

• делить множество на классы;

• упорядочивать элементы множества;

• сравнивать множества по количеству путем соотнесения «один к одному» (устанавливая взаимно однозначные соот­ветствия);

• создавать равночисленные множества;

• объединять и разъединять множества (понятие «целого и части»).

II. Счетная деятельность

Владение счетом включает в себя:

• знание слов-числительных и называние их по порядку;

• умение соотносить числительные элементам множества «один к одному» (устанавливать взаимно однозначное со­ответствие между элементами множества и отрезком нату­рального ряда);

• выделение итогового числа.

Владение понятием числа включает в себя:

• понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др.);

• понимание количественного и порядкового значения числа;

Представление о натуральном ряде чисел и его свойствах вклю­чает в себя:

• знание последовательности чисел (счет в прямом и обрат­ном порядке, называние предыдущего и последующего числа);

• знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы);

• знание связей между соседними числами (больше, меньше).

III. Вычислительная деятельность

Вычислительная деятельность включает в себя:

• знание связей между соседними числами («больше (мень­ше) на 1»);

• знание образования соседних чисел (п ± 1);

• знание состава чисел из единиц;

• знание состава чисел из двух меньших чисел (таблица сло­жения и соответствующие случаи вычитания);

• знание цифр и знаков +, —, =, ;

• умение составлять и решать арифметические задачи.

Для подготовки к усвоению десятичной системы счисления не­обходимо:

• владение устной и письменной нумерацией (называние и запись);

• владение арифметическими действиями сложения и вычи­тания (называние, вычисление и запись);

• владение счетом группами (парами, тройками, пятками, десятками и др.).

Замечание. Данными знаниями и умениями дошкольнику не­обходимо качественно овладеть в пределах первого десятка. Только при полном усвоении этого материала можно начинать работать со вторым десятком (лучше это делать в школе).

Источник

Методика обучения детей решению задач

сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Смотреть фото сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Смотреть картинку сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Картинка про сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Фото сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Смотреть фото сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Смотреть картинку сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Картинка про сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Фото сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Смотреть фото сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Смотреть картинку сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Картинка про сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Фото сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Смотреть фото сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Смотреть картинку сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Картинка про сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Фото сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина

сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Смотреть фото сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Смотреть картинку сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Картинка про сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Фото сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина

сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Смотреть фото сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Смотреть картинку сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Картинка про сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Фото сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина

В обучении решению задач условно можно выделить два взаимосвязанных этапа: ознакомление со структурой задачи, способами решения ее, и обучение приемам вычислений (А.М.Леушина). При этом дети в значительной степени осознают содержание арифметической задачи, учатся формулировать арифметические действия, овладевают приемами сложения и вычитания.

Арифметическая задача – это простейшая, сугубо математическая форма отображения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются.

Понимание самой простой арифметической задачи требует анализа ее содержания, выделения ее числовых данных, понимания отношений между ними и, конечно, самих действий, которые должен ребенок выполнить.

Дошкольникам особенно трудно понимать вопрос задачи, отражающий математическую сущность действий. Именно вопрос задачи направляет внимание ребенка на отношения между числовыми данными.

Обучение дошкольников решению арифметических задач подводит их к пониманию содержания арифметических действий (добавили – сложили, уменьшили – вычли). А это возможно также на определенном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребенка. Для того чтобы они усвоили элементарные приемы вычислительной деятельности, необходима предварительная работа, направленная на овладение знаниями об отношениях между смежными числами натурального ряда, о составе числа, счете группами и т.д.

Особое значение в формировании вычислительной деятельности приобретают четкая системность и поэтапность в работе.

Обучение следует начинать с ознакомления со структурой арифметической задачи на основе задач-драматизаций.

На первых занятиях детям предлагаются задачи-драматизации и задачи-иллюстрации, в которых требуется найти сумму (на основе объединения множеств) или разность (остаток). При составлении таких задач следует идти от малых чисел к большим (до 10). Сначала одним из числовых данных служит единица. На этих занятиях основное внимание уделяется ознакомлению со структурой задачи, умению детей выделять числовые данные, устанавливать связи между ними, называть и выполнять арифметические действия сложения и вычитания. Поскольку решение в этот период опирается в основном на восприятие конкретных множеств (предметы, игрушки, картинки), то дети фактически используют счет вместо вычислений. Этот этап деятельности ребенка закономерный. Однако задача заключается в том, чтобы научить приемам вычислительной деятельности, опираясь на знание отношений между смежными числами натурального ряда, а позднее – количественного состава числа из единиц в пределах десяти.

Важно ознакомить ребенка с разными типами задач, оказать помощь в выявлении специфики, особенностей каждого типа. Именно это вооружает ребенка обобщенными способами умственной деятельности, на что в дальнейшем можно будет опереться при изучении математики в школе.

В система дальнейшей работы можно выделить несколько этапов в зависимости от типов арифметических задач.

Первый этап в работе заключается в составлении и решении задач на нахождение суммы и остатка. На этом этапе важно показать детям, как изменяется множество при объединении или вычитании частей. Ход рассуждений сначала может идти от условия к вопросу задачи. Например: «К кормушке прилетели сначала три птички, потом – еще одна. Сколько всего стало птичек?» Дети вместе с воспитателем рассуждают так: было три птички, потом – еще одна, теперь их стало на одну больше. Эту задачу можно решить сложением (к трем прибавить один). Делается вывод: к кормушке прилетели четыре птички.

Воспитатель формирует представление о действиях сложения и вычитания, одновременно знакомит их со знаками «+» (прибавить, сложить), «˗» (отнять, вычесть) и «=» (равно, получится).

Уже на втором-третьем занятии наряду с задачами-драматизациями и задачами-иллюстрациями можно предлагать детям решать устные (текстовые) задачи. Этот этап работы тесно связан с использованием карточек с цифрами и знаками. Особенно полезны упражнения в самостоятельном составлении аналогичных задач. При этом воспитатель должен помнить, что основное заключается в нахождении не столько ответа (названия числа), сколько в нахождении пути решения.

сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Смотреть фото сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Смотреть картинку сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Картинка про сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина. Фото сколько этапов обучения решению арифметических задач предложила а м леушина

Предлагаем несколько задач первого типа.

1. На ветке сидело пять воробьев. К ним прилетел еще один воробей. Сколько птичек стало на ветке?

3. На одной клумбе расцвело пять тюльпанов, на другой – одни пион. Сколько цветов расцвело на обеих клумбах вместе?

Следующий этап в работе связан с ознакомлением детей с новыми задачами: на отношения больше (меньше) на несколько единиц. В этих задачах арифметические действия как бы подсказаны в самом условии задачи. Отношение «больше на единицу» требует от ребенка увеличения, присчитывания, сложения. Выражение «больше (меньше) на единицу» дети усваивают при сравнении смежных чисел. При этом акцентировать внимание на отдельных словах «больше», «меньше» и ориентировать их на выбор арифметического действия только в зависимости от этих слов не рекомендуется. Позднее при решении «не прямых, косвенных» задач возникает потребность переучивать, а это намного сложнее, чем научить правильно делать выбор арифметического действия.

Предлагаем несколько задач второго типа.

1. В Машину чашку с чаем мама положила две ложки сахара, а в большую чашку папы – на одну ложку сахара больше. Сколько сахара положила мама в чашку папы?

2. На станции стояли четыре пассажирских поезда, а товарных – на один меньше. Сколько товарных поездов было на станции?

3. Дети собрали на огороде три ящика помидоров, а огурцов – на один меньше. Сколько ящиков огурцов собрали дети?

В группе детей седьмого года жизни в начале работы воспитатель предлагает только прямые задачи, в них вопрос как бы подсказывает, какое действие следует выполнить – сложение или вычитание.

Шестилеткам необходимо предлагать сравнивать задачи разных типов, хотя это для них довольно сложное дело, поскольку они не видят текста, а обе задачи необходимо удерживать в памяти. Основным критерием сравнения является вопрос. В вопросе подчеркивается, что нужно определить только количество второго множества, которое больше (меньше) на один, или общее количество (остаток, разницу). Арифметические действия одинаковые, а цель разная, что способствует развитию мышления. Воспитатель постепенно подводит детей к пониманию этого.

Следует подвести к тому, что к условию этой задачи можно поставить два вопроса: сколько всего мячей взяли на прогулку? На сколько больше взяли больших мячей, чем маленьких? В соответствии с первым вопросом следует выполнить сложение, а в соответствии со вторым – вычитание. Это убеждает в том, что анализ задачи следует начинать с вопроса. Ход рассуждений может быть таким: чтобы узнать, сколько всего мячей, взяли на прогулку, надо знать, сколько взяли больших и маленьких отдельно и найти общее их количество. Во втором случае надо найти, на сколько больше одних мячей, чем других, т.е. определить разницу. Разницу всегда находят вычитанием: от большего числа вычитают меньшее.

Итак, задачи третьего типа помогают воспитателю закрепить знания о структуре задачи и способствуют развитию умения различать и находить соответствующее арифметическое действие.

На этих занятиях не механически, а более или менее осознанно дети выполняют действия, аргументируют выбор арифметического действия. Задачи этого типа также следует сравнивать с задачами первого и второго типов.

Вычислительная деятельность в дошкольном возрасте предполагает овладение арифметическими действиями сложения и вычитания, относящимися к операционной системе математики и подчиняющимися особым закономерностям операционных действий. Сложение и вычитание тесно связаны со счетом, пониманием состава числа из единиц и двух меньших чисел, делением целого на части.

Арифметические действия сложения и вычитания являются средством выполнения практических операций объединения и разъединения совокупностей и действий опосредованного сравнения. Арифметическая задача – основная форма выражения деятельности такого рода.

Чтобы дети лучше запоминали числовые данные, используются карточки с цифрами, а впоследствии и знаки.

Вначале числовые данные в задачах лучше ограничить первыми пятью числами натурального ряда. Дети в таких случаях, как правило, легко находят ответ. Основная цель этих занятий – научить анализировать задачу. Дети учатся выделять структурные компоненты задачи, числовые данные, аргументировать арифметические действия.

Особое внимание в этот период следует уделить обучению детей составлению и решению задач по иллюстрациям и числовым примерам.

Такие занятия помогают понять основное – арифметические задачи по своему содержанию могут быть разными, математическое выражение (решение) одинаковое. В этот период обучения большое значение имеет «развернутый» способ вычисления, активизирующий умственную деятельность ребенка. Накануне воспитатель повторяет количественный состав числа из единиц. Потом предлагает прибавлять число 2 не сразу, а присчитывать сначала 1, потом еще 1. Включение развернутого способа в вычислительную деятельность обеспечивает развитие логического, при этом способствуя усвоению сущности этой деятельности.

После того как у детей сформируются представления и некоторые понятия об арифметической задаче, отношениях между числовыми данными, между условием и вопросом задачи, можно переходить к следующему этапу в обучении – ознакомлению с преобразованием прямых задач в обратные. Это даст возможность еще глубже усвоить математическую формулу задачи, специфику каждого типа задач. Воспитатель объясняет, что каждую простую арифметическую задачу можно преобразовать в новую, если искомое задачи взять за одно из данных новой задачи, а одно из данных преобразованной задачи считать искомым в новой задаче.

Такие задачи, где одно из данных первой задачи является искомым во второй, а искомое второй задачи входит в данные первой, называются взаимообратными задачами.

Итак, из каждой прямой арифметической задачи путем преобразования можно сделать две обратные задачи.

Если дети при решении задач с первых шагов будут ориентироваться на существенные связи и отношения, то слова «стало», «осталось» и другие не дезориентируют их, независимо от этих слов они правильно выберут арифметическое действие. Более того, именно на этом этапе педагог должен обратить внимание на независимость выбора решения задачи от отдельных слов и выражений.

Ознакомление с прямыми и обратными задачами повышает познавательную активность, развивает способность логически мыслить. При решении любых задач дети должны исходить из вопроса задачи. Взрослый учит ребенка аргументировать свои действия, в данном случае аргументировать выбор арифметического действия. Ход мыслей при этом может идти по схеме: «Чтобы узнать …, нам необходимо …, потому что …» и т.д.

Для детей высокого уровня интеллектуального развития можно предлагать проблемные (косвенные) задачи. Ознакомление детей седьмого года жизни с задачами такого типа возможно и имеет большое значение для их умственного развития. На этой основе в дальнейшем будут формироваться умения осуществлять анализ более сложных арифметических задач, объяснять ход решения, выбор арифметического действия. Косвенные задачи отличаются тем, что в них оба числа характеризуют один и тот же объект, а вопрос направлен на определение количества другого объекта. Трудности в решении таких задач определяются самой структурой и содержанием задачи. Как правило, в этих задачах есть слова, которые дезорганизуют ребенка при выборе арифметического действия. Несмотря на то, что в условии задачи есть слова «больше», «прилетели», «старше» и др., следует выполнять как бы обратное этому действие – вычитание. Для того чтобы ребенок правильно сориентировался, воспитатель учит его более тщательно анализировать задачу. Чтобы выбрать арифметическое действие, ребенок должен уметь рассуждать, логически мыслить. Пример косвенной задачи: «В корзине лежит пять грибочков, что на два грибочка больше, чем их лежит на столе. Сколько грибочков лежит на столе?» Часто дети, ориентируясь на несущественные признаки, а именно на отдельные слова (в данном случае слово «больше»), спешат выполнить действие сложения, допуская грубую математическую ошибку.

Воспитатель подчеркивает особенности таких задач, предлагая вместе порассуждать так: в условии задачи оба числа характеризуют один объект – количество грибов в корзине: в ней пять грибочков и в ней же на два больше, чем на столе. Необходимо узнать, сколько грибочков на столе. Если в корзине на два больше, то на столе лежит на два грибочка меньше. Чтобы узнать, сколько их на столе, следует от 5 вычесть 2 (5-2=?).

При составлении задач воспитатель должен помнить о том, что важно разнообразить формулировки в условии и вопросе задачи: насколько выше, тяжелее, дороже и т.д.

Наряду с решением арифметических задач предлагаются арифметические примеры, способствующие закреплению навыков вычислительной деятельности. При этом детей знакомят с некоторыми законами сложения.

Известно, что всегда легче выполнить сложение, если второе слагаемое меньше первого. Однако не всегда именно так предлагается в примере, может быть и наоборот – первое слагаемое меньше, а второе больше. Например, 2+7=? В таком случае есть необходимость познакомить с переместительным законом сложения 2+7=7+2. Сначала воспитатель показывает это на конкретных примерах, например на брусках. При этом он актуализирует знания о составе числа из двух меньших чисел. Дети хорошо усвоили, что число 9 можно образовать (составить) из двух меньших чисел: 2 и 7, или, что то же самое, 7 и 2. На основе многочисленных примеров с наглядным материалом делают вывод-обобщение: действие сложения выполнять легче, если к большему числу прибавлять меньшее, а результат не изменится, если переставить эти числа, поменять их местами.

В методике математического развития дошкольников большое внимание уделяется проблеме обучения их вычислительной деятельности. Однако только в результате целенаправленной систематической работы у них формируются достаточно прочные и осознанные знания и навыки в вычислительной деятельности, а это важная предпосылка в овладении математикой в школе.[4]

Итак, мы рассмотрели такой важный аспект математической деятельности в детском саду как решение и составление арифметических задач. Мы выяснили, что решение арифметических задач очень важно для умственного развития детей, а также для формирования навыков вычислительной деятельности.

Кроме того, рассмотрели методику обучения решению арифметических задач, которая включала в себя этапы решения задач, методические приемы ознакомления детей с арифметическими действиями сложения и вычитания, методические приемы обучения вычислительными приемами присчитывания и отсчитывания, а также методические приемы ознакомления детей с записью арифметических действий.

Одна из важнейших задач воспитателя подготовительной группы заключается в том, чтобы знания, умения, навыки, полу­чаемые детьми на занятиях по математике, использовались ими в разных жизненных условиях — в быту, на прогулке, в играх, на других занятиях. Дети должны понимать, что приобретаемые ими знания действительно им нужны.

Количественные, пространственные, временные отношения пронизывают всю жизнь человека. Поэтому приобретаемые детьми знания об этих отношениях, условно выделяемые на занятиях как предмет обучения, следует разумно использовать во всей деятельности детей, а также формировать убежденность, что математические знания важны в жизни каждого человека. Это усиливает интерес детей к математике, к дальнейшему усвоению ее в школе.

Математическую подготовку к школе следует рассматривать не столько с точки зрения объема полученных детьми знаний, сколько с точки зрения необходимости их систе­матизации, т. е. умственного развития детей и понимания ими значения математических знаний для жизни, формирования ин­тереса к ним и стремления расширять их в дальнейшем.

1. Белошистая А. В., Формирование и развитие математических способно­стей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лек­ций для студ. дошк. факультетов высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с.: ил.

2. Леушина А.М. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение. 1974.

3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и псхология (дошк.)», Р.Л.Березина, З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая и др.; Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303с.: ил.

4. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998 – 272с.

5. Детство. Прогамма развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244с. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

8. Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984. – 256с., ил.

9. Данилова В.В, Рихтерман Т.Д., Михалова З.А. и др. Обучение математике в детском саду: Практические семинарские и лабораторные занятия: Для студентов средних педагогических учебных заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 160с.

Тема: «Число 8. Цифра 8»

Возрастная группа: подготовительная

Цель:Продолжать знакомить детей с составом числа 8.

Задачи:

— Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до 8.

— Учить соотносить цифру 8 с количеством предметов

— Закрепить представления о геометрических фигурах

— Упражнять в количественном счете в пределах 8, называть числа по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд, соотносить последнее число ко всем перечисленным предметам.

— Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, память, логическое мышление, глазомер, мелкую моторику рук, ритмичность движений.

— Воспитывать готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается, интерес к математике.

— Формировать коммуникативные навыки.

— Воспитывать умение выслушивать задание.

Методические приемы:

Показ, объяснение, вопросы, поощрения, указания, рассматривание.

Материал:

Раздаточный: билетики с цифрами, коробочка с цифрой 8, счетные палочки, мешочки с геометрическими фигурками

Словарная работа:геометрические фигуры, количество, столько же.

Организация занятия:

1. Организационный момент (читаем письмо)

2. Усаживаемся в «автобус»(дети садятся на стульчики-автобусы)

3. Первая полянка (на ковре белка и ежик)

4. Вторая полянка (игры с зайчиком)

6. Третья полянка (счетные палочки)

7. Возвращение в детский сад

1. Организационный момент.

«Ребятки, я уже погостила у дедушки Считая, я снова хочу в свой детский сад, приезжайте за мной». Ваша Почемучка.

— Проверю, все ли пассажиры сели на свои места (собираю билеты).

— Внимание поехали (под муз. «Мы едем, едем» дети едут).

Музыка останавливается: остановка.

2. Состав числа 8. Цифра 8.

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, кто живет на этой полянке? (на ковре белка и ёжик). Дети: Белка и ёжик.

Воспитатель:- Посмотрите ребята, а что они собирают? Дети: грибочки.

Воспитатель:- Посмотрите, как много грибов они собрали? Давайте посчитаем, сколько грибочков набрала белка? (7). Найдите нужную цифру и поставьте рядом.

-Что можно сказать о количестве грибочков ёжика?

Дети: У ежика столько же грибочков, что и у белки (7)

Как вы думаете, теперь грибочков поровну?

-Что теперь можно сказать о грибочках?

-Найдите и замените карточку.

Цифра 8 так вкусна:

Из двух бубликов она.

-Ребята, а как сделать так, чтобы грибочков белочки и ёжика стало поровну?

Дети: Добавить еще один грибочек ёжику.

Дети: Было 7, добавили еще 1, стало 8.

Воспитатель: Остановка. Пойдемте искать Почемучку. Ой, ребятки, зайчик сидит. Он нам приготовил задание, нужно отгадать загадки:

1. Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо

Кто же я такой, друзья? (круг)

2. Он давно знаком со мной

Все четыре стороны

Вам его представить рад,

А зовут его…(квадрат)

3. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если станешь по углам

То скорей подскочишь сам. (треугольник)

4. Я, как круг, почти как он,

Но приплюснут с двух сторон. (овал)

5. У меня углы прямые,

Но длина у двух сторон

Знает меня каждый школьник.

А зовусь… (прямоугольник)

Во время отгадывания загадок воспитатель выкладывает изображения геометрических фигур на магнитную доску.

— Вот мы и встретили своих знакомых. Но мы можем их встретить не только в стране Математики, но и везде, где мы бываем. Давайте посмотрим на них внимательно и скажем, на что похожи эти фигуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *