ситуационный метод обучения плюсы и минусы

Основные характеристики ситуационного метода обучения иностранному языку

ситуационный метод обучения плюсы и минусы. Смотреть фото ситуационный метод обучения плюсы и минусы. Смотреть картинку ситуационный метод обучения плюсы и минусы. Картинка про ситуационный метод обучения плюсы и минусы. Фото ситуационный метод обучения плюсы и минусы

Дата публикации: 06.05.2019 2019-05-06

Статья просмотрена: 1237 раз

Библиографическое описание:

Элмуратова, Н. Х. Основные характеристики ситуационного метода обучения иностранному языку / Н. Х. Элмуратова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58653/ (дата обращения: 07.11.2021).

Целью статьи является обзор и предоставление общей характеристики ситуационного метода обучения иностранному языку. Методы исследования: анализ и обобщение.

В результате исследования установлено, что данный метод основан на ситуационном моделировании, которое является частью интерактивных технологий обучения. Ситуационное обучение языку характеризуется двумя основными чертами: ориентация на лексику и чтение являются наиболее характерными чертами ситуационного обучения языку. На самом деле, считается, что овладение набором высокочастотных словарных элементов приводит к хорошим навыкам чтения; считается, что анализ английского языка и классификация его видных грамматических структур в модели предложений, также называемые ситуационными таблицами, помогают учащимся усваивать грамматические правила. Ситуационное обучение предполагает погружение слушателей в определенной ситуации, где они могут найти практическое применение своим знаниям.

Новый стандарт изучения иностранных языков основан на таких ключевых понятиях, как коммуникативная культура, мотивация, взаимодействие. Использование новых интенсивных методов обучения способствует не только усвоению лингвистических знаний студентов, развитию их речевых навыков и реализации образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. Одним из наиболее эффективных методов обучения иностранному языку является ситуационный метод. Этот метод требует не только академического знания языка и языкового материала, но и превращает процесс познания в процесс открытия нового опыта взаимоотношений и взаимосвязей между событиями, явлениями, объектами, их критического отражения.

Указанные методы фрагментарно используются в образовательном процессе различных образовательных учреждений. Однако, как показал анализ теории и практики профессионального образования, ситуационное обучение пока еще широко не используется. Нерешенными аспектами исследования ситуационного метода обучения иностранному языку являются: недостаточный словарный запас студентов, плохая реализация метода в процессе обучения и отсутствие технической оснащенности. Цель статьи-рассмотреть и дать общее описание ситуационного метода обучения иностранному языку. Методы исследования: анализ и обобщение.

Обсуждение. Повышение уровня интерактивности образования обосновывает необходимость широкого внедрения ситуационного подхода в процесс подготовки будущих специалистов. Обучение в таких ситуациях может быть использован для различных целей: подготовка к приобретению знаний, иллюстрации общих положений, изучение типичных ситуаций и т. д. Ученые отмечают, что ситуативность в парах значительно повышает мотивацию и активность студентов. Ситуативные упражнения повышают мотивацию студентов к разговору, чтению, аудированию и письму на иностранном языке.

Формирование коммуникативной компетентности возможно за счет обеспечения моделирования в учебном процессе типичных ситуаций реального общения, возникающих в различных сферах жизни и относящихся к различным темам. То есть предметно-содержательный план иноязычного вещания учащихся обусловлен предметом, ситуацией и сферой общения, которые являются еще одной составляющей содержания обучения. Коммуникативно-говорящая ситуация-это динамическая система взаимодействия конкретных факторов объективного и субъективного планов, вовлекающих человека в речь, общение и определяющих его поведение в рамках одного коммуникативного акта. Коммуникативная ситуация включает в себя четыре фактора: 1) обстоятельства реальности, в которых происходит общение; 2) отношения между коммуникаторами; 3) речевые намерения; 4) осуществление акта общения, создающего новые стимулы для трансляции.

Речевое действие невозможно вне общения. Существуют различные определения ситуации с обучением. Г.Рохова определяет ситуацию как искусственно созданное обстоятельство, которое вызывает необходимость высказаться. Образовательная ситуация — это ситуация, созданная учителем, особенно разработанные студентом для говорящего. Ситуации могут быть реальными, воображаемыми, проблемными, специфическими, фантастическими, проблемно-информационными и т. д. Но они сочетают в себе одно педагогическое условие — создание мотивации к говорению, которая подразумевает логику обучения общению.

Ситуационное обучение предполагает погружение студентов в конкретную ситуацию, где они могут найти практическое применение своим знаниям. Основой данной методики является ситуационное моделирование, то есть моделирование конкретных ситуаций, в ходе взаимодействия, с которыми участник изучает материал, делает выбор, принимает личностные решения.

Ситуационное моделирование является частью технологии интерактивного обучения. Интерактивное обучение — это особая форма познавательной деятельности, имеющая конкретную целевую цель — создать комфортную учебную среду, в которой каждый студент ощущает свой успех, интеллектуальные способности. Суть интерактивного обучения заключается в том, что процесс обучения происходит только через постоянное, активное взаимодействие всех студентов. Это коучинг, взаимное обучение, где и ученик, и учитель являются равными, равными субъектами обучения и понимают, что они делают, размышляют о том, что они знают, умеют и выполняют. Организация интерактивного обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем на основе анализа обстоятельств и ситуации.

Диапазон, охватывающий область знаний и сферу профессиональной деятельности, практически безграничен, что объясняет широкий спектр возможностей ситуационной методологии, поэтому данный подход может активно использоваться для обучения иностранному языку профессиональной направленности. Так, студентам предлагаются некоторые ситуации, где они должны сориентироваться и предложить собственные решения проблем, план действий. Таким образом, активизация интеллектуальной деятельности, расширение лексического резерва, практическое применение приобретенной лексики и грамматики. Ситуативное обучение рассматривается не только как временное использование ситуациях в образовательной деятельности, но и как процесс обучения иноязычному общению.

Таким образом, применение методологии ситуационного моделирования способствует творческому общению, приобретению навыков сотрудничества в коллективе и формированию чувства ответственности за выполнение поставленных задач, умения выстраивать аргументированный ответ. Нет сомнений в том, что навыки и умения, сформированные при внедрении ситуационного обучения, будут необходимы в профессиональной деятельности студентов. Суть интерактивного обучения заключается в том, что процесс обучения происходит только через постоянное, активное взаимодействие всех студентов. Ситуационный метод имеет перспективу развития как одна из новейших технологий, применение которых позволяет повысить эффективность обучения студентов иноязычной компетенции.

Источник

Статья «Ситуационные методы обучения»

Разработка актуальна, так как применение ситуационных методов обучения позволяет развивать творческое мышление обучающихся, развивать их познавательные интересы и способности и побуждает к самостоятельности и активности.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Ситуационные методы обучения»»

СИТУАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ГАПОУ «Казанский автотранспортный техникум им. А.П.Обыденнова», г. Казань

Есть разные методы работы анализа конкретных ситуаций. Например, ролевое разыгрывание конкретной ситуации, представленной преподавателем и изученной обучаемыми заранее или коллективное обсуждение конкретной ситуации, предложенной преподавателем.

Нельзя обойти вниманием и проблемную лекцию. Искусство преподавателя, читающего проблемную лекцию, должно заключаться в управлении созданием, развитием и решением проблемных ситуаций. Преподаватель должен выполнить правило: учебная проблема, поставленная и принятая аудиторией, должна быть решена до конца.

Структура главной части проблемной лекции может быть следующей:

– доказательство правильности решения;

– указание (перечень) проблем, которые должны быть решены на последующих занятиях.

В ходе лекции преподаватель, применяя различные приемы мотивации, создает нужные проблемные ситуации, и у обучаемых начинается процесс мышления. В сознании обучаемых возникает проблемная ситуация, побуждающая их к самостоятельной познавательной деятельности. Таким образом, проблемная лекция учит обучаемых думать, они должны увидеть проблему самостоятельно и самостоятельно найти способы ее решения.

Проблемный семинар тоже можно рассматривать, как метод ситуационного обучения. Проблемный семинар предполагает высокую активность участников и используется для совместного обсуждения поставленной проблемы, выработки решений или поиска новых идей. Преподаватель, проводя семинар, должен стремиться к тому, чтобы превратить его в творческую дискуссию. Организация дискуссии является главным в содержании проблемного семинара.

Можно привести и множество других примеров ситуационного обучения: деловые игры, индивидуальный тренаж, групповые тренинги, конкурсы, викторины и другие педагогические игровые упражнения и т.п.

В любом случае, ситуационное обучение способствует развитию навыков самоорганизации деятельности, формированию умения объяснять явления действительности, развивает способности ориентироваться в мире ценностей, повышает уровень функциональной грамотности, формирует ключевые компетентности, подготавливает к профессиональному выбору, ориентирует в ключевых проблемах современной жизни.

Решение многих ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций, отражающих происходящие в обществе изменения. Эти ситуации могут быть новыми не только для обучаемого, но и для преподавателя, что изменяет характер отношений между ними. В обычной учебной практике преподаватель «знает», а обучаемые «не знают». При решении ситуационной задачи учитель и ученики выступают как равноправные партнеры, которые вместе учатся решать проблемы. Таким образом, возможности ситуационного обучения состоят в способствовании изменению отношений преподаватель – обучаемый в направлении их равноправного взаимодействия, когда преподаватель выступает не как источник верного ответа, а как помогающий взрослый. Применение ситуационного метода обучения позволяет развивать творческое мышление обучающихся, развивать их познавательные интересы и способности и побуждает к самостоятельности и активности.

Источник

«Ситуационный метод обучения на уроках ОБЖ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Логутенкова Наталья Сергеевна

по основам безопасности жизнедеятельности

МБОУ «Крапивенская основная школа» (Смоленская область)

«Ситуационный метод обучения на уроках ОБЖ»

Безопасность является одной из базовых потребностей каждого человека, как в повседневной жизни, так и в экстремальных условиях. Поэтому одним из существенных условий становления и развития и развития школьного курса ОБЖ является поиск методов обучения, способствующих формированию практических умений и навыков, развитию качеств личности обучающихся, которые обеспечивают личную безопасность и безопасность окружающих в различных экстремальных ситуациях. В преподавании курса ОБЖ особую значимость приобретают оригинальные методы обучения, максимальное использование натурных условий. Вербальное обучение малоэффективно. В основу процесса обучения должна быть положена практико- ориентированная деятельность обучающихся. На уроках ОБЖ обучающиеся должны быть в меньшей мере слушателями, а больше заняты деятельностью, в частности, решая ситуационные задачи, структурированные по уровням сложности, что позволяет использовать технологии коллективного способа обучения, применяя личностно- деятельностный подход в обучении.

Цели ситуационного метода обучения:

1.закрепление изученного материала;

2. формирование практических умений и навыков;

3. развитие внимания и сообразительности.

Задачи ситуационного метода обучения:

1.создание развивающей среды, благоприятной для развития имеющегося потенциала.

2.выработка необходимых для успешного обучения навыков восприятия, развитие памяти, мышления, внимания.

3.формирование познавательной мотивации, обеспечивающей оптимальный уровень активности ученика в учебном процессе.

4.освоение коммуникативных навыков.

5.развитие зрительной и слуховой памяти для.

6. развитие логического мышления- интеллектуальных операций сравнения, анализа, синтеза, а также более сложных мыслительных операций: умения проводить обобщение, отыскивать закономерности, проводить классификацию по заданному или найденному признаку.

7. формирование позитивного отношения к школе, учёбе.

8. расширение общего кругозора.

На мой взгляд, одним из основных методов обучения в курсе ОБЖ должен быть ситуационный метод обучения (ролевая игра). Задачу приобретения навыков мыслительной деятельности можно эффективно решать и с использованием методов ситуационного обучения, например, сюжетных игр. Ситуационное обучение в данном случае заключается в анализе опасных ситуаций, в результате которых случались или могут произойти происшествия. При организации ситуационного обучения предполагается, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счёт анализа ошибок и нарушений других людей, попавших в экстремальную ситуацию. Конечная цель ситуационного обучения- приучить школьника к системе аналитического поведения в предметной деятельности- предвидению опасных ситуаций, оценке и прогнозированию их развития, принятию целесообразных решений к действиям с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или смягчения тяжести её последствий.

При подготовке к занятиям учитель ищет сюжеты, соответствующие теме урока, методически их обрабатывает и выбирает наиболее эффективный способ предъявления ситуации обучаемым. Наиболее доступный способ – при котором информация передаётся несколькими способами: устным сообщением, письменной характеристикой. Методически правильно построенный анализ ситуаций позволяет учащимся приобретать знания, обогащаться опытом безопасной деятельности, учиться избегать ошибок и неверных решений в ЭС, сознательно влиять на события в окружающей среде. Рекомендуется начинать процесс решения задач с первого- минимального уровня, при котором учитель получает возможность определить уровень обученности учащихся по теме. Содержательное наполнение задач минимального уровня ограничивается требованиями образовательного стандарта и фактически может представлять прямое преобразование текста учебного пособия. Ключевыми к этим задачам могут стать вопросы: Кто? Что?

Одной из многочисленных целей курса ОБЖ является формирование социально- адаптированной личности. В жизни люди часто сталкиваются с ситуациями, на обдумывание которых у них практически нет времени, поэтому приходится принимать единственно- правильное решение «здесь и сейчас», так как время ограничено.

Обучающиеся, успешно справившиеся с задачами минимального уровня, объединяются в малые группы (2-4 человека) для решения более сложных задач второго (общего) уровня.

Задачи второго(общего) уровня предназначены для понимания учащимися ситуации, умения логически мыслить и действовать в ней, использовать средства защиты в ЭС. Получение навыка логического обдумывания своих действий в условиях ЭС уменьшает вероятность возникновения паники и величину стрессового воздействия, усиливает волевые качества личности, настраивая на поиск защитных действий. Задачи второго(общего) уровня состоят из двух или более логически связанных задач минимального уровня. Ключевыми к этим задачам могут быть вопросы: Почему? Как?

Решая задачи этого уровня, обучающиеся могут помогать друг другу, работая в парах, группах или индивидуально. Учитель в это время поочерёдно работает с каждой группой, являясь консультантом.

Ситуационные задачи третьего уровня (повышенной сложности) предназначены для развития у учащихся умений выбрать средства и способы защиты в ЭС, прогнозировать их дальнейшее развитие, а также выявить ошибочные действия и их последствия. Например, ученику предлагается проанализировать ситуацию по заметке, статье из газеты о ЧС, обращая внимание на характер, причины, последствия, людские и материальные потери или ученик должен дать анализ ситуации, нарисованной на карточке.

При проведении занятия учитель создаёт ситуацию, а учащиеся последовательно принимают решения в различных ролях и оценивают выполнение заданий другими учащимися. В конце занятия учитель подводит итоги с выставлением оценок за работу на уроке.

Источник

Метод ситуативного анализа(кейс-технология) как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Метод ситуативного анализа(кейс-технология) как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

В свете модернизации образования в Российской Федерации принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учеником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

Фактически он создает условия, «развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний, приложенных усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.

В организации такого рода деятельности одной из перспективных технологий обучении становится так называемая кейс-технология (case-study). Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов.

Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

Кейс-технология – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого ученика в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

Кейс-технология – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Данная технология способствует развитию у обучаемых самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Будучи интерактивным методом обучения, метод кейс-технологии завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, обеспечивая освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала; способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Одновременно данный метод выступает и как образ мышления педагога, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновлять свой творческий потенциал.

При использовании данной технологии обучения, как показывает практика, преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала.

В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:

а) кейсы, обучающие анализу и оценке. В этом случае в основе кейса — максимально детальная информация, которую необходимо проанализировать и сделатьсоответствующие выводы, обосновав и предъявив их классу и преподавателю;

б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть найдено на основе недостаточной илиизбыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Тем самымобучающиеся ближе всего подводятся к реальности, учатся находить связи междуимеющейся в распоряжении информацией и вырабатываемым решением. Содержательноматериал в таких кейсах должен содержать признаки конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих решений, субъективности иролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предложенногорешения.

в) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение. Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства школьников с данной технологией. Он носитименно подготовительный обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсыданного вида должны быть достаточно простыми как для самого разработчика, в томчисле и учителя, который захочет попробовать себя в разработке кейса, так и для ученика,который будет приглашен к работе с текстом кейса. Вместе с тем, при этой простоте идоступности, данный вид кейсов должен содержать все основные признаки этойтехнологии, и решать главные задачи при ее использовании.

Кейсы также классифицируются на:

-практические кейсы: метод ситуативного анализа или метод деловой переписки. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай;

-научно-исследовательские кейсы или метод инцидента, которые ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Метод ситуативного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Метод деловой переписки: Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых выявляют проблему и пути её решения

Можно рассмотреть и другие классификации кейс-технологии.

Кейс – изложение содержит рассказ, о каких–либо ситуациях, проблемах, путях их решения, выводы.

Кейс – иллюстрация содержит небольшой объем данных, используемых для подтверждения.

Кейс – практическая задача содержит небольшой или средний объем информации в цифровом виде или в виде эксперимента.

Кейс со структурированными вопросами содержит перечень вопросов после основного текста.

Кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.

По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные.

В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда – оценка сложности решения.

Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации.

Классификация может быть и по источнику информации. Большой интерес представляют описание реальных ситуаций, взятых из практики, литературы или опыта преподавателя. В то же время, нередко в учебной практике используются описание ситуаций, которые являются условными, разработанными учителями в дидактических целях.

Классификация по субъекту представления информации о ситуации. В одних случаях им может быть преподаватель, в других – ученик или целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса.

Технологические особенности метода заключаются в следующем:

1. Данная технология представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.

2. Выступает как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.

3. Особенность также заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.

4. Кейс-стади интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.

5. Является специфической разновидностью проектной технологии, при которой идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания вариантов эффективных действий.

6. Концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания успеха». В нем предусматривается деятельность по активизации учащихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений обучаемых. Именно достижение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной мотивации, наращивание познавательной активности.

Педагогическая деятельность при работе с кейс-технологией.

Существуют 3 возможные стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом:

1. Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;

2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;

3. Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.

Работа по этой технологии, как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения.

Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:

1.Ознакомление с сюжетом. (3-5 минут)

3. Формулирование проблемы и отбор лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией). (3-4 минуты)

4. Выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос (мозговой штурм внутри малых групп) 3-4минуты.

5.Проверка гипотез на основе информации сюжета и других доступных источников (групповая работа). До 15 минут. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники.

В некоторых случаях от учителя может потребоваться подготовка распечатки с необходимой для решения кейса информацией, отсутствующей в доступных для учащихся учебниках и справочниках. Однако, объем такой распечатки не должен превышать 1-2 страниц текста.

6.Презентация решения. Не более 3 минут на группу.

7.Рефлексия хода решения кейса. (3-4 минуты).

Использование кейсов в процессе обучения требует подготовленности обучающихся, наличия у них навыков самостоятельной работы, умения работать с текстом, коммуникативного взаимодействия, навыков решения проблемных вопросов. Неподготовленность обучающихся, неразвитость их мотивации может приводить к поверхностному обсуждению кейса.

В подростковом возрастном периоде развития основной сферой интересов учащихся становится общение со сверстниками (на уроках подростки стремятся общаться, переписываться). Становится значимым то, какими видят их одноклассники (статус в классе).

Среди актуальных потребностей подростков можно выделить следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса, сконцентрированность на собственной личности, стремление к самостоятельности, к взаимоотношениям с противоположным полом.

Подростки начинают мыслить быстрее (развивается формально-логическое мышление), с радостью воспринимают задания, в которых нужно поразмышлять, поспорить, придумать различные варианты решения.

Наиболее эффективным становится взаимодействие с подростками, основанное на уважении их чувства взрослости и самостоятельности, уважении их стремления к естественным потребностям: во внимании, признании и уважении личности, чувство справедливости, желание успеха.

Кейс-метод – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у обучающихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Метод кейс-технологии развивает следующие навыки:

К ним можно отнести: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично. Особенно это важно, когда информация не высокого качества.

2. Практические навыки.

Формирует умение использовать теоретические знания в повседневной практической деятельности.Пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе способствует формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов.

3. Творческие навыки

Одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки.

Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа – средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

5. Социальные навыки.

В ходе обсуждения вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.

6. Навыки самоанализа.

Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.

Ключевые вопросы преподавателя при анализе ситуации: «Что вы сделали?», «Какие аспекты действия вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем состоит проблема?», «Каковы возможные пути подхода к проблеме?», «Что может произойти и к чему может привести, если…?

В процессе обсуждения завязывается дискуссия, и в споре рождается истина. Технология кейс-стади делает основной акцент на самостоятельное мышление, способность доносить свои мысли до аудитории и конструктивно отвечать на критику своих оппонентов.

Кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы. В жизни ученикам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Таким образом, основываясь на всем вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что применение кейс-технологий является одним из востребованных на сегодня методов обучения учащихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *