скандал в псково печерском монастыре
О том, как мы уходили в монастырь
В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга архимандрита Тихона (Шевкунова). В нее вошли реальные истории, произошедшие в разные годы, которые в дальнейшем были использованы в проповедях и беседах, произнесенных автором.
Псково-Печерский монастырь |
Вообще-то в монастырь мы, в начале восьмидесятых годов, в конце концов не уходили, а сбегали. Думаю, нас считали немножко сумасшедшими. А иногда и не немножко. За нами приезжали несчастные родители, неутешные невесты, разгневанные профессора институтов, в которых мы учились. За одним монахом (а он сбежал, уже выйдя на пенсию и вырастив до совершеннолетия последнего из своих детей) приезжали сыновья и дочери и орали на весь монастырь, что сейчас же увезут папочку домой. Мы его прятали за огромными корзинами в старом каретном сарае. Дети уверяли, что их отец, заслуженный шахтер, выжил из ума. А он просто тридцать лет день и ночь мечтал, когда наконец-то сможет начать подвизаться в монастыре. Мы его прекрасно понимали. Потому что и сами уходили из ставшего для нас бессмысленным мира – искать вдруг открывшегося нам Бога.
Это было почти так же, как раньше мальчишки убегали юнгами на корабли и устремлялись в далекое плавание. Только зов Бога был несравненно сильнее. Преодолеть его не было никаких сил, или, точнее, мы безошибочно чувствовали, что если не откликнемся на него, то безвозвратно потеряем себя. И даже если получим весь остальной мир со всеми его радостями и успехами, он нам будет не нужен и не мил.
Всем нам было страшно жаль, в первую очередь, своих растерянных перед нашей твердостью, ничего не понимающих родителей. Потом, конечно, друзей и подруг, наших любимых институтских профессоров, которые, не жалея времени и сил, приезжали в Печоры «спасать» нас. Нам, и вправду, так становилось их жаль, что мы жизнь готовы были бы за них отдать! Но не монастырь.
Для наших близких все это казалось диким и необъяснимым.
Помню, я уже несколько месяцев жил в монастыре, когда сюда приехал Саша Швецов. Прибыл он в воскресение – единственный в монастыре свободный день на неделе. После чудесной воскресной службы и монастырского обеда мы, молодые послушники, лежали, блаженно растянувшись на кроватях в нашей большой и солнечной послушнической келлии. Вдруг дверь широко отворилась, и на пороге появился высокий паренек, наш ровесник, лет двадцати двух, в «фирменных», как тогда называли, джинсах и дорогущей куртке.
– А вообще мне здесь нравится! Я здесь, пожалуй, останусь! – заявил он нам, даже не поздоровавшись.
«Вот поставят тебя завтра на коровник или канализацию выгребать, тогда посмотрим, останешься ты или нет?» – позевывая, подумал я. Наверное, примерно то же пришло в голову и всем, кто вместе со мной разглядывал эту столичную штучку, залетевшую в древний монастырь.
Саша оказался сыном крупного торгпредского работника, жил с родителями в Пекине, Лондоне и Нью-Йорке и только недавно вернулся в Россию учиться в институте. Бога он узнал с полгода назад. Узнал немногое, но, по-видимому, – самое главное, потому что с того времени стал мучиться от полной бессмысленности всего вокруг и от непрекращающейся неприкаянности, пока не набрел на монастырь. Сразу поняв, что нашел как раз то, что искал, он даже не стал сообщать о своем новом месте обитания родителям. Когда мы упрекнули Александра в жестокости, он сказал, что родители уж точно его не поймут, а батя по-всякому скоро его отыщет. Так и получилось.
Сашин папа приехал в Печоры на черной «Волге» и устроил показательный скандал – с милицией, КГБ, с привлечением школьных друзей и институтских подруг, со всеми привычными для нас инструментами по вызволению из монастыря. Продолжалось это все довольно долго, пока папа с ужасом не убедился, что все напрасно и Сашка не уйдет никуда.
Казначей, отец Нафанаил, пытаясь хоть как-то утешить московского гостя, ласково сказал ему:
– Ну вот, отдадите своего сыночка в жертву Богу. Будет он печерским иеромонахом, еще будете им гордиться…
Я помню, какой дикий вопль огласил тогда весь монастырь:
Псково-Печерская духовная семинария
Репортаж в трех частях. Часть 3: «дежпомы», «шашлыки», лайфхаки для абитуриентов
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
«Несвятые святые» по-печерски
Вишенкой на торте третьего дня в Печорах для меня, как журналиста и преподавателя, стало знакомство с замечательным историком, кандидатом богословия, профессором Алексеем Светозарским. Лекциями Алексея Константиновича по истории Русской Церкви я заслушивалась, получая второе высшее образование в Российском православном университете во имя св. Иоанна Богослова. В итоге наша беседа с профессором превратилась в полноценное интервью на самые разные темы, но это уже другая история.
Алексей Светозарский, историк, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории в Московской духовной академии, преподаватель истории Русской Церкви в Сретенской, Псково-Печерской духовных семинариях:
Алексей Светозарский
– Псково-Печерская духовная семинария – это расширение той деятельности, которой мы занимались с владыкой Тихоном, под его началом, последние 20 лет. В Печорах семинаристы живут в особых условиях. У них есть возможность сравнить монастырь и семинарию в большом городе, с его соблазнами, иногда весьма навязчивыми, и обитель и семинарию в глубинке. С другой стороны, здесь монастырская школа. Я вижу, как наши студенты растут духовно, ектеньи вот уже возглашают.
– Почему считается, что учиться в семинарии тяжело?
– Это напряженная, ритмичная жизнь, большая духовная работа. Учась в семинарии, человек должен осознавать, что это его будущая профессия. Такого: сегодня хочу, а завтра не хочу, тут быть не может. «Сынок, вставай! Воскресенье и ты священник, не до сна» (улыбается). Важно внутреннее состояние человека, его намерение. В семинарии каждый из студентов круглосуточно на виду. Кто к этому не готов, тому будет непросто.
– Даже я всего за три дня работы в Печорах успела на себе прочувствовать это самое «круглосуточно на виду»: «А почему плохо кушаете, мало заказываете?» Дело в том, что в замечательном кафе «Несвятые святые», которое расположено в гостинице рядом с монастырем, настолько вкусные и щедрые порции – не далеко и в страсть чревоугодия впасть. Ну, просто великолепная кухня! И само кафе очень атмосферное: иконы на стенах, духовные книги на полках, фортепиано, звуки музыки.
– Вы верно подметили, порции огромные и вкусные (улыбается). Мне кажется, в семинарии поучиться полезно каждому молодому человеку. Семинария дает уникальный опыт общежития, соборного коллектива – то, чего сейчас мало, поскольку общество настроено на индивидуума, а не на коллектив: суетящийся человечек, набирающий баллы непонятно для чего. В коллективе могут быть трения, конфликты, но ребята все равно ощущают себя братией. Также семинария позволяет интегрироваться в монастырь. Семинаристы естественным образом вливаются в жизнь обители, читают на службах, поют, пономарят, рукополагаются, принимают постриг.
– Чем для вас значима работа в Псково-Печерской семинарии?
– Испытываю чувство благодарности к обители, где я бывал еще в советское время. В Печорах были и есть люди, которые правильно скорректировали мои юношеские стремления, в том числе и в плане научного поиска. Я жил ритмом настоящего монастыря и стараюсь эту связь с обителью поддерживать. Пусть другие монастыри на меня не обижаются, у нас много прекрасных обителей, но Печоры – это уникальное место, в котором монашеская жизнь, внутренний строй, преемственность не прерывались никогда.
Перед нашим интервью Алексей Константинович принимал экзамен у семинаристов второго курса. «Интересно, ребята робеют, когда сдают экзамен самому Светозарскому?» – мелькнула мысль. Беседы с семинаристами, которые проучились в Псково-Печерской семинарии уже два года, и стоят тем самым у ее истоков, получились интересными и познавательными, как и с первокурсниками.
Батя и его чада
А накануне состоялись так называемые «шашлыки» – встреча митрополита Тихона и преподавателей с семинаристами в неформальной обстановке. Своими я глазами я увидела, как ребята общаются с владыкой, задают ему самые разные вопросы, которые волнуют их сегодня. И поняла, почему семинаристы и Сретенской и Псково-Печерской семинарий называют владыку Тихона Батей. Атмосфера на таких встречах действительно семейная, теплая, свободная. А еще – радостная, пасхальная. Вот где самые завидные женихи России, наши будущие пастыри – верующие, воспитанные, умные, ответственные, любознательные, веселые.
Владыка много шутил и с любовью подначивал семинаристов. И что особо хочется отметить – с большим вниманием отнесся ко всем, даже самым незначительным и на первый взгляд «детским», просьбам и желаниям ребят.
Сибирь, путешествия, ночная Литургия
Владимир Павловец Когда Владимир сказал, что он из Иркутской области, я подумала, что ослышалась, так как на Байкале живу-путешествую вот уже почти два года.
– Какая обширная география у семинарии: собрались люди из самых разных уголков нашей страны. Ангарск недалеко от Иркутска и Байкала. Как интересно встретить, можно сказать, соседа по Сибири в Печорах. Надо было перелететь для этого почти всю страну.
– Да, удивительно, как тесен мир.
– Как вы оказались в Печорах? Это же так далеко от вашего родного края.
– Я тоже путешественник (улыбается). После школы три года учился в Санкт-Петербурге, потом жил в Москве, Ярославле. Два года назад духовник благословил поступать в семинарию. За неделю до окончания приёмной комиссии, я судорожно собирал документы в Сретенскую духовную семинарию, но не прошел и меня пригласили в Печоры. Владыка Тихон сам принимал собеседование. Мне попался 50-й псалом и молитва из утреннего правила, которую владыка начал читать, а я продолжил. Я абсолютный технарь и учеба в семинарии мне дается непросто, особенно имена, даты. Сегодня мы сдавали историю Русской Церкви профессору Алексею Светозарскому, без подготовки. Вот это испытание (смеется).
– А какие предметы вам нравятся?
– Литургика и история древней Церкви, которую прекрасно, очень структурированно читает преподаватель из Санкт-Петербурга.
– Елей на душу преподавателя литургики. У вас воцерковленная семья?
– В храм меня привела старшая сестра, чья классная руководительница стала схимонахиней, открыла ей мир веры. Яркое воспоминание детства: шесть утра, мы идем на электричку до Иркутска, чтобы успеть на службу в Богоявленский собор.
– Прекрасный собор в центре города, рядом в колокольне установлен огромный колокол с малиновым звоном (отлит в городе Малине). А как вам живется при монастыре?
– Монастырская атмосфера особенная. Я полюбил братские ночные Литургии, которые, к сожалению, отменили в связи с пандемией (сейчас братская Литургия рано утром по четвергам). Плюс общение с братией, которые все разные, по-своему интересные. Конечно, первое время монахи с настороженностью к семинаристам относились. Привезли, видите ли, каких-то ребят, они ходят по монастырю (улыбается).
– Опишите атмосферу в семинарии.
– Дружественная, теплая. Во многом это заслуга дежурных помощников (один «дежпом» на курс из насельников монастыря). Задача «дежпома» –всесторонняя помощь семинаристам, разрешение спорных ситуаций, сглаживание острых углов и тому подобное.
– Что вам дает учеба в семинарии? Что самое главное хотите вынести для себя?
– Главное – это спасение души. Учиться этому искусству из искусств возможно как раз с помощью предметов, которые редко где преподаются, кроме семинарий, – пастырское дело, аскетика, догматика, антропология, богословие. Все это невероятно интересно. Поэтому абитуриентам я хочу пожелать не бояться трудностей, неизбежных во время учебы в семинарии, и уповать на Бога. И еще мой личный лайфхак: если учеба мешает сну, то иногда лучше выбрать сон и встать потом со свежей головой, чем весь день ходить разбитым.
– Как вы думаете, почему самое важное дело в жизни человека – спасение души – большинству людей неинтересно?
– Они пока не встретились со Христом. Когда эта встреча происходит, все иное становится не столь занимательным.
– Благодарю вас за беседу. Господь показывает, что Свои люди у Него везде. Отрадно знать, что в Иркутской области есть верующие молодые люди, семинаристы, в то время как православные храмы Сибири по сравнению со столицей можно назвать почти пустыми.
Сын священника, архитектор, походник
Георгий Фоминых – Георгий, интересная у вас фамилия. У моего сводного брата такая же.
– Фоминых – уральская фамилия. Мой отец приходской священник, на приход он ездит 254 километра в одну сторону, среди недели дополнительно служит в Абакане. Именно он благословил меня на учебу в Псково-Печерской семинарии, поскольку здесь соединились две духовные школы – московская и санкт-петербургская.
– У вас есть светское образование?
– Я окончил архитектурный факультет Сибирского федерального университета в Красноярске. Защищал дипломный проект на тему: «Православный храм Преображения Господня на 1000 человек». Перед защитой два месяца толком не ел, не пил, не спал, читал Псалтырь, молился, постился (улыбается). И не успев опомниться, сразу поехал сдавать экзамены в Сретенскую духовную семинарию в Москве. В итоге оказалось, что набора нет, зато меня пригласили в Печоры. Мне понравилась идея владыки Тихона насчет будущей семинарии. Через полгода я понял: папино благословение «сработало». Таких интересных совпадений в моей жизни много. В семье священника Промысл Божий чувствуется особо. Взять, к примеру, финансовый вопрос: всегда было денег столько, сколько нужно – ни больше, ни меньше.
– Моя прабабушка родилась в Красноярске. Сама я впервые побывала в этом поразительном по красоте крае нашей страны прошлым летом. Дивные места: Красноярские столбы, Енисей, Бирюсинский залив, Ергаки, Манская петля. Именно река Мана красуется в начальных титрах прошедшего недавно сериала Первого канала, снятого по книге Вячеслава Шишкова «Угрюм-река».
– Мне тоже очень нравится Красноярск. Студенческий, спортивный город.
– Вы проучились в Псково-Печерской семинарии два года. Какие ощущения сейчас, спустя время?
– Признаюсь, рассчитывал, что в семинарии будут в основном люди из священнических семей. Хотя у меня не совсем классическая семья. Мой отец всегда держал меня подальше от клироса, пономарства, я не был иподьяконом, как это обычно бывает в семьях священников. Но потом я понял, что дружить можно со всеми, каждый человек в чем-то друг. Однако чрезмерно сближаться и откровенничать с людьми не стоит, для этого есть духовник.
– Вам нравится в Печорах?
– Конечно. Мы живем при монастыре, общаемся с монахами, духовниками обители, к нам приезжают профессора из двух столиц. К тому же семинария устроена по принципу таких английских корифеев, как Оксфордский, Кембриджский университеты: некая изоляция от внешнего мира, дисциплина. Все это повышает планку и мироощущение. Мне очень нравится воспитательный момент и монастырский уклад, который является спасительным для души. И я просто в восторге от того факта, что у семинаристов мало свободного времени. Сам себя заставить рано ложиться я не могу, поэтому благодарен руководству за режим. Парадокс: чем меньше у тебя свободного времени, тем его в итоге больше. Еще я понял, что в семинарии главное – не учиться, а молиться. Даже если не все успеваешь, но делаешь по максимуму от тебя зависящее, а главное – молишься, все устраивается наилучшим образом.
– Как заметила однажды игумения Феофила, настоятельница девичьей пустыни в селе Барятине (Калужская область), в монастыре хочешь не хочешь, а рано встаешь, да и перед сестрами как-то неловко службу проспать. Так и борешь леность, многоспание. В монастыре у вас какое послушание?
– В монастырском издательстве «Вольный странник». Сейчас подбираю иллюстрации для новой книги про мать, сын которой погиб в чеченской войне. Рекомендую почитать, когда выйдет.
– Интересное послушание, по вашей светской профессии. На «шашлыках» с владыкой Тихоном вы спрашивали про корпус для семейных семинаристов. У вас уже есть невеста?
– Интересовался на будущее (улыбается).
– Помимо архитектуры, что еще вас увлекает?
– Люблю ходить в походы, могу говорить на эту тему бесконечно. Путешествия помогают многое понять о себе. Мне удалось «заманить» одного иеромонаха в горный поход на Борус в Красноярском крае. Он привез частицу мощей преподобного Симеона Печерского моему отцу, когда тот заболел коронавирусом и лежал с тяжелой формой пневмонии. Папа буквально чудом встал на ноги. Эту историю можно добавить к списку чудес, явленных по молитвам к преподобному Симеону. Поэтому у меня к этому святому особое отношение. Хотя я его и «расстраиваю» порой по нескольким пунктам своих прегрешений (улыбается). К слову, приезжайте в Красноярский край, свожу вас на Борус.
– Благодарю! Бог даст, приеду. На Борусе не была, ходила в поход на Ергаки. Другой мир, космос. Наша Россия потрясающая.
– Я очень люблю Сибирь и сибиряков. Вы правильно сказали, это другой мир, иное восприятие жизни: открытость, искренность, подлинные, не суррогатные ценности.
– Георгий, ваше напутствие абитуриентам – вашим будущим коллегам.
– Быть собой, трезво относиться к своим способностям, не брать на себя больше, чем можешь, мыслить критически, вырабатывать индивидуальный подход в согласии с учением Церкви, признавать свою греховность и уметь примириться с ней, осознавать свою неправоту в спорных моментах.
Дьякон-миротворец
Диакон Андрей Кичайкин – Андрей, когда вас рукоположили?
– 1 ноября 2020 года. Рукополагал владыка Тихон.
– Почему Печоры?
– Я местный, родился в городе Пыталово. До семинарии много где успел поучиться в миру (врач, автомеханик, строитель), искал себя. В 2016 году поступил в духовное училище Пскова, год был иподьяконом тогдашнего правящего архиерея Псковской епархии. В Псково-Печерскую семинарию сначала приезжал в качестве вольного слушателя, а затем перевелся на очное обучение. Воцерковлен с детства. В юности, правда, был момент, когда храм мне наскучил, но через некоторое время я вернулся, осознал, что для меня жизнь возможна только с Богом.
– В семинарии учиться тяжело?
– Уровень и обучения и спроса со студентов высокий. Кто пришел в семинарию в зрелом возрасте, думаю, им тяжеловато. У меня, слава Богу, гуманитарный склад ума, особых трудностей не возникает.
– Какие из преподаваемых дисциплин вам наиболее интересны?
– Догматическое богословие и святоотеческое учение о спасении. Последний предмет для меня и самый сложный одновременно.
– У вас, как у будущего пастыря, есть страх спасовать перед сложным внутренним миром человека и его душой?
– Не без этого, конечно. Даже дьяконом становиться было страшновато, но было понимание: в отличие от священника, дьякон с людьми не часто взаимодействует (улыбается). Попечение о душах человеческих – это огромная ответственность. Но еще в детстве у меня проявилась одна способность, которая во многом облегчает мне жизнь и в семинарии в том числе: я могу понять и принять точку зрения любого человека, умею сглаживать конфликты между людьми.
– «Блаженны миротворцы…» А настоящая дружба среди семинаристов бывает?
– А как же. Наш курс, например, очень дружный. Мы помогаем друг другу на послушаниях, поддерживаем в трудностях. И хотя мы с супругой живем не в самой семинарии, а рядом, и скоро у нас родится сын, много забот, я не чувствую себя отстраненным от ребят и семинарской жизни.
– Как назовете сына?
– Лукой – в честь святителя Луки Крымского. Мы с супругой его очень почитаем.
– Были в Крыму, прикладывались к мощам?
– К сожалению, в первый приезд к мощам не попали, но надеюсь, обязательно там побываем.
– Псково-Печерский монастырь для вас уже родной?
– Безусловно. Я родился в этих краях, приезжал в Печоры с владыкой Евсевием. Поэтому мне было легче интегрироваться в монастырские будни, чем другим ребятам. Мы с братией уже знали друг друга. На первом курсе я был старостой, хотя привилегий особых это не дает – трудное и ответственное послушание.
– С какими чувствами вы встретили новость об официальном открытии семинарии в Печорах?
– Мы с ребятами стали теми, с кого все началось, – этакие первопроходцы. Поклон и благодарность за это владыке Тихону. Сначала мы были единственным курсом, потом появились другие ребята. Интересно было наблюдать, как они вливались в семинарскую жизнь. Сейчас я пребываю в предвкушении, каким образом все здесь сложится дальше. Строится грандиозный новый корпус для семинаристов с прекрасным спортзалом, великолепной уличной спортплощадкой. Учиться в таком месте – Божие благословение.
В Псково-Печерском монастыре сегодня вспоминают старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Печоры, 5 февраля 2021 г.
Сегодня пятнадцатая годовщина со дня смерти старца Ионна Крестьянкина. В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре его служение продолжалось около сорока лет. В православном мире отец Иоанн известен как подвижник, пострадавший в лагерях за веру, прозорливец, вдохновенный проповедник. Об одном из пророчеств старца, сбывающемся в наше время, Марина Михайлова.
— О дай нам, Господи, не обижать и не обижаться, самим терпеть и молиться.
Уникальные кадры из фильма выпускника ВГИКА Тихона Шевкунова «Обитель» сохранили для последующих поколений одну из проповедей старца Иоанна Крестьянкина. В поисках истины, за утешением и поддержкой к нему ехали со всего мира. Почитали как святого за любовь, возвышающую и очищающую каждого, кто с ним общался, духовную мудрость. Его пророчества становятся понятны спустя десятилетия.
Откровения старца опубликованы. В православном мире признаны духовным наследием. Пророчество двухтысячного года издано в книге «Божий инок».
В сталинские лагеря за веру воспитанник Московской духовной академии Иван Крестьянкин был отправлен 1950 году. Содержался на Лубянке, в Лефортово, в Бутырской тюрьме вместе с уголовниками. Работал на лесоповале. Из 7 лет назначенных судом, отсидел пять. Среди богословских трудов старца Иоанна: «Опыт построения исповеди», «Настольная книга для монашествующих и мирян», «Проповеди». Закаленный скорбями и испытаниями, он сохранил в душе храм Божий. Для всех оставался источником бесконечной любви.
Псково-Печерская духовная семинария
Репортаж в трех частях. Часть 1
Последние три года Псково-Печерский мужской монастырь переживает новую веху в своей истории. После возвращения в альма-матер митрополита Псковского и ПорховскогоТихона в качестве священноархимандрита и игумена, а сегодня еще и исполняющего обязанности ректора в организованной им при монастыре новой семинарии, дыхание Печор участилось, жизнь заиграла новыми красками. Сначала при обители был создан филиал Сретенской духовной семинарии. Спустя два года Псково-Печерская семинария – полностью автономная, в ней учатся два курса студентов, ведется набор абитуриентов. Семинария при Псково-Печерском монастыре – это синтез московской и санкт-петербургской школ с преподавателями из лучших духовных заведений страны. О том, как живут семинаристы в Печорах, о быте и дисциплине, послушаниях в монастыре, а также личные истории прихода в семинарию из первых уст – в первой части большого репортажа нашего сайта о Псково-Печерской духовной семинарии.
Духовник Псково-Печерской духовной семинарии схиархимандрит Никон (Антонов) с семинаристами
Ночь. Самолет. Печоры
Поздний рейс Москва-Псков. Самолет авиакомпании «Азимут» жестко приземлился на неровную полосу псковского аэропорта. Как выяснилось позже, дополнительный рейс из Москвы организовал сам митрополит Тихон (Шевкунов), чтобы преподаватели новой семинарии и гости монастыря могли добираться до места оперативно.
Международный аэропорт Псков имени княгини Ольги
Монастырский водитель «по совместительству» оказался прекрасным гидом, досконально знающим историю своего города и Псково-Печерского монастыря. Ночной Псков из окна минивэна особо разглядеть не удалось, однако, несмотря на поздний час, водитель показал мне и печерский Паломнический центр, и границу с Эстонией, где находится знаменитая женская обитель Пюхтицы.
Псков – живописный городок на реке Великой. Но только уже на обратном пути в аэропорт, спустя три дня, удалось посмотреть исторический центр города, Псковский Кремль, Троицкий собор с иконостасом размером с пятиэтажный дом, старинные храмы.
Митрополит Тихон с автором статьи, корреспондентом Христиной Поляковой У православных слово «Печоры» ассоциируется в первую очередь не с самим городом, а Псково-Печерским монастырем и его древними храмами, чудотворными иконами, старцами (Иоанн (Крестьянкин), Серафим (Розенберг), Адриан (Кирсанов) и многие другие), пещерами Богом зданными, где насчитывается около десяти тысяч захоронений. Наверное, каждый, кто приезжает в Печоры, первым делом стремится попасть в пещеры – помолиться у гробниц псково-печерских святых, старцев, игуменов, духовников. Автор этих строк не исключение.
Псково-Печерскому монастырю скоро исполнится семь столетий. Он никогда не закрывался. Печерские храмы – это контраст стиля и цвета. Построены они в разное время, в разных архитектурных стилях. Сердцем и визитной карточкой обители является древнейший и самый благолепный в Печорах Успенский собор на дне оврага, которому более 500 лет.
Сердцем и визитной карточкой обители является древнейший и самый благолепный в Печорах Успенский собор
Успенский собор – пещерный. Он весь ископан в горе и имеет только одну стену, обращенную внутрь монастыря. На скате крыши расположены в ряд 5 темно-синих куполов с золотыми звездами (символ Богородицы в христианской символике). Над главным входом в собор помещена Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими.
Всего в Печорах 9 храмов: Успенский, Благовещенский (1540 г.), Никольский (1564 г.), Покровский (1759 г.), Лазаревский (1800 г.), Сретенский (1870 г.), Корнилиевский (1986 г.), Михайловский собор-памятник (1815–1827 гг.), деревянный братский храм Собора преподобных отцов Псково-Печерских на Святой горе монастыря (1995 г.).
Печоры. День первый: пещеры, аисты, олени
Последние 3 года Псково-Печерский мужской монастырь переживает новый этап. После возвращения в альма-матер митрополита Тихона в качестве игумена, а сегодня и исполняющего обязанности ректора в организованной им семинарии, дыхание Печор участилось. Братия не сразу, но привыкли к переменам, приняли семинаристов, как чад во Христе. И правда, не проникнуться симпатией к ребятам невозможно.
Как отметил в нашем интервью владыка Тихон:
«Сейчас растет прекрасное, интересное поколение. Такие хорошие ребята! Добрые, искренние, верующие, духовно чистые, трудолюбивые, старательные, большинство из них прекрасно воспитаны. Они тянутся к знаниям, к духовной жизни. Уж если самые консервативные из всех консерваторов – монахи псково-печерские – нарадоваться не могут на наших семинаристов…».
Владимир Кириллин, доктор филологических наук, профессор, преподаватель истории России и русской литературы в Псково-Печерской семинарии, отмечает:
– Студенты духовных заведений в целом отличаются воспитанием, отношением к преподавателю, ответственным подходом к экзаменам и такому понятию, как дисциплина. У меня есть опыт работы в светских вузах, там студенты куда свободнее в этом плане, если не сказать развязнее. Когда читаешь лекцию в духовных школах, тебя слушают, а не разговаривают друг с другом. Идешь по коридору – с тобой здороваются. Оба курса псково-печерских семинаристов очень хорошие.
Владимир Кириллин с семинаристами
– В течение учебного года вы живете в Печорах?
– Нет, приезжаю в семинарию из Москвы раз в две недели.
– Как влияет на студентов тот факт, что семинария создана при монастыре?
– Во-первых, место благодатное. Во-вторых, сам монастырь воспитывает, так как, помимо интеллектуального, семинаристы получают и духовное образование: участвуют в богослужениях и деятельности обители, общаются с братией, непосредственно приобщаются к православной культуре и жизни. Монастырь, так скажем, бодрит семинаристов: церковные люди призваны соотносить свои мысли, слова, поступки с высшей ценностью – учением Спасителя и духовным опытом Церкви. Нам, преподавателям, монастырь тоже дает духовную пищу.
Церковные люди призваны соотносить свои мысли, слова, поступки с учением Спасителя и духовным опытом Церкви
– Не только семинаристы, но и некоторые преподаватели носят подрясник. Какова его основная функция?
– Дисциплина, серьезный настрой. В подряснике лишнего себе уже не позволишь.
– То есть преподаватель и себя тоже воспитывает?
– В семинарии мы все друг друга воспитываем, это взаимный обмен (улыбается).
– Какое напутствие вы бы дали своим будущим студентам – тем, кто собирается поступать в семинарию?
– Нельзя подчиняться романтическим чувствам. Выбор должен быть осознанным. За свою долгую работу в духовных заведениях я неоднократно встречал людей, которые, поддавшись первому очарованию, поступали в семинарию, не понимая, что учеба в семинарии – это большая работа над собой и своего рода служение. Жизнь в коллективе, дисциплина, трудничество в монастыре, послушание – не все с этим справляются. Но, как правило, в семинарии нет случайных людей. Ребята приходят более-менее подготовленные, воцерковленные. В семинарии их опыт церковной жизни продолжается, но становится насыщеннее.
– Пандемия вносит коррективы в обучение?
– Считаю, на желание учиться и достигать поставленных целей пандемия не должна влиять.
Первый день в Печорах прошел в ознакомительной «суете», когда, что называется, попить воды некогда: записали интервью с митрополитом Тихоном в два этапа (владыка крайне занят, день расписан по минутам), в котором он рассказал о новой семинарии. В перерывах между интервью семинарист Евфимий провел для меня экскурсию по монастырю.
Безусловно, самое сильное впечатление в Печорах – знаменитые пещеры Богом зданные (ближние и дальние). В пещерах холодно (руки стынут), нет вентиляции, но при этом отсутствует зловонный трупный запах, которого, по законам природы, при таком огромном количестве захоронений не может не быть. А вот свежие цветы источают аромат. Ученые до сих пор не могут объяснить феномен псково-печерских пещер, а православные не сомневаются: «Чудо Божие».
Ученые до сих пор не могут объяснить феномен псково-печерских пещер, а православные не сомневаются: «Чудо Божие»
Захоронения делятся на индивидуальные (в нишах) и общие кладбища: малое и большое (доступно только для монашествующих), скрытые за иконами Богородицы и Воскресения Христова, где гробы кладутся друг на друга и полностью истлевают максимум через 180 лет. В пещерах 325 так называемых керамид – надгробных керамических плит из обожжённой глины с тёмно-зелёной поливой. Такие керамиды не встречаются больше нигде в нашей стране (поэтому и именуются «печерские керамиды») и являются художественным памятником Псковского края.
Керамиды в пещерах Псково-Печерского монастыря
На входе, в ближних пещерах, мы с Евфимием взяли свечи. Дежурная открыла массивную дверь в дальние пещеры, но зайти в пещерные коридоры («улицы», как их называет братия, всего их семь) впервые в жизни оказалось непросто: кромешная темнота, закрытое пространство, свечи гаснут от дыхания и движения (лучше заранее запастить фонариком). Но бояться некогда, надо идти. К тому же одновременно приходилось записывать рассказ семинариста на диктофон в одной руке, а другой при этом светить себе под ноги фонариком на телефоне.
Ниша с гробом старца Иоанна (Крестьянкина)
Осмотрев все галереи пещер, мы оказались у ниши с гробом старца Иоанна (Крестьянкина). Отец Иоанн покоится рядом со святыней псково-печерских пещер – Крестом Валаамских старцев из дерева, привезенного со Святой Земли, которому более 300 лет. За тёмным Распятием – могила одного из ярких проповедников своего времени митрополита Вениамина (Федченкова).
Уже немного «осмелев», дотрагиваюсь до места последнего упокоения старца Иоанна – подвижника, любимого многими православными. Во время пандемии записка старца о предстоящих тяжелых временах обошла Интернет, заставив задуматься о жизни и смерти.
Страх отступил, ощущалась лишь благодать неотмирности и дыхание вечного покоя…
Единственный в мире
В Печорах есть своя Святая гора («Святая горка», как с любовью называют это место в обители). Расположена она над Успенским собором. Чтобы попасть туда, надо сначала подняться по высоким каменным ступеням в колокольне рядом с пещерами, а потом по лестнице на самой горе.
Благолепие Святой горки располагает к созерцанию и уединению: этакий мини-рай на земле. Отсюда открывается удивительная панорама на лазурный ряд куполов Успенского собора.
Большой сад с фруктовыми деревьями и кустарниками, в том числе вкуснейшей голубикой (любимая ягода автора этих строк с детства, проведенного в Якутии). Единственный минус: деревца и кусты закованы в проволоку, иначе будут безжалостно съедены оленями, которых сейчас в монастыре четыре. Пугливые, дикие, оленята держатся на расстоянии, изредка поглядывая на нас любопытными глазами. Когда олени вырастают, их отдают в питомник.
Псково-Печерский многовековой дуб
На Святой горе живут аисты, растет старейший в России многовековой дуб (1411–1412 гг.). С мирской стороны горка надежно защищена высокой монастырской оградой-крепостью, возведенной в древние времена.
А еще здесь уникальный, единственный в мире храм, посвященный празднику Собора преподобных отцов Псково-Печерских (4-е воскресенье после Троицы) – маленький, деревянный, уютный, с аскетичным одноместным иконостасом и крохотными слюдяными оконцами, без электричества (службы совершаются при свечах, как в древних храмах и христианских катакомбах). Храмик сугубо монашеский, молится тут только братия.
Единственный в мире деревянный храм Собора Псково-Печерских преподобных отцов. Август 1993 года. Фото: Печенев Виктор Иванович
Печоры. День 2: экзамены, быт и послушания семинаристов
Учеба в семинарии особенно интересна и полезна тем, что здесь учатся люди самых разных возрастов, с разным мировоззрением, из разных городов и весей. Но цель почти у всех семинаристов одна – послужить Богу в качестве священника.
Цель почти у всех семинаристов одна – послужить Богу в качестве священника
Режим в семинарии расписан по минутам, свободного времени почти нет. «И это очень здорово! Твердое ‟нет” праздности», – по-хорошему удивил семинарист второго курса Георгий Фоминых из Абакана (Республика Хакассия).7:20 – подъем, 7:35 – соборное утреннее молитвенное правило; 8:00 – завтрак, 8:30–9:30 – послушания, 10:00–12:40 – занятия в семинарии, 13:00 – обед, 14:00–15:30 – занятия, 16:00-17:00 – послушания, 20:30 – ужин (по желанию), 22:00 – вечерние молитвы, 23:00 – отбой. Во время сессии вечернее правило совершается келейно. Трапеза в монастыре (15 минут пешком от семинарии), вместе с братией.
Службы церковных праздников, вечернее субботнее богослужение и воскресные литургии обязательны к посещению. В праздники полиелейных святых можно прийти только на помазание, всю долгую монастырскую службу выстаивать не обязательно.
Один раз в неделю все семинаристы проходят послушание пономарей, согласно специальному графику. К примеру, вторник, вечер, и среда, утро. Предварительно сами подготавливают просфоры для богослужения.
Семинаристы живут по два человека в комнате. Выбор соседа – по взаимному согласию.
В семинарии есть свой духовник. У первого курса это помощник духовника Псково-Печерского монастыря, у него исповедуется и митрополит Тихон.
Многие из ребят упоминали книгу владыки Тихона «Несвятые святые», благодаря которой кто-то из них даже пришел в Церковь
Во второй день моего пребывания в Печорах семинаристы первого курса сдавали экзамен по истории России профессору Владимиру Кириллину (некоторые – онлайн). Пока учебный корпус семинарии в стадии строительства, экзамены проходят в конференц-зале при монастырской гостинице. К слову, при монастыре сейчас строится новая большая гостиница для паломников и гостей обители.
Отдельно хочется рассказать о семинаристах и дать слово им самим. И отметить, что многие из ребят в нашем общении упоминали книгу владыки Тихона «Несвятые святые», благодаря которой кто-то из них даже пришел в Церковь.
Чтобы ускорить процесс общения с ребятами, я записывала их комментарии, как только они выходили из аудитории, где сдавали экзамен. Я задавала семинаристам почти одинаковые вопросы, но заметьте, какие разные получились диалоги, какими интересными, нетривиальными деталями делились ребята, как раскрылась личность каждого в эти 16, 20, 40 минут наших с ними интервью.
«Бежать не благословляю!»
Илья Артюшин, 29 лет, Самарская область
– Поздравляю со сдачей экзамена! А вам нравится предмет, который сегодня сдавали?
– Благодарю! Историю своей страны знать очень важно. История – это наши истоки, наши ошибки, наши победы. Не зря говорят: «Кто не знает своей истории, у того нет будущего».
– Почему вы решили поступить именно в Псково-Печерскую духовную семинарию?
– Это длинная история, которую я воспринимаю как послушание. Если вкратце, то сначала я думал о родной Самарской семинарии, а потом увидел видео на Православии.ру о новой семинарии при Псково-Печерском монастыре. С духовником мы посоветовались и решили: если есть воля Божия, и я пройду отбор, то буду там учиться.
– У вас есть светское образование?
– Я окончил Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королёва.
– Почему семинария? Хотите стать священником?
– Хочу Богу служить. Священник – это амплуа человека, который Богу служит в своем послушании. В моей жизни произошла встреча со Христом, после которой не было сомнений, как жить дальше: хотелось посвятить себя только Богу и Его Церкви. Во многом в этом и ответ на вопрос, почему я учусь именно в Печорах: в рамках желания послужить Богу появилось послушание учиться в Псково-Печерской семинарии.
– До учебы в семинарии вы посещали Печоры?
– Я приезжал сюда в 2018-м году. Тогда интересно получилось. За 3 года до этого, слушая аудиокнигу владыки Тихона «Несвятые святые», я загорелся идеей попасть в Печоры. Помню, мне нужно было идти в университет, а я в умилении слушал животрепещущие, трогательные истории и не мог оторваться. Буквально через неделю, после литургии в самарском храме, где алтарничал, я зашел в алтарь, начал читать благодарственные молитвы после Причащения, как вдруг настоятель сказал мне: «Хоть сейчас отправил бы тебя в Печоры. Начинай копить деньги на дорогу».
В Печоры я влюбился. Сначала нес послушание в трапезной помощником повара, благодаря чему увидел почти всю братию монастыря, со многими пообщался. Тогда я даже подумать не мог, что буду здесь учиться. Когда встал вопрос о моем поступлении в семинарию, одна схимница из Ивановской области мне сказала: «Как бы я хотела, чтобы ты учился при Псково-Печерском монастыре! Там владыка Тихон». Но это было просто нереально, так как в Печорах в то время было только заочное отделение.
– И как все повернулось…
– Вот что значит молитвенники. Они живут в иной плоскости.
– С какими чувствами ждете официального открытия семинарии?
– Владыка Тихон организовал довольно плотную программу, все уже как по рельсам идет, поэтому для семинаристов особо ничего не поменяется. Но ощущаю трепет. Очень здорово, что у нас есть возможность быть участниками исторического момента – стоять у истоков Псково-Печерской семинарии. Интересно, какие новые люди придут, как все будет дальше развиваться.
У нас есть возможность быть участниками исторического момента – стоять у истоков Псково-Печерской семинарии
– Когда грянула пандемия, как было организовано обучение?
– Студенты должны были прибыть в Печоры в сентябре, а почти вся братия заболели. Первый месяц учебы мы провели дистанционно, по домам. Пандемия в целом накладывает сложности относительно храмов, богослужения.
– Владыка Тихон шутливо заметил, что семинаристы бегают в пещеры Богом зданные перед экзаменами.
– Бегаем, да, но не только перед экзаменами, но и во время трудных внутренних состояний, сложностей в духовной жизни, когда кажется, что тебя никто не поймет, ведь от людей помощи искать порой не стоит. Звонишь отцу Лазарю (ответственному за послушание в пещерах) и говоришь: «Батюшка, благословите в пещерки к отцу Иоанну (Крестьянкину) забежать!» Отец Лазарь отвечает: «Бежать не благословляю, а вот благоговейно, тихо зайти, помолиться – Бог благословит». Мы же постоянно торопимся: послушания, учеба (улыбается).
– У вас уже появились любимые псково-печерские святые?
– Это еще одна чудесная история. Когда я впервые приехал сюда, мне досталась частица гроба преподобного Марка. Еще у меня установилась молитвенная связь с преподобным Симеоном, мощи которого покоятся в раке в Сретенском храме. Удивительный святой, как он слышит людей, и как быстро разрешаются трудные ситуации по его молитвам. Вот как я вам говорю сейчас, так и ему говоришь, и он все слышит. Мы простые студенты, пришли из мира. Сам удивлюсь, как святые нас слышат…
– Вы хотите стать монахом или завести семью?
– Как сказал в проповеди один священник, каждый уважающий себя мужчина по мере воцерковления хочет стать священником. Меня это желание тоже не обошло стороной. Богом была дана призывающая благодать, хотелось сразу всего: быть и монахом, и священником.
– А женщины, как правило, сразу хотят в монастырь, когда воцерковляются. Я сама пожила в монастыре в период неофитства. Уникальный опыт.
– Есть такое, да (улыбается). Всегда были и есть молодые люди, которые искренне сердцем прилепляются к Богу, хотят Ему служить, ищут правду Божию, и Господь разными путями ведет их к Себе (одних с детства приводит, других – через тернии). Среди наших семинаристов тоже такие есть – ищущие Бога и Его правды, искренне верующие.