сипр вариант 2 обучение на дому 2 класс
СИПР для обучающегося на дому 2 класс коррекционая школа
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
на заседании МО учителей, обучающих детей на дому
Иван Иванович Иванов
Зам. Директора по УВР
Иван Иванович Иванов
________Иван Иванович Иванов
Специальная индивидуальная программа развития
для ученицы 2 класса
Составитель: Копылова Н.В.
Специальная индивидуальная программа развития (далее Сипр) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимися с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и составлена на основе:
Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Учебного плана образовательного учреждения.
Устава МБОУ СОШ «№№№школы»
Актуальность выбора данной программы
Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие девочки не позволяет освоить АООП (вариант 1).
Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.
Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом. В данной программе в качестве основного средства взаимодействия, осуществляющейся на основе тщательной оценки возможностей ребенка для овладения словесной речью, является невербальная коммуникация. Система коммуникации включает различные средства: слово, жест, фотография, картинка, символ. Ребенок сам выбирает то или иное средство общения в определенной ситуации. Так же учитывается, что альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь, поэтому жест постоянно подкрепляется словом.
Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается. Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с тяжелой умственной отсталостью.
Индивидуальный учебный план.
Планируемые результаты освоения учеником АООП НОО.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Условия реализации потребности в уходе и присмотре.
6.1 Программа формирования базовых учебных действий.
6.2 Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
Программа сотрудничества с семьей.
Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Фамилия Имя обучается в данной школе с декабря 2017г. по май 2018г. на дому.
Семья полная, состоит из 5-ти человек, проживает в съемной трехкомнатной квартире. Родители заботливо и доброжелательно относятся к дочке, заинтересованы в успешном развитии ребенка.
Познавательная деятельность снижена. Является ребенком с ОВЗ.
На начало обучения девочка по-русски не говорила, русскую речь не понимала. Поэтому вначале занятия проходили в присутствии мамы или старшей сестры, которые переводили слова учителя с русского на национальный. В семье общаются на национальном языке. Имя произносит отдельные слова на национальном языке, не всегда четко. Со слов родителей они сами её не всегда понимают. В конце учебного года помощь родственников в качестве переводчика уже не требовалась. Имя понимает учителя, выполняет задания самостоятельно или с небольшой физической помощью, четко произносит по-русски слова «да», «давай», «нет», «пока» Девочка имеет сопутствующие заболевания. Иногда наблюдается слюнотечение, руки слегка трясутся, указательный палец на правой руке не гнется, ручку держит с трудом. Пишет «Рука в Руке», трехпальцевый захват не сформирован. Самостоятельно может проводить линии в разных направлениях.
Мотивация к познавательной деятельности слабая. Выполняет задания только за поощрение (цветные картинки, сладости, заколка и т.д.)
Двигательное развитие Имя отстает от нормы. Ходит с трудом, переваливаясь с боку на бок. Иногда ей во время движения требуется физическая поддержка, обычно помогает старшая сестра. С трудом переносит физические нагрузки, быстро утомляется. Движения неуклюжи, так же не способна производить последовательные, координированные действия. Согласно медицинским сведениям состояние слуха и зрения соответствует норме.
Самостоятельная игровая деятельность не сформирована, ребенок выполняет отдельные игровые действия с мягкими игрушками. Делает попытки играть в паре с учителем.
Навыки самообслуживания частично сформированы. Имя ест, пьет из кружки, пользуется ложкой. В туалет просится не всегда. Со слов мамы её водят по времени или она находится в памперсах. При мытье рук нуждается в помощи взрослого. Снимает и надевает отдельные предметы одежды. Требуется контроль со стороны взрослого во время приема пищи, туалета, одевания, раздевания.
Ребенок относится к 2 группе. Требуются постоянный контроль и помощь.
Согласно медицинским сведениям состояние слуха и зрения соответствует норме.
Таким образом, выстраивается интегрированная модель коррекционно-образовательной программы.
Приоритетные образовательные предметы :
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС ОО УО (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Презентация к уроку
Основной целью обучения детей в рамках ФГОС ОВЗ является создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации. Взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения, учителей и родителей – одно из важнейших условий.
Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка. Согласно требованию стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребенка, обучающегося по второму варианту АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и по четвертому варианту АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
СИПР – это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель и задачи СИПР определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребенка.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Специальная индивидуальная программа развития была создана для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития — это наиболее сложная категория учащихся. Дети данной категории обучаются только по СИПР, но это не значит, что СИПР не может быть разработан для любого обучающегося с ОВЗ.
Первая и основная цель СИПР — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Второй целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с ОВЗ – нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, и овладение учебной деятельностью.
СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.
СИПР разрабатывается для следующих категорий обучающихся:
1) Для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС ОО УО (интеллектуальными нарушениями) вариант 2;
2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому;
3) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения;
4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.
Согласно п. 2.9.1. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями структура СИПР включает 9 разделов (приложение 1):
1. Структура СИПР
2. Индивидуальные сведения о ребенке (персональные данные о ребенке и его родителях)
3. Психолого-педагогическая характеристика
4. Индивидуальный учебный план
Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год).
Индивидуальный образовательный маршрут:
Преобладающая форма работы; Особенности коммуникации; Самостоятельная активность; Особенности поведения; Соматические особенности здоровья; Навыки самообслуживания; Особенности питания; Особые условия нахождения, обучающегося в классе\на занятии; Режим посещения школы.
5. Содержание образования
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования, конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.
5.1. Базовые учебные действия
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
5.3. Психолого-педагогическое сопровождение
5.4. Нравственное развитие
5.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
5.6. Внеурочная деятельность
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
7. Программа сотрудничества с семьей
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей и конструктивное взаимодействие со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. На основе мониторинга, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ. По завершению учебного года проводится индивидуальная встреча с родителями для определения дальнейших форм работы с ребёнком и даются рекомендации, советы и консультации.
Вы можете ознакомиться с вариантом заполнения СИПРа из моего личного педагогического опыта (приложение 2).
Вся информация, представленная в СИПРе не является представлением персональных данных конкретного обучающегося.
СИПР «Человек» 2 класс (вариант 2)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Общая характеристика учебного предмета:
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья»
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 8,5 часов, 0,25 часа в неделю, 34 учебные недели. Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным стандартом «Окружающий социальный мир», «Домоводство».
Задачи и направления.
— Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими
— представления о собственном теле
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале
— отнесение себя к определенному полу
— развитие способности осознавать и выражать свои интересы
— формировать представления о возрастных изменениях
— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям
— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья
— формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами
— формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому
— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)
— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей
— формировать умения обслуживать себя
— формировать умения следить за своим внешним видом
— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи :
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Принципы организации учебного процесса:
— Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
— Принцип сотрудничества с семьей;
— Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
В случае подготовки подобного рода программ для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом необходимо ориентироваться на фактический возраст ребенка.
— Принцип интегрированного подхода к отбору содержания – предусматривает отбор разделов и тематического содержания из примерных основных общеобразовательных программ, разработанных для определенной категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Акцент следует делать на те разделы, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющегося нарушения, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей. Интеграция разделов и тем осуществляется путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера.
— Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц – предполагает продуманную регламентацию объема изучаемого материала по всем разделам программы для более рационального использования времени его освоения и учета реальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в его усвоении. Необходимость реализации этого принципа обусловлена своеобразным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения материала.
Реализация данного принципа определяет системный подход в обучении и развитии обучающихся.
— Принцип соблюдения линейности и концентричности. Реализация этого принципа заключается в необходимости расположения тем по каждому разделу в определенной последовательности, учитывающей степень усложнения материала и постепенного увеличения его объема, при этом каждая последующая часть программы является продолжением предыдущей (линейность). При концентрическом построении индивидуальной программы осваиваемый материал повторяется путем возвращения к пройденному вопросу, что дает возможность более прочного его усвоения, расширения и закрепления определенных представлений и понятий.
— Принцип вариативности программного материала. Предусматривается возможность видоизменения содержания разделов, их комбинирования, в отдельных случаях изменения последовательности в изучении.
— Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР предполагает предоставление возможности реализации подобного рода программы всеми субъектами коррекционно-педагогического процесса, в частности, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, воспитателями, педагогами-предметниками, родителями, педагогами дополнительного образования и другими специалистами.
— Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья основополагающим становится формирование жизненных навыков, которые проявляются в достижении умения реализовать определенные функции и действия. Жизненные навыки или иначе навыки жизненной компетентности позволяют ребенку с отклонениями в развитии ежедневно выполнять целый ряд функций, обеспечивающих его жизнедеятельность (самообслуживание, передвижение, ориентировка в пространстве, коммуникация и др.). Необходим выбор таких направлений и форм работы с ребенком, которые будут решающими для его социальной адаптации и интеграции в общество.
— Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
— Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
— Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими;
— постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
— у ребенка может быть свой темп восприятия происходящих событий, поэтому педагог должен стараться взаимодействовать с ним, не навязывая свой темп, а терпеливо дожидаясь ответной реакции;
— взрослый поддерживает интерес к заданию. Например, помогает в тех ситуациях, когда ребенок не может справиться самостоятельно, но при этом не делает за ребенка то, что он может (пусть и с трудом) сделать сам;
— с поддержанием активности ребенка тесно связана задача развития мотивации деятельности. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную;
Сложные задания чередуются с простыми, а напряжение с расслаблением. Для этого включаются тактильно-ритмические игры (или другие занятия, которые нравятся ребенку). Коррекционные занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах — по 2–3 ребенка со сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводились индивидуальные занятия по данной программе.
Содержание обучения на уроках «Человек» очень разнообразен, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках «Человек» необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
— Использование доступных жестов для передачи сообщения
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1)Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими.
Представления о собственном теле.
Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.
Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой).
3) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.