скит германа аляскинского валаамского монастыря
Поездка в скит преп. Германа Аляскинского
Скит преп. Германа Аляскинского был основан в горах Калифорнии иеромонахом Серафимом (Роузом) и его другом игуменом Германом (Подмошенским). Скрытый от людских взоров среди дикой природы, скит стал настоящим форпостом Православия на дальнем западе. О своей недавней поездке в эту святую обитель рассказывает наш бывший соотечественник, ныне живущий в Торонто.
В Сан-Франциско я поклонился мощам святителя Иоанна Шанхайского. Затем, уточнив, как добраться до скита святого Германа, и купив «спальник», я отправился в путь…
Когда-то я читал переписку о. Серафима (Роуза) с его духовным чадом о. Алексием (Янгом). В одном из писем о. Серафим подробно описывал состояние дороги, ведущей в скит, и возможность добраться до скита на машине. Сейчас мне вспомнилось это описание, так как я даже не мог предположить, что подъем на гору к скиту окажется таким трудным и опасным. Дорога, как узкая лента, извивалась и изгибалась, круто «взлетая» вверх, а справа была пропасть, от одного вида которой становилось не по себе. Пришлось сбросить скорость до минимума и быть предельно внимательным.
В скиту меня встретил монастырский трудник. Он повел меня к о. Паисию. О. Паисий вспомнил наш телефонный разговор и радостно поприветствовал меня как старого знакомого. Как раз в это время он готовил ужин для братии, поэтому поручил о. Николаю показать мне монастырь. О. Николай хорошо говорил по-русски, он три года жил в России в монастырях, поэтому с большим удовольствием начал рассказывать мне про скит. Я попросил о. Николая показать мне могилу о. Серафима (Роуза). Мы прошли к могиле. Могила очень необычная – гроб возвышается над землей и стоит на деревянном настиле.
Вокруг шумел лес, но это не мешало мне наслаждаться удивительной, необычной тишиной – кроме звуков, которые издавала природа, не было слышно ничего, все это успокаивало и приводило меня в состояния душевного мира. Мне много чего хотелось сказать о. Серафиму; и я – говорил… Так, очевидно, прошло несколько часов.
Уже спустились сумерки, когда меня позвали на ужин. Трапезная освещалась последними лучами заходящего солнца через огромные окна, расположенные по периметру зала. Напротив меня сидел монах небольшого роста, который почему-то долго не приступал к ужину, хотя и каша, и салат были необычайно вкусными. Наконец, монах, искоса посмотрев на меня, взял большой ломать хлеба, вывернул все из тарелки на хлеб, сверху положил салат, полил все кетчупом, накрыл данное сооружение другим ломтем хлеба и со словами «Вот так-то лучше» с удовольствием стал уплетать самодельный «кашабюргер».
После ужина я подошел к игумену отцу Дамаскину познакомиться, он задал несколько вопросов, посетовал на то, что практически вся братия вынуждена уехать на праздник в другой монастырь на несколько дней, в том числе и сам настоятель.
После службы я и еще двое посетителей со своими спальниками и фонариками в сопровождении отца Николая пошли на ночлег. Дом для посетителей монастыря находился чуть ниже, в метрах 50 от скита, но ночью дойти до него было нелегко: узенькая тропинка извивалась между деревьев и иногда терялась. Наконец мы подошли к длинному дому, внутри которого стояло два ряда кроватей, всего было, наверное, кроватей 15-20, стояла печь при входе и несколько керосинок, возле порога на улице – бак с водой. Забравшись в спальник, я тут же заснул. Разбудил меня будильник, и мы отправились на утреню. Ночью почти вся братья уехала из монастыря, поэтому в храме было немноголюдно.
После окончания службы и завтрака отец Паисий повел меня по скиту. Первой на нашем пути была церковь, построенная о. Серафимом, это было маленькое и уютное помещение. На стенах, помимо икон, висело много портретов святых Царственных Страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры и их детей. Отец Серафим очень почитал Царя-мученика. Далее мы пошли в типографию, где стояли печатные станки: выпуск журналов и книг был и является чуть ли не единственным источником дохода скита. Посетили очень богатую библиотеку, которая уже не вмещает такого количества книг.
Далее мы поднялись к кладбищу, нас всю дорогу провожали коты: их много в скиту, коты совсем не ручные. Вначале один кот поднялся, прошел параллельно нам метров пять и сел, затем эстафету принял другой кот, который тоже прошел какое то расстояние и исчез, появился третий и т.д.
О. Паисий объяснил, что коты спасают их от змей, которых в этих краях множество. Было время, когда змеи настолько обнаглели, что заползали в кельи, а когда появились коты в скиту, то змеи исчезли.
Постояли на могилке о. Серафима и пошли в столярку, где монах вручную зачищал наждачкой новый купол под покраску.
– Электричество не думаете провести в скит? – спросил я.
– А зачем? – удивился о. Паисий.
– Удобней, станки можно купить, да и многое другое.
– Телевизор, например, – добавил о. Паисий, шутливо глядя на меня.
Мне почему-то стало смешно от моих слов, они действительно звучали нелепо, аскетизм, который царил в этом святом месте, как бы насмехался над всеми благами цивилизации, я здесь не чувствовал нужды в электрическом свете, горячей воде и других «удобствах». Меня не раздражал свет керосинки, который горел всю ночь, но если бы это была бы электрическая лампочка, наверно я не смог бы заснуть.
Мы подошли к небольшому огородику, здесь росло много зелени, лук, чеснок, салат, свекла. Свежую зелень монахи употребляли в основном для салатов, а продукты завозили из Платины – это небольшое поселение у подножья горы, на вершине которой расположен скит.
На прощание о. Паисий подарил мне много книг и просил меня, грешного, и всех православных молиться за монахов, живущих в скиту. Посмотрев в зеркало заднего вида, в клубах пыли я увидел фигурку монаха, который осенял крестным знамением меня, мою машину и весь мой путь.
Скит Германа Аляскинского Валаамского монастыря
Мiръ Россия Республика Карелия Скит Германа Аляскинского Валаамского монастыря
Скит Германа Аляскинского Валаамского монастыря на острове Байонный основан в 2010 году по благословению Патриарха Кирилла.
Содержание
История [ править ]
В 1793 году была создана духовная миссия, получившая название Кадьякской, с центром на острове Кадьяк: «С Ладожского озера до далеких Курильских островов и берега Аляски простиралась тогда русская православная миссия, — отмечает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — С тех пор в Соединенных Штатах началось развитие православной жизни. Американская Церковь возникла как результат миссионерских усилий Русской Православной Церкви, и в первую очередь — валаамских монахов…».
9 июля 2013 года, по прибытии в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил остров Байонный, где обустроен скит во имя преподобного Германа Аляскинского.
Здесь Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения храма в честь преподобного Германа.
Современное состояние [ править ]
Скит включает в себя храм в честь преподобного Германа Аляскинского и часовню Елисея Пророка (освящена малым архиерейским чином 10.07.2013 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом).
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Байонный, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, патриаршая пустынька
Проезд: скит располагается на о. Байонный
Германовский скит Валаамского монастыря
Мiръ Россия Республика Карелия Германовский скит Валаамского монастыря
Германовский скит Валаамского монастыря находится на острове преподобного Германа (остров Сюксюянсаари) в районе карьера Мурсула. Остров был приобретен Валаамским монастырем в 1866 году в вечное пользование. В советское время скит был закрыт, в нем размещалась камнерезная мастерская. 16 июля 2018 года началось восстановление храма.
Содержание
История [ править ]
В летописи монастыря за 1878 год сохранилось описание отдаленных островов, на которых располагались Германовский и Сергиевский скиты: «Местность превосходна и величественна: удивительной красоты гигантские каменные горы высотою саженей в 30. Отвесною стеною, как бы непобедимые крепости, они стоят в линию одна против другой. Поверхность их зеленеется лесами и разными растениями. У подножья гор красиво расстилаются зеленые поля и луга, и разнородные леса, между тем, нередко встречаются и озерки, наполненные разной рыбой, и на поверхности этих озерков встречаются во множестве утки и гагары».
