системно деятельностный подход в обучении это
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС. Системно-деятельностный подход в образовании
Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики.
В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.
Понятие системно-деятельностного подхода и его цели
Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.
Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.
Основа ФГОС
В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход. ФГОС ставит перед учителями новые задачи.
Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.
Основные принципы
Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных методов, перечень которых приведен ниже. Это методы:
Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.
Принцип деятельности
Системно-деятельностный подход в образовании основан именно на данном принципе. Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее.
Школьники становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы.
Принцип системности
Второй важнейший принцип системно-деятельностного подхода – принцип системности. Смысл его заключается в том, что преподаватель дает ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого возможно проведение уроков на стыке наук.
В результате реализации такого принципа, у учеников формируется целостная картина мира.
Принцип минимакса
Для реализации принципа минимакса учебное заведение должно предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Принципы психологического комфорта и творчества
Важно наличие психологического комфорта на уроках. Для этого преподаватель должен создавать на уроках доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации. Тогда ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать информацию
Большое значение имеет соблюдение преподавателем принципа творчества. Для этого он должен стимулировать творческие подходы к обучению, давать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности.
Основные технологии
Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии. На практике преподаватели применяют нижеследующие технологии системно-деятельностного подхода.
Таким образом, эти технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки. Современному преподавателю важно овладеть данными технологиями, так как они помогают реализовывать требования к осуществлению педагогического процесса, прописанные в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Реализация системно-деятельностного подхода на практике
Применение данного подхода эффективно только в случае правильной реализации его принципов на практике. Учитель должен составить план урока и провести его в соответствии с основными принципами системно-деятельностного подхода к обучению. Урок должен состоять из нескольких этапов.
Во время первого этапа учитель формулирует содержание и развивающую цель урока. Он должен четко обозначить, чему именно научится школьник на том или ином уроке и как он это сделает, а также объяснить, какую деятельность должен осуществлять ученик для получения и усвоения новых знаний.
Следующий этап – мотивационный. Преподаватель активно применяет методы и приемы, направленные на активизацию познавательной деятельности учеников, создает условия для самостоятельной познавательной деятельности детей, способствует созданию обстановки сотрудничества на уроке и «ситуации успеха» для каждого обучающегося индивидуально.
После этого следует этап, на котором учитель подбирает содержание учебного материала, соответствующее теме и развивающей цели урока. Совместно с учениками проектирует способ, схему и алгоритм решения задачи, поставленной на уроке.
На следующем этапе педагог организует познавательную деятельность и сотрудничество между детьми, а также индивидуальную работу каждого ученика.
На этапе отбора методов обучения преподаватель применяет новейшие методы обучения и показывает ученикам, как нужно добывать информацию из книг, интернета и других источников. Также учит их систематизировать полученную информацию: составлять схемы, таблицы, графики и диаграммы. Педагог должен применять новейшие интерактивные методы обучения и нетрадиционные формы уроков.
Последний этап – рефлексия. В это время учитель совместно с учениками подводит итоги урока, анализирует их деятельность в процессе занятия и учит самостоятельно оценивать результаты своей работы по заранее подготовленным критериям. В зависимости от итогов деятельности на уроке педагог дает обучающимся задание на дом.
Чтобы реализация системно-деятельностного подхода была полноценной, необходимо изучать не каждый предмет отдельно, а заниматься межпредметным изучением. Если на уроках перед школьниками будут ставиться практические задачи из реальной жизни на стыке наук, процесс обучения будет для них более запоминающимся и интересным. Соответственно программа будет усваиваться активнее. Также ученики лучше поймут взаимосвязь между различными научными дисциплинами.
Особенности системно-деятельностного подхода в начальной школе
Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.
Педагог начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая следующие психологические особенности младших школьников:
Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между учениками на уроке для развития навыков коммуникации. При этом необходимо учесть, что детям может быть трудно работать одновременно с несколькими одноклассниками. Поэтому при формировании групп стоит делить детей по парам. Важно познакомить ребят со способами самостоятельного получения информации. Однако стоит помнить, что они пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности и часто нуждаются в подсказках учителя.
Если педагог будет учитывать психологические особенности детей, системно-деятельностный подход в начальной школе даст свои позитивные плоды и поможет школьникам приобрести навыки, необходимые для дальнейшего обучения.
Системно-деятельностный подход в школьных предметах
Дети усваивают школьную программу с различной степенью интенсивности. Некоторые более склонны к предметам гуманитарного профиля. Этим детям легче усваивать такие предметы, как литература, история, обществознание и т. д. Другим легче даются точные дисциплины. Сгладить эти различия помогает системно-деятельностный подход. Математика, физика, химия и другие точные науки будут более понятны детям-гуманитариям, если они будут сами находить нужный материал, систематизировать его, обсуждать проблемные вопросы во время учебных дискуссий. Именно при использовании активных методов осуществляется интеграция различных областей знаний. Также системно-деятельностный подход и его методы помогут освоить гуманитарные предметы тем ученикам, которые имеют математический склад ума и предпочитают точные науки. Таким образом, новые методы и технологии позволяют каждому школьнику осваивать тот обязательный минимум знаний, который предусмотрен ФГОС.
Результаты применения
Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные.
К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.
К метапредметным результатам можно отнести освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения.
Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом подхода является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях.
Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.
Значение системно-деятельностного подхода в современном образовании
Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.
Все эти качества очень важны в условиях постоянного обновления информации. Интернет, пресса, телевидение оперируют огромным количеством информации. Человеку важно уметь находить актуальные знания, систематизировать и обрабатывать их. Человек с такими качествами востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию.
Именно поэтому системно-деятельностный подход – основа современного российского образования.
Системно-деятельностный подход в образовании
Автор: Малюгина Татьяна Игоревна
В связи с официальным введением новой версии Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям стал обязательным для всех учителей страны. Перед учителем становится задача формирования знаний в соответствии с новыми стандартами; универсальных учебных действий; формирование компетенций.
Термин «системно-деятельностный подход» применим к любой теории или системе обучения. В любом типе обучения выделяются определённые деятельности, и эти деятельности, как правило, задаются, организуются и реализуются с помощью той или иной системы.
Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Система (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Основной результат обучения – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Системно-деятельностный подход предполагает:
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. В программе ОУ в соответствии с ФГОС планируется формирование УУД в нач.школе.
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:
Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:
Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов.
Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе
Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.
Развивающее обучение в системе Эльконина-Давыдова должно формировать у школьников теоретическое мышление, то есть должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи. На этом в системе Эльконина-Давыдова построены логика и содержание учебных предметов и организация учебного процесса, в основе которого должна лежать теория формирования учебной деятельности и её субъекта. В данном случае ученик усваивает не столько знания вообще, а учится учиться во процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления, аналитических способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания от абстрактного к конкретном
Итак, Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Системно-деятельностный подход как основа построения современного урока
Любовь Позднякова
Системно-деятельностный подход как основа построения современного урока
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА.
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня. Они уже давно живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов. Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».
Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, сообщает чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, кто учится) или её объектом (тем, кого учат? Конечно, объектом. Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе.
Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах образования, ставится вопрос об оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
В основе наиболее распространенного традиционного обучения, предшественника развивающего, лежит идея о независимости развития, в том числе умственного, от обучения. Согласно этой теории циклы развития всегда предшествуют циклам обучения.Формулу этой теории можно представить так:
обучение естественное развитие = зона актуального развития
Такое обучение следует за естественным развитием ребенка и использует те познавательные возможности, тот уровень, который школьник при этом достигает. Достигнутый таким образом уровень определяется исследователями как зона актуального развития. При указанном соотношении места обучения и развития, учителю приходится опираться на принцип доступности, который реализуется через обучение детей «от простого к сложному» и «от близкого к далекому». Согласно этому принципу, на каждой ступени образования школьникам дается лишь то, что им посильно в данном возрасте. Остается неясным – кто и когда точно и однозначно смог определить меру этой посильности.
В 30-х годах прошлого столетия известный отечественный исследователь Лев Семенович Выготский разработал новую инновационную модель обучения, которая опережает развитие.Соотношение их можно представить следующим образом:
развитие обучение = зона ближайшего развития.
Согласно этой теории обучение не есть развитие, но «правильно организованное», оно ведет за собой детское умственное развитие, развивает ряд процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. По Л. С. Выготскому, процессы развития идут вслед за обучением, создавая зону ближайшего развития. Она включает те действия, которые ребенок, способен выполнить только в совместной деятельности с учителем. В этой зоне реализуются те познавательные возможности, которые обычно не раскрываются в традиционном обучении.
Итак, рассмотрим различия традиционного обучения и обучения, основанного на деятельностном подходе.
1) базируется на принципе доступности;
2) учащийся выступает в роли объекта педагогической деятельности;
3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;
4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания;
5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы;
6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.
1) опирается на зону ближайшего развития;
2) учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности;
3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;
4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;
5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности;
6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.
1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
5. Организация урока динамична и вариативна.
6. На уроке используются современные педагогические технологии.
Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых деятельностный подход требует.
1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.
Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Постепенно становится аксиомой: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г. А. Цукерман). Одним из приёмов создания проблемных ситуаций: введение в учебники заголовков-вопросов. Так называемые «хитрые вопросы» становятся отправной точкой дальнейшего поиска.
Какие же способы мотивации деятельности детей, формирования активной познавательной позиции использованы в учебниках системы Л. В. Занкова.
Вот наиболее распространённые:
— вопросы, суждения, нахождение ошибок;
— задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
— наблюдения за фактами, для объяснения которых нужны новые сведения;
— специальные условные знаки и значки, и другие.
2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г. А.Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»
Названное условие тесно связано с первым,оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.
3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).
При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.
4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.
Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять свою работу.
5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Какие же происходят изменения в структуре уроков? Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и результатов? Ведь главной целью в преподавании для меня, как и для каждого учителя является залог успешности каждого урока, чтобы учащиеся полученные знания умели использовать не только на уроках, но и в жизни.
Передо мной встала проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Именно деятельностный метод обучения помог решить эту проблему.
Деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе собственной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Структура урока «открытия нового знания», построенного на основе деятельностного метода,имеет следующие этапы:
1. Этап самоопределения к деятельности.
Цель: Включение в учебную деятельность.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.
3. Постановка учебной задачи.
Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
4. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).
Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: Усвоение нового способа действий.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
8. Рефлексия деятельности.
Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний.
Перечисленные выше этапы работы над понятием лучше проводить на одном уроке, не разрывая их по времени.
Можно применять такие приемы создания проблемной ситуации:
-побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом и вызывающей удивление у детей;
-постановка учебной задачи, основанной на противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и вызывающей затруднения у детей.
Существуют следующие методы решения учебной проблемы:
-побуждающий от проблемной ситуации диалог (общее побуждение, подсказка, сообщение);
-подводящий к открытию знания диалог (система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к осознанию темы урока).
Необходимо использовать виды продуктивных заданий:
-формулирование вопросов по теме урока;
-создание опорного сигнала: схема, таблица, опорные слова;
-создание художественного образа: метафора, загадка, стихотворение, сказка.
Технология деятельностного метода применима при работе по любой из действующих образовательных программ для обучения младших школьников.
1. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урокв развивающем обучении: Книга для учителя. – М. :ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006
3. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 204с. – (Стандарты второго поколения).
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ]; под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 152с.
6. Выготский Л. С. Собр. Соч. / Л. С. Выготский. – М., 1984. – Т. 4.
Позднякова Любовь Вячеславовна
Павлодарский филиал МБОУ Моисеево – Алабушской сош Уваровского района Тамбовской области.
Учитель начальных классов первой категории
Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена.
Системно-деятельностный подход во взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда в проектной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Гнёздышко» Ярославского муниципального района «Системно-деятельностный.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе. Дидактическая игра «Волшебные квадраты» Пример игры, адаптированной для решения задач познавательного развития дошкольников в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ. Хочу.
ФГОС ДО «Системно-деятельностный подход» В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту.
Презентация «Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении» Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении. Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании.
Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса (из опыта работы) Хочу поделиться с Вами своими находками, которые по моему убеждению помогают организовать образовательную среду в группе. Система дошкольного.
Системно-деятельный подход в ДОУ в рамках реализации ФГОС Е. А. Наумова, МКДОУ д/с №4 «Теремок» г. Семилуки Воронежской области. Системно – деятельный подход – это переход к построению стандартов.
Системно-комплексный подход в использовании предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Системно-комплексный подход в использовании предметно-пространственной развивающей среды ДОУ В современной системе образования РФ – дошкольный.
Выступление на педсовете «Cистемно-деятельностный подход в условиях введения стандарта дошкольного образования» » Cистемно-деятельностный подход в условиях введения стандарта дошкольного образования». Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.