символы нового года и рождества
Рождественские символы. То, что создает праздник
Зимние праздники не обходятся без специального декора. Гирлянды, колокольчики, свечи и венки поддерживают настроение и помогают насладиться атмосферой перед концом года. У каждой такой вещи есть значение и в этой статье мы о нем расскажем!
Колокола
Колокола — это о церкви, в которой проходят служения. В англиканской и католической церквях церковный день начинается на закате, поэтому любое служение после него — первое в этот день. Так что служба в канун Рождества после захода солнца — первая служба Рождества! А звон колокола традиционно знаменовал начало службы.
В викторианскую эпоху ряженые пели с маленькими колокольчиками как «музыкальными инструментами» для колядок.
В 1670 году один пастырь обеспокоился тем, что дети во время рождественского служения будут плохо себя вести. Чтобы их занять, он раздал конфеты. Для поддержания духа праздника, он сделал их в виде трости, которая напоминала о пастухах, навещающих маленького Иисуса.
Также считается что форма конфеты «J» символизирует первую букву имени Иисуса на английском (Jesus).
Традиционно леденцы делаются со вкусом мяты и ягод или корицы.
Свечи
Свечи ассоциируются с Новым годом и Рождеством по многим причинам. Ещё в средневековье большая свеча символизировала Вифлеемскую звезду. Также свечи используют в похожих праздниках — Хануке, Йоле, Кванзаа, Дне св. Люсии.
Омела
Вне праздничного контекста у омелы дурная слава. Этот полупаразитный кустарник растет на тополях, клёнах, соснах, ивах, берёзах и плодовых деревьях.
Но у омелы также есть и магическое значение. Её использовали в ритуалах друиды для привлечения удачи и защиты от злых духов.
Традиция целоваться под омелой произошла в Англии и в наше время упростилась. Чтобы поцеловать человека под омелой, нужно было успеть сорвать ягоду с растения. Вместе с ягодами заканчивались и поводы для поцелуя.
Падуб (остролист)
Ещё одно растение, которое использовали в ритуалах кельты и древние римляне.
В верованиях друидов падуб символизировал солнце, поэтому древние кельты украшали свои жилища молодыми побегами растения в хмурые зимние месяцы.
До сих пор остролист используется во время зимних праздников как украшение, материал для рождественских венков и даже вместо «главного» рождественского дерева — ёлки.
Кристинглы
Кристингл — обязательный атрибут Рождества в некоторых странах. Это апельсин с красной лентой. На нем крепится свеча и четыре палочки с угощениями. У каждого составляющего есть значение:
Рождественский венок
Адвент — предрождественский период в католической церкви и некоторых протестантских деноминаций. Это время ожидания и подготовки к празднику.
Рождественские чулки
Рождественские чулки (или рождественские носки) служат «упаковкой» для подарков. Их появление в праздничной атрибутике связывают с легендой из жизни Святого Николая.
Давным-давно жил старик и было у него три дочери. Семья была бедна и у девушек совсем не было приданого. Однажды Святой Николай прибыл в их деревню и услышал, как кто-то из местных жителей говорит об этих трех сестрах. Он захотел помочь, но понимал, что старик не примет от него подачи, поэтому с наступлением темноты он бросил три мешочка с золотом, один из которых был носком. В другой версии говорится, что святой насыпал золота в чулки девушек, которые сушились над камином.
Ёлочный шар
Традиция украшения рождественского дерева появляется в первой половине 17 века в Германии. В то время украшения следовали христианской символике. Вифлеемская звезда — навершие, а на ветках развешивали яблоки — символ плодов с Древа познания Добра и Зла. Позже яблоко осталось лишь символом и его заменили на шар-игрушку.
Жуткая правда о символах Нового года
Совсем скоро наччнётся марафон новогодних праздников, посиделок, гостей и подарков. Эти 9 дней мы отдыхаем изо всех сил, чтобы воспоминаний хватило на весь новый год.
Да и как не отдыхать, когда вокруг зимняя сказка: нарядные ёлки, свечи, красные ленты, дед мороз маячит на горизонте и в воздухе разливается перезвон колокольчиков?
В России Новый год и Рождество переплелись в единый праздник салата «селёдка под шубой», так что никого уже не удивляет, что Рождественская атрибутика давно уже ассоциируется и с празднованием Нового года.
Вот только знаете ли вы, откуда появилась вся эта новогодняя и рождественская мишура? Какие мистические события породили невинные, на первый взгляд, изогнутые леденцы, красные ленты и колокольчики?
1. Почему именно ёлка?
Во времена расцвета языческих вероучений жил некий монах, по имени Бонифаций. И как-то раз, читая проповедь о рождении Иисуса Христа перед языческими аборигенами, он решил наглядно показать, что дуб, которому поклонялись местные друиды, вовсе не такое уж и священное дерево.
Взял топор и показательно срубил его.
А дуб, падая, повалил еще несколько деревьев вокруг себя. Монаха уже потащили к камню для жертвоприношений, но тут Бонифаций обратил внимание, что среди устроенного им дестроя уцелела одна ёлочка.
Местные поверили и отпустили Бонифация. К тому же повезло, что елка не сбрасывает иголки по осени, так что заодно и символом вечной жизни её сделали.
Дерево, символизирующее вечную жизнь. Самое то для праздника рождения Господа, правда?
2. Откуда взялись шары на елке?
Изначально елки было принято украшать живыми фруктами, в частности яблоками, которые играли роль райских яблок из той самой толстой книги под названием «Библия».
Кроме яблок вешали также пряники, колбасу, сыр и прочее, что там находили в кладовках. Дёшево и практично: одним украшение, а гостям – угощение.
Однако такой способ украшения праздничного дерева имел один существенный изъян: елочные ветки сгибались под тяжестью плодов, и поникшая, грустная ёлка портила атмосферу праздника.
Первыми проблему решили стеклодувы Саксонии в XVI веке: именно там было придумано заменить яблоки на стеклянные муляжи. Опять же, экономия: яблок на всех не напасёшься, а стеклянные шары практичные, многоразовые и несъедобные.
Правда в промышленных масштабах елочные шары начали изготавливать сравнительно недавно – в XIX веке.
Так что знайте, что нас всех обвели вокруг пальца: если бы не прижимистые Саксонцы, может быть сегодня новогодние праздники ассоциировались у нас с яблоками, а не с мандаринами.
3. Тайна леденцов раскрыта
В преддверии новогодних праздников, магазины завалены изогнутыми леденцами с полосками. Их трудно извлечь из целлофановой обёртки и неудобно грызть. Тем не менее, это такой же символ Нового года, как и дед мороз с ватной бородой и нетвердой походкой.
Но так было не всегда.
Когда-то, сахарные леденцы в виде простой белой палочки раздавали детям перед входом в католические церкви, чтобы во время Рождественской службы мелкие дьяволята вели себя тихо, не вертелись и не орали на весь храм.
А затем, примерно в 17-м веке, один из предков нынешнего племени маркетологов придумал, как поднять продажи этой обыкновенной конфеты: леденец стали делать изогнутым, в форме посоха, что символизирует целую кучу всего – от волхвов (читай, путешественников с палками), до самого Иисуса Христа, который пастырь (пастух) стада человечества, а пастух без изогнутого посоха – фейк, это все знают.
А если перевернуть изогнутый леденец вверх ногами, то получится буква J, первая буква имени Jesus (Иисус, по нашему), что тоже символизирует. Дальше фантазия древнего маркетолога улетела в небеса, и появилась аналогия твёрдости сахарной палочки с непоколебимостью Христианского верования, а белый цвет очень кстати удалось связать с фактом непорочного зачатия Христа.
Красные полоски на леденце символизируют Святую Троицу, если их три. А если одна – то это символ Единого Бога. Если же полоска зелёная, то это не пищевой краситель, а напоминание о том, что Иисус был рожден на земле в качестве награды всему человечеству, ведь зелёный цвет в некоторых странах – символ дарения.
4. Колокольчики против злых духов
Колокольчики – непременный атрибут рождественских песен, новогодних украшений и принтов на одежде. Однако этот музыкальный инструмент пришел к нам из мглы веков, когда во время зимних языческих праздников, звоном колокольцев люди отгоняли от себя злых духов.
Правильно, нужно громко шуметь!
Круче всего в Англии: там колокольный звон на Рождество символизирует еще и погребальный звон на похоронах дьявола.
Конечно, в наш прогрессивный век все древние традиции и атрибутика трансформировались в простые приятные глазу образы и символы новогодних праздников, и это правильно. Но всё же интересно проследить за их возникновением, особенно если уже устал отдыхать эти 9 долгих дней, и думаешь, чем себя занять.
Ёлка, оливье и «Советское шампанское». Откуда пришли главные символы Нового года
А также — что ели и пили до появления селёдки под шубой и как Пётр I учил отмечать праздник.
Коллаж. Фото: © Shutterstock
Новый год — это самый древний праздник. Первые документальные свидетельства о нём относятся к третьему тысячелетию до нашей эры. Впервые смену годов стали отмечать в Древней Месопотамии, а в Вавилоне переняли эту традицию и стали устраивать праздник в день весеннего равноденствия. 12 дней люди отмечали праздник с маскарадами и шествиями. К слову, в эти дни запрещалось работать, а все суды переносили на более ранний или поздний срок. Следующими, у кого прижилась традиция, стали греки, а после — египтяне и римляне.
Так, в Древней Греции Новый год наступал 22 июня, в день летнего солнцестояния, и был посвящён богу виноделия Дионису (догадываетесь, откуда «традиция» пить в этот праздник?). Египтяне в праздник обязательно наполняли сосуды водой из разливающегося Нила. Считалось, что эта жидкость святая и спасает от всех болезней. А дарили друг другу непременно фрукты, нанизанные на ветку. Обязательным украшением праздника был гранат — его хозяин дома разбивал о землю. Если зёрна разлетелись — год будет удачным.
Римский император Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры первым прервал традицию встречать Новый год в начале марта. Он изменил систему летоисчисления, а также перенёс сам праздник на 1 января, так как c этого дня консулы вступали в должность, начинался римский хозяйственный год. Счёт начался с 1 января 45 года до нашей эры. В этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния.
Римляне верили, что весь год будет таким, каким окажется первый новогодний день. Они приходили друг к другу в гости, дарили подарки. Обязательным подарком были, например, финики. Дети 1 января на улицах предлагали прохожим яблоки, в которые были воткнуты медные монетки, а прохожие взамен одаривали их золотыми или серебряными монетами.
На территории Руси также праздновали Новый год в день зимнего солнцестояния. А связывали его с божеством Колядой. Символом нового года был костёр, который изображал призыв солнца и его свет, поднимающийся всё выше и помогающий получить хороший урожай. По славянскому календарю сейчас наступает 7526 год.
На Руси в допетровские времена вечером 31 декабря и днём 1 января отмечали День святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Эта дата считалась одним из дней святок.
Были даже кулинарные обычаи, выделяющие именно этот день из череды святочных праздников. Вечер 31 декабря назывался Васильев, или Щедрый.
В некоторых местностях его называли Маланка, или Меланья, так как 31 декабря в календаре православной церкви отмечается День памяти святой Мелании Римской. Главной особенностью вечера 31 декабря было угощение.
Зимний праздник Коляда. Праздничная пляска. Фото: © РИА Новости/Евгений Коктыш
Пиршество было обильным и обязательно содержало мясные блюда. Когда идея начала года с 1 января получила распространение, люди стали говорить, что богатая трапеза в день начала года должна принести изобилие на столе весь год и «прибыток в хозяйстве». В некоторых белорусских деревнях считалось, что, отужинав в новогодний вечер, до утра нельзя пить, чтобы не мучила жажда в летнюю жару.
Праздничный стол на Васильев вечер не обходился без трёх главных блюд: каши, поросёнка и хлеба. Итак, первое блюдо — кутья, сладкая каша, которую варили из различных злаков: изначально из пшеницы или ячменя, позднее — из риса, иногда — из гороха. Сладкий вкус каша получала благодаря мёду, который в неё непременно добавляли.
Русские крестьяне предлагали кутью морозу. Говорили: «Мороз, мороз, приходи кутью есть».
По неясным причинам святой Василий среди славянских народов считался покровителем свиноводства. Поэтому в его праздник обязательным блюдом была свинина. Поросёнок для новогоднего стола носил особое название — кесарийский, или кесарецкий, в честь святого покровителя.
В 1699 году царь Пётр I своим указом перенёс начало года на 1 января, а само летоисчисление — на римский манер. И 15 декабря на Красной площади думный дьяк зачитал указ правителя.
— В знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено по большим проезжим улицам и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (бедным) по древу или ветви над воротами поставить. И чтоб то поспело к 1-му числу 1700-го, сего года; а стоять тому украшению января по 7-е число того же года, — говорилось в указе.
Была расписана также «праздничная программа». Так, 1 января нужно друг друга непременно поздравлять с Новым годом. На Красной площади в этот день устроят праздничный фейерверк. Его начало ознаменует лично царь. Пётр также рекомендовал устраивать пальбу (стрельбу) в своих дворах, если есть из чего.
В первую новогоднюю неделю также рекомендовалось по ночам огни зажигать из дров, хвороста или соломы.
Сам правитель 1700 год встречал в компании Всешутейшего и всепьянейшего собора. Компания из приближённых, среди которых, конечно, были Фёдор Ромодановский и Александр Меншиков, разъезжала на санях по московским окрестностям, заглядывая в гости к изумлённым боярам. В следующие годы компания Петра возросла до минимум 80 человек.
Празднование Петром и его приятелями самого Нового года как раз на неделю и растянулось. Как писали позже иностранные послы, гости могли заглянуть в очередной дом, начать праздновать, а потом попросту уснуть на полу. Потом кто-то просыпался, поглощал новую огромную порцию еды, выпивал и снова ложился спать.
Фото: © РИА Новости/Сергей Пятаков
К празднованию Нового года 1 января привыкли лишь к середине XIX века. Праздник занял почётное второе место после Рождества, особенно его любили дети. Вечером 31 декабря устраивались гулянья и застолья, меню которых было в основном стандартным для европейского праздничного стола.
Но любовь русских к новогоднему поросёнку сохранялась. По данным 1912 года, в Петербурге в дни празднования Рождества и Нового года приобрели 250 тысяч поросят. Также было продано 75 тысяч индеек, 110 тысяч гусей и 260 тысяч кур и уток. Дарили друг другу на счастье марципановых свинок.
В богатых домах на стол подавали мороженое и прохладительные напитки, омары и анчоусы, разнообразные рыбные блюда. Всегда были любимы солёные огурцы. Пили в первую очередь шампанское, но подавали и отечественные наливки и настойки, водку, а также цимлянские игристые вина.
День 1 января посвящали поздравительным визитам к родным, друзьям, начальству, а большого застолья в этот день уже не устраивали.
После революции традиция праздновать Новый год прервалась, хотя и не сразу. В начале 1920-х годов советские граждане продолжали отмечать Новый год в частном порядке. Первые 10 лет после смены власти Новый год часто встречали 14 января «по новому стилю». В журнале «Огонёк» 1927 года это осуждалось и высмеивалось: «Растущее социалистическое строительство всё больше сжимает кольцо вокруг нэпача. Единственное утешение — попойка в своём кругу при завешенных окнах. На тарелочках времён Наполеона — моссельпромовская колбаса, рядом — белые хризантемы, икра в банке «Аз-рыбы» и в мелком хрустальном сосуде — салат».
Постепенно люди привыкли жить по «новому календарю» и уже в начале 1930-х встречали его «как подобает», но всё равно вне закона.
К концу 20-х годов официальная позиция партии состояла в том, что новогоднее празднество, как и Рождество, — религиозный пережиток, который следует изгнать из быта советских людей.
В 1929 году было выпущено обращение ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной работы», где осуждалась встреча Нового года. Запретили устраивать ёлки в школах, прекратили торговлю елями, активисты проверяли квартиры школьных учителей, членов партии и других советских работников, выясняя, не празднуют ли там Новый год.
Уличённых в этом ждали выговоры и осуждение на собрании трудового коллектива. В мемуарах той эпохи можно встретить описания, как семьи, встречавшие Новый год, плотно занавешивали окно, чтобы с улицы не была видна новогодняя ёлка. Жители коммунальных квартир, если доверия к соседям не было, прятали ёлку в шкаф в своей комнате.
Выход новогодних праздников из подполья произошёл в середине 30-х. Инициатива принадлежала члену ЦК Павлу Постышеву, который в 1935 году опубликовал в «Правде» статью «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку».
Постышев писал: «Почему у нас школы, детские ясли, пионерские клубы, Дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек советской страны? Комсомольцы, пионерработники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, во Дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка!» Новогодние праздники вновь стали устраивать в детских учреждениях, а в семьях теперь не боялись отмечать Новый год открыто. В 1947 году 1 января было объявлено выходным днём. В 1954 году провели первую новогоднюю ёлку в Кремле. Новый год стал признанной частью быта советских людей.
Стали развивать и советские кулинарные традиции встречи Нового года. В 30-е ставили на стол кто что мог, смотря по достатку. В бедных семьях новогодним угощением могли стать простые блины, каша, пироги, творог. Если удавалось раздобыть, делали блюда из мяса или рыбы. Детей старались угостить конфетами, сохранилась с дореволюционных времён связь Нового года с мандаринами. Конфетами, пряниками и мандаринами часто украшали ёлку, а потом снимали и раздавали детям.
Фото: © РИА Новости/Анатолий Гаранин
С начала 1920-х годов шло постепенное формирование новой общественной элиты — из партийных и советских работников. Постепенно становились всё помпезнее официальные торжественные мероприятия, и всё чаще они сопровождались банкетами. Соответственно, возрастало и потребление спиртных напитков. В 1936 году нарком пищевой промышленности Анастас Микоян говорил: «Весело стало жить, значит, и выпить можно, но выпить так, чтобы рассудка не терять и не во вред здоровью». В тот же год ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли постановление о развитии винодельческой промышленности, согласно которому выпуск шампанского за пять лет должен был возрасти в 60 раз.
Было решено на старом заводе «Абрау-Дюрсо» и некоторых других параллельно организовать производство шампанского по более простому, дешёвому и ускоренному способу, сокращавшему срок выдержки шампанского до 25 дней». Это к слову о появлении «Советского шампанского».
Благодаря таким мерам оно стало доступным напитком. В 1939 году его выпуск стал массовым. Наибольшее распространение оно получило с начала 1960-х, после автоматизации производства (был внедрён так называемый метод шампанизации в непрерывном потоке), в результате чего цена бутылки снизилась сразу на 20%.
Символом советского новогоднего застолья стал салат оливье, который в те годы успел сменить много названий: «Мясной», «Столичный», «Московский», «Зимний». Как широко известно, изобретён этот салат был ещё в 1860-х Люсьеном Оливье из московского ресторана «Эрмитаж», а рецепт его значительно отличался от привычного нам. Пожалуй, совпадали только два ингредиента: сваренные вкрутую яйца и майонез. Огурцы использовались не солёные или маринованные, а свежие. Также в салате изначально были рябчики, телячий язык, икра, свежие листья салата, отварные раки, пикули и каперсы. Неясно, присутствовал ли в изначальном варианте отварной картофель, но в первых печатных фиксациях рецепта оливье — в книгах П.П. Александровой «Практические основы кулинарного искусства» и К.К. Мороховцева «Полный подарок молодым хозяйкам» (обе 1899 года) — он уже есть.
Когда в 1939 году в СССР впервые была издана «Книга о вкусной и здоровой пище», салат оливье уже был там — под названием «Салат из дичи». Основным ингредиентом оставались рябчики или куропатки, в рецепт добавилось яблоко, огурцы допускались как свежие, так и солёные. С популярностью салата стали появляться его домашние варианты, где в качестве мясного компонента начали использовать телятину, говядину, курицу и, наконец, варёную колбасу, а также в составе салата появился зелёный горошек.
Окончательно новогодние кулинарные традиции СССР сформировались в конце хрущёвской оттепели и в брежневскую пору, когда возник более или менее общепринятый набор блюд из салата оливье, селёдки под шубой, «Советского шампанского», мандаринов, шпротов, копчёной колбасы, бутербродов с красной икрой, солений и тому подобного. Конечно, в каждой семье реализация такого набора была индивидуальной в зависимости как от личных вкусов, так и от возможности раздобыть не всегда доступные продукты.
Символы Рождества
Рождество – волшебный зимний праздник, наполненный добротой и семейным уютом. В западных странах он отмечается 25 декабря, в то время как в России чествуют новорождённого Христа 7 января. Разные даты и обычаи предполагают отличие и в рождественской символике, однако основные традиции совпадают во всём мире – наверное, для того, чтобы мы лишний раз вспомнили, что нас объединяет.
Пушистая ёлочка со смолистым запахом сразу создаёт атмосферу праздника. Интересно, что в священных текстах никаких упоминаний о наряженной ёлке нет – предположительно первым украсил хвойное дерево Мартин Лютер в начале XVI века. В Российской империи наряжать ёлки стали в Петровскую эпоху. В дом ель не вносили ещё долго – слишком прочны были ассоциации с погребальным деревом. Вечнозелёная красавица символизирует победу жизни над смертью – в то время как другая растительность засыпает до весны, ель продолжает радовать глаз.
По библейскому сюжету именно её сияние привело волхвов к божественному младенцу. Во многих странах звезда венчает верхушку ёлки, а также присутствует на подарочных упаковках и украшениях витрин. Многие верующие люди в Сочельник не приступают к трапезе, пока не увидят первый огонёк на небосклоне.
Ангелы – небесные посланники, приносящие добрые вести. Рождественская пора – время статуэток, ёлочных игрушек и изображений крылатых существ, оберегающих дом и своих хозяев.
Вертеп, впервые устроенный, как считается, Франциском Ассизским, символизирует укрытие, где родился Иисус Христос. Фигурки святого семейства и свидетелей чуда – пастухов и животных – один из главных атрибутов праздника для детей. Иногда устраивают импровизированные спектакли, к примеру, устанавливают крупные вертепы с настоящими зверюшками.
Их свет символизирует свет Христа, ведущий сквозь тьму через тысячи лет. В последнее время популярны свечи с «рождественскими» ароматами – имбирных пряников, еловых веток, мятных леденцов.
Звон бубенцов пришёл к нам из языческих времён. Тогда он отгонял злых духов, а в христианскую эру символизирует радостный перезвон в честь прихода мессии.
Это преимущественно западная традиция. Период ожидания Рождества называется адвент и длится он четыре недели. Чтобы наглядно отсчитывать время перед праздником, был придуман венок из еловых веток, в центре которого находятся четыре свечи. В первое воскресенье рождественского поста зажигается одна, во второе – уже две свечи и так далее.
Адвентский календарь – также забава преимущественно западной ребятни. Он может быть картонным или сделанным из ткани, главное – это 24 окошка, внутри которых скрываются мелкие подарки-сувениры – игрушки или шоколадки. Каждый день, начиная с 1 декабря, малыш открывает одно окошко и получает сюрприз.
В США и европейских странах принято вешать красные носки, в которых оставляют рождественские открытки с добрыми пожеланиями и подарки. По легенде, Санта-Клаус входит в дом через каминную трубу, оставляет солидные подарки под ёлкой, а мелкие сюрпризы кладёт в носок.
Чтобы Санта или Дед Мороз видели, с каким трепетом их ждут, нужно порадовать старичков и слепить большого снеговика. Не забудьте нарядить снежного героя, вручить ему метлу и сделать нос из морковки – чтобы он нравился всем и радовал прохожих, делая мир добрее!
Символы Рождества – это не только подарки, украшения и ёлки, это – наши сердца, готовые к добрым поступкам. Именно они объединяют людей по всему миру, чтобы праздник пришёл в каждый дом и наполнил его главным чудом – любовью.
Рождественская сказка в ЭТНОМИРе
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Ночь перед Рождеством – время приключений и чудес. И для гостей этнографического парка «ЭТНОМИР» откроются двери русских изб, украинских мазанок и белорусских хат, где каждый сможет принять участие в святочных гаданиях! Погадайте на суженого, здоровье и процветание, богатство и достаток. На праздник заглянут ряженые колядовщики, которые закружат в хороводах и предложат отведать вкусные пироги, согреться горячим чаем и ароматным сбитнем! Вас ждут песни и колядки, стишки-потешки и весёлые игрища вместе с любимыми героями рождественских историй.