симонов монастырь где находится в москве адрес
Симонов мужской монастырь
Фото Симонова монастыря в Москве
Симонов мужской монастырь был основан во второй половине XIV века и считался одним из наиболее значимых и богатых на территории Подмосковья. Ныне он находится в пределах Москвы, в Южном административном округе столицы.
Состоятельные люди жертвовали обители солидные денежные средства, ее посещали коронованные особы. Царю Федору Алексеевичу даже была отведена келья, в которой он любил уединиться от мирских дел. На территории монастыря также находился некрополь, где обретали вечное успокоение именитые деятели искусства и русской культуры, а также представители почитаемых дворянских родов.
История
Заложил обитель, став ее основателем, преподобный Федор, приходившийся племянником и преданным учеником святейшего Сергия Радонежского. Строительные работы начались в XIV веке на землях, кои были пожертвованы на благое дело боярином московским Ховриным. При иноческом постриге его нарекли Симоном. От этого имени и пошло название монастыря.
За свою непростую многовековую историю монастырь являлся не только духовной колыбелью православья, но и важным форпостом, обеспечивающим защиту на подходах к южным границам Москвы. Он был хорошо укреплен, и не раз его стены становились преградой, сдерживающей вражеские полчища. Однако в период Смутного Времени богатейший Симонов монастырь претерпел варварское разорение и опустошение.
Указом ее Величества Екатерины II в 1771 году, монастырь был упразднен. Это время совпало с разразившейся эпидемией чумы, охватившей Москву и косившей сотни ее жителей. Монастырские помещения стали пристанищем для изолированных больных. Только спустя немногим более двух десятилетий благодаря ходатайству А. Мусина-Пушкина обитель вновь обрела свой церковный статус и зажила прежней жизнью.
В 20-е годы, в советский период, Симонову монастырю вновь пришлось пережить ликвидацию. На протяжении 7 лет здесь размещались экспозиции музея, и даже в одном из храмов было разрешено отправлять церковную службу.
Но в 30-е годы по решению правительственной комиссии монастырские стены, пять церквей, колокольня и другие постройки подверглись сносу. Более двух третей всего архитектурного ансамбля утрачено безвозвратно.
Симонов мужской монастырь в наши дни
Все возвращается на круги своя. В 90-х годах прошедшего столетия обитель вновь вернулась в лоно церкви и начала возрождаться. Частично были предприняты работы по реставрации некоторых строений.
К сожалению, до нашего времени сохранилась лишь небольшая часть древних построек: фрагменты южной крепостной стены с несколькими уцелевшими башнями, здания трапезных: старое и более позднее строение с церковью, братский корпус и ряд хозяйственных построек.
Уцелевшие монастырские стены, куда вошла часть более старого сооружения крепости, возводившаяся, по мнению ученых, Федором Конем, датируются 30-ми, а три башни – 40-ми годами XVII века. Особое внимание привлекает угловая башня, называемая «Дуло». Ее верх увенчан шатровой конструкцией с дозорной двухъярусной надстройкой. «Солевая» вежа по архитектурному решению напоминает «Дуло», но гораздо скромнее в размерах и декоре. Самая маленькая башня – «Кузнечная», она находится в прясле, то есть в сохранившейся стене, имеет пятиугольную форму и тоже снабжена небольшим смотровым пунктом в один ярус.
Строение трапезной выдержано в московском барочном стиле и украшено росписью, имитирующей каменную граненую кладку. Главный фасад завершен ступенчатым щипцом, характерным для западноевропейской архитектуры. К трапезной примыкает небольшая по размерам церквушка. Хозяйственные постройки и келарский корпус используются ныне как мастерские.
Симонов монастырь представляет духовную, архитектурную и историческую ценность, притягивая многочисленных верующих и любознательных туристов.
Симонов монастырь
Симонов монастырь в Москве и сегодня пленяет своей архитектурой, хоть от его построек и мало что осталось. Это место не на слуху даже у жителей города, а туристы здесь вообще большая редкость. Но те, кто находят это место, пребывают под впечатлением от него. Это смешанные чувства восторга от облика величественных строений и горечи от их состояния и разрухи вокруг.
Монастырь до сих пор не может оправиться от тех разрушений, которые были ему нанесены в годы советской власти. Однако постепенно собираются средства и готовится план реставрационных работ, которые позволят привести в порядок постройки. В трапезной работает храм Тихвинской иконы Божией Матери, при нем была создана община неслышащих, слабослышащих и слепоглухих.
Панорама архитектурного ансамбля московского Симонова монастыря на Яндекс. Картах:
История Симонова монастыря
Датой основания обители считаются 1370-е годы, изначально она находилась в другом месте — сейчас там располагается церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1379 году монастырь перенесли в другое место, его назвали Новое Симоново. В этом же году заложили первый каменный Успенский собор, его освящение состоялось в 1405 году. В нем хранилась Тихвинская икона Божией Матери, ею преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
В середине XV века на территории монастыря начинает возводиться кирпичная ограда. Его владения постепенно расширяются, и он становится одним из самых почитаемых и красивых монастырей страны. Над его архитектурным ансамблем трудились талантливейшие архитекторы того времени. Среди них Федор Конь, прославившийся строительством Кремля в Смоленске, Осип Старцев. Последний построил в обители Трапезную палату в стиле московского барокко. Славился монастырь и своей братией, из их числа со временем многие прославились как подвижники и святые, к примеру святой Кирилл Белозерский, святой Иона, митрополит Московский и всея Руси, преподобный Максим Грек.
Раньше многие монастыри были не только местом молитвы, но и фортификационными сооружениями, Симонов монастырь не исключение. Наряду с другими обителями он защищал подступы к Москве на южном направлении. Не раз его мощные стены, самоотверженность воинов и монахов спасали столицу. Так, в конце XVI века удалось отразить нашествие войска татарского хана Казы-Гирея, позднее сдержать натиск предводителя восстания крестьян Ивана Болотникова. Сам монастырь много страдал от различных потрясений, наиболее сильны разрушения были после Смутного времени. Почитаемый монастырь восстановили с усердием и любовью.
Времена испытаний сменились периодом процветания и вплоть до начала XX века монастырь преображался. В это время на его территории появилась колокольня, построенная по проекту известного архитектора Константина Тона. Она была архитектурной доминантой всего города, так как являлась самым высоким сооружением.
Уцелели трапезная с Тихвинским храмом и южная стена с тремя башнями. В части помещений располагались цеха по производству рыболовных снастей. Постепенно оставшиеся постройки бывшего Симонова монастырь ветшали и разрушались. В 1991 году Храм Тихвинской иконы Божией Матери передали церкви, в нем начала работать община для людей с нарушением слуха. Первые богослужения прошли в 1995 году.
Сейчас ведутся подготовительные работы по реставрации уцелевших построек монастыря, каждый желающий может пожертвовать деньги на восстановление территории бывшего монастыря. Жители и гости города могут посетить экскурсии, знакомящие с архитектурным ансамблем, территорией обители, ее богатой историей. С расписанием экскурсий можно ознакомиться на официальном сайте Тихвинского храма.
Храмы Симонова монастыря
К началу ХХ века на территории действовало 6 храмов с 22 престолами. Первым появился Успенский собор, его иконостас был расписан Максимом Греком и Андреем Рублевым. О богатстве украшения храма можно судить по сохранившимся золоченым Царским вратам, которые сейчас выставлены в экспозиции Эрмитажа. В архитектурном ансамбле монастыря были Спасская церковь, церкви Сошествия Святого Духа, Знамения Пресвятой Богородицы и другие религиозные постройки.
До наших дней сохранился только храм Тихвинской иконы Божией Матери, возведенный при трапезной Симонова монастыря в 1677 году. В нем регулярно проводятся богослужения. В храме 4 придела (Тихвинской иконы Божией Матери, святителя Феодора архиепископа Ростовского, преподобного Сергия Радонежского, Всех Святых) и крестильный храм преподобного Александра Свирского. Среди святынь храма — мерный список с чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, иконы покровителей Симонова монастыря, «Исцеление глухонемого», «Умягчение злых сердец», Симоновских святых.
Башни Симонова монастыря
В прошлом мощный форпост имел протяженные крепостные стены и 5 башен. Из них уцелели только 3 башни (Дуло, Кузнечная, Солевая) и часть стен.
Считается, что Кузнечная и Солевая башни были построены по проекту зодчего Антипа Константинова в XVII веке. Кузнечная башня пятиугольная, имеет каменный шатер, покрытый красной черепицей. Солевая башня — девятнадцатигранник, имеющий арочные ниши с нижними и средними боями.
Дуло производит впечатление самой крепкой и могучей из башен. Ее авторство приписывают зодчему Федору Коню. По одной из версий, ее название происходит от имени или прозвища татарского предводителя, убитого стрелой, которую пустили с башни. Она имеет 16 граней, ее ребра украшают лопатки, они делают вид башни стройным.
Как добраться
Архитектурный ансамбль бывшего Симонова монастыря находится в Даниловском районе Москвы. К нему примыкает детский парк «Липки» — популярное место семейного отдыха на природе. Он оборудован аллеями для прогулки, спортивной и детской площадками.
До монастыря можно добраться на наземном общественном транспорте, ближайшая остановка — «Завод Динамо». Здесь останавливаются автобусы № 8, 9, 99, 186, 193, т26, т67. От нее до достопримечательности около 450 метров.
Также неподалеку находится станция метро «Автозаводская» (зеленая ветка), расстояние от нее до монастыря составляет примерно 700 метров.
Еще один вариант — поездка на такси, вызвать машину можно с помощью приложения, в городе доступны Ситимобил, Везет, Яндекс. Такси, Максим, Gett и другие.
Аэросъемка территории бывшего Симонова монастыря в Москве, видео:
Симонов монастырь
Адрес:
115280, Московская область
г. Москва, ул. Восточная, д. 4
Время работы:
ежедневно, 8:30–19:30
Телефоны:
+7 495 675‑45-54,
+7 495 675‑21-95
Общая информация
Симонов Успенский Монастырь входит в число самых богатых и посещаемых монастырей ближнего Подмосковья. Расположен в южном административном Московском округе. Монастырь входит в круг укрепленных монастырей, которые издревле защищали окраины Москвы с юга. На данный момент обширная территория застроена лишь частичного, так как в 1930 году большинство второстепенных застроек было решено снести.
Расположенный в живописном месте вниз по течению Москвы-реки близ Москвы, основан мужской монастырь свт. Федором племянником и учеником св. прп. Сергия Радонежского. Уроженец города Радонежа, на земле, которую подарил боярин Степан Ховрин, был после прозванный и принят именем Симон, в следствии чего и возникло название монастыря. Позднее в летописях сохранились записи о сохранности связей монастыря с родом Ховриных (Головиных), где была построена усыпальница для его представителей.
Считается, что основан монастырь был в 1370 году. Если верить современным исследователям обитель воздвигли к 1375 – 1378 годам, либо осенью или весной 1377 года.
Ранее монастырь находился в отдаленности в Старом Симонове, где по сей день сохранилась старая церковь Рождества Богородицы, в которой в начале XVIII века археологи обнаружили захоронения легендарных героев Куликовской битвы – Андрея Осляби и Александра Пересвета. К нынешнему месту монастырь был перенесен к концу 1379 года. Преподобный Сергий Радонежский часто останавливался в обители во время своих визитов в Москву, и считал Симонов монастырь «душой» своей Троицкой обители. Стены Симонова монастыря славятся выходцами известных церковных деятелей: св. Кирилл Белозерский, архиепископ Ростовский Иоанн, патриарх Иосиф, митрополит Иона, митрополит Геронтий. За годы существования Симонова обитель не раз подвергалась набегам и погромам, была полностью разорена в Смутные времена.
Монастырь был одним из самых узнаваемых и уважаемых в ближнем Подмосковье; сюда стекалось и большое количество людей, и внушительные материальные взносы. Особую любовью монастырь вызывал у старшего брата Петра I царя Федора Алексеевича, которому была отведена собственная уединенная келья.
Монастырь был упразднен Екатериной II в 1771 году и сообразно случаю распространившейся в те времена эпидемии чумы был переделан в чумной изолятор. В 1920 году обитель была опять упразднена, после чего монастырь был переквалифицирован в музей, который просуществовал до конца 1930 года.
В 1930 году правительственная комиссия согласилась, что часть древних построек на территории Симонова монастыря имеет все шансы существовать, остались сохранены исторические памятники, однако храм и основание было решено снести. В результате снесли 5 из 6 церквей, а также главный Успенский собор, колокольню, надвратные церквушки, Сторожевую и Тайницкую башню со всеми прилегавшими к ним сооружениями. Одноименное кладбище было закрыто. На месте снесенного строения в 1937 годах выстроили Дворец культуры ЗИЛа.
В 1990 году уцелевший монастырь было решено передать церкви.
Симонов монастырь находится в очень живописном месте, которое издавна привлекало внимание поэтов, художников и людей иных творческих профессий. Царящая кругом атмосфера навевает романтичное и немного меланхоличное настроение. Неудивительно, что Карамзин выбрал пруд у монастыря в качестве места скорби и последнего вздоха бедной Лизы.
Во владениях Симонова монастыря располагался довольно большой некрополь. В нем были захоронены поэт Д. В. Веневитинов ( 1805 — 1827 гг.), композитор А. А. Алябьев ( 1787 — 1851 гг.), Н. Л. Пушкин — дядя поэта Александра Сергеевича Пушкина, писатель С. Т. Аксаков и многие другие люди, представляющие старинные русские дворянские фамилии — Дурасовы, Соймоновы, Муравьевы, Татищевы и др. Также в монастырском соборе были захоронены Симеон Бекбадатович, Константин Дмитриевич — сын Дмитрия Донского, князья Сулешевы, Темкины — Ростовские, Мстиславские и бояре Головины, Бутурлины.
Некрополь вместе с монастырем был разрушен в 1930-х годах. С уничтоженного кладбища перенесли на Новодевичье останки писателей С. Т. и К. С. Аксаковых и поэта Д. В. Веневитинова. Позже на этом месте были установлены гальванический, затем столярный цеха. В 1990-х гг. когда во время строительных работ монастырь был передан церкви. Здесь были найдены некоторые останки и перезахоронены.
Из уст протоиерея Андрея Горячева было ясно, что все могилы здесь были осквернены и часть останков были найдены во время строительных работ. Позже произвели большую работу по идентификации и разделению останков людей и животных, затем останки людей были захоронены в некрополе с отданием почестей и обрядов.
Структура архитектурного ансамбля
В конце XVII века собор украсили художественной росписью, над которой работала артель московских мастеров. В тот же период в соборе начал функционировать резной золоченый иконостас, жемчужиной которого стала главная реликвия монастыря – икона Тихвинской Божьей Матери.
В XVI веке, во время правления Бориса Годунова, были построены стены и башни. Считается, что их возводили под руководством Коня Федора Савельевича, также построившего Смоленский кремль. Благодаря укреплению монастырь выстоял во время нападения крымского хана Газы II Гирея.
В 1630-40 гг. монастырь еще больше укрепили за счет возведения новых башен и стен. В часть новой крепости вошли как новые постройки, так и фрагменты старой. После реконструкции окружность монастырских стен составила 825 м, а высота — 7 м. До наших дней дошли фрагменты стен XVII века, в частности, широко известная угловая башня «Дуло». Ее отличительная черта – высокий шатер с двухъярусной дозорной башней. Также уцелели башни «Кузнечная» (пятигранная) и «Солевая» (круглая).
В 1680 году артелью каменщиков во главе с зодчим Парфеном Петровым была сооружена Трапезная (получила название «Новая»). Средства на ее строительство монастырю пожаловал царь Федор Алексеевич. В состав «Новой» Трапезной вместе с церковью Св. Сергия Радонежского вошли фрагменты старой постройки 1485 года.
Это интересно
Не обошлось без недоразумений. При строительстве нового здания прославленный мастер Парфен Петров использовал элементы древней московской архитектуры, что вызывало возмущение со стороны монастырской братии. В отношении архитектора три года велась судебная тяжба, итогом которой стала перестройка здания в стиле московского барокко. Правда, в этот раз работами руководил Осип Старцев – известный московский зодчий XVII века. Новая Трапезная была причудливо украшена – Старцев умело воплотил в декоративном оформлении сооружения стиль «в шахмат» (имитация каменной ограненной кладки).
Позднее в 1700 г. при трапезной построили Церковь Сошествия Святого Духа. Основную лепту в строительство внесла царевна Мария Алексеевна, которая также даровала монастырю ранее упоминавшийся золотой крест. Спустя столетие к церкви пристроили два придела.
В середине XIX века было принято решение возвести новую колокольню. Средства на строительство жертвовал известный меценат купец Иван Игнатьев. Первоначальный проект колокольни авторства Н.Е. Тюрина предлагал сооружение в стиле классицизма, но в последующем проект был изменен и за основу взят традиционный «русско-византийский стиль» (проект К.А. Тона). К 1839 году колокольня представляла собой пятиярусное сооружение высотой 90 метров и во многом формировала облик Москвы того времени. К сожалению, в 1929 году по распоряжению советских властей она была взорвана и разобрана на кирпичи.
Изначально в монастырь вело трое ворот: западные, восточные и северные. В 1591 году в память об отражении нападения крымского хана Газы II Гирея была возведена надвратная церковь Всемилостивого Спаса, а в 1834 году надвратная церковь Св. Николая Чудотворца.
Годы гонений и войн оставили свой след в облике Симонова монастыря – для потомков сохранилась лишь малая часть построек. Из единого историко-архитектурного ансамбля уцелели: • южная стена с тремя основными башнями (угловая «Дуло», пятигранная «Кузнечная» и кругла «Солевая»); • «Новая» трапезная с церковью Св. Духа; • братский корпус (XVII в.); • «старая» трапезная (1485, XVII в.); • мастеровая палата; • хозяйственная постройка («солодежня» или «сушило»).
Сегодня на территории Симонова монастыря реставрационные работы проводятся только в трапезной. Братский корпус и хозяйственные постройки задействованы в качестве мастерских, а башни и стены заброшены.
Как добраться?
Адрес Симонова монастыря: г. Москва, ул. Восточная, д. 4
Координаты Симонова монастыря: 55.713752, 37.656095
Детальный маршрут проезда до г. Москвы можно посмотреть в разделе Москва-Как добраться?
Симонов: самый грозный и самый забытый монастырь Москвы
В Симонов монастырь я приехал делать интервью с человеком, который организовал уникальную общину – слепоглухонемых, глухонемых и слабослышащих христиан. Ей в этом году исполнится 25 лет. Еще до беседы с протоиереем Андреем Горячевым – настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья в Симоновом монастыре – я немного заблудился. Пришлось обойти все уцелевшие стены древней обители. Хочу поделиться тем, что узнал, увидел и услышал.
Башни и стены Симонова монастыря
От прежнего величия и грандиозного замысла, который воплощался веками, практически ничего не осталось – только три башни из красного кирпича. Они в больших трещинах и нуждаются в срочной реставрации. Обновленный в начале 2000-х шатер еще больше подчеркивает запущенность древних стен: черепица новая – кирпич держится на честном слове.
«Солевая» башня – это первое, что бросается в глаза, если идти по Восточной улице. Она покрыта древней черепицей. С царских времен шатер «Солевой» башни не обновляли. Башня связана массивной южной стеной с двумя остальными. Все это – остатки самого могучего форпоста юга Москвы.
Из-за стен показываются ветхие бесформенные постройки промзоны, складские помещения. Но это по ту сторону. А по эту – аккуратный сквер с детской площадкой и дорожками. На месте бывшего кладбища.
Останавливаюсь у другой башни – «Кузнечной». Она самая маленькая. Пятиугольная. Такая маленькая громадина. Видимо, пару лет назад ее хотели отремонтировать. Но жидкие строительные леса, кажется, скоро сами рухнут. Ее, как и круглую «Солевую», в 1640-е построил архитектор Константинов. В это время обитель активно перестраивали: укрепляли оборонительные сооружения, которые пострадали в Смутное время.
Панорама на Москву с высокого и крутого берега впечатляет до сих пор. Не случайно здесь поставили самую высокую в Москве колокольню. Оценить вид, который открывался с пятого яруса знаменитой и утраченной звонницы, мы теперь можем только по старинным фотографиям.
Подхожу к самой мощной из уцелевших – башне «Дуло». Ее возвел «государев мастер» Федор Савельевич Конь. «Дуло» – это прозвище или имя татарского предводителя. Его убило стрелой, пущенной с этой башни.
Федор Савельевич строил и стены. Высота сохранившейся каким-то чудом южной стены кое-где достигает 7 метров. Но то, что осталось, – это скорее тихий привет из прошлого.
Башня «Дуло» имеет 16 граней. Конь строил с размахом и на века. Ребра башни украшены лопатками. Они придают величавому сооружению стройный вид. Это если говорить языком исторического справочника. А если говорить, как есть, вся башня, несмотря на свою величавость, потихоньку оседает и разваливается.
Стены обители не раз держали оборону, изматывали противника и первыми встречали огонь неприятеля. А неприятелей хватало
Но будем справедливы и аккуратны в выводах: стены и башни Симонова монастыря – настоящий шедевр русской фортификационной мысли. Они не раз держали оборону, изматывали противника и первыми встречали огонь неприятеля. А неприятелей хватало. В 1591 году Симонов монастырь принимал участие в отражении нападения хана Казы-Гирея. Осенью 1606 года монастырь помешал, и весьма небезуспешно, продвижению войск Ивана Болотникова. В 1610–1613 годах был разорен – «едва не до основания» – польско-литовскими интервентами и пришел в упадок. А в 1812 году монастырь пострадал от французов. Тогда были разграблены храмы и ризница, погибли драгоценные рукописи.
Но в XX веке огромный по замыслу и по строительным меркам памятник почти угробили… свои же.
Протяженность монастырских стен составляла 825 метров, высота 7 метров. Подведем итог: в современном архитектурном ансамбле монастыря из пяти башен сохранились три: «Дуло», «Кузнечная» и «Соляная».
Глубокая история поверхностными мазками
А начиналось все в 1370 году. Ученик и племянник Сергия Радонежского Феодор основал Симонов Успенский мужской монастырь. Место для будущей обители выбрано было на живописной возвышенности, расположенной вниз по течению Москвы-реки. Эти земли пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин. В постриге он получил имя Симон – отсюда и название монастыря. Но это лишь версия.
Из стен монастыря вышла целая плеяда подвижников и патриархов: преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Ферапонт Можайский. Еще были святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель Геронтий – тоже митрополит, и патриарх Иосиф… Кстати, Иона стал первым митрополитом, поставленным на Руси без Константинопольского патриарха. Случилось это в 1448 году. И конечно, нельзя не сказать, что из Симонова монастыря вышел первый патриарх Московский и всея Руси Иов.
Преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери, приказавшей идти на Белоозеро
Первый в этом списке преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери. А чудо случилось так. Он стал архимандритом Симонова монастыря, но вскоре оставил настоятельство и затворился в келье. Однажды ночью за акафистом он и услышал голос Божией Матери: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там Я уготовала тебе место, где можно спастись».
Симонов монастырь был одним из богатейших на Руси. До 1764 года он владел около 12 тысячами крестьян. К монастырю было приписано несколько мелких монастырей и пустыней.
Еще в Симоновом монастыре собственную келью имел старший брат Петра Великого – Федор Алексеевич. А известный собиратель рукописей и русских древностей граф Алексей Мусин-Пушкин в 1795 году ходатайствовал перед Екатериной II, чтобы Симонов монастырь открыли после упразднения по случаю косившей население чумы. Так чумной изолятор вновь превратили в обитель.
В прошлые века эти пейзажи и эта местность манили больших писателей, великих поэтов и знаменитых художников.
В пруду, который находился недалеко от монастыря, Николай Карамзин утопил свою Лизу. Здесь работал Аполлинарий Васнецов, творил Константин Тон. Был здесь и Александр Пушкин, но это уже грустная история, о которой речь пойдет ниже…
Высокая классика и роскошное барокко
Окончательно ансамбль Симонова монастыря сложился к середине XIX века. Но уже в 1685 году известный московский зодчий Осип Старцев ставит в обители знаменитую Трапезную палату.
Открытый сегодня Тихвинский храм – это и есть та самая Трапезная.
Первоначально за работу по ее сооружению взялся архитектор Парфен Петров. Но заказчик работу мастера не оценил: не понравились мотивы древнемосковской архитектуры. Дошло до суда. Уже через три года другой зодчий, Осип Старцев, переделывает то, что построил Петров, и создает самый внушительный по своим формам и размаху памятник московского барокко.
Архитектор дал волю фантазии и соорудил просторную смотровую площадку. По размерам она не уступала большому четверику церкви. А вот что написал об этом архитектурном решении Михаил Юрьевич Лермонтов:
До наших дней сохранилось еще одно смелое архитектурное решение – ступенчатый щипец
Северный фасад был украшен окнами с наличниками замысловатой формы. Это и по дошедшим до нас фотографиям видно. Но до наших дней сохранилось еще одно смелое архитектурное решение – ступенчатый щипец. Его оформление выдержано в духе западноевропейского маньеризма.
Упомянутый выше Аполлинарий Васнецов изобразил как раз описываемую часть здания на полотне «Симонов монастырь. Облака и золотые купола». Это 1927 год. Едва успел.
Даже на черно-белом снимке все сказочно красиво. А так выглядел Тихвинский храм со знаменитым щипцом в советские годы.
А западноевропейский маньеризм, который чудесным образом проник за толстые крепостные стены Симонова монастыря, имеет блестящие образцы во Флоренции. Взять, например, замечательную Библиотеку Лауренциана. Ее строил Микеланджело с учениками – Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати. Отголосок той волны в архитектуре теперь застыл на крыше Тихвинского храма. Так до конца, кстати, и не отреставрированного. В этом смысле он недалеко ушел от башен-сестер.
Знаменитой колокольне Симонова монастыря повезло меньше. Точнее – совсем не повезло. А возвел эту пятиярусную колокольню в 1839 году Константин Тон. Говорят, он очень любил Симонов. Колокольня была на 9 метров (а по некоторым данным, и на 12) выше «Ивана Великого». Выдержанная в русско-византийском стиле, она стала самой высокой в Москве: 90 метров. Симонов монастырь превратился в настоящую архитектурную жемчужину.
Теперь можно только представить, что за звон проносился над излучиной Москвы-реки, когда монахи звали людей на богослужения. Кстати, самый большой колокол весил более 1000 пудов – это 16 тонн. Безбожники эту махину сняли и переплавили. Но даже старинные фотографии передают всю грандиозность колокольни. Есть на что посмотреть. Это, к примеру, самый первый ее снимок. Его сделали в 1852 году.
Колокольню взорвут и разберут на кирпич. А потом и уничтожат и некрополь
А вот старинная открытка Симонова монастыря. Автор – художник-гравер Луи-Пьер-Альфонс Бишбуа.. Луи-Пьер-Альфонс, к слову сказать, красоту и масштаб прекрасно понимал и ценил. Благодаря его работам мы знаем, как поднимали Александровскую колонну на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.
Колокольню взорвут и разберут на кирпич. А через год и уничтожат и знаменитый монастырский некрополь.
Похороненный некрополь
Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе всё чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.
Это строчки замечательного московского поэта Дмитрия Веневитинова. Он умер в 21 год. Но успел состояться как великолепный романтик.
В 1826 году Веневитинов написал блестящее стихотворение, в котором находим строчки:
Вот час последнего страданья!
Внимайте: воля мертвеца
Страшна, как голос прорицанья.
Внимайте: чтоб сего кольца
С руки холодной не снимали; –
Пусть с ним умрут мои печали
И будут с ним схоронены.
«Завещание» Веневитинова не исполнили. Кольцо действительно было. Точнее – перстень из Геркуланума. Его умирающему поэту надел славянофил Алексей Хомяков. На его похороны в Симонов монастырь приехал и Александр Сергеевич Пушкин. После «молниеносной» жизни прах Дмитрия Владимировича потревожили. Страшную «волю мертвеца» нарушили в 1930 году. Кольцо забрали, и теперь оно хранится в Литературном музее.
Потревожили и прах Сергея Тимофеевича Аксакова – автора «Аленького цветочка». Тела обоих литераторов эксгумировали и перезахоронили на Новодевичьем кладбище. А вот родственникам Веневитинова повезло меньше. Их могилы были уничтожены. Как и сотни других. Их не стали переносить. Все останки смешали с землей. Классовые враги – представители старинных дворянских русских фамилии: Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьевы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские, которые были здесь похоронены, – новой большевистской «России» оказались не нужны. А еще под фундаментом библиотеки Дома культуры «ЗИЛ» находится захоронение сподвижника Петра Великого, первого кавалера ордена святого Андрея Первозванного – Федора Головина. Этот Дом культуры был выстроен на фундаменте пятиглавого Успенского собора Симоновой обители.
Вместе с надгробьями навсегда исчезли и Успенский собор, и другие церкви – перед революцией в обители действовали шесть храмов с 22 престолами, – и Сторожевая башня, и Тайнинская.
Приход слепоглухонемых и новая жизнь Симонова монастыря
Симонов монастырь стал оживать в 90-е годы прошлого века. Благодаря огромной энергии и нечеловеческим усилиям протоиерея Андрея Горячева – настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери. Он начал восстанавливать и разрушенный монастырь, и утраченный некрополь.
Уже проведена большая экспертиза по отделению человеческих останков и останков животных: кости были беспорядочно разбросаны по территории монастыря и засыпаны землей и строительным мусором. После небольшой экскурсии по монастырю мы с отцом Андреем спустились в усыпальницу Мусиных-Пушкиных. Валентина Платоновича, родственника того самого Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, который уговорил Екатерину II открыть Симонов монастырь. Валентин Платонович построил два двухэтажных придела храма.
В глаза бросилось еще одно надгробье с фамилией «Толоконников». Из черного гранита. Оно лет 60, как и сотни других, лежало под землей. А прямо напротив входа в Тихвинский храм лежат еще несколько могильных плит. Видимо, чтобы память не отшибло.
Сюда на богослужения приходят люди с ограниченными возможностями: кто-то не слышит, а кто-то не видит и не слышит одновременно
Я пришел в Симонов монастырь, чтобы поговорить с отцом Андреем Горячевым об общине слепоглухонемых. Сюда уже больше 20 лет на богослужения приходят люди с ограниченными возможностями: кто-то не слышит, а кто-то не видит и не слышит одновременно. И здесь очень крепкая община.
Уже после интервью отец Андрей провел небольшую экскурсию по храму. Само интервью об уникальном приходе слепоглухонемых появится позже. Прежде захотелось познакомить читателей с этим удивительным местом, где чудом дошедшие до наших дней стены, башни и храм готовы рассказать много историй. Было бы желание их послушать.