сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова божия

XXI. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия.

Сердце есть седалище всех познавательных действий души. Размышление есть «предложение сердца» ( Притч. 16:1 ), усоветование сердца: «усоветова сердце мое во мне» ( Неем. 5:7 ). Уразуметь «сердцем» – значит понять ( Втор. 8:5 ); познать «всем сердцем» – понять всецело ( Нав. 23:14 ). Кто не имеет сердца «разумети», у того нет «очес видети и ушес слышати» ( Втор. 29:4 ). Когда сердце одебелевает, то человек теряет способность замечать и понимать самые очевидные явления Божия промысла: «тяжко» слышит он «ушима своима» и смежает «очи свои» ( Ис. 6:10 ). Вообще «всяк помышляет в сердце своем» ( Быт. 6:5 ). Человек недобрый имеет «сердце, кующее мысли злы» ( Притч. 6:18 ). Лживые пророки «прорицают произвол сердца своего» ( Иер. 14:14 ), «видение от сердца своего глаголют, а не от уст Господних» ( Иер. 23:16 ). Мысли суть «советы сердечныя» ( 1Кор. 4:5 ). Слово Божие «судительно помышлениям и мыслям сердечным» ( Евр. 4:12 ). Что мы твердо помним, напечатлеваем в душе и усвояем, то влагаем, слагаем и записываем в сердце своем, «вложите словеса сия в сердца ваша» ( Втор. 11:18 ); «положи мя яко печать на сердцы твоем» ( Песн. 8:6 ); «Мариам соблюдаше вся глаголы сия, слагающи в сердцы своем» ( Лк. 2:19 ); «напиши я (словеса премудрости) на скрижали сердца твоего» ( Притч. 3:3 ). Все, что приходит нам на ум или на память, – всходит «на сердце». В царстве славы подвижники, страдавшие за правду и веру, «не помянут прежних, ниже взыдут на сердце их» ( Ис. 65:17 ); «и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим его» ( 1Кор. 2:9 ).

Как слово есть явление или выражение мысли, то и оно износится «из сердца» ( Иов. 8:10 ); «от избытка бо сердца уста глаголют» ( Мф. 12:34 ). И как мышление есть разговор души с собою, то размышляющий ведет этот внутренний разговор в «сердце» своем: «глаголах аз в сердце моем» ( Еккл. 1:16 ); «рекох аз в сердце моем» ( Еккл. 2:1 ); «речет злой раб той в сердцы своем» ( Мф. 24:48 ).

Сердце есть средоточие многообразных душевных чувствований, волнений и страстей. Сердцу усвояются все степени радости, от благодушия ( Ис. 65:14 ) до восторга и ликования пред лицем Бога ( Пс.83:3 ; Деян.2:46 ); все степени скорбей, от печального настроения – когда «припадшая страсть в телеси сердце оскорбляет» и когда «печаль мужу вредит сердце» ( Притч.25:20– 21 ), – до сокрушающего горя, когда человек «вопиет в болезни сердца своего» ( Ис. 65:14 ) и когда он чувствует, что «возмятеся сердце его и отторжеся от места своего» ( Иов. 37:1 ); все степени вражды, от ревнования и «горькой зависти» ( Притч.23:17 ; Иак.3:14 ) до ярости, в которой человек скрежещет зубами своими ( Деян. 7:54 ) и от которой сердце его разгорается местию ( Втор. 19:6 ); все степени недовольства, от беспокойства, когда сердце «смущает» человека ( Притч. 12:25 ), до отчаяния, когда оно отрекается от всяких стремлений ( Еккл. 2:20 ); наконец, все виды страха, от благоговейного трепета ( Иер. 32:40 ) до подавляющего ужаса и смятения ( Втор.28:28 ; Пс.142:4 ). Сердце истаивает и терзается от тоски ( Нав.5:1 ; Иер.4:19 ), по различию страданий оно делается «яко воск таяй» ( Пс. 21:16 ), или иссыхает ( Пс. 101:5 ), согревается и разжигается ( Пс.38:4, 72:21 ), или делается сокрушенным и сотренным ( Иер.23:9 ; Пс.146:3 ). В унынии человек бывает «страшлив и слаб сердцем» ( Втор. 20:8 ). От сострадания сердце «превращается» ( Ос. 11:8 ). Благодатное слово Божие действует в сердце «яко огнь горящ» ( Иер. 20:9 ); сердце воспламеняется и горит, когда к нему прикасается луч божественного слова ( Лк. 24:32 ).

Наконец, сердце есть средоточие нравственной жизни человека. В сердце соединяются все нравственные состояния человека, от высочайшей таинственной любви к Богу, которая взывает: «Боже сердца моего и часть моя Боже во век» ( Пс. 72:26 ), до того высокомерия, которое, обожая себя, полагает «сердце свое яко сердце Божие» и говорит: «аз есмь Бог» ( Иез. 28:2 ). По различию нравственных недугов, сердце омрачается ( Рим. 1:21 ), одебелевает ( Ис. 6:10 ), делается жестким ( Ис. 63:17 ), каменным ( Иез. 11:19 ), нечеловеческим, звериным ( Дан. 4:13 ). Есть «сердце лукавое» ( Иер. 16:12 ), «сердце суетное» ( Пс. 5:10 ), «сердце неразумное» ( Рим. 1:21 ). Сердце есть исходное место всего доброго и злого в словах, мыслях и поступках человека, есть доброе или злое сокровище человека; «благий человек от благого сокровища сердца своего износит благое: и злый человек от злаго сокровища сердца своего износит злое» ( Лк. 6:45 ). Сердце есть скрижаль, на которой написан естественный нравственный закон; посему язычники «являют дело законное написано в сердцах своих» ( Рим. 2:15 ). На этой же скрижали пишется и закон благодатный: «людие мои», взывает Господь, «имже закон мой в сердце вашем» ( Пс. 51:7 ); «и на сердцах их напишу я» – (законы благодати) ( Иер. 31:33 ). Посему слово Божие посевается на ниве «сердца» ( Мф. 13:19 ); совесть имеет свое седалище «в сердце» ( Евр. 10:22 ); Христос вселяется «верою в сердца наша» ( Евр. 3:17 ), также дарует «обручение духа в сердца наша» ( 2Кор. 1:22 ). «И мир Божий да водворяется в сердцах ваших» ( Кол. 3:15 ); «яко любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым» ( Рим. 5:5 ). Благодатный свет «возсия в сердцах наших» ( 2Кор. 4:6 ). – Но с другой стороны грешнику диавол влагает в «сердце» злые начинания ( Ин. 13:2 ), исполняет его сердце злыми помыслами ( Деян. 5:3 ). К невнимательным слушателям слова Божия «aбиe приходит сатана, и отъемлет слово сеянное в сердцах их» ( Мк. 4:15 ).

Как cрeдoтoчиe вceй тeлecнoй и мнoгooбразнoй духoвнoй жизни чeлoвeка, ceрдцe называeтcя иcхoдищами живoта или иcтoками жизни: «вcяцeм хранeниeм блюди твoe ceрдцe: oт cих бo иcхoдища живoта» ( Притч. 4:23 ); oнo ecть [?] «кoлo рoждeния нашeгo» ( Иак. 3:6 ), тo ecть, круг или кoлeco, вo вращeнии кoeгo заключаeтcя вcя наша жизнь. Пoceму oнo cocтавляeт глубoчайшую чаcть нашeгo cущecтва: «глубoкo ceрдцe чeлoвeку пачe вceх, и ктo пoзнает его» ( Иер. 17:9 ). Никогда внешние обнаружения слова, мысли и дел не исчерпывают этого источника; «потаенный сердца человек» ( 1Пет. 3:4 ) открыт только для Бога: «Той бо весть тайная сердца» ( Пс. 43:23 ). Состоянием сердца выражается все душевное состояние ( Ис.50:12, 83:3 ). Человек должен отдать Богу одно свое сердце, чтобы сделаться Ему верным в мыслях, словах и делах: «даждь ми сыне твое сердце, взывает к человеку Божия премудрость» ( Притч. 23:25 ).

Источник

Сердце

Се́рдце – бого­слов­ский термин, исполь­зу­е­мый в пра­во­слав­ной антро­по­ло­гии и аске­тике, обо­зна­ча­ю­щий сре­до­то­чие сил чело­ве­че­ской души.

Сердце рас­смат­ри­ва­ется цен­тром жизни вообще – физи­че­ской, душев­ной и духов­ной.

Сердце явля­ется слож­ным и мно­го­гран­ным поня­тием. Прежде всего, сердце есть цен­траль­ный физио­ло­ги­че­ский орган. Сре­до­то­чие физи­че­ского тела – грудь, а груди – сердце. Однако ана­то­ми­че­ское сердце и сердце душев­ное не совсем одно и то же. Чело­ве­че­ская душа сорас­про­стерта телу так, что ее силы рас­про­стра­нены по всему телу. При всем том ее глав­ные силы – мыс­ли­тель­ная, чув­ству­ю­щая, жела­тель­ная своими местами имеют мозг, сердце и живот (вообще, внут­рен­но­сти или утробу, вклю­чая печень, кровь).

Душа, по слову св. Афа­на­сия Вели­кого, оби­тает в трех частях тела – в сердце, в голове, в цар­ских жилах, обитая в этих частях, она раз­ли­вает свое дей­ствие во все тело. Таким обра­зом, сердце чело­века как часть души сорас­про­стерто сердцу как физио­ло­ги­че­скому органу, кото­рый служит ору­дием его дея­тель­но­сти: «Сердце телес­ное есть муску­ли­стый серчак – мясо, … но чув­ствует не мясо, а душа, для чув­ства кото­рой мясное сердце служит только ору­дием, как мозг служит ору­дием для ума» (св. Феофан Затвор­ник).

Как часть чело­ве­че­ской души сердце есть цен­траль­ная часть. Само слово «сердце» ука­зы­вает своим зна­че­нием на поня­тие цен­траль­но­сти и сере­дин­но­сти. Сердце при­зна­ется наи­важ­ней­шей частью души, поскольку оно явля­ется сре­до­то­чием духовно-нрав­ствен­ной жизни чело­века. Такое пони­ма­ние не ума­ляет ум, ибо он оста­ется гос­под­ству­ю­щей, кон­тро­ли­ру­ю­щей силой души. Тем не менее, не он порож­дает основ­ное направ­ле­ние духов­ной жизни чело­века. Именно общее чув­ство души, ее сер­деч­ное настро­е­ние явля­ются осно­во­по­ла­га­ю­щими для духов­ной жизни чело­века. Все вхо­дя­щие в душу извне образы, впе­чат­ле­ния, помыслы полу­чают зна­че­ние только в зави­си­мо­сти от сер­деч­ного настро­е­ния, рас­по­ло­же­ния чело­века к ним – в зави­си­мо­сти от этого рас­по­ло­же­ния они могут быть при­няты или отверг­нуты. Осо­бен­ность сердца в воз­мож­но­сти пере­жи­ва­ния и соуслаж­де­ния тем или иным обра­зам и пред­став­ле­ниям. «Ника­кие дей­ствия и воз­буж­де­ния, идущие от внеш­него мира, не вызо­вут в душе пред­став­ле­ний или чув­ство­ва­ний, если послед­ние несов­ме­стимы с сер­деч­ным настро­е­нием чело­века. В сердце чело­века лежит основа его пред­став­ле­ния, чув­ство­ва­ния и поступки полу­чают осо­бен­ность, в кото­рой выра­жа­ется его, а не другая душа», – гово­рит иерей Вадим Кор­жев­ский (Про­пе­дев­тика аске­тики).

Чело­ве­че­ское гре­хо­па­де­ние наи­бо­лее ката­стро­фи­че­ским ока­за­лось для сердца. Оно стало излюб­лен­ным местом насла­жде­ния гре­хов­ными обра­зами, стало жили­щем стра­стей и поте­ряло незем­ное бла­жен­ство – непо­сти­жи­мый, невы­ра­зи­мый чело­ве­че­скими сло­вами покой, дару­е­мый бла­го­да­тью Свя­того Духа. Для хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков открыта воз­мож­ность воз­врата Боже­ствен­ной бла­го­дати, назы­ва­е­мая также Богов­ку­ше­нием – реаль­ным ощу­ще­нием пре­бы­ва­ния Духа Свя­того в душе с Его бла­жен­ными пло­дами в виде незем­ного мира, любви, радо­сти. В ходе подвиж­ни­че­ства хри­сти­ане при­званы очи­стить сердца испол­не­нием запо­ве­дей и с помо­щью Божьей сде­лать их хра­мами Боже­ствен­ной бла­го­дати, дару­ю­щей душе бла­жен­ные духов­ные насла­жде­ния, бес­ко­нечно пре­вы­ша­ю­щие плот­ские удо­воль­ствия пре­хо­дя­щего мира. По слову св. Гри­го­рия Паламы, именно сердце хри­сти­ан­ского подвиж­ника явля­ется пре­сто­лом Боже­ствен­ной бла­го­дати.

Сердце часто сбли­жают с умом. Такое сбли­же­ние оправ­данно, ибо ум и сердце нераз­рывно вза­и­мо­свя­заны. В позна­нии Бога ум и сердце нераз­дельны. Поэтому свв. Отцы гово­рят о позна­нии Бога умным чув­ством, ибо «ни ум без чув­ства не про­яв­ляет своих дей­ствий, ни чув­ство без ума», – гово­рит св. Симеон Новый Бого­слов. При этом умное чув­ство Бого­по­зна­ния назы­ва­ется еще и Божьим, ибо пода­ется только чрез сопри­ча­стие бла­го­дати.

Хра­не­ние ума и сердца – один из основ­ных прин­ци­пов пра­во­слав­ного аске­тизма.

Почему гово­рят: «Сердцу не при­ка­жешь»?

Вос­при­я­тие «сердца» как некоей само­сто­я­тель­ной и непод­кон­троль­ной нам инстан­ции в мир­ской куль­туре свя­зано с тем, что для чело­века, не име­ю­щего духов­ной жизни, роман­ти­че­ская любовь вос­при­ни­ма­ется как пико­вый опыт, заме­ща­ю­щий рели­ги­оз­ный – в том смысле, что он только и наде­ляет жизнь смыс­лом и делает ее достой­ной того, чтобы быть про­жи­той. Отво­ра­чи­ваться от такого опыта вос­при­ни­ма­ется как несо­мнен­ное хан­же­ство, а мысль о том, что мы его можем (хотя бы кос­венно) созна­тельно кон­тро­ли­ро­вать – как кощун­ство. Так язы­че­ская богиня Иштар, также извест­ная как Афро­дита, зовет своего поклон­ника: он должен бро­сить все и побе­жать, иначе его жизнь ока­жется пустой, и ему потом нечего будет вспом­нить.

Для хри­сти­а­нина же роман­ти­че­ская любовь пре­красна и хороша на ее закон­ном месте – когда она ведет к браку и в браке про­яв­ля­ется по отно­ше­нию к супруге (супругу) – но даже при этом она не явля­ется чем-то высшим и все опре­де­ля­ю­щим. Как и все осталь­ное, наши гор­мо­наль­ные реак­ции явля­ются своего рода мате­ри­а­лом для послу­ша­ния Богу. Эта энер­гия должна быть постав­лена под кон­троль и упо­треб­лена для выстра­и­ва­ния пра­во­слав­ной семьи. «Сердцу», то есть нашим гор­мо­наль­ным бурям и роман­ти­че­ским поры­вам, можно и нужно при­ка­зы­вать.

Стоит ли «дове­рять сердцу»?

Дове­рять стоит не сердцу, а Богу. «Лукаво сердце чело­ве­че­ское более всего и крайне испор­чено; кто узнает его?», – ска­зано в книге про­рока Иере­мии ( Иер.17:9 ). Согласно свя­то­оте­че­ской тра­ди­ции, хри­сти­а­нину необ­хо­димо блюсти, хра­нить и очи­щать свое сердце. Не сле­дует дове­рять себе, своему сердцу и рас­суж­де­нию. В реше­нии вопроса, что вредно и что не вредно, надо руко­вод­ство­ваться ука­за­ни­ями Церкви Пра­во­слав­ной (в том числе ука­за­ни­ями Свя­щен­ного Писа­ния, свв. отцов, сове­тами духов­ного отца).

Что такое «очи­ще­ние сердца»? Как можно очи­стить сердце?

«Для очи­ще­ния сердца, – гово­рит св. прав. Иоанн Крон­штадт­ский, – нужны вели­кие труды и скорби; частые (пока­ян­ные) слезы, непре­стан­ная внут­рен­няя молитва; воз­дер­жа­ние, чтение Слова Божия, писа­ний и житий святых угод­ни­ков Божиих, но глав­ное – частое пока­я­ние и При­ча­ще­ние Пре­чи­стых Таин и еже­днев­ное само­ис­пы­та­ние; раз­мыш­ле­ние о том, сколь чистым сотво­рен чело­век в начале и как вошла в мир скверна греха; о подо­бии и образе Божием в нас и о нашей обя­зан­но­сти упо­доб­ляться Пер­во­об­разу – Пре­чи­стому Богу; о искуп­ле­нии нас бес­цен­ною кровию Сына Божия, о сыно­по­ло­же­нии нашем во Христе Иисусе, о запо­веди нам быть свя­тыми во всем житии ( 1Пет.1:15 ); раз­мыш­ле­ние о смерти, о суде, о геенне огнен­ной. Нужны вели­кие скорби, потому что они вра­чуют болезнь греха, сжи­гают терние греха… Все святые пере­несли вели­кие скорби и труды для стя­жа­ния сер­деч­ной чистоты, и никто не был увен­чан без скор­бей: одни пре­тер­пели мно­го­раз­лич­ные муче­ния от гони­те­лей, другие само­про­из­вольно томили и удру­чали себя постом, бде­нием, телес­ными тру­дами, непре­станно бодр­ство­вали в молитве и бла­го­ухани ем ее отра­жали всякое сквер­ное при­ра­же­ние греха, часто при­ча­ща­лись Святых Таин, как самого могу­ще­ствен­ного сред­ства к очи­ще­нию, освя­ще­нию и обнов­ле­нию души и тела; непре­станно поуча­лись в Слове Божием, зани­ма­лись бого­мыс­лием. Иные из святых были про­по­вед­ни­ками слез­ного пока­я­ния, напри­мер, пре­по­доб­ный Ефрем Сирин. Искрен­ние глу­бо­кие слезы осо­бенно нужны нам, ибо они очи­щают скверны сердца и весьма много спо­соб­ствуют его спо­кой­ствию и бла­жен­ству, ибо вместе с ними выте­кает, так ска­зать, грех из душ наших; после них настает тишина и спо­кой­ствие сове­сти и какое-то духов­ное бла­го­уха­ние и радость: чело­век умными очами зрит в себе Бога, очи­ща­ю­щего все его без­за­ко­ния и неска­занно милу­ю­щего его».

Что такое «сер­деч­ная молитва»?

Сер­деч­ная молитва, по словам св. прп. Силу­ана Афон­ского, есть «сто­я­ние» ума в сердце (то есть схож­де­ние ума внутрь сердца), когда моля­щийся из глу­бины своего суще­ства, вне обра­зов, чистым умом пред­стоит Богу. Это состо­я­ние, при кото­ром молит­вен­ное вни­ма­ние ума пол­но­стью собрано в сердце. Работа по очи­ще­нию ума и про­свет­ле­нию воз­можна только в сердце, поэтому, по свя­то­оте­че­скому учению, необ­хо­димо его све­де­ние из головы в сердце. Эту наи­выс­шую, духов­ную молитву не понять огра­ни­чен­ным раци­о­наль­ным рас­суд­ком, так как данный «образ [молитвы] воис­тину дивен есть и неудо­бо­изъ­яс­ним, и для тех, кото­рые не знают его опытно, не только неудо­бо­по­ня­тен, но кажется даже неве­ро­ят­ным; и они не верят, чтоб подоб­ная вещь бывала на деле», пишет св. прп. Симеон Новый Бого­слов. При этом, как ука­зы­вает св. свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов), «для ново­на­чаль­ного иска­ние места сер­деч­ного, то есть иска­ние открыть в себе без­вре­менно и преж­де­вре­менно явствен­ное дей­ствие бла­го­дати, есть начи­на­ние самое оши­боч­ное, извра­ща­ю­щее поря­док, систему науки. Такое начи­на­ние – начи­на­ние гор­дост­ное, безум­ное!».

Источник

О сердце человека

А вот духовные стихи:

В этом стихотворении преподобный Варсонофий Оптинский называет чистое сердце человека храмом Бога Живого.

В Книге притчей Соломоновых написано: «Больше всего хранимого храни сердце твое» (Притч. 4: 23). Если обратиться с такими словами к современному невоцерковленному человеку, то он, скорее всего, воспримет это как предписание врача: не переутруждаться, не нервничать, соблюдать диету и прием лекарств. Но так ли надо понимать этот текст? Чтобы разобраться в этом, надо обратиться к толкователям Библии – святым отцам. Приступая же к этой теме, нельзя в восхищении не согласиться с пророком Давидом: «Приступит человек, и сердце глубоко» (Пс. 63: 7). Тут целый мир, целая вселенная, и даже Тот, Кто является Творцом вселенной.

Так что, когда Священное Писание и святые отцы говорят о сердце, они имеют в виду как вышеестесственное (духовное), так и плотское (физическое) сердце. Как же разобраться современному человеку, когда речь идет о духовном, а когда о плотском сердце? Каково значение и место сердца в составе человека по писаниям святых отцов и современным научным данным? Об этом и пойдет речь.

Значение и место сердца в составе человека по Священному Писанию и толкованиям святых отцов

Мы показали, какое место отводится сердцу в Священном Писании. Но при первом рассмотрении творений святых отцов, занимавшихся систематическим изложением христианских догматов веры (нас особенно интересует антропология), замечаешь: слово «сердце» (καρδια) практически не встречается. Логично предположить, что оно заменено каким-то другим словом. И здесь нас ожидает еще одно открытие – терминологическое.

Отцы Церкви обычно различают в составе человека душу и тело. В душе же три «силы». Учение о трехчастности души (разумное начало – раздражительное начало – вожделевательное начало) идет от Платона (см. в его «Государстве») [5] и стало классическим в восточном богословии начиная с Евагрия Понтийского, а систематическое изложение получило у преподобного Иоанна Дамаскина. Кратко остановимся на этом учении.

Самому элементарному уровню (который не всегда четко обозначен и часто включается в расширенную концепцию второго уровня) соответствует растительная, или жизненная, сила, которой обладают все живые существа: люди, животные и растения. Ее основные функции – питание, рост и размножение. С другой стороны, именно она является источником жизни в организме и обеспечивает жизнедеятельность важных органов.

На втором уровне находится животная сила, общая для людей и животных. Вместе с растительной силой она составляет неразумную часть души, которую еще называют пожелательной и страдательной. Помимо способности чувствовать и воспринимать, она включает два начала: «раздражительное», или гнев (θυμοσ), откуда проистекают все формы агрессивности, и «вожделевательное» (επιθυμητικον), порождающее желания.

Вот почему отцы в одних случаях характеризуют ум как сущность, то есть сердце, с которым он в этом случае отождествляется, в других же описывают как энергию, то есть мысли, помыслы и тончайшее внимание, которое рассеивается через органы чувств и должно быть возвращено в сердце. Это и значит, что в святоотеческом богословии ум связывается и отождествляется с сердцем. Поэтому все, что мы написали выше об уме, можно отнести и к сердцу.

Конечно же, это общий принцип, но бывают и исключения, и самому не стоит толковать Писание, а обязательно обращаться в спорных случаях к святым отцам.

Из древнегреческой антропологии отцы Церкви забрали все лучшее и синтезировали учение о душе в святоотеческое учение о человеке. Так как в греческой философии термин «ум» (νουσ) занимал ведущее положение, поэтому он и перешел из эпохи богословских споров в наше время, до сих пор внося терминологическую путаницу.

Евангелие же проповедовалось по большей части людям простым, не книжным и даже неграмотным. А таким людям Господь открывается в сердце, поэтому в Писании так много о сердце. И все же учение о духовном сердце, его болезнях и способах лечения было раскрыто не одной только «антропологией богословских трактатов», а совместно с «антропологией пустыни, монашеских келий и мистических прозрений». Поколения аскетов и созерцателей выработали свое учение о человеке, основанное больше на внутреннем самоуглублении, на изучении своего сокровенного сердца, чем на богословской диалектике и предпосылках античной философии.

Этим разрешается путаница терминов, что позволяет нам перейти к тому, чтобы попытаться понять роль плотского сердца человека и его связь с духовным сердцем.

Значение и место плотского (физического) сердца в составе человека по современным научным данным и его связь с духовным сердцем

Сердце с научной точки зрения изучается уже несколько веков. Удивительное устройство камер и сосудов сердца, нервной системы и клапанов, его эффективность и долговечность, идеальная согласованность с другими компонентами системы кровообращения вызывают восхищение у современных ученых. Приведем несколько примеров из медицинской науки, чтобы показать уникальность этого органа.

Начнем с эмбриологии – науки об изучении зародышей. По данным современных эмбриологов, сердце первым формируется в зародыше человека, и уже к первому месяцу жизни основные структуры его выглядят так же, как у новорожденного младенца.

Что же сказали физиологи о сердце? А физиологи сказали, что сердце обладает уникальными свойствами, такими как автоматизм, проводимость, возбудимость, сократимость и рефрактерность. Автоматизм (от греч. αυτοματοσ – «самодвижущийся») – это свойство сердца работать в самостоятельном, независимом от других органов режиме. Даже извлеченное из организма, сердце продолжает работать определенное время. Проводимость – это свойство мгновенно передавать нервный импульс по собственной проводящей системе. Возбудимость – это свойство сердца каждую секунду быть готовым к мышечному сокращению. Сократимость – это свойство сердца, сокращаясь, перекачивать без устали кровь на протяжении всей жизни человека. Рефрактерность (лат. refractorius – «невосприимчивый») – свойство сердца, которое характеризуется снижением или отсутствием возбудимости в определенные моменты своей жизнедеятельности.

Есть органы, имеющие функцию проводимости, возбудимости и сократимости, но не имеющие автоматизма. Лишь только сердце имеет такое уникальное сочетание способностей. Для чего же? Все ученые главной функцией плотского сердца называют насосную. Сердце перекачивает кровь в организме по большому и малому кругам кровообращения. Начинаются и заканчиваются эти круги в сердце. Но кровь вращается не только по этим кругам. Само сердце вращается вокруг своей оси и выбрасывает в аорту кровь тоже с вращением. К этим кругам и вращениям мы позже вернемся.

Главная функция физического сердца – кровоснабжение других органов. Но как же кровоснабжается само сердце?

Тоже необычно. Одно сердечное сокращение, или сердечный цикл, состоит из систолы (в этот момент сердце максимально сокращается, выбрасывая кровь в сосуды) и диастолы (в этот момент сердце расслабляется, и происходит заполнение кровью полостей сердца). Но собственные артерии сердца в момент систолы сжаты и перекрыты мышцами, поэтому кровоснабжение сердца происходит не как у всех остальных органов, а в период расслабления, который длится миллисекунды.

Какие же можно провести аналогии между физическим и духовным сердцем? Таких аналогий можно привести очень много. Ограничимся основными.

В-пятых, одним из свойств духовного сердца является жертвенность. По этому же принципу работает и физическое сердце, кровоснабжая весь организм, себя же питая в последнюю очередь.

В-шестых, наше физическое сердце работает день и ночь, спит ли человек или бодрствует. Как не вспомнить слова из Священного Писания: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (Песн. 5: 2). Или заповедь апостола Павла «непрестанно молиться» (1 Фес. 5: 17), то есть днем и ночью. Мы знаем о святых, у которых молитва никогда не прекращается. И такая молитва называется сердечной.

Таким образом, между научными данными о нашем физическом сердце и писаниями отцов Церкви о духовном сердце можно найти много общего. Но принимаются ли такие духовные аналогии современным научным миром?

Трансплантация сердца как точка пересечения различных мировоззрений

Мы подошли к вопросу, что же такое человеческая личность и какими свойствами она обладает. Когда человек жив как личность, а когда он умирает? Если ранее это имело лишь академический интерес, то теперь из сферы теоретических дискуссий и споров философов эта проблема перекочевала в иные области: она все больше и больше интересует тех, кто работает в научных центрах, медицинских учреждениях и органах правопорядка. В научных центрах всего мира идет огромная работа по созданию искусственных органов человека, так как донорских органов катастрофически не хватает. В медицинских учреждениях проводятся тысячи операций трансплантаций сердца и постоянно совершенствуются результаты лечения. Все эти массовые трансплантации породили много юридических проблем, которыми заняты законодательные органы, суды и адвокатские конторы.

Прежде чем попытаться ответить на поставленные нами вопросы, сделаем небольшой экскурс в историю медицины.

Западная (или европейская) медицина тесно связана с развитием естествознания, возникновением и развитием в эпоху Возрождения новых мировоззренческих концепций. С началом Реформации европейцы пришли к выводу, что смогут обрести власть над природой. Сформировался новый набор ценностей и верований, при помощи которого можно было объяснить мир. Такой новой «религией» стала наука, а ее жрецами – математики, физики и инженеры-механики.

Становление западной врачебной традиции шло параллельно с успехами в научном естествознании. Наука и промышленность позволили медицине действовать на массовых началах. Та же механистическая философия, которая вдохновила массовое производство в промышленности, вызвала к жизни массовые медицину и здравоохранение. Подобный союз науки, промышленности и медицины породил эпоху новшеств и специализаций. В результате тело и душа человека были разобщены и дробились на все более мелкие элементы, а исследования в области медицины разделялись на все большее число специальностей. Такие узкие специалисты разделили тело на системы и по аналогии с механизмами создали структурные описания органов. В системе кровообращения сердце играет роль механического насоса, легкие подобны воздуходувным мехам, а нервная система – сложной электрической сети. В такой ситуации узкопрофильный специалист не видит больного человека в целом, его интересует поврежденный орган или система. Так нарушается основополагающий принцип клинической медицины – «врач, лечи не болезнь, а больного». Больного человека не воспринимают как личность, не заботясь о его душевном и духовном здоровье. Пациент даже не воспринимается как частное лицо, а только как сумма поврежденных органов. Такое потребительское отношение к телу и породило потребность в установке диагноза смерти мозга, который в современной медицине и приравнивается к смерти человеческой личности.

Каков святоотеческий взгляд на личность?

Отсюда явствует, что духовное сердце – это то место, которое можно открыть благодатным подвигом и в котором является Христос. Это известно человеку, очищающему себя от страстей и всех дел греха. У падшего же человека, живущего далеко от Бога, сердце закрывается и становится совершенно неведомым. Человек не знает, существует ли оно. Но человеку, живущему по Богу, сердце известно. Для него оно является реальностью.

Вот мы и подошли к точке, где пересекаются два мировоззрения: святоотеческое и современное рационально-материалистическое.

Для первого известны устроения души и тела, известно духовное сердце, его болезни и способы исцеления.

Для второго – точные данные анатомии, физиологии, химии и десятка узкопрофильных научных дисциплин, перечисление которых заняло бы много времени; при этом отрицается существование души и духовного сердца.

Целью первого является обоживание человека через очищение сердца. Целью второго является победа любой ценой над физической смертью, если можно назвать это целью.

Ну, хорошо, оставим Фауста, хотя его след тянется из средневековья в наши дни.

Но как можно преодолеть «мифическое» отношение к сердцу? Как можно преодолеть эти слова: «Сердце чисто созижди во мне, Боже» (Пс. 50: 12)? Или эти: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8)? Или эти: «Дай мне, сыне, сердце твое» (Притч. 23: 26)? Как можно «преодолеть» слово Божие? «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24: 35), – говорит Спаситель. Мы же верим и знаем, что слово Спасителя истинно.

Поэтому уже сейчас публикуются мнения ученых, не согласных с потребительским отношением к человеческому сердцу и личности.

Заключение и выводы

Как и в начале нашей работы, предложим еще раз современному человеку бессмертные слова Соломона: «Больше всего хранимого храни сердце твое» (Притч. 4: 23). Если и после всего нами приведенного у него останется скептическое отношение, он может, конечно, ответить: «Ну, это говорится иносказательно о сердце».

Вывод 1. Чтобы избежать иносказательного трактования Священного Писания, нужно обратиться к толкованиям святых отцов.

Сознавая успехи современной медицины, особенно в кардиологии и сопредельных ей дисциплинах, изучающих плотское (физическое) сердце, нужно признаться в ограниченности нашего познания. И вслед за лауреатом Нобелевской премии по химии из Брюссельского университета И. Пригожиным сказать: «Отбросим иллюзии: никакие исследования не дадут нам возможности понять до конца крайнюю сложность самого простого организма».

Может, и не стоит во чтобы то ни стало, не считаясь с силами и средствами, стремиться понять все до конца. Может, по примеру академика и физиолога И.П. Павлова, смиренно изучая творение Божие, восхищаться Творцом. И на вопрос: «Как же это всемирно известный ученый может верить в Бога?», спокойно, как и он, отвечать: «Когда я изучаю кровь человека, не то что верующим, а даже святым можно стать».

Вывод 2. Значение сердца в составе человека огромно, роль его – ведущая, а место – центральное.

Вывод 3. При этом плотское (физическое) сердце непосредственно связано с духовным сердцем, и все его физические свойства имеют аналоги в духовной сфере.

Одним из нерешенных вопросов современности является отношение к трансплантации. Так как этот вопрос в прямом смысле стоит у грани жизни и смерти человека, то не может оставить равнодушными ни духовных лиц, ни православных врачей, ни самих трансплантологов. Этот вопрос вскрывает коренное отличие мировоззрения современной медицинской науки и святоотеческого отношения к человеку. Пока можно сформулировать предварительный следующий вывод.

Как было видно из приведенного нами краткого обзора научных данных, главной целью современной медицины является борьба с физической смертью человека, но так как это недостижимая задача, то хотя бы отодвигание момента смерти. В структуре причин смерти современного человека на первом месте – болезни сердца. Трансплантация сердца не решает задачи, так как донорских сердец катастрофически не хватает. Идет огромная работа по созданию механического сердца, способного заменить человеческое. Но как у всякого подобия, такое искусственное сердце имеет много недостатков. Но инженеры не сдаются. Срок работы такого сердца-насоса сейчас продлен до двух лет. В перспективе планируется улучшить качество и начать массовое применение таких сердец. Сбывается пророчество старца Паисия Афонского: «Умножились механизмы, умножились и проблемы; из человека сделали машину, и теперь машины командуют самим человеком, и человеческие сердца поэтому стали железными». Что же будет с человеком, если действительно его сердце станет железным?

К сожалению, современная медицинская наука, как и Фауст, не избежала искушений знаниями (тщеславием), богатством (сребролюбием) и мирскими наслаждениями (сластолюбием). Мы же знаем, Кто победил эти искушения. И поэтому сегодня как никогда актуальны эти слова Спасителя – «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5).

Вывод 5. Только в гармоничном союзе с христианской верой современная медицинская наука может принести пользу духовному и телесному здоровью человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *