сиротская пустынь свято вознесенского кременского мужского монастыря
Сиротская пустынь Свято-Вознесенского Кременского мужского монастыря
Из Википедии — свободной энциклопедии
Долгое время местонахождение пустыни считалось неизвестным, однако благодаря деятельности историко-краеведческого общества «Сова» под руководством супругов К. и Ю. Полевых удалось с большой долей точности установить его.
Скит уже давно обезлюдел, но еще живы уроженцы этих мест, которые бывали в нём и пользовались гостеприимством монахов. Вспоминает председатель правления историко-краеведческого общества «Сова» Константин Полев:
Вход внутрь был небольшим, примерно полтора метра в высоту. По ту сторону располагалась пещера метров на 70. Из неё узкие коридоры вели в подземную церковь, довольно большую — квадратов 50-60 и высотой зала метров, наверное, пять-шесть. Внутри был камень, напоминающий алтарь, и огромный, метра три в высоту, крест, вырубленный в стене».
Главный вход [3] в пещеру находился под выступом, который за внешнее сходство со знаменитыми египетскими статуями получил название «Донской сфинкс». Неподалеку от входа расположен «Белый колодец», вода которого почиталась местными казаками как святая, целебная. Без ухода колодец, когда-то выложенный камнями на 15-метровую глубину, завалился, но вода пробила себе выход неподалеку. Краеведы обложили камнем это место, и каждый раз, оказываясь в этих местах, расчищают родник от лесного мусора.
Старожилы вспоминают, что монахи, обитавшие в скиту, оказывали помощь местным жителям, лечили, а во время Гражданской войны укрывали пострадавших и от «белых», и от «красных». Отшельники держали овец, выращивали овощи, рыбачили — тем и жили.
Кем был этот таинственный отшельник, позволяет предположить удивительная рукопись А. Г. Петрикина из архива Кременского монастыря. Будучи строителем БАМа, Александр Петрикин познакомился с 90-летним о. Алексием, сосланным когда-то в Амурскую область. Он рассказал Петрикину, что в 1915 году был переведён в Кременской монастырь и назначен старшим четырёх окрестных пустыней, в том числе Сиротской. После закрытия монастыря в 1918 году монахи стали расходиться, но пятеро из них во главе с о. Алексием скрывались в пещерах Сиротской пустыни. Братья прятались здесь три года, но, в конце концов, их нашли, осудили и сослали.
Сегодня эта икона вновь вернулась в обитель, но Сиротская пустынь и её судьба по-прежнему вызывают множество вопросов. Вероятно, ответы на некоторые из них скрыты в недрах пещеры, но, к сожалению, в настоящее время вход в скит перекрывает монолитная плита полутораметровой толщины. Впрочем, краеведы не оставляют надежды на то, что однажды он будет открыт, и пустынь наконец-то поведает свои секреты.
Сиротская пустынь Свято-Вознесенского Кременского мужского монастыря
Долгое время местонахождение пустыни считалось неизвестным, однако благодаря деятельности историко-краеведческого общества «Сова» под руководством супругов К. и Ю. Полевых удалось с большой долей точности установить его.
Пустынь располагалась на правом берегу реки Дон, у подножия горы Кобылья голова, на противоположном склоне от х. Подгорский станицы Сиротинской.
Скит уже давно обезлюдел, но еще живы уроженцы этих мест, которые бывали в нём и пользовались гостеприимством монахов. Вспоминает председатель правления историко-краеведческого общества «Сова» Константин Полев:
Главный вход в пещеру находился под выступом, который за внешнее сходство со знаменитыми египетскими статуями получил название «Донской сфинкс». Неподалеку от входа расположен «Белый колодец», вода которого почиталась местными казаками как святая, целебная. Без ухода колодец, когда-то выложенный камнями на 15-метровую глубину, завалился, но вода пробила себе выход неподалеку. Краеведы обложили камнем это место, и каждый раз, оказываясь в этих местах, расчищают родник от лесного мусора.
Кем был этот таинственный отшельник, позволяет предположить удивительная рукопись А.Г. Петрикина из архива Кременского монастыря. Будучи строителем БАМа, Александр Петрикин познакомился с 90-летним о. Алексием, сосланным когда-то в Амурскую область. Он рассказал Петрикину, что в 1915 году был переведён в Кременской монастырь и назначен старшим четырёх окрестных пустыней, в т.ч. Сиротской. После закрытия монастыря в 1918 году монахи стали расходиться, но пятеро из них во главе с о. Алексием скрывались в пещерах Сиротской пустыни. Братья прятались здесь три года, но, в конце концов, их нашли, осудили и сослали.
Сегодня эта икона вновь вернулась в обитель, но Сиротская пустынь и её судьба по-прежнему вызывают множество вопросов. Вероятно, ответы на некоторые из них скрыты в недрах пещеры, но, к сожалению, в настоящее время вход в скит перекрывает монолитная плита полутораметровой толщины. Впрочем, краеведы не оставляют надежды на то, что однажды он будет открыт, и пустынь наконец-то поведает свои секреты.
Свято-Вознесенский Кременский мужской монастырь
Свя́то-Вознесе́нский Кре́менской мужско́й монасты́рь — монастырь Волгоградской и Камышинской епархии Русской православной церкви. Расположен на правом берегу Дона, на хуторе Саушкин Клетского района Волгоградской области. Это один из старейших монастырей Всевеликого Войска Донского.
Содержание
История [ править ]
Монастырь основан в 1693 году иеромонахом (впоследствии игуменом) Никанором.
К 1711 году были построены ряд зданий, а в 1716 году — храм Вознесения Господня. Считался (наряду с Усть-Медведицким Спасо-Преображенским монастырём) одной из обителей Всевеликого Войска Донского[1]. В 1788 году, по указу Екатерины II, монастырь был упразднён.
В 1798 году, благодара ходатайству казаков, гарантировавших его материальную поддержку из войсковых средств, монастырь был восстановлен, но оставлен вне штата. В монастыре было разрешено проживание 36 насельников.
В 1844 году, распоряжением епархиального начальства, настоятелями монастыря стали архимандриты. С 1867 по 1872 годы в монастыре проживал на покое епископ Донской Иоанн (Доброзраков).
В 1918 году монастырь был закрыт. При наступлении белой армии красные установили на колокольне пулемёт. В результате обстрела храм получает несколько злых отметин — в стене Стефано-Андреевского придела появилась пробоина от снаряда в метр шириной (есть и другие повреждения). Старожилы вспоминают, что красногвардейцы нашли у монахов лишь одного телёнка, которого и съели. Насельников (а их насчитывалось около 80 человек) в 1918 г. разогнали, нескольких отказывавшихся уходить заточили в винный погреб и расстреляли, но многие вернулись в родную обитель (монахи прятались неподалёку в пещерах). По рассказам, последний живший здесь монах умирает в 1937 г.
Часовня на месте захоронения убиенных семи братьев, часовня «Вознесения Божьей Матери», часть построек была разрушена, входы в пещеры завалены. Правда, уцелело и дошло до наших дней братское кладбище, где предано земле около 15 монахов.
В самом монастыре с 1924 г. была размещена колония для психически больных. Но уже в 1925 г. здесь организовывается детская сельскохозяйственная колония из 150 беспризорников от 7 до 18 лет. Они размещаются в 9 жилых корпусах, кое-как отремонтированных в 1926 г. Дети живут в ужасных условиях (грязно, скученно, многие спят на полу и т.п.). Сам монастырь («ветхий, требует по своему обряду капитального ремонта») согласно документам государственного архива Волгоградской области «находится в ведении общества ближнего хутора», и охраняется двумя монахами. Проверяющие губернской детской комиссии в феврале 1927 г. требуют передать его колонии под клуб. А в апреле 1928 г. Губадмотдел и Усть-Медведицкий окрисполком приказывают фроловской милиции к 20 апреля выселить монахов из церкви Кременского монастыря для детколонии, а культовое имущество сдать на временное хранение Волисполкому. Колония помещалась здесь по 1939 г.
С 1939 г. в обители вновь открыли колонию для психически больных, закрытую в 1947 г. Тогда эти здания на 7 лет отдали под туберкулёзный диспансер.
Во время Великой отечественной войны в монастыре стояла наша часть, один из солдат которой — мусульманин, сильно болевший, получил на источнике исцеление. Он поклялся, что вернётся сюда, если останется жив, и вот в 1956 г. он назначается директором психбольницы, опять размещённой в обители. Вместе с супругой этот человек раскапывал засыпанный источник.
Несмотря на многочисленные запреты властей, на месте разрушенных часовен ежегодно служились службы, приезжали паломники, за которыми негласно следили уполномоченные представители Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР по Сталинградской области. По их отчетам видно, что паломничества к месту часовни «убиенных 7 братьев» и разрушенной Вознесенской часовни не прекращались. В 40-х годах службы и моления организовывались и совершались бывшим заштатным священником г. Фролова Ф. Денисовым и иеромонахом П.Т. Терентьевым с иеродьяконом Коротковым С.Б. из пос. Перекопского.
Упоминаемый в отчётах иеромонах П. Т. Терентьев — это, судя по всему, последний настоятель обители архимандрит Пантелеимон, ушедший после закрытия в ст. Перекопскую и служивший в тамошней церкви до самой своей смерти в 1963 г. Именно он унёс с собой Августовскую икону Божией Матери. Об этом маленьком и сухоньком человеке местные старожилы говорят как о великом подвижнике и постнике, питавшемся парой картофелин и спавшем на камнях. Не удивительно, что его аскетизм привлекал сюда многих верующих. На ежегодный крестный ход 22 мая регулярно собиралось до 200 человек. Но власти запретили проведение служб и массовое паломничество, прекращённые с 1948 г. В 50-е гг. они пытались разрушить и храм, но трос, привязанный к его стене, порвался, а трактор загорелся. Больница просуществовала здесь примерно до 1967 г., а после обитель пустует, потихонечку разбирается предприимчивым людом.
Возрождение Кременского монастыря началось с приезда осенью 1992 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа. Прихожане из г. Фролово расчищают территорию от мусора, помогают становлению обители благочинные из близлежащих райцентров Фролово и Иловли. В июле 1993 г. сюда назначается наместник — иеромонах Даниил.
В 1991 году монастырь был передан Волгоградской епархии. В июле 1993 года в обитель был назначен иеромонах Даниил (Михайлов). С 1996 года наместником монастыря являлся игумен Руфин (Иванов). Сейчас при игумене Руфине (Иванове) восстанавливаются храм, часовни, постройки. В сентябре 2001 г. освящается каменная часовня во имя святителя Николая, расположенная на месте древнего монастыря. На церкви были установлены купола с крестами и колокола, расчищен находящийся в 3 километрах от неё святой источник Казанской Божией Матери, приведено в порядок их захоронение, где в октябре 2002 г. закладывается часовня. В июле 2001 г. начинается и строительство Пятницкого скита, ныне состоящего из срубленной надвратной часовни во имя свмч. Параскевы Пятницы, двух келий и бани. Есть здесь также и Иоанно-Предтеченская часовня. Помогают в этих благих делах многие фирмы, например, «Лазурь», «Инкасстрах», «Независимая инвестиционная компания», «Меломания» и другие.
Современное состояние [ править ]
На май 2004 г. в обители числилось 5 насельников и 2 трудника. Потянулись сюда и паломники, а также люди, желающие освободиться от недуга наркомании. В 2007 году был назначен новый наместник – игумен Савин (Аганин).
Рядом с обителью ещё в 1998 г. возникла православная община в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» и медико-социальный центр «Рубеж». Алкоголики и наркозависимые люди проходят в них реабилитацию, учатся молиться и верить. Ребят отпаивают лечебными травами, душистым сбором которых набиты и подушки с матрацами. Прибывшим новичкам помогают здесь своим примером бывшие товарищи по несчастью. Уже больше 150 парней и девушек вернулись к нормальной жизни, оправдав надежды родителей, назвавших общину «берегом последней надежды». Раньше женщин брали меньше, т.к. для них не было условий, но к лету 2004 г. поселение получило возможность расширить приём и для них. На территории общины установили 3 отдельных вагончиков и женский душ. Сейчас община готова принять около 20 сестёр. Общинники сами построили баню, открытый соляной бассейн, оборудовали места для отдыха на природе. Большую помощь в этом оказала предпринимательница О. Н. Кулькина.
Монастырю принадлежит земля общей площадью 498 га, из которых 127 га — пашни и 360 га — пастбищ. Держат здесь и скот — 7 коров, свиней, разводят кур. С 2008 года налажен монастырский рыбный промысел, выпечка хлеба для нужд монастыря и на продажу.
В октябре 2001 г. обители передаётся в качестве подворья церковь св. Олега Брянского в пригороде Волгограда — посёлке Кирова. Обслуживает братия и Свято-Никольский приход в станице Кременской. Все возвращается на круги своя, и монастырь, слава Богу, возрождается.
Святыни [ править ]
Главная святыня монастыря — «Августовская» икона Божией Матери. 18 сентября 1914 г. лик Богородицы в светящемся облике с младенцем на руках явился воинам под польским городом Августов, указав им выход из окружения. В результате рисуется образ с пояснением на нём, что «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов 1915 года 12-го ноября», фамилии 52 казачек приведены ниже на иконе. Об этом чуде писали тогда «Московские ведомости. В советские годы икону разъяли на 2 части, чтобы было удобнее прятать (после смерти архимандрита Пантелеимона она хранилась в старом храме г. Фролово). Крестные ходы с иконой в наше время проходят по территории Клетского района, собирая множество верующих и фиксируя случаи исцеления больных людей. Акафиста и молитв к иконе пока не имеется.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 403530, Волгоградская область, посёлок Клетский, станица Кременская.
Проезд: на автобусе до ст. Новогригорьевской, паромная переправа через Дон, далее на попутном транспорте.
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
КРЕМЕНСКОЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Кременской Вознесенский мужской монастырь. Фото с официального сайта монастыря |
Кременской Вознесенский мужской монастырь Калачевской епархии Волгоградской митрополии
Монастырь основан в 1693 году иеромонахом Никанором с братией на берегу реки Дон, в 10 км от станицы Кременской. Это один из старейших монастырей Всевеликого Войска Донского. По преданию, еще в XVI веке на этом месте в пещере подвизались семь братьев-монахов, которые были убиты разбойниками (когда местные жители позднее копали здесь ямы, то они находили человеческие кости). По другой версии легенды здесь во времена Ермака Тимофеевича были убиты семь братьев, занимавшихся торговлей по Дону.
В 1694 году местное атаманское правление решило выделить под обитель более 2000 десятин земли. Это дарение было подтверждено в 1711 году митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским).
После того, как один из станичных приходов жертвует сюда сруб старой часовни, монахи просят у государя Петра I разрешение на возведение церкви. Царь дозволяет им перевезти и поставить этот сруб с обязательным прирублением круглого алтаря, а «верх на той церкви сделать по чину противу протчих церквей, а не шатровый». Храм во имя Вознесения Господня велено было освятить казначею Усть-Медведицкого Преображенского монастыря иеромонаху Иосифу. Но, ветхая постройка простояла недолго и вскоре была разобрана. Её брёвна были сожжены, а пепел развеян по Дону.
Со временем монастырь разрастался, были выстроены: стена, кельи, трапезная, игуменский дом. На 1786 год в монастыре подвизался 31 человек: настоятель, три иеромонаха, 20 монахов и трудники. Имелась сотня монастырских крестьян, выделенных от казны в услужение. В конце XVIII века сюда были назначены для караула четыре казака.
Отдалённая обитель предназначалась для жительства казаков, израненных во время боёв и походов. Если же престарелый воин, уйдя в монастырь, не находил себе там места, то обычно он выкапывал где-то поблизости свою землянку-келью, в которой и проводил в уединении отпущенное ему Богом время. Отшельники устроили в горе несколько пещер-келий, впоследствии соединенных между собой ходами. Там же была сделана небольшая подземная церковь.
По указу императрицы от 25 апреля 1788 года и Святейшего Синода от 3 мая 1788 года было велено не имеющие штатов монастыри «обратить в приходские церкви, стараясь, где удобно, поместить малые народные школы и богадельни для призрения бедных и немощных». Почти всех монашествующих перевели в другие обители, только иеромонаху Варлааму с двумя монахами (одного из которых звали Георгий) в 1788 году разрешили остаться в Кременском монастыре для сохранения имущества до обращения церкви в приходскую. Церковная утварь и ризницы должны были поступить в архиерейский дом, но монахи затянули передачу аж до 1797 года.
Многочисленные просьбы казаков о возвращении обители сыграли свою роль, и по указу Синода от 20 октября 1798 году она была восстановлена на содержании Войска Донского как внештатный монастырь третьего класса. Ей возвращаются все земли. Число братии обычно в таких обителях по штату составляло 12 монахов, но войсковой атаман генерал-майор Орлов просил, чтобы здесь оставили примерно такое число братии как в общежительной Саровской пустыни (41 человек) и Николаевской Рыхловской (15 человек). На 1796 год здесь проживали иеромонах Варлаам, монах Георгий и 17 послушников, помимо молитвы, работавших на двух мельницах и больших сенокосах.
В 1812 году монахи лечили вернувшихся с Отечественной войны казаков.
В 1814 году игумен Иоасаф жалуется епископу Воронежскому и Черкасскому на крайнюю ветхость строений: нет ограды, колокольни, кельи обветшали, храм требует ремонта. Он планирует выстроить больницу с Сергиевской церковью. Планы и фасады проектов, на которых присутствуют каменная ограда, двухэтажные дом настоятеля и кельи с башнями по углам, отправляют владыке. Войско решает помочь в перестройке обители, выдав до 5000 руб. Атаман Платов дозволил с 1819 по 1835 годы выделять по 1000 рублей «для содержания игумена и монашествующих». В марте 1814 года игумену дают 3000 рублей «на устроение монастыря».
В связи со своей отдаленностью, обитель имела еще «значение для Донской области, как исправительное место, куда посылаются духовные, провинившиеся в чем-либо пред духовным начальством, и посылаются по суду гражданской власти. …Монастырская братия относится к тем и другим с деликатностию, чем привлекает к себе и к монастырю несчастных».
14 июня 1834 года в обители открывается приходское училище. На 1835 год в нём обучалось 48 мальчиков. Содержалось училище за счёт станичных сумм. В этом же 1835 году в обители проживали игумен Парфений, 5 иеромонахов, 2 монаха, 1 священник, 1 диакон, 4 дьячка, 1 пономарь, 14 послушников возрастом до 75 лет.
В 1861 году началось капитальное строительство. Перестраивается настоятельский дом с пятью покоями, буфетом, кладовой (правда, без отделки); идут работы на Чернополянской мельнице. В 1862 году составляется смета на возведение каменного дома для настоятеля ценою в 20973 руб. 87 коп., а также каменной ограды и колокольни. Всего стоимость сметы составляет 43545 руб. 97 коп. Уже при архимандрите Маркеллине в 1863 году оканчивается деревянный братский корпус 24 на 12 аршин с восемью кельями и кухней. А на следующий год появляются мезонин, соединяющий дом архимандрита с новыми кельями, дом для просвирни, четыре кельи с отдельным входом, перекрывается гостиный двор.
С 1867 года в Кременском монастыре на покое пребывал архиепископ Новочеркасский и Донской Иоанн (Доброзраков) до своего скончания в 1872 году.
На 1912 год в монастыре подвизалось 25 монахов и 47 послушников.
Закрытие монастыря
Часовня на месте захоронения «Семи братий», часть построек была разрушена, входы в пещеры завалены. Уцелело братское кладбище, где предано земле около 15 монахов.
В монастыре с 1924 года была размещена колония для психически больных. Но уже в 1925 году здесь была организована детская сельскохозяйственная колония из 150 беспризорников от 7 до 18 лет. Они размещаются в девяти жилых корпусах, кое-как отремонтированных в 1926 году. Дети живут в ужасных условиях (грязно, скученно, многие спят на полу и т.п.). Сам монастырь («ветхий, требует по своему обряду капитального ремонта») согласно документам государственного архива Волгоградской области «находится в ведении общества ближнего хутора», и охраняется двумя монахами. Проверяющие губернской детской комиссии в феврале 1927 года требуют передать его колонии под клуб. А в апреле 1928 года Губадмотдел и Усть-Медведицкий окрисполком приказывают фроловской милиции к 20 апреля выселить монахов из Кременского монастыря для детколонии, а культовое имущество сдать на временное хранение Волисполкому. Колония помещалась здесь до 1939 года.
Несмотря на многочисленные запреты властей, на месте разрушенных часовен ежегодно служились службы, приезжали паломники, за которыми негласно следили уполномоченные представители Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР по Сталинградской области. По их отчетам видно, что паломничества к месту часовни «Семи братьев» не прекращались. В 1940-х годах службы и моления организовывались и совершались бывшим заштатным священником г. Фролова Денисовым Ф. и иеромонахом П.Т. Терентьевым с иеродьяконом Коротковым С.Б. из х. Перекопского.
Упоминаемый в отчётах иеромонах П. Т. Терентьев — это, судя по всему, последний настоятель обители архимандрит Пантелеимон, ушедший после закрытия в ст. Перекопскую и служивший в тамошней церкви до самой своей смерти в 1963 году. Об этом маленьком и сухоньком человеке местные старожилы говорят как о великом подвижнике и постнике, питавшемся парой картофелин и спавшем на камнях. Не удивительно, что его аскетизм привлекал сюда многих верующих. На ежегодный крестный ход 22 мая регулярно собиралось до 200 человек. Но в 1948 году власти запретили проведение служб и массовое паломничество.
Возрождение обители
В 1991 году монастырь был возвращен Церкви.
Возрождение Кременского монастыря началось с приезда осенью 1992 года архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа. Прихожане из г. Фролово расчистили территорию от мусора. Помогли становлению обители благочинные из близлежащих райцентров Фролово и Иловли.
При игумене Руфине (Иванове) восстанавили храм, часовни, постройки. В сентябре 2001 годя была освящена каменная часовня во имя святителя Николая. На церкви были установлены купола с крестами и колокола, расчищен находящийся в трех километрах от неё святой источник Казанской Божией Матери, приведены в порядок могилы «Семи братий», где в октябре 2002 года была заложена часовня.
В июле 2001 года началось строительство Пятницкого скита, ныне состоящего из срубленной надвратной часовни во имя вмц. Параскевы Пятницы, двух келий и бани. Построена Иоанно-Предтеченская часовня. На май 2004 года в обители числилось пять насельников и два трудника.
В монастыре ведутся реставрационно-восстановительные работы. К 2018 году отреставрировано здание собора, частично устроено внутреннее убранство собора, восстановлены трапезная и гостиничный корпус, частично благоустроена территория монастыря. Планируется возвести три иконостаса в соборе, оборудовать три алтаря церковной утварью, восстановить братский корпус и монастырскую стену, построить колокольню, игуменско-административный корпус, архиерейский дом, служебные и хозяйственные постройки, закончить благоустройство территории.
Настоятели и наместники
Литература
Использованные материалы
[1] Список настоятелей и наместников до 1875 года см. Крылов А.Л. Очерк Кременского Вознесенского монастыря // Донские епархиальные ведомости. 1875, отд. неофиц., № 18-21, № 23
Кременской Вознесенский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ
История
Кременской Вознесенский мужской монастырь основан в 1693 году иеромонахом Никанором с братиею на берегу реки Дон, в живописнейшем месте, в 10 км от станицы Кременской. Это один из старейших монастырей Всевеликого Войска Донского. По преданию, еще во времена Ермака Тимофеевича, на этом месте в пещере подвизались 7 братьев-монахов, пришедших с Соловков.
В 1694 году местное атаманское правление решило выделить под обитель более 2000 десятин земли. Это дарение было подтверждено в 1711 году митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским).
После того, как один из станичных приходов жертвует сюда сруб старой часовни, монахи просят у государя Петра I разрешение на возведение церкви. Царь дозволяет им перевезти и поставить этот сруб с обязательным прирублением круглого алтаря, а «верх на той церкви сделать по чину противу протчих церквей, а не шатровый». Храм во имя Вознесения Господня велено было освятить казначею Усть-Медведицкого Преображенского монастыря иеромонаху Иосифу. Но, ветхая постройка простояла недолго и вскоре была разобрана. Её брёвна были сожжены, а пепел развеян по Дону.
В 1782 году по благословению Преосвященнейшего Тихона, епископа Воронежского в монастыре вместо деревянной церкви возводится каменный Вознесенский собор, который имел два придела: северный — во имя апостола Андрея Первозванного и первомученика архидиакона Стефана, и южный теплый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, устроенные трудами атамана Ефремова. Прекрасный иконостас в 4 яруса, паникадило, ризы и другую утварь купили на пожертвования Ивана Перфилова. Позднее придел в честь преподобного Сергия Радонежского в трапезной части храма поставили за свой счёт игумен Илья с братией. В храме был сделан и серебряный ангел весом 3,5 фунта, как бы спускающийся с небес. Всего на возведение и убранство собора ушло 13000 золотых руб. На деревянной колокольне были 7 колоколов, самый большой из которых весил 100 пудов.
Отдалённая обитель предназначалась для жительства казаков, израненных во время боёв и походов. Если же престарелый воин, уйдя в монастырь, не находил себе там места, то обычно он выкапывал где-то поблизости свою землянку-келью, в которой и проводил в уединении отпущенное ему Богом время. Отшельники устроили в горе несколько пещер-келий, впоследствии соединенных между собой ходами. Там же была сделана небольшая подземная церковь.
С целью борьбы с казачьей вольницей в XVIII веке государство начинает подавлять самостоятельность казаков и священников Войска Донского. В 1788 году, во времена Екатерины II, упразднение монастырей коснулось и Кременского Вознесенского. По указу императрицы от 25 апреля 1788 г. и Святейшего Синода от 3 мая 1788 г. было велено не имеющие штатов монастыри «обратить в приходские церкви, стараясь, где удобно, поместить малые народные школы и богадельни для призрения бедных и немощных». Церковная утварь и ризницы должны были поступить в архиерейский дом, но монахи затянули передачу аж до 1797 года. Почти всех монашествующих перевели в другие обители, только иеромонаху Варлааму с 2 монахами (одного из которых звали Георгий) в 1788 году разрешили остаться в Кременском монастыре для сохранения имущества до обращения церкви в приходскую.
Многочисленные просьбы казаков о возвращении обители сыграли свою роль, и по указу Синода от 20 октября 1798 г. она была восстановлена на содержании Войска Донского как внештатный монастырь 3-го класса. Ей возвращаются все земли. Число братии обычно в таких обителях по штату составляло 12 монахов, но войсковой атаман генерал-майор Орлов просил, чтобы здесь оставили примерно такое число братии как в общежительной Саровской пустыни (41 человек) и Николаевской Рыхловской (15 человек). На 1796 год здесь проживали иеромонах Варлаам, монах Георгий и 17 послушников, помимо молитвы, работавших на 2 мельницах и больших сенокосах.
В 1812 году монахи лечили вернувшихся с Отечественной войны казаков. Также в отдалённую обитель власти ссылают на епитимию различных лиц, например, некоего слепца, «разсеявавшего плевелы лжеучения», или воронежского купца Сазонова. Многие менялись до неузнаваемости, и не хотели уходить из полюбившегося места, хотя жизнь здесь в те времена была тяжёлая.
В 1814 году игумен Иоасаф жалуется епископу Воронежскому и Черкасскому на крайнюю ветхость строений: нет ограды, колокольни, кельи обветшали, храм требует ремонта. Он планирует выстроить больницу с Сергиевской церковью. Планы и фасады проектов, на которых присутствуют каменная ограда, двухэтажные дом настоятеля и кельи с башнями по углам, отправляют владыке. Войско решает помочь в перестройке обители, выдав до 5000 руб. Атаман Платов дозволил с 1819 по 1835 годы выделять по 1000 рублей «для содержания игумена и монашествующих». В марте 1814 года игумену дают 3000 рублей «на устроение монастыря».
В связи со своей отдаленностью, обитель имела еще «значение для Донской области, как исправительное место, куда посылаются духовные, провинившиеся в чем-либо пред духовным начальством, и посылаются по суду гражданской власти. …Монастырская братия относится к тем и другим с деликатностию, чем привлекает к себе и к монастырю несчастных.»
14 июня 1834 года в обители открывается приходское училище. На 1835 год в нём обучалось 48 мальчиков. Содержалось училище за счёт станичных сумм. В этом же 1835 году в обители проживали игумен Парфений, 5 иеромонахов, 2 монаха, 1 священник, 1 диакон, 4 дьячка, 1 пономарь, 14 послушников возрастом до 75 лет.
У могил «Семи братий» во времена лихорадок и иных хворей, молящиеся получали исцеления. В 1859 году жителями станицы Кременской у могил построена камплица (каменная четырёхугольная часовня). Особенное стечение народа наблюдалось сюда на праздник Вознесения Господне. Крестные ходы к часовне с близлежащих станиц и хуторов начинались за 3 дня до этого.
В 1861 году началось капитальное строительство. Перестраивается настоятельский дом с 5 покоями, буфетом, кладовой (правда, без отделки); идут работы на Чернополянской мельнице. В 1862 году составляется смета на возведение каменного дома для настоятеля ценою в 20973 руб. 87 коп., а также каменной ограды и колокольни. Всего стоимость сметы составляет 43545 руб. 97 коп. Уже при архимандрите Маркеллине в 1863 году оканчивается деревянный братский корпус 24 на 12 аршин с 8 кельями и кухней. А на следующий год появляются мезонин, соединяющий дом архимандрита с новыми кельями, дом для просвирни, 4 кельи с отдельным входом, перекрывается гостиный двор.
С 1867 года в Кременском монастыре на покое пребывал архиепископ Новочеркасский и Донской Иоанн до своего скончания в 1872 году.
В справках предреволюционного времени указывается численность монашествующих на 1912 год – 25 монахов и 47 послушников.
С приходом советской власти обитель, как и многие другие, была закрыта. При наступлении Белой армии красные установили на колокольне пулемёт. В результате обстрела храм получает несколько злых отметин — в стене Стефано-Андреевского придела появилась пробоина от снаряда в метр шириной (есть и другие повреждения). Старожилы вспоминают, что красногвардейцы нашли у монахов лишь одного телёнка, которого и съели. Насельников (а их насчитывалось около 80 человек) в 1918 году разогнали, нескольких отказывавшихся уходить заточили в винный погреб и расстреляли, но многие вернулись в родную обитель (монахи прятались неподалёку в пещерах). По рассказам, последний живший здесь монах умирает в 1937 году.
Часовня на месте захоронения «Семи братий», часть построек была разрушена, входы в пещеры завалены. Правда, уцелело и дошло до наших дней братское кладбище, где предано земле около 15 монахов.
В самом монастыре с 1924 года была размещена колония для психически больных. Но уже в 1925 году здесь организовывается детская сельскохозяйственная колония из 150 беспризорников от 7 до 18 лет. Они размещаются в 9 жилых корпусах, кое-как отремонтированных в 1926 году. Дети жили в ужасных условиях (грязно, скученно, многие спят на полу и т.п.). Сам монастырь («ветхий, требует по своему обряду капитального ремонта») согласно документам государственного архива Волгоградской области «находится в ведении общества ближнего хутора», и охраняется двумя монахами. Проверяющие губернской детской комиссии в феврале 1927 года требуют передать его колонии под клуб. А в апреле 1928 года Губадмотдел и Усть-Медведицкий окрисполком приказывают фроловской милиции к 20 апреля выселить монахов из Кременского монастыря для детколонии, а культовое имущество сдать на временное хранение Волисполкому. Колония помещалась здесь по 1939 год.
Во время Великой отечественной войны в монастыре стояла наша часть, один из солдат которой — мусульманин, сильно болевший, получил на источнике исцеление. Он поклялся, что вернётся сюда, если останется жив, и вот в 1956 году он назначается директором психбольницы, опять размещённой в обители. Вместе с супругой этот человек раскапывал засыпанный источник.
Несмотря на многочисленные запреты властей, на месте разрушенных часовен ежегодно служились службы, приезжали паломники, за которыми негласно следили уполномоченные представители Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР по Сталинградской области.
В 1991 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.
Возрождение Кременского монастыря началось с приезда осенью 1992 года архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа. Прихожане из г. Фролово расчищают территорию от мусора, помогают становлению обители благочинные из близлежащих райцентров Фролово и Иловли.
В июле 1993 года в обитель был назначен иеромонах Даниил (Михайлов). С 1996 года наместником монастыря являлся игумен Руфин (Иванов). При игумене Руфине (Иванове) восстанавливаются храм, часовни, постройки. В сентябре 2001 году освящается каменная часовня во имя святителя Николая. На церкви были установлены купола с крестами и колокола, расчищен находящийся в 3 километрах от неё святой источник Казанской Божией Матери, приведены в порядок могилы «Семи братий», где в октябре 2002 года закладывается часовня. В июле 2001 года начинается строительство Пятницкого скита, ныне состоящего из срубленной надвратной часовни во имя вмц. Параскевы Пятницы, двух келий и бани. Есть здесь также и Иоанно-Предтеченская часовня.
В 2007 году был назначен новый наместник – игумен Савин (Аганин).
В монастыре ведутся реставрационно-восстановительные работы. Отреставрировано здание собора, частично устроено внутреннее убранство собора, восстановлены трапезная и гостиничный корпус, благоустраивается территория монастыря.
Главные святыни монастыря: частица Животворящего Креста Господня, частица Пояса Пресвятой Богородицы и чудотворная Августовская икона Божией Матери. Также в монастыре находятся частицы святых мощей: апостола Андрея Первозванного, святителей: Николая чудотворца, Спиридона Тримифунтского, Луки Крымского; великомучеников: Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Пантелеимона Целителя; мученика Вонифатия, преподобного Антония Великого и других угодников Божиих.