система учений о морали и нравственности
Система учений о морали и нравственности
Раздел ЕГЭ: 1.1.3. Мораль | Раздел ОГЭ: 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мoрaль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт.
Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.
Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.
В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.
ФУНКЦИИ МОРАЛИ
ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ
Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.
НРАВСТВЕННОСТЬ
Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам.
Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.
Этапы формирования нравственности:
Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках.
Вы смотрели конспект «Мораль, этика, нравственность».
§ 3. Этика — учение о морали
§ 3. Этика — учение о морали
Если термин «мораль» латинского происхождения, то «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» местопребывание, совместное жилище. В IV в. до н. э. Аристотель обозначил прилагательным «этический» класс человеческих добродетелей добродетелей характера в отличие от добродетелей разума дианоэтических. Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким образом, этика как наука существует свыше 20 веков.
В современном понимании этика — философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.
Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании «нового человека» — бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.
В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.
В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику — учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.
В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.
Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.
Читайте также
4. ЭТИКА БЛАГОДАТИ КАК ЭТИКА СВОБОДЫ.
4. ЭТИКА БЛАГОДАТИ КАК ЭТИКА СВОБОДЫ. ЕЕ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.ШЕЛЕР И ГАРТМАНПроблема сублимации приводит нас к вопросу о сублимации произвола, или, в терминах богословских, к вопросу о взаимоотношении свободы и благодати. Весьма важно, однако, показать, что
Ю.Н.Давыдов Этика убеждения и этика ответственности: Макс Вебер и Лев Толстой (*)
Ю.Н.Давыдов Этика убеждения и этика ответственности: Макс Вебер и Лев Толстой (*) Этическая мысль. Вып. 7. М.: ИФ РАН. 2006.Когда заходит речь об этике Льва Толстого, у нас – в соответствии с традицией, сложившейся еще до революции 1917 года, но закрепленной и освященной
Учение Маркса и Энгельса о морали
Учение Маркса и Энгельса о морали Рассматривая мораль как форму общественного сознания, Маркс и Энгельс разносторонне обосновали тезис об историчности морали, об изменчивости моральных норм, идеалов и обыденных моральных представлений в условиях разных
Э. Целлер. Кантовский принцип морали и противоположность формальных и материальных принципов морали 1
Э. Целлер. Кантовский принцип морали и противоположность формальных и материальных принципов морали1 Хотя важнейшей научной работою Канта следует считать его критику нашей способности познания, тем не менее он сам видел главную положительную задачу своей философии в
1. Этика гуманистическая и этика авторитарная
1. Этика гуманистическая и этика авторитарная Если мы, в противоположность этическому релятивизму, не отказываемся от поиска объективно значимых норм поведения, то какие критерии этих норм мы можем найти? Тип критериев зависит от этической системы, нормы которой мы
2. Этика субъективистская и этика объективистская
2. Этика субъективистская и этика объективистская Что с точки зрения гуманистической этики мы должны ответить тем, кто отказывает человеку в способности самому устанавливать объективно значимые нормативные принципы?Одна из школ гуманистической этики принимает вызов и
§ 98. Способ бытия ноэмы. Учение о формах ноэс. Учение о формах ноэм
§ 98. Способ бытия ноэмы. Учение о формах ноэс. Учение о формах ноэм Однако есть еще нужда в важных дополнениях. Прежде всего надо обратить внимание на то, что любой переход от феномена к рефлексии, каковая сама реально анализирует таковой, или же к совершенно иначе
Кантовская трансцендентальная философия — учение о морали
Кантовская трансцендентальная философия — учение о морали Как мы упоминали, Кант выступал против юмовского скептицизма как в отношении естествознания, так и морали. Во многом кантовская критика этического скептицизма перекликается с его критикой эпистемологического
Заметки об «общественной морали» (В связи со статьей Р. Г. Апресяна «Понятие общественной морали»
Заметки об «общественной морали» (В связи со статьей Р. Г. Апресяна «Понятие общественной морали» Вопросы философии, 2006, № 5)Как мне представляется, статья Р. Г. Апресяна знаменательна и интересна прежде всего в качестве творческой попытки осмысления масштабного
И макиавеллиевский, и купеческий ум разделяют веру в необходимость для власти процедуры сегментации — в силу дихотомии власти и морали, а также денег и морали
И макиавеллиевский, и купеческий ум разделяют веру в необходимость для власти процедуры сегментации — в силу дихотомии власти и морали, а также денег и морали Как утверждает Тейяр де Шарден в книге «Феномен человека», всякое новое изобретение представляет собой
XX. ЭТИКА САМООТРЕЧЕНИЯ И ЭТИКА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
XX. ЭТИКА САМООТРЕЧЕНИЯ И ЭТИКА САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Теперь, когда мы достаточно ориентированы в проблемах и результатах, достигнутых прежней этикой, мы можем попытаться рассмотреть вопрос о внутренних связях между этикой самоотречения и этикой самосовершенствования
Этика – учение о морали и нравственности
— природные черты, свойственные человеку (голод, холод, жажда, страх);
— свойства ума (память, абстрактное мышление);
Именно совокупность свойств характера, связанные в систему знаний, Аристотель назвал этикой. Начиная с древности этику, было принято считать практической философией в отличие от собственно теоретического знания о мире. Любое теоретическое знание имеет, в конечном счете, практическое значение, оно не только вооружает человека методами и средствами преобразования мира, но и содержит мировоззренческую сторону, в результате обосновывает цели практической деятельности.
Сущность и содержание этики состоит в том, что вышеуказанные цели формулируются здесь в форме идей о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, учения о назначении и смысле жизни человека. Постепенно в этике стали четко различаться два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика), и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.
Под этикой в широком смысле слова понимается философская наука, объектом изучения которой являются мораль как форма общественного сознания.
Предпосылками возникновения этики явились:
— разветвленная система нравственного сознания, нравственных отношений и нравственной практики;
— разделение труда на умственный и физический;
— потребность в выражении и описании норм морали;
— наличие противоречия между идеалом и действительностью в жизни;
— попытка обоснования с нравственных позиций воли господствующего класса.
Главным вопросом этики является вопрос соотношения идеала и действительности. Функциями этики можно назвать:
Итак, предметом исследования этики является мораль, история социально-этических нравов, права, обычаи, традиции в их светском и конфессиональном проявлении. Объектами исследования этики является многообразие форм светской и конфессиональной морали в истории эволюции человечества.
Центральными категориями этики являются добро и зло.
Добро – понятие, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и окружающему миру. С ее помощью дается положительная нравственная оценка тому или иному явлению. Противоположная категория, дающая отрицательную оценку, понятие зла. Зло – понятие, означающее намеренное, умышленное, созидательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.
Среди этических категорий понятие справедливости играет важную роль. Справедливость – понятие, выражающее распределение ценностей и благ между индивидами в соответствии с их деятельностью, соотношения прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания.
Нравственный облик требует соблюдения определенных условий, т.е. норм поведения. Они могут быть восприняты человеком как оптимально соответствующие его ценностным установкам. В данном случае соблюдение норм становится долгом, т.е. его обязанностью. Долг – это внутреннее принимаемое добровольное обязательство.
Способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ей поступков характеризуется понятием совесть.
Этическое понятие, выражающее представление о ценности всякого человека как личности, особое моральное отношение человека к себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности, определяется достоинством.
Основатель немецкой классической философии И. Кант (1724-1804), внесший значительный вклад в развитие этического знания, дал следующие рекомендации для сохранения собственного достоинства:
— не становитесь холопом другого человека;
— не допускайте безнаказанного попрания ваших прав;
— не делайте долгов, если у вас нет полной уверенности, что вы можете их вернуть;
— не принимайте благодеяний;
Честь как моральный феномен есть внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе.
Неоценимый вклад в становление и развитие этики как науки, изучение морали внесли такие античные мыслители, как Сократ (470/469 – 399 гг. до н.э.), Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.), Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), Эпикур (342/341 – 271/270 гг. до н.э.), Тит Лукреций Кар (ок. 99 – 55 гг. до н.э.).
Основоположником этики как философской науки о морали считается Сократ. В этическом учении Сократа выделяются два важных момента.
Во-первых, смысл человеческой жизни сводится не к получению натуральных благ, а к получению знаний.
Во-вторых, не каждому человеку природой отпущено делать добро. Но то, что ему дано, он обязан совершенствовать. Если человек к этому не стремится, он должен чувствовать вину перед Богом и окружающими.
Античные мыслители разработали следующие нравственные принципы:
— эвдемонизма (счастья). Высший смысл человеческого существования – стремление к счастью. Неоценимый вклад в развитие данного принципа внесли Антисфен (ок. 435 – 375 гг. до н.э.), Аристотель и Цицерон (106 – 40 гг. до н.э.). Счастье становится главной добродетелью в эпоху Античности.
— гедонизма, смысл которого заключается в подчинении моральных требований единой цели – получению наслаждения и избежанию страданий. В Древней Греции одними из первых философов, проводивших принцип гедонизма в этике, были Демокрит (ок. 460 – ок. 370 гг. до н.э.) и Аристипп (ок. 435 – ок. 355 гг. до н.э.). Широко известен своим обоснованием гедонизма Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.), с именем которого связано целое течение в теории морали – эпикуреизм. Идеи гедонизма также проповедовал римский последователь Эпикура Тит Лукреций Кар
(ок. 99 – 55 гг. до н.э.);
— аскетизма, отшельничества. Данный принцип предписывал людям отказ от мирских благ и наслаждений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения. Наиболее известны теоретическим обоснованием аскетизма являются Зенон
(ок. 336 –ок. 264 гг. до н.э.), Диоген Синопский (ок. 412 – 323 гг. до н.э.);
— этического релятивизма. Представители данного принципа утверждали, что нравственные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей. Представителями положений этического релятивизма занимались Протагор (ок. 490 – ок. 420 гг. до н.э.), Пиррон (ок. 360 – ок. 270 гг. до н.э.).
Подводя итог исследованию развития этики в эпоху античности, следует отметить, что главная установка мыслителей была такова: мораль растворена в человеке, а главной добродетелью стало стремление к счастью.
Значительный вклад в изучение этического знания в период средневековья (V – середина XVII вв.) внесли Августин Блаженный (354 – 430 гг.), Пьер Абеляр (1079 – 1142 гг.), Фома Аквинский (1225/26 – 1274 гг.).
Главной заслугой средневековой этики явилось то, что она намного расширила моральный опыт человечества, добавив в него представление об абсолютных нравственных ценностях. Между добром и злом не должно быть никакой середины. Личность находится либо на пути к Богу, либо на пути к греху. Христианский нравственный идеал требует от человека максимальных усилий, но обещает награду, превосходящую по ценности античное представление о счастье.
Неоценимый вклад в развитие этики в Новое время (середина XVII – XIX вв.) внесли Т. Гоббс (1588 – 1679 гг.), Б. Спиноза (1632-1677 гг.), Д. Локк (1632 – 1704 гг.), И. Кант (1724 – 1804 гг.), Г. Гегель (1770 – 1831 гг.), К. Маркс (1818 – 1883 гг.). Основной задачей Нового времени было вернуть мораль с небес на землю. Исследователи полагали, что мораль нуждается в серьезном научном анализе. Для того, чтобы его осуществить этика должна заимствовать методы естественных наук – физики и геометрии. В противном случае, по мнению исследователей, она останется предметом обыденного сознания. Главная задача мыслителей Нового времени состояла в том, что этические учения стали предметом серьезных общественных и научных дискуссий, в центре которых был поиск личных и общественных идеалов.
Большой вклад в этические направления в Новейшее время (ХХ век) внесли представители позитивизма – Б. Рассел (1872 – 1970 гг.), С. Туллин (1922 – 2009 гг.) – полагая, что этика это не наука, а всего лишь проявления эмоций людей, считали, что этика не является источником технического прогресса, поэтому ее надо вывести за рамки научного анализа.
Один из разработчиков этики прагматизма Дж. Дьюи (1853 – 1952 гг.) отмечал, что человек постоянно решает конкретные задачи по достижению целей, для чего подбирает адекватные средства и правильный тип действия. Они и будут являться моральными. Прагматизм, связавший моральные понятия с интересами, потребностями, успешностью поведения, придает им ситуативный характер. При этом мораль рассматривается как источник внутреннего недовольства, интерпретируется как средство достижения душевного комфорта и удовлетворения жизнью.
В первой группе иррационалистических этических учений главное место отводится психоаналитической этике. Ее основатель З. Фрейд (1856 – 1939 гг.).
Положения еще одного иррационалистического течения в этике, экзистенциализма, были сформулированы С. Кьеркегором (1813 – 1855 гг.), М. Хайдеггером (1889 – 1976 гг.), К. Ясперсом (1883 – 1969 гг.), А. Камю (1913 – 1960 гг.), Ж-П. Сартром (1905 – 1980 гг.).
Так, Сартр, предпринимая попытку обосновать «новую этику», «конкретную мораль», которая стала бы заниматься не общечеловеческими нравственными проблемами, а проблемами индивидуального существования (экзистенция отдельных субъектов морали, исследованием тех нравственных трудностей, которые их волнуют в процессе собственной жизни (тревоги, озабоченность, одиночество)).
Экзистенциализму близко еще одно иррационалистическое этическое учение – персонализм. Его наиболее известными представителями являются французские философы Э. Мунье (1905 – 1950 гг.), Ж. Лакруа (1900 – 1986 гг.), П. Рикер (1913- 2005 гг.). Понятием персоналистской этики является личность, основным качеством которой является свобода выбора. Она делает человека существом уникальным и непредсказуемым, позволяет творчески разрешать нетипичные моральные ситуации и принимать непредсказуемые решения.
Религиозное направление представлено неотомизмом и неопротестантизмом. Учение неотомизма появилось в результате католицизма и получило статус официальной этико-философской доктрины Ватикана. Огромный вклад в данное направление внесли известные представители – Ж. Маритен (1882 – 1973 гг.), Э. Жильсон (1884 – 1978 гг.), К. Ранер (1904 – 1984), В. Гертых (род. 1951 г.) и сам Иоанн Павел II (К. Войтыла) (1920 – 2005 гг.), бывший Римский папа. Они ставили перед собой задачу переосмыслить с учетом новейших тенденций наследие средневековой схоластики Фомы Аквинского. Главная идея неотомистов состоит в объединении религиозно-мистического подхода с научно-рационалистическим мировоззрением в решении нравственных проблем современности.
Подводя итоги современным зарубежным этическим направлениям, можно сделать вывод о том, что по сравнению с этикой прошлого, ориентированной на общественный интерес, в современной этике усиливается внимание к индивидуалистическому, личностному началу человека и одновременно снижается уровень гражданственности членов общества.
Огромный вклад в развитие этического знания, изучение нравственных проблем общества и личности, поиск путей нравственного совершенствования человечества внесли В.Г. Белинский (1811 – 1848 гг.), революционер-демократ, философ, литературный критик и публицист; А.И. Герцен (1812 – 1870 гг.), революционер-демократ, писатель, публицист, ученый-материалист; Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 гг.), писатель и мыслитель; В.С. Соловьев (1853 – 1900 гг.), религиозный философ, публицист и поэт; Н.Ф. Федоров (1823 – 1903 гг.), мыслитель-утопист и Л.Н. Толстой (1828 – 1910 гг.), русский писатель-реалист и мыслитель.
В.Г. Белинский придерживался гуманистических взглядов. Гуманизм, считал он, – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Он утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. По мнению Белинского, целью человечества является разумное организованное общество, в котором отсутствуют классовые и сословные привилегии, присутствуют права и свободы человека, каждый сможет ощутить себя личностью.
По мнению Герцена, главной проблемой этики является изучение взаимоотношений личности и общества. Особое место в творческих исканиях Герцена занимала разработка революционной этики, принципов морали революционера, определяющих с руководимыми ими массами и идейными противниками.
Ф.М. Достоевский главную роль в нравственном совершенствовании человечества отводил русскому народу, считал, что в основе морали лежит глубокая и свободная любовь человека к Богу.
В.С. Соловьев считал Христоса истинным воплощением добра на Земле, а христианскую церковь – вместилищем накопленных нравственных ценностей.
Л.Н. Толстой считал человеческую жизнь высшим благом в этике, пристальное внимание уделял изучению источников зла.
Определенный вклад в развитие и совершенствование этического знания был внесен в советский период истории нашего государства. Всем нам известно о том, что одной из попыток формулирования нравственных норм, по которым должен был жить советский человек, был принятый XXII съездом КПСС в 1961 году Моральный кодекс строителя коммунизма.
Поводя итоги, следует отметить о том, что мораль как объект этики представляет собой социальный феномен, который прошел определенные этапы исторического развития. Так же большой вклад в развитие этического знания внесли отечественные мыслители. Их главной целью был поиск такого нравственно-совершенного общества, при котором были бы максимально реализованы права, свободы человека.
1.2 Мораль, нравственность, духовность –
государственная и муниципальная служба: диалектика взаимосвязи
В IV веке н.э. в латинском языке появился термин «moralitas» (мораль), который является непосредственным аналогом греческого понятия «этика». Эти слова, одно греческого, другое латинского происхождения, вошли в новоевропейские языки. Вместе с ними в ряде языков появились свои собственные слова, которые обозначают то же самое, что понимается под терминами «этика» и «мораль». В русском языке таким словом стало, в частности, «нравственность», в немецком языке – «Sittlichksit». Эти термины повторяют историю появления понятий «этика» и «мораль» от слова «нрав».
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores – нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный – противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному – добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Этот человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
С годами понимание нравственности изменилось. У С.И. Ожегова «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
По утверждению О.Г. Дробницкого «… нравственность, как специфический способ общественной регуляции, выделяется и развивается исторически, а не есть нечто данное с самого начала существования человеческого общества».
Моралью он называл, таким образом, то, какими видит поступки человек в его субъективных оценках, переживаниях вины, умыслах, а нравственностью – то, чем на самом деле являются поступки личности в жизни семьи, государства, народа. В соответствии с культурно-языковой традицией часто понимаются под нравственностью высокие основополагающие позиции, а под моралью, наоборот, приземленные, исторически очень изменчивые нормы поведения. В частности, заповеди Бога можно назвать нравственными, а вот правила школьного учителя – моральными.
Мораль (от лат. moralis – относящийся к нраву, характеру, обычаю) нравственность – способ самоосуществления личности, ее самоуправления и упорядочения отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к ценности добра. В морали выдвигаются требования, направленные за преобразование действительности, наличного, сущего. Нравственность вступает в действие, когда есть расхождение между должным и сущим. При возможности выбора между различными уровнями должного нравственный долг повелевает отдавать предпочтение ценности более высокого порядка. В свою очередь мораль открывает человеку простор для возвышения, совершенствования. Возникает стремление осуществить должное в своей жизни в целом, направляя ее к добру. В результате действие нравственности распространяется на все области существования людей: личные и общественные, духовные и материальные. Поэтому мораль представляет собой сложное и целостное образование, в которое входит нравственное сознание в широком смысле (включающее силы разума, воли, чувств, интуиции, воображения, памяти), нравственные отношения и нравственные поступки. В морали человек обретает внутренний закон, с помощью которого он может опираясь на силу своего духа, противостоять внешнему принуждению. Он выступает субъектом, обладающим свободой воли и свободой действия. Нравственное становление и развитие личности есть одновременно расширение ее свободы. Моралью могут считать соответствующие явления сознания, высшие принципы, идеалы, а нравственностью – поступков, ситуаций, сложившихся форм поведения, нравов. Мораль часто относят к изменчивому, исторически преходящему, социально и классово обусловленному, а нравственность – к общечеловеческому непреходящему, вечному. Но целостное видение данного многообразия дает веские основания для придания близкого, синонимического значения понятиям «мораль» и «нравственность».
В рассмотрении компонентов нравственности личности мы придерживаемся мнения В.В. Соколова и А.И. Турчинова [7] : знания (информированность) о моральных нормах, принципах и т.д.; моральные ценностные ориентации, идеалы, убеждения, принципы; нравственные качества, черты характера личности; ее жизненная позиция, выступающая прежде всего как воля и способность претворять в жизнь свои нравственные убеждения. Именно эти составляющие являются основными предметами анализа проблем морали государственных гражданских служащих. Рассмотрим кратко их сущность и специфику. Под моральными знаниями понимаются знания, представления людей о сущности морали, основных ее категориях, об общечеловеческих и специфических моральных нормах, качествах, о роли нравственного регулирования в обществе.
Моральные ценностные ориентации – это система относительно устойчивых, социально обусловленных, закрепленных жизненным опытом индивида его убеждений о наиболее значимых, существенных, предпочитаемых для себя материальных и духовных благах и идеалах, и наиболее приемлемых, достойных способах их получения. Именно нравственные ценности в первую очередь мотивируют специфическое поведение человека. На общей иерархической организации ценностной ориентации строится и конкретная система ценностей по отношению к различным сферам жизнедеятельности человека, к отдельным фактам, ситуациям, в том числе и субъективная ценностная структура каждого государственного гражданского и муниципального служащего.
Значение сложившихся ценностных ориентаций личности определяется, прежде всего, тем, что именно они обусловливают единую направленность поведения человека в различных ситуациях, в различных сферах деятельности. Ценности являются своего рода стержнем сознания личности, обеспечивающим ее устойчивость, целостность.
Ценностные ориентации тесно связаны с потребностями человека. Предметы, различное поведение, идеи выступают в виде ценностей тогда, когда они необходимы людям в качестве средств, целей для удовлетворения их потребностей.
В систему ценностной ориентации личности входят ее нравственные нормы и идеалы.
Моральные нормы – социальное, общепризнанное правило, образец поведения, действия, отражающие конкретное содержание господствующей нравственной системы. В любом обществе существует объективная необходимость в том, чтобы в определенных, часто повторяющихся ситуациях, люди поступали однотипным образом, в наибольшей степени соответствующим общественным ценностям.
К основным функциям морали относятся:
1. Оценочная. Ее особенность состоит в том, что, во-первых, моральные оценки носят универсальный характер и распространяются практически на все поступки и действия человека. Во-вторых, эти оценки осуществляются через сравнение должного и сущего, исходят как извне от общественного мнения, так и изнутри самой морально развитой личности, из моральных убеждений индивида.
2. Познавательная, позволяющая человеку через оценку своих и чужих поступков вести себя как нравственное существо. Приобретать моральные знания о должном, о том, что можно делать, а что нельзя ни при каких обстоятельствах.
3. Коммуникативная. Ее значение определяется ролью, которую выполняет коммуникация как потребность современного мира, обозначающая процесс гуманизации человеческого общения.
4. Воспитательная. Особенность воспитательной функции морали заключается в том, что моральное воспитание продолжается на протяжении всей жизни человека, способствует становлению личности.
5. Регулятивная функция заключается в регулировании основных вопросов общественной жизни, оперируя общими критериями и понятиями относительно прав и обязанностей личности и власти. К способам моральной регуляции относят элементы: моральные нормы, моральные принципы, нравственные ценности и идеалы.
В целом в общекультурной лексике все три слова продолжают до сих пор употреблять как взаимозаменяемые. Например, в разговорном русском языке то, что называют этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными или нравственными нормами. В языке, который претендует на научную строгость, важный смысл придается, прежде всего, разграничению понятий этики и морали (нравственности), но и оно не полностью выдерживается. Так порой этику как область знания называют моральной (нравственной) философией, а обозначения некоторых моральных (нравственных) явлений используют термин «этика» (например, экологическая этика, этика бизнеса).
В целом отметим, что в этической науке существуют разные точки зрения, как отличающие мораль от нравственности, так и отождествляющие эти понятия, но подавляющее большинство современных исследователей признают их тождественность. Таким образом, нравственность – понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина «мораль»), происходящее от слова «нрав».
Постепенно в этике начали различать два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика); теоретические вопросы о происхождении и сущности морали (теоретическая этика).
Нормативный характер этики, выражающийся в формулировании норм поведения и создании идеальных образцов нравственных отношений, обусловливает ее ценность, специфику и особое место в системе научного знания.
Вся традиция этики связана с выяснением того, что является должным для человека, то есть соответствует объективным законам человеческого бытия, которые реально существуют.
В жизни возникают этически сложные ситуации, которые не так просто оценить, но было бы неправильно пытаться моральный закон приспособить к реальным житейским ситуациям. Одно дело понять и простить то или иное нарушение морального закона и совсем другое – отрицать это нарушение в силу оправдывающих обстоятельств. Этика учит разбираться в сути морального закона и понимать моральные аспекты человеческого поведения, позволяет получить знания о человеческой природе, лучше понять самих себя. В ее основе лежит представление о присущей человеку свободе выбора, не обусловленного никакими законами.
Пожалуй, ни один нормальный человек не стремится совершать зло ради самого зла. Обычно каждый добивается получения некоего блага, которое в действительности может оказаться фиктивным (искаженным добром), и попытки его достижения могут привести к дурным последствиям. Даже отказ (как сознательная жертва) от некоего очевидного блага, приносящего непосредственную выгоду, означает лишь предпочтение более высокого духовного блага корыстному интересу как менее значимому благу.
Задача этики вовсе не состоит в том, чтобы обосновать превосходство добра над злом, блага над отсутствием блага. Это превосходство, очевидно, всем, кроме убежденных нигилистов и критиканов. Ее задача состоит в том, чтобы помочь человеку понять, что есть истинное благо, и найти свой путь к достижению этого блага. Мораль человека предполагает его способность к оценкам, то есть умение различать добро и зло в соответствии с их истинной ценностью. Тем самым мораль благотворно влияет на поведение конкретного человека и нравы общества в целом.
Духовность – это то, что сокрыто для внешнего взора, что находится в самом духе человека, и что может внешне почти не выражается, или выражается почти незаметно, что для взора неопытного может быть невидимым совсем. Духовные ценности – любовь, милосердие, но это совсем не означает, что тот, кто исполнен любви и милосердия, обязательно будет внешне выражать так, что всем это будет очевидно. Напротив, что чем больше духовная ценность присутствует в человеке, тем больше он ее скрывает. Нравственность же – это отношение к окружающему миру, к природе, ценностям; она связана с определенными действиями человека. Нравственность сама по себе не определяет духовное содержание. Но когда нравственные поступки имеют положительную направленность, они могут постепенно приводить человека к тем духовным ценностям, без которых вся нравственность сама по себе ничего не стоит.
Не случайно многие исследователи связывают духовность и нравственность. Действительно, когда говорят о духовности, имеют в виду, прежде всего, нравственный строй человека, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты. Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Иными словами, нравственность – одно из измерений духовности человека.
Для нас особенно важной является деятельная способность духа связывать все со всем в процессе установления человеком культурно-опосредованного отношения. Наиболее существенные характеристики этого процесса выявлены в исследованиях М. Шелера, в работах которого индивидуальный дух р