скальный монастырь в воронежской области
Костомаровский Спасский монастырь
Костомаровский женский православный монастырь — знаменитый пещерный монастырь в Воронежской области, расположенный в двух километрах от правого берега реки Дон недалеко от села Костомарово.
На сегодняшний день это один из трех действующих пещерных монастырей на территории области и одна из ее главных святынь, также известная как Русская Палестина. Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы.
История
К сожалению, на настоящий момент нет единой точки зрения в отношении времени создания удивительных пещерных храмов — главной достопримечательности Спасского женского монастыря. Письменные свидетельства до наших дней не дошли, остались лишь устные предания, предположения и воспоминания старожилов.
Некоторые исследователи полагают, что пещерные храмы были воздвигнуты христианами, бежавшими из Византии уже в I веке н. э. В толще мелованной горы они находили спасение и успокоение и сделали это место отправной точкой в распространении христианства на территории нынешней России.
Другие исследователи считают, что подземные храмы были созданы иконопочитателями, спасавшимися от гонений в VIII—X вв.
Существует также точка зрения, согласно которой пещерные храмы появились не ранее XVII столетия и были созданы бежавшими от преследований иноками-малороссами.
Первые письменные упоминания о пещерах приходятся на конец XVIII — начало XIX веков, но и тут нет никаких убедительных свидетельств ни о времени создания пещер, ни о внутренней жизни храма. Принято считать, что в этот период времени Костомаровские пещеры строились верующими крестьянами, а сама территория являлась скитом Белогорского мужского монастыря. Несмотря на различные точки зрения по поводу времени строительства пещер, все исследователи соглашаются с тем фактом, что строительство происходило в несколько этапов. Последний всплеск строительства произошел в XIX веке, а в XX веке началось возведение храма Серафима Саровского, которое было приостановлено по причине из-за революции 1917 года. В 30-е годы храм был официально закрыт.
В 1946 Костомаровская обитель вновь продолжила свою историю, получив официальное разрешение на проведение богослужений. В это время происходит регистрация общины верующих, и появляется постоянный священник. Однако спустя 13 лет во время хрущевских гонений церковь снова прекращает свое существование.
После долгих лет забвения, начиная с 1997 года, происходит восстановление Костомаровских пещер и воздвигается Спасский женский епархиальный монастырь.
Объекты на территории Костомаровского монастыря
Спасский храм
Самая большая и самая древняя пещера среди Костомаровских подземелий. Ее вход находится у основания двух скал-див, между которыми располагается колокольня. Сама пещера представляет собой целый подземный комплекс с кельями, храмом, и усыпальницей. В наше время это единственная сохранившаяся близ Дона пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями. Главный алтарь храма освящен в честь Нерукотворного образа Спаса.
Есть в этом храме и особенно почитаемая паломниками икона Пресвятой Богородицы, написанная на металле, ее размер достигает человеческого роста. На иконе видны отверстия от пуль. Считается, что иконоборцы, которые целились в лики Богородицы и Иисуса, попасть в них так и не смогли. Перед этой иконой молятся о семейном счастье, а также о благополучном возвращении воинов домой со службы или войны.
Пещера покаяния
Узкая пещера, представляющая собой длинный изогнутый коридор, в нишах которого вырезаны иконы. Если продвигаться вглубь пещеры, то можно заметить, как потолок в ней становится все ниже и ниже. Таким образом, когда вы оказываетесь в исповедальне, то ненароком склоняете голову. Здесь вы можете увидеть, лежащий в файле листочек с молитвой, при необходимости им можно воспользоваться.
Костомаровская Голгофа
Есть в Костомарово и своя гора Голгофа удивительно внешне напоминающая место распятия Иисуса в окрестностях Иерусалима. По дороге к возвышающемуся на горе поклонному кресту, паломники заходят в часовню и обращаются к блаженному священномученнику Петру, который был арестован во время политических репрессий 30-х годов XX века. Поднявшись наверх вашему взору представится чудеснейший вид!
Другие объекты на территории монастыря
На территории обители также находятся:
Расписание богослужений
В летнее время службы проходят в пещерном храме, а зимой — в наземном.
Экскурсии по пещерным храмам Спасского женского монастыря
Вы можете посетить экскурсию с 9:00 до 17:00 в будние дни или с 11:00 до 16:00 в субботу/ воскресение/ праздничные дни, на которой вам расскажут об истории монастыря и чудотворных иконах.
Предварительно необходимо записаться на экскурсию по телефону: +7(951)-865-74-89 (10:00 до 16:30).
Если вы являетесь организатором группы и планируете посещение экскурсии, то необходимо не менее, чем за три дня до приезда оставить заявку по телефону: +7(473–94)54–637.
Также пещерные храмы можно посетить самостоятельно во время их работы:
Правила поведения
На территории монастыря запрещено:
Панорамный вид на Костомаровский женский монастырь
Как добраться до Костомаровского Спасского монастыря
На общественном транспорте:
Из Воронежа по железной дороге (ж/д расписание — по ссылке) через Острогожск до станции Евдаково (Каменка) или междугородним автобусом «Воронеж-Россошь» с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до поселка Каменка (ж/д станция Евдаково). Оставшийся участок можно преодолеть на такси или попутным транспортом.
Удобная альтернатива — паломнические автобусные туры из Воронежа c возвращением в город.
На автомобиле:
Расстояние от Воронежа до села Костомарово составляет примерно 180 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж — Костомарово займет около двух часов. Часть пути от Воронежа до г. Лиски (ок. 90 км.) проходит по трассе М4 «Дон». После правого поворота с трассы по указателю на город Лиски (ок. 30 км.) — по кольцу налево до следующей кольцевой развязки с указателем «Острогожск». Далее проезжаем Пухово, двигаемся до Каменки, в которой установлены указатели «Монастырь». Координаты для навигатора — 50°41’05.8″N 39°44’53.9″E.
Видео о Костомаровском Спасском монастыре
Воронежский Синай, или пещерная обитель
Палящее солнце, сухая трава, редкий низкорослый кустарник… Захватывающее сочетание небесной сини с ослепительной белизной меловых склонов, великолепное в своей предельной простоте. Путники, медленно поднимающиеся по избитой тропинке к кресту, установленному на вершине холма… Такое ощущение, что ты перенесся во времени назад, в библейские века.
Нет, мы не в Египте или Палестине. Это русская земля, придонские степи, воронежское Белогорье, местечко Костомарово, Спасский женский монастырь. Его уникальность заключается в том, что храмы и кельи расположены в белоснежных меловых пещерах, которых так много по берегам Дона.
Создание пещерных храмов и монастырей началось в глубокой древности. На заре христианства верующие в Древнем Риме, скрываясь от гонений и преследований властей, совершали богослужения и совместные молитвы в подземных катакомбах. На Востоке пещеры использовали монахи-отшельники, стремившиеся уйти от внешнего мира ради благодати молитвенного уединения. А первые пещерные монастыри, по мнению историков, возникли в IV веке в Палестине.
Появление подобных обителей на русской земле, ставшее продолжением восточных традиций, началось со времени Крещения Руси и длилось до XIX века. В IX веке возник самый известный на Руси Киево-Печерский пещерный монастырь. Его основатель, отец русского монашества преподобный Антоний, принес сюда со Святой Горы Афон традицию пещерного уединения. Атмосфера подземных келий с их невероятной тишиной и отгороженностью от внешнего мира очень соответствовала духу христианских подвижников, стремившихся всю свою жизнь посвятить служению Господу. Потому таким большим уважением и почетом у русских людей всегда пользовались и сами пещерные монастыри, и тяжелая, самоотверженная жизнь их обитателей. Среди наиболее известных подобных сооружений Подмосковья – Талицкие пещеры в Пушкинском районе и Гефсиманский скит в Сергиевом Посаде.
Появлению же пещерно-храмовых строений в Воронежской области способствовало наличие в земной коре мощных меловых отложений.
Исторически Придонье находилось на перекрестке торговых путей, важнейшим из которых была река Дон. В разное время эти места заселяли самые разные, ныне исчезнувшие народы и племена: скифы, сарматы, аланы… С X по XVII век (почти семь столетий) эти земли регулярно страдали от набегов кочевников: печенегов, половцев, крымских и монгольских татар. Дикое поле, вытоптанное копытами лошадей, заброшенные монастыри и храмы, – вот во что превратили кочевники здешнюю землю.
Возможно, именно этим можно объяснить отсутствие подлинных исторических сведений о времени возникновения Костомаровской пещерной обители. Хотя существует несколько версий.
Так, в конце XIX века археолог и краевед Д.М. Струков выдвинул гипотезу, согласно которой пещерные обители возникли здесь очень давно, в первые века христианства. Его предположения основывались на наличии архитектурных признаков, придающих им схожесть с пещерными храмами в горной Каппадокии (север современной Турции), появление которых историки относят к I тысячелетию до Рождества Христова.
Ряд исследователей полагают, что время появления Белогорских пещерно-храмовых сооружений совпадает с периодом иконоборческой ереси (с VIII по X век), когда иконопочитатели, скрываясь от преследований, бежали из Византии на север через Кавказ, Крым и Придонье, создавая в этих местах пещерные храмы.
Мне же очень нравится предание о том, что 2000 лет назад сюда с миссией отправился святой апостол Андрей Первозванный, который проповедовал Евангелие скифским народам. «У этих народов зерно христианства в свое время даст росток», – писал святой апостол о русичах, которые пришлись ему «более всего по душе». Согласно этому преданию, верный ученик Христа основал здесь первую христианскую общину, не сомневаясь в том, что вера в единого Бога заполнит сердца людей, поклонявшихся до этого разным богам, и останется с ними на века. Именно святому апостолу Андрею многие сказания приписывают основание здесь первых пещерных храмов.
Первые же письменные упоминания о здешних пещерных строениях появились уже в середине XVII века. Согласно этим сведениям, на территории современного Спасского женского монастыря в то время находилась Дивногорская мужская обитель. Опираясь на эти данные, исследователи П.В. Никольский и В.Н. Тевяшов в конце XIX века предположили, что монастырь в Костомарове создали иноки из Малороссии, бежавшие сюда от унии и жестокости польской шляхты. Храня память о киевских пещерах, они начали создавать храмы в здешних меловых породах. Правда, Никольский допускает, что монахи могли найти уже готовые и заброшенные строения и обосноваться в них. В пользу данной гипотезы говорит тот факт, что внутреннее устройство пещер более напоминает стиль древневизантийский, нежели киевский.
Строительство пещерных галерей продолжилось в XIX веке, и, по воспоминаниям старожилов, здесь продолжала существовать Дивногорская мужская обитель. У местных жителей и паломников особым почетом пользовалась пещера Покаяний, в которой верующих исповедовал святой старец.
С началом советского периода печальная участь православных святынь Руси, к сожалению, постигла и монастырь в Белогорье. Начались религиозные гонения, а пещерные обители были закрыты и разорены. Но многие монахи, скрываясь в самых удаленных келиях подземных лабиринтов, продолжали тайно нести свой молитвенный подвиг. Зная об этом, жители окрестных сел поддерживали подвижников, собирая и передавая им в подземелье пищу и одежду.
Особо почитаемым в этих местах в те годы был блаженный старец Петр, обладавший даром прозорливости и врачевания. Его родственник, местный старожил Павел Никифорович Еремеенкo рассказывал, что Петр вырубил в Костомаровских меловых холмах небольшую пещеру, в которой и жил. Принимал отец Петр и непосредственное участие в строительстве Спасского храма. Интересно, что свои наставления верующим он излагал в форме мудрых притч и иносказаний, постижение смысла которых требовало глубокого размышления.
В конце 30-х годов XX века старец Петр Еремеенко был подвергнут религиозным гонениям, схвачен и отправлен в Острогожскую тюрьму. По официальным данным, там он и умер, хотя до сих пор существует предание, что старец исчез из закрытой тюремной камеры. Тюремные власти, чтобы опровергнуть слухи, велели вынести тело умершего из тюрьмы и предъявили толпе… правда, с закрытым лицом. В память о старце Петре на территории монастыря была построена часовня, внутри которой воздвигнут крест. Паломники и сегодня продолжают обращаться к старцу Петру с просьбами о помощи.
Перед арестом отец Петр предсказал появление в обители еще одного пламенного подвижника: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка». Действительно, после войны появился здесь юродивый Андрей: «В первые годы после открытия пещерной церкви в ней подвизался юродивый по имени “Андрюшка”», – так писали о нем представители властей.
Отец Андрей, в миру Андрей Васильевич Попов, был родом из местной деревни Клеповка. В 12 лет он остался без родителей и познал тяжкую долю сироты. А на путь веры встал уже после того, как во время Великой Отечественной войны чудом выжил в страшном бою. С ужасом наблюдая, как вокруг него гибнут люди, Андрей, не переставая молиться о спасении, укрылся в небольшой воронке. Вот здесь и произошло чудо: немецкий танк, проползший над его головой, даже не задел Андрея. Тогда-то он и дал себе обещание до конца дней служить Господу.
Вернувшись с войны, Андрей Попов стал посещать дома, где собирались верующие для совместной молитвы (тогда в селе не было церкви), а позже оставил свой дом, отправился в пещеры и организовал там православную общину.
В общине Андрей был очень почитаемым старцем, к нему всякий раз обращались прихожане за советом и молитвенной помощью. Как когда-то старец Петр, словесную помощь верующим отец Андрей оказывал в иносказательной, не всякому понятной, форме.
В 1959 году, в период хрущевский антирелигиозной кампании, Спасская церковь была окончательно закрыта, а деятельность православной общины прекращена. Незадолго до этого представители сельской управы жестоко избили отца Андрея, они издевались над ним и собирались арестовать. Тогда старец решил оставить мир людей и стать затворником. Он скрылся в одной из самых дальних подземных пещер и в уединении и молитве провел долгие 13 лет.
Дошедшие до нас его записи рассказывают о том, что отец Андрей преодолел самые суровые монастырские испытания: он молился в столпнике так, «что одежда ветшала от пота». Стоял он, привязав себя к стене, чтобы не упасть от бессилия: «….и стану я в столпе на молитву, с горячей слезой молиться за весь православный мир…» Затворничество – невероятно тяжелая миссия, и в особо трудные дни отец Андрей обращался к Божией Матери с просьбой о помощи. Выйдя из затвора по истечении 13 лет, он отправился в странствие по святым местам. Люди отмечали, что в исходящей от отца Андрея благодати и в невероятной белизне его лица было что-то поистине неземное.
Умер отец Андрей в 1982 году. Его похоронили на одном из деревенских кладбищ, и с этих пор его могила является местом почитания и паломничества. В свое время отец Андрей предсказал возрождение Костомаровской обители, назвав ее Новым Иерусалимом: «…И потекут сюда со всех сторон народы послушать слова Господа Христа и получить благодать». Предсказание сбылось, началось восстановление древней монастырской земли! В 1993 году приступили к расчистке пещер, а в 1997 году открыли теперь уже женский Спасский епархиальный монастырь.
Сначала у подножия меловых холмов среди полуразрушенных заброшенных пещерных сооружений поселились всего три монахини. Одна из них, игумения Серафима стала первой настоятельницей обители. В настоящее время все пещерные храмы полностью восстановлены и даже построен новый – в честь Божией Матери «Взыскание погибших»; отстроены также сестринские корпуса и хозяйственные помещения, действует гостиница для паломников.
Невероятное внешнее сходство монастырских пейзажей со Святой Землей дополнено и схожими названиями: гора Фавор, поток Кедрон, поклонный крест на горе Голгофа… Меловые холмы огибает извилистая дорога, на которую выходят входы в восемь основных пещер.
Самым древним из монастырских строений является Спасский собор. Его рукотворные части очень органично сочетаются с каменной кладкой, созданной самой природой. Звонница, сверкающие купола, увенчанные крестами, будто опираются на две меловые скалы, которые здесь называются «дивы». Поистине дивное создание! Храмовая пещера представляет собой целый комплекс: кельи, усыпальницы, храм с главным алтарем и приделом Веры, Надежды, Любови и Софии. Своды храма лежат на больших меловых колоннах, в стенах прорублены келии с крошечными оконцами. В затворнических пещерах встречаются и специальные углубления – столпники, в которых монахи молились стоя, привязывая себя к стене.
Традиционно иконы для пещерных храмов писались на цинковых листах, так как из-за высокой влажности деревянные иконы быстро ветшали. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, написанная на листе цинка, пользуется особым почитанием паломников. На ней сохранились следы от пуль, когда в святые образы стреляли большевики. Еще одна особо почитаемая икона пещерной обители – «Святое Семейство», – перед этим образом молятся о благополучии и мире в семье. В одной из пещер храма, по свидетельствам старожилов, большевики расстреливали монахов и верующих. На стенах до сих пор сохранились следы крови погибших священников.
