синтоистский храм южно сахалинск
СТРОИТЕЛЬСТВО СИНТОИСТСКИХ ХРАМОВ В ПЕРИОД ГУБЕРНАТОРСТВА КАРАФУТО (1905-1945 годы)
Храм Уссуро дзиндзя
Храм Фунэми дзиндзя
Храм Тоёхара дзиндзя. Библиотека Ёити, Хоккайдо
Праздник у храма Тоёхара дзиндзя. 4 июня 1941 г. Библиотека Ёити, Хоккайдо
Первый храм «Сёконся» в Тоёхара
Мемориал в Одомари
Решение о строительстве Сёконся в Тоёхара было принято на следующий день после закладки городского храма, строили его на той же территории, завершили и торжественно открыли 24 октября 1915 года. В строительстве принимали участие жители города и солдаты местного гарнизона. Сёконся был поставлен в честь майора 25-й пехотной бригады Нисикубо, погибшего в бою возле села Дальнего, а также 75 солдат, убитых на Сахалине, и 11 уроженцев Карафуто, погибших в Маньчжурии [23]).
Пушка крейсера «Новик» на мемориале в Одомари
Храм Карафуто дзиндзя. Архив компании «Ито гуми», Хоккайдо
Церемония проводов в армию. Одомари, 12 июня 1937 г. Библиотека Ёити, Хоккайдо
Церемония освящения храма Карафуто дзиндзя. Библиотека Ёити, Хоккайдо
Наследный принц Xupoxumo во время визита на Южный Сахалин. Август 1925 г. Библиотека Ёити, Хоккайдо
Сокровищница храма Карафуто дзиндзя
Литой бетонный павильон хобуцугура-дэн представляет собой постройку, повторяющую основные пропорции и воспроизводящую в бетоне многие конструктивные элементы деревянных синтоистских храмовых сооружений. Это прежде всего сваи с мощными консолями, на которых держится платформа павильона, двускатная крыша с большими свесами, закрывающими часть боковых стен, выделяющиеся на фронтоне квадратные торцы мощных мауэрлатов и коньковой балки. Самым необычным элементом в облике павильона являются ребристые стены и углы, напоминающие русские срубы, сделанные в технике «в обло». Дело в том, что сокровищница в бетоне воспроизводит внешний виддеревянных сооружений, выполненных в стиле азекура-дзу-кури. Постройки этого стиля встречаются достаточно редко в средневековой архитектуре Японии, являясь нехарактерным для этой страны срубным типом конструкции. Треугольные в сечении бревна применялись при строительстве амбаров, в летнее время они высыхали, образуя вентиляционные щели, а зимой разбухали, плотно смыкаясь друг с другом. Самым древним сооружением этого стиля является сокровищница Сёсоин в Нара, датируемая VIII веком.
Русская пушка из Порт-Артура, установленная перед храмом Карафуто дзиндзя
На территории храма установили два памятника в честь посещения его членами императорской семьи Каниномия Котохито в 1931 году и капитаном Фусиминомия Хирохито, приезжавшим на Карафуто для инспектирования аварийно-спасательных работ на море[27]). Здесь же в июле 1911 года поставлено орудие, захваченное японцами на 2-й батарее в Порт-Артуре и подаренное храму министром военно-морских сил Японии бароном Минору Сайто. В настоящее время это орудие стоит во дворе Сахалинского областного краеведческого музея.
Храм Гококу дзиндзя в Тоёхара. Ворота тории
Труба крейсера «Новик». Фото 1940-х гг.
1. В сад лошадей и телеги заводить воспрещается.
2. На территории сада убивать птиц и животных воспрещается.
3. Ломать и рубить лес воспрещается.
4. Не разводить огня.
10.10.1935 г. Генерал-губернаторство.
Поднявшись по лестнице, вы попадаете в сад храма; на левой стороне стоит пронзенная японскими снарядами труба русского крейсера «Новик», подаренная храму министром военно-морского флота в 1911 году. Каждый, кто посетил это место, оставлял на трубе знак своей фамилии, дату и т. д. Рядом с трубой остался фундамент от таза для воды с крейсера «Новик», подаренный министром вместе с трубой. Но самого таза нет. По-видимому, он потребовался ранее находящемуся здесь банно-прачечному комбинату, который во время передислокации забрал его с собой. Здесь же рядом имеются две фундаментальные площадки, на которых были установлены орудия, но сейчас они повалены и поломаны. Одно орудие немецкой марки было захвачено у немцев во время Первой мировой войны при штурме крепости Циндао. Второе орудие горной артиллерии (76-миллиметровое) захвачено в японо-китайской войне. Орудие изготовлено в Шанхае. Эти орудия являются символом памяти о душах воинов, павших за отечество.
Храм Анива дзиндзя
2 PDR BOAT HOWITZER
1858 CYRUS ALGER Co
BOSTON USA 754 LBS No.6 65 PRE
Вероятнее всего, орудие было снято с транспорта «Маньчжур» [30]), с которого в июле 1869 года в Кусюнкотане высадилась полурота солдат 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона под командованием майора Ф.М. Депрерадовича, основавшего Корсаковский пост [31]).
В августе 1935 года на Южном Сахалине широко проводились торжества по случаю 30-летия губернаторства Карафуто. В Тоёхара и Одомари действовала юбилейная промышленная выставка, по вечерам устраивались фейерверки. К этой же дате был приурочен перенос Анива дзиндзя на новое место. Это решение объяснялось опасностью гибели храма от лесных пожаров, так как к прежнему месту расположения Анива дзиндзя лес подходил вплотную. Новое место выбрали на юго-восточном склоне холма Кагураока, обращенном к центральной части города. Здесь же располагался храм Карафуто Идзумо дзиндзя, построенный в 1924 году с благословения храма Идзумо в Токио. Карафуто Идзумо дзиндзя был воздвигнут в честь процветания великой Японской державы.
Пушка крейсера «Новик» перед храмом Анива дзиндзя в Одомари. Сентябрь 1945 г. ЦВММ
Храм Маока дзиндзя. Построен в 1934 г.
Первый храм Маока дзиндзя
Одним из последних храмов, получивших ранг императорского, стал Эсуторо дзиндзя. Открытый в знаменательный для Японии год 2600-летия образования империи (1940), он получил ранг кэнся, о чем было начертано на памятной стеле, установленной у входа в храм.
Стела храма Эсуторо дзиндзя. Фото автора. Углегорск, август 1998 г.
Храм Оояма Казаками дзиндзя
Другой примечательной чертой храмов Инари являются тории красного цвета. Красный цвет, цвет крови, отождествлялся с жизнью и здоровьем, красный рис был символом власти и богатства. Нередко верхняя перекладина ворот тории имеет удлиненно-коническую форму, как, например, тории храма Кураси Инари дзиндзя. Эта форма олицетворяет лисий хвост, являющийся, в свою очередь, фаллическим символом. Считалось, что играющие на полях во время брачного сезона лисы оплодотворяют землю, давая хороший урожай, и происходит это посредством длинного пушистого хвоста [41]). Традиция ставить перед входом в храм, посвященный Инари, большое количество тории повелась оттого, что люди верили, будто лунной ночью лиса прыгает через тории, и если она это сделает множество раз, то станет божественной лисой и обретет человеческий облик.
Храм Кураси Инари дзиндзя
Особый интерес представляют дзиндзя, поставленные в честь сахалинских ками. В августе 1927 года в поселке Сиритору (Макаров) недалеко от шахты открыли храм Санёси дзиндзя, поставленный в честь жительницы поселка Окаяма Сумико, пожертвовавшей деньги на строительство храма в честь императора Мейдзи.
Храм Нисикубо дзиндзя. Библиотека Ёити, Хоккайдо
Командир батальона майор Нисикубо
Следы Карафуто: Синтоистский храм в сахалинском Томари
Лучше всего сохранившемуся на юге Сахалина японскому храму уже более 90 лет
Уважать надо прошлое не только своего народа, уверены сахалинцы, которые сохраняют и реставрируют памятники периода Карафуто — четырех десятилетий первой половины ХХ века, когда юг Сахалина находился под властью Японии. Один из таких памятников — синтоистский храм в городе Томари на западном побережье Сахалина. Лучше всего сохранившемуся на юге Сахалина японскому храму уже более 90 лет, сообщает корр. ИА SakhalinMedia.
Синтоистскому храмовому комплексу в Томари исполнилось более 90 лет. Он расположен на очень живописной террасе в черте города и виден со всех его уголков. Более того, — храм заметен с проходящих судов. Удачное расположение храма, возможно, некоторым образом защитило его от полного разрушения, в отличие от подобных культовых комплексов на Сахалине, от которых в большинстве остались лишь одни воспоминания.
Томари — небольшой районных городок на западном побережье Сахалина. Добраться до него из областного центра можно двумя путями: через Холмск по западному побережью, или по восточному и далее через перешеек. Первый путь идет по побережью Татарского пролива и очень похож на испытательный полигон для автомобиля и нервов водителя. Как правило, больше одного раза по нему и не ездят. Куда лучше промчаться по асфальту участка автодороги Южно-Сахалинск — Ноглики, чем трястись по пыльной ухабистой дороге. Можно добираться до райцентра по островной железной дороге, но поезда ходят редко и долго.
Из достопримечательностей в Томари — разрушенный японский портопункт, исправный японский мост через реку, фантастические развалины целлюлозо-бумажного комбината и хорошо сохранившиеся остатки синтоистского храмового комплекса. Все это окаймляется изумрудно-синими водами теперь уже чистого Татарского пролива.
Во время японского правления на южной части Сахалина (Карафуто) проживало более 400 тысяч человек.
Довольно плотно было заселено западное побережье острова. У большого по тем меркам населенного пункта Томаруору были все городские атрибуты – мэрия, школы, пожарная часть, почта, порт, фабрики, железная дорога с вокзалом и градообразующий бумкомбинат. Была даже своя обсерватория. С Хоккайдо регулярно ходил паром «Сойя» (паром с таким названием и сейчас соединяет Корсаков с Японией).
По словам ведущего специалиста областного министерства культуры Игоря Самарина, храм Томариору-дзиндзя был построен в 1922 году. В те времена Томаруору был крупный индустриальный город Карафуто. Здесь в 1915 году был построен бумкомбинат, второй после аналогичного в Одомари (Корсаков). Население города быстро росло, и для отправления синтоистских культов построили храм. Их воздвигали во всех японских городах, потому что синтоистская религия являлась государственной. Согласно ее император был живым воплощением бога на земле, а люди поклонялись не только ему, но и сотням богов, живущим везде — в горе, в камне, речке и т.д.
Японский храм в Томари, Фото с места события собственное. Автор фото: Юрий Гуршал
Для постройки Томаруору-дзиндзя было выбран участок на сопке, видный со всех концов города. Терраса располагалась в очень красивом месте. Построен по типовому проекту с набором всех обязательных элементов присущих для подобных храмов.
Во-первых, это ворота «тории», которые обозначали вход на территорию храма. Причем, здесь построили двое ворот – одни бетонные перед входом в комплекс, а вторые— каменные, непосредственно перед храмом Томаруору-диндзя. Слева была расположена специальная ритуальная чаша «тёдзу бати» – место символического омовения рук и рта перед входом в храм. Встреча с божеством должна проходить с прихожанином, очищенным духовно и физически. Далее были расположена пара каменных фонарей — «иши тооро». Затем дорога шла по «сандо» — зеленому лугу. После проходили через вторые ворота из светлого гранита. За ними открывается площадка с храмом. И все это охраняли “кома ину” – каменные собаки. Одна из них добрая, а вторая со злым оскалом пасти. Обычай ставит изваяния таких псов пришел из Кореи. Ведь японская культура является конгломератом разных азиатских культур.
Японский храм в Томари, Фото с места события собственное. Автор фото: Юрий Гуршал
Далее было размещено здание храма. Оно отличалось от подобных сооружений большими размерами. Он имел ранг императорского святилища «кенся». На строительство было затрачено намного больше средств, чем обычно, и он был на бетонном фундаменте, который сохранился до сегодняшнего дня. Рядом с храмом расположен фундамент помещения для священников и для хранения инвентаря. Справа от храма стоит очень качественно выполненная из хорошего светлого гранита или возможно мрамора стела «чуконхи» с полым основанием. В него закладывались деревянные таблички со списками погибших жителей за императора. Считалось, что таким образом души героев попадают на небо.
— На сегодняшний день это наиболее сохранившиеся остатки храмового комплекса на южном Сахалине. Все фундаменты сооружений его сохранились. Целы ворота и оба памятника погибшим воинам. Мы стараемся и дальше проводить работы по его сохранению. Несколько лет назад областное правительство выделило деньги на спасение памятника. С течением времени холм со стороны реки разрушился, и памятнику грозила гибель, — рассказал Игорь Самарин.
Японский храм в Томари, Фото с места события собственное. Автор фото: Юрий Гуршал
Под его основанием образовалась пустота. Его передвинули, и заново отремонтировали основу. В этом году на каждом из элементов храмового комплекса установили таблички с поясняющими надписями на русском и японском языках. Таблички сделаны достаточно профессионально, как по форме, так и по содержанию. Также намерены возвратить скульптуры каменных собак «кома-ину» от школы на их историческое место и провести дальнейшее благоустройство.
Японский храм в Томари, Фото с места события собственное. Автор фото: Юрий Гуршал
Японский храм в Томари, Фото с места события собственное. Автор фото: Юрий Гуршал
Японский храм в Томари, Фото с места события собственное. Автор фото: Юрий Гуршал
Японский храм в Томари, Фото с места события собственное. Автор фото: Юрий Гуршал
Японский храм в Томари, Фото с места события собственное. Автор фото: Юрий Гуршал
Японский храм в Томари, Фото с места события собственное. Автор фото: Юрий Гуршал
Осколки Тоёхара
Элементы городской среды периода Карафуто встречаются в Южно-Сахалинске повсеместно, нужно только знать, где искать.
Нынешний Южно-Сахалинск – удивительное место. Здесь самым тесным образом переплелись история и современность. Типовые многоэтажки соседствуют с колоритными зданиями и мостами, сохранившимися с тех времен, когда областной центр назывался Тоёхара. Благодаря уникальным историческим фотографиям, недавно мы на страницах нашей газеты уже совершили путешествие во времени, переместившись в прошлое почти на сто лет назад. А сегодня посетим синтоистские храмы Тоёхары, точнее то, что от них осталось.
Первый «Дом бога»
В Тоёохара действовало три основных синтоистских храма. Первым в 1908 году на нынешней улице Бумажной был построен храм Тоёохара дзиндзя («дзиндзя» в переводе с японского означает «дом бога»). Он располагался среди общежитий для рабочих бумажного завода. Сегодня память о храме хранят только старые фотографии…
Храмовый комплекс Карафуто дзиндзя
Месторасположение: склон горы Большевик, начиная от площади Славы
Год постройки: 1911 год
Это был главный храм губернаторства Карафуто, символ колонизации новых земель для жителей Южного Сахалина. Дорога к Карафуто дзиндзя была посыпана щебнем. Отправляясь по ней к храму, люди должны были очистить свои мысли и подготовиться к встрече с богами. Сегодня, кроме японских столбиков, что стоят на территории частного владения, от храмового комплекса практически ничего не осталось. В 1980 году на его месте был открыт мемориал советским воинам, павшим в боях за Южный Сахалин и Курильские острова.
Вид от храма Карафуто дзинзя
Сокровищница принца
22 августа 1925 года Карафуто дзиндзя посетил наследный принц Хирохито. Он же, спустя 6 лет, подарил храму драгоценные реликвии: бронзовый колокол, золотой меч, лук и шелковое полотно. Для их хранения была построена сокровищница хобуцугурадэн, которая замечательно сохранилась до наших дней и находится в лесу по дороге к «Горному Воздуху».
Храм Гококу дзиндзя
Месторасположение: бульвар Федора Анкудинова 1 а
Год постройки: 1939 год
В 1935 году недалеко от Карафуто дзиндзя, на склоне горы Асахигаока (Большевик) было начато строительство нового большого храма Гококу дзиндзя. Сейчас о том, что на этом месте раньше был храм, напоминает лишь старая разрушенная лестница (раньше она начиналась на уровне современного входа в городскую больницу им. Анкудинова), и мощный бетонный фундамент, что находится за зданием инфекционного отделения.
Храм Гококу дзиндзя
Фундамент храма на территории городской больницы
Львы или собаки?
Статуи, что стоят у входа в Сахалинский краеведческий музей, знакомы многим сахалинцам. Кто-то считает их собаками, но на самом деле это японские комаину – мистические стражи, нечто среднее между львом, собакой и драконом. В Тоёохара они стояли перед входом в храм Гококу дзиндзя. У больницы им. Анкудинова до сих пор сохранились их постаменты.
Комаину у входа в храм Гококу дзиндзя
Святилище в парке
Синтоистский храм южно сахалинск
Самарин Игорь Анатольевич
«Путь богов» по островам
Положение Сахалинской области можно оценивать двояко. С одной стороны, это периферия, Богом и правительством забытый край. Край, удобный для организации каторги, край, снабжавшийся по остаточному принципу и служивший сырьевым придатком. Край, про который всегда с удивлением говорят в центре: «И как там люди живут? » С другой стороны, это важнейшая контактная зона, место, где начиная с древнейших времен происходило взаимопроникновение и сосуществование различных культур и традиций, место формирования одного из феноменов дипломатической истории современности — российско-японских отношений. Так уж получилось, что наша островная область в силу своего географического положения на протяжении нескольких последних столетий стала ареной деятельности японского государства, оказалась под влиянием самобытной японской культуры.
Настоящая работа посвящена одному из наименее изученных вопросов островной истории и культуры — традиционной японской религии синто на Сахалине и Курильских островах. При этом объектом изучения является не собственно синтоизм, а только его материальная сторона — храмы и другие культовые сооружения. Мой интерес обусловлен тем, что только в культовых постройках Южного Сахалина первой половины XX века можно проследить многовековой опыт «чистого» традиционного деревянного зодчества Японии в отличие от строительства жилых и административных построек этого периода, впитавших в себя стиль и конструкцию американской и европейской архитектуры. Моей целью является краткое освещение истории храмового строительства на Южном Сахалине, а также выявление конструктивных, декоративных, топографических, географических и топонимических особенностей синтоистских храмов как одного из проявлений материально-художественной практики периода губернаторства Карафуто (1905—1945 годы) и японской колонизации Курильских островов. На правах автора позволю себе не давать оценок идеологии государственного синтоизма и тенноизма (обожествления императора), в атмосфере которых шло возведение храмов на Южном Сахалине.
Тематика книги, несмотря на хронологические рамки (XVIII — первая половина XX века) и географию расположения изучаемых культовых построек, не затрагивает также историю формирования и развития одной из важнейших геополитических проблем современности — территориального вопроса о принадлежности части Курильских островов. Уважая и принимая во внимание аргументы Японии и России о праве владения спорными территориями, на страницах данной книги автор оставляет за собой право не комментировать их и тем более не вставать на чью-либо сторону. Эта книга, безусловно, не является обоснованием официальной точки зрения правительства Российской Федерации по территориальному вопросу. Задача автора более чем скромна, это объективное описание одной из сторон духовной жизни японского населения Южного Сахалина и Курильских островов, попытка показать традиционную религию синто через призму культового строительства на этих землях. Автора также интересует вопрос региональной специфики архитектуры синтоистских храмов, вытекающей из климатических, социально-экономических и исторических особенностей развития островов.
Важным дополнением к использованным печатным и архивным источникам, фотографиям и картографическим данным на русском и японском языках являются полевые материалы, собранные автором на Южном Сахалине в 1996—2003 годах. Они включают фотографии и обмеры сохранившихся остатков синтоистских храмов. Хочу поблагодарить за ценные советы и консультации директора Ассоциации синтоистских храмов острова Хоккайдо Т. Маэда; научных сотрудников Исторической деревни Музея истории освоения Хоккайдо историков архитектуры К. Мураками и К. Кобаяси; археолога X. Усиро; профессора кафедры истории архитектуры Университета Хоккайдо Ю. Кадо, доцента М. Ишимото, аспиранта X. Итани; профессора японской истории М. Накадзима и доктора архитектуры М. Томии из Университета Канагава.