Тогда на острове Святого Германа начал обустраиваться самый северный, самый отдаленный и один из самых больших скитов монастыря – скит во имя преподобного Германа, Валаамского чудотворца.
И в первое десятилетие XX века здесь уже находились многочисленные постройки: двухэтажный деревянный братский корпус с кельями для монахов, складские помещения и сараи для скота. Монахи занимались земледелием, рыбной ловлей и ухаживали за своим плодовым садом. На берегу имелась хорошая пристань, куда подходили суда с Валаама. Всего в 300 метрах от церкви, в береговых скалах острова силами монахов, послушников и наемных рабочих до 1910-х годов добывался «валаамский» гранит, который баржами вывозился на Валаам, в Санкт-Петербург и Москву.
Однако в основе скитской жизни лежат не послушания, а молитва, и обустройство скита подразумевает, прежде всего, обустройство духовной жизни. Первоначально на острове была часовня во имя преподобного Германа Валаамского, впоследствии она была разобрана. В 1901 году, при игумене Гаврииле, был заложен храм в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Каменная Александро-Невская церковь на Германовском скиту строилась по проекту архитектора Николая Дмитриевича Прокофьева. Это изящное здание возводилось из красного кирпича валаамского производства с применением приладожского камня. Строительство было завершено в период настоятельства игумена Виталия (1903-1905). Торжественное освящение храма совершилось архиепископом Финляндским и Выборгским Николаем 25 июля 1904 года.
Из воспоминаний Николая Сайки, бывшего много лет послушником на Валааме: «Десятки мелочей, конечно, выветрились уже из памяти, все не вспомнить. В то лето, когда я был занят на сенокосе в Сюскюсалми (прим. ред.: Сюскюсалми — монастырское имение вблизи Германовского скита, на берегу пролива Сюскосалми), каждую субботу и воскресение читал и пел на богослужениях у иеромонаха Пиона. В каждый субботний вечер читали акафист святому Александру Невскому. На каждом острове были или церковь, или часовня, и везде совершались молебны, если только под рукой оказывался иеромонах».
Братия Германовского скита была немногочисленной. Большую помощь братьям-скитянам оказывали те, кого присылали из монастыря в самую горячую пору сенокоса и сбора урожая. Так Николай Сайки пишет об этом: «Весной обновлялась дранка на кровле сеновалов и других построек. Я попал на работу по замене дранки на крыше главного здания в ските в Сюскюсалми, километрах в 30 от монастыря. Через месяц пароход пришел за братией и с вестью, что я, брат Николай, остаюсь здесь косить сено. Одному пришлось ухаживать за сенокосилкой и точить двухметровые ее ножи. В нее запрягались две лошади, так что это была не игрушка. Так в монастыре приучали братию к разным послушаниям, говоря мирским языком, профессиям». Валаамский гранит, который добывали в каменоломнях на острове святого Германа, представляет собой кристаллическую породу серого и красного цвета. То ли за свой благородный цвет, то ли потому, что он был любимым камнем императоров России, этот камень раньше так и называли – «царским».
После того, как в 1940 году насельники Старого Валаама вынуждены были покинуть ладожские острова, прекратилась монашеская жизнь и в скиту святого Германа.
Современное состояние [ править ]
16 июля 2018 года началось восстановление храма святого благоверного великого князя Александра Невского Германовского скита на острове Сюскюансаари (так сегодня называется остров, который ранее носил имя святого Германа) – последнего порушенного храма Старого Валаама.
