системные расстановки на фигурках обучение
Настольные расстановки с фигурками
Системные расстановки в группе – зрелище завораживающее. Простота с которой находятся эффективные решения – поначалу воспринимается как чудо. И только по прошествии времени начинаешь понимать, что все это результат продуманной технологии. Если найденное решение вписывается в вездесущие законы природы, то клиент довольно быстро чувствует облегчение на эмоциональном уровне, а через некоторое время и вся симптоматика облегчается.
Естественно, психотерапевты не всегда имеют возможность собирать группы для тестирования тех или иных системных решений. И закономерно пытаются перенести то, что они видели в группе в индивидуальную работу с клиентом.
Вместо заместителей в ход идут напольные якоря и самые разнообразные предметы: листочки бумаги, подушки, предметы, коврики, мягкие игрушки. Расстановщик гуляет по напольным якорям и входя в ту или иную роль очень точно воссоздаёт реалии семейной системы для клиента. Но некоторые расстановщики пошли дальше. Они пространство комнаты, пространство расстановочного поля смогли разместить в границах столика в кафе, шахматной доски, песочницы. Настольными фигурками могут служить даже солонки и чашки в кафе (всё, что окажется под рукой), но чаще используют специальный куколки и фигурки.
По большому счету, фигурки могут быть любыми. Важны только два критерия для выбора фигур: 1) терапевту должно быть удобно с ними работать; 2) они должны быть максимально безличные, чтобы клиент мог на них спроецировать как можно больше своего эмоционально-образного материала, чтобы его ничто не отвлекало; 3) в некоторых настольных расстановках полезно различать на уровне фигурок мужчин и женщин, взрослых и детей.
Конечно важно помнить, что родиной настольных расстановок с фигурками является классическая семейная расстановка с заместителями. Чтобы эффективно использовать расстановочные интервенции на столе с фигурками терапевт должен иметь опыт групповых расстановок. Скажу больше, и клиенту тоже полезно опыт больших расстановок иметь, чтобы лучше понимать смысл происходящего в маленьком пространстве стола.
Когда приходит к терапевту клиент и заявляет проблему (здоровье плохое, деньги не идут, отношения страдают, что делать не знаю), терапевт выбирает наиболее подходящие инструменты для оказания помощи.
У расстановщиков своё место, свой этаж работы с клиентом. С одной стороны, клиент должен быть достаточно взрослым, зрелым и социально адаптивным, чтобы воспринимать свою семейную систему в её целостности и взаимосвязи, а с другой стороны, у него должна быть выражена мотивация к изменению своей жизни к лучшему. Расстановщик, по сути, занимаются, прежде всего, тем, что помогает клиенту увидеть «с высоты птичьего полета» сложную конфигурацию системных взаимосвязей, которые привели к негативным последствиям. И после это предлагает возможные варианты хорошего решения (интервенций), которые приносят облегчение.
От клиента в расстановках требуется осознанный выбор и последовательные действия по воплощению данных решений сначала в пространстве расстановки, а потом в жизни. Расстановка нужна тогда, когда нужно что-то в системе привести в порядок: вспомнить и вернуть уважение и достоинство исключенным членам семьи, прекратить повторения и влияние негативных сценариев страдания и вины, разгрузить от чужих ролей, развернуть человека от смерти в жизнь, поставить его на своё место в семейной системе.
Как всё происходит в настольной расстановке с фигурками
Для начала в предварительном интервью, необходимо установить хороший доверительный контакт с клиентом (раппорт), собрать информацию о важнейших событиях в семье, о которых помнит клиент. Многие гипотезы рождаются у терапевта-расстановщика именно в этот момент предварительной беседы. Кроме подробного инструктажа о процедуре сессии, расстановщик может рассказать клиенту несколько историй о том, как это происходило у других клиентов. За одно проверяются эмоциональный и невербальные реакции клиента, уточняются первоначальные гипотезы расстановщика, проясняется основная тема запроса.
Терапевту-расстановщику важно быть открытым, создавать и поддерживать безопасное пространство несуждения и всепринятия в отношении истории клиента и его семейной системы. И тогда семейная система сможет провести через него столько содержательной информации, столько «сока», сколько нужно для прогресса клиента. Открытый всепринимающий расстановщик получает образ «системной динамики» семьи, осложняющей жизнь клиенту, затем получает подсказки относительно правильного решения, и даже конкретные разрешающие фраз, которые ведут клиента к освобождению из плена негативных связей. Всё это как бы приходит к нему как подарок за открытость и уважение семейной системы. Но потом все эти подарки, любая информация в обязательном порядке перепроверяется на основании одного простого критерия. Если шаги сделанные на основе гипотезы привели к согласию клиента облегчению его состояния, значит гипотеза была адекватна. Если согласия и облегчения у клиента нет – нужно искать и проверять другую гипотезу. Важно не входить в брак с гипотезой. Простой и гениальный метод подбора вариантов. Какой сработает таким и пользуемся.
Очень интересен сам процесс выставления фигурок. Клиент копошится в кучке фигурок и по каким-то своим критериям выбирает те или иные для обозначения на пространстве стола персонажей своей семейной системы. По сути этот процесс копошения – один из способов погрузиться в достаточно глубокий транс. Клиент проецирует на фигурки свои представления о каждом персонаже. Важно, чтобы он делал это молча, сосредоточенно, ничего не объясняя, не привязывая образ ситуации к какой-то конкретной дате или эпизоду, не из головы, а исходя из внутренних ощущений.
Конечно можно долго спорить о том, сколько в этом образе истины, а сколько проекции клиента? Объективная картина показана на столе или субъективная? Для нас это просто исходный материал, образ, который отражает внутреннюю реальность клиента на данный момент. До сего момента, эта реальность приводила к негативным последствиям, и расстановщику нужно преобразовать, трансформировать её так, чтобы облегчить ситуацию клиента.
Сложность настольной расстановки состоит в том, что фигурки молчат. Терапевт сам пропускает через себя ощущения каждого персонажа композиции (иногда это происходит довольно бурно!). Но помимо задачи прочувствовать каждого персонажа, нужно увидеть и общую картину «с балкона».
Терапевт озвучивает всё важное, что открылось в первоначальном образе настолько расстановки, соотнося всю полученную информацию с информацией извлеченной из первоначального интервью с клиентом.
Если наблюдения и замечания терапевта попадают в цель, отражают что-то действительно важное в семейной системе клиента, клиента это «цепляет». Порой довольно бурные процессы отреагирования клиента разворачиваются сразу после взгляда на первоначальный образ, который у него получился.
На этапе трансформации образа в настольной расстановке происходит примерно то же самое, что и в обычной расстановке.
Настольная расстановка прерывается либо с получением итогового образа и состояния, которое воспринимается клиентом как ясность и облегчение. Или когда из образа расстановки уходит энергия (момент, когда образ ситуации не «цепляет» ни клиента, ни терапевта).
Преимущество настольной расстановки:
Недостаток настольной расстановки:
Кстати уже упомянутый выше недостаток – фигурки молчат – может быть вполне компенсирован тем, что при необходимости расстановщик может специально попросить клиента назначить его тем или иным персонажем и побыть в его роли несколько минут для получения дополнительной информации через телесные ощущения.
Суть воздействия
Настольная расстановка с фигурками может быть просто прекрасной проективной методикой для диагностики ситуации клиента. Но кроме этого на столе создается пространство исследования и трансформации, в котором вся семейная система входит в резонанс с клиентом и терапевтом (Это порой очень ярко проявляется на уровне телесных ощущений как волны колебаний). Именно за счет такой мощной и глубокой вовлеченности клиента и расстановщика в «знающее поле семьи» работа с фигурками оказывает мощнейшее трансформирующее воздействие на клиента.
Чтение пьесы может увлечь, но участие в театральной постановке охватывает вас целиком, и создает внутри намного более глубокое впечатление.
Так и в расстановке с фигурками, клиент вместе с расстановщиком открываются чему-то очень важному, очень глубокому, очень мощному в семейной системе, извлекают из этого важную информацию, трансформируют ситуацию в сторону облегчения, оздоровления, правильного порядка.
Сайт о расстановках, Ошо ребалансинге и эриксоновских трансах
Расстановки на фигурках
Системное поле и его стремление к проявлению
Прежде всего, напомню, что системные (или семейные) расстановки — это техника, позволяющая установить контакт с энергетическим полем семейной системы. В «классических» расстановках в качестве приемников этого поля используются люди, обычно выбираемые из числа участников расстановочной группы — так называемые «заместители». Эти люди в процессе расстановки назначаются на роли некоторых членов чужой семейной системы и попадают в некое особое состояние «заместительского восприятия». Находясь в этом состоянии, человек каким-то таинственным и чудесным образом начинает ощущать связи, которые на очень глубоком уровне существуют между замещаемым им членом системы и другими его родственниками. Заместитель может испытывать отчетливые и иногда очень сильные эмоции по отношению к другим членам семейной системы, к нему даже может приходить информация о каких-то важных фактах из этой системы — например, в виде образов или просто прямого знания.
По моему ощущению, в некоторых семейных системах существует сильнейшее стремление к тому, чтобы некая важная, глубокая и тайная информация, хранимая системой, наконец-то проявилась бы, вышла на свет, раскрылась, чтобы нечто остановившееся вновь пришло бы в движение. Насколько я могу судить, такое проявление тайного и застывшего служит дальнейшему гармоничному развитию этих систем. И это стремление к проявлению как раз и лежит в основе метода системных расстановок. Более того, это стремление иногда бывает настолько сильным, что семейная система находит способы проявить себя и без формальных расстановок, без заместителей, готовых служить приемниками информации, поступающей из семейного поля. Примером такого проявления без живых заместителей, как раз и являются расстановки на фигурках, которые иначе называют расстановками с предметами, расстановками с куклами или расстановками с напольными якорями.
Что такое расстановки на фигурках?
Классическая расстановка с живыми заместителями обычно начинается с того, что клиент (а иногда и сам ведущий) расставляет заместителей в пространстве помещения, где проходит расстановка. При этом важно, чтобы он руководствовался прежде всего своими внутренними ощущениями — что-то внутри клиента подсказывает ему, какое место и направление являются правильными для данного члена семейной системы. В итоге образуется некая пространственная конфигурация из заместителей — структура, с которой затем начинает работать ведущий.
Если клиент или ведущий создает эту начальную конфигурацию в правильном состоянии — а именно, серьезно и сосредоточенно, оставаясь в состоянии сонастроенности со своим запросом и семейной системой, то получившаяся структура практически сразу же входит в резонанс с семейной системой клиента — заместители начинают чувствовать связи и эмоции, существущие между членами реальной семейной системы.
И вот, с помощью такой пространственной структуры расстановщик и клиент, как и в классической расстановке, получают возможность ощутить связи, эмоции и чувства, действующие в семье клиента. Существенная разница однако состоит в том, что в классической расстановке информация о связях и чувствах чаще всего передается непосредственно ее участниками: ведущий может просто спросить у каждого из заместителей, что тот чувствует. В расстановках с предметами такой возможности нет. Поэтому в них используются свои особые методы считывания информации.
Считывание информации в расстановках с предметами
В расстановках, проводимых с крупными предметами в пространстве большого помещения, и в расстановках с маленькими фигурками на столе методы считывания информации из системного поля могут сильно отличаться. Поэтому рассмотрим эти виды расстановок по отдельности.
В принципе, то же самое может сделать и клиент, для которого проводится расстановка. Однако при этом часто случается, что клиент считывает энергию поля в сильно искаженном виде. Вообще, для расстановок на предметах очень характерно, что расстановщик и клиент воспринимают расстановку по-разному — причины этого я попытался подробно разобрать в статье «Можно ли сделать расстановку самому себе?»
В расстановках с маленьками фигурками описанный выше способ, разумеется, применить не удастся. Правда, мне доводилось слышать, что кому-то бывает проще считывать энергию, если он прикасается пальцем к соответствующей фигурке, стоящей на столе в расстановке. Но лично у меня этот метод никогда толком не срабатывал.
В расстановках с маленькими фигурками я чаще всего воспринимаю общую картину энергетического поля, в котором находятся фигурки. Подозреваю, что у каждого расстановщика имеется свой собственный способ восприятия энергии поля. Возможно, кто-то видит его как ауру, как некие образы или как-то еще… Лично у меня это больше похоже на прямое знание о том, какова здесь структура поля, какие связи соединяют людей, какие преграды их разделяют, на каком месте не хватает фигурки, важной для этой расстановки, в какую сторону стремятся повернуться некоторые из фигурок и т. д.
Здесь очень важно подчеркнуть, что такое знание приходит не в результате изучения типичных расстановочных конфигураций. В системных расстановках каждый случай уникален и информация должна каждый раз считываться из поля семейной системы. Если расстановщик в своих действиях следует не указаниям из системного поля, а, например, исходит из того, что подобные конфигурации в расстановках он уже когда-то видел, то даже если он в результате и сделает много полезного для клиента, это, тем не менее, не будет подлинной расстановочной работой. Существует очень много методов «где расставляют» — если речь идет о работе с живыми заместителями, это, например, психодрама, семейная скульптура, магический театр; если говорить о работе с фигурками, это может быть куклотерапия, юнгианская песочница и т. д. Очень часто напольные якоря с успехом используют в НЛП. Главное отличие системных расстановок от всех других техник, имеющих дело с пространственной конфигурацией живых или неживых объектов, это именно наличие контакта с полем семейной или другой системы.
И отсюда главная сложность расстановочной работы вообще, и работы с фигурками — в особенности. Расстановщику очень важно научиться отличать свою интуицию и указания системного поля от собственных иллюзий и фантазий. Именно такая способность, на мой взгляд, превращает «просто» расстановщика в очень хорошего расстановщика. Впрочем, это умение является ключевым в любой энергетической практике — будь то рэйки, чтение энергий, Ошо ребалансинг или что-то иное…
Начало расстановки на фигурках
Как и классическая расстановка, расстановка на фигурках обычно начинается с поиска так называемой «точки входа» в семейную систему. В разговоре с клиентом я пытаюсь почувствовать ту тему, которая для него по-настоящему важна и актуальна и на которую он откликается телесно и эмоционально. Тут стоит заметить, что эта тема может сильно отличаться от того запроса, с которым приходит клиент. Первоначальный запрос, сформированный в уме клиента, часто не обладает энергией и силой, достаточной для получения доступа к его семейной системе. Именно поэтому разговор с клиентом очень важен: он помогает и мне, и ему почувствовать, ощутить на уровне тела и эмоций ту тему, которая сейчас наиболее значима и с которой клиент готов иметь дело. Для расстановки, каким бы методом она ни проводилась, очень важно, чтобы клиент вошел в «правильное состояние». Подробнее я постарался рассказать об этом в статье «Как сформулировать запрос для расстановки?»
Теперь пришло время поговорить о фигурках для расстановки.
Фигурки для расстановки
Существуют специальные комплекты фигурок или кукол, которые серийно выпускаются для расстановок с предметами… и которые мне категорически не нравятся какой-то своей безликостью и унифицированностью — даже если эти фигурки разноцветные, с подвижными руками и ногами, разного пола, возраста и т. п. Использование одного комплекта фигурок для любой расстановочной ситуации — есть в этом нечто такое, что противоречит моему страстному стремлению к индивидуальному подходу к каждой расстановке. Но это, безусловно, мои личные прибамбасы: я знаю, что многие расстановщики успешно используют в своей работе специальные комплекты фигурок, изготовленные серийно или на заказ.
Но зато меня очаровывает магия поиска и выбора предметов, которые заботливое Существование заранее, тщательно и вдумчиво собрало в данном помещении для данной конкретной и уникальной расстановки. И ведь эти предметы всегда находятся! Коробка из-под аудиокассеты, кофейная чашка, какая-то маленькая шкатулка, степлер, шоколадка, невесть откуда взявшаяся ракушка. и в каждом из предметов по ходу расстановки непременно обнаруживается некая индивидуальная особенность, характерная черта. И эти особенности и черты удивительным образом придают расстановке и открывающейся в ней истории какие-то новые измерения, некую новую глубину понимания, несомненное ощущение того, что все происходящее глубоко неслучайно. И в этом — одна из причин моей любви к расстановкам на фигурках.
Как я уже говорил, хорошо, но необязательно, если у фигурок есть «лицо», то есть, имеется явно обозначенное направление, в котором они смотрят. О том, куда обращен взгляд фигурки, мы договариваемся с клиентом особо. Например, коробка из-под аудиокассеты смотрит в направлении своей лицевой стороны (а вы еще посмотрите, что «случайно» оказалось изображено на этой стороне!). Чайная чашка смотрит в направлении своей ручки и т. д. Даже совершенно ровный камешек тоже начнет куда-то смотреть после того, как вы с клиентом договоритесь о направлении его взгляда…
Однако, я не думаю, что такое можно устроить нарочно. Это скорее милость, подарок от Мироздания. А при более обычном варианте развития событий я прошу клиента расставить выбранные нами фигурки — точно так же, как это делается в классической расстановке: молча, очень сосредоточенно и неторопливо, оставаясь в контакте с собой и своей семейной системой.
Замечу еще, что поскольку мы с клиентом к моменту начала расстановки пребываем в общем трансе, то, вообще говоря, совершенно неважно, кто из нас эти фигурки поставит. Но, опять-таки, всегда можно почувствовать, как правильнее поступить в данном конкретном случае.
И, наконец, сама расстановка
Итак, фигурки расставлены. Что дальше?
Первое, на что я обращаю внимание, это направление энергетических потоков. Поток энергии поля в расстановке может соединять фигурки, а может и разделять их. Поле может создавать барьеры, притягивать фигурки друг к другу, указывать для них направление движения… или как-то еще… И еще поле может очень отчетливо показывать, кого в этой картине не хватает. Так же, как и в «классической» расстановке с живыми заместителями, в расстановке с фигурками очень быстро становится ясно: на этом месте кто-то стоит. Конечно, в этом случае мы просто добавляем в расстановку недостающую фигурку. И обычно так же быстро приходит понимание, кто этот человек, и каким должно быть следующее действие.
Чаще всего расстановки на фигурках проходят, так сказать, «в два хода». Начальная конфигурация — как это выглядит сейчас. И в этой же конфигурации уже видна конечная расстановка фигурок — к чему «стремится» поле семейной системы, как оно «хочет», чтобы все выглядело. В этом смысле, у расстановщика, если он находится в контакте с полем, вообще нет никакого выбора. Это похоже на течение ручейка, в который в каком-то месте случайно (или неслучайно) упал камень — и началось наводнение. Работа расстановщика состоит лишь в том, чтобы увидеть этот камень. А еще в том, чтобы позволить себе и клиенту увидеть тот же ручеек без камня. Вот и все. Скажу больше: работа ведущего состоит вовсе не в том, чтобы убирать камни и расчищать русло — это было бы слишком высокомерной позицией по отношению к семейной системе. Просто помочь клиенту каким-то глубоким духовным зрением увидеть то, что хочет проявить система. Для меня суть расстановок именно в этом.
И поэтому очень часто достаточно просто описать клиенту начальную конфигурацию, помогая ему увидеть существующие в ней потоки и связи. Моя практика показывает, что сам клиент в большинстве случаев видит конфигурацию поля в довольно искаженной форме: некоторые вещи он не замечает, а некоторые ощущает в преувеличенном виде. О причинах таких искажений я уже говорил выше — клиент всегда эмоционально вовлечен. Просто потому, что это его родная система, к которой он принадлежит каждой своей клеточкой. А показатель квалификации расстановщика — это максимальная невовлеченность при максимальном присутствии. И эта невовлеченность заключается вовсе не в том, что расстановщик сознательно или бессознательно защищает себя от чужих эмоциональных потоков. Мастерство расстановщика, в идеале, заключается в полном согласии с любыми эмоциями, идущими из клиентской системы, с любыми событиями, которые имели в ней место. Только тогда он может помочь клиенту вступить со всем этим хоть в какой-то контакт. И конечно, это возможно лишь в том случае, если сам расстановщик прошел достаточно долгий и глубокий путь личной трансформации.
Я думаю, что из сказанного стало немного понятнее, насколько расстановка, сделанная клиентом самостоятельно, может отличаться от расстановки, выполненной совместно с опытным ведущим. И я вовсе не призываю ни в коем случае не работать с фигурками самостоятельно. Нет! Конечно, пробуйте! Кое-что вы все равно увидите, почувствуете и поймете — и часто с большой пользой для себя. Но разница, тем не менее, существует, и она очень велика. Именно поэтому опытный расстановщик, если ему самому нужна расстановка с фигурками на важную тему, всегда обратится за ней к другому расстановщику.
Однако вернемся к нашей расстановке. После начальной конфигурации в большинстве случаев можно сразу же выставить итоговое расположение фигурок. И снова можно помочь клиенту увидеть потоки, связи, изменения. Хотя очень часто оказывается, что ему уже все ясно…
Изредка возникает необходимость продемонстрировать клиенту какой-то альтернативный вариант (“что будет, если…”) — конечно, если это предложение идет из семейной системы.
Иногда бывает очень полезно предложить клиенту сохранить итоговую расстановку на несколько дней, перенеся ее куда-нибудь на подоконник или на книжную полку. И тогда несколько дней спустя клиент может заметить, что изменения в конфигурации фигурок и поля потихоньку продолжаются, и, возможно, ему захочется как-то поменять положение фигурок. Кстати, такая возможность — это довольно серьезный довод в пользу проведения расстановки на фигурках дома у клиента и, что называется, “из материала заказчика”.
И конечно же, описанная структуры работы с фигурками вовсе не является “единственно правильной». Каждый случай индивидуален — и существует еще масса способов и методов работы. Главное, чтобы все происходящее было в согласии с семейной системой клиента.
© Андрей Степанов (Swami Deva Zaka). 2012
При использовании этой статьи или любой ее части,
пожалуйста, не забудьте указать имя автора
и дать ссылку на сайт www.innerjourney.ru
Если вам требуется расстановка на фигурках, вы можете связаться со мной, перейдя по этой ссылке.