сингапурская технология обучения в начальной школе
Сингапурская технология обучения в начальной школе
Автор: Моздир Анна Викторовна
Организация: МБОУ «Леснополянская СОШ»
Населенный пункт: Московская область, п. Лесные Поляны
Автор: Мячина Татьяна Васильевна
Организация: ГБОУ МО ВО «Технологический университет»
Населенный пункт: Московская область, г. Королев
1 слайд
Испокон веков педагогическая наука мучилась вопросом, какие способы придумать, чтобы ученики лучше усваивали материал урока, т.е. как обучить и чему научить. Наш двадцать первый век информационных технологий тоже диктует преобразование нынешних методик обучения в более прогрессивные. Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания.
Одной из основных задач обучения является развитие у обучающихся интереса к учению и творчеству.
Как известно, традиционное обучение основывается на принципе «учитель – ученик». В центре такого урока учитель — источник информации. Поэтому и ученические столы расставлены соответствующим образом, чтобы все ученики сидели лицом к доске, к учителю. В сингапурской методике обучения все не так.
2 слайд
Приемы сингапурской методики таковы: коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микро группы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.
В условиях нашего традиционного обучения полностью перейти на сингапурскую систему не получается, но некоторые техники можно использовать на уроках в начальной школе. Скучающих учеников на таких уроках не бывает.
На своих уроках я использую лишь некоторые приемы, на самом деле их несколько десятков. Сейчас мы рассмотрим некоторые из них.
3 слайд
Одна из техник, которую я часто использую в начале урока, называют МЭНЭДЖ МЭТ. Она заключается в следующем.
Табличка в центре стола, позволяет удобно и просто распределить учеников в одной команде для организации эффективного учебного процесса. Дети рассаживаются в группу по 4 человека. Занимают свои места за партами как показано на табличке: лицом к лицу, либо плечом к плечу. После этого я прошу их поприветствовать друг друга разными способами:
4 слайд.
С помощью данной таблицы удобно распределять роли в команде. Например, 3 номер раздали непроливайки, 1 номер организовали уборку рабочего места.
5 слайд
Следующая техника направлена на изучение нового материала.
*Изучая что-то новое, нам необходимо понять его характеристики, качества и составляющие.
* для глубокого понимания темы ученикам необходимо научиться описывать объекты и понятия
* процесс наблюдения способствует развитию навыков проведения анализа, синтеза и оценивания.
6 слайд
7 слайд
Данную технику удобно использовать при подготовке к написанию сочинений по картине.
На практике это выглядит так….
Мы делим лист на три колонки: в первой колонке предлагаем перечислить предметы, которые видим (портрет, мальчик, стул, рубашка и т.д.), а после этого обсудить в группах, кто что написал, и по необходимости дополнить свои колонки.
После этого во вторую колонку дети подбирают эпитеты (рубашка – белая, длинная, такие сейчас не носят; мальчик – маленький, кудрявый, большеглазый; стул – деревянный, массивный и т.д.), также проводится обсуждение.
И в третью колонку записывают свои рассуждения: на какие мысли нас наталкивают нас взгляд мальчика, его поза, цвета, в которых изображена картина и прочее. При работе с третье колонкой учитель может задавать наводящие вопросы ученикам, чтобы помочь им сформулировать мысли.
После этого можно приступать к дальнейшей работе над сочинением.
8 слайд
Следующая Технология это «Крестики-нолики»
Структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали. Разложить их в формате 3х3. Каждый листочек нужно пронумеровать.
Далее учащиеся составляют предложения с использованием любых трёх слов, находящихся на одной линии. Каждый читает своё предложение по алгоритму: номера слов, слова, предложение. Выбирается лучшее предложение.
9 слайд
Вот один из примеров на уроке окружающий мир по теме «красная книга животных».
(слова можно менять по форме или использовать однокоренные)
10 слайд
Еще одно упражнение, которое я активно применяю в учебном процессе называют КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД
Ребята работают в парах по плечу. Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы. Проверяют друг друга в знании правил, используя заранее приготовленные карточки с вопросами и ответами.
11 слайд
Я называю ее «интеллектуальный баскетбол»
Например, тема «Таблица умножения»
В течение 2 минут ученики поочередно показывают друг другу «мячи». Если ученик ответил правильно, то «мяч» откладывается в сторону. Если ученик ошибся, то в «мяч» кладется в его корзинку – ему забит гол.
Через 2 минуты, после окончания упражнения, каждый ученик подсчитывает «пропущенные мячи».
Затем формируются новые пары, и упражнение продолжается.
12 слайд
Как вы понимаете ни один урок не может обойтись без рефлексии. И тут на помощь приходит
Технология «3-2-1»
3 самых важных/интересных момента, которые вы сегодня услышали;
2 элемента, которые вы планируете использовать на своих уроках;
Мастер-класс по теме «Использование приемов сингапурской методики обучения на уроках в начальной школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Предлагаю вам на минуту стать учениками и ответить на мой вопрос:
« Какие бывают уроки?» ( интересные, веселые, сказочные, скучные…)
— А теперь вернемся в реальность. Мы учителя. «Какие бывают уроки». ( методически грамотные, познавательные…)
— А о каком уроке вы мечтаете? (умный, продуктивный…) Это актуально при работе по ФГОС, который строится на системно-деятельностном подходе.
— Урок, который предполагает творческую активность учителя, ученика. Урок, на котором ученик получает не готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности. Урок, на котором развивается речь, логическое и творческое мышление. Урок, на котором ребенок учится самостоятельно делать необходимые выводы. Провести такой урок стремится каждый из нас.
— Мне помогает реализовать данные задачи сингапурская технология, основными методами которой я активно пользуюсь при построении своих уроков. (Слайд 2,)
Сегодня я познакомлю вас с основными из них, а некоторые мы с вами попробуем на практике.(3 слайд)
Как известно, традиционное обучение основывается на принципе «учитель – ученик». В центре такого урока учитель — источник информации. Поэтому и ученические столы расставлены соответствующим образом, чтобы все ученики сидели лицом к доске, к учителю. В сингапурской методике обучения все не так.
Приемы сингапурской методики таковы: коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микро группы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.
Скучающих учеников на таких уроках не бывает.
На своих уроках я использую лишь некоторые приемы, на самом деле их несколько десятков.
(Слайд 4)
1. МЭНЭДЖ МЭТ –инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах. Дети рассаживаются в группу по 4 человека. Занимают свои места за партами как показано на табличке.
Фрагмент урока: организационный момент
Также с помощью данной таблицы удобно распределять роли в команде. Например, 3 номер раздали непроливайки, 1 номер организовали уборку рабочего места.
(Слайд 5)Прием, позволяющий настроить на работу и сконцентрировать внимание обучающихся ХАЙ-ФАЙ. ( Класс – да, Скопируй хлопок). Эти приемы позволяют сконцентрировать внимание на учителе и настроиться на следующий этап работы.
(Слайд 6-7)Прием Тим-Чир – это не традиционная физминутка, это кричалка, девиз, для поднятия духа класса.
-Вспомните и запишите названия хищников. (время)
— Время вышло. Прочертите линию после последней записи.
— В течение 2 минут вам нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей.
Задача: встретиться с несколькими одноклассниками и собрать как можно больше вариантов
— Время вышло, поблагодарите друг друга и займите свои места. Прочертите вторую линию, теперь уже после последнего числа, которое вы скопировали у друзей.
— Поделитесь вариантами ответов, которые вам удалось записать.
Прием Токин Мэт (говорящая карта) используется после объяснения нового материала.
Работа происходит в команде. По сигналу учителя каждый ученик на общем листе команды (но в специально отведенном месте) молча записывает понятия, связанные с заданной темой (или устанавливает взаимосвязи). На всю работу учитель отводит время 1 минуту, после истечения времени звучит сигнал. По выбору учителя учащиеся презентуют результат своей работы.
( Представьте, что мы на уроке светской этики.
На столах у вас лежат лист А3. Посередине обучающиеся под номером №1 напишите крупными буквами «Семья » Каждый ученик записывает свои идеи словами и рисунками или афоризмами на вопрос «Что значит для меня семья» » (на примере учителя)
— даю вам 1 минуту. Теперь мы по часовой стрелке передвигается к соседнему столу, вы должны установить связь между рассуждениями и задать интересующие вас вопросы (1 мин.)
— Теперь садимся на свои места и анализируем свою работу, отвечая на вопросы и делая вывод (1 мин)
— А теперь я хочу пригласить учеников под №2 из столов, чтобы они представили нам свою работу. (остальные столы вывешивают свою работу на стены).
(Слайд 10)Также для развития критического мышления ребят использую ряд приемов: кластер, тонкие и толстые вопросы.
Написание сочинения – одна из самых ярких попыток ребенка проявить свою индивидуальность, выразить свое отношение, мировоззрение.
А сейчас давайте снова представим себя учениками. Перед вами картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Предлагаю вам за 2 минуты написать мини-сочинение по репродукции этой картины. Сколько предложений у вас получилось?А сейчас мы воспользуемся приемом из сингапурской методики Си-Финк-Уанде (Посмотри-подумай-задумайся). Перед вами все та же репродукция и таблица, состоящая из трех колонок. Запишите в первую колонку все, что вы видите на репродукции, во вторую колонку то, что вы думаете об этом предмете, а в третью- о чем вас это заставляет задуматься. На эту работу вам также дается 2 минуты. Посчитайте, сколько предложений у вас получится составить по этой таблице? Сравните с результатом первой работы и сделайте вывод.
Благодаря этому же методу, обучающиеся без труда определяют тему и цель урока. Н-р: окр.мир. тема: «Мир животных».
Перед вами листочки с изображением животных. Что вы видите? (перечисляют животных)
— Что вы думаете об этом?
(много разных животных, некоторые умеют летать, у них разное количество ног)
— О чём это вас заставляет задуматься? (животные делятся на группы)
попробуйте догадаться о теме нашего урока.
(Слайд 16)Сингапурская система обучения несет в себе массу плюсов:
Около половины детей в классе учатся одновременно говорить и слышать, исправлять чужие ошибки, таким образом, закрепляя, корректируя и дополняя свои знания.
В завершении нашей совместной работы я предлагаю вам воспользоваться «Билетиками на выход», в которых вам необходимо ответить на три вопроса.
Мастер – класс «Сингапурские технологии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Мастер – класс «Сингапурские технологии»
2. Актуальность выбранной темы продиктована тем, что изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. Выдвигаются новые приоритеты: стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, применение полученных знаний на практике. Строки английского философа Герберта Спенсера отражают нашу действительность «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Но с увеличением потока информации у обучающихся пропадает интерес к обучению, возникают трудности в применении полученных знаний во взрослой жизни.
Я столкнулась с такими проблемами:
— низкая мотивация к учебной деятельности
— многие мои ученики не испытывают потребность в общении со взрослыми и друг другом, не умеют сотрудничать, не умеют слушать собеседника, не умеют излагать свои мысли и вести себя в конфликтной ситуации.
— дефицит внимания и общения с родителями, замены книг телевизором и компьютером.
Поэтому я выбираю такие методы и технологии обучения и воспитания, которые помогают решить эти проблемы.
3. Коллеги, предлагаю вам проанализировать известные системы классификации методов обучения, исправьте неточности в цепочках.
Несомненно, предпочтение должно отдаваться таким методам, которые помогают освоить универсальные учебные действия – это интерактивный метод.
Одной из перспективных технологий в формировании коммуникативных УУД и выступает обучение в сотрудничестве, где ведущая педагогическая идея – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Одним из путей применения интерактивных методов обучения является Сингапурская методика образования,
4. Об этой методике я узнала от своей дочери, она работает тоже учителем
начальных классов в гимназии №47 города Екатеринбурга, которая одна из первых в Свердловской области перешла на обучение по Сингапурской системе. (Москва, Тюмень, Казань) Общаясь с дочерью, посетив её уроки, я решила поделиться с вами, коллеги.
5. В отличие от традиционного обучения по сингапурской методике учитель
Сингапурская технология обучения представляет собой набор обучающих приёмов, называемых структурами, из которых, как из пазлов, можно строить урок. Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное название. Всего структур около 250, основных 35, из них приемлемые в начальной школе такие обучающие структуры, как
Применение обучающих структур на уроке позволяет по-новому взглянуть на учебный процесс, при котором центром класса является ученик, а не учитель. При этом учитель перестает быть единственным источником знания в классе, диктующим всем, что делать — он лишь помогает детям развиваться и обучаться.
· Ускоряется процесс обучения
· Улучшается качество усвоения материала
· Индивидуализация и дифференциация в обучении
«То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я помню.
То, что я делаю, я понимаю»
«Микс-пэа-шэа». Эта обучающая структура отлично подходит для проведения динамических пауз.
На уроках используется такой мощный инструмент как хлопок, означающий, что учитель требует внимания. Учитель делает хлопок, ученики следуют его примеру – это сигнал тишины для работы с учителем, и команды по выбору отвечают. Затем из нескольких ответов выбирается лучший.
На карточках к словам из левого столбика подберите правильную схему состава слова из правого столбика и рядом запишите цифру.
Начинает участник под № 2.
Схемы состава слова
1
2
3
4
-Вспомните и запишите сельскохозяйственные профессии. (время)
— Время вышло. Прочертите линию после последней записанной профессии.
— В течение 2 минут вам нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей.
Задача: встретиться с несколькими одноклассниками и собрать как можно больше вариантов профессий.
— Время вышло, поблагодарите друг друга и займите свои места. Прочертите вторую линию, теперь уже после последнего числа, которое вы скопировали у друзей.
— Поделитесь вариантами профессий, которые вам удалось записать
ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз» – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
Используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке.
1. Ученик, выполняя письменную работу
2. На полях делает пометки разным цветом. Эти цвета имеют смысловую нагрузку (обращение к учителю):
красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки»,
желтый – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю»,
синий – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю»,
зеленый – «Я считаю, что у меня все правильно»
Учащиеся выбрасывают кубик, на гранях которого содержатся вопросы:
Что было трудного?
Что не удалось на уроке?
Почему я ошибся?
Что было непонятного?
Что было интересного?
Что было полезного и нужного?
Что получилось лучше всего? и т.п.
Дети отвечают на вопрос, который им выпал. Кубиков может быть два: кубик успехов и кубик неудач. Тогда их ребенок бросает по очереди.
I. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
— Все такого мнения? –Да!
— Партнёры по плечу (показывают свою силу).
— Поприветствуйте всю команду! (соединяют ладошки все вместе)
Проведём Тим Чир (кричалка – веселое упражнение для поднятие духа класса). Попрошу произнести девизы о своей команде и настроиться на хорошую работу.
Стол № 1. Один за всех и все за одного.
Стол № 3. Мы дружны и едины, в этом мы непобедимы.
Раунд Тэйбл – обучающая структура, в которой учащиеся по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе бумаги.
Обучающие структуры сингапурской технологии. Федоренко Н.Ф.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обучающие структуры сингапурской методики на уроках
Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе…
Всем известные слова советской песни хочется продолжить вопросом: «А чему ещё учат в современной школе?»
Если раньше давали готовые знания, то теперь надо учить ребенка добывать эти знания.
Мы должны научить ученика самостоятельно мыслить, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового открыл он для себя.
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, формирования у детей коммуникативных компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.
Одной из перспективных технологий в формировании коммуникативных УУД выступает обучение в сотрудничестве. На технологии сотрудничества основана и сингапурская технология обучения.
Данную технологию с успехом используют в школах Сингапура. По международным рейтингам это государство признано лидером развития школьного образования. Сингапурские специалисты, создавая систему взяли лучшее из имеющегося в России и пропустили через американский опыт.
Главное – коллективное, или кооперативное, обучение, система Выготского, они сами это признают. Сингапурцы запатентовали свою технологию, их изобретение становится популярным во многих странах.
В основе сингапурской технологии лежит командная работа, которая основывается на создании комфортной психологической атмосферы. Сингапурская система обучения хороша тем, что на уроке задействован весь класс. Используя эту систему учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь.
На таком уроке нет лидера, все на равных. Эта методика хороша еще и тем, что в ученике развивается коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – это необходимые качества в наше время. Вся технология строится на использовании обучающих структур.
Для реализации данной технологии в полной мере требуется специальная рассадка, что не является возможной в наших классах. Всего же сингапурских методик более 200, и у каждой свое название. Поэтому для себя я определила лишь несколько структур, которые опробовала на практике.
1. Структура МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде. Удобно использовать при организации групповой работы.
Задание: Вставьте в слова букву Б или П. Докажите правильность своего выбора.
Включается секундомер, по команде заканчиваем работу, Меняемся карточками с партнёром по лицу, проверяем работу, похвалите своего соседа. С соседом по плечу повторите алгоритм, выполнения задания, первым начинает тот, у кого светлее волосы. Похвалите своего соседа.
Данная структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы. Можно проговорить другие слова, например: КЛАСС – ДА!
— По количеству слогов:
— По количеству букв
— по количеству звуков
Задание. На уроке Русского языка при закреплении темы «Части речи» структуру «Конэрс» применила таким образом: На доске вопросы «Что делает?, «Что не делает?», «Какой?», «Кто?». Ученики выбирают со стола слова, отвечающие на данные вопросы, и подходят к углу с вопросом. Обсуждают в парах, выбранный угол, делятся своим мнением и мнением своего партнера.
4. Структура МИКС ФРИЗ ГРУП (технология «Заморозки») – структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос.
Задание: физкультминутка (1 – 2мин.)
Включается музыка, дети начинают передвигаться по классу. Когда музыка остановится, замирают и слушают вопрос. Ответом на вопрос будет какое-то число. Ребята собираются в группу столько человек, каким будет ответ. Условие: никто из ребят не должен озвучивать ответ.
· Сколько дней в неделе? 7
· Горело пять свечей, две погасли. Сколько свечей осталось? 5
· У трёх братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? 4
· Сколько месяцев в одном времени года? 3
· Сколько концов у 2,5 палок?
Задание на уроке математики:
Сколько углов в квадрате?
Сколько сторон у ромба?
Задание на уроке математики:
Задание на уроке русского языка:
Сколько гласных в слове вьюга?
Сколько слогов в слове слон?
Задание: Дети в стают в два круга: внешний и внутренний. Внутренний круг со шпаргалками или готовыми карточками с вопросами, внешний круг- ответчики. Например, при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова» в руках у учащихся внутреннего круга карточки со словами. С одной стороны карточки напечатаны слова с пропущенными буквами, с другой всё слово. Учащиеся внешнего круга называют пропущенную букву. Учащиеся внутреннего круга проверяют их ответы. Затем ученики могут меняться ролями. Учащиеся внешнего круга двигаются по часовой стрелке так же по вопросам, например: сколько главных членов предложений? Сколько падежей?
— Вспомните и запишите названия деревьев
— значения таблицы на 4, 5, 6…
— изученные словарные слова
-Вспомните и запишите сельскохозяйственные профессии. (время)
— Время вышло. Прочертите линию после последней записанной профессии.
— В течение 2 минут вам нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей.
Задача: встретиться с несколькими одноклассниками и собрать как можно больше вариантов профессий.
8. РЕЛЛИ РОБИН – структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами.
Фрагмент урока: закрепление
Учитель дает задание по учебнику (решить задачу).
Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по классу. Как только музыка останавливается, они образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять» (взяться в воздухе за руки). Ученики, которые не нашли партнера, поднимают руку, чтобы найти друг друга. Учитель задает вопрос и дает 3 – 5 секунд на размышление.
— О чем говориться в этой задаче?
— Что сказано про площадь кухни?
— Известна ли площадь комнаты?
— Что еще известно в этой задаче?
— Что следует найти сначала?
— Сейчас мы должны вспомнить все об имени существительном. Посередине запишите понятие имя существительное. Вам нужно на этих листочках составить модель имени существительного: написать определение, характеристику, вопросы, примеры и антипримеры. Каждый выполняет самостоятельно (5 минут). По очереди будете делиться тем, что напишете в каждом квадратике. Начинает партнёр №1 проговаривать своё определение, потом партнёр №2 и т.д.
После поочерёдно зачитываете характеристики, примеры, антипримеры. Определение: имя существительное-это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Характеристика: изменяется по числам, по падежам, относится к мужскому, женскому или среднему роду. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. Примеры: город, мальчик, река, друг, газета. Антипримеры: прыгать, сильный, пушистый, весело.
Существительное, прилагательное, глагол, местоимение,
Птицы, рыбы, звери, птицы.
Фрагмент урока: проверка домашнего задания.
Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Дети должны отметить на часах, например, время 3, 6, 9 и 12 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить решение домашнего задания. Поблагодарили друг друга. Затем учитель предлагает обсудить решение с друзьями на этапе актуализации знаний, выбранных на 3 часа. Можно обсуждать в течение 30 секунд. И так далее.
Структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали. Для выполнения можно использовать готовые карточки с одним словом на каждой. Разложить их в формате 3х3. Из 16 остаётся 9. Каждый листочек нужно пронумеровать.