системы тренировки для подготовки спортсменов

ТРЕНИРОВКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ, ЕЁ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть фото системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть картинку системы тренировки для подготовки спортсменов. Картинка про системы тренировки для подготовки спортсменов. Фото системы тренировки для подготовки спортсменов системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть фото системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть картинку системы тренировки для подготовки спортсменов. Картинка про системы тренировки для подготовки спортсменов. Фото системы тренировки для подготовки спортсменов системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть фото системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть картинку системы тренировки для подготовки спортсменов. Картинка про системы тренировки для подготовки спортсменов. Фото системы тренировки для подготовки спортсменов системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть фото системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть картинку системы тренировки для подготовки спортсменов. Картинка про системы тренировки для подготовки спортсменов. Фото системы тренировки для подготовки спортсменов

системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть фото системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть картинку системы тренировки для подготовки спортсменов. Картинка про системы тренировки для подготовки спортсменов. Фото системы тренировки для подготовки спортсменов

системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть фото системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть картинку системы тренировки для подготовки спортсменов. Картинка про системы тренировки для подготовки спортсменов. Фото системы тренировки для подготовки спортсменов

Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранного общественного явления, т.к. она затрагивает различные сферы деятель­ности человека. Достижение максимального результата невозможно без вовлечения в сферу спорта большого количества специалистов различных профессий. Социологи,физиологи, врачи, педагоги,тренеры,психологи, строители, инженеры, менеджеры, юристы и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране.

Для осуществления эффективной соревновательной деятельности и достижения значимых результатов необходима четко отлаженная система подготовки спортсмена.Включающая следующие компоненты:

— систему дополнительных факторов, повышающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.

Основной формой подготовки спортсмена является спортивная тренировка, которая осуществляется в виде обязательных тренировочных и самостоятельных занятий проходящих под руководством тренера. Спортивная тренировка представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на развитие физических, духовных, и психологических способностей.

Кроме спортивной тренировки, соревнований в систему подготовки спортсмена входят факторы, усиливающие, дополняющие и оптимизирующие эффект тренировки и соревнований к ним относят:

— подготовку кадров – специалистов и тренеров;

— систему отбора и спортивной ориентации, направленных на выявление одаренных детей, подростков и спортсменов на основе изучения задатков, способностей и индивидуальных особенностей занимающихся;

— научно-методическое и информационное обеспечение;

— факторы внешней среды.

Необходимо различать понятия спортивной тренировки и подготовки спортсмена. (Так если спортсмен выполняет физические упражнения, идет спортивная тренировка, а если он изучает противника, просматривая видеозапись, идет подготовка спортсмена, а тренировки нет.)

Подготовка спортсмена– это многосторонний процесс использования всей совокупности факторов (знаний средств, методов, организационных форм и условий), с помощью которых обеспечивается наивысшую готовность спортсмена к спортивным достижениям, а также сама практическая деятельность по его подготовке.

Готовность – это достигнутый уровень, физической и психологической работоспособности и степень совершенства необходимых умений и навыков.

Спортивная тренировка – это часть и основная форма подготовки спортсмена, построенная на основе методов упражнения.

Спортивная тренировка – это специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств, способностей, сторон подготовки обеспечивающих спортсмену достижение наивысших показателей в избранном виде спорта.

системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть фото системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть картинку системы тренировки для подготовки спортсменов. Картинка про системы тренировки для подготовки спортсменов. Фото системы тренировки для подготовки спортсменов

Целью спортивной тренировкиявляется подготовка спортсменов к активной жизнедеятельности, защите Родины, а затем к достижению максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, гарантирующего запланированный результат в соревнованиях, т.е. развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов.

Для достижения этой цели в процессе тренировки решаются следующие основные задачи:

1. Укрепление здоровья содействие оптимальному физическому развитию;

2. Развитие основных двигательных качеств – силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости;

3. Обучение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метания, плавание и т.д.);

4. Развитие специальных физических способностей и повышение функциональных возможностей организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательных упражнений.

5. Развитие и совершенствование психических, интеллектуальных, морально-этических, волевых, эстетических качеств обеспечивающих максимальное проявление усилий спортсмена во время тренировок и соревнований;

6. Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;

7. Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих рационально строить тренировку.

8. Комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности в соревнованиях.

С точки зрения педагогики спортивные достижения не являются самоцелью, т.к. на пути к ним и через них достигаются существенные для общества и личности ценностей. Крепкое здоровье, высокоразвитые физические и психологические способности, повышенная трудоспособность. Спортивные качества входят составной частью в общую систему воспитания гармонически развитой личности. Положительный эффект спортивной тренировки должен выражаться в:

— повышенном уровне, функциональных возможностей организма,

— общей и специальной работоспособности,

— в большой степени совершенства двигательных умений и навыков.

Эти характеристики состояния спортсмена определяют его тренированность.

Тренированность– обычно связывают с биологическими (функциональными и морфологическими), приспособительными изменениями, происходящими в организме под воздействием тренировочных нагрузок и выражающихся в работоспособности. Изменения в организме протекают в двух направлениях:

1. Увеличиваются функциональные возможности различных органов и систем организма на базе структурных и биохимических изменений.

2. Совершенствуется координация их деятельности со стороны ЦНС и ее само регуляция.

Таким образом, тренированность – это мера приспособленности организма к конкретной работе, достигнутая путем тренировки.

Различают общую тренированность – степень приспособленности к различным видам деятельности и специальную – степень приспособленности к требованиям данного вида спорта.

Подготовленность— понятие более ёмкое, чем тренированность – это все то, что дает спортсмену подготовка:

— определенную степень развития физических качеств (физическая подготовленность);

— уровень спортивно-технического мастерства (технико-тактическая подготовленность;

— необходимый уровень психологической готовности и твердую целевую установку (психологическая подготовленность);

— необходимый уровень интеллектуального развития, тактического мышления и теоретических знаний (теоретическая подготовленность).

Подготовленность и тренированность имеют тенденцию к повышению, при этом они цикличны.

Высшей формой тренированности – является состояние спортивной формы – это состояние оптимальной готовности к спортивным достижениям.

Следовательно, спортивная тренировка – есть процесс управления спортивной формой.

Спортивная форма имеет три фазы развития:

Первая фаза – становления (накопление) спортивного мастерства – повышение функционирования деятельности организма (накопление строительного материала).

Вторая фаза – стабилизации спортивной формы – соединение всех видов подготовки в единый эффект, повышенное функциональное состояние всех органов и систем, а также координация ЦНС их деятельности, высокая экономичность работы и врабатываемость и ускоренное восстановление работоспособности.

Третья фаза – временная утрата спортивной формы.

Критерии спортивной формы:

1. Спортивные результаты.

2. Высокие показатели педагогического контроля всех видов подготовленности.

3. Хорошие показатели врачебного контроля.

4. Экономичность и эффективность спортивной деятельности.

5. Быстрая восстанавливаемость работоспособности.

Условия осуществления тренировочного процесса:

1. Режим труда, учебы, тренировки.

2. Углубленный врачебно-педагогический контроль.

3. Условие восстановления, реабилитации.

4. Эффективность тренировочного процесса.

В подготовке спортсмена принято различать следующие органически связанные между собой виды: физическую, техническую, тактическую, теоретическую, психологическую и интегральную подготовки.

Система спортивной тренировки – это совокупность знаний, достижений и практическая деятельность по организации и проведения тренировочного процесса.

Источник

Система спортивной подготовки спортсменов в спортивной школе

системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть фото системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть картинку системы тренировки для подготовки спортсменов. Картинка про системы тренировки для подготовки спортсменов. Фото системы тренировки для подготовки спортсменов Митяев Сергей Александрович
Система спортивной подготовки спортсменов в спортивной школе

Система спортивной подготовки спортсменов в спортивной школе.

Спортивная деятельность – это не только укрепление здоровья, но и духовное и физическое совершенствование. Достичь высокие результаты можно только при хорошо отложенной системе подготовки юного спортсмена. Система подготовки юного спортсмена – это совокупность основы методической, формы организационной, условия учебно – тренировочных – соревновательных процессов, которые взаимодействуют друг с другом по определенным принципам и обеспечивают лучшую готовность к высоким результатам.

Основные компоненты спортивной подготовки:

— отбор и спортивная ориентация;

спортивная подготовка;

— факторы,которые повышают тренировочную и соревновательную деятельность: 1. квалифицированные кадры; 2. информационно – методическая база; 3. медицинское обеспечение; 4. организация и управление; 5. внешняя среда.

У каждого из компонентов системы спортивной подготовки имеется свое функциональное предназначение и подчиняется всем закономерностям функционирования системы.

Отбор и спортивная ориентация, характеризуются организационными, методическими мероприятиями, которые основываются на педагогических, медицинских, биологических, психических, индивидуальных возможностей, психологических, социальных факторов и элементов, личностных качеств ребенка, которые позволяют определить индивидуальные способности и особенности юного спортсмена к определенному виду спортивной деятельности. В современное время перед тренером – преподавателем стоит очень сложная задача – выявление одаренного ребенка, который обладает физическими, интеллектуальными, психическими способностями, необходимые для того или иного вида спорта. Система отбора и спортивная ориентация – это очень сложный процесс, который включает в себя много факторов, аспектов, влияющих на всю систему спортивной подготовки в целом.

Соревнования спортивные – это форма спортивной деятельности, с помощью которой сравнивают и повышают уровни подготовленности обучающихся, совершенствуется спортивное мастерство.

Спортивная тренировка это основа подготовки спортсмена. Во время учебно – тренировочного процесса у юных спортсменов совершенствуется физическая, тактическая, техническая, психологическая подготовка. Также во время тренировок происходит интеллектуальное и нравственное воспитание обучающегося, которое позволяет в совокупности с другими факторами достигать высокие результаты в спортивной деятельности.

Подготовка кадров. Система подготовки спортсменов зависит от профессионализма и квалифицированных педагогов. Развитие личностных положительных качеств и педагогическое мастерство тренера – это важное условие для совершенствования подготовленности спортсменов.

Информационно – методическая база и медицинское обеспечение это решающие аспекты в повышении результативности в подготовке юных спортсменов. С развитием информатизации и науки применяются информационные, диагностические современные методы и технологии, которые способствуют достижению высоких результатов.

Материально – техническая база также способствует успешному развитию спортивной деятельности, которая зависит от финансирования.

Внешняя среда, а это и экономика, география, социализация, демография, всё это условия, которые также оказывают огромное влияние на развитие спорта в целом.

Система организации и управления включает в себя множество различных компонентов и аспектов (информационные, биологические, социальные, материально – технические и др., которые определяют систему управления, и характеризуются комплексностью в системе спортивной подготовки спортсменов.

системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть фото системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть картинку системы тренировки для подготовки спортсменов. Картинка про системы тренировки для подготовки спортсменов. Фото системы тренировки для подготовки спортсменовФотоотчет о военно-спортивной игре «Зарница» Военно-спортивная игра «Зарница» для дошкольников стала частью комплексной программы патриотического воспитания детей. Игра воспитывает.

Конспект спортивной игры «Дружнее веселее!» Педагог: Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на спортивной игре «Дружба крепкая» компануем команды. Для начала Ваши команды.

Сценарий открытия спортивной коробки Звучит весёлая музыка. Ведущий: Добрый день! Воскресенье наступает – Всем покоя не даёт, Всех с постели поднимает И на улицу зовёт. Воскресенье.

Программа кружка по спортивной гимнастике «Колибри» Программа кружка по спортивной гимнастике «Колибри» Пояснительная записка Занятия спортивной гимнастикой направлены на развитие движений,.

Самоанализ деятельности тренера-преподавателя по баскетболу в спортивной школе Самоанализ педагогической деятельности тренера-преподавателя по баскетболу МБУ ДО ДЮСШ Серко Майи Викторовны. Я, Серко Майя Викторовна,.

Современные методы спортивной тренировки в спортивной школе Современные методы спортивной тренировки основываются на принципах: 1. Принцип активности и сознательности. Результат в педагогическом.

Техника безопасности спортивных игр в спортивной школе На спортивных тренировках главным является соблюдение безопасности. Задачей любого тренера – преподавателя, который занимается физическими.

системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть фото системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть картинку системы тренировки для подготовки спортсменов. Картинка про системы тренировки для подготовки спортсменов. Фото системы тренировки для подготовки спортсменовФотоотчет о военно-спортивной игре «Зарница» Военно-спортивная игра «Зарница» Что такое “Зарница” — вряд ли нужно объяснять людям среднего и старшего поколений. Мальчишки и девчонки,.

Источник

системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть фото системы тренировки для подготовки спортсменов. Смотреть картинку системы тренировки для подготовки спортсменов. Картинка про системы тренировки для подготовки спортсменов. Фото системы тренировки для подготовки спортсменов

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Методическое пособие для тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования в области физической культуры и спорта

Составлено: Семенютой Т.Н., заместителем директора МБУДО ДЮСШ по методической работе

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Спортивная тренировка – планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике, развитие его физических способностей.

Цель спортивной тренировки – подготовка к спортивным состязаниям, направленная на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности.

Задачи спортивной тренировки:

— освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;

— совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемого результата;

— воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

— обеспечение необходимого уровня специальной психической подготовки;

— приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

Все задачи решаются комплексно и направлены на достижение наивысших спортивных показателей.

Результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями «тренированность», «подготовленность» и «спортивная форма».

Тренированность – степень функционального приспособления организма к предлагаемым тренировочным нагрузкам, возникающая в результате систематических физических упражнений, способствующая повышению работоспособности человека, всегда ориентирована на конкретный вид спорта.

Тренированность подразделяется на общую (повышение функциональных возможностей организма общеразвивающими, укрепляющими здоровье упражнениями) и специальную (конкретный вид спорта).

Подготовленность – комплексный результат физической, технической, тактической, психической подготовки. Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других её сторон, определяется ими и в свою очередь, влияет на их уровень.

Спортивная форма — высшая степень подготовленности спортсмена. Характеризуется его способностью к одновременной реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности.

Средства спортивной тренировки

Основными средствами спортивной тренировки являются разнообразные физические упражнения.

Классификация физических упражнений:

Каждая из этих групп имеет свои признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями. Специфическим назначением, а также методикой проведения.

С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений разминки.

скоростно-силовые упражнения, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);

— упражнения циклического характера на выносливость (бег на средние и длинные дистанции, плавание, лыжные гонки и т.п.);

— упражнения, требующие высокой координации движений (акробатика, гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание и т.п.);

— упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в изменяющихся режимах двигательной деятельности и ситуаций (спортивные игры, борьба, бокс, фехтование и т.п.).

общеподготовительные; специально подготовительные и избранно соревновательные.

Общеподготовительные являются преимущественно средствами общей подготовки спортсменов, эффективно решающие задачи всестороннего физического развития. Недостаточный прирост результатов или даже прекращение их роста, а также повышенный травматизм спортсмена обусловлен недостаточным объёмом общеподготовительных упражнений, особенно на ранних этапах обучения.

Необходимо помнить, что общеподготовительные упражнения должны выражать специфику избранного вида спорта.

Специально подготовительные — определяются спецификой избранного вида спорта. Упражнения подбираются с таким расчётом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способностей и формирование навыков, необходимых спортсмену.

Специально-подготовительные упражнения подразделяются на подводящие и на развивающие.

Подводящие – способствуют освоению формы, техники движений.

Развивающие – направлены на развитие и совершенствование основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости).

Избранные соревновательные упражнения — целостные двигательные действия или совокупность двигательных действий, являющиеся средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами соревнований по избранному виду спорта.

Методы спортивной тренировки

Метод спортивной тренировки – способ применения основных средств тренировки, совокупность приёмов и правил деятельности спортсмена и тренера.

В тренировочном процессе используют две большие группы методов:

1.Общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;

2.Практические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.

Словесные методы: рассказ, беседа, анализ, обсуждение и др.

Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от знания терминологии, умелого использования указаний, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

Наглядные методы:

— правильный методический показ спортсменом или тренером;

— демонстрация видеозаписей, фильмов, схем и т.д.;

— применение простейших ориентиров, ограничивающих направление движения, преодолеваемое расстояние;

— применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств.

Методы строго регламентируемого упражнения:

— методы, направленные на освоение техники выполнения упражнения;

— методы, направленные на воспитание физических качеств.

целостно-конструктивный (разучивание несложных упражнений в целом)

расчленённо-конструктивный (разучивание более сложных упражнений по частям).

При применении вышеназванных методов большое значение отводится поводящим и имитационным упражнениям.

Непрерывные методы – однократное непрерывное выполнение тренировочной работы.

Интервальные методы – выполнение упражнений, как с регламентированными паузами, так и с непроизвольными паузами отдыха.

При использовании этих методов упражнения выполняются в равномерном и переменном режиме.

При равномерном режиме интенсивность работы – постоянна, при переменном режиме – варьируется.

Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать или неоднократно изменяться.

В режимах непрерывной и интервальной работы может применяться круговой метод (станционный), направленный на избирательное или комплексное совершенствование физических качеств.

Игровой метод – используется не только для начального обучения движениям или воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложнённых условиях.

В наибольшей степени он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, находчивость, быстроту ориентировки, самостоятельность, инициативу.

Служит весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности.

Методы (способы) организации деятельности занимающихся

Данный метод требует специальной подготовки помощников тренера-преподавателя из числа, наиболее подготовленных обучающихся и заблаговременного их инструктирования по выполняемому заданию.

Принципы спортивной тренировки

Принципы спортивной тренировки – наиболее важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых систематизированы научные данные и передовой практический опыт тренерской работы.

Принцип направленности на максимально возможные достижения, углубленную специализацию и индивидуализацию.

Установка на высшие показатели реализуется соответствующим построением спортивной тренировки, использованием наиболее действенных средств и методов, углублённой специализацией в избранном виде спорта.

Направленность к максимуму обусловливает все отличительные черты спортивной тренировки – повышенный уровень нагрузок, особую систему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную цикличность и т.д.

Спортивная специализация характеризуется наиболее благоприятным распределением времени и усилий в процессе совершенствования спортивной деятельности в избранном виде спорта, но не является таковым для других видов.

В связи с этим чрезвычайно важен учёт индивидуальных особенностей занимающихся при построении спортивной тренировки.

Ошибочный, не отвечающий индивидуальным качествам спортсмена выбор специализации или определённого амплуа в команде зачастую сводит на нет усилия спортсмена и тренера.

Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки с учётом возрастных особенностей спортсмена, уровня его подготовленности.

Принцип единства общей и специальной подготовки.

Объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка. Являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию. В соответствии с этим в спортивной тренировке неразрывно сочетаются общая и специальная подготовки.

Единство общей и специальной подготовки означает невозможность исключения из тренировочного процесса ни одной из сторон подготовки без ущерба для роста спортивного мастерства.

Единство общей и специальной подготовки взаимозависимо на каждом этапе спортивной подготовки от вида спорта, от этапа обучения.

Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.

Принцип непрерывности тренировочного процесса характеризуется следующими основными положениями:

— спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный (накопительный) эффект в направлении спортивной специализации;

— воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы «наслаивается» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их;

— интервал отдыха межу занятиями выдерживается в пределах, гарантирующих восстановление и повышение работоспособности, причём в рамках тренировочных мезо – и микроциклов при определённых условиях допускается проведение занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создаётся уплотнённый режим нагрузок и отдыха.

Необходимо так строить тренировочный процесс, чтобы в наибольшей степени обеспечить возможную в данных конкретных условиях преемственность положительного эффекта тренировочных занятий, исключить неоправданные перерывы и свести к минимуму регресс тренированности. В этом заключается основная суть принципа непрерывности спортивной тренировки.

Принципиальный методический смысл этого положения заключается в требовании не допускать излишне длительных интервалов между тренировочными занятиями, обеспечивать преемственность между ними и тем самым создавать условия для прогрессирующих достижений.

Принцип единства постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок. Увеличение функциональных возможностей организма закономерно зависит от предъявляемых тренировочных и соревновательных нагрузок. Постепенное и максимальное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливает прогресс спортивных достижений.

Это обеспечивается повышением объёма и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложнением требований, предъявляемым к подготовке спортсмена.

Постепенность в тренировке должна соответствовать возможностям и уровню подготовленности спортсмена, особенно юного, обеспечивая неуклонный рост его спортивных достижений.

Принцип волнообразности динамики нагрузок.

Прогрессирующее повышение тренировочных нагрузок на определённых этапах подготовки вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организме спортсмена. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом временно снижать нагрузки, обеспечивая необходимы биологические перестройки в организме спортсмена. Поэтому динамика тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии – она приобретает волнообразный характер.

Волнообразные изменения нагрузки характерны как для относительно небольших отрезков тренировочного процесса, так и для этапов и периодов годичного цикла тренировки.

Волнообразные колебания свойственны как динамике объёма, так и динамике интенсивности нагрузок, причём максимальные значения их в большинстве случае не совпадают.

Принцип цикличности тренировочного процесса.

Характеризуется частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определённых циклов.

Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, т.е. отличается от предыдущего обновлённым содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д.

Эффективность тренировочного процесса в решающей мере зависит от рационального сочетания повторяющихся и динамических моментов при построении тренировки.

Весь тренировочный процесс, от элементарных его звеньев до этапов многолетней подготовки, состоит из циклов (микро-,мезо-, макроциклов), составляющих неотъемлемую систему рационального построения тренировочного процесса.

Принцип единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена.

Данный принцип отражает структуру, взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена.

Рациональное построение тренировочного процесса предполагает строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное осуществление соревновательной борьбы.

Этим принципом особо следует руководствоваться при создании системы управления тренировочным процессом, разработке перспективного планирования на относительно длительный период.

Принцип возрастной адекватности многолетней спортивной деятельности.

В процессе многолетней тренировки необходимо учитывать динамику возрастного развития спортсмена, позволяющую эффективно воздействовать на возрастную динамику способностей, проявляемых в спорте, в направлении ведущем к спортивному совершенствованию и в то же время не вступающем в противоречие с закономерностями онтогенеза (индивидуальное развитие) человека.

В детско-юношеском возрасте, когда происходит формирование и созревание организма, эффект тренировки зависит от учёта особо чувствительных (сенситивных) периодов, характеризующихся более высокими, чем в иные периоды темпами развития способностей.

В юношеском возрасте, до полного возрастного созревания основополагающим в тренировке должны быть общая физическая подготовка, формирование у каждого спортсмена всего комплекса физических способностей (силы, быстроты, выносливости и т.д.)

Основные стороны спортивной тренировки

Одним из важнейших методических условий совершенствования технического мастерства являются взаимосвязь и взаимозависимость структуры движений и уровня развития физических качеств.

Соответствие уровня физической подготовленности спортсмена уровню владения его спортивной техникой – важнейшее положение методики технической подготовки в спорте.

Условно различают общую техническую и специальную спортивно-техническую подготовку.

Задачи общей технической подготовки – расширение фонда двигательных умений и навыков (школа движений), а также воспитание двигательно-координационных способностей, которые содействуют техническому совершенствованию в избранном виде спорта.

Двигательное умение – это способность выполнять двигательное действие на основе определённых знаний о его технике.

Многократное повторение двигательных действий приводит к постепенной автоматизации движений, и двигательное умение переходит в навык.

Навык — степень владения техникой, при которой управление движением происходит автоматизировано, а действия отличаются надёжностью.

Она включает в себя изучение:

— общих положений тактики избранного вида спорта;

— приёмов судейства и положения о соревнованиях;

— тактического опыта сильнейших спортсменов или команд;

— освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях;

— моделирование необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями.

Тактическая подготовка неразрывно связана с использованием разнообразных технических приёмов.

Общая физическая подготовка (ОФП) в современной спортивной тренировке связывается не с разносторонним физическим совершенствованием вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта.

Средства ОФП – физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена (бег, ходьба на лыжах, спортивные игры, плавание упражнения с отягощениями и т.д.).

ОФП проводится в течение всего годичного цикла тренировки.

Специальная физическая подготовка (СФП) — характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

Основными средствами СФП являются соревновательные упражнения и специально подготовительные упражнения.

Физическая подготовка тесно связана со спортивной специализацией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *