сергиев монастырь петергофское шоссе
Видеообращение игумена Троице-Сергиевой Пустыни архимандрита Николая
Реквизиты монастыря:
Адрес: 198515 г. Санкт–Петербург. пос. Стрельна
Санкт–Петербургское шоссе дом 15
Настоятель монастыря:
Архимандрит Николай (Парамонов Василий Михайлович)
Ф-л Северо-Западный ПАО Банк «ФК ОТКРЫТИЕ»
г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ИНН 7819015108
КПП 781901001
БИК 044030795
Рас/сч.№ 40703810616000000003
Кор/сч. № 30101810540300000795
5469 5500 3766 8412
Помощник казначея монах Савва (Сергей Владимирович Сибиряков).
Так же вы можете подать записки на требы, написав на электронную почту: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Монашеский постриг инока Серафима
21 марта 2020 года в нашем монастыре на всенощном бдении в 3-ю(Крестопоклонную) Неделю Великого поста в храме преподобного Сергия Радонежского игумен Свято-Троицкой Сергиевой Пустыни архимандрит Николай, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, совершил монашеский постриг инока Серафима с сохранением ему имени Серафим в честь преподобного Серафима Саровского.
Иноческий постриг послушника Иоанна
23 марта 2019 года в нашем монастыре на всенощном бдении в Неделю Григория Паламы в храме преподобного Сергия Радонежского игумен Свято-Троицкой Сергиевой Пустыни архимандрит Николай, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, совершил иноческий постриг послушника Иоанна с наречением ему имени Серафим в честь преподобного Серафима Саровского.
Иноческий постриг послушника Николая
17 марта 2018 года в нашем монастыре на всенощном бдении в Неделю Иоанна Лествичника в храме преподобного Сергия Радонежского игумен Свято-Троицкой Сергиевой Пустыни архимандрит Николай, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, совершил иноческий постриг послушника Николая с наречением ему имени Симеон в честь преподобного Симеона Нового Богослова.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Свято-Троицкая Сергиева Приморская Мужская Пустынь
Соборы и Храмы
Краткое описание
Один из самых старых мужских монастырей Санкт-Петербурга находится в поселке Стрельна на берегу Финского залива. Свято-Троицкая Сергиева Приморская Мужская Пустынь – центр духовной жизни города, а для туристов монастырь представляет интерес как памятник строительного искусства и национальной культуры.
История
Монастырь был основан архимандритом Троице-Сергиевой лавры Варлаамом в 1734 году. Участок земли под строительство монастыря пожаловала лавре государыня Анна Иоанновна. Обитель возводилась силами монахов Троице-Сергиевой лавры. По велению императрицы в монастырь была перенесена церковь Успения богородицы, находящаяся до этого в родовом имении государыни. Храм поместили в центре обители, окружив его кельями монахов.
Дочь Петра I Елизавета Петровна уделяла большое внимание преображению Троице-Сергиевой пустыни. В середине XVIII века на территории появляются Свято-Троицкий собор и церковь Преподобного Сергия Радонежского.
Начало расцвета монастыря приходится на 30-е годы XIX века, когда главой обители становится И. Брянчанинов
Возрождение пустыни архимандрит начал с установления строгого устава монашеской жизни. Более двадцати лет он старался создать из пустыни образец для всех монастырей, и ему это удалось. В это время была построена церковь Покрова Святой Богородицы, которая являлась копией Флорентийского Собора.
В конце XIX века на территории Троице-Сергиево монастыря располагались:
Большая часть монастырского двора была отведена под кладбище. Многие знатные граждане Петербурга выбрали это святое место для захоронения близких родственников. Усыпальницы устраивали рядом с существующими храмами, при этом родственники покойных не скупились на богатые надгробия.
На памятниках, установленных на монастырском кладбище, можно было увидеть много известных и родовитых фамилий Российского государства
Троице-Сергиеву пустынь закрыли после Октябрьской революции, но до 1931 года в храмах еще проходили службы. Во время блокады Ленинграда культовые сооружения сильно пострадали, а некоторые были уничтожены почти полностью. Существовали планы реставрационных работ храмовых сооружений, но их так и не осуществили.
В 1962-1964 годах снесли то, что осталось от Троицкого Собора и церкви Воскресения Христова, кладбище разровняли бульдозером. Территорию монастыря вернули епархии только в 1993 году.
Архитектура
Архитектурный ансамбль пустыни выстраивался по классическому варианту. В центре располагался Троицкий Собор и окружающая его площадь, в некотором отдалении находились другие храмовые сооружения.
Собор с пятью куполами возвышался в центре архитектурного ансамбля монастыря
Троицкий собор был выполнен в стиле барокко и поражал богатством внутренней и внешней отделки. Храм возводился под руководством архитектора Трезини и стал образцом построения храмов на несколько десятилетий.
Первое каменное сооружение – Храм Преподобного Сергия Радонежского, построено в конце XVIII века, перестроено в конце XIX в «русском стиле», в основе которого лежит древнерусское зодчество и народное искусство в сочетании с элементами византийской архитектуры. Это единственный в России храм, построенный в виде базилики.
Русские мотивы прослеживались во внешнем виде всех церквей и строений, находившихся на территории пустыни, но наиболее ярко это отразилось в облике Воскресенского собора. Фасады, выполненные из разноцветного кирпича, украшали фигуры русских святых, окна были украшены витражами. До наших дней собор не сохранился.
Из 9 храмов Свято-Троицкой Сергиевой Приморскаой Мужской Пустыни сохранилось только 3
Расписание богослужений 2019
Богослужения проходят ежедневно:
В субботу в 17:00 – Всенощное Бдение
Монастырь в наши дни
Богослужения проходят каждый день. В выходные дни и дни православных праздников на службу в Соборе собирается до тысячи человек. Люди идут в храм, помогают восстанавливать монастырь и получают духовную помощь.
Сегодня при монастыре живут 27 братьев
Как попасть в монастырь
Попасть в монастырь можно свободно, соблюдая известные правила посещения храмовых сооружений.
Официальный сайт
Где находится
Адрес
Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, д. 15
Метро
Как добраться
Сергиев монастырь петергофское шоссе
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь.
«Любовь к ближнему есть стезя,
ведущая в любовь к Богу, потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе Бог… Но если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя бы к одному человеку: то ты в горестном самообольщении..Любовь к ближнему – основание в здании любви».
Из главы «О любви к ближнему»
Приморская Троице-Сергиева монастыря дача, Сергиева пустынь (пустынь – уединенное поселение отшельников), как обычно называли монастырь, сегодня это – Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь. Во многом, судьба ее необычна.
1730-1740 годы – время правления родной племянницы Петра I, Анны Иоанновны, которая в делах просвещения и миссионерской деятельности сделала очень многое в интересах Русской Церкви. В 1732 году был подписан указ о передаче Приморской дачи, что по Петергофской дороге, «Троицкому Сергиеву монастырю и Архимандриту Варлааму, и кто по нем, в оной обители, Архимандриты будут в вечное владение». Архимандрит Варлаам (Высоцкий), духовный отец Анны Иоановны, был достойным наместником Троице-Сергиевой Лавры под Москвой. Основанная им Сергиева пустынь, имела положительное значение и для Петербургской епархии, и для всей Русской Церкви.
Скромная обитель занимала небольшой, почти квадратный, участок со стороной около 140м. Она была обнесена деревянной оградой с наугольными башнями. На центральной площади стояла деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, освещенная в честь преподобного Сергия Радонежского. По обеим сторонам церкви – монашеские кельи и каменный дом настоятеля. Обремененный многими церковными делами, Архимандрит Варлаам не так часто посещал обитель, но похоронить себя завещал именно здесь. Над его могилой была воздвигнута деревянная часовня Тихвинской Божией Матери.
Архимандрит Варлаам (Высоцкий)
Архимандрит Варлаам // Русский архив, 1874, кн. 1, № 2, стб.568-588
В 1669 г., в причте Рождественскаго собора, что вверху на сенях Московскаго Кремлевскаго дворца, значился первым по протопопе священник Василий Антипиев Высоцкий, в последствии архимандрит Троицкой Cepгиeвой Лавры Варлаам. Еще в сане священника того же собора, он был духовником царевны Наталии Алексеевны († 1716 г.), родной (по отцу и по матери) и любимой сестры Петра I, а вероятно и старших ея сестер: Екатерины Алексеевны, жившей безвыездно в Москве († 1718 г.), Марфы Алексеевны, которая была пострижена в 1698 г. в монахини в девичьем Успенском что в Александровской Слободе монастыре, под именем Маргариты, Феодосии Алексеевны († 1713 г. и погребена в том же Успенском монастыре рядом с сестрою) и Марьи Алексеевны, замешанной в деле царевича Алексея Петровича, в 1718 г. отвезенной в Шлиссельбург и там скончавшейся в 1723 году.
Царевна Екатерина Алексеевна родилась в 1658 г.; память ея рождения, по преданию предвозвещенная царю Алексею Михайловичу в сонном видении великомученицею Екатериною, ознаменована заложением, яко бы на самом месте видения (в 25 верст, от Москвы за дворцовым селом Царицыным) нынешней Екатерининской мужской пустыни в 1659 г. Царевна Екатерина участвовала в замыслах сестер своих царевен Марфы и Софии против брата их Петра, а потому в 1698 г. заключена им в Московский Новодевичий монастырь, но без пострижения. Получив свободу, она воспринимала вместе с племянником царевичем Алексеем Петровичем присоединенную к православию Марту Василевскую, в последствии Екатерину Алексеевну, императрицу Всероссийскую; умерла там же 1 Мая 1718 г. Тело ея погребено в соборной церкви Новодевичьего монастыря. Царевна эта, живя безвыездно в Москве в своем Московском доме на Девичьем поле, не благоволила к Петербургу и не хотела никогда приехать взглянуть на него.
Из материалов открытой православной энциклопеди
Из материалов открытой православной энциклопеди.
История монастыря
Свято-Троице Сергиева приморская мужская пустынь
Варлаам перенес из Петербурга в обитель деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника. По проекту П. А. Трези-ни кельи в 1756-1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 на углах стен появились башни. В том же году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом.
Расцвет пустыни начался в 1834, когда ее наместником был назначен архим. Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых «Аскетических опытов». Уже через год он объединил братские корпуса галереей, в которой устроил трапезную, привел в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нем руководил известный духовный композитор прот. П. И. Турчанинов, который в 1836-1841 был священником в соседней Стрельне.
Воспоминания Степана Сергеевича Семенца
Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны
Степана Сергеевича Семенца о боевых действиях в Сергиевой пустыни в 1941 году.
В октябре 2011 года исполняется 70 лет со дня боевых действий между советскими подразделениями морских десантов (известными как Петергофский и Стрельнинский) и немецкими захватчиками. В районе Свято-Троицкой Сергиевой приморской мужской пустыни в те дни также проходили бои. Этой исторической дате и светлой памяти погибших десантников посвящаются воспоминания участника десанта, ветерана Великой Отечественной войны, Степана Сергеевича Семенца.
Стрельна. Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Этот мой отпуск в Петербург я планировала провести с пользой и по максимуму насыщенно — сказывались долгие сидения практически взаперти, душе хотелось развернуться вширь, а глаза требовали услады да побольше, можно даже и про запас. Каждый день был расписан и запротоколирован, но замена одного другим, либо перенос мероприятия в виду капризов погоды, если конечно никуда не был куплен заранее билет, не возбранялись. А еще я обещала вам, что рассказывать про отпуск буду, чередуя солнечно — теплые дни с дождливо — хмуро — холодными. Сегодня очередь как раз ясного и по-весеннему радостного жаркого дня, который с самого утра обещал быть насыщенным, неординарным и конечно же интересным! Да что там с утра, таковым я его и планировала изначально, еще дома намечая точки на карте, но кто ж знал, что именно в этот день ближайшее к месту моей дислокации метро будет закрыто на вход! Первое это препятствие без труда разрулила, потеряв с полчаса на ожидание и проезд на автобусе до следующей, ближайшей станции.
Далее все пошло гладко, несколько станций, пересадка, длинные переходы, опять поездка. За пару минут до конечной остановки состав остановился и затих. Что бы это значило? Малочисленные пассажиры, запертые под землей, нервно переглядывались. Вспоминая об этой ситуации я и сейчас чувствую дрожь и неприятный холодок внутри. Через несколько минут томительных ожиданий задергавшись, словно освобождаясь из западни, электричка медленно набирала скорость — уф, сразу отлегло и отпустило! При выходе из вагона я едва не зажмурилась от представшей перед глазами невероятно красивой станции метро «Автово»!
Конкурс проектов по строительству и оформлению станции был проведен по окончании войны, победил проект архитекторов Евгения Адольфовича Левинсона, Андрея Александровича Грушке и инженера Семена Михайловича Эпштейна. Станция уникальна по многим параметрам:
Великолепный зал станции освещают 29 роскошных бронзовых рожковых люстр, каждая из которых украшена десятью плафонами, хрустальными пирамидами и гирляндами. Потолок декорирован кессонами с лепниной и растительными орнаментами.
В 2005 году началась реконструкция станции «Автово» и продолжалась семь лет, и работы, чтобы не мешать пассажирам, велись только ночью.
По версии газеты The Telegraph «Автово» стала одной из самых красивых станций в Европе.
Ежедневная газета Великобритании The Guardian опубликовала список самых красивых станций метро в мире и в список, состоящий из 12 станций, попала и станция метро «Автово».
Нет, это не станция метро, это фойе концертного зала и уходить отсюда надо себя заставить!
Красива и наземная станция: к главному входу ведёт гранитная лестница, а фасады украшают лепные элементы.
Вот на такой восторженной ноте я подошла к остановке и как в прострации села в первый остановившийся автобус, на котором было указано кроме всех прочих остановок — «Петергоф», мне в том направлении и надо! Ошибку поняла через мгновение после закрытия двери — автобус ведь может идти и в обратном направлении, а он и шел так!))
На следующей остановке вышла, перешла на другую сторону и в ожидании автобуса спряталась в тень навеса остановки — солнце, засидевшееся в тени туч, радостно палило уже с утра! Теперь я буду умнее и сразу спрошу, идет ли автобус до той остановки, которая мне нужна? Останавливается, идет, сажусь и сверив маршрут по карте, а затем уточнив у водителя, понимаю, что опять встряла — автобус примерно с километр не доходит до нужного мне объекта!
Да что же за день сегодня, что за напасть, все против меня! Высадив непутевую туристку где-то между степью и новостройками, водитель посоветовал идти пешком! Ага, прямо по обочине, ну уж нет, подожду автобуса, да и ноги надо беречь — им сегодня охо-хо сколько еще предстоит протопать.
И вот, после таких интенсивных утренних движений, порой лишенных логики я все же прибыла к первому объекту сегодняшнего длинного дня — Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь, Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 15.
На часах показывало ровно 11 часов! Поздновато я.
Надев капюшон, опоясавшись предложенной служителем юбкой я отправилась на знакомство с Сергиевой пустынью.
Пустынь— небольшие мужские монашеские общины, имевшие обычно не более одного храма. Позднее такой монастырь мог значительно вырасти в размерах, но сохранить в своём названии слово пустынь. Жители пустыни именовались братьями и собирались для совместного приема пищи в трапезной, а также на совместные богослужения в храме.
В первой половине 18 века на этом месте, берегу Финского залива располагалась «мыза» (приморская дача) великой княжны Екатерины Иоанновны, племянницы Петра I, дочери царя Ивана Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны Салтыковой, старшей сестры императрицы Анны Иоанновны, в замужестве герцогини Мекленбург — Шверинской. Брак княжны не сложился и не выдержав грубого обращения мужа, не оформив развода в 1722-м году вместе с дочерью она вернулась в Россию. В 1733-м году она скоропостижно скончалась в возрасте 42-х лет.
На следующий год, в 1734-м ее сестра, императрица Анна Иоанновна подарила приморскую дачу своему духовнику, архимандриту, настоятелю московской Троице-Сергиевой лавры Варлааму (Василию Высоцкому): «Троицкому Сергиеву монастырю и Архимандриту Варлааму, и кто по нем, в оной обители, Архимандриты будут в вечное владение».
Архимандрит Варлаам построил здесь небольшую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы, освещенную в 1735- м году во имя преподобного Сергия Радонежского. Из домовой Успенской церкви царицы Прасковьи Федоровны в нее были переданы утварь и некоторые реликвии. Скромную небольшую обитель обнесли оградой, построили монашеские кельи и флигель для настоятеля. Для здешних богослужений назначались монахи из Троице — Сергиевой лавры. Архимандрит посещал Сергиеву обитель не часто, по похоронить себя завещал именно здесь. Умер в 1737 году.
В июне 1762-м года, в день своего восшествия на престол императрица Екатерина II направляясь из Петербурга в Петергоф, останавливалась в Сергиевой обители. В 1763-м году вместе с наследником Павлом Петровичем она присутствовала на освещении нового Троицкого собора. Расцвет Сергиевой пустыни начался в 1834 году, когда ее наместником был назначен архимандрит Игнатий: братские корпуса были объединены галереей, в которой устроили трапезную, были отремонтированы все храмы и приведено в порядок хозяйство обители.
Перед Революцией в Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни жило около ста человек братии, из которых по традиции, существовавшей издавна, выбирались священники для русского военного флота. На территории обители было семь храмов.
С 1919-м года постепенно храмы Сергиевой пустыни начали закрывать, в зданиях была основана детская трудовая колония — коммуна «Труд» и часть братии остались жить среди воспитанников.
В период Отечественной войны Свято-Троицкий мужской монастырь был частично разрушен, но конкретное уничтожение исторических зданий и монастырского кладбища началось, когда его территорию заняла Школа переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности им. Куйбышева. В 1960-е годы монастырь заняла Специальная средняя школа милиции и она только добавила разрушений.
В 1973 году полуразрушенный, изуродованный исторический архитектурный комплекс монастыря был наконец-то поставлен под государственную охрану, но лишь с 1994 года в нем после длительного перерыва появились первые насельники. Страшно даже представить какая картина чудовищного разрушения предстала перед их глазами.
В 2001 году был завершен процесс передачи Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни Санкт-Петербургской епархии.
А теперь давайте неспешно пройдемся по территории монастыря и более подробно рассмотрим сохранившиеся до наших дней и восстановленные сооружения.
При входе в монастырь всех посетителей встречает Надвратная церковь святого Саввы Стратилата, построенная в 1859–1862 годах в неорусском стиле по проекту архитектора Горностаева Алексея Максимовича.
Средства на строительство церкви были выделены штабс — ротмистром Михаилом Шишмаревым в память о деде своей жены, известном предпринимателе, меценате Савве Яковлевиче Яковлеве, умершем в 1784 году.
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Мiръ Россия Санкт-Петербург посёлок Стрельна Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Свя́то-Тро́ицкая Се́ргиева Примо́рская пу́стынь (Троице-Сергиева пустынь, Сергиева пустынь) — православный мужской монастырь (пустынь), сейчас формально находится на территории посёлка Стрельна, ныне в черте города Санкт-Петербурга. Основан в 1734 году; до 1918 года имела статус первоклассной обители; с 1819 до 1834 год находилась в ведении петербургских викариев — епископов Ревельских. Примыкающий к пустыни посёлок Сергиево с одноименной железнодорожной станцией в 1918 г. переименован в посёлок Володарский. В 2010 г. железнодорожной станции возвращено её первоначальное название.
Содержание
История [ править ]
В 1734 году императрица Анна Иоанновна передала земли в 19 верстах от Петербурга на берегу Финского залива своему духовнику, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Варлааму (Василию Высоцкому). Ранее на этих землях была мыза («Приморская дача») старшей сестры Анны Иоанновны, дочери царицы Прасковьи — Екатерины, герцогини Мекленбург-Шверинской.
Варлаам перенес из Петербурга в обитель деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника. По проекту П. А. Трезини кельи в 1756—1760 годах были выстроены из кирпича, а к 1764 году на углах стен появились башни. В том же году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом.
Около 1773 года в пустынь поступил послушником в возрасте 16 лет будущий преподобный Герман Аляскинский и пробыл здесь пять лет, после чего ушёл на Валаам.
Расцвет пустыни начался в 1834, когда её наместником был назначен архимандрит Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых «Аскетических опытов». Уже через год он объединил братские корпуса галереей, в которой устроил трапезную, привёл в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нём руководил известный духовный композитор протоиерей П. И. Турчанинов, который в 1836—1841 был священником в соседней Стрельне.
Дело архимандрита Игнатия продолжал в 1857—1897 архимандрит Игнатий (Малышев). Большой известностью пользовался в то время в столице духовник братии иеромонах Герасим, выпускник столичного университета, скончавшийся в 1897 году.
С 1915 года до конца 1918 настоятелем был архимандрит Сергий (Дружинин) (впоследствии епископ); с начала 1919 до своей кончины в январе 1930 года — игумен Иоасаф (Меркулов); последний настоятель до закрытия — архимандрит Игнатий (Егоров).
Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.
В 1919 году пустынь была закрыта, насельники отправлены в ссылку, монастырское кладбище начало уничтожаться. Часть братии осталась жить среди воспитанников основанной в зданиях монастыря детской трудовой колонии — коммуны «Труд»; в школе при колонии в 1925 г. обучалось 265 детей.
В 1930-е годы в монастырские здания въехала Школа переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева. Свято-Троице-Сергиева пустынь серьёзно пострадала в 1930-х годах, а также была затронута разрушениями в период Великой Отечественной войны.
В 1960-е гг. в здания монастыря въехала Специальная средняя школа милиции. Наибольшие потери монастырские храмы и кладбище понесли в 1960-е годы.
Пустынь была вновь открыта в 1993 году, когда был принят приказ о её поэтапном возвращении церкви.
Кладбище [ править ]
На кладбище, ещё с екатерининских времен, «подобно кладбищам Александро-Невской лавры, Донского и Симонова монастырей в Москве, » хоронили умерших из знатных родовитых семей: Апраксины, Дурасовы, Мятлевы, Строгановы; здесь упокоились также Ольденбургские, Потемкины, Шереметевы, Зубовы, Энгельгардты, Нарышкины, Опочинины, Голенищевы-Кутузовы, Разумовские, Фредериксы, Стенбок-Фермор и члены других известнейших в русской истории фамилий. На кладбище хоронили министров, сенаторов, членов Государственного совета, высших сановников, среди них были:
В 1813 году, после кончины М. И. Кутузова, в период с 24 мая по 11 июня 1813, его прах покоился в Троицком соборе обители, для всенародного прощания, на то время, пока в Казанском соборе готовили его усыпальницу.
В 19 веке здесь были похоронены строители храмов пустыни — архитекторы А. М. Горностаев и А. И. Штакеншнейдер; поэт И. П. Мятлев, артист и оперный певец В. М. Самойлов.
К 1993 году, когда в монастыре вновь появились насельники, кладбища уже не существовало, на его месте находился плац, покрытый асфальтом.
В 1995—2000 годы восстановлены надгробия над некоторыми захоронениями: канцлера А. М. Горчакова, архитектора А. И. Штакеншнейдера, принцев П. Г. Ольденбургского и К. П. Ольденбургского, генерала П. А. Чичерина и его супруги, А. А. Куракиной.
Храмы [ править ]
Троицкий собор [ править ]
Троицкий собор был заложен в 1756 г. Строительство храма велось по проекту и под руководством П. А. Трезини и закончилось в 1760 году. На освящении собора в августе 1763 года присутствовала императрица Екатерина Вторая, посещавшая пустынь и ранее.
Пятиглавый собор возвышался в центре архитектурного ансамбля монастыря. Храм эффектно возвышался над остальными монастырскими постройками. Купола его были широко расставлены. Стены расчленены пилястрами, особую нарядность придавали лепные украшения. Внутренняя отделка храма отличалась пышностью и богатством. На горнем месте до 1917 г. стоял образ Пресвятой Троицы, написанный в 1840 г. акад. К. П. Брюлловым.
Главными святынями храма была чудотворная икона прп. Сергия Радонежского и два креста с частицами мощей прп. Сергия и вмц. Варвары.
Приделы храма были освящены — правый, во имя свв. апостолов Петра и Павла; левый, во имя свв. Захарии и Елизаветы. Этот последний придел был позднее, закрыт, и затем вновь освящён во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Перестройкой придела руководил архитектор А. Мельников.
Над могилой основателя монастыри архимандрита Варлаама (Высоцкого, Василия Антиповича, 1665—1737) неподалёку от алтаря Троицкого собора, стояла часовня. В 1864 г. она была перестроена А. М. Горностаевым, и в 1873 году в ней погребли духовного композитора схимонаха Михаила (Чихачёва) и схимонаха Макария (Макарова) В часовне находилась икона Тихвинской Божией матери.
Церковь святого мученика Валериана [ править ]
Церковь святого мученика Валериана имеет следующую историю. В 1804 г. от ран, полученных в персидском походе, скончался покоритель Дербента, граф Валериан Александрович Зубов, завещавший выстроить над своей могилой церковь с инвалидным домом для «увечных воинов». Выполнить волю покойного взялись его братья Платон и Николай Зубовы, впоследствии оба захороненные в этой церкви. Всё время своего существования храм и богадельня содержались на средства Зубовых. 16 сентября 1805 года в западной части монастыря, рядом с оградой, над могилой Зубова по проекту Л. Руска была заложена церковь во имя св. мученика Валериана с богадельней. В 1805—1809 гг., в западной части Сергиевой пустыни, было построено двухэтажное ампирное здание с портиком, проект которого выполнил Л. Руска. Церковь святого Валериана, выстроенная в виде овальной ротонды, находилась в центральной части строения; иконостас в этом храме (одноярусный) был также размещён полукругом. Храм был освящён 21 июня 1809 архимандритом Порфирием (Кирилловым) в 1808—1809 гг. бывшего настоятелем пустыни, в годовщину смерти графа В. А. Зубова. Первые инвалиды — насельники Зубовской богадельни появились в 1814 году.
В крипте церкви святого Валериана находилась семейная усыпальница графов Зубовых, где к началу XX в. насчитывалось двадцать семь захоронений, многие из которых были украшены мраморными и бронзовыми бюстами. В крипте церкви были похоронены братья Николай, Дмитрий и Платон Зубовы, их дети и внуки, а также дочь и внук А. В. Суворова — Наталья Александровна Суворова-Зубова и Александр Аркадьевич Суворов. Над входом в усыпальницу была помещена доска из черного мрамора, на которой вызолоченными буквами написано: «Храм вечного упокоения роду светлейшего князя и графов Зубовых сооружен 1809 г.». В 1865—1866 акад. Н. А. Лавров написал четыре новых образа для иконостаса церкви Св. Валериана.
Церковь, как и все остальные храмы пустыни, был закрыта в 1919 г. В здании храма разместились мастерские трудовой колонии. В 1923 году были уничтожены все захоронения Зубовых. Здание сохранилось, но вследствие перестроек 1935 г. его вид искажён: оно надстроено (в центре на один этаж, по краям на два), изменены некоторые детали отделки.
Церковь Покрова пресвятой Богородицы [ править ]
Покровский храм был основан в 1844 г., по заказу князя Михаила Викторовича Кочубея. Храм возводился над могилой его внезапно умершей молодой жены, княгини Марии Ивановны Кочубей (05.12.1818—20.01.1843). Проект, начатый архитектором Р. И. Кузьминым, в 1859—1863 гг. был переделан архитектором Гаральдом Боссе. Покровский храм был освящён архимандритом Игнатием в 1863 году.
Церковь была взорвана в 1964 году.
Церковь Воскресения Христова [ править ]
Церковь Воскресения Христова был заложена в 1877 г. и освящена в июле 1884 г. петербургским митрополитом Исидором. Проект храма в византийском стиле, вмещающего две с половиной тысячи человек, принадлежал А. А. Парланду. Храмовые фасады из разноцветного кирпича были украшены барельефами, изображающими русских святых (скульптор Р. Р. Бах), в окнах храма стояли витражи. По модели скульптора А. М. Опекушина были сделаны два посеребренные Ангела Воскресения, поддерживающие золоченые царские врата. Образа царских врат были написаны па перламутре. Перед низким иконостасом с иконами на золотом фоне стояли два великолепных многосвечника, исполненных из лазурита и золоченой бронзы на фабрике Шопена. В храме было освящено три придела.
В 1877 году архимандрит Игнатий освятил нижний придел Архистратига Михаила, в память погребенного в нем вице-адмирала М. П. Голицына. Нижняя церковь называлась, вследствие этого захоронения, «Голицынской», и именно в ней находились все почетные захоронения: герцог Н. М. Лейхтенбергский и его супруга графиня Надежда Сергеевна Богарне (урожд. Анненкова), министр народного просвещения А. С. Норов, генерал, сенатор Ф. Я. Миркович, генерал-адъютант А. А. Кавелин. Здесь же был погребён и сам скончавшийся 16 мая 1897 г. архимандрит Игнатий, в течение сорока лет возглавлявший пустынь. В настоящее время его останки покоятся в храме преподобного Сергия, куда они, по инициативе иеромонаха Игнатия (Бузина), были перенесены в 1997 году, в год столетия со дня преставления архимандрита.
Церковь была снесена в 1968 году.
Церковь Григория Богослова [ править ]
Храм Григория Богослова тоже был выстроен, как усыпальница, в 1855—1857 гг, в русско-византийском стиле, по проекту А. И. Штакеншнейдера. Храм строился над могилой генерал-лейтенанта Григория Григорьевича Кушелёва (младшего), на пожертвования его вдовы, Е. Д. Кушёлёвой (урожд. Васильчиковой), владелицы имения в Лигово.
Другие храмы и усыпальницы [ править ]
В церкви преподобного Сергия Радонежского в приделе мученицы Зинаиды (освящен в 1861 г.) покоилась княгиня Зинаида Ивановна Юсупова. Нижние приделы занимали богатые семейные гробницы Клейнмихелей, Карцевых, Шишмарёвых, Игнатьевых и других богатых фамилий.
В 1862 году над монастырскими воротами была возведена церковь во имя св. Саввы Стратилата. Церковь строилась про проекту А. М. Горностаева, на средства М. В. Шишмарёва, в память крупнейшего российского предпринимателя, мецената С. Я. Яковлева.
В восточной части монастыря находилась часовня с иконой Рудненской Божией матери. На Большой Петергофской дороге стояли ещё две часовни. Настоятельские кельи монастыря были выстроены в 1760 году, в них располагалась также картинная галерея. Каменная братская трапезная была построена по проекту настоятеля Игнатия Брянчанинова, а двухэтажные корпуса братских келий со святыми воротами — по проекту А. М. Горностаева в 1862 году. При монастыре находились, кроме общих братских келий, обширная библиотека, двухклассная церковно-приходская школа с общежитием, инвалидный дом и монастырская больница.
Закрытие храмов монастыря началось в 1919 году, но Троицкий собор действовал до 1931 года. С его закрытием были арестованы или разогнаны последние монахи пустыни. Известно, что двое из них, последний настоятель пустыни архимандрит Игнатий (Егоров) и иеромонах Филимон (Алексеев), служили на приходах Ленинградской епархии до Большого террора 1937—1938 годов, когда были арестованы и расстреляны.
В 1968 году была снесена Воскресенская церковь. В 1960 и в 1964 гг. был взорваны Троицкий собор и Покровская (Кочубеевская) церкви. Распоряжение о сносе храмов было подписано главным архитектором Ленинграда В. А. Каменским и членом-корреспондентом Академии архитектуры СССP И. И. Фоминым.
Сохранившиеся храмы монастыря [ править ]
Церковь во имя преподобного Сергия [ править ]
12 мая 1735 архим. Варлаам освятил во имя прп. Сергия первую церковь в пустыни, подарив ей серебряные сосуды. Она была деревянной и привезена из усадьбы царицы Параскевы Феодоровны на Фонтанке, где именовалась Успенской.
В 1756—1758 эту церковь заменили новой, разместив на первом этаже в северном флигеле. Иконостас и утварь были в неё перенесены из прежней постройки; Иконы написал М. Довгалев. После новой отделки это помещение освятил 18 июня 1822 епископ Ревельский Григорий, а 26 апреля 1852 в подвале, в усыпальнице кн. Чернышёвых, был освящён «пещерный» придел Спаса Происхождения Честных Древ.
Опираясь на денежную помощь кн. 3. Н. Юсуповой, арх. А. М. Горностаев в 1854 году приступил к полной перестройке храма в византийском стиле. Он сделал его пятиглавым и двухэтажным, внизу разместив приделы — Христа Спасителя с усыпальницей Апраксиных (освящён 4 июля 1857) и мц. Зинаиды (освящён 28 апреля 1861) с могилами кн. Юсуповых, где стоял иконостас из розового кипариса. Освящение главного придела произвел 20 сентября 1859 митрополит Григорий в присутствии великих князей Константина Николаевича и Николая Константиновича.
Вмещавший 2000 человек храм освещался двумя рядами романских окон с витражами. Внутреннее его пространство делилось на нефы восемью колоннами из полированного тёмно-красного гранита, которые поддерживали хоры. Потолок, как в ранне-византийских базиликах, был перекрыт деревянными балками. Меж арок Р. Ф. Виноградов (по эскизам М. Н. Васильева) написал на золотом фоне византийский орнамент.
Иконостас был сделан по рисунку А. М. Горностаева, с колоннами из порфира и деталями из каррарского мрамора, малахита, лазурита и полудрагоценных камней. Образа в царских вратах из золочёной бронзы исполнили акад. Н. А. Лавров, автор фресок, и М. Н. Васильев.
А. Н. Муравьёв, видный духовный писатель, пожертвовал в 1861 храму серебряный ковчежец с частицами святых мощей, который он получил от александрийского патриарха Иерофея, а в следующем году А. С. Норов — мраморную колонну высотой 60 см с образом Рождества Богородицы, привезенную им из иерусалимского дома свв. Иоакима и Анны. Из золочёного серебра была сделана дарохранительница.
Храм был закрыт в 1920-е годы; сохранился, но сильно переделан. Вновь открыт в 1993 (первая служба состоялась в праздник Введения 1993 года). В 1994—1995 гг. алтарная апсида храма была расписана, в технике фрески художником С. Н. Спицыным. Создавая проект росписи алтарной апсиды, художник взял за образец византийскую иконографию собора Монреале.