В 1903 году в обители начали возводить еще один храм монастыря, освященный в честь преподобного Серафима Саровского, но после революции строительство остановилось и завершилось лишь недавно. Храм был освящен 15 января 2005 года, уже после основания здесь женского Спасского монастыря. Уникальные иконы, вырезанные прямо в меловой толще стен храма, поражают утонченностью и одновременно скромностью и великолепием! Они аскетичны, как и все убранство пещер и помогают посетителям настроиться на главное: на веру, живущую в их сердцах, на постижение внутреннего, духовного состояния!
Не прекращается поток паломников в самую удаленную обитель монастыря – пещеру Покаяния. Продвигаясь по пещерным коридорам, освещаемым тусклым светом лампад и свечей, погружаясь в покой и безмолвие, верующие будто следуют «из времени в вечность», совершая путь в глубину своей души. По мере удаления от входа всё внешнее отступает, и путник остается наедине с собой и с теми самыми главными вещами, которые есть в его жизни.
Раньше сюда приходили на таинство исповеди. Низкий потолок, очень узкие проходы невольно заставляют посетителей продвигаться по лабиринту в позе смирения, впитывая дух древности, сложных человеческих судеб, исторических загадок и тайн, которым наполнена атмосфера обители. Для многих здесь наступает момент истины.
Новый XXI век стал началом эпохи возрождения пещерных храмов, переданных Воронежской епархии. В воскресные и праздничные дни здесь проходят службы: летом – в Спасском соборе, зимой – в храме «Взыскание погибших».
Постоянно растет количество сестер, желающих нести в монастыре молитвенную и трудовую службу. С каждым годом увеличивается и число паломников, приезжающих в Костомарово из самых разных мест России, ближнего и дальнего зарубежья. Многие из них возвращаются сюда вновь и вновь. Проникаясь необыкновенной красотой этих мест, они снова и снова вдохновляются невероятной силой духа, преданностью вере, – всем тем, что навеки хранят для потомков своды, галереи и самые удаленные уголки величественных пещерных сооружений Костомаровской Спасской обители!
Пещерный монастырь в Костомарово (Воронежская область)
На 200 км к югу от Воронежа, на правом берегу Дона раскинулось Белогорье – холмистая местность, сложенная меловыми породами. Край этот известен пещерными монастырями: Дивногорский, Костомаровский, Белогорский. Их подземные храмы, переходы, кельи хранят неразгаданные тайны и привлекают тысячи путешественников.
Самая таинственная среди пещерных обителей Дона находится в селе Костомарово, Подгоренского района Воронежской области.
Аскетический ландшафт окрестностей здешнего монастыря совсем не похож мягкое и задумчивое русское раздолье. Он напоминает, скорее, безлесные пейзажи Иудеи – родины Христа. Вот как выглядят окрестности Костомарово на карте Гугл:
Северная часть села лежит на берегу Дона, а Спасский монастырь на юге отдален от реки на расстояние 2 км. Он раскинулся на дне обширной балки, меловые склоны которой таят в своих недрах знаменитые пещеры Костомарово – неизвестно когда и кем вырытые.
Доехать сюда можно как на своем, так и на общественном транспорте. Паломники могут остановиться в гостинице Костомарово, проникнуться особой атмосферой Спасского женского монастыря — «обители покаяния и гонений». Ниже мы подробно расскажем о монастыре и его истории.
1. Костомарово на карте
В село Костомарово Воронежской области Подгоренского района люди едут отовсюду.
Вот расстояния от некоторых городов:
2. Костомарово: историческая справка
Письменная история села Костомарово берет начало в 1734 году – в разгар бироновщины и гонений на российских дворян. В это нелегкое для российских дворян время императрица Анна Иоановна пожаловала помещику С.М. Костомарову земли на Дону с государственными крестьянами.
К началу XIX века вотчина Костомаровых опять перешла в государственную казну, стала называться слободой. Сегодня в скромном по размерам селе проживает на более 300 жителей, есть основная школа, фельдшерский пункт, почтовое отделение. В районе Спасского монастыря, в местности, окружённой пустынными меловыми холмами, практически нет мобильной связи.
Славу селу принесли вырытые в холмах пещеры, которые до сих пор считаются исторической загадкой. Ни об одном из пещерных объектов Костомарово нет достоверных письменных свидетельств – даже в источниках XIX-начала XX века, во времена Духовной консистории, когда на учет ставились все церковные постройки и малые приходы.
Многие исследователи сходятся во мнении, что пещерным храмам на берегах Придонья больше 1000 лет.
Возрождение началось в 1993 году с раскопок заваленных пещерных ходов. В 1997 г. здесь появились первые насельницы во главе с игуменьей Серафимой. Сегодня в Спасском монастыре живет постоянно 36 сестер, действует три храма, есть жилые постройки и гостиница для паломников. Обитель «покаяния и гонений» посещают ежегодно до 40 тыс. человек.
3. Спасский монастырь: описание
Наземные постройки Костомаровского Спасского монастыря расположены в широкой балке, окруженной «лысыми» холмами с проплешинами скудной растительности. Палестинский пейзаж дополняет гора Фавор, у подножия которой находится село. Гора Голгофа, увенчанная деревянным крестом, господствует над монастырем. Возле Креста происходит поразительное явление – многие ощущают себя сопричастниками Распятия, начинают вдруг реально осознавать цену спасительной жертвы Христа. Кстати, Голгофский Крест над Спасским женским монастырем не совпадает по долготе с «Лысой горой» в Иерусалиме – он лежит на 4,5° восточнее. Но это не мешает паломникам ощущать космический характер события, которое символизирует Голгофа.
Основной достопримечательностью Костомаровского Спасского женского монастыря являются пещерные храмы.
Совет: в пещерных храмах монастыря нет электричества, для их осмотра понадобится много свечей.
Спасский собор
Спасский пещерный комплекс венчают две меловые скалы – дивы, сложенные из твердых пород. Между дивами висят колокола, а стены украшены мозаичными иконами. Все это придает старейшему храму пещерного монастыря праздничный вид.
Помещение храма начинается сразу у входа, своды держатся на 12 меловых колоннах, которые делят огромный зал на 3 части. Здесь царит сумрак, слабо мерцают лампады, и стоит звенящая тишина. В стенах храма высечены кельи для отшельников, которые вели затворническую жизнь и общались с верующими через окна. Отдельный вход в храме служил для того, чтобы затворники могли слушать Литургию, оставаясь невидимыми для прихожан. Алтарь храма освящен во имя Спаса Нерукотворного, престольный праздник обители – 29 августа по н. ст.
Расписание богослужений в Спасском соборе:
Налево от главного храма расположен придел – во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Он создан стараниями молитвенников в 40-е годы XX века, во время недолгой оттепели. Инициатором придела был блаженный Андрей — юродивый и затворник. Осмотр придела возможен только в свете мерцающих свечей, которые выхватывают из тьмы лики икон и филигранную отделку алтаря резьбой по мелу.
Храм Серафима Саровского
По преданию храм в честь преподобного Серафима в Костомарово стали создавать в год прославления святого – 1903 г. Но записи об этом строительстве нет ни в одном источнике. В 1993 году началась расчистка Костомаровского комплекса. Рабочие, открыв однажды утром эту пещеру, ясно увидели беловолосого старца, молящегося на коленях перед алтарем. Позже по иконе они узнали в нем Серафима Саровского. Вновь отделанную церковь венчает стилизация под «диву» — башня, сложенная меловыми глыбами. Внутри, словно в сказке, стены отделаны ажурной разбой по мелу в исполнении белгородских художников.
Богослужения в храме проходят в дни памяти святого Серафима: 15 января и 1 августа по новому стилю.
Храм Взыскание погибших
Единственный наземный храм Спасского монастыря построен в 2000 году и освящен в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Здесь проходят богослужения в зимнее время, а во время паломничества можно заказать требы: молебен, сорокоуст, панихиду, неусыпаемую псалтирь.
Пещеры затворников
Пещеры в Костомарово – это место затворничества безвестных подвижников. Они совершали свой подвиг в тайне, поэтому о них так мало письменных свидетельств. На меловых склонах Спасского монастыря сохранились 3 кельи затворников, доступные для посещения. Здесь и зимой, и летом температура держится на уровне 13-14°, влажность такая, что стены сплошь покрыты зеленой плесенью. В одном из затворов жил столпник – молитвенник, никогда не позволявший себе сесть или лечь.
Самая знаменитая из затворнических келий – Пещера покаяния. Узкий абсолютно темный извилистый коридор вел человека в неизвестность. Изредка стены подземного хода светились мерцающими лампадами возле икон. Перед ними грешники изливали просьбы о прощении и заступничестве – и двигались дальше. Потолок становился все ниже, буквально пригибая кающегося человека к земле. В келью к старцу, принимавшему исповедь, он входил в глубоком поклоне. Последним обитателем Пещеры покаяния был отшельник Петр, его расстреляли у этой пещеры в 1937 году. Сегодня, пройдя с зажженной свечой коридор покаяния, можно обнаружить на аналое листок и прочитать покаянную молитву. Но это ни в коей мере не заменяет таинства исповеди живому священнику, которое проходит в любом храме во время богослужения.
Святыни
В Спасском женском монастыре особо почитаются две иконы.
К святыням монастыря относится также источник Тихвинской Божией Матери, он находится при дороге на расстоянии 3,5 км от монастыря. Место оборудовано срубом, каменная кладка защищает склоны от осыпания. В праздник Тихвинской Божией Матери из Спасского монастыря к источнику идет крестный ход с освящением воды. В меловом склоне неподалеку устраивается пещера-часовня в честь этого образа.
Особо строгих правил поведения в Костомаровском монастыре нет, но надо выполнять несложные требования:
4. Прогноз погоды в Костомарово
Планируя поездку, поинтересуйтесь погодой. Дождь и слякоть затруднят езду по проселочным дорогам, а скользкие склоны Костомаровской Голгофы сделают подъем на гору невозможным для нетренированных людей.
Погода в Костомарово сегодня:
Кликните на ссылку, чтобы увидеть подробный прогноз погоды в Костомарово на 10 дней.
5. Экскурсии
В первый раз приехать в Костомарово лучше всего с экскурсией или с паломнической поездкой. Экскурсии в Костомарово из Воронежа в основном однодневные, отличаются количеством объектов посещения. Паломнические поездки ограничиваются одним монастырем, туристические поездки включают в программу помимо Спасского монастыря еще Дивногорье.
Название | Фирма | Программа | Цена |
Групповая экскурсия из Воронежа в Костомарово | Weatlas | Посещение Костомаровского Спасского монастыря | 2596 |
Костомарово. Паломничество | Воронежский паломник | Посещение храмов и святынь Спасского монастыря Трапеза | 1200 |
Спасский женский монастырь | Терра Воронеж | Целый день в Костомарово | 1800 |
Тайны пещерных храмов Костомарово-Дивногорье | Федерация туризма | Святыни Спасского монастыря Музей-заповедник в Дивногорье | 2877 |
Костомарово, Русская Палестина | МариНика-тур | Целый день в Костомарово | |
Пещерные храмы Дивногорья | Экстрагид | Малые Дивы + Спасский монастырь | 3500 |
Воронеж – Костомарово – Дивногорье 2 день. «Дворцы Воронежского края» + «Символы столицы Черноземья» |
6. Как добраться до Костомаровского Спасского монастыря
Никаким транспортом, кроме как на автомобиле, до Костомарово добраться нельзя. Поездка в Костомарово на собственном авто не будет проблемной ни из Воронежа, ни по маршруту Россошь – Костомарово. Зато вопрос, как добраться на общественном транспорте, требует проштудировать расписание. См. ниже.
Как добраться на общественном транспорте
Регулярное автобусное сообщение есть только между Костомарово и районным центром Подгоренский. В расписании на Костомарово из Подгоренского стоит всего два рейса в 6:00 и 13:00.
Как добраться на собственном автомобиле
На машине из Воронежа можно доехать до Костомарово двумя маршрутам – оба протяженностью 170 км, время в пути – 2,5 часа.
Из Россоши маршрут короче – всего 67 км, 1 час в пути. Дорога идет на север, через населенные пункты: Поповка – Подгоренский – Сагуны – Юдино – Костомарово.
7. Гостиница Спасского монастыря
8. Контактная информация
Всю информацию о Спасском монастыре в Костомарово можно найти на официальном сайте обители https://www.kostomarovo.ru/
Почтовый адрес: Воронежская обл. Подгоренский р-н, ул. Монастырская — 1.
Заказывать групповые экскурсии следует заранее по телефону: +7(951)-865-74-89
Режим проведения экскурсий по пещерному комплексу:
Если у вас есть возможность, обязательно посетите Костомарово. Это уникальное место. Независимо от того, верующий вы или нет и какую религию вы исповедуете, стоит все увидеть своими глазами, окунуться в живую древность и ощутить кожей и ветерок донских просторов, и холод подземелий.
Читайте также статьи про подземные монастыри Дивногорья и Белогорья.