система обучения к орфа
Метод обучения Карла Орфа
Метод Орфа это способ обучения детей музыке занимая их разум и тело посредством пения, танцев, актерства и игры на перкуссии. Обучение проходит с элементами детской игры в соответствии с уровнем понимания ребенка. Поощряются импровизация, сочинительство и детское естественное восприятие музицирования.
В базовый набор входят: сопрановые и альтовые глокеншпили, сопрановые, альтовые и басовые металлофоны, сопрановые, альтовые и басовые ксилофоны. Съемные пластины инструментов делаются из палисандрового дерева и особых сплавов. Они крепятся на специальный штифт и располагаются над резонаторным ящиком, который обеспечивает качество высокое звучания. Существуют диатонические и хроматические разновидности инструментов. К инструментам прилагается комплект палочек с головками из различных материалов, которые позволяют извлекать разнообразные по тембру, очень красочные звуки.
Прообразом ксилофонов Орфа стал африканский ксилофон “маримба”, в котором резонатором для деревянных пластин были высушенные тыквы, а также его индонезийский каменный вариант. Советчиком и консультантом Орфа в этом деле стал Курт Сакс, известный знаток неевропейской музыки разных стран и народов, в тесном контакте с которым и был придуман базовый набор инструментов. Основной комплект был впоследствии дополнен некоторыми инструментами европейского Возрождения. Особенно подошла к нему по звучанию блок-флейта. Она и стала важнейшим мелодическим инструментом в Орфофском наборе инструментов. Неплохо сочетаются с общим ансамблем гитара, виолончель, партии которых могут взять на себя взрослые. Они используются как аккомпанирующие инструменты, а не солирующие.
Разнообразие шумовых инструментов, используемых на уроках по методу Орфа трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, гуиро и маракасы, барабаны конга и бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним играют деревянными или металлическими палочками.
Завораживающая красота звучания инструментов Орфа притягательна для детей, что дает возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих. Ведь знакомство с огромным миром звуков должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки. Инструменты Орфа способствуют развитию музыкального вкуса и тонкости тембрового слуха.
Интерес детей к инструментам Орфа просто неиссякаем. Они хотят на них играть всегда. Растормаживащий и побуждающий эффект этих инструментов в музыкальной педагогике ничем иным не заменим. Техническая легкость игры, их способность тотчас же откликаться на прикосновение чудесными звуками, располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее к простейшей импровизации. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них красивые звуки. С помощью этих инструментов, может быть реализовано творческое музицирование с группами всех степеней одаренности и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Комплект инструментов Орфа в соединении со звучащими жестами позволяет играть в ансамбле любым составом детей или взрослых, независимо от их дарований, т.к. каждый в нем может получить задачу, соответствующую его способностям.
Не существует строгого единого учебного плана преподавания, каждый учитель использующий метод Орфа, проводит уроки по собственному плану адаптируя к возрасту и размеру группы учащихся. И все же, как проходит типичный урок? Например, учитель может выбрать стихотворение или историю для прочтения в классе, затем учащимся будет предложено выбрать инструмент и представить героя истории. Когда учитель читает историю повторно, учащиеся добавляют звуковые эффекты на выбранном инструменте, после учитель уже сам аккомпанирует. По ходу занятия инструменты можно менять, в игру вовлекается весь класс, незадействованным детям предлагают показать сценку из истории.
Упрощенный пример формата занятия:
1) Выбор стихотворения и чтение перед классом
2) Просьба повторить стихотворение с вами
3) Повтор стихотворения под ритм (хлопки в ладоши или по коленкам)
4) Выбор учащихся которые будут играть на ксилофоне и глокеншпиле
5) Просьба учащихся играть определенные ноты в определенных местах текста. Звук и слово должны совпадать.
6) Добавьте еще инструменты, например китайский колокольчик.
7) Обсуждение урока с учащимися. Например, было легко или сложно?
8) Конец урока. Инструменты откладываются в сторону.
Во время исполнения песен учитель дирижирует, подавая сигналы частям оркестра. Некоторые играют на выбранном инструменте, другие поют по нотам или без, главное, чтобы нотная партия была по силам. По методу Орфа учащиеся познают ритм, мелодию, гармонию, склад, фактуру и другие музыкальные элементы. Учат этому через объяснения, пропевание, танцы, театральные постановки и игру на инструменте. Выученные концепции становятся трамплином для дальнейших творческих изысканий в импровизации и сочинении собственной музыки.
Важно чтобы дети держали четкий ритм и научились правильной технике игре на маллетах.
Некоторые цитаты Орфа для лучшего понимания его философии:
”На первом месте практика, осознование после”.
”С начала времен дети не любят учиться. Они предпочитают игру и любое обучение нужно подать как детскую игру”.
“Элементарная музыка это не просто музыка. Она связана с движением, танцами и речью. Это такая форма музыки, в которой каждый может участвовать не как слушатель, а как соавтор”.
Метод Карла Орфа
Метод Карла Орфа
Консультация для педагогов «Педагогическая система К. Орфа»
Кто такой Карл Орф?
Карл Орф — немецкий композитор и педагог.
Что такое он придумал, что в настоящее время Орф-общества существуют в десятках стран мира. Во многих странах регулярно проходят конференции, семинары, курсы. Те, кто хотят получить полное Орф-образование, заканчивают спецкурс в Орф-Институте.
Что такое Орф-подход?
В древности не было отдельно музыки, отдельно пения и отдельно танца. Все искусства были частями единого целого, поэтому идея интеграции искусств не нова. В начале прошлого века ее последовательно развивали и применяли многие педагоги-музыканты, поэтому нельзя сказать, что Карл Орф придумал что-то сногсшибательно новое. Что же он собственно сделал?
Почему его именем озаглавлены разработки, сделанные уже после его смерти? Он просто воплотил эту идею на практике. Он создал педагогическую систему. Систему людей, которые продолжают работать в этом направлении, постоянно развивая и обогащая ее. Это система воспитания и обучения через искусство и творчество, основанная на связи музыки, движения и речи.
Чем интересна система Карла Орфа?
Основным предназначением Орф-педагогики является первичное приобщение всех детей – независимо от их способностей – к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности. “Обучение в действии” —одна из главных идей педагогики Орфа. Ребенок присутствует на занятии не как гость, а как соавтор и создатель своего собственного музыкального мира. Эти занятия продолжают Вальдорфскую традицию.
Смысл Орф-педагогики сводится к тому, чтобы дать толчок музыкальному и творческому развитию детей. Карл Орф считал, что даже несложные песенки, которые сопровождаются дразнилкой, приплясыванием, отлично развивают у малыша много важных навыков и качеств.
Самое главное в орф-педагогике – импровизация, фантазия и творчество.
Каковы задачи Орф- уроков?
Научиться играть и петь, лучше управлять своим телом, понять определенные закономерности музыки, тренироваться в концентрации внимания, улучшать память, ориентироваться в пространстве и времени, учиться абстрактно мыслить и узнавать разные эмоции, общаться с другими детьми.
С какого возраста можно заниматься с ребенком Орф-педагогикой?
никаких рамок и ограничений орф-педагогика не ставит. Развивать музыкальный слух, творчество и импровизацию можно у детей с самого рождения. Как только малыш проявляет интерес ко всему происходящему вокруг, обращает внимание и реагирует на звуки, можно начать заниматься с ним.
Как использовать эту систему?
Хорошая вещь компьютер! Кто только им не пользуется – и медики, и геологи, и историки… при этом сам по себе он не дает указаний из области медицины, геологии или истории. Он будет полезен только тому, кто хорошо знает, для чего ему компьютер нужен. Также Орф-подход. Это просто инструмент. Мощный и сложный, как компьютер. Им пользуются разные люди для разного – одни учат музыке, другие учат танцу, третьи работают с новорожденными и их мамами, четвертые со стариками, пятые занимаются терапией и т. д.
ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— движение и танец (традиционный и художественный);
— ритм (как говорил Орф, «в начале был барабан»);
— речь (Орф-подход переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания);
— театр (для того, чтобы объединить все перечисленное ранее воедино).
Какие инструменты используются на Орф-уроке?
— барабаны и ударные инструменты
— звучащие жесты— это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы.
В качестве музыкальных инструментов используются шары, ленты, ткани, палочки, стаканы, веревки – практически любые предметы.
Мы с вами все используем орф-подход в своей работе, просто не знаем, что это так называется.
Например, и в домашних условиях вы можете принять участие в развитии вашего малыша.
Примеры занятий с мамой
«Звуки»
Исследование звуковых миров разных стихий: вода, дерево, бумага, металл, ткани.
1. Идем в ванную, начинаем слушать звуки воды – как она капает, льется, журчит. Придумываем разные способы производить эти звуки.
2. Другой день – газетный: рвем газеты, делаем из них разные фигуры, клеим газетные костюмы. Играем газетную музыку – придумываем разные способы звукоизвлечения – шуршание, хлопание, шелестение. Делаем газетный оркестр с разными партиями. Дирижер управляет исполнителями, включая и выключая их по отдельности.
«Катя шла»
1. Ходим по кругу и скандируем текст, либо топая ногами, либо хлопая.
Пробуем разные варианты текста:
— заменяя имя (Маша Саша Варя);
— заменяя предмет (мандарин, самолет, магазин, огурец, чемодан);
— заменяя качество (большой, сухой, живой).
2. Простукиваем ритм одновременно с текстом одной рукой.
3. Простукиваем его двумя руками, каждая рука – одна строка текста.
4. Делим ритм между двумя руками внутри одной строки.
(«Катя шла» – левая, «шла шла» – правая)
5. Делим ритм между частями тела.
(«Катя шла» – хлопаем, «апельсин нашла» – топаем)
Еще один вид деятельности, в котором можно применить эту систему – это театр. Мы все хорошо знаем, что дети любят играть, в игре их можно научить всему. Например, можно озвучивать маленькие сказочки и показывать их другим детям.
Сейчас мы расскажем вам маленькую сказку-шумелку, с использованием шумовых инструментов.
«Весенняя сказочка-шумелочка» Шла красавица Весна (металлофон – ручеек). Торопилась, потому что пришло время будить солнышко (металлофон). Уж она к солнышку и так (колокольчик) и так (колокольчик). Солнышко не просыпается. Разозлилась весна и серьезно стала будить солнышко (тарелки). Проснулось перепуганное Солнышко и давай будить спящего Скворца (треугольник). А веселый Скворец разбудил братьев близнецов Зайчишек-трусишек. Переглянулись они – потянулись и побежали гулять по лесу (ксилофон). А Ежик в кустах как зашуршит (маракас). Испугались Зайцы, задрожали и бросились наутек (трещетка). Бежали, бежали, устали, сели на пенек передохнуть, а Дятел на суку как застучит (молоточек). Бросились испуганные Зайцы бежать дальше. В самую чащу забежали, испугали Сову (там-там). Сова крыльями как захлопает (шлепки по телу, по бедрам). Побежали к речке, возле которой сидели Лягушки. Увидели Зайцев, испугались и прыгнули в воду (металлофон, глиссандо). Зайцы обрадовались и говорят: «Все звери нас, Зайцев, бояться». Сказали так и поскакали в лес (ксилофон).
Вот такая “игра в музыку”, готовит детей к дальнейшему музыкальному развитию и дает толчок творческому мышлению на годы вперед.
Чем привлекательна система немецкого педагога-музыканта?
Слайд 11- на их фоне рассказать о достоинствах
Достоинства Орф-педагогики
• Ребенок учиться самовыражению, полностью раскрывается, исчезает скованность и зажатость;
• В программе нет четких правил, шаблонов и стереотипов – полная свобода самовыражения;
• Ребенок получает важный навык – умение импровизировать;
• Темп развития у каждого ребенка индивидуальный – нет необходимости подстраиваться под остальных;
• Раскрытие внутренних способностей ребенка, которые родители могут не замечать;
• Развитие слуха, восприятия;
• Ребенок учится правильно запоминать и усваивать получаемую информацию.
Методика «Музыка для детей» Карла Орфа
Гарантированный ответ в течение часа
Среди методик музыкального развития детей раннего возраста система немецкого композитора Карла Орфа (1895-1982) занимает важное место.
Суть методики «Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.
Основная идея Карла Орфа – самостоятельный поиск детьми музыкантов внутри себя через обучение игре на простых музыкальных инструментах, таких как цимбалы, маракасы, колокольчики, треугольники, ксилофон, металлофон и другие.
Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах. Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми.
Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка.
Методика «Музыка для детей» Карла Орфа представляет большой интерес благодаря несомненным преимуществам:
• для организации музыкальных занятий не требуется специального музыкального образования педагога;
• система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;
• методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;
• методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.
На музыкальных занятиях по методике Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность.
Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.
Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий.
Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.
Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.
Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов.
У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.
Игры с инструментами. Этот вид деятельности совершенствует ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля.
Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно.
Элементарный музыкальный театр. Этот элемент представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре.
В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.
Популярность методики музыкального воспитания Карла Орфа растет. Значение системы раннего музыкального развития ребенка велико, так как дает предпосылки для последующего творческого развития личности и самопознания.
Описание методики Карла Орфа
елена антоневич
Описание методики Карла Орфа
Мастер- класс музыкального руководителя Е. Ю. Антоневич
Описание методики Карла Орфа
Школа Карла Орфа получила название Шульверк (от нем. «школа» и «работа», «творение», а методика — «Музыка для детей». Основная идея заключается в том, что все дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал.
Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по его мнению, сильно ограничивает ребенка, его страсть к импровизации. Детей, в противовес классическому подходу, нужно учить играть не на сложных инструментах, на освоение которых уйдут годы, а на простых.
Дети музыкальное дошкольное образование по Карлу Орфу воспринимают легко, потому что музыка через простые инструменты, незатейливые мелодии становится доступной. Дошкольное образование можно начинать уже с трех лет.
Классический подход: дети играют музыку.
Методика Карла Орфа: дети играют в музыку.
Барабаны и ударные инструменты. Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко.
Звучащие жесты. Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров. Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.
Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки –практически любой предмет может быть использован на уроке: либо в качестве музыкального инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты, либо для создания образа (например, мыльные пузыри, и т. д.
1 “В доме моем тишина”
сл. и муз. Т. Боровик
1. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза)
2. В доме моем тишина.
В доме моем я одна,
Только слышно- стукунчики стучат (2 раза)
3. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
4. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – бурчунчуки бурчат (2 раза)
5. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – скрипунчики скрипят (2 раза)
5. В доме моем тишина,
В доме моем я одна,
Только слышно – сопунчики сопят. (2 раза)
Эту игру можно назвать “звуки дома”. На стадии разучивания предлагаю детям самим поискать варианты озвучивания текста, при этом аккомпанемент должен звучать тихонечко, не нарушая общего настроения домашнего уюта и тишины. После разучивания прошу ребят придумать, как могут выглядеть персонажи песенки –шуршунчик, бурчунчик, сопунчик и другие. По желанию ребята рисуют этих героев, обычно получаются очень интересные персонажи на грани реального и фантастического, дети с удовольствием рассматривают выставку рисунков
2 «Найти у соседа носик»
Самодельные музыкальные инструменты, которые можно использовать на занятиях, развлечениях, праздниках, свободной самостоятельной деятельности. Заполненные мелкими предметами из различных по качеству материалов, крупой, песком и т. д. полотняные мешочки, коробочки от киндер-сюрприза, железные баночки
Все послушайте, прошу. Шу-шу-шу.
Я Шуршунчиком шуршу. Шу-щу-шу.
Я с собой его ношу. Шу-шу-шу.
И шуршу, шуршу, шуршу. Шу-шу-шу.
4 «Волшебные барабаны»
Бьёт волшебный барабан: бан, бан, бан.
А волшебный барабум: бум,бум, бум
А волшебный барабух: бух, бух, бух.
5 «Прыг – скок» В. Данько.
(Игра с чередованием tutti и solo: у всех детей кроме солистов две палочки, которыми они стучать, декламируя слова рефрена.) Солисты озвучивают каждый свою строчку стиха на выбранном инструменте.
Сел кузнечик на листок
Прыг скок! Прыг скок!
Прыг скок! Прыг скок! –
Скачет козлик по дорожке
Прыг скок! Прыг скок! –
Это прыгают ладошки!
Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп!
Фантазируем и импровизируем.
6 Деревянные разговоры.
Предлагаем взять инструменты (рубель, трещотку, ксилофон, ложки)
И «поговорить» друг с другом.
Задание образное, разговор лошадки с кузнечиком (ложки с ксилофоном,
белки с собачкой (рубель с коробочкой или две коробочки и т. д.).
Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях» Тема: «Автоматизация звука [З]» Цель: «Профилактика.
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки» Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Описание игрушки» Цель: учить составлять описательный рассказ об игрушках, используя.
Методики психодиагностики в помощь учителю Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Возраст: от 5 – 12 лет Цель: Исследование целостности восприятия и образного мышления. Инструкция:.
Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музицирование» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа 1. Упражнение.
Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Музыкальный домик» для детей раннего возраста (1–3 лет, с использованием методики К. Орфа.
Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста (1–3 лет), с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Музыкально-слуховое развитие «Найди, где звучит» для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики.
Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.
Упражнения по музыкально-слуховому развитию для детей раннего возраста от года до трёх лет с использованием методики К. Орфа Ирина Боткарёва Упражнения по музыкально-слуховому развитию для детей раннего возраста от года до трёх лет, с использованием методики К. Орфа.