Данный храм был передан Спасо-Преображенскому Валаамскому ставропигиальному мужскому монастырю несколько дней назад в весьма плачевном состоянии.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Республика Карелия, Питкярантский район, Питкярантское городское поселение, остров Сюскюянсаари, Германовский скит Валаамского монастыря
Скит во имя преподобного Германа, Валаамского чудотворца
В летописи монастыря за 1878 год сохранилось описание отдаленных островов, на которых располагались Германовский и Сергиевский скиты: «Местность превосходна и величественна: удивительной красоты гигантские каменные горы высотою саженей в 30. Отвесною стеною, как бы непобедимые крепости, они стоят в линию одна против другой. Поверхность их зеленеется лесами и разными растениями. У подножья гор красиво расстилаются зеленые поля и луга, и разнородные леса, между тем, нередко встречаются и озерки, наполненные разной рыбой, и на поверхности этих озерков встречаются во множестве утки и гагары».
Тогда на острове Святого Германа начал обустраиваться самый северный, самый отдаленный и один из самых больших скитов монастыря – скит во имя преподобного Германа, Валаамского чудотворца.
Однако в основе скитской жизни лежат не послушания, а молитва, и обустройство скита подразумевает, прежде всего, обустройство духовной жизни. Первоначально на острове была часовня во имя преподобного Германа Валаамского, впоследствии она была разобрана. В 1901 году, при игумене Гаврииле, был заложен храм в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Каменная Александро-Невская церковь на Германовском скиту строилась по проекту архитектора Николая Дмитриевича Прокофьева. Это изящное здание возводилось из красного кирпича валаамского производства с применением приладожского камня. Строительство было завершено в период настоятельства игумена Виталия (1903-1905). Торжественное освящение храма совершилось архиепископом Финляндским и Выборгским Николаем 25 июля 1904 года.
Из воспоминаний Николая Сайки, бывшего много лет послушником на Валааме: «Десятки мелочей, конечно, выветрились уже из памяти, все не вспомнить. В то лето, когда я был занят на сенокосе в Сюскюсалми (прим. ред.: Сюскюсалми — монастырское имение вблизи Германовского скита, на берегу пролива Сюскосалми), каждую субботу и воскресение читал и пел на богослужениях у иеромонаха Пиона. В каждый субботний вечер читали акафист святому Александру Невскому. На каждом острове были или церковь, или часовня, и везде совершались молебны, если только под рукой оказывался иеромонах».
Валаамский гранит, который добывали в каменоломнях на острове святого Германа, представляет собой кристаллическую породу серого и красного цвета. То ли за свой благородный цвет, то ли потому, что он был любимым камнем императоров России, этот камень раньше так и называли – «царским».
После того, как в 1940 году насельники Старого Валаама вынуждены были покинуть ладожские острова, прекратилась монашеская жизнь и в скиту святого Германа.
Варвары продолжают отбивать от подоконников храма куски мрамора, камни от цоколя потихоньку растаскиваются.
На территории, прилегающей к храму Александра Невского, сейчас действует горнодобывающее предприятие. За последние два десятка лет на месторождении несколько раз сменился владелец карьера. В 1990-е годы предпринимались попытки наладить на острове распиловку и обработку гранитных блоков и изделий из них. Так появились огромные ангары, портящие ландшафт бывшего валаамского скита.
Однако, время идет, и то, что казалось немыслимым, становится возможным. Так, уже сделаны первые шаги по восстановлению Сергиевского скита (остров Путсаари), и это дает надежду, что настанет время, когда и скит преподобного Германа вновь наполнится жизнью.
Поездка в скит преп. Германа Аляскинского
Скит преп. Германа Аляскинского был основан в горах Калифорнии иеромонахом Серафимом (Роузом) и его другом игуменом Германом (Подмошенским). Скрытый от людских взоров среди дикой природы, скит стал настоящим форпостом Православия на дальнем западе. О своей недавней поездке в эту святую обитель рассказывает наш бывший соотечественник, ныне живущий в Торонто.
Скит преп. Германа Аляскинского был основан в горах Калифорнии иеромонахом Серафимом (Роузом) и его другом игуменом Германом (Подмошенским). Скрытый от людских взоров среди дикой природы, скит стал настоящим форпостом Православия на дальнем западе. О своей недавней поездке в эту святую обитель рассказывает наш бывший соотечественник, ныне живущий в Торонто.
Я не люблю сюрпризов, поэтому стараюсь позвонить в монастырь перед тем, как туда поехать. Звонок в скит святого Германа Аляскинского в Платине меня немного удивил. Отец Паисий сказал, что надо с собой привезти спальный мешок и фонарик. Везти из Торонто спальный мешок я не захотел, решил, что куплю его по прилету в Сан-Франциско, а фонарик взять забыл.
В Сан-Франциско я поклонился мощам святителя Иоанна Шанхайского. Затем, уточнив, как добраться до скита святого Германа, и купив «спальник», я отправился в путь…
Когда-то я читал переписку о. Серафима (Роуза) с его духовным чадом о. Алексием (Янгом). В одном из писем о. Серафим подробно описывал состояние дороги, ведущей в скит, и возможность добраться до скита на машине. Сейчас мне вспомнилось это описание, так как я даже не мог предположить, что подъем на гору к скиту окажется таким трудным и опасным. Дорога, как узкая лента, извивалась и изгибалась, круто «взлетая» вверх, а справа была пропасть, от одного вида которой становилось не по себе. Пришлось сбросить скорость до минимума и быть предельно внимательным.
Сделав несколько снимков, я извинился перед о. Николаем, и попросил оставить меня одного, мне захотелось побыть здесь подольше…
Уже спустились сумерки, когда меня позвали на ужин. Трапезная освещалась последними лучами заходящего солнца через огромные окна, расположенные по периметру зала. Напротив меня сидел монах небольшого роста, который почему-то долго не приступал к ужину, хотя и каша, и салат были необычайно вкусными. Наконец, монах, искоса посмотрев на меня, взял большой ломать хлеба, вывернул все из тарелки на хлеб, сверху положил салат, полил все кетчупом накрыл данное сооружение другим ломтем хлеба и со словами «Вот так-то лучше» с удовольствием стал уплетать самодельный «кашабюргер».
После ужина я подошел к игумену отцу Дамаскину познакомиться, он задал несколько вопросов, посетовал на то, что практически вся братия вынуждена уехать на праздник в другой монастырь на несколько дней, в том числе и сам настоятель.
После окончания службы и завтрака, отец Паисий повел меня по скиту. Первой на нашем пути была церковь, построенная о. Серафимом, это было маленькое и уютное помещение. На стенах помимо икон висело много портретов святых царственных страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры и их детей. Отец Серафим очень почитал Царя-мученика. Далее мы пошли в типографию, где стояли печатные станки: выпуск журналов и книг был и является чуть ли не единственным источником дохода скита. Посетили очень богатую библиотеку, которая уже не вмещает такого количества книг.
Далее мы поднялись к кладбищу, нас всю дорогу провожали коты: их много в скиту, коты совсем не ручные. Вначале один кот поднялся, прошел параллельно нам метров пять и сел, затем эстафету принял другой кот, который тоже прошел какое то расстояние и исчез, появился третий и т.д.
О. Паисий объяснил, что коты спасают их от змей, которых в этих краях множество. Было время, когда змеи настолько обнаглели, что заползали в кельи, а когда появились коты в скиту, то змеи исчезли.
Постояли на могилке о. Серафима и пошли в столярку, где монах вручную зачищал наждачкой новый купол под покраску.
— Удобней, станки можно купить, да и многое другое.
Мне почему-то стало смешно от моих слов, они действительно звучали нелепо, аскетизм, который царил в этом святом месте, как бы насмехался над всеми благами цивилизации, я здесь не чувствовал нужды в электрическом свете, горячей воде и других «удобствах». Меня не раздражал свет керосинки, который горел всю ночь, но если бы это была бы электрическая лампочка, наверно я не смог бы заснуть.
На прощание о. Паисий подарил мне много книг и просил меня, грешного, и всех православных молиться за монахов, живущих в скиту. Посмотрев в зеркало заднего вида, в клубах пыли я увидел фигурку монаха, который осенял крестным знамением меня, мою машину и весь мой путь.