символ веры первого вселенского собора

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора. Символ веры.

символ веры первого вселенского собора. Смотреть фото символ веры первого вселенского собора. Смотреть картинку символ веры первого вселенского собора. Картинка про символ веры первого вселенского собора. Фото символ веры первого вселенского собора

Традиционно в календаре Русской Православной Церкви выделяется особый день для чествования святых отцов каждого из семи Вселенских Соборов. И такое почитание не случайно. Ведь именно им мы обязаны становлению нашей Церкви, утверждению ее догматов и основ христианской веры, которым до сих пор неукоснительно следуем. От чего же спасли нас святые отцы? Чтобы с нами теперь было, если бы не они?
В IV веке состоялось два первых Собора. Тогда у православных еще не было святых правил, богословских трудов и догматов. У них было только учение Христа и Евангелие, которые каждый норовился истолковать по-своему. Поэтому в это время стало появляться множество еретиков, пытающихся подменить ключевые понятия о Боге Отце, Христе, Духе Святом — о Ликах Святой Троицы. Тогда великие учителя Церкви, которых теперь уже мы почитаем как святых, Николай Мирликийский, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Афанасий Великий и другие встали на защиту истины. Благодаря их ревностной вере было осуждено арианство, принят Символ веры, определено время празднования Пасхи, сформулировано православное учение о Святой Троице. На последующих Вселенских Соборах борьба с еретичеством продолжалась, постепенно устанавливались догматы истинного православия.
Теперь нам есть на что опереться в собственной вере, поскольку мы — наследники богатого богословского багажа. Мы можем найти ответ на любой духовный вопрос у святых, праведников, отцов Церкви, старцев, чтобы не додумывать, не интерпретировать и не впасть в итоге в заблуждение.

символ веры первого вселенского собора. Смотреть фото символ веры первого вселенского собора. Смотреть картинку символ веры первого вселенского собора. Картинка про символ веры первого вселенского собора. Фото символ веры первого вселенского собора

Первый Вселенский Собор

Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никее при императоре Константине Великом. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия. Если бы ересь Ария восторжествовала, не было бы и христианства, и мир снова погрузился бы в прежнюю тьму неверия.

Ересь получила широкое распространение, поскольку Ария поддерживал епископ Никомидийский Евсевий из Палестины, человек очень влиятельный при царском дворе.
На Первом Вселенском Соборе участвовало 318 епископов. Среди прибывших было немало исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Были на Соборе и такие великие мужи, как Афанасий Великий, Спиридон Тримифунтский, Николай Чудотворец…

Борьба, развернувшаяся на Первом Вселенском Соборе, велась не по поводу частностей, но по сути, за спасение всей христианской церкви, за удержание всего человечества в Новой христианской истории. И столь напряженной была эта борьба, что и многие века спустя жарким огнем обжигало православных людей, прикасающихся одной только мыслью к этому Великому Собору.

Собор утвердил, что: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все православные христиане не поддавались на уловки подобных Арию проповедников и могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния. Определено было также священникам быть женатыми…

Второй Вселенский собор

Второй Вселенский Собор созвали в 381 году, в Константинополе, при императоре Феодосии Великом. Созывался он против лжеучения бывшего арианского епископа константинопольского Македония, который отвергал Божество Духа Святого и учил, что Дух Святый не есть Бог, а просто сотворенная сила.
На Соборе председательствовал Григорий Богослов и присутствовало 150 епископов, среди которых были Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Амфилохий Иконийский, Кирилл Иерусалимский…
Ересь Македония была осуждена и отвергнута.
Утвердив догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном, Собор дополнил Никейский Символ Веры пятью членами, в которых излагается учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века.
Так составился Никео-Цареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена:

Основой Никео-Цареградского Символа Веры стала крещальная формула, данная Самим Христом: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19)

Третий Вселенский собор

Третий Вселенский Собор, на котором присутствовало 200 епископов, созывали в 431 году, в городе Ефесе, при императоре Феодосии II Младшем. Собор осудил и отверг ересь константинопольского архиепископа Нестория, который учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, но Бог обитал потом в Нем, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Иисуса Христа Несторий называл не Богочеловеком, а богоносцем, Пресвятую Деву — христородицею, а не Богородицею.
Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил любые попытки каких-либо изменений и дополнений в нем.

символ веры первого вселенского собора. Смотреть фото символ веры первого вселенского собора. Смотреть картинку символ веры первого вселенского собора. Картинка про символ веры первого вселенского собора. Фото символ веры первого вселенского собора

Символ веры
Первый Вселенский Собор. Фреска афонского монастыря Великая Лавра

Четвертый Вселенский собор

Четвертый Вселенский Собор созвали через двадцать лет, в 451 году, в городе Халкидоне, при императоре Маркиане.
Собор был созван против лжеучения архимандрита Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая ересь и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, Евтихий сам впал в крайность, и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение получило название монофизитзм, а последователи его называются монофизитами.

Собор, состоящий из 650 епископов, осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно.

Пятый Вселенский Собор

Пятый Вселенский Собор, созванный в 553 году в Константинополе, при императоре Юстиниане I, снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

Шестой Вселенский Собор

Шестой Вселенский Собор, созывался в 680 году в Константинополе, при императоре Константине Погонате, и состоял из 170 епископов.

Собор созван был против лжеучения еретиков-монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю.
Истинное учение Церкви защищали на Соборе Софроний, патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку.

Этот Собор осудил и отверг ересь монофелитов и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, — и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной.

На Шестом Соборе произнесено было отлучение в числе других еретиков и римского папы Гонория, признавшего учение о единоволии православным.

Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах, называемых Трулльскими, для решения вопросов, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым.
Собор утвердил правила, по которым должна управляться Церковь, а именно: 85 правил Святых Апостолов, правила 6 Вселенских и 7 поместных Соборов и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый «Номоканон», а по-русски «Кормчая Книга», которая и является основанием церковного управления Православной Церкви. Как мы видим, все догматические споры первых веков сводились к проблеме Троицы и проблеме Воплощения.

Седьмой Вселенский Собор

В 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине, был созван Седьмой Вселенский Собор.
Собор выступил против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Собор осудил и отверг эту иконоборческую ересь. И хотя вскоре гонения на святые иконы возобновились, но на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре, почитание их было окончательно восстановлено.

Более Вселенские Соборы уже не собирались отчасти в силу разделения христиан на православных и католиков, но главное по той причине, что выработанная и запечатленная в чеканных определениях Символа Веры истина о Боге не нуждается в доработках и дополнениях.
Последующие Соборы были необходимы, чтобы понять и осознать непреложность этой истины.

Из книги:
Великая Пасха. Праздник праздников/ Автор-сост. Н.М.Коняев. –М.:Вече, 2010.-272с.-(Православие. Традиции. Люди)
.

ТРОПАРЬ ОТЦЕВ
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш, свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый, и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый, Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
КОНДАК ОТЦЕВ
Апо́стол пропове́дание и оте́ц догма́ты Це́ркви еди́ну ве́ру запечатле́ша, я́же и ри́зу нося́щи и́стины, истка́ну от е́же свы́ше богосло́вия, исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство

ПРОПОВЕДЬ Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора

Символ Веры — на сайте Правмир.ru
Символ Веры — на сайте Азбука.ru

Источник

Собор, Ересь, Символ Веры — что это такое?

Сергей Худиев о Первом вселенском соборе и Символе веры

Приблизительное время чтения: 5 мин.

символ веры первого вселенского собора. Смотреть фото символ веры первого вселенского собора. Смотреть картинку символ веры первого вселенского собора. Картинка про символ веры первого вселенского собора. Фото символ веры первого вселенского собора

В Воскресенье, на седьмой неделе после Пасхи, Церковь празднует память Отцов Первого Вселенского Собора, который проходил в 325 году в городе Никее. Собор (то есть, по русски говоря, собрание) осудил ересь Ария и принял Никейский Символ Веры. Само это празднование затрагивает несколько понятий, с одной стороны, ключевых для нашей веры, с другой — малопонятных многим современным людям. Что такое Вселенский Собор? Первый Вселенский Собор обращался к образцу Апостольского Собора, который упоминается в 15 главе книги Деяний. На соборе Апостолов речь шла о том, надо ли обязывать язычников, обращающихся ко Христу, соблюдать ветхозаветный закон. Апостолы постановили, что не надо: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:28,29).

Обратим внимание на этот оборот — «угодно Святому Духу и нам». Это не какая-то формальность — это исповедание живой веры в то, что в собрании Апостолов действует Святой Дух, и принятое ими решение внушено Им. Церковь не просто собрание людей, объединенных общими взглядами. Церковь — это продолжающееся присутствие Христа в мире, как Он обещал ученикам, «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Христос, который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8) продолжает оставаться пастырем Своей Церкви, и, как Он и обещал, Святой Дух продолжает наставлять ее на всякую истину. Поэтому мы верим, что Вселенские Соборы, на которые съезжались преемники Апостолов, Епископы, были не просто собраниями ученых и благочестивых людей — через них действовал Святой Дух.

Надо отметить, что нам не стоит путать Собор с парламентом, а принятие Символа Веры — с принятием законопроекта. Епископы, собравшиеся в Никее, не создали православную веру и даже не дополнили ее — они облекли в четкие формулировки то, во что Церковь верила и до этого, со времен Апостолов. Епископы не высказывали свои личные соображения — но свидетельствовали о вере, хранимой их общинами.

Собор назван «вселенским» потому что на нем присутствовали Епископы со всего христианского мира. Созван он был императором, который желал положить конец нестроениям, вызванным ересью Ария. «Ересь» – другое малопонятное в наши дни слово.

Для нас оно звучит просто как какое-то старинное ругательство — «ну что за ересь ты несешь!». Но в Церкви это слово значило и значит другое — лжеучение, причем лжеучение, подрывающее самые основания нашей веры (не всякое ошибочное богословское мнение заслуживает названия «ереси»). Для верующего человека (вернее, для любого человека, но только верующий это осознает) самое важное, что только может быть — это познание Бога. Как говорит Господь, «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Мы все созданы для того, чтобы познать Бога и возрадоваться Ему во веки — причем познать, конечно, не только в смысле «получить сведения», но познать лично, как мы знаем кого-то родного и близкого. И вот ересь — это глубокая, принципиальная неправда о Боге, которая уводит нас с пути богопознания. Поэтому так важно в нее не впасть.

Как возникло лжеучение Ария?

Священное Писание подчеркивает, что есть только один Бог; в то же время, оно говорит о Сыне Божием, Иисусе Христе, как о Боге. Конечно, это вызывало вопросы — каким образом Сын может быть Богом, если Бог только один? Каково соотношение Отца и Сына?

Арий попытался создать понятную (особенно для греческого мышления) богословскую схему — Бог только один, и это Отец, а Сын Божий, который воплотился в Иисусе Христе, не есть Бог — по крайней мере, не Бог в том смысле, в котором мы называем Богом Отца. Сын — Его творение, через которое Он творит все остальное. По мнению Ария, было время, когда Сына не было. Схема казалась очень привлекательной, потому что она снимала эту тайну Лиц в Боге.

Но Отцы Собора отвергли учение Ария и провозгласили, что Сын Божий равен, совечен, и, как мы до сих пор поем в Символе Веры, единосущен Отцу. Он целиком и полностью Бог. Каким образом? Церковь ответила не гладкой, ясной, понятной схемой, как у Ария, а указанием на тайну Троицы. Бог един по существу и троичен в лицах; Он есть Любовь — а любовь предполагает какие-то отношения, которые уже были до творения мира и независимо от творения. Отец, Сын и Святой Дух предвечно пребывают в совершенной любви и единении, и это не три бога, а один Бог.

Это тайна, и она не укладывается в голове; люди жалуются на ее непонятность. Но Истина и не обязана сразу помещаться в наших умах; она всегда дается нам на вырост.

В молитве мы предстоим не схеме, от которой можем требовать понятности, а живому Богу — бесконечно великому и таинственному. Он открыл о Себе, что Он — Троица; например, Господь Иисус посылает учеников крестить «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19) Церковь хранит эту веру; мы сначала принимаем ее — и только потом начинаем понимать.

Отцы Собора выразили веру Церкви во Христа, как Бога и Спасителя, в Символе Веры. Его называют «Никейским Символом», и он (вернее, его дополненный вариант, который называют Никео-Цареградским) поется в Церкви за каждой Литургией. Что такое Символ? Это предельно краткое, и предельно четкое выражение веры Церкви — первые Символы были связаны с Таинством Крещения, когда новокрещаемый должен был публично исповедать апостольскую веру. Процитируем Никейский Символ:

«Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых».

Отцы Собора отстояли Апостольскую Веру в то, что в Иисусе Христе мы встречаем не просто Великого Человека, не просто Пророка, не просто Посланца небес — но Бога. Бога, Который нас создал, от которого мы отпали в грех, и Который пришел нас спасти. Иисуса Христа, который создал Церковь и хранит ее в истине Святым Духом.

Именно эту веру мы исповедуем сегодня.

На анонсе фото храма святой Софии в городе Никея, место, где проходил один из Вселенских соборов.

Источник

НИКЕО-ЦАРЕГРАДСКИЙ СИМВОЛ

символ веры первого вселенского собора. Смотреть фото символ веры первого вселенского собора. Смотреть картинку символ веры первого вселенского собора. Картинка про символ веры первого вселенского собора. Фото символ веры первого вселенского собора
Никео-Цареградский Символ веры. Икона

Нике́о-Царегра́дский символ веры, общепринятый православный символ веры.

Символ Веры читается как молитва на богослужениях.

Полный текст Никео-Цареградского символа веры

Греческий оригинал

Церковно-славянский перевод

Текст в нынешнем использовании Русской Православной Церкви.

Данный текст, принятый Собором Русской Церкви в 1654 году, является плодом исправления проведенного во время церковных реформ патриарха Никона иеромонахом Епифанием (Славинецким). Вдобавок к ряду грамматических и стилистических исправлений, из бытовавшего ранее церковно-славянского перевода было изъято слово истиннаго, содержавшееся в 8-м члене символа (И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго). Это слово, которого нет в греческом оригинале, впервые появилось в славянской рукописи XIV века вместо слова Господа, будучи неправильным переводом греческого κύριον. К XV веку ряд рукописей совмещают оба слова, а к XVI веку именно этот вариант стал более распространенным в России. При этом Стоглавый Собор постановил что может быть использован вариант либо с истиннаго, либо с Господа, но не оба вместе. Ниже приводится дореформенный, а впоследствии старообрядческий, текст символа веры с выделенными отличиями [1].

Толкование

Подробное толкование Символа веры дается в катехизисах.

Символ веры состоит из двенадцати членов (частей). В каждом из них содержится истина православной веры.

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.1 Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого [2].
2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.2 И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, чрез Которого всё сотворено.
3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.3 Для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком.
4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребена.4 Распятого за нас при Понтие Пилате, и страдавшего и погребённого.

Я верую, что Господь Иисус Христос во время, римского правителя в Иудеи, Понтия Пилата был распят на кресте за нас-людей, то есть за наши грехи и для нашего спасения, потому что Сам Он был безгрешен. При этом Он действительно страдал, умер и был погребен.

Страдал Спаситель, конечно, не Божеством, Которое не страдает, а человечеством; страдал не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода.

5 И воскресшаго в третий день по писанием.5 И воскресшего в третий день согласно с писаниями (пророческими).

Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, именуемый с того времени «Воскресеньем». Но в те времена и часть дня принималась за целый день, почему и говорится, что Он был во гробе три дня.

6 И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца.6 И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца.

Я верую, что Господь Иисус Христос в сороковой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца.

Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом.

«Седящаго одесную Отца» означает: по правую сторону, на первом месте, в славе. Этими словами выражено, что человеческая душа и тело Иисуса Христа приняли такую же славу, какую имеет Христос по Своему Божеству.

Своим вознесением Господь наш Иисус Христос соединил земное, с небесным и прославил наше человеческое естество, вознеся его на престол Божий; и указал нам, что и наше отечество на небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих в Него.

7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.7 И опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца.

Я верую, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца.

Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела добрые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли.

8 [Верую] И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.8 И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, покланяемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.

Дух Святый открылся людям видимым образом: при крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков.

9 [Верую] Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь.9 Во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь.

Я верую в единую, Святую, Соборную (в которой участвуют все верующие), основанную апостолами Церковь.

Здесь мы говорим о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами.

Каждый же в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви. Следовательно, когда мы говорим, что веруем во едину святую, соборную и апостольскую Церковь, то здесь под Церковью разумеются все в совокупности люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда мы ходим молиться Богу и которое называется храмом Божиим.

10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.10 Исповедую единое крещение во оставление грехов.

Я признаю и открыто объявляю, что для духовного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение.

В Символе Веры упомянуто только о крещении, потому что оно является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение может пользоваться другими таинствами.

Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

Св. Православная Церковь содержит семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение.

11 Чаю воскресения мертвых.11 Ожидаю воскресения мёртвых.

Я с надеждой и уверенностью ожидаю (чаю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять соединятся со своими телами и все умершие оживут.

12 [Чаю] И жизни будущаго века. Аминь.12 и жизни будущего века. Аминь.

Иконография

Литература

Использованные материалы

[1] Дореформенный текст и описание исправления даются по Meyendorff, Paul, Russia, Ritual & Reform. The Litrugical Reforms of Nikon in the 17th Century, Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1991, 177-179, 208-209. В свою очередь Меендорф приводит пересказывает исследование Гезена А., История славянскаго перевода символов веры, Санкт-Петербург, 1884, 57-67.

[2] Здесь и далее русский текст приводится по: прот. Петр Лебедев. Руководство к пониманию православного богослужения. СПб., 1898, стр. 10-11.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *