сильные стороны дистанционного обучения
Плюсы и минусы дистанционного обучения
Еще пару десятилетий назад человек, желающий получать новые знания, был вынужден регулярно посещать учебные заведения или библиотеки. Сегодня для обучения вам нужен только компьютер с доступом в интернет. В этой статье мы рассмотрим главные плюсы и минусы дистанционного обучения.
Плюсы дистанционного обучения
1. Доступность
Обучаясь дистанционно, вы можете получать знания, находясь в любой точке земного шара. Учиться можно дома или в путешествии, в кафе или на даче — в общем, везде, где только есть интернет. При этом вы не ограничены страной или континентом. Вы вольны получать образование в любом вузе мира. Такая доступность — главное преимущество дистанционного обучения.
Онлайн-уроки проходят в двух форматах — это или записанный заранее видеоурок, или вебинар в прямом эфире. Прямые эфиры который ничем не отличаются от привычных встреч в офлайне — можно видеть преподавателя и презентацию, задавать вопросы, общаться с одногруппниками.
Хороший пример такого онлайн-урока — наш мастер-класс «Как запустить свою онлайн-школу, продюсировать себя или своего эксперта». Приходите посмотреть, как работает онлайн-обучение — это бесплатно.
2. Гибкость
В процессе дистанционного обучения большую часть материала ученик осваивает самостоятельно. А значит, время для занятий он волен выбирать сам. Для людей, которые предпочитают жить в нестандартном графике, дистанционное обучение может стать настоящей находкой. Также эта форма образования хорошо сочетается с работой. Как правило, время онлайн-учебы можно легко подстроить под практически любой рабочий график.
3. Экономия денег и времени
Важное достоинство дистанционного обучения — его относительно невысокая стоимость. Конечно, среди различных онлайн-курсов и школ попадаются и такие, цена которых в разы превышает стоимость контрактного дневного обучения в университете. Но это, скорее, исключения. По большей части, дистанционное образование стоит дешевле дневного. Это объясняется тем, что организациям, которые предоставляют услуги обучения, не нужно арендовать помещения, покупать мебель и оборудование и содержать постоянный штат преподавателей.
Обучаясь удаленно, человек не зависит от транспорта. Помимо экономии денег это позволяет сохранить массу свободного времени.
4. Конкретные знания
Дистанционное обучение дает человеку конкретный набор знаний и навыков. Вы получаете ровно то, за что платите.
Каждый, кто учился в университете, сталкивался с откровенно лишними предметами, которые никак не вписываются в картину профильного образования. Гуманитариев в вузах мучают математикой, математиков — философией, а еще всех пытают физкультурой. Дистанционное обучение избавлено от излишеств академического образования. И если вы платите за курсы программирования, вас не будут заставлять бегать и прыгать.
5. Актуальность знаний
В последние годы престиж традиционного образования заметно снизился. Многие люди с университетским дипломом не находят работу по специальности. Выпускники технических факультетов становятся менеджерами в офисах, бывшие студенты филфака превращаются в продавцов-консультантов. На этом фоне этого престижность традиционного университетского образования снижается.
А престиж дистанционного обучения, напротив, растет. Сегодня человек, дистанционно изучивший конкретный курс, находится в выигрышном положении. Он имеет больше шансов применить знания на практике, чем тот, кто годами штудировал в вузе абстрактные, неприменимые в реальной жизни предметы.
Минусы дистанционного обучения
1. Ограниченный выбор
К сожалению, не все можно изучить дистанционно. В некоторых случаях нельзя обойтись без практических занятий под руководством опытного наставника. Дистанционно вы можете изучать историю или литературу, можете стать отличным дизайнером или программистом. Но вы не сможете выучиться на пилота или хирурга.
Возможно, в скором будущем ситуация изменится. Однажды технология виртуальной реальности позволит людям с разных концов планеты принимать участие в совместных лабораторных работах. Когда это произойдет, список профессий и навыков, которые можно освоить дистанционно, сильно расширится.
2. Нехватка личного общения
Очное обучение ценно не только набором знаний. Важный элемент оффлайн-обучения — личное общение. Получая традиционное высшее образование, студент несколько лет варится в бурлящем котле университетской жизни. Он взаимодействует с преподавателями и одногруппниками в неформальной обстановке. Такое общение может порождать удивительные идеи и кардинально менять судьбы людей.
Если бы Билл Гейтс получал образование в Гарварде дистанционно, он никогда бы не встретил Стива Балмера и не основал бы Microsoft.
3. Отсутствие положительных «побочных эффектов»
То, что дистанционное обучение дает человеку конкретный набор знаний, можно считать не только плюсом, но и минусом. Обучаясь удаленно, человек лишает себя многих положительных «побочных эффектов» академического образования.
Например, процесс конспектирования длинных лекций тренирует скорость письма, развивает механическую память, учит на ходу вычленять наиболее важные фрагменты из потока информации. Все эти навыки очень полезны в повседневной жизни, но дистанционное обучение их не дает.
4. Коварные обстоятельства
В процессе дистанционного обучения вы, наверняка, столкнетесь с непредвиденными обстоятельствами, которые будут вам мешать. К примеру, в самый неподходящий момент у вас может отключиться свет или выйти из строя компьютер. А интернет может оборваться прямо во время важного онлайн-семинара, и вы ничего с этим не сможете поделать. Удаленное обучение делает вас зависимым от технических средств.
Конечно, и по пути в университет можно застрять в лифте. Но если вы уже добрались до физического места учебы, мало что может помешать получать знания.
5. Отсутствие контроля
Отсутствие постоянного контроля со стороны преподавателя — минус, который можно легко перепутать с плюсом. Но не все так просто. Поначалу студенту может казаться, что отсутствие контроля дает ему дополнительную свободу. На самом же деле, дистанционное обучение требует от учащегося сильной мотивации и жесткой самодисциплины.
В процессе дистанционного обучения вам придется самому составлять учебные планы, а потом контролировать их выполнение, постоянно бороться с желанием расслабиться и отложить работу на потом.
Заключение
Дистанционное обучение неизбежно заставит вас сражаться с самым суровым противником — собственной ленью. И если вы к этому поединку не готовы, лучше вовсе не начинайте бой. Однако если вы уверены в своих силах и твердо намерены учиться, дистанционное образование предложит вам разнообразные возможности для профессионального и личностного совершенствования.
Дистанционные образовательные технологии для участников образовательного процесса — преимущества и недостатки
Светлана Панченко
Дистанционные образовательные технологии для участников образовательного процесса — преимущества и недостатки
Сегодня использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательном процессе – требование времени. Дистанционная форма обучения все увереннее заявляет о себе, особенно в профессиональном образовании. В настоящее время ДОТ используются в различных направлениях профессионального образования. Их внедрение в процесс обучения и переподготовки позволяет обучаемому получить необходимые знания и навыки без отрыва от работы и независимо от его местоположения. Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимся. Чаще всего при реализации процесса дистанционного обучения используют специализированные платформы LMS (learning management system, мессенджеры с поддержкой голосовой и видео связи, облачные хранилища и сервисы.
Этапы внедрения ДОТ:
— анализ материалов, касающихся создания и развития системы дистанционного обучения, изучение дистанционных образовательных технологий для внедрения элементов ДОТ в учебную деятельность;
— выбор платформы LMS для хранения учебных материалов, управления, управления полномочиями пользователей, контроля успеваемости;
— выбор вспомогательного программного обеспечения для обеспечения голосовой связи, совместного доступа к документам, хранения больших объемов информации;
— разработка требований к структуре и наполнению дистанционных курсов;
— обучение профессорско-преподавательского состава работе с выбранной LMS и вспомогательным программным обеспечением;
— наполнение контентом дистанционных курсов;
— регистрация пользователей и начало проведения обучения с использованием современных технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Назначение мессенджеров с поддержкой Volp: это специальное программное обеспечение, которое используется для проведения телеконференций, обмена текстовыми и голосовыми сообщениями. Большинство мессенджеров поддерживает возможность осуществлять групповые звонки и обмен файлами.Примеры: Skype, Zoom, Viber.
Назначение облачных хранилищ и сервисов: это веб-ориентированное обеспечение, то есть программа, работающая в рамках веб-браузера без установки на компьютер пользователя. Облачные сервисы позволяют организовать доступ, хранение, совместную работу с различными типами файлов. Например, таблицами, текстовой информацией, хранить большие объемы данных.Примеры: Google drive b Google docs, Яндекс Диск, Облако Mail.ru.
Преимущества: наличие современного оборудования, широкого спектра программ, квалифицированных кадров для проведения занятий, внедрение практико-ориентированных технологий, внедрение ДОТ и электронного обучения, внедрение сетевой формы реализации программ. Это еще и демократичная форма обучения, поскольку любой человек при сравнительно небольших материальных затратах может получить профессию, повысить квалификацию, переориентироваться в профессиональной деятельности, дополнить свое образование новыми областями знаний и т. д.
Нормативные документы, которые регулируют внедрение дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс:
1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
2) Приказ Минобрнауки от 09.01.2014 N2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
— снижение материальных и временных затрат на проведение обучения (не требуется затрат на поездки к месту учебы как обучающихся, так и преподавателей);
— индивидуализация обучения (темп восприятия информации, выполнения заданий);
— участник самостоятельно может планировать время, место и продолжительность занятий;
— возможность проводить обучение большого количества человек;
— повышение качества обучения за счет применения современных средств, электронных библиотек, профессиональных и научных баз данных и т. д. ;
— развитие у обучающихся общих и профессиональных компетенций, связанных с использованием ИКТ;
— организация обратной связи с обучающимися, оперативная корректировка учебного процесса;
— создание единой образовательной среды;
— удешевление компонентов учебного процесса. Достигается, например, за счет электронной, а не полиграфической публикации учебных материалов. Экономически это оправдано, т. к. зачастую полиграфия не может быть осуществлена по финансовым соображениям, что определяется как прямыми затратами и сравнительно малыми тиражами, так и коротким временем жизни таких материалов.
В мировой практике давно существует и достаточно успешно используется кооперирование образовательных учреждений в совместной разработке курсов дистанционного обучения, электронных учебников, баз данных, проведении совместных он-лайновых форумов, конференций. Немаловажен и тот факт, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий – это обучение, которое нацелено на решение целого ряда социальных вопросов, на увеличение доступности качественного образования для всех категорий жителей, независимо от их мобильности, подвижности и места проживания. В этом плане дистанционное обучение особенно актуально при организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
На сегодняшний день систему дистанционного обучения мы рассматриваем не как независимую альтернативную систему обучения, а как дополнение к традиционной, позволяющее оптимизировать образовательный процесс с учетом современных требований, запросов всех участников образовательных отношений.
1. Организационно-методические основы использования системы дистанционного обучения [Текст]: учебно-методическое пособие / И. А. Скальсий, Е. А. Вострикова, Г. Г. Крылова и др. –Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2015. – 96 с.
Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.
Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.
Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.
Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному.
Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.
Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.
Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.
Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.
Плюсы и минусы дистанционного образования
В последние годы из-за пандемии практически вся система образования была переведена в онлайн форму. Это было обязательным, но крайне резким шагом, что стало неожиданностью для многих преподавателей и учащихся. Однако формат дистанционного обучения существует уже давно, и он плавно развивался на протяжении долгих лет, просто многие о нем не знали. ВУЗы с дистанционным обучением позволяли ученикам из других городов и даже стран получать образование именно у них. Иногда ученик не мог самостоятельно посещать учебное заведение по различным причинам, и тогда к нему приходил репетитор и занимался индивидуально. С развитием технологий необходимость посещения преподавателем ученика и вовсе отпала и на замену ей пришло дистанционное обучение. Давайте рассмотрим все плюсы и минусы дистанционного обучения в 2021-ом году.
Плюсы и минусы дистанционного обучения для учеников
Однозначные плюсы дистанционного обучения это:
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Еще в плюсы дистанционного обучения можно добавить более активное участие стеснительных учеников в процесс получения образования. Как показывает практика такие студенты ведут себя более уверенно и чаще участвуют в групповых обсуждениях.
Однако минусы дистанционного обучения тоже существуют:
Плюсы и минусы дистанционного обучения для преподавателей
Преподавателям старой закалки было очень сложно перейти в форму онлайн обучения. Они привыкли к старой системе, ведь преподавали вживую всю жизнь и дистанционное обучение дало им много вопросов. Молодым педагогам повезло чуть больше, и они быстро смогли перестроить себя. Однако и для них существуют свои минусы дистанционного обучения. Но обо всем по порядку.
Плюсы дистанционного обучения для педагогов:
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Также в плюсы дистанционного обучения можно записать экономию времени и денег. Нет необходимости вставать очень рано и ехать на другой конец города. Можно хорошо выспаться и прийти на урок просто включив компьютер. Главное не забыть одеться.
Однако есть и минусы дистанционного обучения:
Также в минусы дистанционного обучения можно записать отсутствие общего перехода в онлайн формат. Этот минус однозначно исправят в ближайшее время. Остается лишь ждать решение данного вопроса.
Заключение
Процесс дистанционного обучения как сложен, так и легок. Он заставит любого ученика встать на тропу войны самим с собой и своей ленью.
Не важно в каком формате у вас проходит обучение — вы всегда можете обратиться за помощью к сервису «Все Сдал!». Эксперты смогут помочь не только с написанием различных студенческих работ удаленно, но и успешно сдать любой экзамен онлайн.
Плюсы и минусы дистанционного обучения
Недостатки дистанционного обучения
Начнем с минусов обучения в онлайн-формате.
1) Не хватает «живого» общения
Это первый аргумент, который возникает при обсуждении дистанционного обучения. Сервисы Zoom, Skype, мессенджеры и социальные сети с функцией видеосвязи заменили нам живые встречи с коллегами, друзьями и даже родственниками.
2) Через экран хуже ощущается харизма преподавателя
Как удержать внимание аудитории? Как поддерживать интерес учащихся на протяжении всей лекции? В этих вопросах харизма – одно из ключевых качеств.
3) Технические помехи могут сорвать урок
И это правда! Плохой интернет, отключение света, сбой платформы, и урок заканчивается раньше, чем планировали. Мы зависим от технической стороны онлайн-обучения, и это стоит учитывать.
4) Люди слишком много времени проводят у экрана и устают от этого
Телефон стал продолжением руки, работа и отдых смешались. Люди потребляют огромное количество онлайн-контента и страдают от переизбытка информации.
5) Сложнее организовать практику в онлайн-формате
Мало получить новые знания. Нужно научиться применять их в жизни. Дистанционному обучению приходится быть изобретательным, чтобы не просто давать знания, но и помогать закреплять их на практике.
6) Нужна сильная мотивация
Обучение на расстоянии – это про самоконтроль и дисциплину. Не каждый учащийся может поддерживать нужный темп обучения: вовремя сдавать домашние задания, усваивать лекции не в последний день. Без силы воли и большого желания можно начать заниматься «накопительством курсов» и каждый раз находить все 10 причин, почему встреча с друзьями важнее онлайн-семинара или лекции.
Преимущества дистанционного обучения
А что хорошего дает нам обучение в онлайн-формате? Плюсы дистанционного обучения:
1) Можно учиться из любой точки мира
Пожалуй, это самый крутой аргумент в поддержку дистанционного обучения. Вы – мобильны! Не привязаны к стулу в офисе или к парте. На даче, дома, в путешествии, в дороге – неважно, главное, чтобы был выход в интернет.
Например, в EdMarket учатся студенты со всего мира. Вот история выпускницы курса «Технический администратор онлайн-школы», которая живет в Черногории. А вот история студентки, которая переехала во Францию, а затем прошла обучение на куратора онлайн-курсов, чтобы сотрудничать с российскими компаниями удаленно.
2) Можно познакомиться с людьми не только из своего города
Обучение становится более увлекательным, так как интересен опыт каждого участника. Кроме того, вы можете обучаться у преподавателей из разных городов и стран.
3) Разнообразие форматов, проектов, где каждый найдет что-то свое
Индивидуально или в группе? Лекция или интенсив? Упор на теорию или на практику? Пройти курс за 1 месяц или позволить себе длительное обучение? Вы управляете настройками и выбираете под себя и свой запрос. Почти в каждой сфере (даже самой узкой) есть несколько вариантов обучения.
4) Можно учиться в любое время – в пробке, по дороге на работу, на пробежке
А значит вы можете встраивать обучение в повседневные дела.
Например, обучение в EdMarket – это «живые» вебинары, которые проходят дважды в неделю по будням. Студенты, которые не успевают присоединиться к трансляции, смотрят уроки в записи и могут выстроить свой собственный график обучения.
Как справиться с недостатками онлайн-обучения?
Если онлайн-формат дает так много, то есть ли способы преодолеть минусы данного обучения? Да.
1) Организуем нетворкинг в онлайн-формате
Это можно сделать с помощью:
Кроме того, образовательные проекты практикуют «смешанное» обучение, когда студенты проходят онлайн-занятия, а затем приезжают за офлайн-практику.
2) Приглашаем в качестве спикеров ярких преподавателей
Это не обязательно должны быть «звездные» эксперты. Подойдут специалисты, которые хорошо разбираются в своем предмете и умеют о нем интересно говорить.
3) Выбираем технические решения, которые удобны слушателям и команде
И тестируем связь до начала урока, вебинара или тренинга.
4) Добавляем интерактив
В онлайн-формате можно организовать квиз, квест, викторину, тест, разбор кейсов. Словом, есть множество любопытных форматов, которые помогут вам удержать внимание слушателей.
5) Организуем практику
Например, в формате:
6) Помогите студентам вписать дистанционное обучение в повседневность
Можно добавить к курсу вводную лекцию, где вы расскажете, как эффективно учиться онлайн.
Вот какие советы можно дать:
Мы можем еще расписывать достоинства и недостатки дистанционного обучения. Но правда в том, что онлайн-обучение – реальность современного мира. Дистанционное обучение стало:
Например, в EdMarket обучают с нуля специалистов онлайн-образования: продюсеров, методистов, технических администраторов онлайн-школ, которые затем работают в десятках образовательных проектов.
Онлайн-обучение – система, которая активно развивается, осваивает новые подходы и делает все, чтобы отвечать вызовам современного мира. Присоединяйтесь к сообществу людей, которые видят в дистанционном образовании не вынужденную меру, а возможность создать обучение будущего.
Проблемы дистанционного обучения и способы их решения
Учиться можно по-разному: в большой аудитории среди единомышленников, индивидуально с педагогом, дистанционно или даже самостоятельно, освоив специальные приемы из нашей онлайн-программы «Лучшие техники самообразования».
Среди перечисленных способов получения знаний дистанционное обучение занимает особое место. Оно обладает массой преимуществ и является отличной альтернативой классическим урокам, но также имеет свои особенности, которые могут поставить под угрозу успех всей задумки. В статье мы расскажем, почему будущее за дистанционным образованием, с какими проблемами могут столкнуться те, кто выбрал этот способ обучения, и как их преодолеть.
Преимущества и актуальность дистанционного обучения
Дистанционное обучение – это процесс получения знаний, при котором учитель и ученик физически не находятся в одном месте. То есть обучение осуществляется удаленно через Интернет посредством видеозвонков, онлайн-курсов или мобильных приложений.
Международный рынок электронного обучения растет колоссальными темпами: ожидается, что к 2025 году он достигнет отметки в 325 миллиардов долларов. Это вполне объяснимо, поскольку онлайн-обучение рентабельно, удобно и полезно для населения в целом. Одним из его основных преимуществ является то, что оно доступно каждому, цена на обучающие решения имеет тенденцию падать.
Удаленная учеба – идеальное решение не только для студентов, но и для сотрудников, которые хотят повысить квалификацию, а также для тех, кто по разным причинам не может совершать поездки в университет или школу. Возможность получать знания, не выходя из дома, делает процесс обучения комфортным, гибким и менее утомительным, например, потому, что не нужно тратить время на сборы в учебное заведение или преодоление пробок.
Еще одно неочевидное преимущество дистанционного обучения по сравнению с очным – это экологичность. Онлайн-занятия сокращают потребление энергии на 90%, а выбросы углекислого газа – более чем на 85%. Таким образом, электронное обучение является важным элементом борьбы с глобальным изменением климата.
В современном мире онлайн-обучение становится не просто удобством, а необходимостью. Из-за пандемии COVID-19 нахождение в закрытых помещениях группами превратилось в большую проблему, отчего во всем мире возникла потребность в социальном дистанцировании и принудительном карантине. По этой причине дистанционное обучение становится как никогда актуальным и вводится во всех образовательных учреждениях.
Проблемы дистанционного обучения и способы их решения
Необходимость и преимущества электронного обучения неоспоримы. Однако на практике как учащиеся, так и преподаватели сталкиваются с серьезными трудностями, которые мешают успешной учебе. Сейчас мы рассмотрим 6 наиболее распространенных проблем и предложим советы для их решения.
Проблема 1: сложности с адаптацией к онлайн-формату
Переход от традиционных занятий в классе к онлайн-формату делает процесс обучения совершенно другим. Если в обычном классе от учащихся ожидается пассивное слушание и конспектирование, то виртуальные дискуссии, работа с личным кабинетом и материалами в разных мультимедийных форматах требуют действий. Ученикам с «традиционным» складом ума бывает трудно адаптироваться к подобным переменам.
Рекомендации для преподавателей: заранее сообщите ученикам, что следует ожидать от онлайн-формата, объясните, сколько материала им предстоит освоить, каков подход к обучению и сколько времени в среднем займет одно занятие.
Опубликуйте ссылки на ресурсы, где учащиеся могут найти поддержку и снять эмоциональное напряжение, например, такие как горячая линия психологической помощи, сайты с различными медитативными и дыхательными практиками. Призывайте учеников делиться друг с другом советами и стратегиями, которые помогут адаптироваться к дистанционному обучению.
Рекомендации для учащихся: прежде всего, необходимо принять новые обстоятельства с открытым сердцем и разумом. Если вы испытываете сопротивление, признайте его и не вините себя. Помните, что любые перемены вызывают дискомфорт. Во-вторых, акцентируйте внимание на преимуществах электронного обучения: не нужно тратить время и деньги на транспорт, чтобы доехать до места учебы; есть возможность самостоятельно выбирать время для занятий; домашняя среда – менее стрессовая; дистанционное обучение дает возможность овладеть новыми навыками.
Проблема 2: низкая компьютерная грамотность
Отсутствие компьютерной грамотности является серьезной проблемой в современном мире, которая затронула как учащихся, так и преподавателей. Многие до сих пор не умеют работать с персональным компьютером (ПК) и стандартными офисными приложениями типа MS Word и PowerPoint. Даже среди опытных преподавателей и учеников может возникнуть непонимание инструментов дистанционного обучения, таких как образовательные онлайн-платформы, системы видеоконференцсвязи, различные приложения, связанные с общением и просмотром учебных материалов.
Тем не менее технологические навыки являются обязательными для успешного прохождения дистанционного обучения.
Рекомендации для преподавателей: образовательные учреждения должны обеспечить преподавателей и учащихся необходимыми материалами и ресурсами для повышения компьютерной грамотности. Например, можно создать соответствующую библиотеку видеоуроков. Такой ликбез должен быть доступен всегда, а не только в случае форс-мажора.
Если инструменты онлайн-обучения слишком сложны, их никто не захочет использовать, поэтому нужно выбирать мощные, но простые в работе образовательные площадки, которые будут понятны пользователям любого уровня подготовки.
Рекомендации для учащихся: базовые курсы компьютерной грамотности – это всегда хорошая идея. Наличие фундаментальных знаний о работе ПК и приложений даст возможность участвовать в онлайн-занятиях без стресса и потери времени.
Проблема 3: технические неполадки
Технические проблемы часто являются камнем преткновения при онлайн-обучении. Могут возникнуть проблемы совместимости обучающих платформ с операционными системами, браузерами или смартфонами, а низкая скорость Интернет-соединения – привести к пропускам онлайн-занятий или сложностям с загрузкой уроков в видеоформате. Все это усиливает разочарование учащихся и снижает вовлеченность в процесс обучения.
Рекомендации для преподавателей: публикуйте задания и проводите онлайн-занятия на тех образовательных платформах, к которым можно подключиться с разных устройств (компьютера, планшета, смартфона).
Создайте отдельный чат, форум, группу в соцсетях или веб-страницу с простой, исчерпывающей справочной информацией и разделом часто задаваемых вопросов, куда учащиеся могут обращаться в случае возникновения технических неполадок. Определите ответственного консультанта по вопросам технического характера, сделайте отдельный электронный ящик для запросов.
Рекомендации для учащихся: наличие современного компьютера и надежного Интернет-соединения является ключевым моментом при дистанционном обучении. Пользуйтесь услугами провайдера, который может предложить высокую скорость Интернета, а также узнайте телефон его службы технической поддержи, куда можно обращаться в случае сбоев.
Если у вас возникают технические проблемы с онлайн-платформой, на которой проходят занятия, свяжитесь с преподавателем. При появлении сообщений об ошибках делайте снимки экрана. Кроме того, не ждите до последней минуты, чтобы выполнить домашнюю работу. Давайте себе достаточно времени, чтобы из-за технических проблем не пропустить дедлайн.
Проблема 4: незнание основ тайм-менеджмента
Свобода, которую предлагает формат онлайн-обучения, часто усыпляет бдительность и вызывает ложное чувство безграничности времени. Дистанционное образование выдвигает более высокие требования к дисциплине и самоорганизации, чем его офлайн-аналог, хотя понимание этого еще не сформировалось. Неумелое управление временем может привести к серьезному отставанию от учебной программы и вызвать сильный стресс.
Рекомендации для всех: грамотный тайм-менеджмент – необходимый навык для онлайн-обучения. Вот несколько рекомендаций, которые помогут правильно распорядиться временем:
Помимо этого существует множество сервисов для планирования, которые позволят установить напоминания для ваших заданий, что очень пригодится в процессе обучения.
Проблема 5: слабая самомотивация
Отсутствие мотивации – общая проблема для всех типов учащихся. Онлайн-формат требует сильной дисциплины и целеустремленности, чтобы самостоятельно выполнять задания, оставаться заинтересованным и добиваться прогресса. Когда учащиеся не окружены одноклассниками и отсутствует физический контроль со стороны педагога, возникает соблазн отложить учебу на потом.
Рекомендации для преподавателей: ставьте перед учащимися конкретные и достижимые цели, чтобы они не чувствовали себя потерянными. В качестве мотивации используйте похвалу и вознаграждение. Например, можно завести виртуальную таблицу и отмечать в ней учеников, которые ответственно подходят к онлайн-обучению, либо в индивидуальном порядке отправлять по электронной почте положительные отзывы с использованием забавных видео, GIF-файлов и изображений.
Иногда даже самые мотивированные и вдохновленные ученики теряют интерес, если не видят энтузиазма учителя, поэтому ваша основная задача – демонстрировать свою страсть к предмету. Вдохновляйте учеников: делайте интересные лекции, устраивайте эмоциональные и увлекательные дискуссии, связывайте материал занятий с реальной жизнью.
Держите связь с родителями: напоминайте, какую работу должен выполнять их ребенок и в какой срок, сообщайте, если он нуждается в их помощи.
Рекомендации для учащихся: если хотите быть мотивированными и успешно справляться с дистанционным обучением, следуйте советам ниже:
Запишите свои краткосрочные и долгосрочные цели, обязательно делайте отметки об их выполнении. Расскажите близкому человеку о своих проблемах с мотивацией, попросите поддержки, например, в виде регулярных напоминаний вам об ответственности.
Наша онлайн-программа «Лучшие техники самообразования» также способна решить проблему с мотивацией, поскольку учит правильно ставить цели, справляться с ленью и прокрастинацией. За 5 недель вы узнаете о том, как применять различные техники активизации мышления, чтобы учиться быстрее, эффективнее и с воодушевлением.
Проблема 6: отсутствие социального взаимодействия
Находясь в классе, ученики имеют возможность общаться друг с другом и педагогом напрямую: мгновенно реагировать, делиться опытом, шутить и устанавливать невербальный контакт, укрепляя социальные навыки. Для многих коммуникация с единомышленниками – это важный ритуал, которого они лишаются, переходя на дистанционное обучение. Без компании друзей, шума в классе и личного контакта с педагогом ученики, обучающиеся удаленно, могут чувствовать себя изолированными. Этот психологический фактор негативно влияет на мотивацию и успеваемость.
Рекомендации для преподавателей: чтобы помочь ученикам преодолеть чувство изоляции, создайте блог или групповой чат для общения, а также побуждайте их задавать вопросы, помогать друг другу или дискутировать на заданные темы. Создать чувство общности в онлайн-среде, помогут следующие стратегии:
Покажите своим ученикам, что вы открыты для общения: спросите каждого, чем вы можете ему помочь, расскажите, как сами справляетесь с текущей ситуацией, будьте любезны, оценивая задания.
Рекомендации для учащихся: принимайте активное участие в онлайн-общении с другими учениками, делитесь информацией и мнением. Если вы понимаете, что не можете справиться с чувством одиночества и разобщенности, а делиться своими ощущениями вам сложно, попробуйте творческое самовыражение – это один из самых действенных способов регулировать нервную систему во время стресса: рисуйте, пойте, танцуйте, выплескивая непродуктивные чувства.
Мир меняется. Да, дистанционное обучение сильно отличается от традиционного, что порождает определенные проблемы. Но они преодолимы, нужно лишь перестать сопротивляться новому, изменить отношение к онлайн-формату и приобрести дополнительные технические навыки. Ведь очевидно, что электронное обучение открывает двери для благоприятных возможностей: научиться пользоваться гаджетами не только ради развлечения, стать гибкими, взять ответственность за свои знания в собственные руки, освоить новые стандарты – важнейшие из них.
Друзья, если вы столкнулись с трудностями, верьте, что справитесь с ними. Сосредоточьте внимание на своих целях – это отличный способ не сбиться с пути и достичь желаемого. Успехов!