системная поведенческая психотерапия обучение
Системная поведенческая психотерапия обучение
Руководство по системной поведенческой психотерапии
Настоящее руководство по психотерапии представляет собой результат работы, проводившейся в разное время на базе отделения неврозов Клиники психиатрии Военно-медицинской академии, кризисного отделения Клиники неврозов им. академика И.П. Павлова, Санкт-Петербургского Городского психотерапевтического центра, Клиники психологического консультирования и психотерапевтического лечения.
Системная поведенческая психотерапия близка к психотерапевтическому направлению, которое получило название «когнитивно-поведенческая психотерапия». Однако последняя в методологическом смысле является искусственным образованием: две теоретически отличные друг от друга научные парадигмы – бихевиоральная и когнитивная – были механически объединены в рамках одной системы психотерапевтических практик. Системная поведенческая психотерапия, в отличие от когнитивно-поведенческой, основывается на единой теоретической базе – науке о поведении, которая предельно точно и полно изложена в трудах отечественных ученых И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, П.К. Анохина и других. В этом смысле задача системной поведенческой психотерапии заключалась только в том, чтобы воспринять науку о поведении как целостную и непротиворечивую теоретическую систему, а затем представить возможности психотерапии как таковой (систему ее практик) в рамках этой целостной научной парадигмы.
Для более полного и точного понимания системной поведенческой психотерапии необходима психотерапевтическая модель психопатологии в «малой» психиатрии (общая психопатология пограничной психиатрии) в рамках науки о поведении. Очевидно, что эффективное использование психотерапевтического инструментария без четкого представления о феномене «болезни» в области невротических расстройств представляется крайне затруднительным. Отсутствие психотерапевтических диагнозов или – что было бы, возможно, даже более правильным – отсутствие психотерапевтического понимания психиатрических диагнозов существенно тормозит развитие нормальной, эффективной и жизнеспособной медицинской специальности, которой, вне всякого сомнения, является психотерапия. Исследования в этом направлении уже проведены и в настоящее время готовятся к изданию отдельной книгой – «Психотерапевтическая диагностика».
Авторы надеются, что «Руководство» станет интересным и главное – полезным практическим пособием для врачей-психотерапевтов и клинических психологов.
Системная поведенческая психотерапия
Первая часть «Руководства» посвящена трем основным вопросам:
· во-первых, необходимо дать развернутое определение системной поведенческой психотерапии (СПП);
· во-вторых, представить концептуальную модель системной поведенческой психотерапии (КМ СПП);
· в-третьих, рассмотреть методологические проблемы психотерапевтической науки.
Определение системной поведенческой психотерапии
Системная поведенческая психотерапия – это система практик, которая основана на КМ СПП и реализуется пациентом под руководством психотерапевта, с непосредственным участием психотерапевта, а также самостоятельно пациентом, для коррекции дезадаптивного поведения, приводящего к субъективному снижению качества жизни человека, обращающегося за психотерапевтической помощью.
Раскроем понятия, используемые в настоящем определении.
Системная поведенческая психотерапия в условиях стационарного лечения
Городская психиатрическая больница № 7
им. академика И.П. Павлова
(Клиника неврозов), Санкт-Петербург
В законодательных актах и ряде научных публикаций последнего времени [2, 10, 11] уделяется значительное внимание повышению интенсивности и эффективности психотерапевтической работы, что в значительной степени обусловлено потенциальной потребностью граждан РФ в такого вида помощи, учитывая сложную социально-психологическую ситуацию [3] и широкий круг социально-стрессовых расстройств [4]. Данная проблема сопряжена с загруженностью психотерапевтов, необходимостью ассимиляции ими большого объёма психотерапевтических знаний, ставших доступными за последнее десятилетие, а также с отсутствием у населения нашей страны достаточных представлений о целях, задачах и возможностях психотерапии. Всё это накладывает на практикующих психотерапевтов серьёзную ответственность и требует повышенного внимания к проблемам модификации психотерапевтической практики с целью преодоления существующих трудностей и реализации поставленных задач.
В клинике неврозов им. академика И.П. Павлова практикуется следующая схема психотерапевтического лечения, отвечающая, на наш взгляд, указанным требованиям. Лечащим врачом-психиатром производится клиническое обследование больного, устанавливается предварительный (как правило, синдромологический) диагноз, назначается фармакологическое и физиотерапевтическое лечение. При наличии показаний к психотерапии больной направляется на консультацию к психотерапевту. Психотерапевт со своей стороны производит обследование больного с целью определить структуру личностного конфликта, особенности конституциональных и типологических черт больного. Основываясь на этих данных, психотерапевт составляет план и определяет тактику последующего психотерапевтического лечения [5]. В соответствии с действующим приказом МЗ РФ «О психиатрической и психотерапевтической помощи» [1] психотерапевт также принимает участие в постановке окончательного диагноза. В ряде случаев по направлению лечащего врача психиатра или психотерапевта пациент обследуется медицинским психологом.
Общее руководство и фактор слаженности работы обеспечивается заведующими отделениями. Большое значение играет также и подготовка младшего медицинского персонала, который осуществляет наблюдение за пациентами клиники, а также организационно и практически способствует психотерапевтическому лечению. Два основных лимитирующих фактора — высокая степень загруженности психотерапевта (на каждом отделении одновременно проходят лечение порядка 65 больных) и сроки госпитализации больного (30—45 дней) — накладывают свои ограничения, создаёт определённую специфику работы и требует максимальной оперативности сотрудников отделения.
Психотерапевтическое лечение реализуется нами в рамках системной поведенческой психотерапии [7]. В условиях стационара она складывается из трёх этапов. На первом этапе, в процессе первого индивидуального занятия решается несколько принципиально важных задач: необходимо установить доверительный контакт с больным и выявить структуру его невротического конфликта. Далее психотерапевт раскрывает пациенту специфику его невротического расстройства, причины формирования его невроза и указывает на ту роль, которую в этом процессе сыграл сам пациент. Пациент должен уяснить несколько положений, которые становятся основополагающими в процессе дальнейшего психотерапевтического лечения. Во-первых, он должен знать, что его психологические проблемы разрешимы при условии точного следования предписаниям психотерапевта. Во-вторых, он должен осознавать меру своей ответственности за возникновение и сохранение невротической симптоматики. В-третьих, он должен понимать, в чём состоит суть психотерапевтического лечения, а также каковы обязанности и роли в этом процессе пациента и психотерапевта.
Второй этап психотерапевтического лечения состоит в освоении пациентом психотерапевтических приёмов, способствующих выработке новых стереотипов поведения. Пациенты осваивают когнитивные психотерапевтические механизмы [6], методику релаксации по Джекобсону, дыхательные техники и т.п.. Второй этап, проходит в форме групповой работы, что экономит время и увеличивает «пропускную способность». Особенностью этих групп является их «открытость» (т.е. пациент может приступить к занятиям сразу же после первого собеседования с психотерапевтом), а также сочетание элементов как собственно групповой работы, так и тренинга.
Групповые сеансы проводятся в форме «семинаров» и последующих «практикумов». Семинар представляет собой «убедительное наставление» психотерапевта, который, используя яркие образы, рассказывает о клинических случаях, чтобы продемонстрировать пациентам негативные последствия неадекватного поведения и таким образом мотивировать пациентов на самостоятельную работу по использованию осваиваемых психотерапевтических техник. Психотерапевт так же обосновывает необходимость изменить иррациональные поведенческие стратегии пациентов, доказывает, что у них есть возможность вернуться к нормальному существованию. После чего он излагает психологический механизм, которому посвящено настоящее занятие. Далее происходит обсуждение в группе, которое призвано подтвердить высказывания психотерапевта. В процессе обсуждения пациенты утверждаются в общности стоящих перед ними проблем и эффективности предлагаемых им методов психотерапии. Во время практической части групповой работы осваивается та или иная психотерапевтическая техника. В заключении психотерапевт инструктирует пациентов о правилах и временных параметрах использования данного психотерапевтического упражнения, а также задиктовывает форму самоотчётов по данному занятию [12]. Количество групповых сеансов, как правило, не превышает 6 — 8 сдвоенных семинаров-практикумов (по 1,5 — 2 часа).
Указанные самоотчёты, чётко формализованные и максимально полно отражающие как качественный, так и количественный аспект самостоятельной работы пациента, являются своего рода допуском к третьему этапу психотерапии. Таким образом, с помощью самоотчётов, нами реализуется «жетонный» принцип [9]. Данный подход позволяет, во-первых, отсеять тех пациентов, которые не принимают активного участия в психотерапевтическом лечении, предпочитая обучение психологическим приёмам самопомощи непосредственной работе с невротической симптоматикой; во-вторых, подобный самоотчёт (и его роль «входного билета» на индивидуальные занятия) систематизирует работу пациентов, делаёт её более структурированной и осмысленной; в-третьих, он является материалом для конструктивной работы совместно с психотерапевтом в процессе индивидуальных занятий третьего этапа психотерапии. Наконец, в-четвёртых, данные катамнестических наблюдений свидетельствуют, что записи, которые пациенты делают во время занятий, а также самоотчёты (о выполнении ими изученных психотерапевтических техник) становятся для них своеобразным психологическим подспорьем после выписки из стационара и пролонгируют эффект психотерапевтического лечения.
Индивидуальная работа на третьем этапе психотерапии также состоит из двух видов взаимодействия. «Психотерапевтическая сессия» призвана адаптировать используемые техники непосредственно для данного пациента, и реализуется по формуле «пациент-психотерапевт». «Индивидуальный практикум» проводится в индивидуально-стрессовых условиях по формуле «пациент-ситуация-психотерапевт» с использованием методов «наводнения», самоконтроля, парадоксальной интенции и др.. В процессе «индивидуальных практикумов» редуцируется невротическая симптоматика и закрепляются вновь выработанные поведенческие стратегии. Для достижения необходимого психотерапевтического эффекта, как правило, оказывается достаточно от 3 до 5—6 индивидуальных занятий.
Из 238 пациентов (167 женщин, 71 мужчина, средний возраст 38,8 лет), проходивших лечение по указанной схеме в Клинике неврозов им. академика И.П. Павлова за последнее время, 229 прошли два этапа психотерапевтического лечения и 155 — три. Указанная разница продиктована как внешними причинами (выписка, перевод в другую больницу и т.п.), так и пассивностью пациентов. Из 155 пациентов, прошедших полный курс лечения, 37 относили улучшение своего состояния на счёт комплексного (фармакологического, физиотерапевтического и психотерапевтического) лечения, а 118 связывали его преимущественно с результатами психотерапевтической работы. В данной группе отмечалась статистически значимая положительная динамика по шкалам личностной и реактивной тревожности (И.Д. Спилбергера, Ю.Х. Ханина), методике САН и тесту Люшера [8]. Клинически выявлялась редукция невротической симптоматики. Сами пациенты субъективно отмечали эффект «выздоровления», улучшение своей социальной адаптации (отношений с родственниками, сослуживцами и т.д.) и повышение работоспособности.
Оптимизация сроков госпитализации больного и технологичность используемого подхода позволяет снизить себестоимость лечения, а повышение социальной адаптации, работоспособности и профилактика возможных рецидивов является ещё одним безусловным экономическим эффектом использования системной поведенческой психотерапии в условиях стационара.
После выписки из стационара пациенты, проходившие лечение в клинике, в случае необходимости имеют возможность получить поддерживающую психотерапию в рамках работы Кабинета социально-психологической помощи, входящего в структуру Клиники неврозов. Данная помощь особенно актуальна в первые недели после выписки больного, в связи с апробацией и закреплением им новых адаптивных поведенческих стратегий в условиях практической деятельности и привычной среды. Созданный в 1999 году Городской психотерапевтический центр также призван обеспечить преемственность амбулаторной и клинической помощи, а пациенты получают возможность консультироваться у тех же психотерапевтов, которые занимались их лечением в процессе госпитализации, что особенно значимо в терапии «кризисных» больных.
Когнитивно-поведенческая психотерапия
Когнитивно-бихевиоральная (КБТ), или когнитивно-поведенческая психотерапия — современный метод психотерапии, применяемый при лечении различных психических расстройств.
Изначально этот метод разрабатывался для лечения депрессии, затем начал использоваться для лечения тревожных расстройств, панических атак, обсессивно-компульсивного расстройства, а в последние годы успешно применяется как вспомогательный метод при лечении практически всех психических расстройств, включая биполярное расстройство и шизофрению. КБТ имеет наиболее широкую доказательную базу и применяется в качестве основного метода в больницах США и Европы.
Одно из важнейших преимуществ этого метода — его краткосрочность!
Конечно же, этот метод применим и для помощи людям, не страдающим от психических расстройств, а просто столкнувшихся с жизненными трудностями, конфликтами, проблемами со здоровьем. Это связано с тем, что главный постулат КБТ применим практически в любой ситуации: наши эмоции, поведение, реакции, телесные ощущения зависят от того, как мы мыслим, как оцениваем ситуации, на какие убеждения опираемся при принятии решений.
Целью КБТ является переоценка человеком собственных мыслей, установок, убеждений о себе, мире, других людях, т.к. часто они не соответствуют реальности, заметно искажены и мешают полноценной жизни. Малоадаптивные убеждения меняются на более соответствующие реальности, и за счет этого меняется поведение и самоощущение человека. Это просиходит и путем общения с психологом, и с помощью самонаблюдения, а также с помощью так называемых поведенческих экспериментов: новые мысли не просто принимаются на веру, а сначала применяются в той или иной ситуации, а человек наблюдает за результатом такого нового поведения.
Что происходит на сеансе когнитивно-поведенческой психотерапии:
Психотерапевтическая работа акцентируется на том, что происходит с человеком на данном этапе его жизни. Психолог или психотерапевт всегда стремится сначала наладить то, что происходит с человеком в настоящее время, и лишь потом переходит к анализу прошлого опыта или построению планов на будущее.
В КБТ крайне важна структура. Поэтому на сеансе клиент сначала чаще всего заполняет опросники, затем клиент и психотерапевт договариваются о том, какие темы нужно успеть обсудить на сеансе и сколько времени необходимо потратить на каждую, и только после этого начинается работа.
КБТ-психотерапевт видит в пациенте не только человека с определённой симптоматикой (тревога, сниженное настроение, беспокойство, бессонница, панические атаки, навязчивости и ритуалы и т.п.), которые мешают ему полноценно жить, но и человека, который способен научиться жить так, что бы не болеть, который сможет взять на себя ответственность за свое благополучие так же, как терапевт — за собственный профессионализм.
Поэтому клиент всегда уходит с сеанса с домашним заданием и огромную часть работы по изменению себя и улучшению своего состояния проделывает сам, путем ведения дневников, самонаблюдения, тренировок новых навыков, воплощения новых поведенческих стратегий в свою жизнь.
Индивидуальный сеанс КБТ длится от 40 до 50 минут, один или два раза в неделю. Обычно для улучшения состояния бывает достаточно курса из 10-15 сеансов. Иногда бывает необходимо провести два таких курса, а также включить в программу групповую психотерапию. Между курсами возможно сделать перерыв.
Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия?
Существует большая вероятность, что источник проблем и знакомое многим состояние психологического дискомфорта находятся в самом человеке и не зависят от жизненных ситуаций. Разобраться в причинах тревог и страхов, научиться верно реагировать на внешние раздражители, контролировать свои эмоции, убеждения и поведение – все это необходимо нам в условиях ощутимо меняющихся событий в мире.
Давайте поговорим об одной из эффективных психологических методик, которую давно и успешно применяют психологи с целью благотворного воздействия на мышление человека и исправления ошибок в его поведении, – о когнитивно-поведенческой психотерапии.
Основы и задачи когнитивно-поведенческой психотерапии
Когнитивностью считается способность человека воспринимать и умственно перерабатывать внешние события в соответствии со своими убеждениями.
С самого детства человек приобретает ряд правил и привычек – как здоровых, так и вредоносных, мешающих жить. Когнитивно-поведенческая терапия – это направление в психологии, основанное на принципе, что мышление и поведение зависят от привычной реакции человека. Что это значит? Определенный человек подсознательно реагирует на внешние раздражители определенным образом, присущим только ему.
Как мы обычно реагируем на тревожное событие? Переживаем, боимся или ощущаем невозможность повлиять на ситуацию. Если долгое время находиться под властью таких негативных эмоций – это неизбежно приведет к расстройству психики. Но от такой «вредной привычки» можно отказаться, научившись воспринимать события по-другому, чтобы легче справляться с трудностями и избежать стресса.
Основной задачей психолога КПТ будет научить пациента верной работе со своими мыслями и новому отношению к возникающим непростым ситуациям. Такая терапия проводится в несколько этапов и постепенно формирует жизнеутверждающие стереотипы сознания. В конечном итоге пациент осваивает техники, направленные на снижение уровня тревог, и преодолевает пугающие его ситуации без привычных паник и страхов.
Какие преимущества у КПТ?
Наиболее важным достоинством применения КПТ является устойчивый долговременный результат. После прохождения когнитивно-поведенческой психотерапии пациент умеет сам контролировать, диагностировать и лечить сложные состояния и становится сам себе психологом, поэтому рецидив практически исключен.
Помимо этого, КПТ имеет еще целый ряд преимуществ:
Основные принципы КПТ
На чем же стоит когнитивно-поведенческая психотерапия?
Основными принципами нового мышления будут:
Ваши переживания – это только ваше личное видение и личная оценка конкретной ситуации, а не результат прошлого опыта.
Можно кардинально изменить свою оценку произошедшего события и мысли, связанные с ним.
Ваши негативные убеждения, хоть и кажутся правдоподобными, не являются истиной. И именно от этих убеждений вы испытываете психологический дискомфорт.
Ваши тревожные переживания – это схема мышления, к которой вы привыкли. Вы в силах изменить образ мышления и проверить наличие ошибок в привычных убеждениях.
Когда поможет когнитивно-поведенческая терапия?
Когнитивно-поведенческая терапия успешно применяется психологами для преодоления и коррекции у пациентов:
Кроме того, в последнее время психологи предлагают применять методы КПТ для помощи пациентам с хроническими заболеваниями. Однако, результативность такого подхода пока не имеет стойких доказательств. Но уже сейчас существует перечень болезней, при которых КПТ может успешно дополнить медицинский план лечения. Это – бронхиальная астма, гипертония, острый психоз, синдром раздраженного кишечника, неприятные симптомы менопаузы.
Резюмируя возможности методики КПТ, можно говорить о том, что такая терапия может эффективно применяться для коррекции психоэмоциональных расстройств и неврологических нарушений, а в некоторых случаях способна стать хорошим дополнением к стандартной схеме лечения хронических заболеваний. Поэтому знание КПТ-подхода рекомендуется освоить желающим получить профессию психолога, практикующим психологам и психотерапевтам любых направлений, врачам и студентам старших курсов психологических и медицинских факультетов. Всем заинтересовавшимся мы предлагаем пройти дистанционный курс обучения, который поможет в приобретении востребованной профессии психолога или в совершенствовании имеющихся знаний.
Методы и техники когнитивно-поведенческой терапии
В своих сессиях психологи КПТ, в зависимости от ключевой проблемы, применяют разнообразные техники, помогающие выявить, проанализировать и скорректировать тревожное восприятие человеком ситуации. Зачастую человек заранее боится того, что сам себе напророчил, на подсознательном уровне ожидает плохого. Так и начинается паника. При помощи методик КПТ человек изменяет свое мышление и ощутимо снижает действие негатива на свое психоэмоциональное состояние.
Рассмотрим основные существующие техники КПТ:
Терапия по методике Бека. По мнению основателя этого метода, невротическими состояниями чаще страдают личности, подверженные негативным эмоциям и страдающие низкой самооценкой. Такие люди заранее нацелены на плохой исход любой ситуации. Например, начальник делает замечание сотруднику по результатам выполненной работы, а сотрудник мыслит: «Теперь меня точно уволят, я не смогу найти другую работу, нечем будет кормить семью», в результате наступает уныние. Бековский подход представляет собой серию быстрых вопросов и ответов для обнаружения негативных мыслей, в процессе которых приходит понимание проблемы и способов купирования опасного состояния депрессии.
Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что когнитивно-поведенческая психотерапия дает явное понимание о происхождении негативных реакций и отрицательных эмоций человека и предлагает конкретные маршруты к нормализации эмоционального состояния. Психолог КПТ показывает клиенту, что нет ничего невозможного, и даже в самой сложной ситуации можно радоваться жизни и контролировать свои страхи.
Статьи
Мишени когнитивно-поведенческой психотерапии при работе с проблемами ревности
Мишени когнитивно-поведенческой психотерапии при работе с проблемами ревности
1 Американский институт когнитивной терапии;
2 Медицинский колледж университета Вейлл-Корнелл, США;
3 ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева» Минздрава России;
4 ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург
Резюме. В статье рассматриваются основные мишени для психотерапевтической работы с проблемами индивидуальной дезадаптации и партнерским стрессом, связанными с переживанием ревности. Выделены особенности формирования системы отношений и ранней привязанности, создающих почву для интенсивных переживаний ревности. Рекомендованы мишени для оценки привычного образа мышления и изучения его содержания, чтобы определить наличие предвзятости или предрасполо женности, предложены альтернативные когнитивные стратегии. Представлены основные приемы и упражнения современного метакогнитивного направления когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ). Читать всю статью »
Эволюционная модель депрессии в период пандемии. Альянс психотерапии и фармакотерапии
Обозрение психиатрии и медицинской психологии V.M. Bekhterev review of psychiatry and medical psychology, им. В.М. Бехтерева, 2021, № 1, с. 91-101, 2021, no 1, pp. 91-101, http//doi.org/10.31363/2313-7053-2021-1-91-101
Эволюционная модель депрессии в период пандемии. Альянс психотерапии и фармакотерапии
1 Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева, Санкт-Петербург, Россия
2 Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург, Россия
Резюме. В статье представлены данные эпидемиологических исследований о распространенности депрессивных расстройств, а также динамика показателей эмоционального благополучия населения, распространенности аффективных расстройств в мире в период пандемии COVID 19, описываются характерные тревожно-депрессивные нарушения, представлен специфический ковид-стресс синдром. Особый акцент сделан на эволюционной модели депрессии как способе адаптации к неблагоприятно оцениваемым социальным жизненным обстоятельствам с ограниченным доступом к ресурсам жизнеобеспечения, к которым безусловно относится чрезвычайная ситуация пандемии. Приводятся данные исследований, объединяющих биологический и психодинамический подход, в частности, генетических особенностей серотонинэргической регуляции и уязвимости к средовым влияниям неблагоприятного раннего опыта с последующей манифестацией депрессивных нарушений. Представлены результаты исследования реципрокных отношений аффективных и иммунных нарушений и исследований иммунометаболического синдрома. Выделены особенности когнитивного функционирования пациентов с депрессивными расстройствами с описанием специфического ригидного когнитивного стиля склонности к руминациям, а также специфики других исполнительских когнитивных функций. Предложен алгоритм комбинированного лечения депрессивных нарушений, сочетающий применение антидепрессантов из группы СИОЗС и когнитивно-поведенческую психотерапию, программы когнитивной ремедиации. Читать всю статью »
Статья Д. В. Ковпака, президента Ассоциации КПП, посвященная Дню рождения И.П. Павлова
Иван Петрович Павлов – знаковая фигура для нашей Ассоциации. И.П. Павлов – великий русский и советский учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года «за работу по физиологии пищеварения».
Иван Петрович родился в Рязани 26 сентября 1849 года. Это был первый ребенок из десяти, родившихся в семье Павловых. Мать Варвара Ивановна (девичья фамилия Успенская) воспитывалась в семье священнослужителей.
Мальчика обучали грамоте с восьмилетнего возраста, но в школу он пошел в 11. Причиной тому послужил сильный ушиб, полученный при падении с лестницы. У мальчика пропал аппетит, сон, он стал худеть и бледнеть. Домашнее лечение не помогало. На поправку дело пошло тогда, когда измученного болезнью ребенка увезли в Троицкий монастырь. Его опекуном стал гостивший в доме у Павловых игумен божьей обители.
Хроническая боль и употребление опиоидов: важная роль КПТ-терапевтов
Allen R. Miller, Ph.D., MBA
Директор программы КПТ, Институт когнитивно-поведенческой терапии Бека
Повальная коморбидность хронической боли и употребления опиоидов к настоящему
времени привела к дорогой (635 миллиардов долларов в год) и смертоносной (72000
смерти от передозировки в год) проблеме в Соединенных Штатах. Люди, страдающие от
хронической боли и опиоидной зависимости, часто обращаются к врачам первичной
медико-санитарной помощи, в отделения неотложной помощи и к медицинским
специалистам. Часто физические травмы или заболевания приводят к болевым
ощущениям. Тогда не вызывает особого удивления, что первый вопрос многих людей,
страдающих от боли, на встрече с КПТ-терапевтом: «Как терапевт может помочь мне с
моей физической болью?» Хотя правильный ответ: «КПТ-терапевт может помочь
довольно многим» – это последнее, что мы могли бы сказать им.
Почему? Люди, которые испытывают хроническую боль, перенесли много страданий. Они
обычно попробовали ряд стратегий, чтобы получить облегчение – без успеха. КПТ
обычно последнее в их списке из того, что попробовать. Многие к этому времени
потеряли надежду. Вдобавок к их хронической боли они часто сообщают: «Никто не
слушает» и «Никто не понимает». Поэтому нам нужно позаботиться о том, чтобы не
прерывать их и не давать гарантий. Эмпатия, рефлексивное слушание и другие навыки
консультирования существенны для развития крепких терапевтических отношений.
Сильный альянс помогает пациентам быть более сговорчивыми в том, чтобы
пробовать КПТ техники.
Экспозиционные стратегии в лечении ПТСР
Аарон Брайнен (Aaron Brinen), доктор психологических наук
Хотя посттравматическое стрессовое расстройство было первоначально систематизировано в DSM-III как тревожное расстройство, клиницисты, работающие с людьми, пережившими травму, знают, что стыд и вина, испытываемые этими клиентами, одни из самых токсичных и сложных эмоций для работы с ними. Несмотря на то, что ожидается, что после ужасающей травмы человек, переживший ее, может испытывать ужас, стыд или вина, связанные с самообвинением за травму, запутывают разум.
ПТСР как механизм выживания
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) по определению DSM-V характеризуется пятью симптомами. Последние четыре должны присутствовать более месяца и приводить к значительному дистрессу:
По сути, ПТСР – это механизм выживания, поле битвы для ума, призванного защитить нас. Это способ нашего тела сказать: «Я никогда больше не позволю жестоко обращаться со мной, нападать на меня или подвергать меня опасности»
Рандомизированное Контролируемое Исследование (РКИ) короткого телефонного когнитивно-поведенческого вмешательства с целью улучшения лечения ПТСР у вернувшихся военнослужащих
Абстракт
Беспокоящиеся о своей репутации и карьерных перспективах, вернувшиеся участники войны с ПТСР могут избегать обращения за медицинской помощью. В рандомизированном контролируемом исследовании авторы изучили насколько были вовлечены в лечение и симптомы ветераны с ПТСР, кто прошёл короткое телефонное обследование для обсуждения причин, по которым они избегали лечения. Ветераны, которые приняли звонок, начали лечение быстрее и снизили симптомы ПТСР быстрее, чем ветераны, которые получали обычную помощь. Через 6 месяцев различия в двух группах уменьшились, учитывая, что проведение второго телефонного звонка для второй группы стало оправданным.
Что делать, если кто-то сообщает вам, что думает о самоубийстве?
10 сентября — Всемирный день предотвращения суицида (WSPD). Предлагаем вам ознакомиться со статьей, которая поможет ответить на важный вопрос:
“Что делать, если кто-то сообщает вам, что думает о самоубийстве?”
1. Прежде всего, постарайтесь убедить человека, что вы слышите, что он говорит, и относитесь к этому серьезно. «Я так рад, что ты рассказываешь мне о том, как много всего произошло, и как ты себя чувствуешь. Спасибо, что поделился этим со мной!».
⠀ Читать всю статью »
Избегание в клинической практике (авторы статьи – Deborah Dobson и Keith S. Dobson)
Избегание в клинической практике: стратегии концептуализации и сокращения избегающих мыслей, эмоций и поведения методами когнитивно-поведенческой терапии
Дебора Добсон, Кейт Добсон
Избегание является частой проблемой для клиентов, наблюдаемых в психиатрических клиниках амбулаторно. Хотя эта проблема, как правило, рассматривается как типичная особенность тревожных расстройств, она также возникает у многих клиентов, обращающихся за помощью при ситуационном дистрессе. Несмотря на то, что избегание считается поведенческой реакцией на пугающий или нежелательный триггер, другие типы избегания, такие как когнитивное, эмпирическое или эмоциональное, также весьма распространены и могут сосуществовать наравне с поведенческим избеганием. Любой тип избегания подрывает положительный результат терапии. Для решения этой проблемы было разработано несколько когнитивно–поведенческих методик, в частности, поведенческая активация и экспозиция. В данной статье рассматривается проблема избегания и обсуждаются способы его оценки и включения в процесс формулирования клинического случая, а также последующее лечение. В статье описаны два клиентских сценария для иллюстрации и прояснения стратегии концептуализации и лечения избегание в клинике.
Положение о клиническом воздействии
В данной статье рассматривается распространенная проблема избегания у клиентов психиатрических клиник, наблюдаемых в амбулаторных условиях. Избегание может принимать различные формы, и авторы исследуют оценку, разное понимание и меры, направленные на сокращение этой проблемы для максимизации результата терапии.